МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психология

    Психология

    Среди различных учебных дисциплин, изучаемых в первом семестре

    студентами юридического факультета Поморского государственного университета

    им.М.В.Ломоносова, психология и педагогика профессиональной деятельности

    занимает особое место. В постоянном развитии науки то одна, то другая ее

    отрасль выступает в качестве фаворита. Так было с механикой, кибернетикой и

    социологией. В последнее десятилетие фаворитом стала психология. В

    обращении к ней заинтересованы юристы, врачи, менеджеры, политики. Эта

    учебная дисциплина создаёт базу для изучения юридической психологии,

    криминологии, судебной психиатрии, философии, культурологии, социологии,

    что определяет особую значимость глубокого её изучения, и в то же время

    сложность познавательного процесса, так как у студентов-первокурсников

    подчас выявляется дефицит фундаментальных гуманитарных знаний, а также

    практических навыков по конспектированию лекций, работе с литературными

    источниками. Дефицит печатных изданий, их большая стоимость также

    "отягощают" подготовку к семинарским занятиям. Вместе с тем, нашему

    университету предстоит сложная процедура прохождения государственной

    аккредитации, тщательная проверка знаний студентов по всем предметам, в том

    числе и по психологии. Этим и обусловлена целесообразность и

    своевременность настоящего издания, представляющего конспект лекционного

    курса. Однако, самостоятельная работа студентов по изучению настоящего

    пособия не освобождает от посещения лекций, так как в ходе лекционного

    занятия лектор вправе дополнять исходный материал, приводить примеры из

    юридической практики, раскрывающие те или иные теоретические положения, а

    затем проверять их знание на зачётном занятии.

    В обыденном мышлении обучение нередко трактуется как процесс передачи

    знаний, передать знания в готовом виде нельзя, ибо это... не подарок ко дню

    рождения. Кафедра уголовного права ориентируется на создание таких условий,

    при которых студент сознательно, активно и упорно усваивает учебный

    материал. Нельзя отрицать того, что прочность усвоения может быть

    достигнута многократностью повторения. Проще сказать, зубрежкой. Мы

    полагаем, что гораздо конструктивнее усвоение, которое становится

    результатом активной мыслительной деятельности студентов, понимания

    реальной связи обучения с жизнью, жизненным самоопределением,

    профессиональным выбором, самоактуализацией личности.

    В наше время, когда фонды наук обновляются весьма стремительно,

    трансляция знаний с акцентом на память во многом утрачивает свой смысл.

    Знания сегодняшнего дня "завтра" могут устареть и оказаться

    малоэффективными (например, открытие клинической криминологией гена

    асоциальной психопатии перевернёт современные представления о профилактике

    и борьбе с преступностью). Знаний завтрашнего дня у нас, естественно, нет.

    Но мы можем развивать интеллект студентов с установкой на восприятие

    завтрашних знаний. В этом и состоит принцип развивающегося обучения,

    находящийся на вооружении кафедры уголовного и муниципального права.

    Настоящие файлы подготовлены в соответствии с "Государственными

    требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и

    уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу "Общие гуманитарные и

    социально-экономические дисциплины". Содержание дидактических единиц этих

    требований раскрывается на основании психолого-юридического прочтения

    трудов В.И.Слободчикова, Е.И.Исаева, А.А.Радугина, а также других

    отечественных и зарубежных учёных М.Г.Ярошевского, С.Л.Рубинштейна,

    Э.Берна, Ж.Годфруа, З.Фрейда и других. Опыт преподавательской и

    консультативной деятельности (медико-психологического и психолого-

    юридического спектра) позволил нам внести незначительные авторские

    положения в текст работ В.И.Слободчикова и Е.И.Исаева, за что мы заранее

    приносим свои извинения выдающимся отечественным психологам.

    Электронная версия конспекта лекций подготовлена профессором кафедры

    уголовного права, доктором медицинских наук Б.А.Спасенниковым.

    КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ "ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ"

    План

    1. Человек как природное явление.

    2. Общественная форма жизни человека.

    3. Человек как душевная и духовная реальность.

    4. Феноменология внутреннего мира человека.

    5. Внутренний мир человека в житейской психологии.

    6. Различия житейской и научной психологии.

    7. Субъективность как предмет психологии человека.

    8. Понятие о методе науки.

    9. Естественнонаучная и гуманитарная парадигма в науках о человеке и

    обществе.

    10. Методы психологии.

    1. Человек как природное явление

    Что есть человек? Какова человеческая сущность? Каково место и

    назначение человека в мире? В чем смысл жизни человека? Что есть

    человеческое в человеке?

    Эти вопросы можно отнести к разряду вечных. Каждое новое поколение

    людей, каждый человек заново открывает их, формулирует для себя, пытается

    дать свой вариант ответа. Без образа человека, без понимания его сущности

    невозможна осмысленная гуманитарная практика.

    Первое, что можно отметить, описывая феномен человека, это многообразие

    его свойств. Человек - существо многостороннее, многомерное, сложно

    организованное. Ряд свойств человека доступен непосредственному восприятию.

    Это прежде всего внешние особенности человека. Есть попытки описать

    человека только на основе его чувственно воспринимаемых телесных

    особенностей. Известно идущее из античности ироничное определение человека

    как птицы без перьев, подчеркивающее неправомерность сведения человека

    только к одному свойству - прямохождению.

    Известно выражение о человеке как венце природы. В нем подчеркивается,

    что человек - это часть природы. Человек - живое существо и как всякое

    животное имеет организм, тело, находится во взаимосвязи с природным миром,

    подчиняется его законам. В том, что человек - органическое существо, каждый

    из нас убеждается ежедневно, переживая так называемые органические

    потребности: в воде, в пище, в тепле, в отдыхе и т.д. Наше психическое

    самочувствие находится в зависимости от природных явлений: оно одного

    качества в теплый июньский солнечный день, другого - в октябрьский день

    пасмурный и холодный. Атмосферные явления влияют на наше состояние,

    настроение, работоспособность, продуктивность деятельности. Публикуемые

    регулярно в печати сведения о неблагополучных для людей днях основаны на

    явлениях метеозависимости человека.

    Человеческое тело - его форма, строение, функционирование есть

    продолжение эволюционного ряда; оно во многом сходно с организмом высших

    приматов. В то же время человек качественно отличается от всех других живых

    существ. "Человек, - писал Н.А.Бердяев, - есть принципиальная новизна в

    природе". Тело человека - культурное тело, оно одухотворено и подчинено

    высшим целям человека. "Форма человеческого тела, лицо человека духовно".

    Человеческие органические потребности принципиально отличаются от

    потребностей животных. Они удовлетворяются иными предметами, иными

    способами, а главное - культурно обусловлены. Но принципиальное отличие

    человека состоит в свободном отношении к переживаниям органических

    потребностей. С помощью воли человек может блокировать ощущение голода и

    жажды, преодолевать чувство страха и боли, если это необходимо для

    достижения личностно значимых целей.

    2. Общественная форма жизни человека

    Человек - общественное существо, живет в сообществе себе подобных. Он

    включен в систему связей и отношений с другими людьми, занимает в ней

    собственную позицию, имеет определенный статус, играет различные социальные

    роли. Именно совместная жизнь с другими людьми приводит к появлению

    личности как интегральной характеристики человека. Личность - это способ

    жизни и действования, проявляющийся в свободном и творческом определении

    своего места в сообществе, в самостоятельных поступках, в принятии

    ответственности за последствия своих социальных деяний. Личность - это

    всегда определенная позиция.

    Сугубо человеческой формой жизни является такая общность, как семья.

    Животные также образуют устойчивые пары, заботятся о потомстве, но они

    создаются исключительно с целью продолжения рода. Детеныши животных

    достаточно рано расстаются со своими родителями и забывают их. У животных

    отсутствуют межпоколенные связи. Иначе у людей. У человека самое длительное

    детство. Дети для родителей всегда остаются детьми. По меткому и емкому

    определению психолога К.К.Платонова, человек - это существо, имеющее

    бабушек и дедушек.

    Еще одной, специфически человеческой формой общности являются различные

    общественные объединения. Это добровольное и желанное объединение людей по

    интересам. Там люди предстают друг перед другом как равноправные личности.

    Здесь человек удовлетворяет специфически человеческие духовные потребности:

    в общении и самовыражении. На определенном этапе жизни - в период

    взросления - человек остро ощущает потребность в совместной общественной

    деятельности, во вхождении в сообщества, организованные на общих ценностях.

    Способом жизни человеческого общества является общение. "Человеческая

    сущность, - писал немецкий философ Л.Фейербах, - налицо только в общении, в

    единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность

    различия между Я и Ты".

    Человек живет в мире культуры, которая, по образному выражению

    философов, составляет его вторую природу. Поведение человека с самого

    раннего возраста регулируется принятыми в данной культуре ценностями,

    нормами, традициями, правилами. Особо подчеркнем, что слова "культура" и

    "образование" тесно связаны друг с другом. Культурный человек - это

    образованный человек, воспитанный на основе образа Человека, идеала данной

    культуры. До революции в России издавалась художественная серия "Образы

    человеческие", которая была посвящена жизнеописанию лучших сынов и дочерей

    Отечества. Она была ориентирована в первую очередь на подрастающее

    поколение. Образование как обучение, воспитание, формирование является

    основной культурной формой человеческого существования, оно лежит в его

    основе. Без передачи культурных образцов и способов взаимодействия человека

    с миром, осуществляемых в образовательном пространстве, невозможно

    представить себе человеческую жизнь.

    Наряду с образованием, культура включает в себя такие формы человеческой

    деятельности, как наука, философия, искусство, религия, этика, политика,

    экономика и др. Все эти формы человеческой деятельности составляют

    содержание материальной и духовной культуры. Любая из форм культуры

    является выражением "собственно человеческого в человеке". Занятия

    философией и наукой отчетливо проявляют разумность человека, его

    способность в принципе постигать сущность предметов мира и самого себя.

    Искусство строится на способности человека к эстетическому наслаждению

    прекрасным, на неутилитарном восприятии окружающего мира. Л.Фейербах писал,

    что лишь человеку "бесцельное созерцание звезд дает небесную отраду, лишь

    он при виде блеска благородных камней, зеркала вод, красок цветов и бабочек

    упивается одной негой зрения; лишь его ухо восторгается голосами птиц,

    звоном металлов, лепетом ручейков, шелестом ветра...".

    Этика раскрывает не оформляемые в специальном кодексе отношения человека

    к человеку. Высшим принципом нравственного отношения человека к человеку

    является сформулированный философом И.Кантом категорический императив:

    поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку как к цели и никогда -

    только как к средству. Великий писатель-гуманист Ф.М.Достоевский предельно

    остро выразил эту мысль в "Братьях Карамазовых", отвергнув саму возможность

    достижения всеобщего счастья, если ради этого будет пролита хоть одна слеза

    ребенка.

    Безусловный приоритет ценности конкретного человека перед любыми

    абстрактными идеями присущ христианскому мировоззрению. Человек -

    единственное существо на земле, у которого есть идея Бога, который верит в

    высшее, нежели он сам, начало, в божественное происхождение мира. Еще

    Цицерон писал, что нет ни одного народа, до такой степени грубого и дикого,

    чтобы не было в нем веры в Бога, хотя бы он и не знал его существа.

    Сущность человека особым образом высвечивается в его отношении к

    божественному.

    Во всех указанных формах культуры мы находим стержневую характеристику

    человека - его деятельную, преобразовательно-созидающую сущность.

    3. Человек как душевная и духовная реальность

    Специфической особенностью человека является наличие у него как бы

    двойной жизни: внешней, непосредственно наблюдаемой, и внутренней, скрытой

    от посторонних глаз. Во внутренней жизни человек мыслит, планирует, ведет

    внутренний диалог с самим собой. Внутренняя жизнь человека - это особый

    мир: мир мыслей, переживаний, отношений, желаний, стремлений и пр.

    Субъективный мир человека сложно организован, он безграничен в пространстве

    и включает в себя все измерения времени: прошлое, настоящее, будущее и даже

    - вечное. Только человек может

    заглядывать в завтрашний день, мечтать, жить будущим, выстраивать

    перспективу

    своей жизни, сохранять в себе прошлое и соизмерять себя с вечностью. Именно

    эту особенность имел в виду композитор Ф.Ницше, когда афористично говорил,

    что человек - это животное, способное обещать.

    Человеческий субъективный мир - это мир сознания и самосознания. В

    сознании человек способен познавать сущность предметного мира, понимать его

    и одновременно знать о том, что он знает или не знает. Предметом сознания

    может стать сам человек, его собственное поведение и внутренние

    переживания. Сознание здесь принимает форму самосознания. Но предметом

    сознания может стать и самосознание, его схемы, механизмы, понятия и т.п.

    На этом уровне сознание принимает форму рефлексивного сознания. Но во всех

    этих случаях есть общая принципиальная черта - в сознании человек как бы

    выходит за пределы самого себя, занимает позицию над ситуацией. Очень точно

    об этом сказал М.Шелер: "Только человек - поскольку он личность - может

    возвыситься над собой как живым существом и, исходя из одного центра как бы

    по ту сторону пространственно-временного мира, сделать предметом своего

    познания все, в том числе и себя самого".

    В своем сознании человек открывает смысл своих действий, поступков,

    поведения, своей жизни. Человеческая жизнь, по определению, осмысленна.

    Человек не может жить вне смысла. Без субъективного смысла жизнь человека

    теряет свою ценность. Известный австрийский врач и психолог В.Франкл в

    книге "Человек в поисках смысла" убедительно показал, какое важное место в

    жизни человека занимает проблема смысла жизни и его поиска. Он обосновал

    особое направление в психокоррекции - логотерапию, т.е. помощь человеку в

    обретении смысла жизни.

    Со смысловой сферой личности связана совесть человека. Совесть - это

    внутренний судья человека, указывающий на подлинный мотив того или иного

    поступка человека, его смысл. И если поступок, совершенный человеком,

    расходится с его нравственными принципами, с его представлением о должном,

    человек испытывает муки совести. Смысл жизни, высшие ценности, нравственные

    чувства и переживания, совесть есть проявления духовности человека.

    Духовность есть самая глубинная суть человека как родового существа.

    Представленный нами образ человека далеко не полон. Но и в своем

    неполном образе он предстает перед нами разноликим: как существо природное,

    телесное, как социальный индивид, как участник культурной жизни общества,

    как субъект творческой и сознательной деятельности. Реально же мы всегда

    имеем дело с конкретным живым человеком и на житейском уровне соединяем его

    различные проявления в целостное представление, строим свое мнение о нем.

    Истоки проблемы целостного и частичного описания психологии человека

    лежат в практике работы с человеком. В реальности межличностных

    отношений человек предстает как целое, как уникальный живой субъект, во

    всем многообразии своих индивидуально-неповторимых проявлений и свойств.

    Целостность человеческой практики предполагает целостность познания

    человека.

    Для психологического понимания человека указанное обстоятельство имеет

    особый смысл. Субъективную реальность человека совсем не случайно

    обозначают как его внутренний мир. Это действительно сложно организованный,

    согласованный внутри себя, развивающийся цельный мир. И если, к примеру,

    юрист строит свои действия и отношения с конкретным обвиняемым на основе

    выделения лишь отдельных сторон его субъективности, то тем самым он

    вступает с ним в обезличенно-формальные, утилитарно-прагматические

    отношения. Продуктивная деятельность юриста нуждается в опоре на целостное

    представление о психологии человека.

    Возможна ли юридическая практика, удерживающая целостность человека?

    Научное знание в принципе не дает целостного представления о человеке.

    По самой сути наука ориентирована на изложение специфических сторон

    целостного объекта. Поэтому любая из человековедческих наук - психология,

    социология, культурология и т.д. - не рассматривает человека в целом, а

    исследует его в определенной проекции.

    Другая причина трудности целостного научного познания человека состоит в

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.