МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психология

    Многообразие методов получения знаний научной психологии приводит к еще

    одному существенному ее отличию от житейской психологии - к наличию

    обширного, разнообразного материала, отражающего психологические аспекты

    многогранной жизнедеятельности человека. Этот материал обобщен,

    систематизирован, представлен в логически непротиворечивых конструкциях,

    понятиях, теориях. Психологической науке свойственна осознанная тенденция к

    расчлененному описанию психологической реальности. Знания житейской

    психологии несистематизированы, фрагментарны, зачастую противоречат друг

    другу.

    Существенно различны пути и способы передачи знаний житейской и научной

    психологии. Возможности трансляции обыденных психологических знаний от

    одного человека к другому, от старших к младшим весьма ограничены. Здесь

    как нельзя лучше применимо правило: каждый учится на своем собственном

    опыте и на своих ошибках. С одной стороны, существуют трудности

    вербализации индивидуального психологического опыта, выражения субъективных

    переживаний в языке для их передачи, а с другой - присутствует

    определенного рода недоверие к истинности сообщаемых сведений. Сказанное

    легко иллюстрируется извечной проблемой отцов и детей, старших и младших,

    когда подрастающее поколение не признает общезначимости ценностей, норм

    взаимоотношений, накопленного опыта старшего поколения.

    Научно-психологические знания выверены и упорядочены в научных теориях,

    описаны в научных трудах. Существуют социально отработанные и закрепленные

    способы и формы пополнения и сохранения, воспроизводства и передачи научно-

    психологических знаний: исследовательские институты, учебные заведения,

    научная литература и др.

    Сопоставление возможностей житейской и научной психологии показывает

    существенные преимущества последней для человековедческих профессий. Для

    продуктивного взаимодействия с другими нужны фундаментальные

    психологические знания, которые обобщали бы соответствующий опыт всего

    человеческого сообщества, а не только личный опыт встреч с другими и с

    самим собой. Вместе с тем недопустимо пренебрежительное отношение к

    житейской психологии. Обобщенный и научно выраженный опыт совместной

    жизнедеятельности людей получает свою значимость, когда он "пропущен" через

    внутренний опыт, когда он превратился в личное достояние.

    Понимание другого возможно, если человек способен вообразить себя

    другим, пережить его состояние как свое. Не случайно говорят, что хорошие

    родители и педагоги те, кто помнят свое детство и свои детские переживания,

    и потому способны представить себя в ребенке. Продуктивная юридическая

    деятельность необходимо основывается на научной психологии, но юрист,

    помимо этого, должен быть хорошим житейским психологом, следующим своей

    интуиции, своему внутреннему опыту. Различные формы вненаучного

    психологического знания - народная мудрость, художественные произведения и

    т.д. - обладают одним несомненным достоинством - они достоверно и образно

    отражают реальные жизненные ситуации, целостность человеческой жизни,

    затрагивают глубинные слои души человека, наводят на размышления о себе, о

    своей душевной и духовной жизни.

    Понятия и концепции научной психологии влияют на житейские представления

    людей о своей психической жизни. В разговорный язык проникают научные

    понятия психологии, и люди начинают выражать свои субъективные состояния

    через эти понятия. В первую очередь, это те понятия, которые описывают

    динамику и напряженность психической жизни, такие, как "комплекс",

    "стресс", "компенсация", "замещение" и др. Большое влияние на обыденное

    сознание оказали, например, работы известного врача-невролога, основателя

    психоанализа - З. Фрейда.

    7. Субъективность как предмет психологии человека

    В предшествующих разделах была представлена история поиска предмета

    "психологии вообще", но не психологии человека. Именно поэтому оказывалось

    возможным, например, прямо переносить закономерности поведения животных на

    жизнедеятельность человека. Очевидно, что эти попытки в большинстве случаев

    приводили либо к редукционизму (сведению высшего к низшему), либо к

    абстрактной односторонности. И в том и в другом случаях человек терял свою

    сугубо человеческую специфику. Целостное изображение человека

    осуществлялось лишь во вненаучных системах человекознания. Но так ли

    безнадежны попытки преодоления подобной антиномии (либо наука - тогда

    абстрактность, либо искусство - тогда целостность)? Возможно ли построение

    антропологической психологии (психологии человека), в которой бы

    одновременно удерживались целостность и уникальность конкретного человека

    (схватываемые в житейской психологии, в религии, в человековедческой

    практике) и строгость и доказательность законов психической жизни, образцы

    которых мы находим в науке? Попытаемся двигаться методом последовательных

    приближений.

    Попробуйте проанализировать какое-либо свое психическое состояние,

    например огорчение, страх, плохое настроение, и постарайтесь найти его

    причину. В результате внутреннего сосредоточения вы можете прийти к выводу,

    что причина вашего настроения или огорчения лежит вне вас, в окружающем

    мире, в отношениях с другими людьми, в особенностях вашей деятельности или

    поведения.

    Этот факт демонстрирует существенную особенность всех явлений

    внутреннего мира человека - их связь с внешним миром, неотторжимость от

    него. Всякое психическое явление получает свою определенность и свое

    содержание через связи и отношения человека с окружающей действительностью.

    Психологический мир человека - это мир в человеке и человек в мире.

    Внутренний мир человека всегда неповторим, пристрастен, но эта

    пристрастность, неповторимость есть в то же время активное воспроизведение,

    конструирование, понимание того мира, в котором реально живет и действует

    конкретный человек.

    Это положение имеет принципиальное значение для понимания субъективной

    реальности. Иное ее понимание исходит из представления о замкнутом в самом

    себе внутреннем мире человека. Субъекту доступны только явления его

    сознания, которые он может воспринимать посредством самонаблюдения. Они

    недоступны для внешнего наблюдения и закрыты для объективного познания.

    Однако наш собственный опыт, опыт других людей, научно-психологические

    данные говорят о том, что психическое достаточно точно ориентирует нас в

    мире, позволяет нам адекватно строить свое поведение в этом мире. Поэтому

    относить психические явления только к внутренним (искать их во внутреннем

    пространстве человека) ошибочно. Психическое столь же внутренне, сколь и

    внешне.

    Разумеется, психология не отождествляет субъективный образ с тем

    объективным предметом, который находится в реальности, вне сознания

    человека. Психический образ не зеркальное отображение предмета, но в то же

    время он и не только продукт мозговой деятельности. О психике мы говорим

    тогда, когда объективный мир предстает перед нами как мир, воспринятый

    нами.

    "Всякий психический факт, - писал отечественный психолог С. Л.

    Рубинштейн, - это и кусок реальной действительности и отражение

    действительности, не либо одно, либо другое, а и одно и другое; именно в

    том и заключается своеобразие психического, что оно является и реальной

    стороной бытия и его отражением - единством реального и идеального".

    Психические явления двойственны по своей природе, с одной стороны, они

    присущи данному телесному субъекту, имеют органическую основу, есть продукт

    и компонент органической жизни; с другой - есть активное отражение и

    результат преобразования окружающей действительности и самого субъекта.

    Первичным является реальная, объективная форма существования

    психического. Психические процессы и явления - это прежде всего реальные

    свойства человека, включенные в действительные процессы его жизни,

    выполняющие реальные функции в его жизнедеятельности. Вторичным является

    субъективная форма существования психического, его существование в форме

    переживания, самосознания. Только на определенном этапе своего развития

    человек становится способным к восприятию и осознанию своего собственного

    психического мира. Психологический, внутренний мир человека, мир его

    сознания есть одновременное выражение субъекта и отражение объекта.

    Человеческая психика имеет сугубо свою специфику; ее природа целиком и

    полностью определяется характером собственно человеческого способа

    существования в мире. Поэтому ее понимание и возможности изучения требуют

    особого понятийного оформления. В качестве исходной категории, которую

    необходимо положить в основание психологии человека, выступает

    субъективность.

    Субъективность - это категория в психологии, которая выражает сущность

    внутреннего мира человека. Близкими по своему содержанию и смыслу являются

    понятия "субъективный дух", "индивидуальный дух", "душа", "человеческое в

    человеке", "внутренний мир" и др.

    Субъективный - подлежащий, т.е. лежащий в основе. Субъективность - это

    исходное начало в человеке, то, что лежит в основе его бытия.

    Субъективность составляет родовую специфику человека, то, что отличает его

    способ жизни от всякого другого. Субъективность есть форма бытия человека,

    форма психического и общее обозначение внутреннего мира. Конкретным,

    видимым в реальности способом существования психического в человеке

    является его субъективность.

    В специальных словарях "субъективность" определяется двояко - негативно

    и позитивно. Субъективность (субъективное) - это личное отношение к чему-

    либо, свойственное данному лицу; и в то же время - это отсутствие

    объективности, односторонность, пристрастность. Очевидно, что в этих двух

    определениях субъективности неявным образом отразились естественнонаучная и

    общегуманитарная установки в понимании человеческой субъективности. Причем

    в традиционной научной психологии была сохранена только негативная

    характеристика субъективности, подчеркивающая ее своеобразную ущербность в

    сравнении с объективностью. Наша задача - в преодолении двойственного

    позитивно-негативного понимания субъективности, в преодолении ее

    ущербности.

    Прежде всего, еще раз подчеркнем, что субъективность есть факт

    объективной реальности, она входит в состав реальных жизненных процессов

    человека, а потому субъективное само и есть объективное. Внутренний мир

    человека, его сознание, его субъективность исходно выступает не как

    отношение к действительности, а как отношение в самой действительности.

    Разум, желание, чувства, воля реализуют практические отношения человека

    в мире, обеспечивают ему возможность постановки и достижения сознательно

    поставленных целей. Человеческая субъективность есть форма практического

    освоения мира. Само возникновение и существование субъективности

    обусловлено реализацией именно практических отношений человека к другому

    человеку, миру, обществу, истории, самому себе, овладением и сознательной

    регуляцией этих отношений.

    Как таковое субъективное не противостоит объективному, оно принадлежит

    объективному, реально-практическому способу жизни человека. Человеческая

    субъективность противоположна объектности, овеществленности; субъективность

    (личностность, индивидуальность) исчезает в случае, когда мир, в том числе

    и сам человек, рассматриваются только в качестве предметов, вещей,

    объектов. Поэтому субъективность не разделяет, не противопоставляет, а

    связывает человека и мир; она отделяет человека как субъекта жизни, от него

    же - человека - как объекта внешних отношений и манипуляций.

    Приведенные выше теоретические положения о человеческой субъективности

    имеют и научный, и конкретно-практический смысл: человеческая психология

    пронизывает всю нашу реальную жизнь, все наше бытие; живые человеческие

    связи и отношения наполнены психологическим содержанием. И поэтому

    человеческая субъективность - как объективная реальность (а не только

    феномен нашего сознания) - становится подлинным предметом психологии

    человека.

    Такие символы человеческой реальности, как внутренний мир,

    индивидуальность, субъективность, самость являются ключом в поиске

    оснований и условий духовного становления человека в пределах его

    индивидуальной жизни. Именно поэтому феномен субъективности поставлен в

    самый центр всей психологической проблематики человека. Субъективность в

    природе человека есть настоящий факт, а не умозрительная конструкция. Это

    действительно реальность, а не иллюзия человеческих представлений о себе.

    Более того, из всех фактов, с какими имеет дело человекознание, ни один

    не является столь кардинальным для понимания сути человека. Категория

    субъективности - это та основа, которая позволяет развернуть и панораму, и

    перспективу наших представлений о человеке, становящемся и определяющемся в

    мире; о человеке, обретающем образ человеческий во времени не только личной

    биографии, но и мировой истории, в пространстве не только наличной

    цивилизации, но и универсального мира культуры.

    Субъективность, являясь внутренним, сущностным свойством реально-

    практического способа жизни человека, сама есть объективное явление,

    входящее в состав процессов мира. И граница между субъективностью и

    объектностью (предметностью) проходит не по линии разъединения человека и

    мира, духовного и телесного, психологического и физиологического, а внутри

    самого человека как целого, граница эта проходит по линии противоположности

    человека как объекта и его же как субъекта.

    Субъективность составляет родовую специфику человека и принципиально

    отличает собственно человеческий способ жизни от всякого другого.

    Субъективность принципиально отличает человеческий способ существования

    от всякого другого. Развиваясь и преобразуясь в процессе становления

    человека, субъективность оформляется и дифференцируется на многообразные

    человеческие способности. Интегральным способом бытия субъективности

    выступает сознание, развивающееся по ступеням: бытийное сознание -

    самосознание - рефлексивное сознание - трансцендирующее сознание.

    Субъективность оживляет телесное бытие индивида, одушевляет человека и

    превращает его в субъекта действия, одухотворяет личную, индивидуальную и

    универсальную жизнь человека в мире. Во всех помыслах, чувствах, поступках

    человека мы находим проявление человеческой субъективности.

    8.Понятие о методе науки

    Метод - это путь научного исследования или способ познания какой-либо

    реальности. По своему составу научный метод представляет собой совокупность

    приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении

    какого-либо объекта. Так, метод интроспекции включает одну совокупность

    операций, а метод эксперимента - совершенно иную.

    Представление о методе или способе изучения психической реальности

    исходит из вполне определенного ее понимания. Многообразие же исторических

    определений предмета психологии приводит к возникновению и сосуществованию

    многих психологических школ и направлений. Подобное утверждение верно и

    относительно методов психологии.

    Метод в его единстве с предметом психологии составляет научный подход к

    изучаемой реальности. Существо научного подхода выражается в

    методологических принципах, т.е. установках, организующих направление и

    характер исследования. Тот или иной научный подход и методологические

    принципы реализуются в конкретно-исследовательских методах.

    Исследовательский метод есть форма организации определенного способа

    познания. Требованиям объективности исследования отвечают методы внешнего

    наблюдения, эксперимента, тестов и т.д. Методологические установки изучения

    развивающихся объектов адекватно реализуются в методах биографического

    изучения, в эксперименте и т.д.

    В свою очередь, метод психологии конкретизируется в исследовательских

    методиках. Методика отвечает конкретным целям и задачам исследования,

    содержит в себе описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и

    обработки полученных данных. На основе определенного метода может быть

    создано множество методик. Например, экспериментальный метод в психологии

    воплощен в методиках изучения интеллекта, воли, личности и других сторон

    психологической реальности.

    Фактом психологической науки является то, что у нее нет однозначного

    набора исследовательских методов. Существующие методы психологии получают

    свою интерпретацию в рамках той или иной научной школы. Есть методы,

    которые используются только представителями данного направления в

    психологии, и есть методы, используемые в разных направлениях.

    Учение о методе составляет особую область знания - методологию, которая

    определяется как система принципов и способов организации, построения

    теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой

    системе. Методология равно относится и к теоретической, и к практической

    деятельности человека. С этой точки зрения существуют методология

    юридической деятельности, методология юридической науки и т.п. Методология

    учит, как надо действовать ученому или практику, чтобы получить истинный

    результат; исследует внутренние механизмы, логику движения и организации

    знания, законы его функционирования и изменения, объяснительные схемы науки

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.