МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психология личности

    Внутренней мотивацией - называют такой тип мотивации при котором

    инициирующие и регулирующие факторы проистекают изнутри личностного Я и

    полностью находятся внутри самого поведения. "Внутренне мотивированные

    деятельности не имеют поощрений кроме самой активности. Люди вовлекаются в

    эту деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних

    наград. Такая деятельность является самоцелью, а не средством для

    достижения некой другой цели."

    Если ученик приходит домой и с восторгом говорит, что в школе был

    интереснейший урок и он хочет почитать энциклопедию, чтобы завтра

    участвовать в обсуждении, то он демонстрирует пример внутренне-

    мотивированного поведения. В данном случае направленность на выполнение

    урока проистекает из содержания самого урока и связана с интересом и

    удовольствием, которые сопровождают процесс познания и открытия нового.

    Для объяснения этого типа мотивации создано множество теорий: Теория

    компетентности и мотивация эффективностью, теория оптимальности активации и

    стимуляции, теория личностной причинности и.т.д.

    В статье "Пересмотр мотивации" Р.Уайт ввел понятие "компетентность",

    объединяющее такие виды поведения, как ощупывание, осматривание,

    манипулирование, конструирование, игра, творчество. Он считает, что все эти

    виды поведения, при выполнении которых организм не получает никаких видимых

    подкреплений, преследует одну цель: повышение компетентности и

    эффективности человека. Силой, детерминирующей это стремление к

    компетентности, является "мотивация через чувство эффективности". В

    противовес внешней мотивации, человек, предпочитающий мотивацию внутреннюю,

    личность явно более активная, более вовлеченная в социальную деятельность и

    в итоге более интеллектуальна.

    Многочисленные исследования продемонстрировали, что внешняя и

    внутренняя мотивация могут значительно энергетизировать поведение и

    существенно изменять его направление, другими словами, оказывать решающее

    влияние на его детерминацию. Но так ли одинаковы последствия этих двух

    типов для эмоций, психического здоровья и других аспектов личности? Чтобы

    можно было лучше увидеть плюсы и минусы того и другого метода мы оформили

    таблицу, данную в Приложении 1. Наиболее положительное влияние на как на

    познавательные процессы, так и на личность в целом оказывает внутренняя

    мотивация. Внешняя мотивация может иметь преимущества при решении частных

    задач.

    Очень сильно с теориями мотиваций переплетаются теории локус

    казуальности и локус контроля. При этом локус контроля отражает точку

    приложения сил, контролирующих результаты поведения, а локус казуальности

    отражает точку приложения сил, детерминирующих само поведение.

    Р.деЧармс утверждал: "Первичной мотивационной предрасположенностью

    человека является стремление эффективно взаимодействовать с окружением.

    Человек стремится к тому, чтобы быть первопричиной, источником своего

    собственного поведения..."."...Как только личность начинает воспринимать

    себя как первопричину своего собственного поведения... можно говорить о

    внутренней мотивации ее активности. И соответственно, когда личность

    воспринимает причины своего поведения как внешние по отношению к ней

    самой... то ее активность является внешне мотивированной". Таким образом,

    при внутренней мотивации личность имеет внутренний локус казуальности

    (причинности), то есть причины, обуславливающие поведение находятся внутри

    нее, и она предпринимает его по своей воле. Из этого можно сделать вывод,

    что человек имеет врожденную тенденцию к выполнению таких видов активности,

    которые дают ему ощущение наличия личностной казуальности и мастерства. А

    применение, к примеру, денежных вознаграждений приводит к тому, что человек

    начинает считать, что не он сам, а эти вознаграждения являются причинами

    его поведения. Таким образом, фактором способствующим увеличению

    эффективности будет наличие выбора и свобода его осуществления.

    В случае с локусом контроля мы уже подходим к концепции социальной

    ответственности, главная особенность которой заключается в том, что в

    качестве ее объекта выступают те или иные общественные волеизъявления,

    выраженные в форме социальных норм и ролевых функций. Поэтому субъектом

    контроля здесь является и сам индивид, и социальное окружение и общество в

    целом. Составляя планы, принимая решения, человек взвешивает, посильны эти

    цели ему самому или остается надеяться лишь на судьбу или случай. Один

    чувствует себя хозяином своей судьбы, другой предпочитает плыть по воле

    волн. Таким образом и ответственность приписывается либо внешним силам,

    либо собственным способностям и стараниям.

    Если человек большей частью принимает ответственность за события,

    происходящие в его жизни, на себя, объясняя их своим поведением,

    характером, способностями, то это показывает наличие у него внутреннего

    (интернального) контроля. Если же он имеет склонность приписывать

    ответственность за все внешним факторам, находя причины в других людях, в

    окружающей среде, судьбе или воле божьей, то это свидетельствует о наличии

    у него внешнего (экстернального) контроля. В формуле это будет выглядеть

    так: при внешнем локусе контроля результаты поведения находятся под

    контролем окружающих сил, а при внутреннем - под контролем поведения.

    Причем, считается, что интернальность и экстернальность локуса контроля

    являются устойчивыми свойствами личности, сформированными в процессе ее

    социализации. Для лучшего восприятия вышесказанного необходимо ввести

    понятие "ответственности". В словаре современного русского литературного

    языка ответственность определяется как "возлагаемое на кого-либо или взятое

    кем-либо обязательство отчитываться в каких-нибудь своих действиях и

    принять на себя вину за возможные их последствия". С точки зрения

    психологии ответственность, подобно скромности, чуткости, смелости и т.п. ,

    есть свойство характера личности. Давайте попытаемся определить основные

    признаки ответственности. В первую очередь можно выделить точность,

    пунктуальность, верность личности в исполнении обязанностей и ее готовность

    отвечать за последствия своих действий. Все это подразумевает честность,

    справедливость, принципиальность личности. В то же время названные качества

    не могут реализовываться успешно, если у человека не развиты эмоциональные

    черты: способность к сопереживанию, чуткость к чужой боли и радости.

    Исполнение любой обязанности требует волевых качеств и усилий:

    настойчивости, усердия, стойкости, смелости, выдержки.

    Итак, ответственность прежде всего есть качество, характеризующее

    социальную типичность личности и, как мы выяснили ранее, таких типов два:

    интерналы и экстерналы. После ряда исследований было установлен, что

    неспособность управлять своими делами, сбрасывание ответственности на

    внешние факторы, т.е. экстернальность локуса контроля вызывает, как

    правило, невротические синдромы, чувство подавленности и обеспокоенности,

    снижая общую удовлетворенность жизни. Интернальность же локус контроля,

    наоборот, способствует более нормальному функционированию личности, внушая

    ей самоуважение. Что интересно, что при опрашивании как интерналы, так и

    экстерналы описывали идеального человека очень интернальным, а неидеального

    - экстернальным. В целом экстернальным людям свойственна подозрительность,

    тревожность, депрессивность, агрессивность, конформность, догматизм,

    авторитарность, беспринципность, цинизм, склонность к обману.

    Подытоживая разделение типа личности на интернальную и экстернальную,

    можно сказать, что интерналы предпочитают руководителей со стилем

    управления, позволяющим работнику участвовать в принятии решений, чаще сами

    становятся лидерами, группы руководимые интерналами более продуктивны и

    сами интернальные лидеры более продуктивны, чем экстерналы, которые

    предпочитают директивный стиль руководства, чаще используют принуждение и

    угрозу и имеют более низкий профессиональный уровень и удовлетворенность

    работой.

    Личность во времени

    Само собой разумеется, что становление человека как личности

    начинается с первых же часов жизни, ведь с самого рождения начинается

    процесс его социализации. В основе же социализации, как уже говорилось,

    лежит связь между индивидуумами и освоение социальных навыков. Отчасти этот

    процесс зависит от врожденных механизмов и созревания нервной системы,

    однако прежде всего он определяется тем опытом, который человек получает на

    протяжении жизни. Давайте попробуем разбить это становление на возрастные

    этапы социализации, посредством "человеческих общностей". При этом каждая

    человеческая общность осуществляет определенную совместную деятельность,

    характеризуемую прежде всего содержанием этой деятельности. Нужно заметить,

    что в построении любой человеческой общности участвуют по крайней мере

    двое, и смена формы и содержания общности сопровождается сменой партнера.

    Эта смена необязательно означает, что новая общность строится с новым

    человеком. Это может быть и тот же самый человек, например мама, но в новой

    жизненной позиции.

    На первой ступени ребенок вместе с родным взрослым (родной матерью,

    или человеком выполняющим материнские функции) начинает строить общение,

    вначале не опосредованное культурными орудиями, предметами, знаками. Эта

    уникальная, в силу своей непосредственности, общность названа ступенью

    оживления, Для образования связи между ребенком и каждым из его родителей

    наибольшее значение имеют первые мгновения его жизни. В основе формирования

    этой связи лежат взгляды, движения и особенно улыбки ребенка . Известно

    также, что со второй недели жизни новорожденный не только начинает

    обнаруживать большой интерес к человеческому лицу, но и способен отличить

    лицо своей матери от лица чужого. Эпохальным культурным событием этой

    ступени является то, что ребенок осваивает собственную телесную,

    психоматическую индивидуальность, вписывая себя (руками взрослого) в

    пространственно-временную организацию общей жизни семьи.

    Между 8-м и 12-м месяцем жизни начинают четко проявляться

    привязанности ребенка. Он разражается криком и плачем, когда его забирают

    от матери (или человека, обычно ухаживающего за ним), чтобы передать в

    чужие руки. Такая реакция ребенка отражает не столько страх перед

    незнакомым человеком, сколько не узнавание в нем знакомых черт материнского

    лица. Этот этап тесно связан с представлением о постоянстве

    (перманентности) предметов (когнитивный процесс, который был изучен Пиаже и

    состоит в том, что с 8-го месяца ребенок начинает активно искать

    исчезнувший внезапно предмет). Представление о постоянстве, вначале

    связанное у ребенка с матерью, распространяется затем и на другие объекты,

    в особенности на другие "социальные объекты". Кроме того, постоянное

    присутствие социального партнера приводит к формированию у ребенка на 8-9

    месяце жизни представление о собственной перманентности.

    Кроме того, выявлено было большое значение надежной социальной

    привязанности как для освоения ребенком незнакомых мест, которое

    значительно облегчается в присутствии матери, так и для налаживания ранних

    социальных контактов с другими детьми.

    На второй ступени ребенком вместе с близким взрослым осваивает

    предметно-опосредствованные формы общения как в совместных иммитационно-

    предметных действиях с реальным партнером, так и в плане изобразительных

    игровых действий с воображаемым партнером. Два эпохальных события стоят в

    начале новой ступени развития - это прямохождение и речь - как способы

    первичного самоопределения во внешнем и внутреннем пространстве

    субъективности. Эта ступень лавинообразного овладения культурными навыками

    и способностями названа ступенью одушевления для того, чтобы подчеркнуть,

    что именно здесь ребенок впервые открывает для себя свою собственную

    самость (знаменитое "Я сам!"), осознает себя субъектом собственных хотений

    и умений.

    На третьей ступени партнером растущего человека становится

    общественный взрослый, воплощенный в системе социальных ролей и частично

    персонифицированный в таких культурных позициях, как учитель, мастер,

    наставник и другие, вместе с которыми подростки осваивают правила, понятия,

    принципы деятельности во всех сферах социально-культурного бытия - в науке,

    искусстве, религии, морали, праве. Именно на этой ступени человек впервые

    осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает

    персональную ответственность за свое будущее, уточняет границы

    самотождественности внутри совместного бытия с другими людьми. Имя этой

    ступени - персонализация. Группы сверстников играют в детстве и отрочестве

    очень важную роль, особенно для развития идентификаций и формированию

    установок (по Соренсену), подростки гораздо легче идентифицируют себя с

    другими подростками, чем со старшими, даже если последние относятся к тому

    же полу, расе, религии и т.п. Дружба и сексуальность в отрочестве тесно

    связаны. Даже если "хороших друзей" у подростка меньше, чем в каком-либо

    ином возрасте (обычно не больше пяти), среди них в это время больше доля

    представителей другого пола.

    В существующую общность взрослый добавляет ожидания и содержания более

    развитой ступени со-бытия. Доверчиво принимая эти ожидания и реализуя их в

    совместной деятельности со взрослым, ребенок во всей полноте открывает для

    себя принципиально новую предметность, которая пока еще не подвластна его

    самостоятельной, отдельной деятельности. Кризис развития со-бытийной

    общности обнаруживается как разрыв между индивидуальной и совместной

    формами деятельности и сознания ("хочу быть, как ты, и не могу стать, как

    ты!"). В кризисах развития взрослый ориентирует ребенка на поиск новых

    способов самоопределения; на освоение нового слоя своей самости. И хотя

    усилия ребенка по прежнему направлены на сохранение совместного status quo,

    однако незаметно для себя и в этом смысле - свободно - он восстанавливает и

    осуществляет прежнюю систему отношений на новой предметности - им самим для

    себя открытой. Именно с восстановления совместности на новой, подростком

    принятой предметности начинается посткризисная стадия развития общности -

    стадия освоения субъектом собственной отдельности и единичной самости

    внутри данной общности. само-бытное проживание данной стадии, исчерпание ее

    даров и обращение их в свои новые потенции есть предпосылка и основа

    перехода на более высокий уровень развития собственной субъектности, но

    теперь уже в новой форме со-бытийной общности.

    Обычно больше всего друзей у молодых людей, состоящих в браке. В

    среднем их число составляет 7 человек; они подбираются по сходству вкусов,

    интересов и склада личности, по взаимности в помощи и обмене

    откровенностями, по совместимости на основе того удовольствия, которое они

    находят в обществе друг друга, по удобству общения в географическом

    отношении и по взаимному уважению.

    В расцвете зрелости деятельность, направленная на достижение

    поставленных жизненных целей, не позволяет уделять слишком много времени

    дружбе. поддерживаются лишь самые прочные связи. Число друзей снижается до

    5 и меньше.

    С приходом старости и в связи с драматическими событиями, которые в

    это время переворачивают жизнь человека, многие теряют своих спутников

    жизни и рискуют остаться в стороне от круга друзей. Дружеские связи,

    однако, укрепляются, когда друзья в свою очередь тоже оказываются в сходной

    ситуации (среднее число друзей у человека, вышедшего на покой, составляет

    приблизительно 6 человек).

    Итак, процесс саморазвития как сущностная форма бытия человека

    начинается вместе с жизнью и разворачивается внутри нее; но человек долгие

    годы - нередко всю жизнь - может и не быть его субъектом, тем, кто

    инициирует и направляет этот процесс. Каждый из нас существенно влияет на

    ту человеческую общность, в которую включен, но при этом он порой

    кардинально меняется сам.. Помимо возрастного разделения по принципу

    общности, существует еще достаточно интересное возрастное разделение на

    психосоциальные кризисы. В основе этого принципа лежит процесс интеграции

    индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социо-

    культурного окружения.

    По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь

    психо-социальных кризисов, специфических для каждого возраста,

    благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность

    последующего расцвета личности.

    Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с

    тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка

    ухаживающим за ним человеком. В первом случае у ребенка развивается чувство

    глубокого доверия к окружающему его миру, а во втором наоборот, - недоверие

    к нему.

    Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением

    ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему

    контролировать естественные отправления, ребенок получа6ет опыт автономии.

    Напротив, слишком строгий, или слишком непоследовательный внешний контроль

    приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных главным образом

    со страхом потерять контроль над собственным организмом.

    Третий кризис соответствует второму детству. В этом возрасте

    происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и

    которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства

    инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности

    могут привести его к покорности и чувству вины.

    Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок

    учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от

    царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка

    развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в

    плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного

    статуса среди товарищей.

    Пятый кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентификаций

    (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Этот

    процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его

    потенциальных возможностей и выборов, которые он должен сделать.

    неспособность подростка к идентификации или связанные с ней трудности могут

    привести к ее "распылению" или же к путанице ролей, которые подросток

    играет или будет играть в аффективной, социальной и профессиональной

    сферах.

    Шестой кризис свойственен молодым взрослым людям. Он связан с поиском

    близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать

    "работа - рождение детей - отдых", чтобы обеспечить своим детям надлежащее

    развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его

    замыкании на себе.

    Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он

    характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности),

    выражающегося главным образом в "интересе к следующему поколению и его

    воспитанию". Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и

    созидательностью в самых разных областях. Если напротив, эволюция

    супружеской жизни идет другим путем, она может застыть в состоянии

    псевдоблизости (стагнация), что обрекает супругов на существование лишь для

    самих себя с риском оскудения межличностных отношений.

    Существует, кроме того, четыре подкризиса, разрешение которых служит

    "для развития аутеничной генеративности" (Пекк). Во-первых, речь идет о

    развитии у человека уважения к мудрости, сменяющее примат физической

    храбрости. Во-вторых, важно чтобы сексуализация социальных отношений

    уступила место их социализации. В-третьих, необходимо противиться

    аффективному обеднению, связанному со смертью близких людей или с

    обособлением детей, и сохранять эмоциональную гибкость , способствующую

    аффективному обогащению в иных формах. Наконец, очень важно, чтобы человек

    старался сохранить как можно большую душевную гибкость и продолжать поиск

    новых форм поведения, вместо того чтобы придерживаться старых привычек и

    пребывать в некоей психической ригидности.

    Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой

    завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение зависит от того,

    как этот путь был пройден. достижение человеком цельности основывается на

    подведении им итогов своей прошлой жизни и осознание ее как единого целого,

    в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои

    прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед

    смертью и в отчаянии от невозможности начать жить. заново.

    Как указывает Пекк, чтобы чувство полноценности могло развиться в

    полной мере, человеку необходимо преодолеть три подкризиса. первый из них

    заключается в переоценке5 собственного "Я" помимо его профессиональной

    роли, которая у многих людей вплоть до их ухода на покой остается главной.

    Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения

    тела, что дает возможность человеку выработать у себя в этом плане

    необходимое равнодушие. Наконец, в результате третьего подкризиса у

    человека исчезает самоозабоченность, и теперь он без ужаса может принять

    мысль о смерти.

    Определяют, кроме того, пять этапов в психических состояниях при

    приближении смерти.

    Первая из них - отрицание. Слова: "Нет, не я!" - вполне нормальная

    реакция человека не объявление ему смертного приговора.

    Гнев, охватывающий больного при вопросе: "Почему именно я?",

    характеризует вторую стадию.

    Затем начинается стадия "торга": больной вступает в переговоры за

    продление своей жизни, обязуясь быть, например, примерным пациентом или

    послушным верующим.

    Затем приходит фаза депрессии, когда больной признает неотвратимость

    смерти, замыкается в себе и "прощается" со всем ему близким.

    И последней стадией является принятие смерти, когда человек смиренно

    ждет конца.

    Смерь саму также разделяют. Жизнь уходит поэтапно -в обратном порядке

    по сравнению с тем, как она развивается.

    Социальная смерть - умирающий старается изолироваться от общества,

    замкнуться в самом себе.

    Психическая смерть - осознание человеком очевидного конца, угасание

    экстравертированного сознания.

    Мозговая смерть - полное прекращение деятельности головного мозга.

    Физиологическая смерть - угасание последних функций организма.

    Заключение

    Личность является конечным и, следовательно, наиболее сложным объектом

    психологии. В известном смысле она объединяет в одно целое всю психологию,

    и нет в этой науке такого исследования, которое не вносило бы вклад в

    познание личности. Каждый, кто изучает личность не может игнорировать

    другие области психологии. Подходов к изучению личности огромное

    множество. Это абсолютно естественно в области, где каждый эксперимент

    относится лишь к частному факту, абсолютно несоизмеримому сложности самого

    объекта. Можно рассматривать личность через структуру, можно с точки зрения

    физиологических реакций, можно через связь физических и психических

    аспектов личности. В своей работе я постарался не опираться на какой-то

    конкретный подход к рассмотрению личности, но попытался обобщить все те

    мысли, что возникли у меня при изучении самых различных методик. Вполне

    вероятно, что мой подход был изначально неверен, возможно, что я неверно

    понял проблему, но тем не менее, для себя я пришел к определенным выводам и

    они выглядят примерно следующим образом: изначально-рождающийся индивид,

    имеющий лишь натуральные психические функции, постепенно, посредством

    вхождения в общество (начиная с родных, близких) социализируется, т.е.

    становится личностью. При этом социокультурная среда является как бы

    источником, питающим развитие личности, прививает ему общественные нормы,

    ценности, роли и т.д. И, наконец, личность, которая сама начинает

    воздействовать на общество является индивидуальностью. Вхождение индивида в

    общество и становление его там как личности, можно назвать "выживанием" или

    адаптацией. В зависимости от того насколько легко индивиду удается

    преодолеть трудности адаптационного периода, мы получаем личность уверенную

    в себе, либо конформную. На этом этапе происходит выбор личностью мотивации

    и ответственности, ее локус контроль становится либо внешним либо

    внутренним. Если в этот период индивид, предъявляя референтной для него

    группе личностные свойства, характеризующие его индивидуальность, не

    находит взаимопонимания, это может способствовать формированию

    агрессивности, подозрительности (в противном случае - доверия и

    справедливости).Человек либо становится интерналом ("кузнецом своего

    счастья"), либо экстерналом ("все в руках Господних").

    Достаточно интересными являются повозрастные этапы становления

    личности. Организм имеет потрясающую память и, проблемы возникшие в

    младенчестве и раннем детстве остаются в подсознании всю жизнь, т.е. все,

    чего "недодали" ребенку после рождения однозначно проявится позже.

    Особо значимым периодом в возрастном развитии Личности является

    отрочество и ранняя юность, когда личность начинает выделять себя в

    качестве объекта самопознания и самовоспитания. В этом возрасте

    значительную роль играют суждения других людей, и прежде всего оценка

    родителями, педагогами и сверстниками. Молодой человек определяет свои

    возможности и потребности и в случае большого расхождения между первым и

    вторым возникают острые аффективные переживания.

    Следующим и, на мой взгляд, последним этапом становления личности

    является возраст генеративности, когда личность учится отказаваться от себя

    в пользу детей. Мне кажется, что на протяжении всей последующей жизни

    личность, оставаясь практически неизменной, лишт приобретает все больше

    индивидуальных черт.

    И, наконец, следует отметить процесс умирания, который интересен своим

    обратным (по отношению к становлению личности) процессом,. то есть идет

    умирание социальное, затем интеллектуальное и, затем, физическое.

    По моему мнению, практической целью психологии как науки является

    воспитание высоконравственной и высокоморальной личности, "идеального"

    человека. Конкретнее - выявление и решение проблем для воспитания такой

    личности, или на крайний случай, воспитание в личности максимальной

    индивидуальности. Я надеюсь, что разделение процесса становления личности

    на этапы по этим трем показателям (личность - как социализированный

    индивид, личность как активная жизненная позиция и личность во времени),

    хоть немного поможет приблизиться к совершенству.

    Список использованной литературы:

    1. Б.Ф.Ломов "Методологические и теоретические проблемы

    психологии". Москва "Наука", 1984

    2. Поль Фресс, Жан Пиаже "Экспериментальная психология".

    Москва "Прогресс" 1975.

    3. Г.В.Щекин "Основы психологических знаний".

    Киев, МАУП, 1996

    4. Е.Т.Соколова "Самосознание и самооценка при аномалиях

    личности". Москва, МГУ, 1989

    5. Карл Леонгард "Акцентуированные личности".

    Киев "Высшая школа", 1989

    6. Психологический словарь.

    Москва "Педагогика-пресс", 1996

    7. Л.С.Выготский , Собрание сочинений т. 6

    Москва "Педагогика", 1982

    8. В.М.Бехтерев "Объективная психология"

    Москва "Наука", 1991

    9. Ж.Годфруа "Что такое психология"

    Москва "Мир", 1992

    10. В.И.Слободчиков, Г.А.Цукерман "Периодизация общего

    психического развития"

    11. К.Муздыбаев "Психология ответственности"

    Ленинград "Наука", 1983

    12. Чирков В.И. "Самодетерминация и внутренняя мотивация"

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.