Психология
Многообразие методов получения знаний научной психологии приводит к еще
одному существенному ее отличию от житейской психологии - к наличию
обширного, разнообразного материала, отражающего психологические аспекты
многогранной жизнедеятельности человека. Этот материал обобщен,
систематизирован, представлен в логически непротиворечивых конструкциях,
понятиях, теориях. Психологической науке свойственна осознанная тенденция к
расчлененному описанию психологической реальности. Знания житейской
психологии несистематизированы, фрагментарны, зачастую противоречат друг
другу.
Существенно различны пути и способы передачи знаний житейской и научной
психологии. Возможности трансляции обыденных психологических знаний от
одного человека к другому, от старших к младшим весьма ограничены. Здесь
как нельзя лучше применимо правило: каждый учится на своем собственном
опыте и на своих ошибках. С одной стороны, существуют трудности
вербализации индивидуального психологического опыта, выражения субъективных
переживаний в языке для их передачи, а с другой - присутствует
определенного рода недоверие к истинности сообщаемых сведений. Сказанное
легко иллюстрируется извечной проблемой отцов и детей, старших и младших,
когда подрастающее поколение не признает общезначимости ценностей, норм
взаимоотношений, накопленного опыта старшего поколения.
Научно-психологические знания выверены и упорядочены в научных теориях,
описаны в научных трудах. Существуют социально отработанные и закрепленные
способы и формы пополнения и сохранения, воспроизводства и передачи научно-
психологических знаний: исследовательские институты, учебные заведения,
научная литература и др.
Сопоставление возможностей житейской и научной психологии показывает
существенные преимущества последней для человековедческих профессий. Для
продуктивного взаимодействия с другими нужны фундаментальные
психологические знания, которые обобщали бы соответствующий опыт всего
человеческого сообщества, а не только личный опыт встреч с другими и с
самим собой. Вместе с тем недопустимо пренебрежительное отношение к
житейской психологии. Обобщенный и научно выраженный опыт совместной
жизнедеятельности людей получает свою значимость, когда он "пропущен" через
внутренний опыт, когда он превратился в личное достояние.
Понимание другого возможно, если человек способен вообразить себя
другим, пережить его состояние как свое. Не случайно говорят, что хорошие
родители и педагоги те, кто помнят свое детство и свои детские переживания,
и потому способны представить себя в ребенке. Продуктивная юридическая
деятельность необходимо основывается на научной психологии, но юрист,
помимо этого, должен быть хорошим житейским психологом, следующим своей
интуиции, своему внутреннему опыту. Различные формы вненаучного
психологического знания - народная мудрость, художественные произведения и
т.д. - обладают одним несомненным достоинством - они достоверно и образно
отражают реальные жизненные ситуации, целостность человеческой жизни,
затрагивают глубинные слои души человека, наводят на размышления о себе, о
своей душевной и духовной жизни.
Понятия и концепции научной психологии влияют на житейские представления
людей о своей психической жизни. В разговорный язык проникают научные
понятия психологии, и люди начинают выражать свои субъективные состояния
через эти понятия. В первую очередь, это те понятия, которые описывают
динамику и напряженность психической жизни, такие, как "комплекс",
"стресс", "компенсация", "замещение" и др. Большое влияние на обыденное
сознание оказали, например, работы известного врача-невролога, основателя
психоанализа - З. Фрейда.
7. Субъективность как предмет психологии человека
В предшествующих разделах была представлена история поиска предмета
"психологии вообще", но не психологии человека. Именно поэтому оказывалось
возможным, например, прямо переносить закономерности поведения животных на
жизнедеятельность человека. Очевидно, что эти попытки в большинстве случаев
приводили либо к редукционизму (сведению высшего к низшему), либо к
абстрактной односторонности. И в том и в другом случаях человек терял свою
сугубо человеческую специфику. Целостное изображение человека
осуществлялось лишь во вненаучных системах человекознания. Но так ли
безнадежны попытки преодоления подобной антиномии (либо наука - тогда
абстрактность, либо искусство - тогда целостность)? Возможно ли построение
антропологической психологии (психологии человека), в которой бы
одновременно удерживались целостность и уникальность конкретного человека
(схватываемые в житейской психологии, в религии, в человековедческой
практике) и строгость и доказательность законов психической жизни, образцы
которых мы находим в науке? Попытаемся двигаться методом последовательных
приближений.
Попробуйте проанализировать какое-либо свое психическое состояние,
например огорчение, страх, плохое настроение, и постарайтесь найти его
причину. В результате внутреннего сосредоточения вы можете прийти к выводу,
что причина вашего настроения или огорчения лежит вне вас, в окружающем
мире, в отношениях с другими людьми, в особенностях вашей деятельности или
поведения.
Этот факт демонстрирует существенную особенность всех явлений
внутреннего мира человека - их связь с внешним миром, неотторжимость от
него. Всякое психическое явление получает свою определенность и свое
содержание через связи и отношения человека с окружающей действительностью.
Психологический мир человека - это мир в человеке и человек в мире.
Внутренний мир человека всегда неповторим, пристрастен, но эта
пристрастность, неповторимость есть в то же время активное воспроизведение,
конструирование, понимание того мира, в котором реально живет и действует
конкретный человек.
Это положение имеет принципиальное значение для понимания субъективной
реальности. Иное ее понимание исходит из представления о замкнутом в самом
себе внутреннем мире человека. Субъекту доступны только явления его
сознания, которые он может воспринимать посредством самонаблюдения. Они
недоступны для внешнего наблюдения и закрыты для объективного познания.
Однако наш собственный опыт, опыт других людей, научно-психологические
данные говорят о том, что психическое достаточно точно ориентирует нас в
мире, позволяет нам адекватно строить свое поведение в этом мире. Поэтому
относить психические явления только к внутренним (искать их во внутреннем
пространстве человека) ошибочно. Психическое столь же внутренне, сколь и
внешне.
Разумеется, психология не отождествляет субъективный образ с тем
объективным предметом, который находится в реальности, вне сознания
человека. Психический образ не зеркальное отображение предмета, но в то же
время он и не только продукт мозговой деятельности. О психике мы говорим
тогда, когда объективный мир предстает перед нами как мир, воспринятый
нами.
"Всякий психический факт, - писал отечественный психолог С. Л.
Рубинштейн, - это и кусок реальной действительности и отражение
действительности, не либо одно, либо другое, а и одно и другое; именно в
том и заключается своеобразие психического, что оно является и реальной
стороной бытия и его отражением - единством реального и идеального".
Психические явления двойственны по своей природе, с одной стороны, они
присущи данному телесному субъекту, имеют органическую основу, есть продукт
и компонент органической жизни; с другой - есть активное отражение и
результат преобразования окружающей действительности и самого субъекта.
Первичным является реальная, объективная форма существования
психического. Психические процессы и явления - это прежде всего реальные
свойства человека, включенные в действительные процессы его жизни,
выполняющие реальные функции в его жизнедеятельности. Вторичным является
субъективная форма существования психического, его существование в форме
переживания, самосознания. Только на определенном этапе своего развития
человек становится способным к восприятию и осознанию своего собственного
психического мира. Психологический, внутренний мир человека, мир его
сознания есть одновременное выражение субъекта и отражение объекта.
Человеческая психика имеет сугубо свою специфику; ее природа целиком и
полностью определяется характером собственно человеческого способа
существования в мире. Поэтому ее понимание и возможности изучения требуют
особого понятийного оформления. В качестве исходной категории, которую
необходимо положить в основание психологии человека, выступает
субъективность.
Субъективность - это категория в психологии, которая выражает сущность
внутреннего мира человека. Близкими по своему содержанию и смыслу являются
понятия "субъективный дух", "индивидуальный дух", "душа", "человеческое в
человеке", "внутренний мир" и др.
Субъективный - подлежащий, т.е. лежащий в основе. Субъективность - это
исходное начало в человеке, то, что лежит в основе его бытия.
Субъективность составляет родовую специфику человека, то, что отличает его
способ жизни от всякого другого. Субъективность есть форма бытия человека,
форма психического и общее обозначение внутреннего мира. Конкретным,
видимым в реальности способом существования психического в человеке
является его субъективность.
В специальных словарях "субъективность" определяется двояко - негативно
и позитивно. Субъективность (субъективное) - это личное отношение к чему-
либо, свойственное данному лицу; и в то же время - это отсутствие
объективности, односторонность, пристрастность. Очевидно, что в этих двух
определениях субъективности неявным образом отразились естественнонаучная и
общегуманитарная установки в понимании человеческой субъективности. Причем
в традиционной научной психологии была сохранена только негативная
характеристика субъективности, подчеркивающая ее своеобразную ущербность в
сравнении с объективностью. Наша задача - в преодолении двойственного
позитивно-негативного понимания субъективности, в преодолении ее
ущербности.
Прежде всего, еще раз подчеркнем, что субъективность есть факт
объективной реальности, она входит в состав реальных жизненных процессов
человека, а потому субъективное само и есть объективное. Внутренний мир
человека, его сознание, его субъективность исходно выступает не как
отношение к действительности, а как отношение в самой действительности.
Разум, желание, чувства, воля реализуют практические отношения человека
в мире, обеспечивают ему возможность постановки и достижения сознательно
поставленных целей. Человеческая субъективность есть форма практического
освоения мира. Само возникновение и существование субъективности
обусловлено реализацией именно практических отношений человека к другому
человеку, миру, обществу, истории, самому себе, овладением и сознательной
регуляцией этих отношений.
Как таковое субъективное не противостоит объективному, оно принадлежит
объективному, реально-практическому способу жизни человека. Человеческая
субъективность противоположна объектности, овеществленности; субъективность
(личностность, индивидуальность) исчезает в случае, когда мир, в том числе
и сам человек, рассматриваются только в качестве предметов, вещей,
объектов. Поэтому субъективность не разделяет, не противопоставляет, а
связывает человека и мир; она отделяет человека как субъекта жизни, от него
же - человека - как объекта внешних отношений и манипуляций.
Приведенные выше теоретические положения о человеческой субъективности
имеют и научный, и конкретно-практический смысл: человеческая психология
пронизывает всю нашу реальную жизнь, все наше бытие; живые человеческие
связи и отношения наполнены психологическим содержанием. И поэтому
человеческая субъективность - как объективная реальность (а не только
феномен нашего сознания) - становится подлинным предметом психологии
человека.
Такие символы человеческой реальности, как внутренний мир,
индивидуальность, субъективность, самость являются ключом в поиске
оснований и условий духовного становления человека в пределах его
индивидуальной жизни. Именно поэтому феномен субъективности поставлен в
самый центр всей психологической проблематики человека. Субъективность в
природе человека есть настоящий факт, а не умозрительная конструкция. Это
действительно реальность, а не иллюзия человеческих представлений о себе.
Более того, из всех фактов, с какими имеет дело человекознание, ни один
не является столь кардинальным для понимания сути человека. Категория
субъективности - это та основа, которая позволяет развернуть и панораму, и
перспективу наших представлений о человеке, становящемся и определяющемся в
мире; о человеке, обретающем образ человеческий во времени не только личной
биографии, но и мировой истории, в пространстве не только наличной
цивилизации, но и универсального мира культуры.
Субъективность, являясь внутренним, сущностным свойством реально-
практического способа жизни человека, сама есть объективное явление,
входящее в состав процессов мира. И граница между субъективностью и
объектностью (предметностью) проходит не по линии разъединения человека и
мира, духовного и телесного, психологического и физиологического, а внутри
самого человека как целого, граница эта проходит по линии противоположности
человека как объекта и его же как субъекта.
Субъективность составляет родовую специфику человека и принципиально
отличает собственно человеческий способ жизни от всякого другого.
Субъективность принципиально отличает человеческий способ существования
от всякого другого. Развиваясь и преобразуясь в процессе становления
человека, субъективность оформляется и дифференцируется на многообразные
человеческие способности. Интегральным способом бытия субъективности
выступает сознание, развивающееся по ступеням: бытийное сознание -
самосознание - рефлексивное сознание - трансцендирующее сознание.
Субъективность оживляет телесное бытие индивида, одушевляет человека и
превращает его в субъекта действия, одухотворяет личную, индивидуальную и
универсальную жизнь человека в мире. Во всех помыслах, чувствах, поступках
человека мы находим проявление человеческой субъективности.
8.Понятие о методе науки
Метод - это путь научного исследования или способ познания какой-либо
реальности. По своему составу научный метод представляет собой совокупность
приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении
какого-либо объекта. Так, метод интроспекции включает одну совокупность
операций, а метод эксперимента - совершенно иную.
Представление о методе или способе изучения психической реальности
исходит из вполне определенного ее понимания. Многообразие же исторических
определений предмета психологии приводит к возникновению и сосуществованию
многих психологических школ и направлений. Подобное утверждение верно и
относительно методов психологии.
Метод в его единстве с предметом психологии составляет научный подход к
изучаемой реальности. Существо научного подхода выражается в
методологических принципах, т.е. установках, организующих направление и
характер исследования. Тот или иной научный подход и методологические
принципы реализуются в конкретно-исследовательских методах.
Исследовательский метод есть форма организации определенного способа
познания. Требованиям объективности исследования отвечают методы внешнего
наблюдения, эксперимента, тестов и т.д. Методологические установки изучения
развивающихся объектов адекватно реализуются в методах биографического
изучения, в эксперименте и т.д.
В свою очередь, метод психологии конкретизируется в исследовательских
методиках. Методика отвечает конкретным целям и задачам исследования,
содержит в себе описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и
обработки полученных данных. На основе определенного метода может быть
создано множество методик. Например, экспериментальный метод в психологии
воплощен в методиках изучения интеллекта, воли, личности и других сторон
психологической реальности.
Фактом психологической науки является то, что у нее нет однозначного
набора исследовательских методов. Существующие методы психологии получают
свою интерпретацию в рамках той или иной научной школы. Есть методы,
которые используются только представителями данного направления в
психологии, и есть методы, используемые в разных направлениях.
Учение о методе составляет особую область знания - методологию, которая
определяется как система принципов и способов организации, построения
теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой
системе. Методология равно относится и к теоретической, и к практической
деятельности человека. С этой точки зрения существуют методология
юридической деятельности, методология юридической науки и т.п. Методология
учит, как надо действовать ученому или практику, чтобы получить истинный
результат; исследует внутренние механизмы, логику движения и организации
знания, законы его функционирования и изменения, объяснительные схемы науки
Страницы: 1, 2, 3, 4
|