МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психологическое развитие в среднем детстве

    Психологическое развитие в среднем детстве

    Оглавление

    Введение

    3

    Глава 1 Психологическое развитее в среднем детстве.

    1.1 Теоретический подход к развитию психики в среднем возрасте. 4

    1.2 Я-концепция в среднем возрасте.

    6

    1.3 Влияние семьи на ребенка.

    8

    Глава 2 Социальное знание.

    2.1 Развитие социального познания в среднем школьном возрасте 11

    2.2 Представления детей о дружбе

    13

    2.3 Моральные суждения и их аргументация

    16

    Глава 3 Отношение со сверстниками

    3.1 Функции дружбы.

    24

    3.2 Группа сверстников

    26

    3.3 Конформность.

    30

    3.4 Предубеждения детей среднего возраста

    32

    Заключение.

    36

    Библиография.

    37

    Введение

    Актуальность темы определяется тем , что в среднем детстве закладывается

    основы психологического развития , необходимого для прохождения школьного

    обучения. Особое значение в развитии ребенка имеет отношения родителей к

    ребенку на протяжении раннего и начала среднего детства и отношение со

    сверстниками , которые на него влияют как положительно так и отрицательно.

    Цель работы: изучить влияние сверстников на психологическое развитие

    ребенка.

    Основные задачи:

    1. Провести аналитический обзор специальной литературы по вопросам развития

    психики детей.

    2. Изучить особенности понятия социальное знание.

    3. Выявление особенностей влияния отношений со сверстниками на развитие

    ребенка дошкольного возраста.

    Объект исследования: Психосоциальное развитие детей дошкольного возраста.

    Предмет: Особенности влияния сверстников на развитие детей.

    Метод исследования: теоретическое изучение и анализ научной литературы.

    Гипотеза: Отношения со сверстниками является одним из краеугольных камней

    психосоциального развития ребенка в дошкольном возрасте.

    Глава 1 Психологическое развитее в среднем детстве.

    1.1 Теоретический подход к развитию психики в среднем возрасте.

    Мы знаем о существовании 3-х теорий: психодинамическая, когнитивная и

    теория социального познания , которые много определили наши представления о

    развитии ребенка в раннем детстве. Большинство исследований и теоретических

    построений, касающихся этой стадии развития , было вызвано к жизни под

    влиянием этих же 3-х теорий. Фрейд называл среднее детство латентной

    стадией. Он считал , что для большинства детей возраст от 6 до 12 лет –

    это время когда их ревность и зависть , вызванная запутанностью в семейных

    отношениях , отступают на задний план или становятся латентными. Поэтому

    большинство детей могут перенаправлять свою эмоциональною энергию на

    отношение со сверстниками, творчество , школьная самодеятельность.

    Эриксон, развивая идеи Фрейда, пришел к убеждению, что центральным

    событием среднего детства является психосоциальный конфликт – трудолюбие

    против чувства неполноценности. Эриксон утверждал, что в этот период

    значительная часть времени и энергии детей направляется на приобретение

    новых знаний и навыков. Их отношение со сверстниками и взрослыми вне семьи

    становятся более устойчивыми и значимыми. Теперь они более способны

    сосредоточить свои силы на учебе , решении проблем и достижениях. В тех

    случаях, когда дети в состоянии добиться успеха, они включают трудолюбие в

    качестве составной частив свой Я-образ, - они понимают, что усердная работа

    приводит к достижению желаемых результатов, и продолжают попытки освоит

    окружающую среду. И, наоборот, дети , не успевающие в школе могут начать

    чувствовать себя неполноценными по сравнению со сверстниками. Это чувство

    может остаться на всю жизнь, особенно обостряясь в ситуациях оценивания.

    Если, однако, они все же смогут преуспеть в чем-то, что ценится в их среде:

    в спорте , в музыке, искусстве или иных занятиях – у них есть шанс

    сохранить трудовой настрой, положительный Я-образ и желание доводить дела

    до конца [8][1].

    Вторая теоретическая перспектива – когнитивная теория развития –

    находит все более применения в объяснении развития личности и социального

    развития ребенка. Жан Пиаже и Лоуренс Колберг много времени посвятили

    изучению развития моральных понятий у детей, например детским

    представлением о честности и справедливости и способом разрешения моральных

    дилемм. Другие исследователи , среди которых можно назвать Сьюзен Хартер,

    занимались изучением роли Я-концепции как медиатор поведения детей.

    И наконец, теория социального научения внесла важный вклад в понимание

    того , как происходит научение конкретным формам поведения и к тому же

    подкрепляет его.

    Все три теоретические перспективы помогают нам понять как дети в

    процессе социализации становятся членами своей культуры. Способы

    взаимодействия детей со сверстниками, взрослыми и членами семьи меняются по

    мере их продвижения от раннего детства к отрочеству.

    Ребенок , нетерпеливый и не терпящий возражений в 4 года, начинает

    сотрудничать с другими детьми и взрослыми к 8годам, а в 13 лет может стать

    упрямым и непослушным. Эти изменения происходят под воздействием многих

    факторов. И хотя по отдельности ни одна из 3-х упомянутых теорий не в

    состоянии адекватно объяснить все линии социального развития ребенка в

    среднем детстве, вместе они помогают нам понять, каким образом дети

    становятся социально зрелыми.

    В частности, изучение Я-концепции помогает нам понять личность или

    социальное развитие ребенка, потому что именно благодаря развитию Я-

    концепции у детей формируется более устойчивое представление о себе, как

    отражение отношения со стороны окружающих. По мере того, как представление

    ребенка о себе становится все более реалистичным, он начинает его учитывать

    при организации своего поведения.

    1.2 Я-концепция в среднем возрасте.

    По мере того как дети становятся старше, у них формируется все более

    точные и полные представления о своих физических, интеллектуальных и

    личностных качествах и качествах других людей. Они приписывают себе все

    больше отличительных особенностей, что ведет к уточнению и усложнению их Я-

    образов и образов других людей. Это усовершенствование Я-образа происходит

    на двух уровнях – общем и специфическом – в физической, социальной и

    учебной областях. Так, дети сравнивают себя со сверстниками и делают вывод:

    «Я лучше, чем Алексей в спорте, но не так силен в математике как Андрей».

    Проясняющая Я-концепция, в свою очередь, снабжает детей «фильтром» , сквозь

    который они оценивают свое социальное поведение и социальное поведение

    окружающих. В среднем детстве Я-концепция не всегда отличается точностью.

    Например , первоклассники склонны более позитивно воспринимать свои

    способности, допустим, в спорте, чем мальчики более старшего возраста. В

    период обучения в начальной школе дети также усваивают половые стереотипы,

    уточняют предписанные полом личные предпочтения и развивают большую

    гибкость в выборе занятий и в поведении. [1]

    Способность видеть себя отличным от других человеком, обладающим

    определенными свойствами, составляет Я-образ. Самоуважение означает видение

    себя человеком , обладающим положительными качествами, то есть человеком,

    способным достигать успеха в том , что является для него важным. В младшем

    школьном возрасте самоуважение в значительной степени связано со школьной

    успеваемостью. Дети которые учатся хорошо имеют более высокую самооценку,

    чем неуспевающие ученики. Если принимать во внимание ту ключевую роль ,

    которая играет школа , то в этом нет ничего удивительного.

    Однако корреляция между самоуважением и уверенностью в своих

    академических способностях далека от полных: многим детям, которые не могут

    похвастаться успехами в учебе, тем не менее, удается развить высокую

    самооценку. В зависимости от отношения родителей и мнения одноклассников

    дети , не достигшие успеха в одном, могут найти что-нибудь еще , что

    позволит им выделиться среди других. Кроме того, если они принадлежат к

    культуре, где образования не придается большого значения, их самоуважение

    может быть вообще не связано с достижениями в учебе. Мнение родителей и

    группы сверстников, в которую входит ребенок, для него гораздо важнее, чем

    мнение более широкого окружения. Развитие самоуважения – процесс

    циклический. Дети обычно достигают успехов в каком либо деле, если они

    уверены в своих силах и способностях, - а их успех ведет к дальнейшему

    росту самоуважения. На другой стороне находятся дети , которые терпят

    неудачи из-за недостатка самоуважения, и, как следствие она продолжает

    падать. Личные удачи или неудачи в различных ситуациях могут заставить

    детей смотреть на себя как на лидеров или аутсайдеров. Эти ощущения сами по

    себе еще не создают замкнутый круг , и многие дети, начавшие с неудач в

    социальной или учебной сфере, в конечном счете находят что-то , в чем они

    способны преуспеть. [8]

    Принимая во внимание тесную связь между самоуважением и достижениями,

    многие учителя стараются чаще хвалить своих учеников, чтобы сформировать у

    них уважение к себе. Умеренная похвала, безусловно, может быть весьма

    полезна. Однако критики считают, что обильная похвала, не связана с

    реальными достижениями или нравственными поступками, формируют детей, у

    которых отсутствует реалистичное представление о своих слабых и сильных

    сторонах. Они могут начать думать, что в любом деле нет им равных. А это

    может создавать осложнения и проблемы в отношении со сверстниками и

    учителями. [1]

    В последнее время исследователи обеспокоены возможными негативными

    последствиями завышенной самооценки. Когда детям постоянно твердят, будто в

    этом мире нет ничего важнее того, насколько высоко сам человек ценит себя,

    то им посылают явное сообщение, что они центр вселенной. Такое повышенное

    внимание к собственному мнению о себе может толкнут детей на путь

    социального равнодушия. Кроме того, критики утверждают, что без

    объективной, внешней по отношению к ребенку системы моральных эталонов ,

    дети не способны приобрести устойчивое понятие того, что такое хорошо, а

    что такое плохо. Например, они могут отрицать, что совершили нехороший

    поступок, даже если их застали на месте, только потому ,что они убеждены в

    совей правоте. Поэтому для развития у детей реалистичной самооценки

    учителям надо соотносить отпускаемые детям похвалы с действительными

    достижениями и поведением учеников.

    1.3 Влияние семьи на ребенка.

    Семья продолжает оставаться одним из самых важных факторов

    социализации детей младшего и школьного возраста. Дети усваивают принятые в

    их семьях жизненные ценности, социальные ожидания и модели поведения, и

    достигают этого разными способами. Родители , старшие братья и сестры, с

    одной стороны, служат моделями поведения,- как подобающего , так и

    неподобающего, - а с другой стороны, поощряют или наказывают детей за их

    поведение.[15]

    В период обучения в начальной школе меняется характер взаимодействия

    «родитель-ребенок». Дети уже не столь прямо выражают свое недовольство

    действиями родителей и скорой всего, не будут добиваться своего хныкая или

    крича , катаясь на полу , как могли делать раньше. Со своей стороны

    родители теперь уже меньше озабочены приучением детей к самостоятельности;

    их больше заботят учебные навыки и достижения ребенка. В младшем школьном

    возрасте поведение детей требует меньшего контроля, хотя и более тонкого;

    однако родительский контроль сохраняет свою важность. Исследователи

    отмечают, что мальчики , находящиеся под постоянным наблюдением родителей,

    учатся лучше тех, кто лишен подобного внимания.

    Современные исследования указывают на единственно важную цель действия

    родителей – способствовать росту саморегулируемого поведения своих детей.

    Дисциплинарные меры, основанные на авторитете родителей, более эффективны в

    развитии саморегуляции у детей, чем авторитарные методы насаждения

    дисциплины. Когда родитель прибегает к словесным аргументам и предложениям,

    ребенок склонен договариваться с ними, вместо того чтобы выказать открытое

    неповиновение.[16]

    Аргументы родителей обычно касаются просоциального поведения и

    соблюдения, социальных правил. У родителей, напоминающих своим детям о

    возможных последствиях их действий для других людей, дети , как правило,

    пользуются большей популярностью и обладают интернализованными моральными

    нормами. И наоборот, когда родители избирают силовые методы социализации,

    их дети с трудом развивают интернализованные нормы и механизмы контроля.

    Например, в ряде исследований обнаружено, что дети, исполнявшие требования

    взрослых в их присутствии, но не делавшие этого в их отсутствии, чаще имели

    родителей, склонных скорее к принуждению, чем к убеждению. Исполнение

    требований взрослых без контроля со стороны последних отмечается у тех

    детей, родители которых предпочитают ориентированную на другого индукцию.

    Родители чаще добиваются успеха в развитии у детей саморегулируемого

    поведения, если постепенно увеличивают степень их участия в принятии

    семейных решений. В серии исследований, посвященных родительскому диалогу и

    методам наказания, Элеонор Маккоби пришел к выводу, что лучше всего дети

    адаптированы в тех случаях, когда родители поощряют то, что она назвала

    сорегулированием. Эти родители привлекают детей к сотрудничеству и

    разделяют с ними ответственность. Они учитывают не столь уж отдаленное

    будущее, когда их дети, став подростками, начнут принимать большинство

    решений самостоятельно. Готовясь к этому, родители уже сейчас стараются

    чаще обсуждать с детьми различные проблемы и советоваться по важным

    вопросам. Они сознают себя создающими структуру для ответственного принятия

    решений.

    Знакомство с миром людей происходит у детей в сложных социальных

    ситуациях, в которых их сопровождают родители или другие, более опытные

    партнеры.

    Юнисс возражает против рассмотрения социализации в качестве процесса

    перехода контроля от родителей к ребенку по мере того как он становится

    более независимым и способным регулировать свое поведение самостоятельно.

    Скорее следует говорить о процессе обоюдного или совместного регулирования

    на протяжении всей оставшейся жизни. Маккоби же полагает, что длительность

    родительского влияния определяется крепостью и разумностью их отношений с

    ребенком, установленных в период среднего детства. В некоторых случаях

    вклад родителей в совместное регулирование поведения подавляет волю детей,

    в других – способствует увеличению их автономии в рамках таких отношений.

    Кроме того, взаимодействие с родителями позволяет детям упражнять и

    совершенствовать социальные навыки, которые затем окужутся весьма полезными

    при взаимодействии со сверстниками. [14]

    Глава 2 Социальное знание.

    2.1 Развитие социального познания в среднем школьном возрасте

    В среднем детстве дети должны научиться принимать в расчет нюансы

    дружбы и авторитета, расширяющихся и конфликтующих половых ролей, а также

    учитывать множество социальных норм, правил и предписаний. Дети достигают

    всего этого разными способами. Один из них — продвижение по пути прямой

    социализации, связанное с вознаграждением желательного поведения и

    наказанием нежелательного, а также с подражанием поведению доступных

    наблюдению ролевых моделей. Социальное научение помогает детям приобрести

    уместные в данном обществе формы поведения и социальные установки. Другой

    способ, с помощью которого дети узнают о социальном мире, связан с

    психодинамическими процессами. В определенных ситуациях дети проявляют

    тревожные чувства, но постепенно учатся снижать эту тревогу, используя ряд

    защитных механизмов.

    Кроме того, дети приобретают знания о мире людей благодаря

    процессу, называемому социальным познанием. Подобно тому, как

    представления детей о физическом мире изменяются с возрастом, то же можно

    сказать и о понимании ими социального мира. Социальное познание включает в

    себя мысли, знания и предположения о социальном мире. Социальное познание в

    этом возрасте связано с пониманием дружбы и развитием моральных суждений.

    [11]

    На протяжении среднего детства и отрочества социальное познание

    становится все более важной детерминантой поведения детей. Именно в среднем

    детстве дети должны научиться разрешать осложнения в дружеских отношениях и

    разбираться в вопросах справедливости, соблюдать социальные правила, обычаи

    и связанные с полом условности, уважать власть и нравственный закон. Дети

    начинают присматриваться к миру людей и постепенно постигать принципы и

    правила, по которым он существует. Этот процесс изучался представителями

    когнитивной психологии, считающими, что все знания — научные, общественные

    или личные — существуют как организованная система или структура, а не в

    виде бессвязных кусков и порций информации. Понимание мира не развивается

    путем его истолкования по кускам, не связанным между собой. Дети пытаются

    осмыслить свой опыт как организованное целое. Развитие социального познания

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.