Психологические особенности общения в процессе использования Интернет
Интернет-аддикцию нередко полагают прямым следствием высокой степени
анонимности в ходе работы в Интернете. В наиболее расширительном понимании
к проявлениям зависимости от Интернета. относят не только зависимость от
социальных применений Сети, т.е. опосредствованного общения, но и
привязанность к азартным играм в Интернете, электронным покупкам и
аукционам; страсть к навигации по WWW; пристрастие к сексуальным
применениям Интернета (Янг, 2000). Интернет-аддикция почти единогласно
признается негативным направлением трансформации личности. Едва ли эта
односторонняя точка зрения безусловно справедлива: как отмечалось, о
психологической зависимости можно в данном случае говорить лишь условно.
Более сбалансированная точка зрения представлена в помещенных в данном
сборнике статьях А.Е.Войскунского и К.Мюррея. В монографии К.Сурратт
утверждается, что в большинстве случаев общение посредством Интернета
представляет собой просто-напросто обычное человеческое общение с
поддержкой на уровне высоких технологий, и говорить о зависимости от
Интернета было бы равнозначно утверждению, что люди зависят от общения
между собой, последнее утверждение совершенно справедливо и не может
считаться патологией (Surratt, 1999).
Но среди возможных последствий виртуального общения возможны и позитивные
изменения. В литературе описан случай преодоления юношей собственных
комплексов после успеха в интерактивной игре, где его назначили командующим
виртуальным войском. К позитивным аспектам личностного развития при общении
посредством Интернета могут быть отнесены перспективы преодоления
коммуникативного дефицита и расширения круга общения, повышения
информированности в обсуждаемых вопросах, защищенности от наиболее грубых
манипулятивных действий, своего рода сгущения. и компактности
коммуникативного хронотопа (т.е. единства пространства/времени) при общении
в реальном времени, обмена ситуативными эмоциональными состояниями и
настроениями (Арестова и др., 1996).
Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. в работе «Интернет:
воздействие на личность» отмечают наличие положительного влияния игр MUD
(Multi-User Dimension/Dungeon - Многопользовательское
измерение/подземелье). Так во время игры в MUD также появляется
возможность личностного варьирования и переноса личностных свойств. В
результате исследования выяснилось, что опытные игроки отличаются от
неопытных более дифференцированными представлениями о себе, а локус их
субъективного контроля сдвинут в интернальную область: это означает, в
частности, что они готовы нести ответственность за предпринимаемые
действия. Одна из функций компьютерных игр состоит в том, что они выступают
в роли психокоррекционных методик, в качестве своеобразного
психологического тренинга или возможности эмоциональной разрядки.
Вопросы, затрагиваемые исследователями «киберпсихологии», требуют
проведения дальнейших исследований и выявления закономерностей
опосредованного общения и влияния такого взаимодействия на внутренний
мир личности.
Глава 2. Экспериментальная часть.
Раздел 2.1.Методика проведения исследования
Испытуемые: возраст 20-25 лет, студенты РГСУ и МАИ.
В возрастной психологии возраст от 20 до 25 лет - это период ранней
зрелости. Э.Эриксон характеризует данный возрастной отрезок следующим
образом: при нормальном ходе развития в предыдущих периодах эго-
идентичность уже сформирована и человек начинает ориентироваться на
получение профессии, что дает толчок к новым межличностным отношениям.
Человек к возрасту 20 лет готов к интимным отношениям, готов «слить свою
идентичность с идентичностью другого человека без опасения потерять нечто
в себе». К интимным Эриксон относит не только сексуальные отношения, но
и эмпатию, открытость, способность к доверию.
В исследовании участвовали 52 женщины и 26 мужчин (66,7% и 33,3% от
общего числа испытуемых соответственно).
По данным анкеты все испытуемые были разбиты на две группы:
. Группа людей, общающихся с помощью Интернет (экспериментальная группа)-
48 человек
. Группа людей, пользующихся Интернет, но не общающихся с его помощью
(контрольная группа)-30 человек
В группе людей, общающихся с помощью Интернет, были выделены три
подгруппы по стажу виртуального общения:
№1 От 0 мес. до 1 года.
№2 от 1 года 1 мес. до 3 лет
№3 свыше 3 лет 1 мес.
Материалы и оборудование: бланки методик, текстовый редактор Word,
Microsoft Excel, статистический пакет Statgraphics
Процедура:
Для проведения данного исследования использовались следующие методики:
а) Методика СУМО (саморегуляция и успешность межличностного общения)
Кунициной В.Н.
Данная методика содержит 102 вопроса и направлена на определение уровня
развития следующих свойств личности:
1) Личностные свойства, способствующие контакту:
- эмпатия, способность к сопереживанию
- самоуважение, адекватность самооценки
- самокритичность,
- доверие к людям
1) Личностные свойства, затрудняющие контакт:
- отчужденность, слабость социальных связей
- аутистичность
- агрессия, возбудимость
- интроверсия, замкнутость
- конфликтность
- застенчивость
3) Личностные характеристики и состояния, отражающие ситуации возрастного
или личностного кризиса:
- некоммуникативность, наличие нерешенных личных проблем
- невротизация, напряженность, тревога
- чувство одиночества
- фрустрированность
- удовлетворенность общением в близком кругу (низкие значения)
4) Личностные свойства, определяющие характер общения
- навыки, умения общения
- экспрессия, владение мимикой и жестами
- саморегуляция, владение своим состоянием
- манипулятивный стиль общения
- партнерский стиль общения, умение слушать
- авторитарный стиль общения, склонность к принуждению
- раскрытие, открытость в беседе
- легкость, свобода общения
- сензитивность, чувствительность
- степень влияния, воздействия на других
Автор выделяет три возможных уровня развития вышеперечисленных свойств:
- низкий (0-4 балла)
- средний (5-8 баллов)
- высокий (9-12 баллов)
После измерения уровня развития подсчитываются следующие обобщенные
индексы: индекс суммарной легкости общения, индекс контактности, индекс
коммуникативной совместимости, индекс адаптивности и интегральный индекс
успешности общения. Интерпретация числовых показателей следующая:
- 0-1-область низких значений
- 1-1,8-область средних значений
- 1,8-2,2 (максимум до 2,8)-область высоких значений
- больше 2,8-приукрашивание и самообман в целях психологической защиты
б) Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и
Р. Даймонда
Данная методика содержит 101 утверждение, каждое из которых оценивается от
0 (это ко мне совершенно не относится) до 6 (это точно про меня). Она
измеряет выраженность следующих качеств: адаптивность, самоприятие,
принятие других, эмоциональная комфортность, интернальность, стремление к
доминированию, эскапизм. Степень выраженности качества определяется
соотношением двух противоположных составляющих шкалы (так для шкалы
“адаптивность” это адаптивность и дезадаптивность, для шкалы “самоприятие”-
приятие себя и неприятие себя и т.д.). Интерпретация результатов
производится следующим образом: числовое значение каждой составляющая шкалы
сравниваетя с областью неопределенных значений (для каждой шкалы она имеет
свои границы). Результаты ниже зоны неопределенности интерпретируются как
черезвычайно низкие, а выше – как высокие.
В дополнение к вышеперчисленным методикам была составлена следующая анкета:
1. Общаетесь ли Вы с помощью сети Интернет?
. Да
. Нет
2. Как Вы можете охарактеризовать процесс общения в Интернете
. Общаюсь только по работе (с заказчиком, начальником, клиентом и пр.)
. Общаюсь ради самого общения, знакомлюсь, переписываюсь с друзьями и пр.
. Общаюсь как по работе, так и из-за личного интереса
. Иное______________________________________
3. Укажите Ваш примерный стаж общения с помощью Интернета? (в годах, но,
если это возможно, то в месяцах)__________________________________
4. Согласны ли Вы со следующим утверждением: «В моей жизни был период,
когда я общался(общалась) с помощью Интернета достаточно интенсивно, но
сейчас я стал(стала) общаться таким образом намного реже»
. Да
. Нет
5. Как часто Вы пользуетесь Интернетом для общения?
. общаюсь каждый день или почти каждый день
. 1-2 раза в неделю
. от 1 до 3 раз в месяц
. очень редко, раз в несколько месяцев и даже реже
6. Каким из перечисленных ниже средств общения вы пользуетесь чаще всего?
. Электронная почта
. Чат
. Форум
. Ролевые игры (MUD’s)
. ICQ
. Иное_______________________
7. Ваш пол__________________
8. Возраст___________________
9. Образование___________________________________________
10. Род занятий (с указанием специальности)
. Учеба
. Работа
. Иное_______________________________________
Исследование проводилось исключительно офф-лайн, без использования
ресурсов Интернет, т.к. ситуация заполнения опросника влияет на результаты,
что описано в работе В. Фрихте и Т. Келера “Конструирование “Я” в
виртуальном общении”
Результаты исследования:
Обобщенные данные для экспериментальной группы, полученные из анкеты
приведены в таблице 1.
Таблица 1. Обобщенные анкетные данные.
|№ |Форма общения |Частота общения |Характер общения |
|груп| | | |
|пы | | | |
|Легкость общения |0,1547 |0,2890 |
|Саморегуляция |0,0302 |0,8362 |
|Навыки общения |0,2283 |0,1176 |
|Экспрессия |0,335 |0,0217 |
|Влияние на других |0,1441 |0,3233 |
|Раскрытие |0,1239 |0,3955 |
|Эмпатия |0,0991 |0,4969 |
|Самоуважение |0,0761 |0,6021 |
|Самокритичность |-0,0710 |0,6266 |
|Агрессия |0,1553 |0,2870 |
|Некоммуникативность |-0,1328 |0,3627 |
|Отчужденность |-0,2181 |0,1349 |
|Аутистичность |-0,1924 |0,1871 |
|Застенчивость |-0,1074 |0,4617 |
|Интроверсия |-0,0266 |0,8554 |
|Манипулятивный стиль |-0,0317 |0,8278 |
|Партнерский стиль |-0,0209 |0,8859 |
|Авторитарный стиль |0,071 |0,6265 |
|Удовлетворенность |0,1192 |0,4137 |
|Невротизация |-0,0993 |0.4962 |
|Одиночество |-0,019 |0,9896 |
|Сензитивность |-0,1316 |0,3669 |
|Доверие |0,1459 |0,3171 |
|Фрустрированность |0,0813 |0,5775 |
|Конфликтность |0,0669 |0,6463 |
|Адаптивность |0,1398 |0,3379 |
|Самоприятие |-0,0801 |0,5828 |
|Принятие других |0,1066 |0,4647 |
|Эмоциональный комфорт |0,1701 |0,2434 |
|Интернальность |0,0983 |0,5004 |
|Доминантность |0,0694 |0,634 |
|Эскапизм |-0,1912 |0,1898 |
Значимой считается величина больше 0,3 по модулю. Данному критерию
отвечает лишь значение коэффициента корреляции между стажем общения в
Интернет и показателями шкалы экспрессии. Но это очень слабая связь.
Низкие значения коэффициента корреляции свидетельствуют об отсутствии
прямой связи между параметрами. Но говорить о полном отсутствии влияния
продолжительности общения в Интернет на коммуникативную сферу личности
можно только после сравнения экспериментальной и контрольной групп и
подгрупп по каждому параметру. Для этого я использовала ?-критерий Фишера.
, где ?1 – величина, соответствующая большей
процентной доле.
?2 - величина, соответствующая меньшей
процентной доле
n1 - количество наблюдений в выборке 1
n2 – количество наблюдений в выборке 2
При ?2,28 различия между признаками существуют и на уровне ?=0,01.
Результаты приведены в таблице 2.
Таблица 2. Значения ?-критерия Фишера*
| |Полученные значения ?-критерия Фишера |
| | |
|Наименование | |
|шкалы | |
| |Экспериментальн|Группы: 1 и 2 |Группы: 2 и 3 |Группы: 1 и 3 |
| |ая и | | | |
| |контрольная | | | |
| |группы | | | |
|Область верх. знач. |Обл. низ. знач. |Область верх. знач. |Обл. низ. знач
|Область верх. знач. |Обл. низ. знач |Область верх. знач. |Обл. низ. знач |
|Легкость общения |0,14 |0,94 |1,4 |0,81 |0,17 |2,08 |1,02 |1,29 |
|Саморегуляция |0,6 |0,59 |0,85 |0,36 |0,09 |1,69 |0,63 |1,29 | |Навыки
общения |1,95 |0,61 |1,58 |2,34 |0,14 |2,09 |1,21 |0 | |Экспрессия |0,07
|2,51 |0,7 |0,81 |0,95 |2,09 |1,49 |1,29 | |Влияние |0,77 |0,86 |0,17 |0,16
|0,45 |0,44 |0,28 |0,28 | |Раскрытие |0,16 |0,43 |2,69 |0,85 |3,48 |0,62
|1,01 |0,14 | |Эмпатия |1,31 |1,5 |0,02 |0,55 |1,06 |0,94 |1,01 |0,42 |
|Самоуважение |0,24 |0,997 |1,22 |0,86 |1,39 |0,06 |0,28 |0,78 |
|Самокритичность |0,24 |1,52 |0,02 |0,25 |0,06 |1,39 |0,04 |1,11 |
|Агрессия |1,09 |0,17 |0,54 |0,51 |0,53 |0,37 |0,96 |0,78 | |Некоммуникатив-
ность |2,51 |1,001 |0,85 |1,3 |0,46 |0,87 |0,28 |0,28 | |Отчужденность
|0,48 |1,58 |1,33 |1,88 |0,46 |0,87 |1,56 |2,42 | |Аутистичность |0 |1,3 |0
|1,65 |0 |0,22 |0 |1,2 | |Застенчивость |0,86 |0,36 |0,54 |1,1 |2,43 |0,4
|1,84 |0,55 | |Интроверсия |0,21 |0,94 |0,2 |0,9 |1,19 |0,37 |1,29 |0,41 |
|Манипулят. стиль |0,86 |0,86 |1,82 |0,08 |0,46 |1,09 |1,11 |1,11 |
|Партнерский стиль |0,597 |2,81 |0,37 |0,29 |0,37 |0,04 |0,04 |0,28 |
|Авторитарный стиль |0,24 |0,81 |0,29 |0,73 |2,297 |0,88 |1,93 |0,22 |
|Удовлетворен-ность |1,18 |0,6 |0,698 |0,54 |0,45 |0,78 |1,01 |0,28 |
|Невротизация |0,32 |0,22 |0 |0,95 |1,65 |0,95 |1,56 |0,09 | |Одиночество
|0,61 |0,5 |0,196 |0,43 |0,46 |0,14 |0,27 |0,23 | |Сензитивность |2,82
|1,41 |1,37 |0,91 |0,46 |0,37 |0,72 |0,42 | |Доверие |0,86 |0,26 |0,8 |0,36
|0,62 |0,04 |0,09 |0,27 | |Фрустрирован-ность |0,61 |0,07 |1,89 |0,91 |0,04
|2,71 |1,56 |1,798 | |Конфликтность |0,41 |1,09 |0,81 |0,55 |1,27 |0,94
|0,52 |0,42 | |Сумм. легкость |0,38 |1,77 |1,3 |1,89 |1,21 |1,69 |0,016 |0
| |Индекс контактности |0,31 |1,6 |2,12 |0,89 |0,14 |0,37 |1,93 |0,4 |
|Индекс комм. совместимости |1,15 |2,04 |1,72 |0,89 |1,99 |0,74 |0,42 |1,46
| |Индекс адаптивности |0,8 |2,05 |1,43 |0,02 |0,61 |0,78 |0,63 |0,72 |
|Общая успешность |1,097 |2,29 |2,77 |0,89 |0,88 |0,37 |1,51 |0,4 |
|Адаптивность |0,68 |0 |1,78 |0 |1,16 |0 |0,42 |0 | |Самоприятие |0,17 |0
|0,02 |0 |1,55 |0 |1,49 |0 | |Принятие других |0,56 |0 |2,39 |0 |2,04 |0
|0,09 |0 | |Эмоц. Комфорт |1,11 |0 |1,58 |0 |1,12 |0 |0,28 |0 |
|Интернальность |0,44 |0 |1,33 |0 |1,43 |0 |0,23 |0 | |Доминирование |2,45
|1 |2,12 |1,33 |1,47 |1,19 |0,4 |0 | |Эскапизм |1,77 |0,88 |0,196 |0,25
|1,19 |0,67 |1,29 |0,42 | |*Различия для уровня значимости ?=0,05 помечены
желтым маркером, а для ?=0,01 – голубым.
Здесь приведен график распределения средних значений по шкалам методики
СУМО. Он показывает, насколько малы расхождения между экспериментальной и
контрольной группами.
Обсуждение результатов
Анализ таблицы 1 позволяет сделать следующие заключения:
- с увеличением опыта общения в сети приоритет смещается в сторону
каждодневного посещения Интернет.
- предпочтение отдается моно- и диалогичным формам общения (электронная
почта и ICQ).
- С приобретением опыта люди начинают использовать Интернет не только для
развлечения или общения сдрузьями, но и в деловых целях.
Отсутствие значимых коэффициентов корреляции говорит о том, что между
стажем и коммуникативными свойствами личности нет зависимости. Единственный
параметр, на котором может отразиться длительность общения в Интернет, это
экспрессия. Следовательно, для людей с большим опытом общения в Интернет
вероятность снижения невербальной активности больше, чем у новичков.
Из данных таблицы 2 можно сделать следующие заключения:
1) Среди испытуемых с опытом Интернет-общения от 1 до 3 лет чаще, чем в
группе испытуемых с опытом виртуального общения свыше 3 лет, встречаются
люди с низкими показателями по шкале «Легкость в общении»
2) В подгруппе №2 больше процент людей с пониженной саморегуляцией.
3) Среди тех, кто не общается с помощью Интернет, чаще можно встретить
людей с хорошо развитыми навыками общения.
4) В контрольной группе совсем нет людей с низкими показателями по шкале
«экспрессия», а потому различия между контрольной и экспериментальной
группами оцениваются как значимые. Больше всего испытуемых с неяркой
экспрессией в подгруппе №2 (стаж общения от 1 до 3 лет)
5) Можно отметить достаточные различия между экспериментальной и
контрольной группами по шкале некоммуникабельности. В экспериментальной
группе некоммуникабельных людей несколько больше.
6) В подгруппе №2 экспериментальной группы нет ни одного человека с высоким
показателем по шкале «Раскрытие в беседе», что особенно контрастирует с
подгруппой №3. О некоторой скрытности испытуемых второй подгруппы говорит
еще и самое большое количество неправдоподобно высоких общих индексов по
методике СУМО.
7) От первой к третьей, самой «опытной» подгруппе, повышается процент людей
с низкой отчужденностью. Следовательно, чем опытнее человек в плане
виртуального общения, тем больше он стремится к контактам.
8) Больше всего людей с низкими показателями по шкале «Аутистичность» в
подгруппе №2, особенно это заметно при сравнении с менее опытными
пользователями. Что говорит о том, что с опытом виртуального общения
несколько снижается акцент на свой внутренний мир, повышается интерес к
другим людям.
9) Среди испытуемых с большим опытом общения не встречается застенчивых
людей. Больше же всего застенчивых в подгруппе №2, что соотносится с
заниженным уровнем раскрытия .
10) С увеличением опыта виртуального общения понижается встречаемость
манипулятивного стиля общения.
11) Еще одно достаточно существенное различие между экспериментальной и
контрольной группой состоит в количестве низких значений по шкале
«Партнерский стиль общения»
12) Процент высоких показателей по шкале «авторитарный стиль общения»
растет с увеличением стажа виртуального общения. В подгруппе № 3 этот
стиль общения преобладает.
13) Испытуемые из подгруппы №2 меньше всех подвержены фрустрации.
14) Среди тех, кто не общается в Интернет, нет очень чувствительных людей.
Примерно 10% экспериментальной группы имеют высокие показатели по этой
шкале.
15) Испытуемые из подгруппы №2 в значительно большей мере принимают других
такими, какие они есть.
16) Испытуемые, общающиеся в Интернет, гораздо больше стремятся к
доминированию, что особенно проявляется во второй подгруппе.
Вывод
Гипотеза о наличии критического стажа общения, негативно влияющего на
общение, не подтвердилась в виду отсутствия корреляции между стажем и
качествами, определяющими успешность общения.
Малая степень различия между экспериментальной и контрольной группами
говорят об отсутствии негативного влияния Интернет-общения на способность
успешного осуществления реального общения.
Каждой группе и подгруппе присуще качественное своеобразие, заметное лишь
при их сопоставлении друг с другом. Так люди, общающиеся по Интернет,
больше стремятся к доминированию и отличаются более высокой
чувствительностью, но при этом у них чаще встречаются высокие показатели по
некоммуникативности, низкие показатели по партнерскому стилю общения и
экспрессии. Испытуемые со стажем общения до 1 года демонстрируют высокие
показатели по шкале «манипулятивный стиль общения», но при этом у них в
отличие от двух других подгрупп нет низких показателей по шкале «навыки
общения». Наиболее интересна подгруппа №2. У людей из этой подгруппы самое
сильное стремление к доминированию, хотя среди них много застенчивых людей.
Они меньше других склонны к раскрытию и экспрессивному поведению, но
одновременно с этим отличаются более низкими показателями по шкале
«аутистичность». Третья подгруппа характеризуется преобладанием
авторитарного стиля общения, отсутствием застенчивых людей, самым низким
уровнем отчужденности и высокой степенью раскрытия. Стоит отметить, что в
этой группе наиболее частый ответ на вопрос о частоте посещения Интернет –
«каждый день или почти каждый день».
Заключение
В ходе данного исследования было установлено отсутствие влияния стажа
общения в Интернет на развитие коммуникативных характеристик. Само по себе
виртуальное общение существенно не влияет на осуществление общения в
реальности и его успешность. Это позволяет сделать заключение о
несоответствии реальности созданного СМИ образа пользователя Интернет.
Также преувеличивается опасность Интернет-зависимости, что следует из
анализа группы с наибольшим стажем общения. Более подробного изучения
требует предположение о компенсаторном характере общения в Интернет о
удовлетворении ситуативного ощущения одиночества посредством виртуального
общения.
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды:в 2 т.-М.,1980.-552 с
2. Андреева Г.М. Социальная психология:учебник для высших учебных
заведений/Г.М. Андреева.-5-е издание, исправленное и дополненное.-
М.:Аспект Пресс,2002.-364 с.
3. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия
информатизации // Психологический журнал, № 1,1998.
4. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М., 1995.
5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в
игры/Перевод с английского. М.:Прогресс,1988.-322 с.
6. Бодалев А.А. Психология общения: Избранные психологические труды.-2-е
издание.-М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО
“МОДЭК”,2002.-256 с.
7. Бодалев А.А. Личность и общение.-М.,1983.-379 с.
8. Введение в психологию/Под общей редакцией профессора А.В. Петровского.-
М.:Издательский центр “Академия”,1996.-496 с.
9. В глаза мне посмотри // Игромания № 8, 2001.
10. Виртуальный человек // Известия от 25.08.2001
11. Войскунский А.Е. Групповая игровая деятельность в Интернете.
Психологический журнал, 1999, т.20, №1, с. 126-132
12. Горянина В.А. Психология общения: учебное пособие для студентов высших
учебных заведений.-М.:Издательский центр “Академия”,2002.-416с.
13. Доронина О.В. Страх перед компьютером: природа, профилактика,
преодоление// Вопросы психологии , 1993, № 1.
14. Дубровский Е.Н., Соколова И.В. Основы социальной информатики. М.,
МГСУ, 1997
15. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов.-М.: Московский
психолого-социальный институт: Флинта, 2002.-336 с.
16. Жертвы Всемирной паутины // Новые Известия от 06.03.2001.
17. Жичкина А.Е. Особенности социальной перцепции в Интернете // Мир
психологии, № 3, 1999.
18. Жичкина А.Е. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете
пользователей юношеского возраста. Автореферат диссертации на
соискание ученой степени кандидата психологических наук. МГУ, 2000.
19. Зараковский Г.М., Смолян Г.Л. и др. Информационно-психологическая
безопасность. М., 1997.
20. Интернет за партой // Известия от 31.08.2001.
21. Корсунцев И.Г. Субьект и виртуальная реальность.-М.,1998.-258 с.
22. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. "Межличностное общение",
"Питер", С-Пб, 2001;
23. Майерс Д. Социальная психология.: 6-е издание, переработанное и
дополненное.-Спб.: Издательство “Питер”,2002.-752 с.
24. Моисеенков И. Оно // Компьютерра, № 43, 1996.
25. Мясищев В.Н. Психология отношений.-М.-Воронеж, 1995.-361 с.
26. Напасть // Советская Россия, № 86, 26 июля 2001.
27. Носов Н.А. Виртуальная психология.-М.:”Аграф”,2000.-432 с.
28. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии.-
Спб.:Издательство “Питер”,2000.-528 с.
29. Последний старт на равных //Ведомости от 10.03.2000.
30. Психологические тесты / Составит. Ахмеджанов Э.Р. М., 1997.
31. Практическая психодиагностика / Под ред. Райгородского Д.Я. Самара,
1998.
32. Пространство, населенное Другими // Интернет. 1999. № 16 (июнь-
август).
33. Самопрезентация в виртуальной коммуникации - особенности идентичности
подростков-пользователей Интернета // Образование и
информационная культура: Социологические аспекты. Труды по социологии
образования. Том 5. Выпуск /под редакцией В.С.Собкина. М.: Центр
социологии образования РАО, 2000.
34. Станкин М.И. Психология общения: курс лекций.-М.:Институт практической
психологии, 1996.-296 с.
35. Урбах В.Ю. Биометрические методы. Статистическая обработка опытных
данных в биологии, сельском хозяйстве и медицине. М.: Наука, 1964.
36. Форман П., Вильсон П. Использование виртуальной реальности в
психологических исследованиях // Психологический журнал, №2,1996.
37. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.-Спб.: Питер, 2001.-608 с.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
38. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Региональная специфика
сообщества российских пользователей Интернет
http://www.relam.ru:8082/conf/conr97/10.html.
39. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н,, Войскунский А.Е Мотивация пользователей
Интернета. http://www.relarn.ru:8082/human/motivation.txt
40. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Социальная и
демографическая динамика сообщества пользователей компьютерных сетей
http://www.relarn.ru:8082/human/dynamics.txt
41. Арестова О.Н., Войскунский А.Е. Исследование половых различий при
работе с Интернетом на примере российских пользователей
http://www.relam.ru:8082/human/woman.txt
42. Белинская Е.П. К обоснованию социокультурного подхода в исследованиях
виртуальной реальности http://www.isn.ru/info/seminar-doc/soc(l).doc
43 .Белинская А.Е., Жичкина А.Е. Стратегии самопрезентации в Интернет и
их связь с реальной идентичностью
http://flogiston.df.ru/projects/articles/strategy.shtml
44. Белинская Е.П., Жичкина А.Е. Пространство, населенное Другими
http://inter.net.ru/! 6/28.html
45. Бурова В.А. Социально-психологические аспекты Интернет-зависимости,
http://user.lvs.ru/vita/doclad.htm
46. Васюков И. Общение - золото и главное полезное ископаемое Интернет,
http://flogiston.df.ru/projects/articles
47. Васюков И. Село Компьютеррово и его обитатели (Законы жизни
компьютерной и Интернет-культуры), http://flogiston.df.ru/projects/articles
48. Гуманитарные исследования в Интернете
http://www.relarn.ru:8082/human/
49. Жичкина А.Е. Особенности формирования образа себя и образа другого в
Интернет-коммуникации. http://www.isn.ru/info/seminar-doc/socpsy-avc95.doc
50. Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете
http://flogiston.df.ru/projects/articles/refmf.shtml
51. Жичкина А.Е., Ефимов К.Ю. Результаты исследования поведения в
Интернете. http://flogiston.df.ru/projects/articles/oprosrezults.shtml
52. Избавление от Интернет-зависимости
http://617.forumcity.ru/arch.cgi?read=184
53. Интернет-зависимость приравнена наркомании и алкоголизму. Часть 1
www.membrana.ru/articles/internet/2002/03/27/145900.html.
54. Интернет-зависимость приравнена наркомании и алкоголизму. Часть 2
www.membrana.ru/articles/internet/2002/04/05/222200.html.
55. Краткий обзор глобальной Сети Интернет
http://freenet.bishkek.su/training.room/internet_k.html
56. Лейбов Р. Язык рисует Интернет, http://inter.net.ru
57. Минаков А. Некоторые психологические свойства и особенности Интернет
как нового слоя реальности
http://flogiston.df.ru/projects/articles/minakov.shtml
58. Нестеров В. К вопросу о социальной насыщенности межличностных
коммуникаций в Интернете
http://flogiston.df.ru/projects/articles/netmotivation.shtml
59. Нестеров В., Нестерова Е. Карнавальная составляющая как один из
факторов коммуникативного феномена чатов
http://flogiston.df.ru/proiects/articles/nesterov.shtml
60. Паравозов И. Разговорчики в сетях http://inter.net.ru
61. Сулер Дж. Люди превращаются в Электроников. Основные психологические
характеристики виртуального пространства.
http://flogiston.df.ru/projects/translate/electronic.shtml
62. Шевченко И. Некоторые психологические особенности общения посредством
Интернет. http://flogiston.df.ru/projects/articles/shevtchenko.shtml
63. www.psychology.ru/mternet/ecology
-----------------------
[pic]
[pic]
[pic]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|