МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психологические отклонения у детей и подростков

    У взрослых дефект речи ограничивает их возможности в профессиональной

    деятельности. Поэтому расстройство артикуляции надо лечить с малых лет,

    когда лечение более успешно, чем у взрослых.

    Расстройство развития учебных навыков.

    Это группа расстройств, при которых нормальные показатели

    приобретения учебных навыков нарушены начиная с ранних стадий развития

    ребенка. Нарушения не являются просто следствием утраты возможности

    обучатся или результатом умственной отсталости и не обусловлено полученной

    травмой или перенесенной болезнью головного мозга. К ним относятся:

    расстройства чтения, расстройства развития экспрессивного письма,

    расстройство арифметических навыков и смешанное расстройство учебных

    навыков.

    Расстройство чтения.

    Основной чертой этого расстройства является специфическая,

    значительно выраженная недостаточность развития навыков чтения, что не

    может быть объяснено уровнем интеллекта, проблемами связанными с дефектом

    зрения или слуха, наличием неврологического заболевания или педагогической

    запущенностью. Расстройство чтения еще называют «отсталым чтением»,

    «отсталостью в чтении», дислексией развития, специфическим отставанием в

    чтении, развитием «слепоты» на слова.

    Частота расстройства развития способности к чтению составляет от 2 до

    8% детей школьного возраста. У мальчиков оно в 2-4 раза чаще, чем у

    девочек. Это расстройство может сохраниться и у взрослых.

    Причинами нарушения обучения чтению считается осложнения во время

    беременности матери, а также различные вредные воздействия и заболевания

    во внутриутробном и раннем детском периоде, недоношенность, малый вес тела

    при рождении. Предполагается связь нарушений питания с расстройством

    обучения чтению.

    Нарушение чтение может быть при органическом поражении левого

    полушария головного мозга, которое считается «языковым», а также при

    нарушениях в области мозолистого тела головного мозга, в результате чего

    блокируется передача зрительной информации в левое полушарие.

    Выработка навыков чтения – комплексный процесс, который включает в

    себя процесс познавания и узнавания читаемых слов и который требует

    неповрежденной и сбалансированной деятельности всей нервной системы.

    Компоненты развития навыков чтения включают в себя, во-первых,

    неврологическую основу, которая должна быть зрелой и неповрежденной для

    интеграции и переработки информации, полученной от органов зрения при

    чтении. Во-вторых, для развития навыков чтения необходима эмоциональная

    зрелость, чтобы ребенок мог отложить свои развлечения и игры для обучению

    чтению. В-третьих, настроение и психическое состояние ребенка должно быть

    нормальным, чтобы это не мешало ему сосредоточиться на выполнении задания.

    И в-четвертых, воспитание в семье должно быть правильным, чтобы ребенок

    мог выработать правильные социальные и культурные ценности, согласно

    которым чтение является одной из важных функций современного человека.

    Нарушение развития способности к чтению становится наиболее очевидным

    к 7-8 годам. До школы родители могут пытаться научить ребенка читать, но,

    обнаружив безуспешность таких попыток, оставляют ребенка в покое, надеясь,

    что в школе его научат. В первом классе школы, когда требования к чтению

    еще не высоки, расстройство обучения чтению еще не столь явно. Но во

    втором и третьем классе, когда детям дают большие заданию по внеклассному

    чтению, а на уроках требуется определенная скорость чтения, причем норма

    прочитанных в минуту печатных знаков прогрессивно увеличивается,

    неспособность к обучению чтению у таких детей становится явной.

    Дети с нарушением способности к чтению обычно делают ошибки в устном

    чтении. При это читаемые слова искажаются, пропускаются или добавляются

    слова, не существующие в тексте. Иногда дети меняют местами буквы в словах

    и слова в предложениях, так как им трудно следить за последовательностью

    букв и слов. Кроме того, дети не распознают заглавные и прописные буквы.

    Расстройству чтения могут предшествовать или существовать с ним

    расстройства освоения навыков речи или языковой лексики. Сопутствующим

    расстройством может быть нарушение распознавания звуков.

    При расстройстве чтения дети испытывают чувство стыда и унижения из-

    за своего недостатка. У них могут быть эмоциольные срывы, депрессия,

    чувство собственной неполноценности. Более старшие дети могут стать

    злобными и даже агрессивными по отношению к сверстникам, которые над ними

    насмехаются, агрессия может быть направлена и против общества в целом, и

    это приводит к нарушениям поведения в период обучения в школе.

    Расстройство развития экспрессивного письма.

    Расстройство развития экспрессивного письма характеризуется

    затруднениями в овладении навыками письма – правописание слов и выражения

    мыслей. При устном психологическом развитии обнаруживаются нормальные

    интеллектуальные способности и общее образование, но тесты на способность

    излагать свои мысли в письменном виде ниже ожидаемых. Это специфическое

    расстройство не связано с дефектом слуха или зрения или с каким-либо

    неврологическим нарушением.

    Данные о частоте нарушений способности к грамотному письму

    отсутствуют. Частота случаев у мужчин и женщин примерно одинакова. Причина

    этого расстройства неизвестна. Считается, что может иметь место

    наследственное предрасположение, поскольку многие люди, страдающие

    неспособностью к грамотному письму, происходят из семей, где у родителей

    отмечаются аналогичные нарушения.

    Способность трансформировать свои мысли в письменную форму – в слова

    и предложения – отражает сложный процесс, который формируется с раннего

    возраста.

    Нарушение способности овладеть навыками письменного изложения

    выявляется в младших классах школы. В первом классе у детей выявляется

    затруднение в правописании слов. Во втором классе, когда дети уже должны

    писать не только слова, но и составлять из них предложения, нарушения

    становятся более явными: дети делают ошибки даже в коротких и простых

    предложениях, где есть только подлежащее, сказуемое и дополнение, они

    могут переставить их местами, забывают начинать предложение с заглавной

    буквы и ставить в конце простого предложения точку.

    Если детей, страдающих расстройством экспрессивного письма,

    своевременно не лечить, то этот дефект может сохраниться в старших классах

    школы. Данное расстройство может привести к нежеланию и отказу выполнять

    домашние задания в письменном виде, посещать уроки, на которых этот дефект

    обнаруживается наиболее явно, утрате интереса к занятиям, а затем и отказу

    ходить в школу и расстройствам поведения. У большинства детей их дефект

    влияет на настроение, могут развиться депрессия, отчаяние, отчуждение от

    сверстников, стремление к самоизоляции.

    Некомпетентность в письме вызывает чувство неполноценности, и человек

    очень страдает от этого. Некоторые люди из-за своего недостатка стараются

    даже не писать писем или поздравительных открыток, чтобы не обнаружить

    свою безграмотность.

    Расстройство способности к арифметическому счету.

    Это расстройство заключается в специфической недостаточности

    навыков счета, которая не может быть объяснена умственной отсталостью или

    недостатками обучения в школе. Недостаточность касается умения производить

    основные арифметические действия – сложение, вычитание, умножение и

    деление, но в еще большей степени это расстройство выявляется при

    необходимости выполнения сложных математических действий, которые

    необходимы в алгебре, геометрии, тригонометрии и сложных вычислениях.

    Другие названия этого расстройства – акалькулия, дискалькулия, нарушение

    способности к арифметическому счету.

    Частота случаев нарушения способности к арифметическому счету

    неизвестна, но считается, что это более редкое расстройство, чем нарушение

    способности к овладению навыками чтения. Неизвестно также и различие

    частоты этого расстройства по полу.

    Известно, что некоторые дети рождаются с исключительными

    математическими способностями, значительно превосходящими возрастные

    нормы. Но если существуют дети с высокими способностями, то должны

    существовать и дети с недостатками таких способностей. Причина этого

    расстройства неизвестна. Предполагается, что могут быть какие-то изменения

    в затылочной доле правого полушария мозга, которые считаются

    ответственными за переработку зрительно– пространственных стимулов и

    математические способности. Однако эта теория является спорной.

    Если это нарушение вовремя не распознается и не лечится, то оно может

    сохраниться и у взрослых. Такие люди не могут работать в областях, где

    требуются навыки счета, но если у них нет других сопутствующих нарушений,

    например неспособности к чтению или письменному изложению, то они могут

    заниматься интеллектуальными или творческими видами деятельности.

    ОЛИГОФРЕНИЯ (УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ).

    Олигофрения – это врожденное или приобретенное в первые годы жизни

    слабоумие, которое выражается в общем психическом недоразвитии с

    преобладанием интеллектуального дефекта и затруднения социальной

    адаптации.

    Помимо термина олигофрения (от греческого «oliqos» – малый,

    незначительный и «phren» – ум, то есть малоумие), для обозначения сборной

    группы стойких состояний, сопровождающихся задержкой или неполным

    умственным развитием, используют и другие названия: психическая

    ретаграция, умственная отсталость, умственный дефицит, психическая

    субнормальность, общее недоразвитие, умственное недоразвитие.

    Согласно определению Американской ассоциации умственных дефектов,

    умственная отсталость характеризуется следующим:

    1. Значимое снижение общего уровня интеллектуального развития.

    2. Значительный дефицит или отсутствие способности к адаптации.

    3. Появление отмеченных изменений в возрасте до 18 лет.

    Врожденное слабоумие необходимо отличить от приобретенного слабоумия

    (деменции) с признаками распада психической деятельности. Знаменитый врач

    Д. Эскироль писал, что человек с врожденным слабоумием подобен бедняку,

    который никогда не имел ни гроша за душой, а больной деменцией - –то

    разорившийся богач. А. В. Гризингер образно сравнивал врожденное и

    приобретенное слабоумие с постройкой незаконченной и постройкой,

    обрушившейся после окончания строительства.

    Существует более 300 различных наследственно обусловленных

    заболеваний и нарушений, являющихся причинами развития умственной

    отсталости. Все факторы, являющиеся причиной возникновения олигофрении,

    принято разделять на наследственные (эндогенные) и внешние (экзогенные).

    Соответственно выделяют формы олигофрении, преимущественно связанные с

    наследственными факторами и с внешнесредовыми воздействиями

    (внутриутробными, родовыми и воздействующими в раннем детском возрасте).

    Но есть и формы умственной отсталости, вызванные объединенным влиянием

    наследственных (генетических) и внешних факторов.

    В целом доля наследственно обусловленных форм среди всех случаев

    олигофрении составляет от 69,5 до 90%. Риск рождения умственно отсталого

    ребенка при браке между двумя олигофренами составляет 42,2%, при

    умственной отсталости одного из родителей – 19,9%, а при браке двух

    нормальных людей – всего 1,3%. Наследственные заболевания с умственной

    отсталостью включают такие, как болезнь Дауна, микроцефалия,

    фенилкетонурия, галактоземия, болезнь «кошачьего крика», синдром

    Шерешевского – Тернера и многие другие. Многие из них связаны с

    хромосомной патологией или наследственной ферментной недостаточностью.

    Стойкая недостаточность психической деятельности наблюдается при

    врожденных аномалиях развития мозга или вследствие различных заболеваний,

    поражающих мозг на раннем этапе его развития. Психическая отсталость может

    явиться результатом воздействия на плод во время беременности –

    расстройства плацентарного кровообращения, тяжелые токсикозы второй

    половины беременности, повышение артериального давления. Причиной

    умственной отсталости могут быть такие заболевания беременной, как

    сердечно-сосудистая недостаточность, болезни почек и печени, сахарный

    диабет, нарушение функции щитовидной железы и другие эндокринные

    нарушения.

    Вредное воздействие на плод оказывают и многие лекарственные

    средства, которые беременная женщина должна принимать из-за своих

    заболеваний. Некоторые успокаивающие средства, которые раньше назначались

    беременным (например, талидомид – при неукротимой рвоте), приводили к

    рождению детей с глубоким слабоумием и физическими уродствами.

    Употребление алкоголя и наркотических средств беременной женщиной тоже

    могут негативно повлиять на развитие плода. Некоторые инфекционные

    заболевания у беременной женщины, а особенно вирусные (коревая краснуха,

    грипп, ОРЗ, инфекционный гепатит), а также пневмония могут явиться

    причиной умственной отсталости ребенка. Олигофрению могут вызвать сифилис,

    токсоплазмоз. Вирус СПИДа непосредственно поражает мозг плода во

    внутриутробном периоде. Частой причиной умственной отсталости является

    несовместимость плода и матери по резус-фактору.

    Причинами умственной отсталости могут быть и болезнь ребенка в первые

    годы жизни. В первую очередь это инфекционные процессы, особенно

    инфекционные заболевания центральной нервной системы – менингит, энцефалит

    и менингоэнцефалит, а также дизентерия и дифтерия.

    Олигофрения – это не болезненный процесс, а патологическое состояние,

    результат вредного воздействия, давнего болезненного процесса, вызвавшего

    задержку умственного развития и психики в целом.

    Олигофрении не свойственно прогрессирующее развитие, слабоумие не

    нарастает, как при деменции (приобретенном слабоумии), наоборот, во

    многих случаях при своевременном лечении и корректировке возможно

    улучшение интеллектуального развития (за исключением самых тяжелых

    степеней).

    Обычно первыми признаками врожденного слабоумия, если нет явных

    физических дефектов, являются изменения поведения. Ребенок может быть

    вялым, пассивным, не реагирует на появление матери, взгляд его не

    фиксирует предметы, или он чрезвычайно плаксив, может кричать целыми днями

    без явной причины. В младенческом возрасте возможны судорожные припадки.

    Такие дети поздно начинают держать голову, сидеть, ходить и говорить.

    Они не интересуются игрушками, бросают их или ломают. Если ребенок все же

    начинает ходить, то выявляются нарушения координации и неустойчивости

    походки.

    Клинические проявления олигофрении изучены отечественными детскими

    психиатрами – Г. Е. Сухаревой, В. В. Ковалевым, М. В. Вроно.

    Основная особенность олигофрении – диффузное, тотальное недоразвитие,

    Что означает поражение психики в целом. Недоразвитие обнаруживается в

    интеллекте и мышлении, восприятии, памяти, внимании, речи, координации

    движений, в эмоциональной и волевой сфере.

    Связи между предметами или явлениями олигофрены способны

    устанавливать только по внешним признакам, они не могут определить, в чем

    сходство и различие между предметами. Например, если олигофрену в степени

    дебильности предложить разделить на две группы картинки с изображением

    предметов домашней утвари и орудий труда, которые произвольно окрашены в

    два цвета, он разделит их по цвету. Олигофрены не могут классифицировать

    предметы, например, разделить предложенные им картинки на животных и птиц.

    Они не могут сформулировать понятия, например, что такое добро,

    порядочность, благородство, честность, ответственность. Отвлеченные

    понятия им недоступны.

    Умственно отсталые люди не понимают метафор, переносного смысла

    пословиц. Например, на просьбу объяснить смысл пословицы «Мал золотник да

    дорог» дебил ответит, что золотник маленький, но дорого стоит. «Нашла

    коса на камень» - он может объяснить, как «коса шла и камень нашла» или

    «коса на камень наступила» и тому подобное, а в большинстве случаев

    олигофрен вообще затруднится как-то объяснить пословицу или метафору, а

    будет тупо повторять ее.

    Олигофрены не способны передать основной смысл даже простого рассказа

    и могут лишь дословно передать его содержание, используя те же самые

    выражения, не будучи способными как-то видоизменить, обобщить, сократить

    пересказываемое или использовать другие выражения.

    Глубина умственной отсталости отражается и в речи больных

    олигофренией. В тяжелых случаях больные не способны говорить, могут

    издавать лишь отдельные звуки. При этом они не понимают обращенную к ним

    речь и могут реагировать только на интонацию. В более легких случаях

    больные могут говорить, но запас слов у них ограничен, они не умеют

    правильно строить фразы, и говорят короткими предложениями. Многие слова

    олигофрены неправильно употребляют по смыслу, поэтому говорят, что речь

    олигофрена напоминает речь попугая. Тем более что олигофренам тоже присуща

    подражательность. Могут быть и дефекты речи – косноязычие, речь по типу

    «каша во рту».

    Наряду с дефектами развития речи, наблюдается недостаточное усвоение

    навыков чтения и письма.

    Все эти нарушения сочетаются с недоразвитием координации и

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.