МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психологическая готовность ребенка к школьному обучению

    2. Выявление детей не готовых к школьному обучению, с целью

    проведения с ними мероприятий, направленных на профилактику

    школьной неуспеваемости.

    3. Распределение будущих первоклассников по классам в

    соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволяет

    каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме.

    4. Отсрочка на 1 год начала обучения детей, не готовых к

    школьному обучению, что возможно только детям шестилетнего

    возраста.

    По итогам диагностического обследования возможно создание спецгруппы и

    класса развития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу

    систематического обучения в школе. Так же создаются группы коррекции и

    развития по основным параметрам.

    Такие занятия могут проводиться и в период адаптации в школе.

    Например, курс Г.А. Цукермана «Введение в школьную жизнь» проводится именно

    в период начала школьного обучения.

    Этот курс создан для того, чтобы на пороге школы, между дошкольным и

    школьным детством, помочь ребенку построить содержательный образ

    «настоящего школьника». Это своеобразная десятидневная инициация в новый

    возраст, в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками, самим собой.

    Введение носит промежуточный характер, соответствующий самоощущению

    ребенка. По форме, по манере общения «введение строится как обучения

    новичка учебному сотрудничеству. Но материал, с которым работают дети –

    чисто дошкольный: дидактические игры на конструирование, классификацию,

    сериацию, рассуждение, запоминание, внимание. Предлагая эти, по сути

    развивающие задания, мы не стремимся научить их в совершенстве все

    выполнять. Усилия детей должны быть сосредоточены на основании отношений:

    на умении договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг

    друга и себя так, «как это делают настоящие школьники».

    Существует еще одна программа адаптационных занятий для

    первоклассников «Введение в школьную жизнь», разработанная кандидатом

    психологических наук Санько А.И., психологом МОУ № 26 Челябинска Кафеевой

    Ю.[37] Этот курс помогает детям осознать новые требования, формирует

    внутреннюю потребность в исполнении установленного порядка.

    Особое место в курсе занимают мотивационные беседы, которые позволяют

    выявить детей с учебно-познавательной мотивацией.

    Занятия способствуют ускоренному знакомству первоклассников друг с

    другом и созданию благоприятного психологического климата в классе.

    Курс предусматривает игровые занятия, которые предполагают сводную

    форму общения. Здесь возможны подвижные упражнения, не столь жестко как на

    уроке, лимитировано время. Занятия проводит психолог в течение первых

    учебных дней. Он получает информацию о новых учениках.

    Таким образом для организации психологической помощи ребенку на этапе

    подготовки к школьному обучению применяют следующие приемы: подготовка в

    д/саду, диагностика в школе с последующими коррекционными занятиями.

    ВЫВОД

    1. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается

    необходимость и достаточный уровень психологического развития ребенка для

    освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

    Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде

    всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью

    проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной

    неуспеваемости и дезадаптации.

    2. Под писхофизической готовностью понимается физическое созревание

    ребенка, а также созревание структур мозга, обеспечивающее соответствующих

    возрастной норме уровня развития психических процессов.

    Под интеллектуальной готовностью понимается развитие мыслительных

    процессов – способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их,

    выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть

    определенная широта представлений, в том числе образных и нравственных,

    соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

    Под личностной готовностью понимается наличие развитой учебной

    мотивации, навыков общения и совместной деятельности. У ребенка должна быть

    достигнута сравнительно хорошая эмоциональная и волевая устойчивость, на

    фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.

    Несформированность одного из компонентов школьной готовности является

    не благоприятным вариантом развития и ведет к затруднениям в адаптации к

    школе: в учебной и социально-психологической сфере.

    Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют

    различные подходы: специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к школе,

    диагностика школьной готовности и подготовка до школы.

    3 ГЛАВА

    1. Программа занятий

    Психологическая готовность к школьному обучению – одна из важнейших

    проблем детской и педагогической психологии. От ее решения зависит, как

    построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и

    формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов.

    Мы предлагаем программу занятий, направленных на подготовку детей к

    успешному школьному обучению. Цель: формирование готовности к школьному

    обучению.

    Задачи:

    1. Формирование положительного отношения к школе, мотивы

    учения;

    2. Развитие познавательных процессов;

    3. Формирование навыков общения и совместной деятельности.

    Цель и задачи позволили нам определить содержание программы:

    Для формирования положительного отношения к школе мы выбрали следующие

    упражнения: «Бег ассоциаций», «Изображение предметов». Для развития памяти,

    внимания, мышления, воображения: «Пары слов», «Шалтай-болтай», «Собери

    картинку», «Ищи безостановочно», «Волшебное яйцо», «Маленькие обезьянки»,

    «Бывает – не бывает».

    Навыки общения и совместной деятельности предполагается формировать

    через следующие упражнения: «Бип», «Маленькие обезьянки», «Путаница»,

    «Зеркало».

    По форме организации все игры и упражнения можно разделить на:

    - групповые («Бег ассоциаций»)

    - в парах («Зеркало»)

    - индивидуальные («Собери картинку», «Волшебное яйцо»)

    Остальные игры и упражнения по форме организации являются фронтальные.

    Основной прием – игра. Игровая форма была выбрана в связи с учетом

    особенностей возраста. На этом этапе дошкольного детства игра является

    ведущей деятельностью ребенка, кроме того, в игре, в привычной обстановке

    дети легче усваивают навыки и знания. Работа в группе позволяет помимо

    развития необходимых познавательных процессов, мотивации уделять внимание

    формированию социально-психологической зрелости; развивать навыки общения,

    совместной деятельности и т.д. Занятие в группе проводится после

    диагностики. Состав группы 6-8 человек. Продолжительность занятия 25-30

    минут. Если занятия организуются в детском саду, они проводятся 2-3 раза в

    неделю. Если занятия проводятся на базе школы – то по субботам, 1 раз в

    неделю.

    ЗАНЯТИЕ 1.

    Цель: Знакомство психолога с детьми, детей с психологом, детей друг с

    другом. Развитие навыка работы в парах. Развитие памяти, внимания.

    Ход занятия:

    1. Ритуал приветствия:

    Цель: знакомство, развитие умения слушать друг друга.

    Ход: Психолог выбирает предмет (игрушка), показывает его детям и

    говорит, что этот предмет будет символом нашей группы, он будет нам во всем

    помогать. Сегодня он поможет нам познакомиться друг с другом. Желательно

    чтобы дети сидели в кругу. Психолог держит предмет и рассказывает детям о

    себе, затем передает символ рядом сидящему ребенку, он тоже рассказывает

    все, что считает нужным, о себе и так далее по кругу. Когда знакомство

    закончится, дети вместе с психологом выбирают место, где будет находиться

    их символ.

    Затем все договариваются, что прежде, чем начать занятие, они будут

    брать друг друга за руки в кругу, а в центре стоит символ. И каждый по

    очереди желает всем что-нибудь хорошее. Это и будет являться ритуалом

    приветствия во всех занятиях.

    2. «Четыре стихии»

    Цель: развить внимание, связанное с координацией слухового аппарата и

    двигательного анамуатора.

    Ход: Играющие сидят в кругу, ведущий договаривается с ними, если он

    скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» -

    руки вперед, «воздух» - руки вверх, «огонь» - вращение руками в локтевых

    суставах. Кто ошибается, выходит из круга. Победителю все дети аплодируют.

    3. «Запоминай порядок»

    Цель: развитие памяти.

    Ход: Психолог показывает в руке 6-7 цветных карандашей. Через 20

    секунд, убрав их, спрашивает последовательность их расположения.

    4. «Попугай»

    Цель: развитие навыка работы в парах, умения работать по образцу,

    развитие внимания, памяти, учить понимать другого человека.

    Ход: Психолог демонстрирует упражнение с кем-то из ребят. Он просит

    ребенка, например, назвать любое время суток, рассказать о событиях лета, о

    себе. Психолог играет роль попугая, стараясь подхватить интоннацию ребенка,

    повторить его голос. Дети разбиваются по парам, играют, отражая мимику,

    жесты, внимательно наблюдая за партнером.

    5. Итог занятия:

    - Чем мы сегодня занимались?

    - Что понравилось больше всего?

    6. «Ритуал прощания»

    Дети, вместе с психологом садятся в кругу и, передавая символ друг

    другу, прощаются со всеми.

    ЗАНЯТИЕ 2.

    Цель: формирование положительного отношения к школе. Развитие навыка

    работы в парах, группах. Воспитание наблюдательности.

    Ход занятия:

    1. «Ритуал приветствия»

    2. «Настроение в цвете»

    Цель: развитие воображения, эмоциональный настрой ребенка на работу.

    Ход: Детям предлагается красками нарисовать свое настроение на листе

    бумаги. Затем психолог предлагает поддержать тех, у кого настроение плохое.

    Дети делают это с символом в руках.

    3. «Бег ассоциаций»

    Цель: формирование положительного отношения к школе»

    Ход: Дети делятся на 2 группы. Психолог задает вопрос: «Какие слова

    приходят на ум, когда я говорю слово «школа»?

    Каждая группа отвечает. Затем дети беседуют. В обсуждении идет поиск

    интересных, приятных не только игровых, но и учебных моментов в понятии

    «школа».

    4. «Изображение предметов»

    Цель: воспитание наблюдательности, развитие воображения, умение видеть

    другого.

    Ход: Ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его

    отгадывают. Кто отгадал – становится ведущим.

    5. Физминутка «Ванька-встанька»

    Цель: Дать возможность детям отдохнуть. Обучение умению действовать по

    инструкциям.

    Ход: Отдых наш физкультминутка

    Занимай свои места:

    Раз – присели, два – привстали.

    Руки к верху все подняли.

    Сели, встали, сели, встали

    Ванькой-встанькой словно стали,

    А потом пустились вскачь,

    Будто мой упругий мяч.

    6. «Зеркало»

    Цель: развитие навыка работы в парах

    Ход: Дети разбиваются по парам. Встают лицом к лицу, смотрят друг на

    друга и повторяют движения.

    7. «Настроение в цвете»

    Цель: отслеживание эмоционального состояния детей. Психологическая

    поддержка.

    8. Итог занятия.

    9. Ритуал прощания.

    Занятие 3.

    Цель: развитие памяти, мышления, навыка совместной деятельности.

    Ход занятия:

    1. «Ритуал приветствия»

    2. Настроение в цвете»

    3. «Пары слов»

    Цель развитие памяти. Обучение запоминанию по ассоциации.

    Ход: Детям нужно запомнить вторые слова из пары слов: кошка – молоко,

    булка – масло, мальчик – машина, зима – гора, стол – пирог, зубы – щетка,

    река – мост.

    Затем психолог говорит первое слово из пары, а дети второе слово.

    Психолог объясняет, как можно легче запомнить, если установить взаимосвязь

    между словами.

    4. Физкультминутка «Шалтай-болтай»

    Цель: развитие памяти, навыка работы по образцу.

    Ход: Дети поворачивают туловище вправо, влево, руки свободно болтаются как

    у тряпочной куклы на слова «свалился во сне» резко наклоняют корпус тела

    вниз.

    Психолог показывает пример, дети повторяют.

    «Шалтай-болтай

    сидел на стене

    Шалтай-болтай

    Свалился во сне»

    5. «Собери картинку»

    Цель: развитие мышления.

    Ход: Каждому ребенку выдаются детали от разрезанной картинки. Дети

    собирают, психолог при необходимости помогает.

    Второе задание усложняется. Можно внести элемент соревнования. Возможно

    совместное собирание картинки.

    6. «Путаница»

    Цель: развитие навыка совместной деятельности.

    Ход: Выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за

    руки в кругу, не разжимая рук начинают запутываться – кто как умеет. Когда

    образовалась путаница, водящий «распутывает», не разжимая детей.

    7. «Настроение в цвете».

    8. Итог занятия.

    9. Ритуал прощания.

    Занятие 4.

    Цель: Развитие навыков общения, воображения, внимания.

    Ход занятия:

    1. «Ритуал приветствия».

    2. «Настроение в цвете».

    3. «Ищи безостановочно».

    Цель: развитие внимания.

    Ход: В течение 10-15 сек. Увидеть вокруг себя как можно больше предметов

    одного и того же цвета (размера, формы).

    4. «Волшебное яйцо».

    Цель: развитие воображения.

    Ход: каждому ребенку дается шаблон в виде яйца, который обводится на

    листе бумаги. Затем детям предлагается дорисовать овал, так, чтобы

    получился новый предмет. В конце занятия можно организовать выставку

    рисунков.

    Если предложить ребенку дорисовать несколько овалов, так чтобы получились

    разные предметы, то это будет способствовать развитию гибкости и беглости

    мышления.

    5. «Маленькие обезьянки»

    Цель: развитие внимания, навыков общения.

    Ход: каждый из стоящих в ряду детей (3-6 чел.) принимает какую-то позу.

    Один из играющих, поглядев на них 40-50 сек., копирует позу каждого, а

    остальные стоят спокойно.

    6. Физминутка «Шалтай-болтай»

    7. «Бывает - не бывает»

    Цель: развитие воображения, внимания.

    Ход: Психолог говорит предложения. Если это бывает – дети хлопают в

    ладоши, не бывает – топают ногами.

    «Волк бродит по лесу. Волк сидит на дереве. В кастрюле чашка варится.

    Кошка по крыше гуляет. Собака по небу плывет. Девочка ласкает собаку. Домик

    девочку рисует».

    8. «Бип».

    Цель: раскрытие групповых отношений, навыков общения.

    Ход: Дети сидят на стульях. Входящий с закрытыми глазами ходит по кругу,

    садится на колени к детям и угадывает на ком сидит. Если угадал правильно,

    то кого назвали, говорит «Бип».

    9. «Настроение в цвете».

    10. Итог занятия.

    11. «Ритуал приветствия».

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В последнее время в литературе уделялось много внимания вопросу о

    выделении детей, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности

    школьной адаптации в 1 классе. И проблема эта по-прежнему актуальна.

    Ребенок, поступая в школу, должен быть зрелым в физиологическом и

    социальном отношении, успешность обучения ребенка в школе также зависит от

    его психологической зрелости. Психологическая готовность к обучению –

    понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знания и умения, а

    определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы.

    Какие же составляющие водят в этот набор «школьной готовности»? Основными

    компонентами школьной зрелости являются: интеллектуальная, личностная,

    волевая, нравственная готовности.

    Все перечисленные составляющие школьной готовности важны в развитии

    ребенка. В случае, если есть недостаточная развитость какого-либо одного

    компонента возникает потребность в психологической помощи ребенку.

    Разработанная с этой целью программа может быть использована и в детском

    саду.

    Проанализировав данную литературу, мы предполагаем, что упражнения в

    нашей программе будут содействовать успешному обучению учащихся.

    БИБЛИОГРАФИЯ

    1. Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе. М., 1972 – 48 с.

    2. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте

    проблемы адаптации «Начальная школа» 1999 № 1 61-63 с.

    3. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети, М. 1983 – 180с.

    4. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. «Школьные трудности благополучных

    детей М. 1994 – 189 с.

    5. Буря Р.С. «Готовим детей к школе М., 1987 – 93с.

    6. Венгер Л.А., «Домашняя школа» М. 1994 – 189 с.

    7. Венгер Л.А. Венгер Л.А. «Готов ли ваш ребенок к школе?» М. 1994 –

    189 с.

    8. Венгер Л.А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в

    школе, «Дошкольное воспитание» 1970 – 289 с.

    9. Готовность к школе / Под редакцией Дубровиной М. 1995 – 289 с.

    10. Гуткина Н.Н. Диагностическая программа по определению

    психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению

    «Психологическое образование» 1997 – 235 с.

    11. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога /Под

    редакцией Дубровиной М. 1987 – 235 с.

    12. Дьяченко О.М. Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает М. 1994 – 189 с.

    13. Ефимова С.П. Как готовить ребенка к школе. Советы врача М. 1992 –

    16с.

    14. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной

    педагогики /Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой М. 980 – с.

    250-257

    15. Козлов Н. А. «Лучшие психологические игры и упражнения»,

    Екатеринбург, 1998 - 136 с.

    16. Кравцов Е. Е. «Психологические проблемы, готовности детей к обучению

    в школе», М., 1991 - 145 с.

    17. Кулагина И. Ю. «Возрастная психология», М., 1991 - 335 с.

    18. Люблинская А. А. «Учителю о психологии младшего школьника», М., 1977

    - 278 с.

    19. Марлова Г. А. «Подготовка детей к школе в семье», М., 1976 - 190 с.

    20. Мухина В. С. «Психология детства и отрочества», М., 1998 – 488 с.

    21. Мухина В. С. «Детская психология», М. 1985 – 315 с.

    22. Никитин Б. П. «Развивающие игры», М. 1994 – 189 с.

    23. Овчарова Р. В. «Практическая психология в начальной школе», М. 1999 –

    261 с.

    24. «Особенности психологического развития детей 6 – 7 летнего возраста»

    под ред. Д. П. Элькошина, А. Л. Вангера, М. 1988 – 189 с.

    25. Петровский А. В., Шпалинский В. В. «Социальная психология

    коллектива», М. 1978 – 291 с.

    26. Петроченко Г. Г. «Развитие детей 6 – 7 летнего возраста и подготовка

    их к школе», М. 1978 – 291 с.

    27. «Практикум по возрастной и педагогической психологии», под редакцией

    И. В. Дубровиной, М. 1998 – 225 с.

    28. «Психологические тесты», под ред. А. А. Карелина, М. 1999 – кн. 1,

    205 с.

    29. Рогов Н. И. «Настольная книга практического психолога», М. 1999 – кн.

    1, 214 с.

    30. «Руководство практического психолога», под ред. И. В. Дубровиной, М.

    1999 (с 31 – 65).

    31. Самоухина Н. В. «Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и

    коррекционные программы», М. 1993 – 215 с.

    32. Санько А. К., Кафеева Ю. Ж. «Введение в школьную жизнь», «Школьный

    психолог», 1999, № 23 – с 51 – 63.

    33. «Учимся общаться с ребенком», под ред. Петровского В. А., Виноградова

    А. М., М. 1999 – 178 с.

    34. «Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология», Дубровина И.

    В., Зацепин В. В., М., 1999 – 253 с.

    35. Цукерман Г. А., Поливанова Н. К. «Введение в школьную жизнь», Томск,

    1992 – 94 с.

    36. Эльконин Д. Б. «Психологические игры», М., 1978 – 301 с.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.