МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде

    Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде

    Методическое пособие

    Коврова Марианна Вячеславовна

    Психология и психопрофилактика

    деструктивного стресса

    в молодежной среде

    Редактор Л.Г. Чекмарева

    Корректор И.П. Плюснина

    Компьютерный набор А.В. Соломаха

    ЛР № 020082 от 24.10.96

    Подписано в печать 29.05.2000

    Формат 60х90 1/18. Уч.-изд.л. 1,26.

    Заказ № 44 . Тираж 100 экз.

    Издательство Костромского государственного университета им. Н.А.

    Некрасова

    156000, г. Кострома, ул. 1 Мая, 14

    Министерство образования Российской Федерации

    КОСТРОМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    им. Н.А. Некрасова

    Кафедра психологии

    М.В. Коврова

    Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде

    Методическое пособие

    Кострома

    2000

    ББК 88.4

    Печатается по решению редакционно-издательского совета КГУ им. Н.А.

    Некрасова

    Рецензент: доктор психологических наук, профессор

    Н.П. Фетискин

    Коврова М.В.

    Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной

    среде: Метод. пособие/ Науч. ред. Н.П. Фетискин; Отв. за выпуск В.В.

    Чекмарев.– Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2000 – 36 с.

    В пособии предлагаются психологические особенности стресса в молодежной

    среде на уровне рассмотрения факторов и основных эмоционально-

    поведенческих проявлений стресса, в том числе и коммуникативного стресса.

    Акцентированы основные направления психопрофилактики деструктивного стресса

    в молодежной среде.

    Пособие адресовано специалистам по работе с молодежью, практическим

    психологам, студентам, аспирантам.

    ISBN 5 – 7591 – 0353 ( 9

    ( КГУ им. Н.А. Некрасова, 2000

    . Коврова М.В., 2000

    Оглавление

    Введение 3

    Общие концептуальные подходы в изучении проблемы стресса 5

    Многообразие понятия «стресс» 5

    Особенности проявлений дистресса и эустресса 8

    Проблема переживания коммуникативного стресса в молодежной среде 10

    Коммуникативный стресс: определение понятия 10

    Факторы и психологические проявления коммуникативного стресса 11

    Характерные эмоциональные и поведенческие проявления коммуникативного

    стресса 13

    Анализ основных подходов в рассмотрении феномена стресса в психологической

    практике 15

    Динамика развития стрессового состояния 15

    Психокоррекционные направления изменения индивидуального «стрессового

    сценария» 16

    Программа для учащейся молодежи «Психопрофилактика деструктивного стресса»

    20

    Заключение 31

    Приложение 32

    Библиографический список 34

    35

    Библиографический список

    1. Бодров В.А. Психологический стресс: Развитие учения и современное

    состояние проблемы. – М., 1995.

    2. Габдреева Г.Ш. Самоуправление психическим состоянием. – Казань, 1981.

    3. Гиссен Л.Д. Время стрессов. – М., 1990.

    4. Изард К. Психология эмоций. – М., 1980.

    5. Кабрин В.И. Психология коммуникативного развития человека как личности:

    Автореф. дис… д-ра психол. наук. – М., 1993.

    6. Карандашев В.Н. Как жить в условиях стресса. – СПб., 1993.

    7. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М., 1980.

    8. Лутошкин А.Н. Эмоциональный потенциал коллектива. – М., 1988.

    9. Пауэлл Т., Пауэлл Дж. Психотренинг по методу Хосе Сильвы. – СПб., 2000.

    10. Прикладная социальная психология. – М.; Воронеж, 1998.

    11. Прохоров А.О. Методы психической саморегуляции. – Казань, 1990.

    12. Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб., 1998.

    13. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. –

    М., 1999.

    14. Самоукина Н.В. Стресс в работе банковских служащих. //Прикладная

    психология. – 1996. – №1.

    15. Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1979.

    16. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. – М., 1999.

    17. Стресс в работе менеджера / Под ред. Л.Д. Гиссена. – М., 1994.

    18. Суворова В.В. Психофизиология стресса. – М., 1975.

    19. Эверли Дж., Розенфельд Р. Стресс – природа и лечение. – М., 1985.

    20. Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. – Л., 1970 .

    34

    Введение

    Проблема стресса в последние годы становится одной из самых актуальных

    тем в мировой психологической науке и практике. В настоящее время, с одной

    стороны, накоплено значительное количество многоплановых исследований

    различных видов стресса – стресс жизни, посттравматический,

    профессиональный стресс и т.п., с другой – многие авторы отмечают сложность

    и во многом противоречивость, недостаточность концептуальной и

    методологической разработки данного феномена.

    В отечественной психологии наметилась тенденция к исследованию

    психологического стресса в молодежной среде. Актуальность переживания

    психологического стресса у молодежи обусловливают многие факторы.

    Среди них:

    1. Социальные факторы.

    К данной группе факторов относятся социально-политическая и

    социально-экономическая нестабильность в обществе, многочисленные

    социальные проблемы, в том числе безработица, социальные конфликты,

    проблемы молодых семей.

    2. Социально-психологические факторы.

    Проблемы, связанные с социальными и межличностными отношениями

    различного типа, позиционные и эмоциональные конфликты,

    коммуникативные проблемы, отдельные неблагоприятные психологические

    проявления малой группы.

    3. Личностные факторы.

    1) Объективно-личностные – кризисы юношеского возраста, особенности

    пола.

    2) Субъективно-личностные – особенности высшей нервной деятельности,

    темперамента, наличие «прошлого стрессового опыта», неадекватная

    самооценка, повышенная личностная тревожность, напряженность,

    агрессивность, ригидность, мотивационные особенности и др.

    4. Факторы, связанные с особенностями деятельности – учебной,

    профессиональной, учебно-профессиональной, досуговой. Например,

    нарушение организации труда, информационные перегрузки и т.д.

    3

    Анализируя многочисленные теоретические и прикладные исследования,

    можно сделать вывод, что именно в молодом возрасте реагирование на

    стрессогены более интенсивно, чем в пожилом возрасте. Не случайно, что

    такие заболевания, как гастрит, язвенная болезнь желудка и

    двенадцатиперстной кишки, являющиеся типичными следствиями чрезмерного

    стресса, чаще всего обнаруживаются у молодых людей в возрасте от 24-х до 35-

    и лет.

    Данные психологических служб, психологических центров по России в целом

    и Костроме в частности свидетельствуют о достаточно частой обращаемости лиц

    молодого возраста по вопросам оказания психологической помощи. Наиболее

    постоянными клиентами практических психологов и психотерапевтов становятся

    безработные и студенты вузов в возрасте от 17-и до 23-х лет. Основной круг

    типичных психологических проблем можно свести к следующему.

    Во-первых. Наиболее распространенными являются проблемы межличностных и

    социальных отношений и тесно связанные с ними коммуникативные проблемы.

    Первое место занимают проблемы взаимоотношений полов, далее следуют

    взаимоотношения с родителями, друзьями, преподавателями, однокурсниками,

    ровесниками.

    Во-вторых. Достаточно распространенными являются проблемы, связанные с

    какой-либо деятельностью, в основном учебной. Это проблемы

    профессионального, социально-ролевого определения, неудовлетворенности

    учебной или профессиональной деятельностью, проблемы значительных учебных

    перегрузок и т.п.

    В-третьих. Также распространенными и во многом примыкающими к первым

    двум блокам являются внутриличностные проблемы различного типа – от

    индивидуальных, типологических – до социальных аспектов личностной сферы.

    Сопоставляя выделенные факторы психологического стресса и обозначенные

    психологические проблемы в молодежной среде, можно сделать вывод о

    значительной идентичности факторов и проблем, подчеркивая изначальную

    природную общность данных понятий. Переживание какой-либо проблемы очень

    часто сопровождается психологическим стрессом, актуальные или остаточные

    явления которого может зафиксировать либо психолог, либо психотерапевт.

    В настоящем методическом пособии представлены разделы:

    1. Общие концептуальные подходы в изучении проблемы стресса.

    2. Проблема переживания коммуникативного стресса в молодежной среде.

    4

    Приложение 2

    Модель переживания психологического стресса

    Приложение 1

    Алгоритм-схема реализации программы “Психопрофилактика деструктивного

    стресса”

    32

    3. Анализ основных подходов в рассмотрении феномена стресса в

    психологической практике.

    4. Программа для учащейся молодежи «Психопрофилактика деструктивного

    стресса».

    Данное содержание позволяет рассматривать стресс с позиций

    психологической теории и психологической практики. Комплексная вариативная

    программа для учащейся молодежи «Психопрофилактика деструктивного стресса»

    является попыткой практической реализации запроса со стороны студентов в

    оказании психологической поддержки и помощи.

    Общие концептуальные подходы в изучении

    проблемы стресса

    Многообразие понятия «стресс»

    Термин «стресс» (англ.: давление, напряжение) используется в ряде

    дисциплин для обозначения широкого круга состояний, возникающих в ответ на

    разнообразные экстремальные воздействия, сложные ситуации. Первоначально

    понятие «стресс» возникло в физиологии для обозначения неспецифической

    реакции организма в ответ на неблагоприятные воздействия («общий

    адаптационный синдром» Г. Селье). Позднее понятие «стресс» использовалось

    для описания широкого круга состояний индивида в неблагоприятных условиях

    на физиологическом, биологическом, психологическом уровнях.

    Несмотря на тот факт, что феномен стресса изучается с начала XX века,

    до настоящего времени не выработано единой концепции стресса, и,

    соответственно, существуют противоречия, сложности в определениях и

    понятиях. Выдвигая авторскую концепцию или модель стресса, ученые стремятся

    дать и собственное определение стресса. Существует тенденция, выражающаяся

    в противоречивости отдельных концепций, но различные определения стресса во

    многом повторяют друг друга. Данное положение в области изучения стресса

    перекликается и со сферами изучения таких понятий, как «личность»,

    «способности», «адаптация» и другие.

    В современной психологической науке и практике закрепилось

    разграничение понятий «физиологический стресс» и «психологический стресс»,

    введенных известным исследователем стресса Рихардом Лазарусом.

    5

    1. Физиологический стресс (исходя из концепции «общего адаптационного

    синдрома» Г. Селье) – состояние, выраженное у животного и человека

    на физиологическом уровне под влиянием таких стресс-факторов, как

    чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температура,

    болевые стимулы, затруднения дыхания и т.п. По Г. Селье,

    «адаптационный синдром» имеет 3 стадии: тревога, сопротивление,

    адаптация, или истощение.

    2. Психологический стресс – состояние крайне высокого психологического

    напряжения, которое может оказывать сильное и отрицательное влияние

    на состояние, поведение, деятельность человека под влиянием

    различных стресс-факторов (информационной перегрузки, ситуации

    обиды, угрозы, неопределенности и т.п.).

    Анализируя различные психологические исследования, можно прийти к

    выводу, что в настоящее время наметилась тенденция к системному подходу в

    области изучения стресса.

    Углубленно изучая тот или иной тип стресса, ученые стремятся

    акцентировать внимание на специфических механизмах исследуемого феномена,

    не исключая особенности других типов стресса. Например, данное определение

    с полным правом можно отнести к коммуникативному стрессу. При исследовании

    коммуникативного стресса во внимание берутся как психофизиологические, так

    и индивидуально-психологические проявления. Коммуникативный стресс,

    вбирающий в себя всю сложность структуры общения (коммуникативную,

    интерактивную, перцептивную стороны), следует также рассматривать на уровне

    изучения как информационных, так и эмоциональных проявлений. Кроме того,

    большое значение будут иметь: вид деятельности (профессиональная, учебная и

    др.), в которой проявляется коммуникативный стресс и личностные стресс-

    факторы, обусловливающие возникновение коммуникативного стресса.

    Существует достаточно большое количество концепций, моделей стресса как

    у отечественных, так и у зарубежных исследователей. Среди них – когнитивная

    теория психологического стресса Р. Лазаруса, основу которой составляет

    позиция рассмотрения стресса с субъективных точек зрения через призму

    когнитивных процессов; концепции профессионального стресса (А. Н.

    Занковский, Т. Сох, W. Schorpflug и др.), социально-психологические теории

    стресса (D. Mechanik, R. Darendor, B.P. Darenwend и др.) и многие другие.

    Приведенные выше примеры концепций отражают существующую в психологической

    6

    Заключение

    Следует отметить безусловную недостаточность рассмотренных проявлений

    психологического стресса, возможных психопрофилактических и

    психокоррекционных направлений в сфере стресса. Тем не менее

    актуализированные направления в данном методическом пособии позволяют

    практическим психологам, специалистам в области стресса, аспирантам,

    студентам и всем интересующимся этой проблематикой почерпнуть необходимые

    основные концептуальные положения в области психологического стресса. Стоит

    надеяться на дальнейшее развитие столь важной проблемы как в теоретических,

    так и в прикладных исследованиях, которые помогут реализации практической

    работы по психопрофилактике и психокоррекции деструктивного стресса в

    молодежной среде.

    31

    При этом в большей степени задействованной оказывается сознательная,

    рефлексивная сфера личности.

    Третий этап: интеграционный.

    Третий этап является заключительным, завершающим тренинг. Достаточно

    удачной формой для третьего этапа является:

    1) релаксационный процесс (глубокая длительная, кратковременная

    релаксация с использованием различных вариантов релаксационных

    техник, возможно техник с элементами медитации);

    2) проговор всех участников тренинговой группы

    - «Мои ощущения»;

    - «Мои чувства»;

    - «Мое состояние»;

    - «Что было трудно выполнить в течение тренинга»;

    - «Что было легко выполнить в течение тренинга».

    Тренер (ведущий) фиксирует все проговоры участников для последующего

    детального анализа (желательно записать на диктофон). Ведущий может

    в конце тренинга предложить некоторые задания (от занятия к

    занятию). Например, ведение участниками «Дневника стрессов»,

    «Календаря радости», осуществление полученных знаний и навыков в

    житейской, повседневной практике. Домашние задания проверяются в

    основной части тренинга (2 этап).

    Требования к практическому психологу реализатору программы.

    Требования, уровень профессионализма практического психолога,

    работающего по данной программе, выражаются в том, что практический

    психолог должен:

    1. Иметь опыт проведения тренингов с выключением всех

    вышеперечисленных технологий.

    2. Иметь базовые представления, знания о психологическом стрессе на

    теоретическом и прикладном уровнях.

    3. Иметь опыт работы с юношеским возрастом.

    4. Иметь опыт психологического консультирования.

    30

    науке и практике тенденцию к дифференцированию понятия «психологический

    стресс» в различные типы классификаций в зависимости от области

    психологических знаний. В качестве одного из вариантов такой классификации

    рассматривают:

    - межличностный психологический стресс – характеризуется субъективной

    оценкой межличностного взаимодействия, наличием конфликтов или их

    угрозой;

    - профессиональный, или организационный, стресс – связан со

    сложностью, опасностью, ответственностью выполнения рабочих задач,

    нарушением в организации и условиях труда и т.д;

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.