МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психологические типы по Юнгу

    Психологические типы по Юнгу

    Новосибирский Государственный Технический Университет

    Реферат.

    Психологические типы по К.Г. Юнгу.

    Факультет: ФПМИ

    Группа: ПМ-75

    Преподаватель:

    Студент: Lic.

    Новосибирск 1999г.

    Содержание:

    1. Введение

    2. Общие типы установки

    3. Основные психологические функции

    4. Описание психологических типов.

    1. Экстравертный тип

    1. Экстравертный мыслительный тип

    2. Экстравертный чувствующий тип

    3. Экстравертный ощущающий тип

    4. Экстравертный интуитивный тип

    2. Интровертный тип

    1. Интровертный мыслительный тип

    2. Интровертный чувствующий тип

    3. Интровертный ощущающий тип

    4. Интровертный интуитивный тип

    5. Заключение

    Введение.

    Современная наука соционика берет свое начало из работы известного

    американского психолога К.Г. Юнга. Типология К.Г. Юнга являлась наиболее

    зрелой для понимания совместимости и несовместимости разных типов людей в

    период ее создания. Этому способствует подход автора к психике человека

    как к определенной структуре, тогда как все типологии других авторов имеют

    описательный характер. Может возникнуть вопрос, почему вышеупомянутые

    авторы не заметили закона дополняемости человека человеком. Во-первых,

    наверное, потому что все они психиатры, которые по роду своих занятий

    работали с отдельными пациентами, углубляясь в познание качеств отдельных

    типов людей, и не могли наблюдать за их взаимодействием в постоянных

    микроколлективах: в семье, на работе. Кроме того, достаточно долго бытовало

    мнение, что полностью психически здоровые люди - однотипны, что

    определенные типические черты проявляются лишь при некотором отклонении от

    нормы. Что все люди "средние", и лишь у пациентов с отклоненным поведением

    можно заметить типичные черты какой-то акцентуации или психопатии. Хотя,

    например, А.Е.Личко недвусмысленно говорит, что определенные акцентуации

    появляются на базе определенного типа личности. Мы от себя можем

    добавить, что тип личности определяет склонность человека не только к

    разным психическим, но и к совершенно другим соматическим заболеваниям.

    Типология К.Г. Юнга кардинально отличается от всех других типологий,

    которые, как правило, ограничиваются описанием поведения людей и

    классификацией этого поведения. Типология К.Г. Юнга - это типология

    здоровых людей, позволяющая понять и психику больного человека, а не

    наоборот, как это обычно бывает. Но она не совершенна. Юнг дал лишь

    контурную карту человеческих типов, требующую доделки и завершения.

    Давайте рассмотрим более подробно, как Юнг подошел к проблеме определения

    типов, и какое он дал описание для сделанного им в своей работе

    «Психологические типы» схематического распределения типов.

    Общие типы установки.

    К.Г. Юнг в своем подходе к определению психологических типов

    первоначально выделил 2 основных типа людей, которые он назвал интроветным

    и экстравертным. Критерием для такого разделения послужило ему наблюдение,

    что жизнь одного человека более обусловлена объектами его интереса, тогда

    как судьба другого может быть более обусловлена его собственной внутренней

    жизнью, его собственным субъектом. Такую обусловленность можно наблюдать в

    той или иной степени у любого человека. Руководствуясь этим наблюдением,

    Юнг смог выделить вышеназванные группы людей, а саму эту обусловленность он

    назвал общим типом установки. Давайте рассмотрим более подробно, что Юнг

    подразумевал, делая такое разделение людей по общему типу их установки.

    Общие типы установки отличаются друг от друга своеобразной установкой по

    отношению к объекту. У интровертного типа отношение к нему абстрагирующее;

    в сущности, он постоянно заботится, как бы отвлечь свое я от объекта, как

    если бы ему надо оградить себя от чрезмерной власти объекта. Экстравертный

    тип, напротив, относится к объекту положительно. Он утверждает его значение

    постольку, поскольку он постоянно ориентирует свою субъективную установку

    по объекту и вводит ее в отношение к нему. В сущности, объект никогда не

    имеет для него достаточно ценности, поэтому значение его постоянно

    приходится повышать. С биологической точки зрения, отношения между объектом

    и субъектом есть всегда отношение приспособления, ибо всякое отношение

    между объектом и субъектом предполагает видоизменяющееся воздействия одного

    на другой. Эти видоизменения и составляют приспособление или адаптацию.

    Поэтому типическая установка по отношению к объекту суть процессы

    приспособления. Природа знает два, коренным образом различных варианта

    адаптации и две, обусловленные ими возможности самоподдержания живых

    организмов – это повышенная плодовитость при относительно малой

    обороноспособности отдельного индивида, и вооружение отдельного индивида

    многообразными средствами самосохранения при относительно малой

    подвижности. У экстраверта есть особенность, состоящая в способности

    постоянно растрачиваться, распространяться и внедрятся во все, а у

    интроверта наблюдается тенденция оборонятся от внешних требований и,

    насколько возможно, воздерживаться от всякой затраты энергии, направленной

    прямо на объект, но зато создавать для себя самого возможно более

    обеспеченное и могущественное положение. Юнгу казалось, что эта

    биологическая противоположность есть не только аналогия, но и общая основа

    двух психологических способов приспособления.

    В своей работе Юнг показал, что общий тип установки не зависит от

    воспитания, общества или культуры, у двоих двойняшек, воспитывавшихся в

    одной семье, например, могут быть разные типы установки. Сам Юнг

    приписывает это различие к человеческой склонности к установке того или

    иного типа, то есть человеку полезнее или легче приспособляться тем, а не

    иным способом. Но с другой стороны, Юнг рассматривал эти две установки как

    противоположные механизмы психической деятельности, которые свойственны

    каждому человеку. Однако внешние обстоятельства и внутренняя диспозиция

    очень часто благоприятствуют работе одного механизма в ущерб другому.

    Естественно, это влечет перевес в сторону работы одного механизма. И если

    такое состояние по определенным причинам становится преобладающим, то

    вследствие из этого и возникает тип, то есть привычная установка, в которой

    один механизм постоянно господствует, считал К.Г. Юнг.

    Основные психологические функции.

    Гипотеза об экстраверсии и интроверсии позволила Юнгу, прежде всего,

    выделить две обширные группы психологических личностей. Но подобное

    группирование носит столь поверхностный и общий характер, что допускает

    лишь самое общее различие. Более детальное исследование индивидуальной

    психологии представителей любой из этих групп, тот час же показывает

    огромное различие между отдельными индивидами, принадлежащими, несмотря на

    это, к одной и той же группе. Поэтому Юнгу пришлось сделать еще один шаг в

    своем исследовании с целью обосновать данное различие между индивидами. Юнг

    сделал еще одно распределение индивидов, помимо разделения по их

    универсальному признаку экстраверсии и интроверсии, по их отдельным

    психологическим функциям. Внешние обстоятельства не только вызывают

    преобладание экстраверсии или интроверсии, но и способствуют, кроме того,

    преобладанию у индивида одной из основных функций над другими. Юнг называл

    основными психологическими функциями, - а именно такими, которые

    существенно отличаются от всех прочих, - мышление, чувство, ощущение и

    интуицию (в современной соционике это, соответственно, логика, сенсорика,

    этика и интуиция). Если одна из этих функций привычно господствует над

    другими, то формируется соответствующий психологический тип. В соответствии

    с преобладанием одной из основных психологических функций Юнг различал

    мыслительный, чувствующий, ощущающий и интуитивный типы. Каждый из этих

    типов, кроме того может быть экстравертным или интровертным, смотря по

    отношению к объекту. В результате Юнг получил разделение на 8

    психологических типов, среди которых он выделял рациональные и

    иррациональные типы, по принципу обоснования своих действий либо разумом,

    либо своим восприятием. Этим 8 психологическим типам Юнг дал описание в

    своей работе «Психологические типы», которое мы рассмотрим более подробно с

    точки зрения самого Юнга.

    Описание психологических типов.

    Экстравертный тип.

    Известно, что каждый человек ориентируется по тем данным, которые ему

    передает внешний мир. Однако это может происходить различными способами.

    Например, тот факт, что на дворе холодно, одному дает повод тот час же

    надеть пальто, другой же, имея намерение закалятся, находит этот факт

    излишним. Первый в этом случае ориентируется по данным внешних факторов, а

    другой сохраняет свое особое воззрение, которое воздвигается между ним и

    объективно данным. И если ориентирование по объекту и объективно данному

    преобладает настолько, что чаще всего самые важные решения и действия

    обуславливаются не субъективными воззрениями, а объективными

    обстоятельствами, то мы говорим об экстравертной установке. Если она

    оказывается привычной, то мы говорим об экстравертном типе. Если человек

    мыслит, чувствует и действует, одним словом живет так, как это

    непосредственно соответствует объективным условиям и их требованиям как в

    хорошем, так и в дурном смысле, то он экстравертен. Он живет так, что

    объект играет в его сознании более важную роль, чем его субъективное

    воззрение. Он имеет, конечно и субъективные воззрения, но их

    детерминирующая сила меньше, чем сила внешних, объективных условий. Поэтому

    он совсем не предвидит возможности натолкнутся внутри себя на какие-нибудь

    безусловные факторы, ибо знает таковые только во внешнем мире. Все его

    сознание смотрит во внешний мир, потому что важное и детерминирующее

    решение приходит к нему именно оттуда. Но оно приходит оттуда, потому что

    он его оттуда ждет. Эта основная установка является, можно сказать,

    источником всех особенностей психологии человека.

    Экстравертный мыслительный тип.

    Как показывает опыт, основные психологические функции в одном и том же

    индивиде редко или почти никогда не обладают одинаковой силой или

    одинаковой степенью развития. Обычно одна из функций имеет перевес как по

    развитию, так и по силе. И, если среди психологических функций, первенство

    выпадает на долю мышления, то есть индивид исполняет свое дело,

    руководствуясь главным образом головным рассуждением так, что все сколько-

    нибудь важные поступки проистекают из интеллектуально помысленных мотивов

    или, по крайней мере по тенденции своей, должны были бы вытекать из них, то

    речь идет о мыслительном типе. Такой тип может быть либо интровертным, либо

    экстравертным. Здесь мы прежде всего займемся экстравертным мыслительным

    типом.

    Это будет человек, который имеет стремление ставить всю совокупность

    своих жизненных проявлений в зависимость от интеллектуальных выводов, в

    конечном счете ориентирующихся по объективно данному или по объективным

    фактам, или по общезначимым идеям. Человек такого типа придает решающую

    силу объективной действительности или соответственно ее объективно

    ориентированной интеллектуальной формуле, причем не только по отношению к

    самому себе, но и по отношению к окружающей среде. Этой формулой измеряется

    добро и зло, ею определяется прекрасное и уродливое. Верно все то, что

    соответствует этой формуле, неверно то, что ей противоречит, и случайно то,

    что проходит мимо ее. Подобно тому, как экстравертный мыслительный тип

    подчиняется своей формуле, так должна подчинятся ей и окружающая его среда,

    для ее собственного блага, ибо тот, кто этого не делает, тот не прав, он

    противится мировому закону, и поэтому неразумен, аморален и бессовестен.

    Если формула достаточно широка, то этот тип может сыграть в общественной

    жизни чрезвычайно полезную роль в качестве реформатора, публичного

    обвинителя и очистителя совести или же пропагандиста важных новшеств. Но

    чем уже формула, тем скорее этот тип превращается в брюзгу, рассудочника и

    самодовольного критика, который бы хотел втиснуть себя и весь мир в какую-

    нибудь схему.

    Соответственно с сущностью экстравертной установки воздействия и

    проявления этих лиц бывают тем благоприятнее или лучше, чем ближе они к

    внешнему. Их лучший аспект находится на периферии их сферы деятельности. Но

    чем глубже проникаешь в ту сферу, где властвует формула, тем более отмирает

    всякая жизнь, не соответствующая формуле. Испытать на себе последствия

    экстравертной формулы приходится больше всего членам его же семьи, ибо они

    первые неумолимо осчастливливаются ею.

    Экстравертный чувствующий тип.

    Чувство в экстравертной установке ориентируется по объективно данному, то

    есть объект является неизбежной детерминантой самого способа чувствования.

    Экстравертное чувство, по возможности, освободило себя от субъективного

    фактора и всецело подчинилось влиянию объекта. Даже там, где оно

    обнаруживает, по-видимому, свою независимость от свойств конкретного

    объекта, оно все-таки находится в плену у традиционных или каких-нибудь

    других общезначимых ценностей. Так, например, картина может быть названа

    «прекрасной» потому, что повешаная в салоне и подписаная известным именем,

    картина, по общему предположению, должна быть «прекрасной».

    Если экстравертное чувство имеет примат, то мы говорим об экстравертном

    чувствующем типе. Такого рода индивидуум живет, руководствуясь своим

    чувством. Благодаря воспитанию, чувство и такого индивидуума развилось до

    функции, приноровленной и подчиненной сознательному контролю. В случаях, не

    представляющих собой крайности, чувство имеет личный характер, хотя

    субъективный элемент был уже в некоторой мере подавлен, поэтому личность

    оказывается приноровленной к объективным условиям. Чувства согласуются с

    объективными ситуациями и общезначимыми ценностями. Это нигде не

    проявляется так ясно, как в так называемом выборе объекта любви: любят

    «подходящего» мужчину (или женщину), а не какого-нибудь другого, то есть

    такого, который отвечает всем разумным требованиям в отношении сословия,

    возраста, имущественного состояния, значительности и почтенности своей

    семьи. Но нужно заметить, что чувство у данного типа – подлинное, а не

    выдуманное от «разума».

    «Правильно» чувствовать можно лишь тогда, когда иное не мешает чувству.

    Но ничто так не мешает чувству, как мышление. Поэтому без дальнейших

    разъяснений понятно, что мышление у данного типа по возможности

    подавляется. Этим мы не хотим сказать, что такой индивидуум вообще не

    думает, напротив, такой человек думает, и, может быть, думает очень много и

    умно, но его мышление будет только придатком к его чувству. Насколько ему

    позволило чувство, он отлично может мыслить, но каждый логический вывод,

    который может привести к нарушающему чувство результату, «с порога»

    отклоняется. Человек о нем просто не думает. Он и так ценит и любит все,

    что хорошо согласно объективной оценке; все остальное существует как бы вне

    его самого.

    Юнг обозначал два предыдущих типа как экстраветные рациональные или как

    типы суждения. Общим признаком обоих типов, как считал Юнг, является тот

    факт, что их жизнь в высокой мере подчинена именно разумному суждению, то

    есть оба типа сознательно исключают, по их мнению, случайное и неразумное.

    Разумное суждение представляет собой в их психологии силу, которая

    втискивает в определенные формы все беспорядочное и случайное в реальном

    процессе, или, по крайней мере, старается втиснуть. Рациональность обоих

    типов ориентирована объективно и зависит от объективно данного. Их

    разумность соответствует тому, что коллективно считается разумным.

    Экстравертный ощущающий тип.

    Нет такого типа, который мог бы сравнится в реализме с экстравертным

    ощущающим типом. Его объективное чувство факта чрезвычайно развито. Он в

    течение жизни накапливает реальные наблюдения над конкретным объектом, и,

    чем ярче он выражен, тем меньше он пользуется своим опытом. В некоторых

    случаях его переживание вообще не становится тем, что заслуживало бы

    название «опыта». То, что он ощущает, служит ему в лучшем случае

    проводником, ведущим к новым ощущениям, и все новое, что входит в круг его

    интересов, приобретено на пути ощущения, и должно служить этой цели. Таких

    людей будут хвалить, как разумных, поскольку люди склонны считать ярко

    выраженное чувство чистого факта за нечто очень разумное. В

    действительности же такие люди не очень разумны, ибо они подвержены

    ощущению иррациональной случайности точно так же, как и ощущению

    рационального свершения. Ощущение для такого человека означает конкретное

    проявление полноты жизни, его желание направлено на конкретное наслаждение,

    так же как и его моральность. Такой человек отнюдь не должен быть

    чувственным варваром, он может дифференцировать свое ощущение до высшей

    эстетической чистоты, ни разу не изменив даже в самом абстрактном ощущении

    своему принципу объективного ощущения.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.