МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психологические отклонения у детей и подростков

    задержка и психического, и физического развития (это называется

    психофизическим инфантилизмом), и дисгармоническим, когда психическое и

    физическое развитие формируется неравномерно.

    При гармоническом варианте дети отстают от своих сверстников в росте

    и массе тела и сохраняют пропорции тела, а также особенности мимики,

    жестикуляции и движений, свойственные более раннему возрасту.

    Интеллект м. б. на уровне возрастных норм, но эмоциональная и

    волевая сферы отличаются незрелостью. Мышление у таких детей конкретное, с

    преобладанием наглядно–образного над логическим и абстрактным мышлением.

    Преобладает стремление к получению удовольствия. Интересы нестойкие, такие

    дети испытывают стремление к новым впечатлениям, ощущениям и переменам.

    Они непоследовательны в своих поступках, недостаточно самостоятельны,

    очень внушаемы.

    При дисгармоническом инфантилизме физическое развитие соответствует

    возрасту или даже наблюдается ускоренное физическое развитие

    (акселерация), а психическое развитие отстает. В особенности это касается

    эмоциональной и волевой сферы, хотя запас знаний может соответствовать

    возрасту.

    Такой вариант психического инфантилизма обычно выявляется в

    подростковом возрасте. Высокие, физически развитые подростки сохраняют

    детское выражение лица. Такие подростки неуравновешенны, не могут

    управлять своим поведением, их поступки подчиняются моменту, воображение

    преобладает над логикой. Они не способны усвоить морально-этические нормы

    поведения в обществе, учитывать требования окружающих и действуют, исходя

    из собственных желаний, потребностей и капризов. У них нет критической

    самооценки своих поступков и действий, отсутствует способность правильно

    оценивать ситуацию и гибко перестраиваться по ходу изменения

    обстоятельств. Не формируется чувство долга и ответственности, снижена

    способность к социально-позитивной деятельности.

    Возможен вариант, который называют органическим инфантилизмом,

    обусловленным поражением центральной нервной системы во внутриутробном

    периоде или раннем возрасте. Наряду с вышеизложенными признаками, здесь

    наблюдаются затруднения в освоении новых знаний, истощаемость в процессе

    умственной работы и психического напряжения, вспыльчивость и взрывчатость.

    Наблюдаются нарушения сна и аппетита, вегетативные расстройства –

    повышенная потливость и зябкость, неустойчивость сосудистых реакций.

    У взрослых психический инфантилизм характеризуется следующими

    особенностями: наивностью и восторженностью, эгоизмом и эгоцентризмом,

    неустойчивостью эмоций, внушаемостью, подчиняемостью, робостью,

    застенчивостью, впечатлительностью, обидчивостью, беззаботностью,

    отсутствием чувства долга, отвлекаемостью и неустойчивостью интересов.

    Врожденная субдебильность.

    Врожденная субдебильность – это пограничная умственная отсталость,

    которая характеризуется малым запасом представлений и ограниченным запасом

    знаний, примитивностью суждений, бедностью ассоциаций и отсутствием

    интересов.

    Сюда относятся так называемые малоодаренные дети, которые с трудом

    усваивают школьную программу, особенно те предметы, которые требуют

    логического мышления и абстрагирования. Такие дети чаще всего отличаются

    усидчивостью и прилежанием, трудолюбием и усердием в тех предметах,

    которые им легко даются. Они могут заниматься ручным трудом, умеют хорошо

    шить и вышивать, могут заниматься физическим трудом. Они могут закончить

    школу с удовлетворительными отметками, но поступить в институт им сложно,

    если требуется сдать экзамены по предметам, к которым у них нет

    способностей. Но такие люди повышено внушаемы, недостаточно критичны в

    оценке людей и ситуации, мало способны к самоконтролю. В силу таких

    особенностей своей психики они могут попасть под отрицательное влияние

    асоциальных личностей, а их снижение интеллектуальных способности не

    позволяют им осознать возможные последствия, что чревато противоправными

    поступками.

    К категории врожденной субдебильности относят и так называемых

    конституционально глупых личностей. Этот вариант впервые описан Э.

    Блейлером под названием ''die Unclaren''. Таким людям свойственна не

    столько бедность ассоциаций, сколько неясность понятий.

    П.Б. Ганнушкин говорил, что невозможно сказать, что здесь нормально,

    а что уже не нормально. Но у многих из них хорошая память, они могут

    хорошо учиться и даже закончить институт (известны даже случаи, когда они

    становятся профессорами). Но чаще всего в ситуациях, когда им приходится

    проявлять собственную инициативу и на практике применять полученные

    знания, они оказываются совершенно несостоятельными.

    Один из вариантов легкой степени интеллектуальной недостаточности

    носит в психиатрии название салонного слабоумия (Salonblodsinn). Такие

    люди умеют держать себя в обществе, с умным видом говорить о погоде или

    других пустых, банальных вещах, не проявляя никакой оригинальности. Для

    салонного слабоумия характерны однообразие плоских шуток, шаблонность

    суждений, предвзятость, отсутствие способности к творчеству и пониманию

    реальных окружающих явлений, склонность к напыщенной многоречивости,

    высокопарным суждениям. Речь таких людей состоит из избитых, банальных

    истин, шаблонных выражений, высказываемых с глубокомысленным видом.

    По выражению П.Б. Ганнушкина, эти ''люди шаблона, банальности,

    моды''. Но таких людей в нашей жизни немало.

    Задержка развития в связи с ранним органическим повреждением мозга.

    Легкая интеллектуальная недостаточность при этом варианте вызвана

    нарушением функций в связи с остаточными явлениями заболеваний головного

    мозга, которые называются органическими.

    Эта форма задержки психического развития характеризуется

    неравномерным недоразвитием интеллекта, причем в наибольшей степени

    страдают предпосылки интеллекта – внимание, память и психическая

    активность. Интеллектуальная недостаточность сочетается с быстрой

    утомляемостью, истощаемостью, эмоциональной неустойчивостью,

    расстройствами настроения, повышенной возбудимостью, двигательной

    расторможенностью и усилением влечений.

    Внимание у таких детей неустойчиво, легко рассеивается и с трудом

    концентрируется. Дети с трудом сосредотачиваются на уроке, отвлекаются на

    посторонние разговоры или игры. Учитель должен постоянно делать им

    замечания, требуя внимания и выполнения заданий. Если родители не

    занимаются с ними постоянно, то возникает педагогическая запущенность, они

    отстают по всем предметам и остаются на второй год из-за неуспеваемости.

    Психогенно обусловленные задержки развития.

    Эти состояния более обратимы, чем другие задержки развития. Чаще

    всего они являются временными задержками развития.

    Сравнительно легкая временная форма задержки развития наблюдается,

    когда ребенка отдают в круглосуточные ясли или в детский сад на всю

    рабочую неделю. В таких случаях ребенок мало видит родителей. Его

    воспитание либо никто не замечает, либо занимаются малообразованные няни,

    на попечение которых более двух десятков детей, и они не успевают уделять

    должного внимания нормальному психическому развитию своих подопечных,

    ограничиваясь кормлением, укладыванием спать, прогулками и сменой одежды.

    Дети мало видят взрослых, почти не слышат грамотной речи, их общение

    ограниченно воспитателями и такими же, как и они сами, малоразвитыми

    детьми. Они не умеют читать, считать и писать, что обычно умеют делать уже

    3-4-летние дети, растущие в нормальных семейных условиях, которые каждый

    день имеют возможность впитывать новую информацию.

    Все это вызывает отставание в развитии от норм, положенных этому

    возрасту.

    По аналогичным закономерностям развивается задержка психического

    развития у детей, отданных с младенческих лет в Дома грудника, Дома

    ребенка, или позже в детские дома и интернаты. У воспитанников этих

    заведений задерживается развитие речи и интеллекта, отмечается бедность

    словарного запаса, недостаточный уровень знаний и ограниченность

    представлений по сравнению с детьми того же возраста, воспитывающимися в

    нормальной семье.

    При внезапном разлучении с родителями у детей могут наблюдаться

    шоковые реакции с повышением температуры тела, рвотой, поносом, изменением

    поведения. Задержка развития возникает и при так называемом госпитализме,

    когда ребенок длительное время находится без родителей в больницах и

    специальных санаториях по поводу тяжелых хронических заболеваний

    (например, туберкулеза или нарушений опорно-двигательного аппарата), в

    интернатах для хронических больных. Такая интеллектуальная недостаточность

    быстро преодолевается при возращении ребенка в нормальную обстановку. Но

    если ребенок годами находится в таких учреждениях, то задержка развития

    может стать более стойкой.

    Задержки развития при сенсорной дипривапции.

    При сенсорной депривации (слепота, глухота, глухонемота) тоже

    наблюдаются задержки психического развития.

    При глухоте задержка психического развития связана с непониманием

    речи других людей и вследствие этого ограниченностью информации.

    Интеллектуальная недостаточность сочетается с эмоционально-волевой

    незрелостью, отсутствием самостоятельности, наивностью, внушаемостью,

    склонностью к подражательности, необщительностью, невротическими

    симптомами. Нарушения у детей становятся наиболее явными с начала обучения

    в школе.

    При слепоте, наряду с задержкой психического развития, обнаруживаются

    и нарушения двигательной активности, связанной с дефектом зрения. У таких

    детей и взрослых наблюдается замедленность движений, двигательная

    заторможенность, повторение однообразных движений.

    Мышление характеризуется обстоятельностью, склонностью к излишней

    детализации, вязкостью. Все психические процессы тугоподвижны (инертны) и

    легко истощаются.

    Для слепых характерны невротические симптомы, патологическое

    фантазирование, стремление к одиночеству, повышенная забота о своем

    здоровье и идеи отношения (убежденность, что окружающие плохо к ним

    относятся). Это называется депривационным синдромом слепых.

    РАССТРОЙСТВА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ.

    Расстройства психологического развития имеют общие черты: начало

    обязательно в младенческом или детском возрасте, нарушение или задержка

    развития функций, связанных с созреванием центральной нервной системы,

    устойчивость проявлений. Причина этих расстройств неизвестна.

    В большинстве случаев страдает речь, зрительно-пространственные

    навыки и двигательная координация. Эти нарушения могут прогрессивно

    уменьшаться по мере взросления ребенка, но некоторая недостаточность часто

    сохраняется и в зрелом возрасте.

    Расстройства развития речи.

    Сюда относятся расстройства, при которых нормальный характер

    приобретения языковых навыков страдает уже на ранних стадиях развития.

    Расстройства развития речи часто сопровождается смежными проблемами,

    такими, как трудности при чтении, правописании и произношении слов,

    нарушения межличностных отношений, эмоциональные и поведенческие

    нарушения.

    Выделяются 3 категории расстройств:

    1. Неспособность обучиться речи.

    2. Вторичная, приобретенная в результате травмы или неврологического

    заболевания неспособность обучиться речи.

    3. Задержка в овладении речью (задержка развития речи).

    Наиболее частый вид расстройств языковой сферы – расстройство

    развития речи. Оно подразделяется на расстройство экспрессивной речи и

    расстройство рецептивной речи.

    Расстройство экспрессивной речи.

    Это специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором

    способность ребенка использовать разговорный язык находится на значительно

    более низком уровне, чем соответствующий его возрасту, но при котором

    понимание речи других людей не выходит за пределы нормы. При этом возможны

    расстройства артикуляции, но они наблюдаются не всегда.

    Расстройство экспрессивной речи – расстройство речевого выражения –

    начинает проявляться примерно в возрасте полутора лет, когда ребенок не

    произносит отдельные слова и даже звуки. Он не говорит даже таких простых

    слов, как «мама», «папа», «дай», «хочу», а для выражения своих желаний

    использует жесты, показывая пальцем на желаемый предмет.

    Фразовая речь появляется с большим запаздыванием, и тогда дефицит

    словарного запаса становится еще более явным. Чаще всего у таких детей

    нарушена артикуляция, они плохо произносят такие буквы, как «т», «р», «с»,

    «з», «в» и другие. Трудные для ребенка звуки либо пропускаются, либо

    заменяются другими.

    Расстройство речевого выражения может сопровождаться: колебаниями

    настроения, гиперактивностью, неустойчивостью внимания, непослушанием и

    нарушениями поведения сосанием пальца, ночным недержанием мочи.

    Это расстройство встречается у 3-10% детей школьного возраста, и у

    мальчиков в 2-3 раза чаще, чем у девочек.

    Из-за затруднений речевого выражения, общения и плохой успеваемости у

    таких детей может развиться комплекс неполноценности и депрессия.

    Некоторые из них стремятся избегать общения со сверстниками из опасения

    насмешек.

    Легкие расстройства речевого выражения в 50% случаев проходят

    самостоятельно, и лишь в тяжелых или не леченых случаях эти затруднения

    остаются и у взрослых.

    Расстройство рецептивной речи.

    Это специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором

    понимание ребенком языка находится на более низком уровне, чем следовало

    бы ожидать в его возрасте. При этом страдают все стороны использования

    языка и имеются нарушения артикуляции.

    Это расстройство встречается у 3-10% детей школьного возраста, и у

    мальчиков в 2-3 раза чаще, чем у девочек. Расстройство рецептивной речи

    средней степени обычно обнаруживается в возрасте 4 лет. Легкие формы

    расстройства могут выявляться до 7-9 лет, когда язык ребенка должен

    усложняться, а при тяжелых формах расстройство обнаруживается уже к 2

    годам. Дети с расстройством рецептивной речи с трудом и с большой

    задержкой понимают чужую речь, но остальная интеллектуальная деятельность,

    не связанная с речью, у них в пределах возрастных норм. В тех случаях,

    когда затруднение способности понимать чужую речь сочетается с

    неспособностью или затруднением собственного выражения, говорят о

    расстройстве рецептивно – экспрессивной речи.

    У детей с расстройством рецептивной речи наблюдаются следующие

    нарушения: они не могут перерабатывать зрительные символы в словесные

    (например, описать, что нарисовано на картинке), не могут распознавать

    основные свойства предметов (например, отличить легковую машину от

    грузовой, домашних животных от диких) и так далее.

    Прогноз при расстройстве рецептивной речи в целом хуже, чем при

    расстройстве речевого выражения, особенно в тяжелых случаях, но при

    своевременно начатом правильном лечении эффект хороший. В легких случаях

    прогноз благоприятный.

    Расстройство речевой артикуляции.

    Это расстройство, связанное с развитием, проявляется в том, что

    употребление ребенком речевых звуков находится на более низком уровне, чем

    это ожидается по его возрасту, но уровень языковых навыков ребенка

    нормален. Это довольно частое явление у детей младшего возраста. Его

    называют картавостью, шепелявостью, младенческой речью, лепетанием,

    дислалией, ленивой речью, неаккуратной речью. В большинстве случаев

    интеллект бывает не нарушен.

    В тяжелых случаях расстройство артикуляции обнаруживается в возрасте

    3 лет. В более легких случаях нарушение может быть не явным до 6 лет.

    Артикуляция у таких детей значительно отличается от артикуляции их

    ровесников. Особенно трудно даются детям такие звуки, как «в», «л», «р»,

    «ч», «ш», «ф», «ц», «б», «т», все или некоторые из них, иногда может

    нарушаться произношение только одного звука.

    Искажение - наиболее легкий вариант нарушения артикуляции. При

    искажении ребенок произносит примерно правильные звуки, но в целом

    произнесение неправильное, чтобы облегчить произнесение трудных звуков,

    между согласными ребенок может добавлять гласные, например «палыка» вместо

    «палка», «вязал» вместо «взял». При замещении трудные звуки заменяются на

    неправильные, например «лобота» вместо «работа», «холосый» вместо

    «хороший».

    Наиболее серьезным нарушением артикуляции являются пропуски трудных

    звуков и слогов, например «боно» вместо «больно», «гаовка» вместо

    «головка», «какотик» вместо «колокольчик». Пропуски чаще всего свойственны

    детям младшего возраста.

    Частота этого расстройства у детей до 8 лет составляет 10%, а у детей

    старше 8 лет – 5%. В большинстве легких случаев у детей до 8 лет

    происходит выздоровление без лечения. Но у детей старше 8 лет само по себе

    это расстройство обычно не проходит, и требуется квалифицированное

    лечение.

    Хотя это нарушение артикуляции имеет отношение к логопедии, но

    психиатрам нередко приходится встречаться с последствиями не леченного

    расстройства, особенно в подростковом возрасте, когда из-за сохранения

    дефекта речи возникают нарушения поведения и социальная дезадаптация.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.