МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психология и профилактика конфликтов

    Психология и профилактика конфликтов

    Рязанский государственный технологический колледж

    Курсовая работа

    по дисциплине: «Управленческая психология»

    тема курсовой работы: «Психология и профилактика конфликтов»

    Выполнил:

    студент группы № 211-К

    Мишин Олег

    Юрьевич

    Проверила:

    руководитель курсовой работы

    Шабанова Елена

    Александровна

    Рязань 2003г.

    |Оглавление: |

    |Введение……………………………………………………………………… |4 |

    | I. Определение конфликта……………………………………. |6 |

    | II. Классификация конфликтов………………………………... |10 |

    | 2.1. Конфликты по объёму………………………………... |10 |

    | 2.2. Конфликты по длительности протекания…….. |11 |

    | 2.3. Конфликты по источнику возникновения…….. |11 |

    | 2.4. Конфликты в зависимости от столкновения |12 |

    |ценностей или интересов…………………………. | |

    | 2.5. Конфликты в зависимости от эффекта |12 |

    |оказываемого конфликтом на жизнь | |

    |коллектива……………………………………………… | |

    | 2.6. Конфликты в зависимости от степени |13 |

    |влияния конфликта на жизнь коллектива…… | |

    | III. Распространённые способы профилактики |15 |

    |иииииитиконфликтов……….……………………………………………... | |

    | 3.1. Способы оздоровления коллектива…………….. |16 |

    | 3.2. Предупреждение конфликтов как тактика |18 |

    |современного менеджмента………………………... | |

    |Заключение…………………………………………………………………... |23 |

    |Библиография……………………………………………………………….. |25 |

    |Приложение…………………………………………………………………... |26 |

    Введение

    Формулировка темы нашего исследования «Психология и профилактика

    конфликтов»

    В настоящее время знание управленческой психологии помогает

    менеджерам практически во всех моментах их профессиональной деятельности.

    Одним из наиболее востребованных на настоящее время навыков и умений

    управленца является грамотное проведение профилактики конфликтов. Именно

    этим объясняется актуальность сформулированной нами темы. Выбранные и

    обозначенные проблемы для менеджера современно значимы.

    В ходе исследования нами была изучена и проанализирована следующая

    литература:

    - «Социальная психология» учебное пособие под редакцией А.Л. Журавлёва.

    Содержание учебного пособия базируется на микросоциальном подходе к

    анализу социально-психологических явлений, поэтому основной вектор

    изложения материала строится от социальной психологии личности к

    психологии больших социальных групп. То есть, авторы совершают

    инверсию традиционной последовательности описания социально-

    психологических объектов. Так же содержание пособия представляет собой

    классического и современного социально-психологического знания,

    сложившегося в 90-е годы ХХ века. Авторы практикуют одновременно и

    исследовательскую, и преподавательскую деятельность в области

    социальной психологии, что позволило учесть результаты современных

    исследований основных классических объектов социальной психологии:

    личности в группе, малых и больших социальных групп, межличностного и

    межгруппового взаимодействия.

    - «Психология управления» практическое пособие, М.И. Станкин. Данное

    пособие предназначено для лиц, испытывающих трудности при руководстве,

    понимающих, что от этого хуже идёт работа, руководитель теряет

    авторитет.

    - «Психология управления» курс лекций, ответственный редактор М.В.

    Удальцова. В курсе обобщён теоретический, методический и практический

    материал, ориентированный на применение в сфере управления

    персоналом. Авторы особое внимание уделили групповой динамике,

    конфликтам, переговорным процессам и технологии принятия решений.

    - И многие другие книги.

    В нашем исследовании мы поставили перед собой следующие задачи:

    1. Дать определение конфликта

    2. Обозначить классификацию конфликтов

    3. Перечислить распространённые способы профилактики конфликтов

    Определение конфликта

    Хорошо известно, что развитие любого общества, любой социальной

    общности или группы, даже отдельного индивида представляет собой сложный

    процесс, который отнюдь не всегда развертывается гладко, а нередко связан с

    возникновением, развертыванием и разрешением противоречий. Фактически вся

    жизнь любого человека, любого коллектива или организации, любой страны

    соткана из противоречий. Эти противоречия обусловлены тем, что разные люди

    занимают различные позиции, руководствуются различными интересами,

    преследуют различные цели, а потому, стремясь реализовать свои потребности,

    интересы и цели, довольно часто вступают в противоборство друг с другом два

    или более индивидов, а иногда социальных групп и даже стран активно ищут

    возможность помешать сопернику достичь определенной цели, предотвратить

    удовлетворение его интересов или изменить его взгляды, представления,

    оценки позиции. Такое противоборство, ведущееся путем спора, применения

    угрозы или запугивания, использования физической силы или оружия,

    называется конфликтом.

    Однако выше сказанное вовсе не означает, будто любое противоречие

    интересов и целей приводит к конфликту. Противоречие и конфликт – далеко не

    одно и то же, и не всегда развитие противоречия оборачивается конфликтом.

    В основном противоречия затрагивающие интересы, статус, моральное

    достоинство личности или группы.

    Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают

    наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о

    взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе

    их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому конфликт определяют как

    отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.

    Приведем ещё несколько определений конфликта:

    Конфликт – это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением

    тех или иных вопросов социальной и личной жизни.

    Конфликт – это несогласие между двумя или более сторонами, когда каждая

    сторона старается сделать так, чтобы были приняты именно её взгляды, цели

    и помешать другой стороне, сделать тоже.

    Конфликт – это ситуация, в которой два или более человека демонстрируют

    разногласия в спорном вопросе при наличии эмоционального антагонизма[1]

    между ними.

    Конфликт – это одна из форм взаимодействия людей и групп, при которой

    действия одной стороны, столкнувшись с интересами другой стороны,

    препятствуют реализации её цели.

    Конфликты – неотъемлемая составляющая часть функционирования любой

    организации. И любой конфликт может выполнять как положительные, так и

    отрицательные функции. Хотя часто говорят, что определённый уровень

    конфликта может быть функциональным, большинство рекомендаций по

    организационным конфликтам преимущественно опирается на методы его

    разрешения, редукции или минимизации. Но конфликт не обязательно должен

    устраняться вовсе, скорее, им нужно эффективно управлять.

    Конфликты создают напряжённые отношения в коллективе, переключают

    внимание сотрудников с непосредственных забот производства на “выяснение

    отношений”, тяжело сказываются на их нервно-психическом состоянии. И всё же

    конфликты могут привести к улучшению условий труда, технологий,

    управленческих отношений. Положительная роль конфликта может также

    заключаться в росте самосознания участников конфликта, если последний

    преследует социально значимую цель; во многих случаях конфликт формирует и

    утверждает определённые ценности, объединяет единомышленников, играет роль

    для безопасного и даже конструктивного выхода эмоций.

    Модель конфликта как процесса можно представить следующим образом:

    МОДЕЛЬ КОНФЛИКТА

    На этой схеме видно, что существование одного или более источников

    конфликта увеличивает возможность возникновения конфликтной ситуации в

    процессе управления.

    Классификация конфликтов

    Конфликты подразделяются на различные виды в соответствии со

    следующими критериями:

    > разделяют по объёму;

    > разделяют по длительности протекания;

    > разделяют по источнику возникновения;

    > разделяют в зависимости от столкновения ценностей или

    интересов;

    > разделяют в зависимости от эффекта оказываемого конфликтом на

    жизнь коллектива.

    > разделяют в зависимости от степени влияния конфликта на жизнь

    коллектива;

    По объёму конфликты подразделяют на внутриличностные, межличностные,

    конфликты между личностью и группой и межгрупповые.

    Внутриличностные конфликты возникают в результате того, что

    производственные требования не согласуются с личными потребностями и

    ценностями сотрудника, а также в ответ на рабочую недогрузку или

    перегрузку, противоречивые требования.

    Межличностные конфликты в сфере производства могут возникать из-за

    притязаний на ограниченные ресурсы, капитал, рабочую силу, использование

    оборудования, вакантную должность, из-за несходства характеров.

    Конфликт между личностью и группой проявляется как противоречие между

    ожиданиями и требованиями отдельной личности и сложившимися в группе

    нормами поведения и труда. “Этот конфликт возникает из-за неадекватности

    стиля руководства уровню зрелости коллектива, из-за несоответствия

    компетентности руководителя и компетентности специалистов коллектива, из-за

    неприятия группой нравственного облика и характера руководителя”[2]

    Межгрупповые конфликты – это конфликты внутри формальных групп

    коллектива (например, администрация и профсоюзы), внутри неформальных

    групп, а также между формальными и неформальными группами.

    По длительности протекания конфликты можно подразделить на

    кратковременные и затяжные. Первые чаще всего являются следствием взаимного

    непонимания или ошибок, которые быстро осознаются. Вторые же связаны с

    глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными

    трудностями. Длительность конфликта зависит как от предмета противоречий,

    так и от черт характеров столкнувшихся людей. Длительные конфликты очень

    опасны, поскольку в них конфликтующие личности закрепляют своё негативное

    состояние. Частота конфликтов может вызвать глубокую и длительную

    напряжённость отношений.

    По источнику возникновения конфликты можно разделить на объективно и

    субъективно обусловленные.

    Объективным считается возникновение конфликта в сложной

    противоречивой ситуации, в которой оказываются люди. Плохие условия труда,

    нечёткое разделение функций и ответственности – такого рода проблемы

    относятся к числу потенциально конфликтных, т.е. объективно оказываются той

    почвой, на которой легко возникает напряжённая обстановка. Если люди

    поставлены в такие условия, то независимо от их настроения, характеров,

    сложившихся в коллективе отношений и призывов к взаимопониманию и

    сдержанности вероятность возникновения конфликтов довольно велика.

    Устранить конфликты, вызванные такими причинами, можно только изменив

    объективную ситуацию. В этих случаях конфликт выполняет своего рода

    сигнальную функцию, указывая на неблагополучие в жизни коллектива.

    Субъективным будет возникновение конфликта в связи с личностными

    особенностями конфликтующих, с ситуациями, создающими преграды на пути

    удовлетворения наших стремлений, желаний, интересов. Принятое решение

    кажется ошибочным, оценка труда неправильной, поведение коллег

    неприемлемым.

    В зависимости от того, сталкиваются ли положительные или

    отрицательные для нас ценности или интересы, конфликты бывают трёх видов:

    - Конфликт «плюс-плюс»[3]

    - Конфликт «минус-минус»[4]

    - Конфликт «плюс-минус»[5]

    В зависимости от эффекта оказываемого конфликтом на жизнь коллектива

    разделяют конструктивные (созидательные) и деструктивные (разрушающие)

    конфликты.

    Конструктивный конфликт вызывается объективными противоречиями, его

    разрешение ведёт к укреплению новой идеи, прогрессивным изменениям в самой

    организации. Такие конфликты находят выражение в принципиальных спорах,

    дискуссиях, проговаривании ситуации, выслушивании сторонами друг друга.

    Возникновению и разрешению данного вида конфликта способствует практика

    свободного высказывания мнений, суждений работниками, а не простое

    поддакивание руководству. Следует всегда помнить одно из правил

    менеджмента: “Опирайтесь на то, что сопротивляется”[6]

    Деструктивный конфликт может быть вызван как объективными, так и

    субъективными причинами, зачастую из деловой сферы он переносится в зону

    межличностных отношений, ведёт к образованию противоборствующих

    группировок, расширению количества участников. Такие конфликты приводят к

    мелким дрязгам в коллективе, к склокам.

    Критерием группирования конфликтов можно считать и степень их влияния

    на жизнь коллектива. “В этом случае говорят о лихорадящих организацию

    конфликтах и разрушительных для коллектива противоречий. Если лихорадящие

    конфликты характеризуются мелкими столкновениями, связанными главным

    образом с психологической несовместимостью лиц, то вторые вызваны глубокими

    расхождениями во мнениях членов коллектива”[7]

    Если учитывать влияние конфликта на последующею жизнь и развитие

    коллектива, то различают конфликты, дающие осложнения (так называемый

    послеконфликт) и не имеющие каких-либо отрицательных последствий.

    Послеконфликт проявляется в негативном поведении или чувстве

    неудовлетворённости после того, как конфликт считается разрешённым. Это

    значит, что конфликт не был разрешён или был разрешён несправедливо, либо

    методами, задевающими личное достоинство партнёра.

    Возникновению послеконфликта могут способствовать преждевременное или

    неполное урегулирование конфликта, неудовлетворённость интересов,

    несанкционированные действия или непредвиденные обстоятельства, которые

    можно было предусмотреть, заверения выполнить что-либо без взятия на себя

    обязательств и др. Очень существенны также психологические и поведенческие

    факторы:

    o Стремление найти виновного, а с себя снять вину;

    o Расчёт на одностороннюю выгоду;

    o Недостаточные возможности «сохранить лицо»;

    o Ощущение давления и принуждения;

    o Изменение баланса сил между участниками конфликта.

    Распространённые способы профилактики конфликтов

    Под стилем отношений понимаются некоторые устойчивые стереотипы

    сознания и поведения, приобретающие в данной организации характер прочных

    традиций, привычек, институтов.

    Конечно, эти привычки и традиции, а также степень их развития могут

    быть разными. В зависимости от их характера группы подразделяются на:

    1. зрелые, с высоким уровнем развития позитивных взаимоотношений

    2. незрелые, с отношениями низкого уровня.

    Закрепление в зрелых коллективах позитивных моделей поведения в

    значительной степени затрудняет возникновение в них явлений негативного

    характера, способствует их автоматическому отторжению. Только такие

    коллективы обладают надежным антиконфликтным иммунитетом.

    Тот или иной уровень взаимоотношений в группе проявляется во всех

    сферах её жизнедеятельности и прежде всего в таких её параметрах, как:

    . прочность связей между членами группы, в том числе и

    неформальных, внепроизводственных;

    . наличие чувства гордости за свой коллектив, формирование на этой

    основе устойчивых традиций;

    . возможность для раскрытия работниками своих творческих

    способностей, заинтересованность их своим трудом;

    . частота и характер возникающих в группе разногласий и

    конфликтов, успешность их разрешения.

    К числу незрелых, коллективов, с низким уровнем взаимоотношений

    относятся те, для которых по этим параметрам характерны следующие признаки:

    . активный поиск виновных в случае каких-либо производственных

    неудач;

    . недооценка коллективных методов руководства, авторитарные

    тенденции в стиле руководства;

    . проведение затяжных и безрезультатных производственных

    совещаний, сводящихся к борьбе самолюбий;

    . оценка работы сотрудников на поверхностном, эмоциональном

    уровне;

    . равнодушие сотрудников к содержанию принимаемых решений и итогам

    их выполнения;

    . частые и затяжные разногласия и конфликты по несущественным поводам.

    Проявление подобного рода предгрозовых признаков во взаимоотношениях

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.