МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психологическое обеспечение гармоничного развития ребенка

    со стороны других людей, общение и взаимодействие с ними. Без этого он

    быстро деградировал бы как личность.

    Вместе с тем младенец уже при рождении обладает немалым запасом

    практически готовых к употреблению, сложных сенсорных и двигательных

    способностей - инстинктов, позволяющих ему приспосабливаться к миру и

    быстро прогрессировать в своем развитии. У новорожденного с рождения,

    например, имеется немало сложных движений, развивающихся в основном по

    генетически заданной программе в процессе созревания организма, в том числе

    рефлекторных, возникающих сразу и без специального обучения с первых часов

    жизни под воздействием соответствующих внутренних и внешних стимулов,

    закодированных в качестве ключевых в программах развития этих движений. При

    рождении у младенца имеются ощущения всех элементарные формы восприятия,

    памяти, благодаря которым становится возможным его дальнейшее

    познавательное и интеллектуальное развитие. Они представляют собой

    генетически заданные структуры или блоки сенсорных систем, из которых

    непосредственно или при незначительной прижизненной модификации строятся

    более сложные познавательные структуры. В число таких базовых элементов

    восприятия можно включить, например, механизмы зрительного, слухового и

    мышечного сосредоточения, слежения за объектами, их сличения, локализации в

    пространстве, сохранения в памяти, обработки следов их воздействий.

    Младенец, которому от рождения всего лишь 1-2 дня, уже способен

    различать химические вещества по вкусу. Обоняние как один из древнейших и

    важнейших органов, чувств начинает у него функционировать также сразу после

    рождения. Такими же особенностями обладают элементарное зрение, движения и

    слух.

    В первые два месяца жизни ребенок демонстрирует способность к

    рефлекторному повороту головы в ответ на прикосновение какого-либо предмета

    к уголку рта, сильно сжимает ладони при касании их поверхности, совершает

    общие некоординированные движения руками, ногами и головой. У него имеется

    также способность зрительного слежения за движущимися объектами, поворота

    головы в их сторону. В родильных домах дети в первые дни их жизни

    инстинктивно поворачиваются лицом в сторону окна, из которого льется

    дневной свет.

    Младенец способен различать вещества на вкус. Он определенно

    предпочитает сладкие жидкости другим и даже способен определить степень

    сладости. Новорожденный ощущает запахи, реагирует на них поворотом головы,

    изменениями в частоте сердцебиений и дыхания. Эти двигательные и

    физиологические реакции аналогичны тем, которые наблюдаются у взрослых

    людей при повышенном внимании и особом интересе к чему-либо.

    Следует также назвать группу врожденных процессов, способствующих

    самосохранению и развитию детского организма. Они связаны с регуляцией

    пищеварения, кровообращения, дыхания, температуры тела, обменных процессов

    и т. п. Несомненно врожденными являются сосательные, защитные,

    ориентировочные, хватательные, опорно-двигательные и ряд других рефлексов;

    все они отчетливо проявляются уже на втором месяце жизни ребенка.

    Готовность к функционированию с рождения обнаруживают не только

    основные органы чувств, но и головной мозг.

    Количество нервных клеток в коре головного мозга у новорожденного почти

    такое же, как у взрослого человека, однако эти клетки еще незрелые, а связи

    между ними слабые. Созревание мозга и организма ребенка, их превращение в

    мозг и организм взрослого происходят в течение нескольких лет после

    рождения и заканчиваются только с поступлением в школу. Созревание и

    развитие мозга находится под прямым влиянием множества разнообразных

    внешних воздействий и впечатлений, которые получает ребенок от окружающей

    среды.

    Проведенные исследования обнаружили, что в мозге ребенка, с момента

    рождения которого прошло не более полутора суток, можно зарегистрировать

    различные электрические потенциалы, возникающие в ответ на воздействия

    цветовых раздражителей на орган зрения. К этому времени мозг уже в

    состоянии формировать условные рефлексы.

    Применительно к младенцу важно знать не только врожденные формы психики

    и поведения, но и процесс естественного развития организма. Особое значение

    в первые месяцы жизни имеет развитие движений .

    ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ РЕБЕНКА

    Моторика младенца с рождения имеет довольно сложную организацию. Она

    включает в себя множество механизмов, предназначенных для регуляции позы. У

    новорожденного нередко проявляется повышенная двигательная активность

    конечностей, которая имеет положительное значение для формирования в

    будущем сложных комплексов координированных движений.

    Развитие движений ребенка в течение первого года жизни идет очень

    быстрыми темпами, причем прогресс, достигаемый в этом отношении за

    двенадцать месяцев, поразителен. Из практически беспомощного существа,

    располагающего ограниченным набором элементарных общих врожденных движений

    рук, ног и головы, ребенок превращается в маленького человека, не только

    легко стоящего на двух ногах, но относительно свободно и самостоятельно

    передвигающегося в пространстве, способного одновременно с движениями ног

    выполнять сложные манипулятивные движения руками, освобожденными от

    локомоции (функции обеспечения передвижения в пространстве) и

    предназначенными для исследования окружающего мира.

    В младенческом возрасте быстро формируются двигательные навыки детей,

    особенно сложные, сенсорно скоординированные движения рук и ног. Эти

    движения в дальнейшем играют весьма существенную роль в становлении

    познавательных и интеллектуальных способностей ребенка. Благодаря движениям

    рук и ног ребенок получает значительную часть информации о мире, на

    движениях рук и ног учатся видеть по-человечески глаза. Сложные ручные

    движения входят в первичные формы мышления и становятся его неотъемлемой

    частью, обеспечивая совершенствование интеллектуальной деятельности

    человека.

    Все предметы ребенком примерно до семимесячного возраста захватываются

    почти одинаково. После семи месяцев можно наблюдать, как движения рук, и в

    частности кисти ребенка, постепенно начинают приноравливаться к

    особенностям захватываемого предмета, то есть приобретают предметный

    характер. Вначале такое приспособление наблюдается в момент

    непосредственного контакта руки с предметом, а после 10 месяцев

    приспособление руки и кисти осуществляется заранее, еще до касания

    предмета, только на основе его зрительно воспринимаемого образа.

    Это свидетельствует о том, что образ предмета начал активно управлять

    движениями рук и регулировать их, то есть о том, что у ребенка возникла

    сенсомоторная координация.

    Согласованные действия рук и глаз начинают появляться у ребенка

    довольно рано, задолго до того момента, когда возникает четкая

    сенсомоторная координация. Ребенок схватывает в первую очередь те предметы,

    которые попадаются ему на глаза, и это отмечается уже на втором - третьем

    месяце жизни. На следующем этапе, относящемся к возрасту от 4 до 8 месяцев,

    система скоординированных зрительно-моторных движений усложняется. В ней

    выделяется фаза предварительного слежения за объектом до того, как он будет

    схвачен. Кроме того, ребенок начинает зрительно и двигательно предвосхищать

    траекторию перемещения предметов в пространстве, то есть прогнозировать их

    движение.

    Одним из первых младенец усваивает хватание и удерживание предметов в

    руке, пытаясь приблизить их ко рту.

    Возможно, что в этом своеобразном действии проявляется атавизм,

    связанный с тем, что у многих животных основным органом манипулирования и

    исследования окружающего мира были челюсти.

    Сначала ребенок схватывает случайно оказавшиеся под рукой предметы,

    которые она встречает на пути своего естественного следования. Затем

    движения руки становятся более целенаправленными и управляемыми образом

    зрительно воспринимаемого предмета, находящегося на некотором расстоянии от

    ребенка. Младенец ловит его, манипулирует им, обращая внимание на свойства

    этого предмета. Наиболее яркие и привлекательные свойства предметов он

    начинает воспроизводить при помощи повторных движений. Например, он трясет

    погремушку для того, чтобы воспроизвести издаваемый ею звук; бросает

    предмет на пол с целью проследить траекторию его падения; стучит одним

    предметом о другой, чтобы еще раз услышать характерный звук. В этом

    возрасте ребенок уже начинает понимать, что воспроизведение движений

    способно еще раз воссоздать желаемый результат.

    В этот период происходит начало формирования произвольных движений, и

    все это относится к первому полугодию жизни.

    На втором полугодии дети начинают подражать движениям взрослых,

    повторять их и тем самым оказываются практически подготовленными к началу

    научения путем подражания. Ранее сформировавшиеся движения глаз играют

    ориентировочно-исследовательскую роль в совершенствовании сложных ручных

    движений. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность,

    контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более

    совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных

    движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше

    новой информации. Зрение и движения рук становятся далее основным

    источником познания ребенком окружающей действительности.

    К концу младенческого возраста у ребенка возникает особая форма

    движения, служащая средством направления внимания взрослого человека и

    управления его поведением с целью удовлетворения актуальных потребностей

    ребенка. Это в первую очередь указательный жест, адресованный взрослому,

    сопровождающийся соответствующей мимикой и пантомимикой. Ребенок указывает

    взрослому рукой на то, что его интересует, рассчитывая на помощь взрослого.

    ВОСПРИЯТИЕ И ПАМЯТЬ У МЛАДЕНЦЕВ

    Из всех органов чувств главнейшее значение для человека имеет зрение.

    Оно первым начинает активно развиваться в самом начале жизни. Уже у

    месячного ребенка можно зафиксировать следящие движения глаз. Сначала такие

    движения осуществляются в основном в горизонтальной плоскости, потом

    появляется слежение по вертикали и, наконец, к двухмесячному возрасту

    отмечаются элементарные криволинейные, например круговые, движения глаз.

    Зрительное сосредоточение, то есть способность фиксировать взор на

    предмете, появляется на втором месяце жизни. К концу его ребенок может

    самостоятельно переводить взгляд с одного предмета на другой.

    Младенцы первых двух месяцев жизни большую часть времени бодрствования

    занимаются рассматриванием окружающих предметов, особенно тогда, когда они

    накормлены и находятся в спокойном состоянии. Вместе с тем зрение является

    чувством, наименее развитым при рождении (имеется в виду тот уровень

    развития, которого зрение может достичь у взрослого человека). Хотя

    новорожденные в состоянии следить глазами за движущимися объектами, однако

    вплоть до 2 - 4 - месячного возраста их зрение является относительно

    слабым.

    Достаточно хороший уровень развития движений глаз можно отметить у

    ребенка примерно к трехмесячному возрасту. Процесс формирования и развития

    этих движений не полностью предопределен генетически, его скорость и

    качество зависят от создания соответствующей внешней стимулирующей среды.

    Глазные движения детей развиваются быстрее и становятся более совершенными

    при наличии в поле зрения ярких, привлекательных предметов, а также людей,

    совершающих разнообразные движения, за которыми может наблюдать ребенок.

    Примерно со второго месяца жизни у ребенка отмечается способность к

    различению простейших цветов, а на третьем - четвертом месяцах формы

    предметов. В две недели у младенца, вероятно, уже сформировался единый

    образ лица и голоса матери. Опыты, проведенные учеными, показали, что

    младенец проявляет очевидное беспокойство в том случае, если перед его

    взором появляется мать и начинает говорить «не своим» голосом или когда

    чужой, незнакомый человек вдруг «заговаривает» голосом матери (такая

    экспериментальная ситуация с помощью технических средств искусственно

    создавалась в ряде экспериментов с детьми младенческого возраста).

    Наблюдая за развитием детей первого года жизни, советские психологи Н. Л.

    Фигурин и М. П. Денисова обнаружили, что примерно на шестой недели жизни

    ребенка его поведение при виде взрослого человека резко меняется. Если

    раньше взгляд малыша лишь ненадолго останавливался на взрослом человеке и

    быстро “убегал” в сторону, то теперь происходит нечто совсем иное: ребенок

    долго и внимательно смотрит в глаза взрослому, на лице его появляется

    улыбка, он начинает гулить. Создается впечатление, что поведение ребенка

    осмысленно, он весь тянется к взрослому и как бы говорит ему: “Не уходи,

    побудь со мной подольше”. Ученые назвали эту удивительную реакцию младенца

    “комплексом оживления”.

    На втором месяце жизни младенец особым образом реагирует на людей,

    выделяя и отличая их от окружающих предметов. Его реакции на человека

    являются специфическими и почти всегда ярко эмоционально окрашенными. На

    улыбку матери в возрасте около 2 - 3 месяцев младенец реагирует также

    улыбкой и общей активизацией движений.

    Было бы неправильно связывать возникновение у ребенка комплекса

    оживления со зрительным восприятием хорошо знакомых лиц. Многие слепые от

    рождения дети также начинают улыбаться примерно в двух-трехмесячном

    возрасте, услышав только голос своей матери.

    Улыбка на лице ребенка возникает и поддерживается не сама собой. Ее

    появлению и сохранению способствует ласковое обращение матери с ребенком

    или заменяющего ее взрослого человека. Для этого выражение лица взрослого

    должно быть добрым, радостным, а его голос приятным и эмоциональным.

    Установлено, что интенсивное эмоциональное общение взрослого с ребенком

    способствует, а редкое и бездушное препятствует развитию комплекса

    оживления и может привести к общей задержке психического развития ребенка.

    Дальнейшие наблюдения и работы советских исследователей (Д. Б. Эльконина,

    М. И. Лисиной и других) показали, что комплекс оживления есть не что иное,

    как выражение потребности ребенка в общении со взрослым, активная попытка

    малыша привлекать и удерживать взрослого человека, общаться с ним.

    Первые элементы комплекса оживления появляются на втором месяце жизни.

    Это замирание, сосредоточение, улыбка, гуление, причем все они вначале

    возникают как реакции на обращение взрослого к ребенку. На третьем месяце

    жизни эти элементы объединяются в систему и появляются одновременно. Каждый

    из них выступает как специфическая реакция на соответствующие воздействия

    взрослого и служит цели активизации общения ребенка со взрослым. На

    заключительном этапе его развития комплекс оживления демонстрируется

    ребенком всякий раз, когда у ребенка появляется потребность общения со

    взрослым.

    К трех-четырехмесячному возрасту дети своим поведением отчетливо

    показывают, что они предпочитают видеть, слышать и общаться лишь со

    знакомыми людьми, как правило, с членами семьи. В возрасте около восьми

    месяцев ребенок проявляет состояние видимого беспокойства, когда в поле его

    зрения оказывается лицо незнакомого человека или когда он сам попадает в

    незнакомую обстановку, даже если в этот момент времени рядом с ним

    находится родная мать. Боязнь чужих людей и незнакомого окружения довольно

    быстро прогрессирует, начиная с восьмимесячного возраста и до конца первого

    года жизни. Вместе с ней растет и стремление ребенка постоянно находиться

    рядом со знакомым человеком, чаще всего с матерью, и не допускать долгой

    разлуки с ним. Наивысшего своего уровня эта тенденция возникновения страха

    перед чужими людьми и боязни незнакомой обстановки достигает примерно к 14

    - 18 месяцам жизни, а затем постепенно уменьшается. В ней, видимо,

    проявляется инстинкт самосохранения в тот особо опасный для ребенка период

    жизни, когда его движения неуправляемы, а защитные реакции слабы.

    Рассмотрим некоторые данные, которые характеризуют развитие восприятия

    предметов и памяти у детей в младенческом возрасте. Замечено, что такое

    свойство восприятия, как предметность, то есть отнесенность ощущений и

    образов к предметам окружающей действительности, возникает к началу раннего

    возраста, около одного года. Вскоре после рождения ребенок способен

    различать тембр, громкость и высоту звуков. Способность запоминать и

    хранить образы в памяти в своих первичных формах также складывается у

    младенца в течение первого года жизни. До 3 - 4 - месячного возраста

    ребенок, по - видимому, в состоянии хранить образ воспринятого предмета не

    более одной секунды. После 3 - 4 месяцев время сохранения образа

    увеличивается, ребенок приобретает способность узнавать лицо и голос матери

    в любое время дня. В 8-12 месяцев он выделяет предметы в зрительном поле,

    причем узнает их не только в целом, но и по отдельным частям. В это время

    начинается активный поиск предметов, внезапно исчезнувших из поля зрения,

    что свидетельствует о том, что ребенок сохраняет образ предмета в

    долговременной памяти, надолго выделяет его из ситуации и соотносит с ней,

    то есть фиксирует объективные связи, существующие между предметами.

    Специфика ассоциативной памяти, которая уже есть у детей младенческого

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.