МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психодрама

    терапевт старается сфокусироваться на тех проблемах, к которым он вместе с

    клиентом обратится в процессе терапии. Сопротивления началу терапии

    анализируются и нейтрализуются, затем инициируется та или иная форма

    вербальной или невербальной коммуникации с внутренним миром пациента.

    Процесс психодраматической терапии подходит к этому описанию, включая

    в себя фазу эмоционального разогрева для воспроизведения событий прошлого

    здесь-и-теперь. В середине фазы действия протагонист получает помощь в

    достижении катарсиса, обретении инсайта-в-действии и для завершения акта.

    Хотя важен весь процесс психодрамы, считается, что середина фазы действия

    оказывает наибольшее влияние на протагониста – пациент наиболее

    чувствителен ко внешним стимулам и наиболее открыт для перемен. После чего

    следует стадия успокоения, проработки, интеграции и переобучения. Фазы

    завершения и шеринга помогают протагонисту вернуться к внешнему миру и

    повседневной реальности.

    5. ПСИХОДРАМАТИСТ.

    Занятия психодрамой – во многом требовательная профессия. Для

    овладевания ею необходимы сложные навыки и личные качества, которыми

    большинство людей не обладает. Одно только введение нужных вспомогательных

    ролей в психодраме – уже монументальная задача. Далее, ведущий должен

    постоянно сдвигать фокус от сочувствия к постановке, к разрешению проблемы,

    к руководству группой, давая ясно почувствовать свою личную вовлеченность.

    Человек, несущий ответственность за психодраматический процесс,

    называется по-разному: директор психодрамы, психодраматический терапевт,

    ведущий психодраму или практикующий психодраму. В данной работе мы будем

    использовать общепринятый термин «психодраматист».

    Профессиональные роли психодраматиста.

    Все психодраматисты играют несколько специфических и иногда

    перекрывающихся ролей. Морено назвал их ролями режиссера, терапевта-

    консультанта и аналитика. Келлерман добавляет четвертую роль – группового

    лидера.

    |роли |функции |навыки |идеал |

    |Аналитик |Эмпатик |Понимание |Герменевтический |

    |Режиссер |Постановка |Режиссура |Эстетический |

    |Терапевт |Перемены |Влияние |Исцеляющий |

    |Ведущий группу. |Управление |лидерство |Социальный |

    Психодраматисты выполняют четыре взаимосвязанные и сложные задачи.

    1. Как аналитики они ответственны за обладание полной и подробной

    информацией о состоянии протагониста.

    2. Как режиссеры психодраматисты превращают полученный материал в

    действо, которое должно быть стимулирующим эмоционально и приятным

    эстетически.

    3. Как терапевты они вызывают перемены, воздействуя на протагонистов

    таким образом, чтобы облегчить исцеление.

    4. Как ведущие группу они заботятся о конструктивном рабочем климате в

    группе, который помогал бы развитию поддерживающего социального

    окружения.

    Переплетение и взаимодействие этих разных ролей образует

    профессиональный образ психодраматиста.

    В данной работе мы подробно остановимся на ролях аналитика и

    терапевта, т.к. именно они, по моему мнению, требуют особого

    профессионализма и такта.

    . Аналитик.

    Как аналитик – психодраматист – это сочувствующий слушатель,

    стремящийся понять личностные и межличностные явления. Первичная задача

    данной роли состоит в том, чтобы овладеть детальным пониманием чувств,

    мыслей, поведения и отношения участников с генетической, топографической,

    динамической, экономической, структурной, адаптивной и психологической

    точек зрения.

    Для аналитической деятельности в психодраме скорее подходит термин

    «анализ действия», чем «психоанализ» или «социоанализ». Умение эмпатически

    сопереживать – необходимое условие для исполнения роли аналитика в

    психодраме. Это умение включает в себя способность точного постижения

    сложности механизмов возникновения человеческих эмоций.

    Пять стадий анализа действия в процессе получения психодраматистом

    знаний о протагонисте:

    1. Психодраматист улавливает информацию, сообщаемую, как вербально,

    так и невербально. Некоторые на данном этапе становятся «дублями»

    протагониста – процесс, называемый в НЛП «следование». Во время

    следования психодраматист старается совпасть с протагонистом в его

    вербальном и невербальном поведении, уделяя особое внимание

    движению глаз, дыханию, позе, изменениям в напряжениях мускулов

    лица и цвету кожи.

    2. Психодраматист эмоционально «сливается» с протагонистом,

    одновременно оставаясь самим собой. (Необходима отточенная интуиция

    и умение быть одновременно близким и отстраненным). Критерии

    хорошей эмпатической индукции – «резонанс» обратной связи и

    чувствительность, в результате достигается субъективное осознавание

    того, что происходит с протагонистом.

    3. расшифровываются неявные сообщения и скрытые смыслы в том, что

    открыто выражается протагонистом. Это не требует необычайных

    способностей к восприятию, скорее следует вслушиваться с

    «равномерно распределенным вниманием» в мелодию подсознания.

    Необходимо читать между строк.

    4. Психодраматист информативно сообщает протагонисту, что было им

    понять. Это требует умения точно определять наступление походящего

    момента, для того чтобы вербализовать понимание или предложить

    интервенцию в соответствии с этим пониманием.

    5. Психодраматист старается получить от протагониста подтверждение

    своему пониманию, и, если в понимании допущена ошибка,

    психодраматист должен быть готов исправить ее. Несмотря на то, что

    известные теоретические построения дают психодрматисту концепции и

    модели, в соответствии с которыми он строит свое понимание,

    заготовленное заранее знание может быть подавляющим, если оно

    используется как универсальная истина, которую протагониста

    убеждают принять.

    . Терапевт.

    Как терапевты психодраматисты служат проводниками перемен, влияющими

    на протагонистов способами, облегчающими излечение. Согласно Морено,

    конечная ответственность за психотерапевтическую ценность всего

    происходящего лежит на плечах психодраматиста. В качестве терапевтов

    психодраматисты проводят многочисленные интервенции, призванные облегчить

    страдания и продвинуть протагонистов еще на один шаг вперед в их

    терапевтическом путешествии. Эта работа требует от психодраматистов

    обширных знаний в области нормальной и патологической психологии,

    психиатрии и психотерапии, умения применить психодраматический метод к

    разнообразным типам протагонистов, нуждающимся в уменьшении симптомов,

    кризисной интервенции, разрешении конфликта и изменении личности. Кроме

    того, необходимо обладать способностью использовать различные

    терапевтические факторы, такие как высвобождение эмоций, когнитивное

    понимание, межличностная обратная связь и поведенческое научение.

    Репертуар психодраматиста включает в себя вербальные и невербальные

    терапевтические интервенции. Терапевтические интервенции – это сознательные

    акты влияния, рассчитанные на то, чтобы вызвать терапевтический

    (предупреждающий, стабилизирующий, восстанавливающий, развивающий,

    поддерживающий) импульс. Они являются возможными ответами на то, что

    протагонист делает или говорит. Таким образом, терапевтические интервенции

    предоставляют рамку коммуникации для оказания помощи в психодраме.

    Одной из самых сильных невербальных интервенций в психодраме является

    физическое прикосновение. Для разных протагонистов оно имеет разный смысл.

    Одна из труднейших задач – найти оптимальную для прогресса протагониста

    физическую дистанцию.

    Как невербальные, так и вербальные интервенции должны быть тщательно

    отмерены. Наиболее часто в психодраме используются следующие вербальные

    интервенции:

    Конфронтация – относится к утверждениям, фокусирующим внимание на

    очевидных моментах, которые должны подвергнуться дальнейшему исследованию.

    Конфронтацию можно также рассматривать как интервенцию, не позволяющую

    пациенту избежать неприятных тем и удерживающую его «на месте». Но

    конфронтацию можно использовать только в рамках безопасных и поддерживающих

    взаимоотношений, когда ощущение надежности усиливает способность

    протагониста переживать болезненные эмоции.

    Прояснение – относится к уточняющим вопросам о том, что только что

    было сообщено, для составления более детального описания ситуации.

    Интерпретации – это вербальные объяснения, раскрывающие источник,

    историю или причину переживания, объяснения, призванные создать для него

    когнитивную рамку. В противоположность классическому психоанализу, который

    дает словесные интерпретации, психодрама вводит новые инсайты посредством

    дублирования, обмена ролями или других методов действия, таким образом

    подчеркивая постепенный процесс эволюции инсайта-в-действии.

    Катарсис – связан с усилиями психодраматиста, направленными на то,

    чтобы вызвать высвобождение сдерживаемых чувств. Специфика функции

    катарсиса в психодраме состоит в том, что он служит не только для

    облегчения эмоционального отреагирования, но и для интеграции выражаемых

    чувств.

    Принятие – состоит в том, что психодраматист независимо ни от каких

    обстоятельств проявляет к протагонисту во время сессии положительное

    отношение. Это создает необходимую свободную обстановку, в которой

    протагонист может выразить себя, не боясь критики и осуждения.

    Суггестия – это наведение у протагониста измененного состояния

    сознания; суггестия может вызвать род транса, похожий на тот, который

    возникает при гипнозе. Суггестия используется для пробуждения воспоминаний,

    фантазий, мечтаний или как приглашение к регрессии в более раннее

    состояние. Суггестии могут вызывать столь живые образы, что появляются все

    виды безумных идей. Протагонист ориентируется в реальности, но до конца не

    осознает, что действительно происходит.

    Совет и обучение – включают в себя дидактические инструкции, дающие

    протагонисту информацию или руководство. Стараясь усилить желательное

    поведение и ослабить нежелательное, психодраматисты используют скорее

    похвалу и ободрение, чем негативную критику и осуждение.

    Самораскрытие происходит, когда психодраматист делится своими

    переживаниями, которые он испытывает в данный момент времени, или прошлым

    опытом, чувствами и мыслями. Позиция «прозрачности» (позиция терапевта, при

    которой он понятен для клиента), занимаемая многими психодраматистами,

    оттеняет как реальные, так и связанные с переносом аспекты взаимодействия

    клиента и терапевта.

    Одна из трудностей, относящаяся к терапевтической функции

    психодраматиста, касается правомерности использования манипуляции. Слово

    «манипуляция» имеет два значения. С одной стороны, оно означает «умелое

    обращение с чем-либо» - например, умелое направление эмоциональных,

    интеллектуальных и адаптивных ресурсов протагониста в разумном

    благоприятном направлении. В таком виде манипуляция представляет собой

    необходимое воздействие в психодраме. Но если под манипуляцией понимать

    авторитарное принуждение, которое происходит, когда протагониста заставляют

    делать что-либо против его воли в отсутствии истинного взаимопонимания,

    тогда такое воздействие неправомерно и вредно для любой разумной терапии:

    оно может оказывать разрушительное долгосрочное влияние на автономию и

    независимость протагониста.

    6.ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ.

    Терапевтический аспект (или фактор) можно определить как элемент,

    вызывающий терапевтический эффект. Терапевтические аспекты представляют

    собой те самые «проводники перемен», «исцеляющие факторы» или «механизмы

    роста», которые вносят позитивный вклад в психотерапию.

    Психотерапевты различных школ отмечают те «основные» факторы, которые,

    как они полагают, наиболее эффективны в практикуемом ими определенном виде

    терапии.

    Психодрама использует множество факторов исцеления. В лечении

    индивидуальных протагонистов можно гибко применять разные аспекты для

    разных терапевтических целей, таких как тренировка в роли, уменьшение

    симптома, кризисная интервенция, общее познание себя, разрешение конфликта

    или изменение личности.

    Исследования показали, что наиболее полезными аспектами

    терапевтического процесса являются эмоциональное отреагирование,

    когнитивный инсайт и межличностные отношения.

    Не смотря на то, что терапевтические факторы сложны и многогранны,

    Келлерман делит их на семь больших категорий: («Психодрама крупным планом»

    с.85)

    1. Искусство терапевта (компетентность, личность).

    2. эмоциональное отреагирование (катарсис, высвобождение сдерживаемого

    аффекта).

    3. Когнитивный инсайт (самопонимание, знание себя, интеграция,

    реконструкция восприятия).

    4. Межличностные отношения (встреча, «теле» и исследование переносов и

    контрпереносов).

    5. Поведенческое обучение и обучение действием (научение новому поведению

    посредством использования награды и наказания, отыгрывание в действии).

    6. Имитационное моделирование воображаемого (поведение «как будто», игра,

    символические представления, иллюзии).

    7. Неспецифические целебные влияния (глобальные вторичные факторы).

    Очевидно, что любое понимание терапевтического механизма психодрамы

    потребует создания мультивариантного поля, которое будет включать в себя не

    только отдельные элементы, но и сочетание различных аспектов, например,

    катарсиса и «теле».

    Если эмоциональные проблемы могут быть вызваны комбинацией факторов

    (например, это могут быть конфликты времен детства, остановка развития,

    нарушенные отношения, вытеснение, подавление, неадекватное обучение

    навыкам), то и лечение должно идти по разным направлениям и объяснение

    должно быть получено с различных точек зрения. По ходу терапии

    относительное значение терапевтических факторов может меняться: в начале

    сессии катарсис будет важнее, чем инсайт в действии, а в конце может быть и

    наоборот.

    7. КАТАРСИС.

    Остановимся более подробно на некоторых терапевтических факторах,

    рассмотренных выше.

    В настоящее время существует множество видов психотерапии, основанных

    на катарсисе: наркоанализ, гештальт-терапия, терапия первичного крика,

    биоэнергетический анализ и др. общим для этих видов психотерапии было

    допущение, что эмоции «скапливаются» в резервуаре, как пар в котле, если не

    находят выражения. Это порождает внутреннее давление, или напряжение,

    которое приводит к нарушению функционирования психики. Чтобы вновь обрести

    состояние благополучия, пациент должен освободить («катартировать»)

    хранилище путем выражения эмоций, там находящихся. Эта теория иногда

    называется «гидравлической моделью» (Bohart 1980). Она восходит к

    «экономическому» воззрению Фрейда на психику как на резервуар энергий,

    который нуждается в периодической разрядке.

    Как и любое выражение чувств в состоянии аффекта, катарсис возникает

    невольно и спонтанно – «экспромтом». Слово «эмоция» здесь принимает свой

    буквальный смысл – происходящий от латинского «e-movere» (движение вовне).

    Но катарсис отличается от других аффективных выражений чувств своей

    интенсивностью, «сыростью» и примитивностью, а также пространственно-

    временном искажением, при котором «здесь и теперь» воспринимается как «там

    и тогда». Например, плач как реакция на недавнюю потерю – это нормальная

    реакция, но взрыв слез после долгого периода сдерживания горя можно

    рассматривать как катарсис.

    Катарсис различается у разных людей как качественно, так и

    количественно. Интенсивность высвобождения чувств очень относительна и

    должна оцениваться не объективно, а с позиции устройства мира переживаний

    конкретного человека.

    Одно из твердо установленных правил в психодраме гласит, что

    достижение протагонистом катарсиса – это главный лечебный фактор

    терапевтического воздействия. Таким образом, катарсис поощряется.

    Независимо от того, когда он случается – его часто рассматривают как

    вершину, или кульминацию, сессии, и после считают единственным, самым

    значительным событием в психодраме. Из чего можно сделать вывод, что роль

    катарсиса в изменении личности, с точки зрения психодрамы сильно

    преувеличено. Несомненно, освобождение эмоций является центром

    психодраматического процесса, но только в комбинации с другими факторами.

    Катарсис может «оформить сцену» для процесса изменения путем ослабления

    фиксированных позиций, но рано или поздно нужно будет работать с

    конфликтами, лежащими за этими фиксациями – либо путем взаимодействия с

    окружающим миром, либо разбираясь в собственных чувствах человека.

    Специфическая функция катарсиса в психодраме состоит в том, чтобы

    облегчить самовыражение и усилить спонтанностью самовыражение – это нечто

    большее, чем просто аффективное высвобождение, оно включает в себя и

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.