МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психология: от эпохи Возрождения до середины 19 века

    Психология: от эпохи Возрождения до середины 19 века

    Содержание:

    1. Введение………………………………………. 3

    2.Психология от эпохи Возрождения и до

    наших дней…………………………………….. 3–12

    3.Заключение…………………………………….. 12

    4.Список литературы……………………………. 13

    Введение

    Психология (от греческого psyche – душа, logos – учение, наука)– наука

    о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы

    жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром

    происходит с помощью психических процессов, актов, состояний. Они

    качественно отличаются от физиологических процессов (совокупность жизненных

    процессов, промсходящих в организме и его органах) но и неотделимв от них.

    Слово психология впервые появилось в западно-европейских текстах в 16 веке.

    Развитие психологии тесно связано с развитием философии, науки о

    наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

    Методологической базой развития психологии являются материалистическое и

    идеалистическое направления в философии. Понятия «душа» и «психика»

    одинаковы по своей сути.

    К идеалистическому направлению относится понятие «душа». «Душу»

    рассматривают как явление, порожденное особой высшей сущностью (Богом).

    К материалистическому направлению относится понятие «психика». Она

    рассматривается как продукт деятельности головного мозга.

    Основателем психологии как науки считается Аристотель. Им был написан

    первый курс психологии, который назывался «О душе». Аристотель открыл новую

    эпоху в понимании души как предмета психологического знания. Душа - по

    Аристотелю - это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации

    живого тела. Аристотель создал свою школу на окраине Афин и назвал ее

    Ликеем. «Правильно думают те, - говорил Аристотель своим ученикам, - кому

    представляется, что душа не может существовать без тела и не является

    телом». Психологическое учение Аристотеля строилось на обобщении

    биологических факторов. Вместе с тем, это обобщение привело к

    преобразованию главных объяснительных принципов психологии: организации

    развития и причинности. Именно Аристотель властвовал над пытливыми умами в

    течении полутора тысячелетий.

    Психология, как наука, формировалась на протяжении многих веков и до

    сих пор она не устоялась. В ней нет догматов и констант. С течением времени

    менялись взгляды на науку о душе. Попробуем проследить становление

    психологии на протяжении почти трех веков, начиная с эпохи Возрождения.

    Психология от эпохи Возрождения и до середины

    XIX века.

    Эпоха Возрождения освободила все науки и искусства от догматов и

    ограничений, наложенных ни них религиозными представлениями. Активно стали

    развиваться и довольно быстро сделали значительный шаг вперед естественные,

    биологические и медицинские науки, возродились и преобразовались различные

    виды искусств. Учение же о душе, как самое сложное и запутанное, оказалось

    одним из последних, чье право на самостоятельное существование было

    завоевано в борьбе с религией.

    Значительным стимулом к этому явились новые философские взгляды

    английских, французских, голландских и других европейских материалистов

    XVI—XVII вв., дополненные возобладавшей к этому времени в естественных

    науках механистической картиной мира.

    ХуанЛуисВивес (1492—1540) одним из первых в Новое время

    противопоставил эмпирико-психологическое познание метафизическим учениям о

    душе. В книге «О душе и жизни» (1538) он выдвинул новаторскую для своего

    времени идею о том, что индуктивный метод есть единственно надежный путь

    приобретения такого знания о людях, которое может быть использовано для

    усовершенствования их природы. В 1575 г. вышла книга врача Хуана Уарте

    (1529—1592) «Исследование способностей к наукам», принесшая автору

    всеевропейскую славу.

    Уарте рисовал перспективу небывалого усиления могущества Испанской

    империи при условии оптимального использования природных дарований людей.

    Это была первая в истории психологии работа, ставящая в качестве

    специальной задачи изучение индивидуальных различий в способностях с целью

    профессионального отбора. Поэтому Хуана Уарте можно считать зачинателем

    направления, названного в дальнейшем дифференциальной психологией. В своем

    исследовании он ставил четыре вопроса: «какими качествами обладает та

    природа, которая делает человека способным к одной науке и не способным к

    другой... какие виды дарования имеются в человеческом роде... какие

    искусства и науки соответствуют каждому дарованию в частности... по каким

    признакам можно узнать соответствующее дарование»

    Одно перечисление этих проблем говорило о принципиально новом подходе.

    Уарте мечтал об организации профессионального отбора в государственном

    масштабе:

    «Для того чтобы никто не ошибался в выборе той профессии, которая больше

    всего подходит к его природному дарованию, государю следовало бы выделить

    уполномоченных людей великого ума и знания, которые открыли бы у каждого

    его дарование еще в нежном возрасте; они тогда заставили бы его обязательно

    изучать ту область знания, которая ему подходит...». Нужно ли говорить,

    сколь кощунственно звучала в феодальной Испании мысль о том, чтобы

    расставить людей в обществе по их природным способностям.

    Одной из ведущих точных паук, оказавших сильное влияние на развитие

    многих других областей знаний, стала в это время механика. Она привела к

    созданию сложных машин, способных совершать всевозможные движения,

    напоминающие поведение человека и животных. Появился соблазн применить

    законы машинной механики к пониманию и объяснению движений человека.

    Впервые механистический принцип применительно к живым системам был

    реализован в XVII в. благодаря введению в научный обиход понятия рефлекса

    как механического двигательного ответа сложно организованной биологической

    «машины» на внешнее, тоже механические или физическое, воздействие. В

    органических потребностях человека естествоиспытатели того времени увидели

    аналог энергетического источника машины; в анатомическом устройстве

    организма, сочленениях суставов — нечто, напоминающее систему рычагов

    машины. Под влиянием механики в психологии утвердился новый взгляд иа

    источники и механизмы поведения человека, возникли биомеханика и способ

    объяснения поведения человека, который вполне обходился без обращения к

    внутренним, психическим, феноменам типа сознания, воли, разума, души.

    Представления о душе претерпели ряд метаморфоз. Но какие бы тонкие

    дифференциации ни проводились внутри сферы психического, незыблемым

    оставалось убеждение в том, что душа является движущим началом

    жизнедеятельности. Успехи механистического естествознания разрушили это

    убеждение.

    Начиная с Декарта, термины «тело» и «душа» наполняются новым

    содержанием. Под первым уже понимается автомат-система, организованная по

    законам механики. Во всех предшествующих теориях устройство организма

    мыслилось подобным любому другому неорганическому телу. Упорядочение этого

    состава возлагалось на душу. Декарт показал, что не только работа

    внутренних органов, но и поведение организма — его взаимодействие с другими

    внешними телами — не нуждается в душе, как организующем принципе. Оно

    нуждается только во внешних толчках и соответствующей материальной

    конструкции. Что касается сущности тела, то она, согласно Декарту, состоит

    в протяженности. Тело является протяженной субстанцией. Душа также является

    субстанцией, т. е. особой сущностью. Она состоит из непротяженных явлений

    сознания — «мыслей». «Под словом мышление...—пишет Декарт,—я разумею все

    то, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его

    непосредственно сами собою; и поэтому не только понимать, желать,

    воображать, но также чувствовать означает здесь то же самое, что мыслить».

    Стало быть, к мьпплению отнесены не только традиционные интеллектуальные

    процессы (разум), но и ощущения, чувства, представления — все, что

    осознается. Тем самым прежнее разграничение души на различные ее формы —

    рациональную, сенситивную (чувствующую), движущую, растительную —

    отклонялось. Единство души достигалось за счет сознания, перед внутренним

    взором которого все психические феномены равны.

    Интроспективное понятие о сознании зародилось в недрах религиозной

    метафизики «внутреннего опыта» Августина. У Декарта оно освобождается от

    религиозной интерпретации и становится светским.

    Согласно августино-томистской концепции, индивид, концентрируясь на

    собственном сознании, обретает способность вступить в контакт с Всевышним

    как с неколебимой реальностью. У Декарта же единственно бесспорным объектом

    интроспекции становится личная мысль. Можно сомневаться во всем —

    естественном или сверхъестественном, однако никакой скепсис не может

    устоять перед суждением «я мыслю», из которого неумолимо следует, что

    существует и носитель этого суждения — мыслящий субъект. Так возникло

    знаменитое “cogito ergo sum” — «Я мыслю, следовательно, я существую».

    Из этой концепции вытекало, что бессознательных форм душевной

    деятельности не существует. Иметь представление или чувство и сознавать его

    в качестве содержания мысли — одно и то же. Поскольку мышление (в

    декартовском понимании) — единственный атрибут души, постольку душа всегда

    мыслит. Для нее перестать мыслить — значит перестать существовать.

    Рассматривая вопрос о свойствах души в одном из своих главных

    психологических сочинений — «Страсти души», Декарт разделяет эти свойства

    на два разряда:

    а) активные, деятельные состояния, б) страдательные состояния (страсти

    души). «Страстями можно вообще назвать все виды восприятия или знаний,

    встречающихся у нас, потому что часто не сама душа наша делает их такими,

    какими они являются, а получает их всегда от вещей, представляемых ими».

    Стало быть, несмотря на свою субстанциальность, душа определяется

    (детерминируется) не только собственной активностью субъекта, но и

    воздействием внешних вещей на «машину тела».

    Дуализм Декарта проявляется как в учении о том, что душа и тело —

    самостоятельные субстанции, так и в разделении самих душевных актов на две

    группы, имеющие принципиально различную детерминацию,— деятельные и

    страдательные.

    Термин «страсть», или «аффект», в современной психологии указывает на

    определенные разряды эмоциональных состояний. У Декарта же его значение

    совсем иное: оно охватывает не только чувства, но и ощущения и

    представления (т. е. явления, которые мы сейчас относим к категории

    образа). Если в качестве первоисточника активных состояний души выступал

    сам субъект, то страсти трактовались как продукт работы телесного

    механизма. Иначе говоря, не только мышечные реакции, но и ощущения,

    представления, чувства ставились в зависимость от деятельности тела. По

    Декарту, без участия души они не могут возникнуть, но душа в этом случае

    выступала не как порождающий деятель, а как начало, которое осознает,

    созерцает то, что производится в организме внешними воздействиями.

    Последовательной реализации детерминистского идеала препятствовали

    ограниченность механистической схемы и взгляд на интроспекцию как на

    единственный источник знания о психическом. Согласно Декарту, воспринимать,

    представлять, желать и иметь прямое, непосредственное знание об этих

    психических процессах и их продуктах — одно и то же. Иначе говоря, психику

    Декарт приравнял к сознанию, а сознание отождествил с рефлексией как

    знанием о непространственных феноменах, для которых нет никакого аналога в

    окружающей действительности.

    Последующее развитие представлений о психике перечеркнуло оба

    Декартовых равенства. В противовес положению о том, что психическое

    тождественно сознаваемому, возникает понятие о бессознательной психике.

    Учению о том, что объектами сознания служат имманентно присущие ему

    явления, противопоставляется принцип изначальной направленности сознания на

    внешний объективный мир. Однако и понятие о бессознательной психике, и

    отчленение рефлексии как «внутреннего отражения» от осознания внешних

    предметов (в форме идеально данного, а не только чувственно

    воспринимаемого) вошли в состав философско-психологических идей благодаря

    предварительно проделанной Декартом работе.

    Проблема бессознательного возникла лишь после того, как сложилось

    понятие о сознании. Отделение рефлексии как способности субъекта к

    самоотчету о производимых им действиях от осознанного отражения бытия могло

    произойти лишь после того, как сложилось понятие о рефлексирующем мышлении.

    Те свойства человеческого сознания, которые дали Декарту повод

    противопоставить его физическому миру,— активность, рефлексивность,

    способность к умственному экспериментированию, построению аксиоматического

    знания — не фиктивны. Вместе с тем их невозможно вывести из вихревого

    движения физических частиц, из общей Декартовой модели космоса. Под

    впечатлением этой модели формировались воззрения философов, главные

    устремления которых были направлены на преодоление картезианского дуализма,

    на общую перестройку мышления о мире и человеке, исходя из идеи о единой

    материальной субстанции. Проблема сущности психического, его отношения к

    природе вещей получает радикально-материалистическое развитие у Гоббса и

    Спинозы.

    Старая объяснительная схема, утверждавшая прямое и непосредственное

    влияние психики на поведение, требовала существенной модификации. Она была

    и раньше недостаточно ясна, так как трудно было, например, понять, каким

    образом мысль воздействует на материю, слово — на движение. Теперь же,

    когда вполне удовлетворительное объяснение движению предлагала биомеханика,

    в психологии и вовсе не было необходимости, так как благодаря законам

    механики поведение неплохо объяснялось как система рефлексов.

    Философской основой нового решения проблемы взаимосвязи психики и

    поведения явился дуализм — учение, утверждавшее раздельное, независимое

    существование в мире двух начал: материи и духа.

    С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания.

    Тело человека и животных теперь рассматривается как сложно устроенная

    машина, однако продолжает сохраняться идея, что работа тела человека в

    отличие от тела животных регулируется не органическими потребностями, а

    душой.

    Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные

    дуалистическим учением, вновь предпринял нидерландский философ Б. Спиноза.

    Одновременно был введен принцип детерминизма — всеобщей причинной

    обусловленности и естественной научной объяснимости любых явлений. В науку

    он вошел в форме следующего утверждения: «Порядок и связь идей те же, что и

    порядок и связь вещей».

    Согласно Спинозе, психическое (мышление) столь же реально, как и

    физическое (протяжение). Оба — атрибуты бесконечной природы.

    Коренной сдвиг в понимании природы психического, произведенный Гоббсом

    и Спинозой, выражали их новаторские, впервые в истории науки выдвинутые

    идеи: а) о принципиальной неотделимости души от тела и, стало быть, о

    ложности трактовки души как самостоятельного (в каком бы то ни было смысле)

    по отношению к телу «начала»; б) о том, что предметом психологического

    познания должны служить конкретные психические явления, а не душа как

    целостная сущность (или субстанция); в) эти явления безостаточно объяснимы

    универсальными законами природы, и поэтому учение о психике — часть общего

    учения о материальном мире; г) законы природы являются строго причинными,

    поэтому телеологизм (воззрение на психику как целесообразно действующую

    силу, или способность) необходимо устранить из психологии с такой же

    решительностью, как из механики. Эти принципиальные достижения материализма

    XVII в. стали методологической предпосылкой всего последующего развития

    конкретно-научных знаний о психической деятельности.

    В XVII в. публикуются работы немецкого ученого Лейбница, содержащие

    первые идеи о бессознательном (неосознанное восприятие) и его связи с

    сознанием.

    Против отождествления психики и сознания выступил Лейбниц, одним из

    важнейших нововведений которого явилось понятие о бессознательном.

    «Убеждение в том, что в душе имеются лишь такие восприятия, которые она

    сознает, – подчеркивал он, — является величайшим источником заблуждений».

    Он разделил психическое явление и его представленность на уровне сознания.

    И при отсутствии сознания, считал он, непрерывно продолжается незаметная

    деятельность психических сил. Правда, писал Лейбниц, нелегко представить,

    чтобы какая-нибудь вещь могла мыслить и не чувствовала этого, но ведь люди

    не сознают и реальность корпускул.

    Исходя из идеи непрерывной градации представлений, Лейбниц внес важное

    разграничение. Он различал перцепцию и апперцепцию, понимая под первой

    презентацию какого-либо содержания («многого в едином»), под второй его

    осознание, представляющее такой же динамический процесс, как и все

    остальное во внутреннем развитии монады. Осознание (апперцепция) включает

    внимание и память. Понятие о бессознательных представлениях (перцепциях)

    противостояло картезианскому взгляду на сознание, согласно которому за

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.