МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психология преступника

    Психология преступника

    Министерство общего и профессионального образования РФ

    Южный институт менеджмента

    Р Е Ф Е Р А Т

    по психологии

    ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПНИКА

    Работу выполнил

    студент 1 курса группа №100/1

    Азлецкий Олег Олегович

    Преподаватель

    Середа В. Д.

    Краснодар, 1999

    СОДЕРЖАНИЕ.

    | | |

    |Введение |3 |

    |------------------------------------------------------------------| |

    |----------- |5 |

    | |8 |

    |Биологические и социальные теории о личности преступника |9 |

    |---------- | |

    |Роль потребностей в формировании личности преступника |10 |

    |------------- |12 |

    |Роль социальной среды |22 |

    |----------------------------------------------------------- |25 |

    |Два подхода при изучении личности преступника: | |

    |социально-типологический и социально-ролевой |27 |

    |-------------------------- | |

    |Психология преступника-убийцы | |

    |---------------------------------------------- | |

    |Психология преступника-террориста | |

    |----------------------------------------- | |

    |Психологические аспекты неосторожной | |

    |преступности------------------ | |

    | | |

    |Литература | |

    |------------------------------------------------------------------| |

    |-------- | |

    ВВЕДЕНИЕ.

    Для нашего времени характерно значительное развитие психологической

    науки, проникновение ее во все сферы человеческой деятельности,

    использование данных психологии в решении на научной основе вопросов

    совершенствования работы правоохранительных органов, глубокое исследование

    психологического анализа личности и юридической деятельности, опирающегося

    на изучение основных психологических явлений, процессов, состояний, их

    особенностей в правовой сфере (потребности, мотивы, цели, темперамент,

    установка, социальная направленность и другие характеристики личности).

    Необходимость изучения личности преступника диктуется, прежде всего,

    потребностями практики борьбы с преступностью.

    Психология исследует механизм иммунитета личности в криминогенной

    ситуации и через познание его закономерностей разрабатывает рекомендации в

    области индивидуальной профилактики преступности. В рамках криминальной

    психологии исследуются психологические особенности личности не только

    насильственных, но и корыстных преступников, структура и психологические

    особенности преступных групп.

    В особом разделе рассматриваются психологические аспекты неосторожной

    преступности.

    Различные научные дисциплины по-разному подходят к генезису

    правонарушений. Так, В. Н. Кудрявцев пишет следующее: «Структура

    конкретного правонарушения может быть проанализирована с разных точек

    зрения. Юридический подход характеризует его как деяние, состоящее из

    четырех элементов: объекта, объективной и субъективной сторон и субъекта.

    Для криминологии, социологии и психологии более продуктивен динамичный,

    генетический подход, позволяющий изучить поведение человека в развитии. С

    этой точки зрения конкретное правонарушение есть процесс, развертывающийся

    как в пространстве, так и во времени. Более того, поскольку нас интересуют

    причины правонарушений, необходимо учитывать не только сами действия,

    образующие запрещенный законом поступок, но и некоторые предшествующие им

    события. Таким образом, раскрывается генезис противоправного поведения, т.

    е. его происхождение и развитие» [1].

    Далее Кудрявцев отмечает: «Процесс формирования личности хотя и

    интересует право и криминологию, но, строго говоря, не является предметом

    их изучения: это дело педагогики, психологии, социологии и других наук о

    человеке» [2].

    После выхода в свет работ Ч. Ломброзо, явившихся по существу началом

    изучения личности преступника, в ряде стран стали проводиться исследования

    психологических свойств правонарушителя, в которых ученые пытались найти

    стержневую причину преступного поведения. Независимо от направлений и школ

    они стремились понять, почему человек совершает преступления, несмотря на

    тяжесть установленного наказания; почему не останавливается, испытав его;

    почему совершает корыстные преступления, не имея порой материальной нужды.

    Ответы на эти вопросы требовали диалектического подхода к познанию самого

    явления — преступности, что в тех исторических условиях осуществить было

    вряд ли возможно, хотя некоторые попытки предпринимались уже тогда.

    В нашей работе мы отразили те теории, исследования, примеры

    которые дадут возможность охарактеризовать психологию преступника с

    точки зрения современных исследователей данного вопроса.

    БИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ

    О ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА.

    Недостатки процесса социализации не могут быть понятны вне

    психофизиологической основы социализации, без анализа его рефлекторно-

    эмоциональной стороны. «Причем всякий раз надо иметь в поле зрения обе

    смыкающиеся в психологии стороны дела: социальную и физиологическую, ибо,

    дойдя до индивида и его эмоций, мы всегда доходим и до их материальной

    основы, т. е. физиологии индивидуального организма» [3].

    Успешная социализация в процессе развития и становления личности

    предопределяется наличием достаточно прочных социальных тормозов и

    внутреннего контроля.

    Умысел возникает в процессе мышления. На его формирование оказывают

    воздействие понятия и представления, не соответствующие общественному

    правосознанию.

    Насколько личность заражена антиобщественными взглядами, какую имеет

    социальную направленность, удается выяснить, лишь рассмотрев комплекс ее

    потребностей, интересов, мотивов действия. Извращенные потребности и те,

    удовлетворения которых субъект не заслуживает или которые общество по

    уровню своего развития не в состоянии удовлетворить, субъективные интересы,

    противоречащие общественным, способствуют возникновению антиобщественных

    свойств личности.

    На образование противоправного умысла влияет и тип нервной системы,

    темперамент, характер. Но этот вопрос неясен и остается спорным из-за

    отсутствия серьезных научных исследований в этой области.

    Постулирование факта, что преступность обусловлена, прежде всего,

    социально, вовсе не означает, что игнорируются индивидуальные свойства

    личности при изучении преступного поведения. Различные стороны личности, от

    природы способностей и до природы отклоняющегося поведения, составляют

    предмет весьма острой, многолетней дискуссии ученых, таких как Б. Г.

    Ананьев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, К. К. Платонов и

    др.

    Б. Г. Ананьев пишет: «Не отделение человека как субъекта и объекта

    истории от природы, не игнорирование человеческой природы как

    биологического начала в человеческой организации, а диалектическое единство

    истории и природы, преобразование природы историческим путем — такова

    традиция марксизма» [4].

    Но общие сведения о биологическом и социальном в личности не дают

    прямого ответа на многие важные вопросы: какие индивидуальные особенности,

    начиная с какого периода, в каком сочетании с другими условиями

    жизнедеятельности, воспитания и обучения способны дать те или иные

    отклонения в сознании и поведении ребенка, взрослого. Из-за сложности,

    многомерности, взаимообусловленности связей социального и природного в

    личности эти вопросы представляют для исследователя весьма сложно

    разрешаемую проблему. На это указывает, в частности, Б. Ф. Ломов:

    «Относительно связей биологического и психического вряд ли целесообразно

    пытаться сформулировать некоторый универсальный принцип, справедливый для

    всех случаев. Эти связи многоплановы и многогранны. В одних измерениях и

    при одних определенных обстоятельствах биологическое выступает по отношению

    к психическому как его механизм (физиологическое обеспечение психических

    процессов), в других — как предпосылка, в третьих — как содержание

    психического отражения (например, ощущения состояний организма), в

    четвертых— как фактор, влияющий на психические явления, в пятых — как

    причина отдельных актов поведения, в шестых — как условие возникновения

    психических явлений и т. д.». [5]

    Анализ социального и биологического в личности предполагает прежде

    всего рассмотрение соотношения этих факторов в процессе социального

    развития, формирования личности. Попытку сопоставить соотношение

    биологического и социального на разных иерархических уровнях структуры

    личности в процессе ее онтогенеза в свое время предпринял К. К. Платонов,

    показав, что соотношение этих факторов неодинаково в различных

    подструктурах.

    Косвенное, опосредованное влияние социального фактора на особенности

    биологической подструктуры не менее очевидно, как и влияние биологического

    на подструктуру направленности, хотя пол, тип и структуру нервной системы,

    патологии и задатки человек получает при рождении. Известны такие явления,

    как «воскресные дети», «дети карнавала», дети, зачатые пьяными родителями и

    появляющиеся на свет с различными патологиями нервной системы,

    затрудняющими их социальную адаптацию. Так, по данным, приведенным Ф. Г.

    Угловым, наблюдения за 1500 роженицами показали, что различные отклонения в

    организме детей наблюдаются у 2% непьющих матерей, у 9% умеренно пьющих и у

    74% матерей, злоупотребляющих спиртным. [6]

    Эти факты свидетельствуют о том, что даже биологическая подструктура,

    где речь идет о сугубо врожденных и наследственных свойствах индивида, не

    свободна полностью от влияния среды, воздействующей на него опосредованно,

    через организм матери.

    Достаточно сложным оказывается также взаимодействие биологического и

    социального фактора на высшей подструктуре направленности, проявляющейся,

    прежде всего, в личностных качествах и поведении человека, в характере его

    социальной активности. Как известно, героями и преступниками не рождаются,

    а становятся, и, следовательно, в формировании этих качеств ведущее место

    отводится социальным, прижизненным факторам: воспитанию, обучению, влиянию

    среды.

    Однако было бы неправильно вообще игнорировать роль биологических

    факторов в формировании социальных качеств личности.

    Как справедливо отмечал А. Н. Леонтьев: «Парадокс в том, что

    предпосылки развития личности по самому существу своему безличны. Личность,

    как и индивид, есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные

    отношения субъекта. Существует, однако,

    фундаментальное отличие того особого образования, которое мы называем

    личностью. Оно определяется природой самих поражающихся его отношений: это

    специфические для человека общественные отношения, в которые он вступает в

    своей предметной деятельности». [7]

    Таким образом, выявление так называемых психобиологических предпосылок

    асоциального поведения как неблагоприятных свойств психики и организма,

    которые затрудняют социальную адаптацию индивида, является отнюдь не

    самоцелью, а имеет свой смысл прежде всего в связи с превентивной

    практикой, так как позволяет проводить воспитательно-профилактическую

    деятельность с учетом всех, в том числе и индивидуальных факторов,

    обусловливающих отклонения в поведении и сознании личности. Неблагоприятные

    психобиологические предпосылки требуют, как правило, дополнительных как

    психолого-педагогических, так и медицинских корректирующих мер и

    воздействий.

    Общество может и должно предупреждать преступное поведение индивидов,

    которые имеют неблагоприятную органическую отягощенность, но при этом

    социально-воспитательные профилактические программы должны строиться с

    учетом этих имеющих неблагоприятный характер психобиологических

    особенностей части правонарушителей. Отсюда понятен тот интерес, который

    проявляют к данному вопросу представители различных отраслей психологии,

    криминологии, медицины, исследующие проблему отклоняющегося поведения и

    преступности.

    Г. А. Аванесов выделяет следующие биологические предпосылки, играющие

    отрицательную роль в поведении человека:

    • патология биологических потребностей, нередко становящаяся причиной

    сексуальных извращений и половых преступлений;

    • нервно-психические заболевания (психопатии, неврастении, пограничные

    состояния), которые повышают возбудимость нервной системы,

    обусловливают неадекватную реакцию и затрудняют социальный контроль за

    действиями;

    • наследственные заболевания, особенно отягощенные алкоголизмом, которыми

    страдают 40% умственно отсталых детей;

    • психофизиологические нагрузки, конфликтные ситуации, изменение

    химического состава окружающей среды, использование новых видов

    энергии, которые приводят к различным психосоматическим, аллергическим,

    токсическим заболеваниям и служат дополнительным криминальным фактором.

    [8]

    РОЛЬ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ

    ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА.

    Один из существенных компонентов причинного комплекса преступности —

    неудовлетворенность запросов людей в сфере потребления, разрыв между

    потребностями в материально-товарных ценностях или услугах и возможностями

    их реализации.

    Потребности складываются под воздействием прошлого. Стандарты прошлого

    уклада жизни действуют на актуальные потребности людей благодаря их личному

    опыту и опыту предыдущих поколений (через непосредственный контакт и с

    помощью массовых коммуникаций). Установка «жить не хуже, чем раньше»,

    охватывающая как уровень жизни в целом, так и его отдельные показатели,

    касается и более отдаленного прошлого. Знания о нем, однако, всегда весьма

    приблизительны, а представления в значительной степени искажены. Причем

    одни стороны прошлой социальной жизни, как правило, преувеличиваются, в то

    время как другие — существенно преуменьшаются, вследствие чего прошлое

    идеализируется и способствует неоправданному росту потребностей.

    Во-вторых, потребности диктуются прогнозируемым будущим. Население в

    своих представлениях о возможных изменениях в укладе жизни обычно следует

    официальным прогнозам, а также руководствуется формулой «завтра жить не

    хуже, чем сегодня». Дополнительный рост потребностей может быть вызван

    неправильным планированием, занижающим сроки выполнения тех или иных

    народнохозяйственных задач, поспешными обещаниями ответственных организаций

    и ведомств.

    В-третьих, потребности людей формируются в результате сравнения с

    жизнью других социальных групп и слоев. Сравнение осуществляется через

    каждодневное общение с окружающими и через массовые коммуникации. В этом

    случае действует установка «жить не хуже, чем другие».

    В-четвертых, формирование потребностей подчиняется принципу

    «соответствия» возможностей. Характер труда, например, в сознании людей

    связан с более или менее определенным качеством досуга, степенью

    общественного признания и размерами заработка; размеры заработка, в свою

    очередь, — с качеством и разнообразием потребляемых благ и т. д.

    Соответствия такого рода имеют как объективные основания (например,

    необходимость полного и своевременного возмещения затрат физической и

    умственной энергии), так и субъективные. Важное криминологическое значение

    имеет противоречивость усвоенной ролевой информации, что связано в ряде

    случаев с противоречиями в самом содержании социальной роли, ее

    двузначности, «встроенной» в данную роль.

    Сама по себе противоречивость внутриролевых требований в какой-то мере

    неизбежна: в этом отражается социальный, противоречивый характер самих

    процессов экономического и социального развития. Более того, осознание

    таких противоречий может послужить мотивирующим стимулом для их преодоления

    путем усовершенствования общественных связей и отношений, улучшения и

    развития соответствующего законодательства.

    Исход внутриролевого конфликта зависит от:

    а) размера социальных, правовых, моральных санкций, ожидаемых в связи с

    тем или иным вариантом поведения (как позитивных, так и негативных);

    б) ожидаемой степени их реальности, близости, неотвратимости;

    в) отношения индивида к своей социальной роли в целом и к ее составным

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.