МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психология потребителя

    Психология потребителя

    |ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ |

    |Ключевые понятия темы |

    |Подражание. Заражение. Внушение. Толпа. |

    |Реакция кружения. Паника. |

    |Публика. Шопинг-наркомания. |

    |Иррациональное поведение противоположно |

    |целерациональному. Если для первого характерна увязка |

    |целей с осознанными интересами, конструирование плана |

    |действий на основе расчета балансов возможных достижений |

    |и издержек (ответ на вопрос "стоит ли овчинка выделки?"),|

    |то иррациональное поведение этого лишено. В его основе |

    |лежат психологические механизмы, лишь косвенно связанные |

    |с трезвым расчетом. Совершив такое действие, человек, |

    |успокоившись и восстановив способность к трезвому |

    |анализу, объясняет совершенное просто: "Бес попутал" или |

    |"Что-то на меня нашло..." |

    |1. МЕХАНИЗМЫ ИРРАЦИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ |

    |Подражание |

    |Многие формы поведения, в том числе потребительского, |

    |воспроизводятся людьми без лишних размышлений. В основе |

    |лежит механизм подражания. Особенно велика его роль в |

    |процессе социализации. Чтобы не ломать голову, индивид в |

    |стандартных ситуациях ведет себя так, как ведут |

    |окружающие. Этим объясняется то, что в одной и той же |

    |ситуации люди из разных культур ведут себя по-разному. |

    |Механизм подражания затягивает людей, так как думать |

    |самостоятельно, находить собственные решения - это |

    |тяжелая работа, которая не всем по вкусу, да и невозможно|

    |во всем и всегда полагаться только на свой ум - придется |

    |в своей биографии повторить весь путь человечества, |

    |открывая огонь, колесо и т.п. Поэтому люди, стремясь из |

    |лени или из здравого смысла экономить свои |

    |интеллектуальные силы, идут по пути подражания: если |

    |человек прошел по льду и не провалился, значит, можно |

    |идти вслед за ним, если соседи купили стиральную машину и|

    |она работает уже целый год, значит, можно сделать то же. |

    |Заражение |

    |Важную роль в распространении форм поведения играет |

    |механизм заражения. Точно так же, как люди заражаются |

    |вирусом той или иной болезни, они могут при определенных |

    |условиях заражаться чужим настроением, заимствуя |

    |соответствующие формы поведения. |

    |Не все люди в равной мере подвержены заражению. |

    |Французский психолог XIX в. Густав Лебон писал: |

    |"Социальное заражение характерно более всего для людей с |

    |подавленной волей и ведет к закреплению традиций |

    |посредством приведения этих людей в определенное |

    |психическое состояние посредством эмоциональных |

    |сопереживаний. Массовое аффективное напряжение ведет к |

    |сужению сознания и преимущественному восприятию тех |

    |образов, которые окрашены наиболее эмоциональными |

    |красками" (Лебон: 43). |

    |Нередко в разного типа группах встречается механизм |

    |взаимного заражения. В этом случае все участники группы |

    |заражают друг друга. Американский социальный психолог |

    |Т.Шибутани так описывает этот процесс: "Каждый участник |

    |вносит свой вклад в эту атмосферу в той степени, в какой |

    |он проявляет соответствующие эмоциональные реакции, и |

    |каждый заражается этим настроением в зависимости от того,|

    |насколько оно соответствует его состоянию" (Шибутани |

    |1969: 41). |

    |Внушение |

    |Внушение - это метод, способствующий некритическому |

    |восприятию внешней информации (Салтыков: 11). |

    |Кто способен внушать? Тот, кто обладает для данного |

    |индивида или группы авторитетом. Чем выше авторитет - тем|

    |неопровержимее кажутся доказательства внушающего |

    |(Салтыков: 12). |

    |2. ТОЛПА И ПУБЛИКА |

    |Толпа - это группа людей, захваченных одной эмоцией, |

    |которая может быть как негативной, так и позитивной. |

    |В толпе количество людей переходит в качественно иное |

    |психическое и интеллектуальное состояние. Это обусловлено|

    |рядом причин |

    |(а) Толпа анонимна. Здесь личность растворяется. Здесь |

    |нет имен и социальных статусов. Здесь есть только |

    |"гражданин в шляпе", "женщина с сумкой" и т.д. "Толпа, - |

    |как писал Лебон, - становится анонимной и в силу этого - |

    |безответственной, чувство ответственности, которое всегда|

    |сдерживает индивида, здесь исчезает полностью"(Le |

    |Bon:18). |

    |(б) В толпе резко усиливается действие механизма |

    |социально-психологического заражения. Действуя под |

    |влиянием социально-психологического заражения, индивид |

    |"легко приносит в жертву свои свои личные и коллективные |

    |интересы" (Le Bon:18). |

    |(в) В толпе усиливается действие механизма внушения |

    |лидерами и взаимного внушения людей. Лишь немногие |

    |обладают достаточно сильной психикой, чтобы противостоять|

    |этому внушению. |

    |Формирование толпы проходит ряд фаз. |

    |Циркулярная реакция. Толпа образуется в результате |

    |происшествия, привлекшего внимание людей и возбудившего |

    |любопытство. Взволнованный событием индивид |

    |присоединяется к группе собравшихся и получает от них |

    |новую порцию возбуждающей информации. При этом он теряет |

    |часть присущего ему самообладания, разделяет |

    |господствующие в данной группе эмоции (Предвечный: 291). |

    |Реакция кружения. Внутреннее напряжение индивидов, |

    |возбужденных событием, побуждает их к разговору друг с |

    |другом. Они передают информацию, пересказывая слышанное, |

    |высказывая свои суждения, делясь наблюдениями. В процессе|

    |кружения возбуждение присутствующих нарастает, через |

    |разговоры и крики толпы формируется образ как продукт |

    |группового творчества (Предвечный: 291). |

    |Формирование действующей толпы. На этом этапе группа уже |

    |предрасположена к совместным немедленным действиям. |

    |Появление лидеров стимулирует ее действия в общем |

    |направлении. |

    |Густав Лебон, первый теоретик толпы, отмечал в качестве |

    |одного из ее характерных черт низкий интеллектуальный |

    |уровень (Le Bon: II). Как грипп приводит к упадку |

    |физических сил крупного человека, так даже |

    |интеллектуально развитый индивид, будучи захваченным |

    |полем толпы, превращается в ее примитивную единицу. |

    |Г.Лебон писал: "Век, в который мы вступаем, будет, |

    |вероятно, эрой толпы" (Le Bon: 3). Хотя я не могу принять|

    |его аргументы, сам вывод кажется верным, но несколько |

    |преувеличенным. Действительно, в ХХ в. роль толпы во всех|

    |сферах жизни общества существенно возросла. Чем это |

    |объясняется? |

    |Концентрация людей - это первая физическая предпосылка |

    |формирования толпы. Во всем мире произошла небывалая |

    |концентрация населения. Сейчас мы ежедневно оказываемся в|

    |центре самых плотных толп: в автобусах, метро, в больших |

    |магазинах, на городских рынках. Это ставит нас в мощное |

    |психологическое поле, которое не может не оказывать |

    |воздействия на наше поведение. В прошлые века большинство|

    |людей сталкивались с такими толпами крайне редко. |

    |В условиях огромной концентрации населения в больших |

    |городах резко интенсифицировалась неформальная |

    |информация: слухи, сплетни, которые часто касаются важных|

    |аспектов потребительского поведения. Демократизация |

    |средств массовой информации превратила их в разносчиков |

    |слухов. То, что в советском обществе одна бабушка шептала|

    |другой на ухо, теперь любая газета с миллионным тиражом |

    |может сообщить, ссылаясь на слухи в информированных |

    |кругах. |

    |Развитие телевидения, рекламы создало мощные средства |

    |манипуляции поведением сразу миллионов людей. Они могут |

    |одновременно получить информацию, толкающую их на |

    |однотипные действия. Например, массированная реклама |

    |финансовой пирамиды "МММ" толкнула миллионы людей сдавать|

    |свои деньги в расчете на бешеные прибыли; переданная по |

    |тем же каналам информация о начавшемся крахе "МММ" |

    |погнала их в один час в очереди за получением своих денег|

    |обратно. |

    |Скопление людей может иметь некоторые черты толпы, не |

    |превращаясь в нее, но неуловимым образом влияя на |

    |поведение индивидов. Такое часто случается во время так |

    |называемых "народных гуляний". |

    |"День города", - пишет студент Е., - запомнился мне тем, |

    |что там я потратил значительную сумму денег. Это покупка |

    |пирожков, пива, кофе и многого другого. Когда мы с женой |

    |пришли домой с полной сумкой продуктов, то даже |

    |засмеялись: зачем мы купили все это (причем раза в |

    |полтора дороже), отстояв в огромных очередях, когда можно|

    |было дешевле, спокойнее и быстрее приобрести все это в |

    |магазине, который находится на первом этаже нашего дома".|

    | |

    |Публика - это "рассеянная в пространстве толпа, в которой|

    |духовное влияние одного человека на другого |

    |осуществляется на расстоянии, которое становится все |

    |более и более большим" (Tarde: VI). Публика - это те, кто|

    |подвергается воздействию в одиночку: читатели газет, |

    |слушатели радио, телезрители. Они все вместе и в то же |

    |время порознь. |

    |Публика обладает многими признаками толпы. Здесь нет |

    |реакции кружения, однако действуют механизмы подражания, |

    |заражения, внушения. Особенно мощные возможности в |

    |формировании публики имеет телевидение. |

    |Телевидение формирует публику, заставляя ее подражать |

    |моделям потребления, которые предлагаются через фильмы, |

    |концерты и шоу. Показ массовых мероприятий заражает |

    |зрителей: "Смотри! Все уже это носят (жуют и т.п.)!". |

    |Опытные актеры, властители дум внушают зрителям, что |

    |покупать, что и как потреблять. На механизме внушения |

    |публики строится реклама в СМИ. |

    |3.ПАНИКА |

    |Слово "паника" происходит от имени греческого бога Пана, |

    |покровителя пастухов, пастбищ и стад. Его гневу |

    |приписывалась "паника" - безумие стада, бросавшегося в |

    |пропасть, в воду из-за незначительной причины. |

    |Возникновению паники способствует ряд факторов. |

    |Во-первых, усталость, депрессия, голод, опьянение, долгая|

    |бессонница или предшествующее психическое потрясение; |

    |во-вторых, такие психологические явления, как крайнее |

    |удивление, большая неуверенность, сознание собственного |

    |бессилия перед неотвратимой опасностью, утрата доверия к |

    |лидерам и т.п. (Предвечный: 295). |

    |Развиваясь, паника проходит несколько фаз. |

    |Паника начинается с появления шокирующего стимула. |

    |Он вызывает потрясение и восприятие ситуации как |

    |кризисной. |

    |Возникает состояние замешательства, т.е. индивидуальные и|

    |неупорядоченные попытки интерпретировать событие в рамках|

    |личного опыта или путем припоминания аналогичных ситуаций|

    |из косвенного опыта. Острая необходимость быстрой |

    |интерпретации стимула и немедленных действий часто мешает|

    |логическому осмыслению кризисной ситуации и вызывает |

    |страх (Предвечный: 295-296). |

    |Начинается циркулярная реакция: страх одних отражается |

    |другими и в свою очередь усиливает страх первых. |

    |Страх ведет к уменьшению уверенности в способности |

    |присутствующих коллективно противодействовать кризисной |

    |ситуации и создает ощущение обреченности. |

    |Неверие в возможность коллективного организованного |

    |спасения вызывает желание спастись индивидуально. Суть |

    |этой фазы выражается в вопле "Спасайся, кто может!" |

    |Паника - это индивидуалистическое и эгоцентрическое |

    |поведение, направленное на личное спасение любой ценой. В|

    |процессе паники индивиды часто действуют однотипно, |

    |например, все бросаются в одни двери, что является |

    |результатом циркулярной реакции, внушения и заражения, |

    |подражания. Один побежал - все устремились за ним, |

    |надеясь, что впереди бегущий лучше других знает выход. |

    |Поэтому паника - это одновременно и групповое поведение. |

    |Оно имеет целью индивидуальное спасение, однако в |

    |реальности ведет к тому, что спасающиеся таким образом |

    |индивиды нейтрализуют усилия каждого, буквально топят |

    |друг друга. Так, банковская паника ведет к тому, что |

    |слегка пошатнувшийся банк тонет, как торпедированный |

    |корабль. |

    |4. НАРКОЗАВИСИМОСТЬ |

    |Одной из самых распространенных форм иррационального |

    |поведения является наркозависимость, или наркомания. |

    |Наркомания - это болезнь, характеризующаяся непреодолимым|

    |влечением к наркотикам, вызывающим в малых дозах эйфорию,|

    |в больших - оглушение, наркотический сон. Систематическое|

    |употребление наркотиков вызывает потребность в увеличении|

    |доз (БСЭ: 858). |

    |В основе механизма наркозависимости лежит привыкание к |

    |наркотическому веществу. В результате формируется |

    |физиологическая потребность, неудовлетворение которой |

    |может вызывать физические страдания. По мере увеличения |

    |стажа потребления данного наркотика его эффективность |

    |снижается, поэтому для получения привычного кайфа |

    |требуются повышенные дозы. |

    |Грань, отделяющая наркотики от прочих продуктов, подвижна|

    |и размыта. Есть сильнодействующие наркотики, обладающие |

    |ярко выраженными качественными признаками этого вида |

    |продуктов: они вызывают сильную эйфорию или галлюцинации,|

    |быстро порождают эффект наркозависимости (классический |

    |пример - героин). Есть множество наркотиков, которые |

    |обладают этими же качествами, но не в столь ярко |

    |выраженных формах: не столь сильно воздействие на |

    |психику, не так быстро вызывают привыкание. Ряд слабых |

    |наркотиков действуют на сильных и здоровых людей в |

    |незначительной мере, что создает иллюзию их безвредности.|

    | |

    |Наркотик - это результат социального конструирования: |

    |общество в разных случаях по-разному решает, где проходит|

    |грань, отделяющая наркотики от прочих продуктов. Поэтому |

    |один и тот же продукт в разных странах и в разное время |

    |может классифицироваться как наркотик или таковым не |

    |признаваться. В такой пограничной ситуации обычно |

    |находятся алкогольные напитки и табак. В большинстве |

    |стран их классифицируют как наркосодержащие продукты и |

    |ограничивают их потребление по возрастному признаку, |

    |часто запрещают продажу алкоголя в определенных местах, в|

    |определенные часы или дни недели. |

    |Человек, попавший в наркотическую зависимость, ведет себя|

    |как иррациональный потребитель: он может прекрасно |

    |осознавать, что этот продукт вреден для здоровья и опасен|

    |для жизни, но удержаться от его употребления бывает свыше|

    |человеческих сил. И индивид в оцепенении идет к пропасти,|

    |которую прекрасно видит. |

    |Ричард Элиот из Оксфордского университета более пяти лет |

    |изучал феномен, который он назвал "шопинг-наркоманией". |

    |По его оценке, только в Великобритании с ее населением в |

    |полсотни миллионов человек один миллион |

    |шопинг-наркоманов. По его мнению, шопинг-наркоманы - это |

    |по-настоящему больные люди, которые несчастливы в жизни и|

    |полны страхов. Для них хождение по магазинам - это уход |

    |от угнетающих их проблем (то есть тот же механизм, что и |

    |у потребителей наркотических веществ). Две трети |

    |шопинг-наркоманов Великобритании - женщины. Среди них |

    |встречаются люди любого уровня достатка. Как призналась |

    |известная британская певица Ванесса Вильямс, "шопинг - |

    |мой самый большой порок. Я продолжаю делать покупки, даже|

    |если знаю, что у меня не хватит денег расплатиться". |

    |Р.Элиот разделил шопинг-наркоманов на несколько |

    |категорий. Одна из них - небольшая категория людей, |

    |зацикленных на покупке еды в красивых упаковках и |

    |страдающих обжорством. Другая категория - это |

    |"мстительные покупательницы". В эту группу входят прежде |

    |всего домохозяйки, чьи мужья успешно продвигаются по |

    |служебной лестнице. Комплексуя от недостатка мужского |

    |внимания, эти женщины пытаются безрассудной тратой денег |

    |напомнить своим супругам о своем существовании. Одну из |

    |групп Р.Элиот обозначил как "экзистенциальных |

    |покупателей": они упиваются собственным вкусом и |

    |самоутверждаются посредством покупок. Одна из |

    |покупательниц так описывала это состояние: "Подходя к |

    |магазину, я начинаю испытывать приятное волнение. Я |

    |обожаю людской гул и цветную рекламу. Я погружаюсь в |

    |атмосферу супермаркета и говорю себе: "Расслабься и |

    |кайфуй!" (Плахотникова 3.06.98). |

    |*** |

    |Лебон Г. Психология народов и масс. Спб, 1896. |

    |Плахотникова О. Шопинг - новый вид наркомании // Столица.|

    |1998. 3 июня. |

    |Социальная психология / Под ред. Предвечного Г.П., |

    |Шерковина Ю.А. М., 1975. |

    |Салтыков Г.Ф. Традиция, механизм ее действия и некоторые |

    |ее особенности в Китае // Роль традиций в истории и |

    |культуре Китая. М., 1972. |

    |Советский энциклопедический словарь. М., 1985. |

    |Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. |

    |Le Bon, Gustav. Psychologie des Foules. Paris, 1898. |

    |Tarde G. L'opinion et la foule. P., 1901. |


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.