МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психология

    том, что наука ориентирована на построение идеальных моделей, выявление

    общих закономерностей, описание типов, а человек есть существо уникальное и

    неповторимое. Правда, в полной мере это ограничение свойственно

    естественнонаучной парадигме в изучении человека. Но в человекознании

    существует и гуманитарная парадигма, которая стремится преодолеть

    односторонность естествознания и ориентируется на целостность и

    уникальность человека.

    Только человек способен сделать самого себя, свой внутренний мир

    предметом сознания. Рефлексия не только отличает человека от животного, она

    делает его иным по сравнению с ним. "Рефлексия, - писал П.Тейяр де Шарден,

    - это приобретенная сознанием способность сосредоточиться на самом себе и

    овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической

    устойчивостью и своим специфическим значением, - способность уже не просто

    познавать, а познавать самого себя; не просто знать, а знать, что знаешь".

    Появление рефлексии знаменует возникновение у человека внутренней жизни,

    противостоящей жизни внешней, появление своего рода центра управления

    своими состояниями и влечениями т.е. появление воли, а значит, свободы

    выбора. Рефлектирующий человек не привязан к собственным влечениям, он

    относится к окружающему миру, как бы возвышаясь над ним, свободен по

    отношению к нему. Человек становится субъектом (хозяином, руководителем,

    автором) своей жизни. Рефлексия составляет родовую особенность человека;

    она есть иное измерение мира.

    Понятие общества фиксирует факт включенности человека в систему связей и

    отношений с другими людьми, момент всеобщности межчеловеческих социальных

    связей и отношений. Вне совместного общественного бытия собственно

    человеческая жизнь немыслима; вне включения человека в общность невозможно

    его становление как человеческого индивида и личности.

    В процессе совместной жизнедеятельности люди вырабатывают общественно

    поддерживаемые и воспроизводимые образцы материальной и духовной культуры,

    ценности и нормы отношений человека к человеку, к основным условиям жизни.

    Понимание культуры как системы духовных ценностей и идеальных эталонов

    отличает ее от общества: если общество есть система связей и отношений

    между людьми (форма организации жизни людей), то культура есть способ

    вхождения в общество и само содержание общественной жизни.

    Исторически первой формой психологии является учение о душе. То, что

    впоследствии было обозначено термином "психология", сначала представляло

    собой совокупность знаний о душевных силах человека: разуме, чувствах,

    желаниях, воле и т.п. С развитием психологии, с ее оформлением в качестве

    самостоятельной дисциплины (психология выделилась из медицины и философии)

    изменился ее предмет. Психология стала пониматься как наука о психике, о

    законах ее становления, функционирования, изменения, развития. Психика в

    общей психологии определяется как свойство высокоорганизованной материи,

    проявляющееся в способности отражать окружающий мир и обеспечивающее

    построение образа мира для регуляции индивидом своего поведения.

    Итак, предметом традиционной психологии является психика. Психика как

    особый "функциональный орган" присуща и человеку, и животным.

    Следовательно, психология не может пониматься только как наука о человеке.

    Исследуя свой предмет, получая факты, формулируя закономерности, строя

    гипотезы и теории, психология вынуждена помнить об общности психики

    животных и человека. В первую очередь это касается общей психологии.

    Необходимость удерживать общее приводит либо к стиранию качественных

    различий психики животных и человека (широко известно направление в

    психологии - бихейвиоризм, где результаты исследований психики животных

    прямо переносились на человека), либо к игнорированию специфичности

    психических явлений у человека и животных.

    Каждый человек вне изучения психологической науки имеет представление о

    человеческой психологии, владеет знаниями житейской психологии. В чем же

    отличие знаний житейской психологии от понятий научной психологии? Почему

    юристу необходима научная психология человека?

    4. Феноменология внутреннего мира человека

    Внутренний мир называют также субъективным, подчеркивая тем самым его

    принадлежность конкретному субъекту, так как воспринимает, мыслит,

    переживает всегда определенный человек.

    Существует еще одно обозначение внутреннего, субъективного мира человека

    - психологический мир. Все эти понятия в данном контексте являются

    синонимами. В обыденной жизни для обозначения реальности внутреннего мира

    пользуются также понятием "душевная жизнь человека". Душевная жизнь

    человека или его внутренний (субъективный) мир - это специфическая область

    науки психологии.

    Для осознающего себя человека наличие внутренней жизни - первичная и

    самоочевидная реальность. Мысли о внешнем мире, переживание событий своей

    жизни, самоощущение, внутреннее чувство выступают для человека прямым и

    непосредственным доказательством его существования в мире. Например,

    знаменитое "Cogito erqo sum" французского философа Рене де Карта указывает,

    что мышление - единственный критерий достоверности собственного

    существования.

    Мир явлений внутренней жизни человека чрезвычайно богат и многообразен.

    В своем сознании человек хранит образы мира, в котором он живет, он имеет

    представление об окружающем, понимает и объясняет природный и социальный

    миры. Иначе говоря, человек имеет мировоззрение, картину мира и образ

    самого себя (образ Я) в этом мире.

    Но образ мира у человека отличается от образа мира, созданного в

    естествознании и обществоведении. И не потому, что у данного индивида он

    несравнимо менее полон, менее адекватен и расчленен. Человеческие образы,

    представления и мысли, по выражению отечественного психолога А.Н.Леонтьева,

    пристрастны, они пронизаны эмоциями, чувствами, переживаниями. В выражении

    "субъективный мир человека" имеется еще один оттенок: человеческое

    восприятие внешнего мира - это живое, эмоционально окрашенное восприятие,

    которое зависит от имеющихся у субъекта желаний, настроений, нередко

    приводящих к искажению истинной картины мира. Невозможно представить себе

    человека, лишенного чувств и переживаний. Наш внутренний опыт учит, что

    предметы, не вызывающие эмоционального отклика в нашей душе, оставляют нас

    равнодушными, воспринимаются как внешний фон.

    В судебной психиатрии описано состояние пациентов, образно названное

    "эмоциональной тупостью". Оно проявляется в том, что больные не испытывают

    никаких желаний и чувств. Когда больные представлены сами себе, то они

    бездеятельны, безразличны, безвольны: не предпринимают по собственной

    инициативе никаких действий, в том числе по удовлетворению своих

    органических потребностей.

    Именно наличие высших чувств - стыда, раскаяния, совести, любви и т.д. -

    отличает человека от животного. Интересно, что пристрастность разума

    человека стала непреодолимой преградой на пути создания искусственного

    интеллекта, воспроизводящего мышление человека. "Умные" машины могут

    многое: быстро считать, перебирать множество вариантов и находить

    оптимальные, реализовать сложнейшие программы, но они неспособны

    чувствовать и переживать.

    Но разум и чувства не исчерпывают всего внутреннего мира человека.

    Человек мыслит и действует ради чего-то; одно и то же событие может глубоко

    затронуть его чувства, а может оставить равнодушным. Есть еще один пласт

    нашей душевной жизни, который объясняет сложность человеческого поведения,

    - это область человеческих желаний, стремлений, намерений, интересов,

    потребностей. Мы всегда чего-то хотим и к чему-то стремимся. Потребности,

    интересы, идеалы составляют движущие силы человеческого поведения,

    активность его устремлений.

    Внутренняя жизнь человека осознанна. Человек отдает себе отчет о своих

    мыслях, чувствах, целях, поступках. В сознательном волевом поведении он

    осуществляет власть над собой, подчиняет одни мотивы другим, ставит должное

    выше желаемого. В сознании человека представлены другие люди, он сам, его

    место в сообществе.

    Но человек сталкивается и с такими действиями, о которых он не может

    дать себе ясного отчета, движущие причины которых не представлены в его

    самосознании. Психологический мир человека включает в себя и

    бессознательные явления. К их числу относятся влечения, автоматизмы,

    привычки, интуиция. Каждый из нас в той или иной мере задумывался над

    действиями, побудительная причина которых нам недостаточно ясна.

    Все отмеченные выше явления составляют психологическое содержание жизни

    человека. Каждый из психических процессов вносит свой вклад в богатство

    внутреннего мира, определяет специфику проявлений человеческой

    субъективности.

    Психологический мир отдельного человека уникален и неповторим, он дан

    ему в непосредственном опыте переживаний. Внутренняя жизнь есть то, что

    пережито человеком, что составляет его личный субъективный опыт. Но, может

    быть, психологический мир замкнут в себе, является лишь совокупностью

    явлений сознания, не видимых другим? Тогда опытом чего является внутренняя

    жизнь человека? Откуда он возникает? Как складывается человеческая

    субъективность?

    5. Внутренний мир человека в житейской психологии

    Пронизанность обыденной жизни человека множеством психологических связей

    и отношений с другими людьми представляет собой основу для возникновения

    так называемой житейской психологии. Житейскую психологию называют также

    донаучной, подчеркивая тем самым, что она предшествует психологии как

    науке. Тем не менее обе они существуют одновременно. Носителями житейской

    психологии являются конкретные люди; каждый из нас своего рода житейский

    психолог. Конечно же, все люди различаются в плане психологической зоркости

    и житейской мудрости. Одни весьма проницательны, способны по едва уловимым

    нюансам (выражению глаз, лица, позе) проникнуть в настроение, состояние,

    намерения человека. Другие не отличаются такими способностями, менее

    чувствительны к внутреннему состоянию собеседника; их психологический опыт

    не столь богат. Замечено, что нет жесткой зависимости между психологической

    прозорливостью и возрастом человека: есть дети, хорошо ориентирующиеся в

    субъективных свойствах сверстников, родителей, педагогов, и есть взрослые,

    плохо понимающие внутренние состояния других людей.

    Основу житейской психологии составляют совместная деятельность, общение,

    реальные взаимоотношения людей. Источником житейской психологии всегда

    являются те люди, с которыми мы непосредственно соприкасаемся.

    Необходимость согласовывать свои действия с действиями другого, понимать не

    только значение слов речи, но и контекст высказывания, "прочитывать" в

    поведении и внешнем облике другого его намерения и настроения побуждает

    человека выделять и фиксировать многогранные проявления внутренней жизни.

    Первоначально знания житейской психологии существуют неотрывно от

    деятельности и поведения человека, конкретное психологическое знание как бы

    вплетено в живую ткань действия и поступка. В последующем и способы

    практического действия, и субъективные состояния получают свое отражение,

    начинают существовать в человеческой речи, фиксируются в языке. В языковых

    значениях происходит объективация внутреннего мира человека. В слове

    субъективные переживания как бы отделяются от их носителя и становятся

    доступными анализу и осмыслению. С данной особенностью житейской психологии

    мы сталкиваемся ежедневно. Наш язык содержит большое количество слов,

    обозначающих психические факты и явления. Многие из этих слов составляют

    понятийный строй научной психологии. Конечно, содержание терминов житейской

    психологии и психологической науки существенно расходится. Но тем не менее

    человек, начинающий осваивать науку психологию, имеет, как правило, свое,

    сложившееся в жизненном опыте представление о психологии, свой образ

    человека.

    Содержание житейской психологии находит свое воплощение в народных

    обрядах, традициях, поверьях, в устном народном творчестве, в сказках,

    пословицах, поговорках, притчах, песнях и т.п.

    Например, обряд инициации, связанный с изменением социального статуса

    (посвящение в рыцари в средневековье, конфирмация как приобщение к церкви у

    католиков и протестантов, посвящение в сан, коронация и т.д.) или с

    изменением возрастной группы (переход подростка в полноправную взрослую

    жизнь в первобытных культурах), основан и на тонком знании человеческой

    психологии. Предметы и ритуалы, включенные в инициацию, выполняют

    психологическую функцию введения человека в новую жизнь, фиксируют в его

    сознании значимость нового положения, помогают овладеть новой социальной

    ролью. Используемый педагогом-чекистом А.С.Макаренко при перевоспитании

    колонистов (без знания "Педагогической поэмы" А.С.Макаренко трудно

    осмыслить многие темы ИГПР и юридической педагогики) ритуал публичного

    сжигания старой одежды как бы символизировал для беспризорника

    безвозвратность прошлого, торжественность момента начала нового этапа

    жизни, рождения новой личности.

    Богатый психологический опыт накоплен в сказках. Во многих из них

    действуют одни и те же герои: Иванушка-дурачок, Прекрасная царевна, Баба

    Яга, Кащей Бессмертный - в волшебных сказках; Медведь, Волк, Лиса, Заяц - в

    сказках о животных. За сказочными персонажами угадываются определенные

    психологические типы и характеры людей, встречающиеся в жизни. Такие

    пословицы, как "Семь раз отмерь - один раз отрежь", "Повторение - мать

    учения, но враг творчества", "Ищи невесту в огороде, а не в хороводе",

    "Чистота духовная паче телесной", выражают совершенно определенные факты

    психологии человека.

    Психолог М.С.Роговин отмечает, что в письменных источниках донаучная или

    житейская психология прямо отражена в двух жанрах - в характерологических

    сочинениях (трактат Теофраста "Этические характеры", работа Аристотеля

    "Риторика" и др.) и в жанре моральных афоризмов (М.Монтень, Ф.Ларошфуко,

    Ж.Лабрюйер, Г.Лихтенберг и другие). И, конечно же, жизненная психология

    пронизывает все виды искусства. Для многих людей произведения живописи,

    художественные произведения, театральные постановки являются основным

    способом познания внутреннего мира человека.

    6. Различия житейской и научной психологии

    Существование житейской психологии ставит вопрос о ее взаимоотношениях с

    научной психологией. Этот вопрос, помимо академического интереса, имеет и

    практический смысл. Объективно наша жизнь пронизана психологическими

    связями и отношениями. Если существует в специфических формах житейская

    психология, а мы являемся ее живыми носителями, то вполне возможно

    допустить, что психологами мы становимся (или не становимся), усваивая

    психологические уроки обыденной жизни. Ведь называем же мы психологом

    человека, который владеет искусством понимать другого человека, способного

    оказывать на других психологическое воздействие, хотя хорошо знаем -

    психологического образования он не имеет. Нередко знатоки человеческой

    природы вовсе не знакомы ни с теоретическими основами, ни с практическими

    методами психологии.

    Особый смысл вопрос о взаимоотношениях житейской и научной психологии

    приобретает в антроповедческих профессиях. Тот или иной уровень

    психологической культуры юриста сказывается на физическом и психическом

    здоровье, продуктивности деятельности многих людей. В юридической

    литературе постоянно отмечается, что талантливый юрист отличается от своих

    коллег, в первую очередь, психологической компетентностью. Так можно ли

    стать мастером юридической деятельности, уповая на свои житейские

    психологические знания? Ответить на этот вопрос можно лишь зафиксировав

    различия между житейской и научной психологией.

    Существуют различия в объекте житейской и научной психологии, т.е.

    различия в том, кто и что становится источником психологических знаний.

    Объектом житейской психологии всегда выступают конкретные люди, с которыми

    мы непосредственно соприкасаемся. Индивидуальный психологический опыт в

    основном и составлен из опыта общения и взаимоотношений с ближайшим

    окружением. Объект научной психологии исторически изменялся и включал в

    себя многообразные проявления человеческой психики.

    Отсюда следует и другое различие житейской и научной психологии -

    различие в уровне обобщенности знаний. Знания житейской психологии

    приурочены к конкретным ситуациям и к конкретным людям, а потому мало

    обобщены и ситуативны. Зачастую они выражаются образно, метафорически.

    Знания научной психологии отличаются обобщенностью, фиксируют факты и

    закономерности поведения, общения, взаимодействия людей, их внутренней

    жизни. Как правило, они выражены в понятиях. Понятие указывает на

    существенные и постоянные свойства человеческой психологии.

    Житейские и научные психологические знания различаются также и в

    способах их получения. Житейские знания о психологии человека приобретаются

    путем непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения.

    Научная психология для получения новых знаний и их логического

    структурирования использует целый арсенал методов: целенаправленное

    наблюдение, эксперимент, тесты, интерпретацию рисунков и т.д.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.