МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психологические особенности работы следователя

    . на доказательствах, проверенных и основанных в установленном законом

    порядке;

    . на всестороннем полном и объективном рассмотрении материалов дела;

    . на рассмотрении каждого из доказательств отдельно и всех в совокупности;

    на таких доказательствах, которые позволяли бы сделать единственно

    возможный вывод из материалов дела.

    Для полного понимания мыслительного процесса при расследовании

    необходим механизм этого процесса, который основывается на теории

    мысленного моделирования.

    Информация, которой пользуется следователь в процессе доказывания,

    можно рассматривать как модель исследуемого события.

    В зависимости от формы отражения действительности различают

    материальные, или физические, и идеальные, или воображаемые модели.

    Всякая материальная модель, прежде чем воплотиться в

    действительность, обязательно проходит идеальную стадию в качестве замысла,

    плана или схемы будущего действия и его результатов.

    В процессе мышления следователь оперирует некоторым умственным

    материалом, который имеет двоякую психологическую природу. Это, во-первых,

    более или менее яркие образы, во-вторых, смысловое значение образов,

    выраженное в понятиях и суждениях. Характеристика мыслительного процесса

    будет неполной, если не упомянуть об еще одной важной особенности

    информационных моделей: существование их зачастую не осознается

    следователем. Модель как бы независима от его воли и продолжает действовать

    тогда, когда человек сосредоточен на другом и не размышляет о предмете

    данного исследования.

    Логические операции являются органической частью любой мыслительной

    деятельности. Одной из таких форм является гипотеза, как говорят

    криминалисты, версия, которая может рассматриваться как идеальная

    информационно-логическая модель.

    Особое значение в моделировании расследования имеет принятие

    тактических решений, под которыми мы понимаем нахождение следователем линии

    поведения в конкретной ситуации. Принятие тактического решения - сложный

    волевой акт, в котором синтезируются знания и опыт, умение четко определить

    цель деятельности и оценить ситуацию. Главными условиями принятия и

    выработки тактического решения являются:

    . наличие минимума информации;

    . определение цели деятельности;

    . наличие критериев оценки информации и всей ситуации.

    Основываясь на положение науки управления, можно моделировать

    процесс принятия решения по уголовному делу, например, решения о задержке

    подозреваемого: см. таблицу - "Модель принятия тактического решения".

    Мыслительная работа следователя находит наиболее обобщенное

    выражение в версиях и планах.

    Версия - это предположение о прошлых событиях, план - это

    предположение о событиях будущего. Первое - есть мысленное отражение

    возможных действий преступника и других обстоятельств, по поводу которых

    ведется расследование, второе - мысленное отражение собственных действий

    следователя, намеченные для выяснения этих обстоятельств и выполнения иных

    задач расследования.

    Планирование - это мысленный процесс, определяющий порядок,

    последовательность и ожидаемые результаты предстоящих действий.

    Известно несколько видов планирования следователем своей работы:

    . В зависимости от периода и сроков деятельности, охватываемой планом,

    различается перспективное и текущее планирование.

    . По степени детализации и конкретности различаются схематические и

    детальные планы.

    . По широте планирования различаются планирование отдельного следственного

    действия и планирование системы мероприятий.

    В психологии труда сложный процесс планирования рекомендуется строить

    по этапам, которые полезно освоить и следователю.

    Первый этап - ориентировочное планирование. На этой стадии

    предварительно осознаются, взвешиваются и оцениваются возможности решения

    задачи, достижения поставленной цели. Если достижимость цели и выполнимость

    необходимости действий установлена, наступает следующий этап -

    организационное планирование. Здесь уже обдумываются все условия и

    организационные формы предстоящей деятельности. После решения

    организационных вопросов переходят к планированию исполнения, то есть

    мысленному построению деятельности из составляющих ее компонентов: приемов,

    операций, действий. Эти компоненты согласуются с промежуточными действиями

    и целями, отбираются по возможным результатам, сопоставляются по признакам

    одновременности, последовательности, логической зависимости и иным

    характеристикам и, наконец, объединяются в единую систему будущего

    поведения.

    В дальнейшем происходит допланирование - постоянное дополнение и

    уточнение плана.

    Одной из обязательных сторон психической деятельности следователя

    является планирование самоконтроля.

    Под самоконтролем понимают сознательные процессы, которые состоят в

    том, что следователь, учитывая цель и намеченный план работы, следит за

    собственными действиями и их результатами, сопоставляет их с тем, что

    планировалось и предполагалось достигнуть, и на этой основе регулирует свою

    дальнейшую деятельность. Связь самоконтроля с регуляцией своих действий

    базируется на учете и самоучете выполняемой работы, устойчивом внимании и

    наблюдении за ее ходом, а также своевременной реакции на изменение

    ситуации, допущенные ошибки и нежелательные отклонения, систематической

    оценке результатов своих действий. При планировании самоконтроля необходимо

    предусматривать его непрерывность и вариативность.

    Наукой и практикой выработаны требования, которым должен

    удовлетворять план работы:

    1. Максимальная обоснованность плана, имеющегося в распоряжении

    следователя информацией относительно существенных компонентов будущего

    действия: условий предстоящей работы, участников, препятствий,

    способствующих факторов, ожидаемых событий.

    2. Реальность, выполнимость плана. Он должен исходить не из благих

    пожеланий, а из точного расчета и учета реальных возможностей.

    3. Индивидуальность плана, его пригодность для данной работы, для

    расследования определенного дела или группы дел.

    4. Гибкость и подвижность плана.

    5. Непрерывность плана.

    6. Последовательность, согласованность и взаимосвязь отдельных его частей

    по месту, времени, исполнителям, ожидаемым результатам и иным

    показателям.

    7. Эффективность, способность обеспечить решение тех задач, для которых он

    разрабатывается.

    2. Процесс формирования и подготовки работников

    следственного аппарата

    2.1. Инвариантная модель личности следователя на стадии предварительного

    следствия

    В результате, наши исследования позволили нам воссоздать модель

    личности следователя, которая представляет собой сложную иерархическую

    структуру, в которой все стороны профессиональной деятельности, а также

    личностные качества, навыки и умения представлены во взаимной связи и

    зависимости, что можно выразить Каждая из сторон профессиограммы отражает,

    во-первых, определенный цикл профессиональной деятельности, а во-вторых, в

    ней реализуются личностные качества, навыки, умения, а также знания,

    которые обеспечивают профессиональный успех на этом уровне деятельности:. .

    В основе профессиограммы лежит поисковая сторона деятельности, которая

    реализует стремление к раскрытию преступлений и заключается в собирании

    исходной информации для решения профессиональных задач.

    Особое значение поисковая сторона деятельности следователя имеет на

    первом этапе расследования. Сущность ее заключается в вычленении из

    окружающей среды криминалистически значимой информации (следы преступника,

    потерпевшего, оружия или орудий преступления и т.д.), которая дает

    возможность с достоверностью реконструировать событие преступления с такой

    степенью точности, как это требует закон.

    Велика роль личностных качеств: это задатки и способности следователя,

    далее имеют место криминалистические знания (учения о следах, способы

    совершения преступлений), профессиональный опыт (навыки вычленения опорных

    точек и построения контура события), жизненный опыт. Эффективность

    собирания доказательств в значительной степени зависит от знаний

    следователем информационных свойств различных материальных объектов, от его

    индивидуального запаса.

    Наблюдение как определенный вид человеческой деятельности связано с

    преднамеренным восприятием предметов и явлений внешнего мира.

    Криминалистическая наблюдательность при осмотре места происшествия -

    это планомерное, целенаправленное, продуманное восприятие обстановки. Такое

    восприятие в психологии называют наблюдением.

    Высокий уровень наблюдательности следователя обусловлен следующим:

    Таблица 1

    Инвариантная модель личности следователя

    |Психологическая |Содержательная характеристика |

    |характеристика | |

    |1. Реконструктивная |память, воображение, мышление, интуиция, |

    |деятельность |интеллектуальный уровень |

    |2.Поисково-познавательная |наблюдательность, любознательность, объем |

    |деятельность |внимания, внимание |

    |3. Коммуникативная |общительность, эмоциональность, |

    |деятельность |устойчивость, чуткость, выдержанность, |

    | |вежливость |

    |4. Организационная |самоорганизованность, воля, собранность, |

    |деятельность |целеустремленность, настойчивость |

    1) Установкой на восприятие информации, имеющей значение для

    раскрытия преступления и расследования дела: эта установка помогает

    преодолеть брезгливость (например, при осмотре разлагающегося трупа),

    усталость и апатию (при длительном, безрезультатном обыске и т.д.).

    2) Специфическим концентрированием внимания на тех именно

    объектах и их свойствах, которые могут дать необходимую информацию;

    обнаружения следов сопротивления на трупе потерпевшего, следов подделки при

    осмотре документов, констатация улик поведения при наблюдении за

    допрашиваемым и т.д.

    3)Длительным сохранением устойчивого внимания, обеспечивающего

    готовность всех систем следователя к восприятию в нужный момент необходимой

    исходной информацией (особенно при длительных обысках, осмотрах места

    происшествия и длительных допросах).

    Большинство следователей отводит видное место в своей работе

    поисковой деятельности. Поисковая деятельность реализует стремление

    следователя к раскрытию преступления. Представляется, что по И. П. Павлову

    в основе этой деятельности лежит ориентировочный рефлекс "Чувство

    следователя".

    Следующий уровень - коммуникативная сторона деятельности, в процессе

    которой исследователь должен получить необходимую для раскрытия

    преступления информацию от людей путем общения с ними.

    Коммуникативная деятельность - это умение понимать человека,

    чувствовать его, управлять его эмоциональной средой.

    Исследование структуры коммуникативной стороны деятельности, познание

    психологических закономерностей общения в особых условиях уголовно-

    процессуального резюмирования дает возможность разработать рекомендации,

    направленные на повышение эффективности труда следователя на этом уровне.

    Есть большая группа профессией "человек - человек" , к которой

    относится и профессия следователя. Коммуникативный аспект деятельности

    является одним из доминирующих. Следователь должен иметь незаурядные

    способности собеседника, который ведет беседу в особо трудных условиях.

    Характеризуя коммуникативные способности следователя, можно выделить

    следующие элементы:

    . умение быстро организовывать контакт с собеседником. он начинается с

    освобождения от внутреннего "зажима" с умением в течение всего времени

    разговора смотреть в глаза человека и, далее, умения найти индивидуальный

    подход с учетом особенностей личности допрашиваемого;

    . волевую форму: всегда быть в форме, то есть целевое управление своим

    поведением. Волевое превосходство - одно из самых главных в

    коммуникативной деятельности.

    Коммуникативная деятельность не помогает преодолеть конфликт.

    Допрос является в первую очередь организацией следователем того

    психологического состояния опрашиваемого, которое реализуется в изложении и

    наиболее правильной и полной информации о событии преступления и личности

    преступника.

    Успешное взаимодействие двух систем - следователя и допрашиваемого,

    зависит от психологического контакта.

    Глубина контакта обычно связана с тем, на каком уровне он

    осуществляется. Опытные следователи интуитивно и осознанно меняют различные

    параметры беседы. Применяются те или иные тактические приемы в зависимости

    от индивидуальных особенностей личности допрашиваемого.

    Одна из важнейших проблем психологии допроса - проблема

    регулирования тех отношений, которые в ходе допроса возникают между

    допрашиваемым и допрашивающим и, в определенной мере, влияют на разрешение

    последним целей допроса. Правильное решение этой проблемы зависит от уровня

    знаний, профессионального опыта и навыков следователя. Это - социально-

    психологические закономерности ролевого положения следователя

    (допрашивающего) и допрашиваемого в возникающих в результате этого

    отношениях.

    Допрос - это борьба за истину. Силу в этой борьбе следователю дают

    различные научные знания, и одно из первых мест среди них занимает

    психология.

    Если допрашиваемый относит себя к одной социальной категории "мы", а

    в следователе видит представителя другой группировки "они", то это не

    способствует созданию необходимого психологического контакта. Отношение к

    следователю как к "чужому" не способствует появлению у допрашиваемого

    желания сообщить этому "чужому" всю известную ему информацию о

    преступлении, тем более, что речь может идти о весьма интимных вопросах.

    Особенно остро этот вопрос встает при допросе обвиняемого.

    Способов, с помощью которых может быть достигнут психологический

    контакт подобного рода, много. Делая попытку достигнуть контакта с

    допрашиваемым путем создания общности "мы", следователь должен отыскивать в

    этом человеке положительные стороны, характеризующие его личность. При всем

    этом он должен иметь ввиду индивидуальные особенности допрашиваемого, а

    также все материалы дела, с учетом которых в ходе допроса получается

    необходимая информация.

    Выбор правильной тактики допрашивающего во многом зависит от

    определения специального типа допрашиваемого.

    В основе рекомендаций по тактике допроса должен быть психологический

    анализ структуры личности допрашиваемого. Знания судебной психологии

    позволят следователю видеть не абстрактного свидетеля или обвиняемого,

    наделенного правилами и обязанностями, а живого человека, понимать все

    движения его психики.

    Таким образом, во-первых, допрос на предварительном следствии - это

    целый комплекс раздражителей. Методы и приемы допроса не только не должны

    противоречить нормам уголовного процесса, но должны давать максимальный

    эффект в плане получения наиболее правдивых показаний способом, наиболее

    удобным для конкретного допрашиваемого. Во-вторых, от темперамента

    допрашиваемого должны зависеть темп допроса (быстрота) и его напряженность

    (сила), а от специального типа допрашиваемого - характер доказательств, на

    которые следует обращать особое внимание, и порядок их предъявления.

    Следователь должен уметь организовать свое психическое состояние.

    Хороший следователь обладает навыками управления своей волей и

    эмоциональной сферой, и в рамках закона эмоциями допрашиваемого.

    Вся полученная в результате поисковой и коммуникативной деятельности

    информация следователя в процессе удостоверительной деятельности

    преобразуется в специально предусмотренные законом формы: протоколы,

    постановления и т.д.

    Для этого следователь должен хорошо владеть письменной речью, иметь

    навыки быстрого перевода устной речи в письменную.

    Сущность удостоверительной деятельности заключается в переводе

    добытой следователем информации в новую, преимущественно письменную.

    Протокол должен удовлетворять следующим требованиям:

    1. Язык его должен удовлетворять нескольким критериям: грамматическому,

    стилистическому и юридическому. Он должен быть точным, достаточно точно

    понятым для тех, кто будет читать протокол.

    2. В протоколе следует сохранять лексические особенности речи

    допрашиваемого.

    3. Протокол должен полностью соответствовать требованиям процессуального

    закона по внешнему оформлению и по самому его содержанию.

    4. Протокол (если это рукопись) должен быть написан разборчивым почерком.

    В настоящее время в следствии активно применяются средства фиксации

    показаний: машинопись, магнитофонная запись, в иных случаях стенография.

    От качества протокола зависит дальнейшее использование тех

    фактических данных (доказательств), которые в нем изложены, их

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.