МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психогенетика

    Психогенетика

    Билет № 1.

    Предмет психогенетики. Место психогенетики в системе наук.

    Психогенетика – междисциплинарная область знаний, пограничная м\у

    психологией (точнее, дифференциальной психологией) и генетикой. Предметом

    ее исследований являются относительная роль и взаимодействие факторов

    наследственности и среды в формировании индивидуальных различий по

    психологическим и психофизиологическим признакам. В последние годы в сферу

    психогенетических исследований включается и индивидуальное развитие: и

    механизмы перехода с этапа на этап, и индивидуальные траектории развития.

    Она решает вопрос о происхождении человеческой индивидуальности, о

    существовании «первичных», «исходных» особенностей психики ч-ка,

    предшествующих приобретаемому опыту, во-первых, и о возможном влиянии генов

    на динамику психического развития, его индивидуальные траектории, смену

    возрастных периодов и т.д. во-вторых .

    Решение этих вопросов определяет конкретно-научную методологию и, кроме

    того, оказывается встроенным в общее мировоззрение ч-ка. Оно важно и для

    решения прикладных задач, связанных с диагностикой и с учетом индивидуально-

    психологических особенностей р-ка и взрослого. Неверное решение,

    неправильное понимание экспериментальных данных психогенетики приводит к

    социально нежелательным последствиям – от игнорирования педагогом

    индивидуальности ученика до расистских теорий.

    Психогенетика изучает вопросы наследования поведенческих признаков и

    психологических функций в популяциях, и по определению эта наука озабочена

    не отдельными индивидуальностями, а их разнообразием, т.е. популяционной

    изменчивостью (вариативностью, дисперсией) изучаемого признака. Ее

    интересуют вопросы, касающиеся хар-к распределения индивидуальных значений

    по изучаемому признаку в популяции, + вопросы о том, влиянием каких

    факторов – генетических или средовых – можно объяснить наблюдаемую

    изменчивость.

    БИЛЕТ № 2.

    История развития психогенетики в России и за рубежом.

    Психогенетика (ПГ) сложилась недавно, но имеет истоки:

    Теория эволюции Дарвина: 3 мех-ма эволюции:

    1. У особей внутри каждого вида существует изменчивость по

    морфологическим и физиологическим признакам, + эта изменчивость

    возникает случайным образом.

    2. Эта изменчивость наследуется – предается от поколения к поколению

    (наследственность).

    3. Существует ограниченность ресурсов необходимых данной популяции

    => борьба за выживание. Выживает наиболее приспособленный,

    оставляет более приспособленное потомство (естественный отбор).

    Эта теория вначале не была принята. Была слитная теория – если человек

    высокий + низкий – потомство среднее. Наследственное в-во – кровь, отсюда

    чистокровный, полукровка.

    В 1859 г. Дарвин издает книгу о происхождении вида путем естественного

    отбора. Книга – основа определения движущих сил психики животных и ч-ка.

    Тогда же история развития генетики ч-ка.

    I ЭТАП 1865 – 1900гг.

    Начало психогенетики как науки об этиологии индивидуальных различий больше

    всего связано с именем английского ученого Ф.Гальтона, двоюродного брата

    Ч.Дарвина, разносторонне образованного ч-ка. В 1865 он опубликовал статью

    «Наследственный талант и характер», положившую начало серии работ по

    наследственности у ч-ка. В том же году, когда Г.Мендель в Брюннском

    обществе естествоиспытателей доложил об открытых им законах

    наследственности. А в 1869 вышла в свет книга Гальтона «Наследственный

    гений: исследование его законов и последствий». В этой книге он пытался

    решить проблему наследуемости одаренности, анализируя родословные

    выдающихся деятелей науки, юриспруденции, спорта, военного дела, искусства

    и т.д. с помощью генеалогического метода психогенетики.

    Выделив три степени даровитости и одновременно использовав экзаменационные

    оценки, полученные поступавшими в Королевскую военную коллегию, он применил

    к этому материалу уже существовавший тогда закон Кетле «закон уклонения от

    средних величин».

    Результаты: люди выдающейся даровитости по отношению к посредственности

    стоят настолько же высоко, насколько идиоты стоят ниже ее. Мало людей

    сильно одаренных и слабоумных – в основном одинаковое кол-во. Второй факт –

    снижение числа даровитых со снижением степени родства – это Гальтон

    констатировал вполне отчетливо, как доказательство наследственной природы

    таланта.

    Биологической теорией для объяснения полученных свидетельств наследуемости

    послужила теория пангенезиса Дарвина. Согласно ей, ч-к, как и любой живой

    организм, состоит из бесчисленного кол-ва независимых частиц – геммул,

    которые управляются исключительно естественным сродством друг с другом,

    что и определяет строение живущей формы.

    Проблема наследственности стала центральной в научных интересах Гальтона. В

    1876 – статья «История близнецов как критерий относительной силы природы и

    воспитания», утверждавшая метод близнецов в психогенетике. В статье

    обсуждаются и вопросы биологии многоплодия, близнецовый метод генетики, и

    полученные с его помощью данные о роли природы и воспитания в

    формировании индивидуальных особенностей людей. К тому времени уже

    существовали гипотетические представления о том, что близнецы бывают двух

    типов моно- и дизиготные. Гальтону эти работы были, очевидно, неизвестны, и

    он самостоятельно сформулировал гипотезу о том, что слово «близнецы»

    объединяются двумя совсем разными феноменами: развитие детей из разных или

    из одного яйца. Т.е речь идет о монозиготных (МЗ) и дизиготных (ДЗ)

    близнецах. Факт их существования Гальтон и использовал, впервые в науке,

    как метод для оценки влияния природы и воспитания.

    В 1884 в Лондоне проходила международная выставка. Гальтон открыл там

    антропометрическую лабораторию за год туда вошло 93337 человек – первое

    массовое исследование. Он измеряет:

    - конституциональные параметры (рост, вес, пропорции)

    - сенсомоторные (время реакций на визуальные и звуковые стимулы, острота

    зрения и слуха)

    по каждому параметру им были получены три показателя: низкий, средний,

    высокий. Вставал вопрос, что делать с полученными данными. В итоге получаем

    1. З-н распределения Гаускую (Гаус) прямую – межиндивидуальная

    вариативность – базовая описательная статистика, позволяющая

    сравнивать группы.

    2. Далее, возможность рассмотреть взаимосвязь м\у характерами при

    помощи коэффициента корреляции (находка Гальтона), разработан

    учениками Гальтона. Коэффициент корреляции позволяет посмотреть

    взаимовлияние. Изменяется от -1 до 1. если = 1, то ранговые

    места совпадают – ч-к имеющий большой рост имеет и большой вес.

    Если –1, то чем ниже рост, тем больше вес – нет соответствия

    рангов, нет взаимосвязи.

    3. Факторный анализ – путем математической процедуры можно попытаться

    вычленить некие факторы, к-е мы не измеряем, но к-е могут влиять

    на измеряемые факторы. Сведение всех хар-к к некоторым факторам

    (меньшему кол-ву) – фактор, лежащий в основе.

    В 1883 Евгеника – наука о рождении лучшего, соотношение науки и этики

    (Гальтон) метод искусственной селекции ч-ка. Делится на:

    1. Позитивную (Гальтон) – больше помощи бракам, дающим ценное для

    общества потомство.

    2. Негативное (Флоренский) – создавать препятствия для браков,

    дающих дефектное потомство. Очерк Флоренского «Усовершенствование

    и вырождение ч-го рода». Подбор супруга д.б. сознательным, если

    дефекту противопоставить нормальность – можем избавиться от

    дефекта.

    Евгеника – социальная программа. Информированность о дефектах генетических.

    Если ч-ка информировать – он, возможно не захочет оставлять большое

    потомство.

    В начале нашего века Евгеника претерпевает деформацию: в 24г. –

    эмиграционный з-н об ограничении въезда латинцев в штате Индиана, з-н о

    стерилизации шизофреников, алкоголиков… Подобные з-ны в 33-е г. – Германия.

    Далее геноцид евреев, русских, поляков. В этом проявлении Евгеники ничего

    не остается от изначальной идеи.

    Все эти работы позволили В.Томпсону и Г.Уайльду утверждать, что Ф.Гальтон с

    большим правом, чем кто-либо другой, может быть назван основателем генетики

    поведения, а его работы вместе с работой Дарвина отнесены ими к I фазе

    истории генетики поведения.

    II ФАЗА – до конца 30-х годов нашего столетия замечательна успехами в

    методологии психогенетического исследования. Главное здесь:

    1. Появление надежных способов диагностики зиготности близнецов,

    благодаря чему стало возможным оформление современного

    близнецового метода как сопоставления моно – и дизиготных пар.

    2. Развитие статистических способов оценки сходства м\у

    родственниками, в частности появление продукт-момент корреляции

    К.Пирсона. Когда речи идет не об альтернативном признаке

    (например, шестипалости у людей), а о количественном, т.е. о

    таком, который присущ всем членам популяции, только с разной

    степенью выраженности( например, баллы IQ), возможность

    количественно оценить сходство и различие в парах людей с разной

    степенью родства приобретает решающее значение. Корреляции

    Пирсона, а затем работы Фишера и Райта обеспечили решение этой

    задачи.

    Их работы вмести с работами Гальтона положили начало генетики

    количественных признаков (биометрической генетики), предполагающей решение

    генетических проблем вариационно- статистическими методами. Это был важный

    момент в истории генетики поведения, ибо нормальные поведенческие признаки,

    контролируемые большим числом генов, просто не могли изучаться в рамках

    менделевской генетики, имевшей дело с качественными, альтернативными

    признаками.

    В те же десятилетия появилась и стала развиваться психологическая

    диагностика.

    Немецкий психогенетик Х.фон Браккен отметил еще один методический успех

    того периода – появление метода сравнения раздельно выросших монозиготных

    близнецов (своеобразного «критического эксперимента» психогенетики).

    В то же время интенсивно шли работы по генетике поведения животных.

    III фаза – до конца 60-х годов. Этап накопления имперических данных.

    В 1958 вышла работа «Среда, наследственность и вопрос «как»» американской

    исследовательницы А.Анастази. она сыграла важную роль в оформлении самой

    постановки вопроса: от бытовавшего ранее стремления (хотя не всегда четко

    формулируемого) выяснить, что в психике ч-ка от наследственности, а что –

    от среды. Анастази предложила перейти к вопросу о том, как взаимодействуют

    эти два фактора в формировании тех или иных психологических функций.

    На третьем этапе проводились генетические исследования интеллекта и разных

    форм умственных дефектов и психиатрических заболеваний, интенсивно

    изучалась генетика поведения животных. Вышли четыре больших публикации.

    IV этап современного развития. Переосмысление данных.

    По мере интенсификации исследований не только накапливаются позитивные

    знания, но и обнаруживаются ограничения экспериментальных математических

    методов, противоречия в эмпирическом материале, появляются новые объекты

    изучения. Последние десятилетия в психогенетике ознаменовались и строгим

    выявлением дефектов некоторых методов( н\р близнецового) и серьезной

    экспериментальной проверкой этих сомнений. Доминировавший интерес к

    психогенетическому исследованию интеллекта, постепенно вытесняется

    изучением изменчивости других характеристик индивидуальности: когнитивных

    стиле, особенностей темперамента и личности, психофизиологических

    признаков, а главное – генетических и средовых детерминант индивидуального

    развития.

    Средовые условия понимаются широко, зависит от того с т.зр. какой науки

    рассматриваются. В ПГ – все типы средовых влияний: и психологическое, и

    экономическое и т.д. есть среда, делающая людей внутри семьи похожими и не

    похожими:

    1. Общая среда – те типы влияний, к-е одинаковые для членов

    одинаковых пар родственников. Что для семьи общая среда – соц.

    Экономический статус семьи. Для детей – общее отношение родителей

    к детям, школа (если она общая для обоих) и т.д.

    2. Индивидуальная среда – типы среды, к-е различны у разных членов

    одной семьи. Если девочка и мальчик – у родителей разные

    требования, ожидания к ним, разный возраст, разные друзья и р.д.

    если МЗ – влияние среды будет и отношение друг к другу.

    Формируются новые методы, совершенствуется статистический аппарат,

    создаются общие модели влияния на различных людей.

    В нашей стране.

    Первое в России исследование наследуемости психологических качеств

    принадлежит академику Петербургской Академии наук К.Ф.Вольфу (1834 – 1894).

    Он занимался «теорией уродов», в частности, вопросом о передаче дефектов

    потомству, но писал и о возможности наследования других особенностей,

    прежде всего темперамента.

    1891г – первая русская работа о близнецах, приват-доцент педиатрии

    Московского университета Н.Ф.Миллер, «О гомологических близнецах».

    Происхождение индивидуальных особенностей интересовало и крупных российских

    антропологов и педагогов. В двухтомнике Ушинского есть спец. Глава

    «Наследственность привычек и развитие инстинктов». Он признавал возможность

    наследования приобретенных привычек. К характеру же Ушинский относил

    индивидуальные особенности «в мыслях, наклонностях, желаниях и поступках» и

    считал, что среди них есть и продукты его собственной жизни ч-ка и продукты

    наследственных наклонностей и особенностей. Позднее Ушинский пришел к

    выводу, что наследственно передается не сама привычка, а нервные задатки

    ее, которые могут впоследствии, в зависимости от обстоятельств, либо

    развиться, либо заглохнуть.

    Как самостоятельная экспериментальная научная дисциплина генетика в России

    стала развиваться после 1917г. когда появились первые научные учреждения,

    специализированные журналы, фундаментальные труды российских генетиков. К

    1919г. в Петроградском университете была создана первая в России кафедра

    экспериментальной зоологии и генетики, руководителем которой стал

    Ю.А.Филипченко (1882 – 1930) – один из основоположников отечественной

    генетики.

    Изучение наследственности психологических особенностей человека проводилось

    в двух исследовательский учреждениях: в созданном в 1921г. Бюро по евгенике

    (Петроград) и в Медико – биологическом институте, организованном в Москве в

    1924г. Руководителем Бюро по евгенике также был Филипченко.

    В 1922г. вышел первый номер «Известий Бюро по евгенике!, посвященный 100-

    летич Гальтона. В нем сформулировали задачи Бюро: изучение вопросов

    наследственности с помощью анкет, обследований, экспедиций; распространение

    в широких народных массах сведений о законах наследственности у ч-ка и о

    целях и задачах евгеники; советы евгенического характера желающим вступить

    в брак и вообще всем интересующимся своей наследственностью. Сотрудники

    Бюро разработали анкеты для сбора генеалогических сведений у разных групп

    населения.

    Всего было три выпуска журнала.

    В 1928г в Медико-биологическом институте была организована Кабинет-

    лаборатория наследственности и конституции ч-ка, которую возглавил

    С.Г.Левит. в 1935 институт был преобразован в Медико-генетический институт

    им. Горького, Левит стал его директором, но в 1937 был арестован, а

    институт расформирован. В институте был разработан новый и впервые истинно

    научный подход к генетике ч-ка вообще его психологических особенностей в

    частности. Левит начал с утверждения о том, что генетика ч-ка, кк и другие

    частные главы генетики, способна обогатить общую генетику. Достоинства

    человека как генетического объекта автор усматривал в следующем:

    . В почти полном отсутствии естественного отбора, что должно

    привести к «огромному накоплению» менделирующих признаков

    . В возможности относительно точно изучать генетику психических

    особенностей, главным образом психических аномалий

    . В гораздо большей изученности физиологии и морфологии.

    Далее Левит проанализировал преимущества близнецового метода по сравнению с

    генеалогическим и статистическим.

    Одну из задач института Левит видел во всестороннем развитии близнецового

    метода, предполагая при этом, что работа с близнецами будет «бессрочной» -

    от рождения до смерти, и изучаться будут все доступные исследованию

    признаки. Такая работа началась в 1929г.

    Близнецовым исследованиям анатомии, физиологии, патологии и психологии

    полностью посвящен том 3 «Трудов» института 1934г. основные результаты

    работы были опубликованы в 1936 в четвертом томе «Трудов», теперь уже

    Медико-генетического института им. Горького. судя по данным, содержащимся в

    частности в статье Левита, исследованиями, проводившимися в институте, были

    охвачены 1350 пар близнецов; использовались и развивались три основных

    метода: клинико-гениалогический, патологический, близнецовый, и

    соответственно три основных области исследований: патология. Биология и

    психология.

    Эти суммировавшие и обозначавшие перспективу работы Левита существенно

    отличны от всего предыдущего. Именно они, вместе с экспериментальными

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.