МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психологические условия освоения практ действий

    РСФСР.

    Материалы диссертационного исследования были представлены на

    IX симпозиуме «Психологические аспекты смысла жизни, акме и счастья» (2003

    г.), III Международном социальном конгрессе «Глобальные стратегии

    социального развития: социальный анализ и преобразование» (2003 г.),

    III Всероссийском научно-педагогическом социальном конгрессе

    «Воспитательная работа в современном вузе: проблемы, направления и пути

    совершенствования» (2003 г.); неоднократно обсуждались на аспирантских

    семинарах, а также на заседаниях кафедр общей и социальной психологии

    факультета социальной педагогики и психологи МГСУ (2001-2003 гг.).

    Структура диссертации состоит из введения, трех глав, заключения,

    списка используемой литературы и приложений. Объем основного текста 147

    страниц. Список используемой литературы состоит из … наименований, среди

    которых … на иностранном языке, текст диссертации иллюстрирован … схемами и

    1 таблицей.

    II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

    Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, ее

    теоретическая и практическая значимость, определяется объект, предмет, цель

    и гипотеза исследования, формулируются задачи, раскрывается научная

    новизна, указываются положения, выносимые на защиту.

    В первой главе – «Современное состояние проблемы освоения

    деятельности» – производится анализ теоретических источников, в которых

    характеризуются основные положения и идеи, ставшие теоретической основой

    настоящей работы. Исследуются основные психологические подходы к проблеме

    деятельности, пониманию ее сущности, структуры и механизмов формирования и

    освоения.

    В диссертации проведен анализ и показана неоднозначность категории

    «деятельность» в трактовке различных авторов, наличие множества подходов,

    касающихся генезиса, структуры, природы, а также факторов формирования

    деятельности человека. Понятие «деятельность» в качестве современной

    психологической научной категории оформилось в русле отечественной

    психологии в рамках теории деятельности, основы которой были заложены

    работами Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии,

    Д.Б. Эльконина и их последователей и учеников.

    Так, С.Л. Рубинштейн обосновал общеметодологический подход, который в

    современной науке получил название субъектно-деятельностного. Принцип

    единства психики и деятельности, детально и систематически раскрытый

    С.Л. Рубинштейном в его знаменитой монографии «Основы психологии», стал для

    современных материалистически ориентированных российских психологов

    общепринятым. Заложенная С.Л. Рубинштейном психологическая схема анализа

    деятельности затем была широко развернута в работах А.Н. Леонтьева. Его

    теория, построенная, по мнению А.Г. Асмолова, на таких методологических

    принципах как принцип предметности, активности, неадаптивной природы

    человеческой деятельности, опосредствования, интериоризации и

    экстериоризации, анализа деятельности «по единицам», а также зависимости

    психологического отражения от места отражаемого объекта в структуре

    деятельности и историзма – явилась основой для широкого круга исследований

    деятельности в общей психологии, психологии труда и педагогической

    психологии.

    Многообразие теоретических подходов к деятельности в целом (субъектно-

    деятельностный (С.Л. Рубинштейн), системно-структурный (А.Н. Леонтьев),

    процессуально-динамический (А.Г. Асмолов, В.А. Петровский), поэтапно-

    формирующий (П.Я. Гальперин), психосемиотический (Б.Ф. Ломов, М.В. Гамезо,

    В.Ф. Рубахин), системно-генетический (В.Д. Шадриков) проявляется при

    изучении проблем формирования трудовой деятельности.

    К важнейшим психологическим условиям, детерминирующим освоение

    практических действий на разных стадиях процесса выполнения трудовой

    деятельности относятся: личностная включенность в деятельность (мотивация,

    целеполагание, проектирование образа-результата, рефлексия действия,

    субъективный контроль), использование адекватных решаемым задачам уровней

    предметности деятельности (предметность познаваемого объекта и/или

    предметность знаков) и такие операционально-процессуальные особенности

    осуществления деятельности как: поэтапное освоение способов выполнения

    действий, организация диадного взаимодействия соисполнителей деятельности,

    использование разных стратегий формирования («снизу-вверх», от результата к

    цели) и выполнения действия («сверху-вниз», от цели к результату).

    Теоретический анализ литературы, посвященной вопросу формирования

    практического действия, позволил выделить два качественно-различных уровня

    освоения практического действия. При этом были раскрыты механизмы

    качественного изменения действия: 1) отличается переходом действия на

    уровень навыка, имеющего высокую степень автоматизации и репродуктивности

    способов выполнения действия (операции по А.Н. Леонтьеву) который,

    очевидно, может быть назван «репродуктивно-автоматизированным»; 2)

    отличается переходом действия на уровень умения (т.е. способа успешного

    выполнения действия, соответствующего целям и условиям этого действия) и,

    является, по сути «рефлексивно-творческим».

    Во второй главе «Разработка и обоснование теоретической модели

    психологических условий освоения практического действия» осуществлен

    теоретико-методологический анализ, проведено моделирование уровневой

    структуры контроля и регуляции практического действия и разработана модель

    психологических условий поэтапного освоения практических действий.

    В тексте диссертации обсуждается схема, разработанная С.Л. Маловым[1]

    и усовершенствованная нами (см. схему 1).

    Схема 1. Модель уровневой структуры контроля и регуляции практического

    действия

    Условные обозначения: 1 – акт проектирования; отвечает на вопрос:

    «Что должно быть достигнуто?»; 2 – акт контроля проектирования; 3 – акт

    планирования; отвечает на вопрос: «Как, каким образом это может быть

    достигнуто?»; 4 – акт контроля планирования; 5 – акт исполнения; 6 – акт

    контроля исполнения.

    Эта схема основана на совмещении представления о действии

    А.Н. Леонтьева (выделение в действии интенционального и операционального

    аспектов) и общепринятой в психологии трудовой деятельности схемы

    «цель план результат» (Б.Ф. Ломов, Е.А. Климов и др.).

    Предлагаемая схема уровневой структуры регуляции практического

    действия иллюстрирует действие, выполняемое впервые. Когда действие

    исполнителя из экспериментального превращается в действие по образцу, то

    целью становится представление о конечном результате (А.Н. Леонтьев). При

    этом цель замещает собой проект, и он, как структурный элемент, перестает

    существовать.

    Большинство психологов (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Е.А. Климов,

    В.Д. Шадриков, Б.Ф. Ломов), проводя анализ структуры регуляции действия,

    рассматривали ситуацию, когда действие уже задано и является действием по

    образцу. Поэтому такой структурный элемент регуляции практического

    действия, как «проект», ими не выделялся и при проведении психологического

    анализа структуры трудовой деятельности не рассматривался.

    Проведенное нами исследование позволило выделить три вида контроля,

    которые зависят от уровня освоения действия исполнителя: рефлексивный

    контроль, контроль по образцу, контроль «по чувству».

    Анализируемое понятие рефлексивного контроля практического действия

    представляет собой кольцевую систему (см. схему 2.).

    Схема 2. Рефлексивный контроль

    Условные обозначения: ОД – образ действительный; ОН – образ-норма; РТ

    – результат труда; 1 – акт исполнения; 2 – акт рефлексии; 3 – акт контроля.

    Сущность рефлексивного контроля заключается в том, что исполнитель

    сознательно осуществляет контроль по принципу обратной связи: мысленно

    воспроизводит образ-норму (эталон) и сличает с ним результат труда. В том

    случае, если результат труда и образ-норма не совпадают, то сличается образ-

    действительный и образ-норма. Воспроизводство образа-нормы происходит

    благодаря накоплению личностью определенного опыта по выполнению

    технологических операций, необходимых для изготовления изделия.

    Из вышесказанного следует, что рефлексивный контроль предполагает пять

    актов:

    1. сличение результата труда с образом-нормой;

    2. установления тождества и различий между результатом труда и образом-

    нормой;

    3. сличение образа-действительного с образом-нормой, если результат

    труда не соответствует образу-норме;

    4. установление тождества и различий между образом-действительным и

    образом-нормой;

    5. коррекция образа-действительного.

    Проведенный психологический анализ акта рефлексии при освоении

    практического действия позволяет сделать вывод о том, что рефлексивный

    контроль – это контроль на основе сознательной обратной связи, который

    осуществляется на всех этапах технологического процесса.

    Основываясь на схеме рефлексивного контроля, в ходе исследования была

    разработана шестнадцатиактная модель контроля и регуляции освоения

    практического действия (см. схему 3).

    [pic]

    Схема 3. Шестнадцатиактная модель контроля и регуляции освоения

    практического действия.

    Условные обозначения: I. Плоскость проектирования – стрелки 1-4;

    II. Плоскость планирования – стрелки 5-8; III. Плоскость исполнения –

    стрелки 9-12; IV. Плоскость контроля – стрелки 13-16; н – норма; д –

    действительное.

    В результате многократного повторения одного и того же действия

    «плоскость нормы» запоминается, что позволяет исполнителю непосредственно

    сличать цель-действительную с целью-нормой, проект-действительный с

    проектом-нормой и т.д. При этом изменяется структура контроля в трудовой

    деятельности исполнителя: от рефлексивного контроля он переходит к контролю

    по образцу.

    Таким образом, осуществляется качественная перестройка структуры

    регуляции действия: трудовая деятельность исполнителя осуществляется по

    восьмиактной модели регуляции.

    Схема 4. Восьмиактная модель контроля и регуляции практического

    действия: контроль по образцу.

    Условные обозначения: 1 – акт проектирования; 2 – акт рефлексивного

    контроля; 3 – акт планирования; 4 – акт рефлексивного контроля; 5 – акт

    исполнения; 6 – акт рефлексивного контроля; 7 – акт определения

    соответствия результата с целью; 8 – акт определения соответствия цели-

    действительной и цели-нормы.

    Дальнейшее освоение действия позволяет исполнителю подняться на

    качественно новый уровень репродуктивно-автоматического осуществления

    контроля и регуляции практического действия, переходя от контроля по

    образцу к контролю «по чувству», от предметного контроля к сигнальному. В

    этом случае исполнитель в процессе выполнения трудовой операции получает

    сигнал «Да», если операция правильно выполнена и «Нет», если во время ее

    выполнения была совершена ошибка. (См. схему 5.)

    Схема 5. Четырехактная модель контроля и регуляции практического

    действия – контроль «по чувству».

    Условные обозначения: 1 – акт проектирования, 2 – акт планирования, 3

    – акт исполнения, 4 – акт контроля.

    Далее нами исследовалась практическая ситуация, когда продукт труда

    должен быть изготовлен впервые, т.е. когда образцов и эталонов его

    выполнения нет. Достижение «рефлексивно-творческого» уровня возможно при

    оптимизации всех детерминирующих процесс освоения действия психологических

    условий, а также повышении уровня сознательного регулирования

    исполнительной части действия, формировании особого «видения» единства цели-

    проекта-плана-результата действия. На этом уровне деятельность носит

    творческий характер и предполагает инвариантный, иногда и отрицательный

    результат. Но на всех этапах изготовления нового продукта труда может быть

    допущена ошибка и получен отрицательный результат. И тогда исполнителю

    нужно определить, на каком этапе это произошло, и своевременно внести

    коррекцию в свою деятельность. Поэтому возникает вопрос: как осуществляется

    субъектный контроль при изготовлении нового продукта труда? Проведенное

    эмпирическое исследование позволило разработать схему регуляции при

    освоении творческого действия (см. схему 6).

    Схема 6. Семиактная модель контроля и регуляция творческого действия.

    Условные обозначения: 1 – акт проектирования; 2 – акт рефлексивного

    контроля; 3 – акт планирования; 4 – акт рефлексивного контроля; 5 – акт

    исполнения; 6 – акт рефлексивного контроля; 7 – акт определения

    соответствия результата с целью.

    Таким образом, контроль творческого действия, с рефлексивной точки

    зрения, осуществляется по данной схеме до тех пор, пока это действие

    выполняется впервые и продукт труда не тиражируется, не производится

    серийно.

    Рассмотрим процесс автоматизации практического действия: переход от

    трехактного управления действия к одноактному.

    В ходе автоматизации практического действия изменяется содержание

    работы сознания, осуществляющего уровневую регуляцию действия. Так, на

    первой ступени автоматизации осознается содержание трех образов (образ-

    цель, образ-проект, образ-план); процесс получения результата разбивается

    на три самостоятельных акта-действия; сознательным образом, непосредственно

    запускающим, исполнительный акт является образ-план. На этой ступени

    имеется линейная одноуровневая структура регуляции: умственные

    подсознательные уровни регуляции еще отсутствуют, и вся работа по

    управлению действием происходит в «плане сознания».

    На второй ступени осознается содержание образа-цели и образа-проекта;

    для получения результата необходимо осуществить два самостоятельных акта-

    действия; образом-регулятором, запускающим исполнительный акт, становится

    образ-проект. В этом случае образуется двухуровневая структура управления

    благодаря становлению умственных действий, связывающих между собой образ-

    проект и образ-план; содержание психической программы «план» перестает

    осознаваться и образует первый нижележащий подсознательный уровень

    управления.

    И, наконец, на третьей ступени автоматизации осознается образ-цель,

    который становится образом-регулятором, непосредственно запускающим

    исполнительный акт: действие становится одноактным. На третьей ступени

    происходит образование еще одного (второго), нижележащего подсознательного

    уровня регуляции на основе становления умственных действий, связывающих

    между собой образ-цель и образ-проект. Структура регуляции действия

    становится трехуровневой.

    Таким образом, каждая ступень автоматизации практического действия

    получает двойственную характеристику: во-первых, со стороны работы ведущего

    сознательного уровня регуляции – мерой сознательного регулирования

    выступает показатель количества сознательных образов или актов-действий,

    необходимых для регулирования исполнением; во-вторых, со стороны

    формирующихся нижележащих подсознательных уровней регуляции – показателем

    их участия становится показатель «уровневости». Эти два показателя

    находятся в определенном соответствии друг с другом: одноуровневая

    структура управления (линейная) предполагает необходимость совершения трех

    самостоятельных актов-действий, двухуровневая – двух, трехуровневая –

    одного. Это не случайно, так как и тот, и другой показатель фиксируется по

    отношению к нормативной уровневой структуре регуляции профессионального

    действия, рассмотренные совместно эти показатели характеризуют общую

    зависимость сознательного и подсознательных уровней регуляции в процессе

    автоматизации практического действия.

    Общая психологическая закономерность автоматизации практического

    действия может быть сформулирована следующим образом: переход на более

    высокую ступень автоматизации определяется «сдвигом» сознательного образа-

    регулятора на более высокий «этаж» нормативно уровневой структуры

    регуляции, происходящей благодаря образованию нижележащего умственного

    подсознательного уровня регуляции исполнения. Смысл данной закономерности

    состоит в том, что процесс автоматизации представляет собой качественную

    перестройку психологической структуры управления практическим действием в

    ходе освоения субъектом его нормативно-уровневой структуры. Из этого

    следует важный психологический вывод: управлять процессом превращения

    действия в навык – значит, создавать психологические условия для

    образования нижележащих умственных подсознательных уровней регуляции.

    В третьей главе – «Эмпирическое исследование психологических условий

    освоения практических действий (на примере трудовой деятельности штукатуров-

    маляров)» описана технология активизации психологических условий освоения

    практических действий в трудовой деятельности штукатуров-маляров и проведен

    формирующий эксперимент: (поэтапное формирование практических действий у

    будущих строителей).

    Согласно схеме 6, процесс освоения практического действия разбивается

    на три основных этапа, целью каждого из которых является последовательное

    повышение уровня сознательного регулирования исполнения. На первом этапе

    должно быть достигнуто управление действием на основе образа-плана, на

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.