МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психодинамическая теория личности

    Психодинамическая теория личности

    МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ

    ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Академия педагогики

    Факультет психологии

    Реферат по курсу “Психология личности”

    “Психодинамическое направление в теории личности”

    Фамилия, и.о. студента

    Студенческий билет

    Преподаватель ______________________

    Рецензент ______________________

    1999

    Содержание

    Нормативная часть

    Психология личности как наука о человеке

    Исторические представления о характере и темпераменте

    Исследования личности в дореволюционный и советский периоды

    Индивидуальная теория личности

    Теории личности в эго-психологии

    Диспозициональное направление

    Гуманистическое направление

    Феноменологическое направление

    Типологические модели социальных характеров

    Типологические модели индивидуальных характеров

    Типологическая модель Э. Кречмера

    Типологические модели акцентуаций характера и психопатий

    Психоаналитические типологические модели (модель Лоуэна)

    Творческая часть

    “Психодинамическое направление в теории личности”

    Топографическая модель уровней сознания

    Структура личности

    Движущие силы поведения

    Психосексуальные стадии развития личности

    Природа и типы тревоги

    Защитные механизмы эго

    Заключение

    Список использованной литературы

    Психология личности как наука о человеке

    Термин “личность” имеет разные значения. Наука о личности – персонология

    – это дисциплина, стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания

    человеческой индивидуальности путём использования различных

    исследовательских стратегий. Современная психология личности, являясь

    научной дисциплиной, трансформирует умозрительные рассуждения о природе

    человека в концепции, которые могут быть подтверждены экспериментально.

    Личность – это прежде всего абстрактное понятие, которое объединяет собой

    многие аспекты, характеризующие человека: эмоции, мотивацию, мысли,

    переживания, восприятие и действия. Концептуальное значение личности

    охватывает широкий спектр внутренних психических процессов, обусловливающих

    особенности поведения человека в различных ситуациях. Теории личности

    сильно различаются между собой, поэтому практически невозможно просто

    подвести под слово “личность” концептуальное определение. В рамках

    психологии нет единственного общепринятого значения – значений столько,

    сколько психологов и теорий личности, решающих эту задачу.

    Понятие “характер” означает совокупность устойчивых индивидуальных

    особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и

    общении, обуславливая типичные для нее способы поведения. Характер –

    качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и

    поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства

    личности. Это каркас и подструктура личности, наложенная на ее основные

    подструктуры. Характерными можно считать не все особенности человека, а

    только существенные и устойчивые. Характер определяется и формируется в

    течение всей жизни человека. Большую роль здесь играют общественные условия

    и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь

    человека.

    Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния,

    составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и

    духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность

    личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной

    активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для

    него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели

    его действий, которые он себе ставит.

    Решающим для понимания характера является взаимоотношение между

    общественно и личностно значимым для человека. В основе единства,

    цельности, силы характера лежит направленность личности. Обладание целями

    жизни — главное условие образования характера. Однако характер и

    направленность личности — не одно то же. Направленность личности

    накладывает огромный отпечаток на все поведение человека. И хотя поведение

    определяется целостной системой отношений, в этой системе всегда что-то

    выдвигается на первый план, доминируя в ней, придавая характеру человека

    своеобразный колорит.

    В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система

    убеждения. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения

    человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в

    справедливости и важности дела, которое он выполняет. Сходство интересов не

    предполагает аналогичных особенностей характера.

    Различие теорий личности может быть проиллюстрировано на примере. Карл

    Роджерс определял личность в терминах самости: как организованную,

    долговременную сущность, составляющую сердцевину наших переживаний. Гордон

    Олпорт определял личность как то, что индивид представляет собой на самом

    деле, как внутреннее нечто, детерминирующее характер взаимодействия

    человека с миром. Джордж Келли рассматривал личность как присущий каждому

    индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта. А Эрик Эриксон

    представлял личность как функцию результатов психосоциальных кризисов в

    течение жизни человека.

    Исторические представления о характере и темпераменте

    С древнейших времен исследователи, наблюдая значительное разнообразие

    поведения, совпадающие с различиями в телосложении и физиологических

    функциях, пытались их упорядочивать, каким-то образом их группировать. Так

    возникли самые различные типологии темпераментов.

    Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач

    Гиппократ (V в. до н.э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением 4

    основных “соков” жизни, – крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи,

    входящих в его состав. Исходя из его учения, самый знаменитый после

    Гиппократа врач античности Клавдий Гален (II в. до н.э.) разработал первую

    типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате “De

    temperamentum”. Им были выделены темпераменты, которые в наше время

    пользуются широкой известностью: сангвиника (от лат. “кровь”), флегматика

    (от греч. “флегма”), холерика (от греч.”желчь”), и меланхолика (от греч.

    “черная желчь”). Эта фантастическая концепция имела огромное влияние на

    ученых на протяжении многих столетий.

    Иммануил Кант (1724-1804) говорил, что с физиологической точки зрения,

    когда речь идет о темпераменте, имеют в виду физическую конституцию и

    комплекцию. Но с точки зрения психологической, т.е. как темперамент души

    (способности чувства и желания), эти выражения касающиеся свойств крови,

    определены только по аналогии игры чувств и желания с телесными движущими

    причинами (из которых кровь самая главная).

    Главное деление учения о темпераментах следующее: темпераменты чувства и

    темпераменты действия каждый делятся на два вида, что в совокупности дает

    четыре темперамента. К темпераментам чувств Кант причислил сангвинический и

    его противоположность – меланхолический. Первый имеет особенность, что на

    ощущение оказывается быстрое и сильное воздействие, но ощущение проникает

    не глубоко (не бывает продолжительным), во втором же темпераменте ощущение

    бывает менее ярким, зато пускает глубокие корни.

    В психологической науке большинство конституционных концепций стало

    объектом критики. Основной недостаток подобных теорий состоит в том, что в

    них недооценивается, а иногда просто игнорируется роль среды и социальных

    условий в формировании психических свойств индивида. Свойства темперамента,

    например, социализация пищевой потребности, любовь к компаниям и дружеским

    излияниям, терпимость и отсутствие сострадания, нельзя считать

    наследственными свойствами того же порядка, что и телосложение. Такие

    свойства формируются под воздействием воспитания и общественной среды. На

    самом деле, давно известна зависимость протекания психических процессов и

    поведение человека от функционирования нервной системы, выполняющей

    доминирующую и управляющую роль в организме.

    Исследования личности в дореволюционный и советский периоды

    П. Лесгафт в конце прошлого века в работе “Семейное воспитание ребёнка и

    его значение” провёл исследование характеров школьников и создал типологию

    детских характеров в количестве шести. Эта работа имела особое значение для

    отечественной психологии не столько точностью наблюдений или

    содержательностью типологии, сколько своей основополагающей тенденцией.

    В начале ХХ века отечественный психолог А. Лазурский (1874-1917) высказал

    идею, что целью систематического изучения индивидуальных характеров

    является прежде всего составление их общепринятой классификации. “Идеальной

    классификацией должна считаться такая, которая в каждом из своих типов

    давала бы не только субъективные особенности данного человека, но также его

    мировоззрение и социальную физиономию, поскольку они состоят в связи с его

    характером.” (А. Лазурский. “Очерк науки о характерах”). В основу

    классификации им был положен принцип активного приспособления личности к

    окружающей среде (куда включались, помимо природы и человеческих

    взаимоотношений, ещё идеи, духовные блага, эстетические, моральные и

    религиозные ценности и т.п.)

    Следующая модель – типологическая модель психопатий и акцентуаций

    характера у подростков, разработанная А. Личко. Чрезмерную выраженность

    отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты

    нормы, принято называть акцентуацией характера. Акцентуации характера

    свойственна повышенная уязвимость к определенного рода психотравматическим

    воздействиям, адресованным к так называемому “месту наименьшего

    сопротивления” данного типа характера при сохранении устойчивости к другим.

    Различают явные и скрытые акцентуации характера: первые отличаются

    постоянными чертами определенного типа характера, а вторые представляет

    собой обычный вариант нормы, не выраженный или выраженный слабо.

    Типологическая модель А. Личко состоит из 11 типов:

    Гипертимный тип (подвижность, общительность, неусидчивость, приподнятое

    настроение, множество поверхностных увлечений, излишняя самоуверенность и

    стремление произвести на окружающих впечатление).

    Циклоидный тип (повышенная раздражительность и склонностью к апатии, тяжело

    переживает даже незначительные неприятности, настроение периодически

    меняется).

    Лабильный тип очень изменчив в настроении. От сиюминутного настроения этих

    подростков зависит многое в их психологии и поведении.

    Астено-невротический тип (повышенная мнительность и капризность,

    утомляемость и раздражительность, особенно при выполнении трудной задачи;

    склонность к ипохондрии).

    Сенситивный тип (повышенная чувствительность ко всему, застенчивость,

    послушание и привязанность к родителям, моральные требования к себе и

    окружающим людям, большая привязанность в дружбе).

    Психастенический тип характеризуется ранним интеллектуальным развитием,

    склонностью к размышлениям, к самоанализу и оценкам поведения других.

    Самоуверенность сочетается с нерешительностью, а безаппеляционность

    суждений со скоропалительными действиями.

    Шизоидный тип (замкнутость, внешнее безразличие к другим людям, плохо

    понимают состояния других людей, неумение сочувствовать, наполненность

    внутреннего мира различными фантазиями, сдержанность во внешнем проявлении

    своих чувств).

    Эпилептоидный тип (часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем

    детстве; в условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя

    нередко на высоте).

    Истероидный тип (эгоцентризм, жажда внимания к своей особе, выражена

    склонность к театральности, позерству).

    Неустойчивый тип (повышенная склонность и тяга к развлечениям, а также к

    безделью и праздности, отсутствие серьезных интересов, они почти не думают

    о своем будущем).

    Конформный тип (демонстрирует бездумное, некритическое подчинение

    авторитетам, большинству в группе; склонность к морализаторству и

    консерватизму; главное жизненное кредо – “быть как все”).

    Акцентуация характера при воздействии неблагоприятных условий может

    привести к нарушениям и изменениям поведения личности.

    Когда говорят о наличии у кого-то определенного характера, тем самым

    указывают на известную однобокость его психической организации, известную

    дисгармонию психики, По сути дела, о нормальном “идеальном” человеке нельзя

    сказать, какой у него характер, т.к. все его поведение является простой

    реакцией на внешние воздействия.

    Наконец, хочется сказать ещё об одной типологии – Б. Братусь. Им был

    выделен в отдельную категорию “тип личности пересторечной эпохи”.

    Применительно к личности состояние этого типа обозначается как переходное

    потребностно-мотивационное состояние. Б. Братусь пишет: “В нём есть

    желание, стремление, но нет устойчивого, определённого предмета, ему

    отвечающего. (…) Человек в подобном состоянии может ещё сказать о том, чего

    он не хочет, но не о том, что ему действительно потребно.” (Б. Братусь.

    “Психология. Нравственность. Культура”. М, 1994).

    Индивидуальная теория личности

    Индивидуальная психология Альфреда Адлера имеет несколько ключевых

    принципов и исходя из них описывает человека. Эти основные принципы:

    1) человек является единым, самомогласующимся и целостным;

    2) человеческая жизнь – это динамическое стремление к превосходству;

    3) индивидуум – есть творческая и самоопределяющаяся сущность;

    4) социальная принадлежность индивидуума.

    Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной

    неполноценности, которое они испытывали в детстве, и переживая

    неполноценность, в течение жизни борются за превосходство. Каждый человек

    вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого стремится к

    достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или

    совершенство. (С этим связано понятие “фикционный финализм” – идея о том,

    что поведение человека подчинено им самим намеченным целям в отношении

    будущего). Согласно Адлеру, стиль жизни особенно ясно проявляется в

    установках личности и её поведении, направленном на решение трёх основных

    жизненных задач: работа, дружба и любовь. Основываясь на оценке степени

    выраженности социального интереса и степени активности по отношению к этим

    трём задачам, Адлер различал типа установки, сопутствующих стилю жизни:

    управляющий (самоуверенность, напористость, незначительный социальный

    интерес, установка превосходства над внешним миром) берущий (паразитизм в

    отношении внешнего мира, отсутствие социального интереса, низкая степень

    активности), избегающий (отсутствие активности и социального интереса,

    опасение нуда, бегство от решения жизненных задач) и социально-полезный

    (сочетание высокой степени социального интереса с высокой активностью,

    забота о других и заинтересованность в общении, осознание важности

    сотрудничества, личного мужества и готовности вносить вклад в благоденствие

    других).

    Адлер полагал, что стиль жизни создаётся благодаря творческой силе

    индивидуума, однако определённое влияние на него оказывается порядком

    рождения (первенец, единственный ребёнок, средний или последний ребёнок).

    Также в индивидуальной психологии упор делается на так называемый

    социальный интерес – а именно внутреннюю тенденцию человека к участию в

    создании идеального общества.

    Центральным понятием всей теории Альфреда Адлера является творческое “Я”.

    В этом понятии воплощается активный принцип человеческой жизни; то, что

    придаёт ей значимость; то, под чьим влиянием формируется стиль жизни. Эта

    творческая сила отвечает за цель жизни человека и способствует развитию

    социального интереса.

    Теории личности в эго-психологии

    В теории Эрика Эриксона наибольшее значение имеет эго и его адаптивные

    способности. К другим особенностям его теории, названной эго-психология,

    относятся акцент на изменениях, происходящих в процессе развития на

    протяжении жизни человека; упор на психически здоровом человеке; особая

    роль идентичности и, наконец, сочетание клинических наблюдений с изучением

    культурно-исторических факторов в изучении структуры личности.

    Эго-психология Эриксона считается развитием психоанализа, но он отошёл от

    психоанализа по нескольким важным пунктам: сдвиг акцента от ид к эго;

    подчёркивание исторических условий формирования эго у ребёнка; его теория

    охватывает всё жизненное пространство индивидуума; наконец, его взгляды на

    природу и разрешение психосексуальных конфликтов отличались от таковых у

    Фрейда.

    Центральным для эриксоновской теории развития эго является

    эпигенетический принцип. Согласно ему, человек в течение жизни проходит

    через несколько универсальных для всего человечества стадий. Личность

    развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешён

    готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего пути. Общество

    устроено так, что развитие социальных возможностей принимается

    одобрительно, общество способствует сохранению этой тенденции, поддержанию

    её темпа и последовательности развития.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.