МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психологическое управление производственной организацией в рыночных условиях

    Психологическое управление производственной организацией в рыночных условиях

    Дипломная работа

    Психологическое управление производственной организацией в рыночных

    условиях

    Содержание

    Введение 3

    I. Системы методов психологического управления

    в условиях рыночных отношений. 4-8

    1.1 Динамика управления и преобразования. 4-5

    1.2 Руководитель на предприятиях и его роль.

    Теория и практика. 5-6

    1.3 Структура руководства и управления. 6-8

    II. Проблемы психологического

    управления внутри завода. 9-12

    III. Особенности социально-психологических

    методов кадровой службы . 13-21

    3.1 Основные аспекты деятельности

    кадровой системы. 13-15

    3.2 Роль кадровой системы в формировании

    и управлении промышленным производством. 16-18

    3.3 Коммуникативность на производстве. 18-20

    3.4 Кадровая аттестация персонала. 20-21

    IV. Аспекты планирования психологического

    управления на предприятии. 22-23

    V. Перспективные направления совершен-

    ствования производственного механизма. 24-31

    5.1 Внедрение рациональной модели

    трудовых отношений . 24-27

    5.2 Важность службы маркетинга в

    повышении производительности труда. 27-29

    3 Подготовка специалистов за рубежом. 30-31

    VI. Заключение. 32-34

    VII. Прилагаемая литература. 35-36

    VIII. Приложения. 37-54

    Введение.

    В процессе перехода российского общества к рыночным отношениям,

    безусловно, одной из самых острых и многозначительных проблем является

    подготовка управленческих кадров. Ориентируясь на работы консультанта

    Международной Академии Психологических Наук Г. М. Мануйлова: «В этом

    вопросе сошлись многие дискуссионные положения теории и практики

    реформирования всего социально-политического, социально-экономического и

    социально-психологического комплекса нашей страны, её прошлого, настоящего

    и будущего. Сама жизнь с её жестокими законами само выживания, конечно же,

    когда-нибудь решит и эту проблему. Но когда и какими средствами и какой

    ценой?» ( С-9 Г. М. Мануйлов).

    С входом в нашу жизнь рыночных отношений, страна поворачивается к

    капиталистической экономике, меняется социально-психологический климат

    российского общества и каждой его ячейки в отдельности. В экономической

    сфере появляется все больше и больше негосударственных предприятий и

    организаций: акционерные общества, коммерческие, кооперативные и

    хозрасчетные компании, корпорации, концерны. И в этой связи, современная

    деятельность промышленных предприятий с их широким спектром экономических и

    социальных задач уже не может быть успешной без применения психологических

    знаний вообще, и методов психологического управления в частности.

    I. Системы методов психологического

    управления в условиях рыночных

    отношений.

    1.1. Динамика управления и преобразования.

    Этот завод– одно из основных (по численности и объёму производства)

    градообразующих химических предприятий в городе. В настоящее время завод

    является акционерным обществом закрытого типа, которое одним из первых (чем

    большинство других) начало у себя путь к развитию рыночных преобразований.

    Инициатором существующих изменений на предприятии стал заместитель

    генерального директора по техническим вопросам. (традиционно второе лицо

    на социалистическом предприятии), специалист высокой квалификации,

    сторонник радикальных рыночных преобразований. Под непосредственным

    руководством генерального директора завода началась разработка программы

    предприятия к приватизации. Причем, это была программа преобразований,

    поскольку включала в себя и цели и систему средств их реализации.

    Анализ производственной деятельности предприятия, социально-

    экономические аспекты развития свидетельствуют, что действия администрации

    по реализации разработанной программы были хорошо продуманными и

    скорректированными. Это проявлялось и в том, что значимые изменения в жизни

    фирмы происходили настолько часто, что противники реформ не успевали

    организовывать им серьёзное сопротивление, именно ввиду координальности и

    скорости перемен, а также их инициаторов. Изменения предприятия в

    дальнейшее акционирование повлекли серьезные изменения в структуре

    управления. Так были укрупнены путем объединения основные выпускающие цеха.

    Это позволило устранить дублирование в их работе, повысило маневренность.

    Преобразования затронули так же отделы и службы заводоуправления.

    Объединены финансовый и экономический отдел, отдел труда и заработной платы

    и плановый объединились в социально-плановый отдел, отдел рекламы, сбыта и

    снабжения объединился в маркетинговую службу завода и т. д.

    На базе старых нерентабельных цехов, после реконструкции и введения

    новейшего оборудования организовались дополнительные производственные

    линии, при заводе открыто коммерческо-торговое предприятие «Торговый дом»,

    имеющее сегодня несколько филиалов. С переходом к системе рыночных

    отношений завод, хоть и приобрел элементы рыночной модели, но вместе с тем

    сохранил тип традиционной советской модели: сосредоточение фактической

    власти в руках одного лица– генерального директора. Изменение общественно-

    политического строя, форм собственности, переход на рыночные отношения с

    иной системой ценообразования, финансовой, кредитной и налоговой

    жесткостью– все это объективно влияет на ход производственного процесса

    всего завода в целом, на психологию личности, как производителей, так и

    подчиненных.

    1.2. Руководитель на предприятии и его роль.

    Генеральный директор завода вот уже тринадцать лет является его

    бессменным руководителем. На языке психологии– он приверженец директивного

    стиля руководства, но вместе с тем является активным сторонником

    современных демократических методов руководства (то есть создание

    необходимых предпосылок для самовыражения и самореализации в подчиненных

    звеньях, цехах, управленческих отделах и т. д. в рамках их компетенции).

    Активность руководителя завода и вне стен фирмы, в частности на

    общегородской политической арене: он был избран в Городскую Думу. А также

    возглавил «Совет директоров города». Что свидетельствует о дальнейшем

    повышении уровня знаний, политической подготовленности, желанию участвовать

    во всех социально-экономических аспектах города Переславля, на пути

    нелегкого перехода к рыночным отношениям. Здесь в полной мере можно судить

    о психологической стратегии директора – как современного производственника,

    его долговременных перспективах развития, не только своего предприятия, но

    и всего города.

    Все изменения, происходящие на заводе, не могут осуществляться старой

    управленческой командой. По мнению руководителя, это должны быть «новые

    люди», являющиеся высококвалифицированными специалистами в области

    экономики, финансов, менеджмента. Таким людям свойственен коммерческий,

    менеджерский («прозападный») образ мышления. Именно они должны выступать

    инициаторами, катализаторами процессов преобразований на фирме, выполняя

    роль «мозгового центра» управленческой команды. Позиция руководителя завода

    как внутри коллектива, так и вне его в различных производительных случаях

    зависит от объективных условий, а также от своеобразия жизненного и

    профессионального опыта.

    По характеру деятельности руководитель завода, на мой взгляд,

    относится к универсальному лидеру, которому в полной мере присущи также

    качества, как принципиальность, инициативность, коллективизм, уверенность в

    своих силах, самообладание, умение проявлять организаторские и научно-

    технические способности, желание систематически повышать профессиональный

    уровень. Из сказанного можно сделать следующий вывод: руководитель завода

    является настоящим хозяином предприятия, а так же фактическим его

    владельцем (контрольный пакет акций имеет высшее руководство фирмы).

    1.3 Теория и практика.

    Структуры руководства и управления.

    Аппарат управления завода постоянно разрабатывает основы поведения

    управляющих (руководителей, начальников отделов, менеджеров и т. д.);

    мотивация выбора сферы деятельности индивидуально-психологические

    особенности личности успешных руководителей предпринимательского риска,

    роли успеха и неудачи и т. д. Понятия «управление и управленец» на

    сегодняшний день разделились у таких ученых-психологов, как: В. П. Зинченко

    (см. 91; 145; 146 с).

    «Перед психологией управления стоит проблема выделения таких исходных

    единиц анализа, которые строго соответствовали поставленным целям

    исследования и изначально содержали бы в себе целостные характеристики

    процессов управления в различных сферах социальной практики».

    Другие исследователи считали и считают, что управление– это

    искусство, в основе которого лежат врождённые специальные способности.

    Отсюда, подобная деятельность индивидуальна и неповторима. Примерно так

    рассуждает М. Аргайл (165), Д. Холпин (149), Т. Шибутани (155). (См. в

    книге В. В. Марченко). Они считают, что это природный тип, он родился, а не

    делается, «не выращивается».

    Классик отечественной психологии А. Г. Ковалёва (49) уверенно

    полагает, что на практике руководитель, овладев наукой, начинает более

    искусно управлять, то есть между искусством и наукой существует

    взаимодействие. Другие же авторы, такие как К. К. Платонова считают, что

    руководителю необходимо иметь минимум врождённых свойств и качеств, что

    более значимы качества, приобретаемые в ходе обучения и практической

    деятельности. Но в качестве единицы анализа эти авторы рассматривают только

    руководителя.

    Позднее произошло расширение единиц анализа до рамок «руководитель-

    подчинённый». А это повлекло за собой более глубокие исследования

    психологического управления стилей руководства, лидерства в группах и

    подразделениях, взаимоотношение и авторитет.

    Как справедливо заметил Г. М. Мануйлов: «Стиль деятельности

    определяется не сразу, он складывается в ходе практической работы

    руководителя, под влиянием, прежде всего объективных условий и только потом

    всей его личности».

    С проблемой лидерства и руководства связаны различные стили

    осуществления данной деятельности, которые сводятся к следующему:

    содержание, стиль руководства и характер деятельности лидера.

    Рассматривая аспекты управленческого аппарата, руководитель завода

    относится к вдохновителю-организатору по типу личности лидера. По стилю

    руководства– авторитарно-демократический.

    Хотя ученый С. Б. Каверин «Мотивация труда» (с. 65-88) считает

    заблуждением укоренившееся в психологии мнение о том, что «авторитарный и

    демократический стили управления оцениваются одинаково положительно, в

    одних, мол, ситуациях предпочтительнее и эффективнее авторитарный, в

    других– демократический стиль, но и тот и другой имеют равное право на

    существование. Напротив, анализ потребностей власти показал, что при

    авторитарном управлении человек в большей степени озабочен собственными

    удовлетворениями властных амбиций».

    С. В. Каверин убеждён, что «мера таланта и способности руководителя

    измеряется соотношением наград и наказаний, адресуемых подчинённым».

    Учёный предполагает заменить тактику руководства по формуле:

    «указание– контроль– санкция» на совершенно другую. Она, по его мнению,

    должна строиться на следующих принципах:

    1. Не лезь с указаниями, потерпи, когда у подчинённого инициатива

    появится, дай ему шанс, не один ты на свете такой умный.

    2. Не надоедай контролем, не унижай недоверием, думай, изобретай, как

    создать обстановку уверенности друг в друге.

    3. Перестань ругаться, добром больше возьмёшь. Награждай малые

    достижения, думай и изобретай способы отметить самое малое

    проявление старательности и преданности делу.

    В конечном итоге С. Б. Каверин раскрывает суть на основе

    психологической теории потребностей: «Человек, каждый без исключения,

    нуждается в признании и авторитете, каждый, пусть на равном уровне

    осознанности, имеет потребность быть личностью, потребность смысла жизни и

    весь набор, объединяемый понятием «духовная потребность». Каждый человек

    хочет быть ответственным и, поэтому, уважаемым, каждый хочет работать и

    гордится своим трудом».

    Возвращаясь к реале завода, позиция руководителя как внутри

    коллектива, так и вне его; в различных производственных случаях зависит от

    объективных условий, а также от своеобразия жизненного и профессионального

    опыта генерального директора завода. Поэтому, по характеру деятельности

    руководителя завода можно отнести к универсальному лидеру, которому, в

    полной мере, соответствуют такие качества, как принципиальность,

    инициативность, коллективизм, уверенность в своих силах, самообладание,

    умение проявлять организаторские и научно-технические способности, желание

    систематически повышать профессиональный уровень.

    Управленческая деятельность завода, как и любых других типов

    предприятий, способствует выполнению как общих, так и специфических

    функций.

    Под общими функциями подразумевается: планирование, организация,

    координирование, стимулирование, контроль. Под специфическими функциями

    рассматриваются: подбор и расстановка кадров, технико-экономическое

    планирование, контроль за качеством продукции, заработная плата, снабжение,

    организация сбыта, техническое и организационно-хозяйственное обслуживание.

    Тип организации фирмы – линейно-функциональный.

    Высшее звено – руководство требует выполнения заданий по всем

    вытекающим функциям. Руководители низшего звена в управленческой системе

    завода выполняют функции своими участками (цехами, подразделениями),

    исполняя поручения, приказы «сверху».

    II. Проблемы психологического управления внутри завода.

    Конечно же, в сегодняшнее нестабильное экономическое время, завод

    испытывает многие затруднения. Одно из первых– это финансово-экономическая

    нестабильность (катастрофическая нехватка материальных и оборотных

    средств), огромная конкурентная борьба на рынке сбыта, сокращение кадров в

    связи с реорганизацией всего предприятия в целом, внутренние изменения

    социально-экономической кадровой политики.

    Частичный переход на повременную оплату труда (в связи с падением

    объёмов производства) тоже не обошёлся без обострений на предприятии.

    Производственная организация (ПО) как сама, так и какая-либо её

    структурная единица требует коренных преобразований в психологическом

    функционировании, в связи с этим могут возникать напряженные и даже

    конфликтные ситуации, требующие специального регулирования некоторых

    подсистем организации. Говоря о психологических проблемах производственной

    организации, специалистами-психологами разработаны системный подход и

    комплексный метод анализа. По мнению профессиональных психологов, цель

    любой формы собственности промышленного предприятия– коренное единство

    экономических и социальных факторов и эффективности производства. Критерием

    эффективности производственной организации могут быть:

    1. Оптимальные условия труда.

    2. Оптимальная система оплаты труда.

    3. Действенная система охраны здоровья.

    4. Оптимальные условия для производственной и общественной активности.

    5. Оптимальные жилищно-бытовые условия и условия для использования

    свободного времени.

    6. Профессиональный оптимальный образовательный состав.

    7. Оптимальный половозрастной состав.

    8. Наличие действенных общественных организаций, обеспечивающих

    интересы человека в производственной организации.

    Среди основных психологических проблем функционирования завода

    является проблема стабилизации его организованной структуры: основного

    коллектива, первичных и простейших звеньев, а также социально-

    профессиональных, социально-психологических, социально- демографических и

    других подструктур.

    Технологическая связь различных звеньев предприятия (цехов, участков,

    рабочих мест) на каждом участке подразумевает связь между людьми, занятыми

    в этих звеньях– это, прежде всего отношение ответственной зависимости и

    кооперационные связи; возможности не будут реализованы, если люди

    недобросовестно относятся к работе, если в отношениях между людьми вместо

    взаимопомощи и чувства товарищества проявляется эгоизм, безразличие к

    успехам и неудачам друг друга, не только в одном, но и в различных

    подразделениях, составляющих часть большой производственной организации.

    Эффективность деятельности производственной организации зависит от

    того, насколько созрели в ней условия, благоприятные для развития

    положительных качеств работников, и условия для наиболее полного проявления

    этих качеств в практической деятельности. А в этой связи особую значимость

    для завода имеют следующие стороны:

    1. Техническая сторона– охватывает связь между работниками

    определённого технического процесса. Недоброжелательность

    смежников, их не исполнительность, небрежность, необязательность в

    исполнении зачастую становятся причиной конфликта в подразделениях,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.