МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психология суицидального поведения

    Психология суицидального поведения

    Министерство образования Российской Федерации

    Уральский государственный экономический университет

    РЕФЕРАТ

    На тему:

    «Психология суицидального поведения»

    Исполнитель: студент гр. КД-99-I

    Парыгин С.А.

    Руководитель: д.соц.н., профессор

    Заборова Е.Н.

    Екатеринбург

    2001

    ПЛАН:

    Введение 3

    Психологические аспекты проблемы 4

    Проблемы статистической информации по самоубийствам 6

    Факторы, влияющие на явление суицида в разное время в разных странах 8

    Религиозный фактор 10

    Социальные факторы 11

    Анализ отношения некоторых социальных групп к суициду в настоящее время.

    14

    Старшее поколение 14

    Поколение среднего возраста 14

    Молодежь 17

    Заключение 20

    Список использованной литературы 21

    Введение

    Я сумел бы выжить,

    Если б не было такой простой работы—жить»

    А.Башлачев

    Самоубийство - тема актуальная во все времена, тем более сейчас, когда

    Россия в 1994 году вышла на 2 место в мире по количеству самоубийств, но

    отношение к суициду в разные эпохи было разное и во многом зависело от

    религий и морально-этических норм и традиций. Заглянем в историю.

    Самые древние самоубийства — ритуальные, к которым относятся харакири и

    сати (обряд самосожжения индийских вдов). Ритуальные самоубийства, как

    правило, были почетны, поощрялись обществом и уклонение от них считалось

    большим позором. В античности отношение к жизни и смерти было несколько

    другим, чем в более поздние времена. Например, по эпикурейской школе, если

    жизнь перестает приносить удовольствие и радость – она не нужна. Если

    человек доказывал целесообразность этого поступка, ему давали яд,

    специально закупленный на деньги городской казны. Смерть являлась

    естественным и красивым завершением жизни.

    С приходом христианства отношение к самоубийству становится однозначным

    – резко отрицательным.

    В средние века самоубийц не хоронили на кладбищах, над их трупами

    совершали надругательства (здесь играл роль эстетический момент: показать

    людям, что с ними будет после такого шага, потому что человеку свойственно

    представлять момент своей собственной смерти и похорон эстетически

    переживая). Почему же это произошло? Дело в том, что с принятием

    христианства новообращенным хотелось как можно скорее попасть в Божье

    Царство и, чтобы избежать чудовищное количество самоубийств, церкви

    пришлось объявить самоубийство грехом.

    В христианстве считается, что если бог даровал тебе жизнь, нельзя

    бросать этот дар к его ногам. Нужно прожить жизнь до конца, потому что в

    противовес античной философии, жизнь хороша не удовольствиями, а

    страданиями (ради будущей жизни).

    Если человек лишает себя жизни, он думает только о себе, о том, чтоб

    разом вылечиться от всех страданий и разочарований, он не задумывается о

    том, на какие душевные муки обрекает самых близких ему людей, ему

    безразлично, что их всю оставшуюся жизнь будет мучить чувство вины за то,

    что они не все сделали, чтобы спасти его. Он не осознает, что это только

    момент, и надо иметь мудрость и мужество пережить его, потому что впереди

    вся жизнь.

    Психологические аспекты проблемы

    Герман Гессе в своей книге «Степной Волк» высказывает очень интересные

    мысли по поводу самоубийств. Он пишет о том, что есть как бы прирожденные

    самоубийцы (которые только относятся к этому типу, а самоубийства могут так

    и не совершить) и люди, которые накладывают на себя руки по чистой

    случайности, подаваясь моменту. Прирожденные самоубийцы—это, как правило,

    творческие личности. Они смотрят на свое «Я» как на какое-то опасное,

    ненадежное, не защищенное порождение природы. Это души, видящие свою цель

    не в самоусовершенствовании, а в саморазрушении, возврате к матери, к Богу,

    к Вселенной. Таким людям знакома постоянная борьба с соблазном покончить с

    собой. При малейшем потрясении они думают о самоубийстве. Но мысль о том,

    что запасной выход всегда открыт, придает силы, наделяет любопытством к

    болям и невзгодам.

    Существует определенная классификация суицидов:

    1. Холодный суицид—это когда человек действительно хочет умереть,

    то есть не хочет жить;

    2. Суицид, который является определенной игрой, то есть человек до

    конца уверен в том, что его спасут, он просто хочет обратить на

    себя внимание;

    3. Суицид как способ уйти от проблем.

    У студентов причиной самоубийства может стать ряд проблем, таких, как:

    . сложность адаптации к новым условиям, отсутствие дома (= защиты),

    . коммуникативные сложности, резкое падение самооценки во время учебы,

    . проблемы скученности в общежитии, невозможность побыть наедине с

    собой, своими проблемами,

    . ранние браки.

    Личная жизнь оказывается на виду у всех, становится темой для

    обсуждения. Есть также предположение, что основой студенческих самоубийств

    является научное мышление, они как бы ставят эксперимент, который

    повторить, к сожалению, не удастся. Но с другой стороны, люди с научным

    складом ума не будут ставить такой эксперимент, об отрицательном результате

    которого они заранее знают (это скорее всего социальная незрелость или

    авантюризм).

    Конечно, если человек твердо решил уйти из жизни, его никто не

    остановит, он имеет право распоряжаться ей так, как захочет, и все же эта

    жизнь дана только раз, другой такой уже не будет. Суицид—заразительное

    явление, на него может возникнуть мода, особенно когда из жизни уходят

    лучшие, те, кого уважают (смерть вслед за кумиром, например, рок-певцом и

    т.д.).

    В принципе, если это не холодный суицид, человека можно остановить.

    Дело в том, что самоубийц отличает туннельное видение, они замкнуты на

    своих проблемах и не видят других способов их решения. Психолог должен как

    бы расширить горизонты, показать альтернативные пути решения проблемы,

    потому что только смерть бесповоротна, а в жизни можно попробовать

    проиграть множество вариантов.

    Смерть—выход из игры. К сожалению, у нас принята так называемая

    «кухонная» терапия, то есть люди предпочитают изливать душу друг другу, не

    обращаясь к специалисту.

    В романтической литературе самоубийство окружено ореолом, который не

    соответствует действительности. Живой, страдающий или радующийся человек,

    счастливый или несчастный, но прекрасный, потому что живой, превращается в

    холодный, неподвижный, смердящий труп, который кроме нездорового

    любопытства, брезгливости, отвращения ничего не вызывает.

    Почему-то не описывают, как у человека, который застрелился, мозги

    размазываются по стенкам, от головы остается кровавое месиво, что у

    повешенного вываливается синий язык, глаза выходят из орбит, что он может

    сразу не умереть, а будет долго в судорогах мучиться, что происходит

    дефекализация организма, поскольку он находится в подвешенном состоянии.

    Тот, кто решил выпить яд или снотворное, должен готовиться к долгой и

    мучительной смерти, поскольку даже цианистый калий вызывает невероятные

    мучения.

    Проблемы статистической информации по самоубийствам

    Тема самодеструктивного поведения, то есть поведения, направленного на

    физическое уничтожение своего организма, достаточно серьезна и требует

    серьезных раздумий о реальных причинах, толкающих людей на самоубийство.

    Я не буду оперировать статистическими данными по самоубийствам в

    России не из-за недоступности такой информации. Просто у нас пока

    отсутствует отлаженная процедура сбора подобного рода данных и поэтому нет

    уверенности в достоверности имеющихся цифр. Хотя несколько цифр из

    официальной информации я приведу: с 1965–1996 г. включительно 1,4 млн.

    человек покончило жизнь самоубийством, около 20% – женщины.

    Впрочем, аналогичные трудности имеются во многих странах мира, и не

    случайно, что даже в статистике США, чемпионе по массовым обследованиям,

    имеются существенные противоречия в цифрах (например, по одним данным,

    самоубийства занимают 9-е место среди причин смертности населения, а по

    другим - выходят на 5-6-е места). Прежде всего это связано не с попыткой

    скрыть эти "неблагополучные" данные (хотя в некоторых странах такая

    тенденция также заметна), но со сложностью квалификации того или иного

    случая смерти как суицида (самоубийства).

    Ведь суицид относится к намеренному лишению себя жизни, а при

    отсутствии предсмертных записок, предварительных соответствующих

    высказываний или других явных доказательств оно легко может быть

    интерпретировано как несчастный случай.

    Поскольку в общественном сознании суицид часто связывается с чьим-либо

    "позором" или "виной", то родственники или ближайшее окружение

    заинтересовано в фальсификации реальных фактов.

    Поэтому почти все международные симпозиумы и встречи по проблемам

    самодеструктивного поведения начинаются, как правило, с горячих дискуссий

    по поводу достоверности имеющихся статистических данных. Тем не менее общая

    мировая статистика показывает явно тревожную картину за последние

    десятилетия.

    Во многих развитых странах уровень самоубийств или повышается, или

    остается достаточно высоким. С другой стороны, за последнее время

    увеличилась доля самоубийств среди молодежи в возрасте 15-24 лет (в США с

    1960 по 1980 г. количество суицидов среди подростков обоего пола

    увеличилось в 2 раза).

    Факторы, влияющие на явление суицида в разное время в разных странах

    Специалисты насчитывают большое количество факторов, имеющих отношение

    к суицидальным попыткам. Среди них и изменение солнечной активности, и

    влияние магнитных полей Земли, и загрязненность окружающей среды, по

    некоторым гипотезам, приводящая к массовому самоубийству даже китов, и

    накопление определенных морских воздушных масс, циклонов и антициклонов,

    способствующих, по мнению венгерских специалистов увеличению числа

    самоубийств в Будапеште.

    Но нас, конечно, интересуют прежде всего не условия, действующие на

    биологическую природу человека, ведь в конечном счете даже такой мощный

    фактор, как психическая болезнь, является непосредственно причиной

    самоубийства не более чем в 30 процентах случаев, как бы ни старались

    объявить вначале всех самоубийц сумасшедшими. Наиболее важными для

    понимания самоубийства являются социальные, социально-психологические и

    психологические причины, разрушающие личность человека, его "я".

    Исторически сложившиеся политические, экономические и культурные условия в

    обществе, как показывают многочисленные исследования, в существенной мере

    влияют на кривую роста самоубийств.

    Непосредственные причины, толкнувшие человека на отказ от жизни, как

    правило, тесно связаны с его ближайшим окружением - семьей, родителями,

    друзьями. И наконец, главным звеном в решении вопроса "быть или не быть"

    является сам человек, от силы его личности зависит, как поведет он себя в

    кризисном психическом состоянии, какой выбор сделает, столкнувшись с

    трудностями приспособления к сложным жизненным ситуациям, и не сдастся ли

    он под влиянием длительных травмирующих психику обстоятельств.

    Другой важный момент, связанный с проблемой самоубийства, - это

    временная перспектива. Поиск причин суицида нередко приводит в прошлое

    человека или общества, в котором он живет, а неопределенность или

    безысходность будущего часто явный признак или причина стремления к

    самоуничтожению.

    "Общество множит ряды самоубийств" - этот тезис с особой силой

    зазвучал в XIX веке, когда связь общественно-исторических сил с личной

    трагедией индивида стала очевидной для многих. На самом деле эту связь в

    большей или меньшей степени можно проследить во всей истории общественного

    развития человека. Есть, по крайней мере, два вида самоубийств, прямым

    образом связанных с социальными причинами. В первом случае общество в

    определенных ситуациях как бы требует от своих членов самопожертвования, и

    эти социальные ожидания заложены в общественных нормах, правилах поведения

    и неписаных кодексах чести. Все это находит свое отражение и в системе

    воспитания, и в многочисленных произведениях искусства.

    Добровольное принесение себя в жертву богам во имя общественных

    интересов в древности существовало практически у всех народов. В голодные

    годы старики и дети ради сохранения жизни рода лишали жизни себя; нередко

    жертвы приносились ради прекращения войн, эпидемий, стихийных бедствий.

    Определенную долю общественно регламентированных самоубийств

    составляли добровольные уходы из жизни после смерти "повелителя" - жены и

    слуги правителей и других высокопоставленных лиц обязаны были разделить

    участь господина и отправиться следом в загробный мир.

    Самоубийства вдов во многих странах являлись свидетельством подлинной

    любви к мужу и доказательством их верности. Решительность и бесстрашие

    многих из них поражает воображение - Порция, жена небезызвестного в римской

    истории Брута, узнав о смерти мужа, не замедлила проглотить горсть горящих

    углей. В Индии обычай сати - самосожжение вдовы вместе с телом мужа вплоть

    до XIX века являлся не просто образцом для подражания, но и обязательным

    ритуалом.

    Самоубийство в истории общества было также одним из способов выражения

    гнева, протеста против оскорбления, средством восстановления своей чести.

    До сих пор в некоторых африканских племенах сохранилась такая странная, на

    наш взгляд, форма защиты своего достоинства: человек, которому нанесено

    оскорбление, должен по обычаю племени взобраться на высокое дерево и,

    публично излив свой гнев на обидчика, броситься вниз головой.

    В Японии, где власть иерархического подчинения была доведена до

    предела, во многих случаях самоубийство было единственной возможностью

    выражения протеста людей, стоявших на низших ступенях иерархической

    лестницы.

    Религиозный фактор

    Одним из сильнейших социальных факторов, определяющих уровень

    самоубийств и непосредственно связывающих прошлое и настоящее в жизни

    общества, является религия. Недаром в конце прошлого века В.Джеймс в своем

    знаменитом эссе "Стоит ли жизнь того, чтобы жить?" пришел к выводу, что

    одной из основ в борьбе за жизнь в истории общества являлась религиозная

    кара. Ислам строго осуждал самовольное лишение себя жизни, и до сих пор это

    явление практически не встречается в странах, исповедующих мусульманскую

    религию. В иудаизме также подчеркивалось ценность жизни для бога, и потому

    ради сохранения жизни правоверным евреям разрешалось преступать все

    религиозные законы, за исключением отказа от бога, убийства и

    кровосмешения.

    Христианство после волны самоубийств первых христиан-мучеников,

    стремящихся таким образом как можно быстрее предстать перед лицом

    всевышнего, также довольно скоро наложило запрет на добровольный уход из

    жизни. И хотя слова Экклезиаста "и возненавидел я жизнь, ибо все суета и

    томление духа" могут посоперничать по пессимизму с книгой Иова ("человек

    рождается на страдания"), тем не менее попытки избежать страданий,

    ниспосланных богом, объявлялись теоретиками христианства, в частности св.

    Августином, не просто слабостью, но и грехом (так как нарушается заповедь

    "не убий"), который лишает самоубийцу прощения и спасения в другой жизни.

    Самоубийцам отказывалось в христианском погребении, они карались позорным

    захоронением на перекрестках дорог, вне кладбища, а в правовом плане -

    семья самоубийцы лишалась законного наследства. Люди же, совершившие

    неудачную попытку суицида, подвергались заключению и каторжным работам как

    за убийство.

    Поэтому одной из главных причин самого низкого уровня самоубийств в

    настоящее время в Италии, Испании и ряде латиноамериканских стран является

    огромное влияние в этих странах католицизма, сурово преследующего попытки

    лишения себя жизни. Религиозный фактор является одной из причин небольшого

    количества самоубийств и в Польше (с 1970 по 1986 годы зарегистрировано в

    среднем не более 12 человек на 100000).

    Такие восточные религии, как брахманизм и буддизм, следующие доктрине:

    все, что привязывает человека к жизни, есть причина страдания, спокойно

    относятся к отречению от плоти. И самосожжение буддистских монахов как акт

    протеста против войн и других варварств современной цивилизации вполне

    укладывается в рамки религиозных норм. Впрочем, массовые религиозные

    самоубийства предпринимались и в России, например, при многих

    государственных нововведениях и реформах; примером тому - многочисленные

    самоубийства как протест против политики, проводимой Петром I.

    Современными исследователями установлено, что в целом в государствах,

    где влияние религии слабее и религиозные нормы, в частности, связанные с

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.