Психодинамическая теория личности
Психодинамическая теория личности
МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ
ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Академия педагогики
Факультет психологии
Реферат по курсу “Психология личности”
“Психодинамическое направление в теории личности”
Фамилия, и.о. студента
Студенческий билет
Преподаватель ______________________
Рецензент ______________________
1999
Содержание
Нормативная часть
Психология личности как наука о человеке
Исторические представления о характере и темпераменте
Исследования личности в дореволюционный и советский периоды
Индивидуальная теория личности
Теории личности в эго-психологии
Диспозициональное направление
Гуманистическое направление
Феноменологическое направление
Типологические модели социальных характеров
Типологические модели индивидуальных характеров
Типологическая модель Э. Кречмера
Типологические модели акцентуаций характера и психопатий
Психоаналитические типологические модели (модель Лоуэна)
Творческая часть
“Психодинамическое направление в теории личности”
Топографическая модель уровней сознания
Структура личности
Движущие силы поведения
Психосексуальные стадии развития личности
Природа и типы тревоги
Защитные механизмы эго
Заключение
Список использованной литературы
Психология личности как наука о человеке
Термин “личность” имеет разные значения. Наука о личности – персонология
– это дисциплина, стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания
человеческой индивидуальности путём использования различных
исследовательских стратегий. Современная психология личности, являясь
научной дисциплиной, трансформирует умозрительные рассуждения о природе
человека в концепции, которые могут быть подтверждены экспериментально.
Личность – это прежде всего абстрактное понятие, которое объединяет собой
многие аспекты, характеризующие человека: эмоции, мотивацию, мысли,
переживания, восприятие и действия. Концептуальное значение личности
охватывает широкий спектр внутренних психических процессов, обусловливающих
особенности поведения человека в различных ситуациях. Теории личности
сильно различаются между собой, поэтому практически невозможно просто
подвести под слово “личность” концептуальное определение. В рамках
психологии нет единственного общепринятого значения – значений столько,
сколько психологов и теорий личности, решающих эту задачу.
Понятие “характер” означает совокупность устойчивых индивидуальных
особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и
общении, обуславливая типичные для нее способы поведения. Характер –
качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и
поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства
личности. Это каркас и подструктура личности, наложенная на ее основные
подструктуры. Характерными можно считать не все особенности человека, а
только существенные и устойчивые. Характер определяется и формируется в
течение всей жизни человека. Большую роль здесь играют общественные условия
и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь
человека.
Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния,
составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и
духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность
личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной
активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для
него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели
его действий, которые он себе ставит.
Решающим для понимания характера является взаимоотношение между
общественно и личностно значимым для человека. В основе единства,
цельности, силы характера лежит направленность личности. Обладание целями
жизни — главное условие образования характера. Однако характер и
направленность личности — не одно то же. Направленность личности
накладывает огромный отпечаток на все поведение человека. И хотя поведение
определяется целостной системой отношений, в этой системе всегда что-то
выдвигается на первый план, доминируя в ней, придавая характеру человека
своеобразный колорит.
В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система
убеждения. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения
человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в
справедливости и важности дела, которое он выполняет. Сходство интересов не
предполагает аналогичных особенностей характера.
Различие теорий личности может быть проиллюстрировано на примере. Карл
Роджерс определял личность в терминах самости: как организованную,
долговременную сущность, составляющую сердцевину наших переживаний. Гордон
Олпорт определял личность как то, что индивид представляет собой на самом
деле, как внутреннее нечто, детерминирующее характер взаимодействия
человека с миром. Джордж Келли рассматривал личность как присущий каждому
индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта. А Эрик Эриксон
представлял личность как функцию результатов психосоциальных кризисов в
течение жизни человека.
Исторические представления о характере и темпераменте
С древнейших времен исследователи, наблюдая значительное разнообразие
поведения, совпадающие с различиями в телосложении и физиологических
функциях, пытались их упорядочивать, каким-то образом их группировать. Так
возникли самые различные типологии темпераментов.
Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач
Гиппократ (V в. до н.э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением 4
основных “соков” жизни, – крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи,
входящих в его состав. Исходя из его учения, самый знаменитый после
Гиппократа врач античности Клавдий Гален (II в. до н.э.) разработал первую
типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате “De
temperamentum”. Им были выделены темпераменты, которые в наше время
пользуются широкой известностью: сангвиника (от лат. “кровь”), флегматика
(от греч. “флегма”), холерика (от греч.”желчь”), и меланхолика (от греч.
“черная желчь”). Эта фантастическая концепция имела огромное влияние на
ученых на протяжении многих столетий.
Иммануил Кант (1724-1804) говорил, что с физиологической точки зрения,
когда речь идет о темпераменте, имеют в виду физическую конституцию и
комплекцию. Но с точки зрения психологической, т.е. как темперамент души
(способности чувства и желания), эти выражения касающиеся свойств крови,
определены только по аналогии игры чувств и желания с телесными движущими
причинами (из которых кровь самая главная).
Главное деление учения о темпераментах следующее: темпераменты чувства и
темпераменты действия каждый делятся на два вида, что в совокупности дает
четыре темперамента. К темпераментам чувств Кант причислил сангвинический и
его противоположность – меланхолический. Первый имеет особенность, что на
ощущение оказывается быстрое и сильное воздействие, но ощущение проникает
не глубоко (не бывает продолжительным), во втором же темпераменте ощущение
бывает менее ярким, зато пускает глубокие корни.
В психологической науке большинство конституционных концепций стало
объектом критики. Основной недостаток подобных теорий состоит в том, что в
них недооценивается, а иногда просто игнорируется роль среды и социальных
условий в формировании психических свойств индивида. Свойства темперамента,
например, социализация пищевой потребности, любовь к компаниям и дружеским
излияниям, терпимость и отсутствие сострадания, нельзя считать
наследственными свойствами того же порядка, что и телосложение. Такие
свойства формируются под воздействием воспитания и общественной среды. На
самом деле, давно известна зависимость протекания психических процессов и
поведение человека от функционирования нервной системы, выполняющей
доминирующую и управляющую роль в организме.
Исследования личности в дореволюционный и советский периоды
П. Лесгафт в конце прошлого века в работе “Семейное воспитание ребёнка и
его значение” провёл исследование характеров школьников и создал типологию
детских характеров в количестве шести. Эта работа имела особое значение для
отечественной психологии не столько точностью наблюдений или
содержательностью типологии, сколько своей основополагающей тенденцией.
В начале ХХ века отечественный психолог А. Лазурский (1874-1917) высказал
идею, что целью систематического изучения индивидуальных характеров
является прежде всего составление их общепринятой классификации. “Идеальной
классификацией должна считаться такая, которая в каждом из своих типов
давала бы не только субъективные особенности данного человека, но также его
мировоззрение и социальную физиономию, поскольку они состоят в связи с его
характером.” (А. Лазурский. “Очерк науки о характерах”). В основу
классификации им был положен принцип активного приспособления личности к
окружающей среде (куда включались, помимо природы и человеческих
взаимоотношений, ещё идеи, духовные блага, эстетические, моральные и
религиозные ценности и т.п.)
Следующая модель – типологическая модель психопатий и акцентуаций
характера у подростков, разработанная А. Личко. Чрезмерную выраженность
отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты
нормы, принято называть акцентуацией характера. Акцентуации характера
свойственна повышенная уязвимость к определенного рода психотравматическим
воздействиям, адресованным к так называемому “месту наименьшего
сопротивления” данного типа характера при сохранении устойчивости к другим.
Различают явные и скрытые акцентуации характера: первые отличаются
постоянными чертами определенного типа характера, а вторые представляет
собой обычный вариант нормы, не выраженный или выраженный слабо.
Типологическая модель А. Личко состоит из 11 типов:
Гипертимный тип (подвижность, общительность, неусидчивость, приподнятое
настроение, множество поверхностных увлечений, излишняя самоуверенность и
стремление произвести на окружающих впечатление).
Циклоидный тип (повышенная раздражительность и склонностью к апатии, тяжело
переживает даже незначительные неприятности, настроение периодически
меняется).
Лабильный тип очень изменчив в настроении. От сиюминутного настроения этих
подростков зависит многое в их психологии и поведении.
Астено-невротический тип (повышенная мнительность и капризность,
утомляемость и раздражительность, особенно при выполнении трудной задачи;
склонность к ипохондрии).
Сенситивный тип (повышенная чувствительность ко всему, застенчивость,
послушание и привязанность к родителям, моральные требования к себе и
окружающим людям, большая привязанность в дружбе).
Психастенический тип характеризуется ранним интеллектуальным развитием,
склонностью к размышлениям, к самоанализу и оценкам поведения других.
Самоуверенность сочетается с нерешительностью, а безаппеляционность
суждений со скоропалительными действиями.
Шизоидный тип (замкнутость, внешнее безразличие к другим людям, плохо
понимают состояния других людей, неумение сочувствовать, наполненность
внутреннего мира различными фантазиями, сдержанность во внешнем проявлении
своих чувств).
Эпилептоидный тип (часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем
детстве; в условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя
нередко на высоте).
Истероидный тип (эгоцентризм, жажда внимания к своей особе, выражена
склонность к театральности, позерству).
Неустойчивый тип (повышенная склонность и тяга к развлечениям, а также к
безделью и праздности, отсутствие серьезных интересов, они почти не думают
о своем будущем).
Конформный тип (демонстрирует бездумное, некритическое подчинение
авторитетам, большинству в группе; склонность к морализаторству и
консерватизму; главное жизненное кредо – “быть как все”).
Акцентуация характера при воздействии неблагоприятных условий может
привести к нарушениям и изменениям поведения личности.
Когда говорят о наличии у кого-то определенного характера, тем самым
указывают на известную однобокость его психической организации, известную
дисгармонию психики, По сути дела, о нормальном “идеальном” человеке нельзя
сказать, какой у него характер, т.к. все его поведение является простой
реакцией на внешние воздействия.
Наконец, хочется сказать ещё об одной типологии – Б. Братусь. Им был
выделен в отдельную категорию “тип личности пересторечной эпохи”.
Применительно к личности состояние этого типа обозначается как переходное
потребностно-мотивационное состояние. Б. Братусь пишет: “В нём есть
желание, стремление, но нет устойчивого, определённого предмета, ему
отвечающего. (…) Человек в подобном состоянии может ещё сказать о том, чего
он не хочет, но не о том, что ему действительно потребно.” (Б. Братусь.
“Психология. Нравственность. Культура”. М, 1994).
Индивидуальная теория личности
Индивидуальная психология Альфреда Адлера имеет несколько ключевых
принципов и исходя из них описывает человека. Эти основные принципы:
1) человек является единым, самомогласующимся и целостным;
2) человеческая жизнь – это динамическое стремление к превосходству;
3) индивидуум – есть творческая и самоопределяющаяся сущность;
4) социальная принадлежность индивидуума.
Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной
неполноценности, которое они испытывали в детстве, и переживая
неполноценность, в течение жизни борются за превосходство. Каждый человек
вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого стремится к
достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или
совершенство. (С этим связано понятие “фикционный финализм” – идея о том,
что поведение человека подчинено им самим намеченным целям в отношении
будущего). Согласно Адлеру, стиль жизни особенно ясно проявляется в
установках личности и её поведении, направленном на решение трёх основных
жизненных задач: работа, дружба и любовь. Основываясь на оценке степени
выраженности социального интереса и степени активности по отношению к этим
трём задачам, Адлер различал типа установки, сопутствующих стилю жизни:
управляющий (самоуверенность, напористость, незначительный социальный
интерес, установка превосходства над внешним миром) берущий (паразитизм в
отношении внешнего мира, отсутствие социального интереса, низкая степень
активности), избегающий (отсутствие активности и социального интереса,
опасение нуда, бегство от решения жизненных задач) и социально-полезный
(сочетание высокой степени социального интереса с высокой активностью,
забота о других и заинтересованность в общении, осознание важности
сотрудничества, личного мужества и готовности вносить вклад в благоденствие
других).
Адлер полагал, что стиль жизни создаётся благодаря творческой силе
индивидуума, однако определённое влияние на него оказывается порядком
рождения (первенец, единственный ребёнок, средний или последний ребёнок).
Также в индивидуальной психологии упор делается на так называемый
социальный интерес – а именно внутреннюю тенденцию человека к участию в
создании идеального общества.
Центральным понятием всей теории Альфреда Адлера является творческое “Я”.
В этом понятии воплощается активный принцип человеческой жизни; то, что
придаёт ей значимость; то, под чьим влиянием формируется стиль жизни. Эта
творческая сила отвечает за цель жизни человека и способствует развитию
социального интереса.
Теории личности в эго-психологии
В теории Эрика Эриксона наибольшее значение имеет эго и его адаптивные
способности. К другим особенностям его теории, названной эго-психология,
относятся акцент на изменениях, происходящих в процессе развития на
протяжении жизни человека; упор на психически здоровом человеке; особая
роль идентичности и, наконец, сочетание клинических наблюдений с изучением
культурно-исторических факторов в изучении структуры личности.
Эго-психология Эриксона считается развитием психоанализа, но он отошёл от
психоанализа по нескольким важным пунктам: сдвиг акцента от ид к эго;
подчёркивание исторических условий формирования эго у ребёнка; его теория
охватывает всё жизненное пространство индивидуума; наконец, его взгляды на
природу и разрешение психосексуальных конфликтов отличались от таковых у
Фрейда.
Центральным для эриксоновской теории развития эго является
эпигенетический принцип. Согласно ему, человек в течение жизни проходит
через несколько универсальных для всего человечества стадий. Личность
развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешён
готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего пути. Общество
устроено так, что развитие социальных возможностей принимается
одобрительно, общество способствует сохранению этой тенденции, поддержанию
её темпа и последовательности развития.
Страницы: 1, 2, 3
|