МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психология: Дружба

    несет в себе пафос чувств и трезвость разума. Поэтому он обогащает нас,

    возвышая эмоционально и интеллектуально.

    Человек знаком нам настолько, насколько нам известна его жизнь в каждый

    отдельный момент. Поэтому, беседуя с кем-нибудь из своих знакомых, мы

    спрашиваем о его планах, скажем, на лето: "Куда собираешься в отпуск?"

    Вопрос о будущем дополняют сведения о прошедшем: "Куда вы ездили зимой?

    Как провели Рождество?" Если мы встретились с людьми, которые не очень нам

    близки, и не знаем, о чем говорить, мы будем говорить о погоде. Но и тут,

    поговорив о сегодняшней погоде, мы сравним ее со вчерашней и выразим ваши

    пожелания по поводу погоды в ближайшие дни.

    А вот друзья, встретившись даже после многолетней разлуки, ничего не

    выспрашивают друг у друга. Они не станут обрушивать друг на друга ураган

    вопросов, чтобы выяснить, что делал каждый, и восстановить день за днем

    прошедшее. Более того, прошлое как будто и вовсе их не интересует. Они

    сразу начинают говорить о том, что у них на душе в настоящий момент. Каждый

    из них, без предварительной подготовки, максимально расположен к

    восприятию нового. Друзья, которые, встретившись, говорят друг другу: "А

    теперь я расскажу все по порядку" или "Расскажи о себе", - это не настоящие

    друзья. За подобными общими фразами ничего не стоит.

    Мы не выбираем в друзья людей, которых не уважаем. Я не стану все

    время мысленно беседовать с человеком, которого считаю негодяем, искать

    совета у предателя. Дружба - это такое социальное пространство, где люди

    относятся друг к другу нравственнее, сердечнее, чем к тем, кто находится за

    пределами этого пространства. Здесь нравственные нормы соблюдаются самым

    строгим образом: так, как они в идеале должны были бы соблюдаться всеми.

    Бывают такие ситуации в жизни когда нам плохо, например. Именно в такие

    моменты друзья всегда оказываются рядом. Друзья - это те, кто помогает нам

    в наших поисках, кто разделяет с нами нашу тревогу, борется вместе с нами

    за наши интересы, у кого те же, что и у нас, объекты любви. Настоящий друг

    остаётся рядом с нами и помогает нам, когда все остальные уходят. Настоящий

    друг проходит через испытания борьбой, ибо борьба заставляет выбирать. Он

    выбирает нас вместо кого-то другого. Без выбора нет дружбы. Ситуация

    придает выбору драматизм, делает его необратимым, отрезает путь назад. Друг

    - это тот, кто выбирает меня вместе с моими проблемами. Но отправиться на

    поиски друзей должен я сам. В тяжелые минуты я прежде всего обращаюсь за

    помощью к друзьям. Одни решаются пойти со мной, другие - нет. Всякая

    ситуация потери действует как естественный отбор: она выделяет те

    отношения, которым суждено выжить и иметь продолжение. Помогая другу мы

    помогаем и себе, ведь может случится так, что мы поменяемся с ним ролями.

    Жертвой окажется он, а мы бросимся ему на помощь. Жить рядом, разделять все

    переживания другого означает вместе бороться с потерями, вместе выступать

    против сил зла. А значит, и обретать со временем общие объекты любви. Ими

    становятся наши близкие, его близкие, мы - объект его любви, он - объект

    нашей любви. Так рождается и крепнет дружба.

    Морально-этические стороны дружбы.

    неписанные правила дружбы

    Обмен

    Делиться новостями о своих успехах

    Выказывать эмоциональную поддержку

    Добровольно помогать в случае нужды

    Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе

    Возвращать долги и оказанные услуги*

    Интимность

    Уверенность в друге и доверие к нему

    Отношение к третьим лицам

    Защищать друга в его отсутствие

    Быть терпимым к остальным его друзьям*

    Не критиковать друга публично**

    Сохранять доверенные тайны**

    Не ревновать и не критиковать прочие личные отношения другого**

    Взаимная координация

    Не быть назойливым, не поучать*

    Уважать внутренний мир и автономию друга**

    Самыми важными представляются шесть правил, не отмеченных звездочками,

    так как они отвечают всем четырем критериям:

    - единодушно признаются важными для дружбы;

    - отличают продолжающуюся дружбу от распавшейся;

    - отличают высоко оцениваемые отношения от низко оцениваемых;

    - несоблюдение этих правил считается вероятной и уважительной причиной

    прекращения дружбы.

    Правила, отмеченные одной звездочкой, отвечают трем критериям, но не

    позволяют отличить близких друзей от менее интимных. Иными словами, они

    важны для обычных уровней дружбы, но при особенно тесных отношениях могут

    быть нарушены: близкие друзья не считаются одолжениями, прощают

    нетерпимость к общим знакомым и даже некоторую назойливость.

    Правила, отмеченные двумя звездочками, отвечают двум критериям: они

    считаются важными и их нарушение может способствовать прекращению дружбы,

    однако оценка глубины дружеских отношений от них не зависит. Эти правила -

    избегать публичной критики, хранить доверенную тайну, не ревновать к

    третьим лицам и уважать личный мир другого - неспецифичны для дружбы, они

    действуют во многих других личных отношениях и ситуациях.Нарушение

    некоторых правил воспринимается как естественная причина прекращения

    дружбы; например, несоблюдение норм доверия и взаимного уважения ведет к

    ухудшению отношений, а нарушение правил, предотвращающих конфликты, вроде

    запрета вторгаться во внутренний мир партнера, - к разрыву.

    Левинджер предложил формальную модель цикла личного отношения,

    состоящего из пяти фаз:

    1. Атракция, предшествующая зарождению отношения.

    2. Период формирования отношения.

    3. Продолжение отношения, означающее либо:

    а) его рост и укрепление,

    б) поддержание достигнутого уровня,

    в) снижение уровня неустойчивости.

    4. Ослабление или ухудшение отношения.

    5. Прекращение отношения в результате смерти одного из партнеров или

    разрыва.

    Дружба - это этическая форма любви. В отличие от других форм любви она

    выбирает свой предмет пользуясь нравственным критериями, и строит свое

    orношение к нему, исходя из этих критериев. Но дружба еще и предпочтение.

    Быть другом всегда означает, что тебя любят больше, чем другого, что тебя

    предпочитают кому-то другому, огромной безликой массе других.

    Дружба - это отношения между двумя совершенно свободными индивидами,

    встреча равных. Двое могут стать друзьями, даже если у них разное

    экономическое и социальное положение, но только при том условии, если они

    встретятся как два свободных независимых человека, обладающих одинаковой

    властью и равным достоинством. Это процесс осуществления равенства. Но она

    погибает, если мы берём себе за правило беспрерывно пользоваться помощью

    друга.

    Динамика дружбы во многом зависит от сознательной установки партнеров:

    как они определяют природу своих отношений (видят ли в них дружбу, любовь

    или простое знакомство), какие цели преследуют, как направляют настоящее и

    будущее дружеских отношений - стараются поддерживать, углублять их или

    пускают на самотек.

    Дж. Аллан например, утверждает, что дружба - это качественная

    характеристика отношений, а не сам по себе объективно существующий вид

    отношений. Если два человека, независимо от своего социального положения,

    испытывают уважение друг к другу, если они общаются на равных, мы вправе

    считать их друзьями. Даже двое возлюбленных могут быть друзьями. Они

    становятся ими тогда, когда, забыв об эротических наслаждениях, каждый из

    них начинает желать добра другому бескорыстно, отказавшись от всяких

    задних мыслей, искренне.

    Дружба и Эротика.

    Психоаналитики считают, что в основе всех межличностных отношений лежит

    эротика. Любая межличностная связь - будь то любовь или дружба, достигает

    своей сущности, становится подлинной, только раскрыв свою эротическую

    природу. Такова концепция некоторых психоаналитических школ (таких, как

    школа Вильгельма Райха). Все, что не находит своего выражения в чисто

    эротической форме, является, по мнению психоаналитиков, результатом либо

    самоустранения, либо сублимации.

    Эротика видит в человеке только эротические свойства и ищет не самого

    человека, а новые ощущения. Молекула влюбленности - состояние зарождения,

    постоянно возобновляющееся чувство к одному и тому же человеку. Молекула

    дружбы - встреча, а сама дружба - цепь встреч с одним и тем же человеком.

    Молекула эротики - новое ощущение. Эротические отношения продолжаются до

    тех пор, пока эротические ощущения, эротическое наслаждение остаются

    необычными, из ряда вон выходящими.

    Если эротика не находит этого в одном человеке, ей приходится искать

    другого. Назначение влюбленности - создать коллективную структуру: пару.

    Назначение дружбы - пройти вместе жизненный путь, плечом к плечу, преданно

    и честно. Цель эротики - дать друг другу необычайное наслаждение.

    Эротическое наслаждение происходит от слияния тел, от исчезновения на

    какое-то мгновение собственной идентичности. Во влюбленности два человека

    соединяются, чтобы создать новую общность, новое "мы", которое имеет

    тенденцию продлевать свое существование и изменять действительность. В

    эротике всегда два человека стремятся соединиться на время, отказываясь

    при этом от своей физической и психической индивидуальности.

    Есть разные формы дружбы. Некоторые друзья проводят рядом друг с другом

    всю жизнь. Другие встречаются редко или даже только в исключительных

    случаях, тем не менее у них дружба - настоящая. С другой стороны,

    эротическое влечение может породить отношения, которые будут продолжаться

    очень долго. Для дружбы главное не продолжительность и регулярность

    общений, а встреча. Именно здесь нужно искать ее отличие от эротики.

    Если я говорю любимому человеку: "будем друзьями", это означает, что я

    его больше не люблю. Дружба тоже является формой любви, но совершенно иной.

    А эротику нельзя даже считать одной из форм любви. По своей природе она

    неспособна создавать прочные отношения. Она не является, как говорят

    психоаналитики, "постоянным целенаправленным вкладом" или, по крайней мере,

    не бывает таковым в большинстве случаев. Поэтому эротика не

    противопоставляет себя другим формам любви, она может соединяться с ними,

    образуя различные сочетания.

    Взаимоотношения эротики и дружбы ещё сложнее. Дружба включает в себя

    гораздо больше разнородных элементов, чем эротика. Обычно в отношениях

    между двумя полами наступает такой момент, когда встреча может повернуть и

    в сторону эротики, и в сторону дружбы. Почти всегда та или другая сторона

    совершает выбор. Тем не менее дружба может уживаться с эротикой. Дружба

    между двумя разнополыми людьми, которые состояли или состоят в эротических

    отношениях, возможна. То же самое относится и к людям одного пола, если

    речь идет о гомосексуалистах. Это объясняется тем, что дружба живет своей,

    независимой жизнью, не испытывая потребности в эротике, и легкомыслие,

    свойственное последней, никак ей не угрожает.

    Эротика не рождает дружбу, но дружба совместима с эротикой. Для

    эротической дружбы очень важна цепь встреч. А кроме того - откровенность,

    доверие, душевная чистота. Если все это есть, дружба может существовать

    рядом с эротикой, так же как она существует рядом с любовью, возникшей из

    влюбленности. От последней она отличается тем, что не ревнует, не требует

    для себя никакой исключительности, не претендует на полное и постоянное

    обладание. Эротика всегда бывает придатком дружбы, её несущественной

    деталью.

    Может ли отец быть другом сыну и наоборот?

    С одной стороны "Да", а с другой. Отец должен руководить своим сыном,

    должен быть для него авторитетом, в то время как братья в большинстве

    случаев не признают друг за другом подобных прав. Дружба требует

    равенства. Отношения отец - сын предполагают пусть всего лишь

    потенциальное, но неравенство. Бывают моменты, когда отец чувствует себя

    другом своего сына и не вспоминает о своей роли руководителя. Но если

    вдруг сын повел себя недостойно или попал в опасную ситуацию, отец должен

    вспомнить о своем отцовском долге.

    Поэты о дружбе.

    Молодой В. А. Жуковский в дневниках и переписке определяет дружбу как

    главную жизненную добродетель, пишет о своем желания "сделаться достойным

    дружбы". Для него дружба "есть все, только не в одном человеке, а в двух

    (много в трех или четырех, но чем больше, тем лучше)". Высшей похвалой себе

    он считает, если о нем скажут, что "он истинный друг".

    У поколения А. С. Пушкина стиль дружбы уже иной. Тема дружбы занимает

    важное место в творчестве великого поэта. Однако на разных этапах его жизни

    и творческого пути эта тема получает несколько иное поэтическое звучание. В

    произведениях лицейского периода (например, в стихотворении "Друзьям")

    дружба описывается преимущественно в анакреонтовских тонах бесшабашного

    группового веселья, перемежающегося настроениями элегической тоски и

    грусти. Тема дружеской пирушки, "где просторен круг гостей, а кружок

    бутылок тесен" ("Веселый пир"), близка сердцу молодого поэта и после выхода

    из лицея. Однако он уже познал эфемерность подобных радостей и отношений. В

    стихотворении "Дружба" (1824 г.) поэт глубоко задумывается над тем, что

    составляет суть дружеских отношений.

    Что дружба? Легкий пыл похмелья,

    Обиды вольный разговор,

    Обмен тщеславия, безделья

    Иль покровительства позор.

    Для зрелого Пушкина "блаженство дружбы" не просто время, проведенное за

    бутылкой и праздным разговором, а "приют любви и вольных муз, где с ними

    клятвою взаимной скрепили вечный мы союз..." ( "Из письма к Я. Н.

    Толстому")". Друзья в понимании поэта - это уже не просто товарищи детских

    игр и юношеских пиров, которым "даны златые дни, златые ночи"", не просто

    веселые, интересные собеседники, а прежде всего единомышленники.

    Пушкин свято верит в нерушимость дружеских связей, способных

    противостоять всему окружающему миру:

    Друзья мои, прекрасен наш союз!

    Он как душа неразделим и вечен

    Неколебим, свободен и беспечен

    Срастался он под сенью дружных муз.

    Куда бы нас ни бросила судьбина,

    И счастие куда б ни повело,

    Все те же мы: нам целый мир чужбина;

    Отечество нам Царское Село.

    Приведенный отрывок - из стихотворения "19 октября", написанного

    незадолго до восстания на Сенатской площади.

    Верность светлым идеалам юности и дружбы - важнейшая нравственная

    ценность и принцип пушкинского поколения. Недаром обращенные к декабристам

    пушкинские слова "Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье" прямо

    перекликаются с "Прощальной песнью воспитанников Царскосельского лицея",

    написанной А. А. Дельвигом и исполненной на выпускном акте:

    Храните, о друзья, храните

    Ту ж дружбу с тою же душой,

    То ж к славе сильное стремленье,

    То ж правде - да, неправде - нет,

    В несчастье гордое терпенье,

    И в счастье - всем равно привет! "

    Нравственная сторона дружбы.

    Люди Древнего мира, а в особенности мира античного, не верили в

    абстрактные идеалы, далекие от жизни и невыполнимые. Они боялись фанатизма.

    Не доверяли излишней сентиментальности. И поэтому так высоко ставили

    дружбу. Ибо в дружбе расстояние между идеалом и реальностью предельно

    короткое. В дружбе нельзя провозглашать одно, а делать другое. Дружба

    соблюдает договоры и считает, что получить доверие друга можно, только

    заслужив его. Дружба может быть только честной, искренней, откровенной.

    Друг хочет нам добра не на словах, а на деле, он всегда рядом в трудную

    минуту. А тот, кому друг помогает, не должен пользоваться этим в корыстных

    целях или надоедать изъявлениями своей благодарности. Дружба не терпит

    обмана, не допускает злонамеренных поступков. Никогда, ни при каких

    условиях. В дружбе нужно уметь увидеть достоинства другого и оценить их.

    Друг - всегда человек открытый, жизнелюбивый, веселый. Он не может быть

    занудой, приставалой. Друг не должен быть и слишком щедрым, осыпать нас

    подарками, иначе он вызывает в нас потребность постоянно отвечать ему тем

    же, а в результате над нами постоянно тяготеет чувство неоплаченного

    долга. Дружба должна быть естественной и легкой даже тогда, когда

    совершаются героические поступки. Друг всегда говорит в ответ на

    благодарность: "Не за что". Даже если он рисковал жизнью. Таковы идеалы

    дружбы. Она не требует, чтобы ей отдали всё, не заставляет целовать

    прокаженных, лжесвидетельствовать в суде. Для нее не обязательно даже,

    чтобы друзья жили вместе. Но то, что она требует, должно быть выполнено

    неукоснительно. Если же требования дружбы не выполняются, она выносит

    осуждающий приговор. А осудив однажды, вряд ли уже когда-нибудь простит.

    Дружба не наказывает, не угрожает, не прибегает к репрессиям или шантажу.

    Она просто исчезает. Если её идеал не осуществляется, дружба уходит. Может

    быть, ни в одном типе человеческих отношений реальное не приближается

    настолько к идеальному, как в дружбе. Теперь вы понимаете, почему дружба

    так ранима и почему так много людей разочаровываются в ней. Они не хотят

    принимать правила её игры.

    Ошибаются и те, кто утверждает, что дружба, существовавшая в далеком

    прошлом, исчезла в современном мире. Дружба существовала в эпоху Конфуция

    и продолжает существовать поныне. У нас нет никаких оснований думать, что

    в будущем она исчезнет. Просто у дружбы такая идеальная модель, которой

    обязательно нужно следовать. И в зависимости от того, насколько мы будем

    следовать этой модели, мир будет наполняться для нас друзьями, которые

    всегда будут дарить нам радость.

    Чем многограннее человек, тем труднее ему найти другого, который был бы

    созвучен с ним во всех отношениях. Отсюда известная дифференциация

    дружеских отношений, когда с одним из друзей нас связывают общие

    интеллектуальные интересы, с другим воспоминания молодости, с третьим -

    эстетические переживания. Каждое из таких отношений имеет свои границы,

    которых люди предпочитают не переходить. Однако это не мешает дружбе быть

    глубокой, искренней и устойчивой.

    Существуют пределы, существует некий порог, который никто не должен

    переступать. Мы не можем требовать от нашего друга, чтобы он ради нас

    совершил что-нибудь недостойное, например лжесвидетельствовал бы в нашу

    пользу в суде. Если мы требуем этого, то нарушаем основные правила дружбы

    и перестаем вести себя так, как подобает другу. Дружба целиком базируется

    на оценочных критериях и на справедливости. Как только они утрачиваются,

    от дружбы ничего не остается.

    Утверждение единственности, несравненности друга равносильно признанию

    его абсолютной ценности. И в том одновременно - нравственный императив и

    психологическая сущность дружбы.

    У меня есть друг, я люблю -

    значит, я существую.

    М.Пришвин.

    Л и т е р а т у р а:

    _______________________________________________

    1. Гаврилова Т.П., Понятие эмпатии в зарубежной психологии, ВП-75 №2

    2. Гозман Л.Я., Психология эмоциональных отношений, МГУ 1987.

    3. Дубовская Е.М., Улановская И.М., К вопросу о роли при различных условиях

    взаимодействия в паре., В кн. Психологические проблеммы обучения.

    4. Кон И.С., Дружба. (психолого-этический очерк), М 1987.

    5. Кон И.С., Психология ранней юности., М 1989.

    6. Кон И.С., Психология юношеской дружбы., М 1973.

    7. Покровский (под ред.), Лабиринты одиночества., Сборник американских

    статей.

    8. Пушкин А.С., Собр. соч. В 10-ти т., М.-Л. 1949, т.2.

    9. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю., Психологический справочник учителя., М

    1991.

    10. Francesco Alberoni, Дружба и Любовь., М 1991.

    ___________________________________

    * * *

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.