МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психоанализ

    которыми имеет дело традиционная этика, поневоле должны оставаться неясными

    и путанными, ибо зачастую одним и тем же словом обозначают совершенно

    разные, а порой противоположные поступки. Преодолеть эту неадекватность

    можно, только если они будут рассматриваться в связи (и на фоне) с типом

    характера человека, о котором утверждается, что он либо добродетельный,

    либо порочный. Добродетель, рассматриваемая независимо от типа характера,

    может на деле оказаться лишенной истинного ценностного содержания (как,

    например, смещение, возникающее под давлением страха или в качестве реакции

    на подавление высокомерия). Так же и порок может быть оценен совсем иначе,

    если рассматривать его в рамках характера субъекта (к примеру, высокомерие,

    надменность могут быть проявлением чувства несостоятельности и

    неуверенности). Эти соображения имеют непосредственное отношение к этике.

    Предметом этики является именно характер, и только с точки зрения типа

    характера как целого можно высказать общезначимые этические суждения по

    поводу отдельных черт и поступков. Добродетельный или порочный характер, а

    не отдельные добродетели или пороки – вот истинный предмет науки этики.

    Не менее важно для этики понятие бессознательной мотивации. Хотя это

    понятие, в общей форме, восходит к Лейбницу и Спинозе, Фрейд был первым,

    кто приступил к систематическому эмпирическому исследованию бессознательных

    стремлений, заложив тем самым основы теории человеческой мотивации. Таким

    образом, понятие бессознательной мотивации открыло новые возможности

    этических высказываний. Не только «низменное», как отметил Фрейд, «но и

    возвышенное в Ego может быть проявление бессознательного», являясь

    сильнейшим мотивом различных поступков; вот почему этика не может

    игнорировать изучение бессознательного.

    Хотя психоанализ располагает немалыми возможностями для изучения

    формирования ценностных суждений и мотиваций, Фрейд и его школа не

    воспользовались ими для углубленного изучения этических проблем.

    Фрейд не касался специально этических ценностей, соотнесенность с ними

    все-таки подразумевалась: прегенитальная ориентация характеризуется такими

    чертами личности, как жадность, зависимость, стремление к скупости, тогда

    как генитальная ориентация характеризуется продуктивным, зрелым характером,

    более высоким в этическом отношении. Таким образом, характерология Фрейда

    подразумевает, что добродетель является естественной целью человеческого

    развития. Это развитие может блокироваться различными и преимущественно

    внешними обстоятельствами, что может привести к формированию невротического

    характера. Нормальное же развитие сопровождается развитием зрелого,

    самостоятельного и творческого характера, способного к труду и любви; и

    тогда, в конечном счете, оказывается, что согласно Фрейду, здоровье и

    добродетель – одно и то же.

    4.ПСИХОАНАЛИЗ КАК МЕТОД ОБЪЯСНЕНИЯ И ПОНИМАНИЯ

    СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ.

    Каждый крупный социальный мыслитель мыслит в своей особой тональности,

    глубоко разрабатывая лишь одну точку зрения. Точка зрения Фрейда

    представляет общество как невидимую, бессознательную реальность, дающую о

    себе знать через «Симптомы» - индивидуальные и коллективные. В этой живой

    реальности ежедневно и ежечасно сталкиваются и сочетаются психические силы

    инстинктов, влечений, структурных элементов личности, различных проективных

    образований.

    Общий объяснительный принцип психоанализа состоит в том, чтобы показать,

    каким образом комбинации и столкновения психических сил рождают социо-

    культурные явления. Психика как бы проецируется на «социальный экран».

    Влечения, чувства, образы – персонифицируются в различных социальных

    учреждениях и личностях выдающихся людей. Здесь кроется одна из загадок

    психоанализа: механицизм, физикализм, которые господствуют у Фрейда, когда

    он исследует психические механизмы, сменяются символизмом и мифологией,

    через эти механизмы старается объяснить явления и процессы в культуре.

    Фрейд, принимая близко к сердцу заботы, тревоги своей эпохи, пытался

    осмыслить их на языке психоанализа и, таким образом, выходил на самый

    высокий уровень социальных обобщений, высказываясь о природе социальной

    реальности, социальных связей, структуре и эволюции общества, функциях

    культуры, роли иррациональных механизмов в поддержании социального порядка,

    соотношении личных и общественных интересов и многом другом.

    5.ЛЕЧЕНИЕ ИСТЕРИИ – КЛЮЧ К ПОНИМАНИЮ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО.

    В середине века истерию объясняли «вселением беса». Бес «держит»,

    ведет, сбивает с толку. Немало женщин-истеричек, объявленных ведьмами,

    сгорело на кострах XI-XIV веках. В Новое Время, когда «право на болезнь»

    такого рода было признано, к истерии стали относиться как к симуляции или

    считали ее результатом самовнушения.

    Трудность лечения истерии состоит в том, что врачу первоначально не

    известны не причина вытеснения, не смысловая связь между вытесненным

    лечением и симптомом. Симптом может быть значительно удален от

    репрессированной функции. Кроме того – структура психического

    бессознательного у разных людей – неодинакова, отдельные органы

    представлены в ней с разной силой и по-разному ассоциированы. Все это нужно

    учитывать психоаналитику, когда он ищет причину истерии.

    5.1. Метод свободных ассоциаций.

    Неправильно было бы думать, что психоаналитик, побуждая пациента к

    свободному ассоциированию, рассчитывает обязательно отыскать в его памяти

    сильное болезненное переживание. Психоаналитик исходит как раз из того, что

    переживание не состоялось из-за сопротивления, оказанного ему моральной

    цензурой, в результате чего и возник симптом. Импульс, который должен был

    вызвать переживание едва лишь вступив на порог сознания, сразу был

    отвергнут, вытеснен. В бессознательном он подключился к легализованным

    механизмам разрядки и стал, таким образом, нарушителем порядка. Задача

    психоаналитика – заставить пациента осознать и отреагировать вытесненный

    импульс «задним числом».

    Важный вклад метода свободных ассоциаций в теории личности, недостаточно

    оцененный, впрочем, самим Фрейдом, состоял в открытии роли языка в

    структурировании бессознательного. Ведь именно с помощью слова, логического

    рассуждения врачу удается «выправить» цепь событий в память пациента,

    вернуть переживанием их истинное значение.

    Метод свободных ассоциаций был развитием и углублением «катартического»

    метода Брейера (катарсис – очищение). Гипноз заменялся при этом

    эмоционально-насыщенным общением, нравственным воздействием врача на

    больного. Катарсис достигался как за счет высвобождения импульсов, так и за

    счет активизации высших духовно-нравственных инстанций психики, перевода

    вытесненного в план общечеловеческих ценностей.

    5.2. Катарсис.

    Катарсис – не только медицинский, но нравственно-эстетический феномен.

    Вообще говоря, истерия, ее возникновение, симптоматика и лечение,

    демонстрируют, как бы в укрупненном масштабе, нормальные психические

    функции. Вытеснение происходит у каждого человека довольно часто, особенно

    в тех случаях, когда труд или быт включают в себя работу с людьми.

    Нормальное поведение, нормальная психика не лишены аномалий, ошибок,

    специфических для каждого человека и в некоторых случаях даже полезных,

    помогающих адаптации. «Микрокатарсис» присутствует почти в каждом акте

    общения, особенно, в дружеском, откровенном разговоре. Зритель испытывает

    катарсис в театре, верующий – в храме. Катарсис не только очищает, но и

    наполняет душу переживанием высоких чувств. Через цепь малых, повседневных

    катарсисов происходит развитие личности, приспособление людей друг к другу.

    Психоаналитическое лечение истерии можно рассматривать также и как метод

    изучения здоровой психики, основных ее механизмов.

    ТОЛКОВАНИЕ СНОВИДЕНИЙ

    После открытия метода свободных ассоциаций проблемы лечения все больше

    отходят для Фрейда на второй план по сравнению с интересом к исследованию

    бессознательного. Арсенал метод исследования постепенно пополняются.

    Толкование сновидений Фрейд называет «королевской дорогой» к

    бессознательному, «областью, в которой всякий психоаналитик должен получить

    свое образование».

    Толкование сновидений – высоко ценимое в древности, многократно

    осмеянное и, казалось бы, совершенно устаревшее искусство, - привлекло

    внимание Фрейда потому, что многие больные вместо требуемых от них

    воспоминаний рассказывали свои сны. Обсуждение снов с врачом давало не

    редко оздоровляющий эффект. Позже Фрейд стал специально просить пациентов

    рассказывать сны. Он начал анализировать и собственные сновидения, проверяя

    таким образом гипотезу о вытеснении и других бессознательных механизмов.

    Книга Фрейда «Толкование сновидений», вышедшая в 1900 году, считается

    наиболее фундаментальной в ряду работ о бессознательном. С нее начинается

    история теоретического психоанализа. Ведь именно в ней был обоснован тезис

    о скрытом смысле психических явлений, которые раньше считались

    бессмысленными. К сновидениям в этом ряду позже были присоединены оговорки,

    ошибки, забывания, непреднамеренные действия.

    Главный тезис теории сновидений гласит, что сновидение есть

    осуществление желания. Сновидение говорит о будущем, но воспроизводит

    прошлое и в этом его сходство с невротическим симптомом. В обоих случаях

    закрыт путь к прямому осуществлению желания и оно выражается в

    замаскированном, зашифрованном виде. Работа психоаналитика по его

    дешифровке должна быть противоположна работе сновидения.

    Сновидение выступает как пограничное явление. С одной стороны – это

    необходимый момент нормальной душевной жизни. С другой стороны, оно

    напоминает продукты распавшейся психики душевнобольных. Ни психологи, ни

    психиатры не интересовались сновидением как особой психической функцией.

    Психологии сна, подобной, скажем, психологии мышления, памяти, восприятия –

    не существует и до сих пор. Толкование сновидений служит хорошим средством

    реконструкции биографии, выявления черт характера. Сны смотрятся легко, без

    усилия, с захватывающим интересом. В них не заметно действия сопротивления.

    Иногда во сне можно припомнить или понять то, что днем, наяву упорно не

    осознается. Все это говорит о том, что во сне активизируется

    бессознательное. Сны маленьких детей легко объяснимы. В них обычно

    исполняются желания, которые днем не нашли удовлетворения. Сновидения

    взрослых, оказавшихся в экстремальных условиях, также приближены к

    действительности, Известно много случаев, когда голодавшие люди

    наслаждались во сне грандиозными пирами, курильщики, лишенные папиросы,

    выдели горы табака. Тому, кто ел за ужином острую пищу, вызывающую жажду

    легко может приснится, что но пьет. Но большая часть сновидений состоит из

    странных, фантастических образов, изобилующих деталями, с трудом

    поддающимся расшифровке. Сложность и искаженность содержания сновидений

    Фрейд объясняет «цензурой», которая, хотя и ослаблена, продолжает

    действовать во сне, вызывая в нем пропуски, смещения, сгущения образов.

    Сновидения трактуются Фрейдом как форма ежесуточной психотерапией. С их

    помощью изживаются порождаемая жизнью поражения и конфликты. Сон напоминает

    регрессию – свободное течение ассоциаций – от последнего случайного

    впечатления – к ранним и стержневым психическим комплексам. Работа сна

    состоит, с одной стороны, в «обходе цензуры», снятия сопротивлений, а с

    другой, в выработке фантазий « на тему» вытесненного желания. Мысли во сне

    переводятся в образы, а реальные отношения выступают в виде символических.

    Истолкование сна состоит в расшифровке символов на основе того «языка»,

    который выработался у данного конкретного человека. К «сонникам»,

    раскрывающим якобы символику сновидений, Фрейд относился отрицательно.

    Психоаналитик должен рассматривать каждый элемент сновидения как

    самостоятельный, пренебрегая до известной степени их последовательностью.

    Любопытно, что и сознание, и бессознательное во сне действует с удвоенной

    энергией, как бы наслаждаясь отсутствием обычно разделяющего их барьера. Во

    сне реалистические картины выглядят особенно богатыми: из глубины памяти

    всплывают эпизоды, казалось бы, давно забытые. Но в то же время сон

    поражает буйной фантазией, образами, которые ни в каком опыте не

    встречались.

    При тяжелом неврозе часто повторяется один и тот же сон. Течение образов

    развертывается вплоть до ситуации, вызывающей ужас. Но ресурса защитных

    сил не хватает, чтобы совладеть с впечатлением. Человек в страхе

    просыпается. Невроз прогрессирует, сметая остатки защитных механизмов и

    человек уже боится самого сна. В таких случаях требуется специальное

    лечение.

    Нежелание ученых исследовать сновидения Фрейда объясняет нелепым

    аморальным их содержанием. Во сне свободное от эротических уз «Я» идет

    навстречу влечениям, беспрепятственно выбирает объекты любви и ненависти,

    не считаясь с нормами культуры.

    Итак, сновидения, по Фрейду – вовсе не патологическое и экзотическое, но

    вполне здоровое и нормальное явление психической жизни. Оно восстанавливает

    психическое равновесие, перерабатывает болезнетворные «дневные остатки»,

    поддерживает преемственность и само идентичность личности на протяжении

    всей жизни. При этом именно сновидение в наиболее полной и отчетливой

    форме представляет бессознательное. Сновидение есть не только звено

    индивидуального психического процесса, но и коллективного исторического

    культуротворчества. Из признаний Гете, Гельмгольца, Пушкина, Менделеева и

    других высокоодаренных натур мы знаем, что многие идеи и образы приходили

    к ним во сне или в минуты вдохновения почти в готовом виде. Сны играли

    важную роль в формировании религий и мифов. Конечно, сновидение всегда

    проистекает из прошлого. Но, рисуя осуществление желания, оно переносит нас

    в будущее, правдоподобно воспроизводя все те условия, при которых желание

    могло бы осуществляться.

    7. ПСИХОПАТОЛОГИЯ ОБЫДЕННОЙ ЖИЗНИ.

    Следующий шаг в изучении бессознательного Фрейд сделал, обратив внимание

    на аномальные, но распространенные в повседневной жизни случаи забываний,

    ошибок, описок, оговорок, непреднамеренных действий и «самокалечения».

    Повторяемость, типичность этих явлений, говорят о том, что в них

    проявляются какие-то устойчивые намерения бессознательного.

    Забываются не только неприятные образы, но также яркие, радостные

    события, если воспоминание о них может вызвать чувство вины или конфликта с

    окружающей действительностью. Многие психологи до Фрейда рассматривали

    забывания как естественный процесс, не требующий специального объяснения,

    или удовлетворялись ссылками на «усталость», «слабую память»,

    «рассеянность». Фрейд исходя «Закона сохранения» и принципа

    психологического детерминизма стремится выяснить причину каждого

    конкретного забывания и обнаруживает, что в качестве таковой могут

    выступать чувства вины, угрызения совести, страх и т.п. Можно сказать, что

    забывание объясняется тайным желанием забыть. Мы забываем номер телефона,

    по которому не хочется звонить, имя человека, с которым связаны какие-то

    заботы и осложнения.

    7.1. Забывание

    Забывание или вытеснение – есть механизм защиты, который представлялся

    Фрейду главным принципом работы психики. Однако ясно, что если бы

    забывалось все неприятное, тревожащее и помнилось только приятное, это бы

    нарушило контакт человека с миром и, в конечном итоге, привело бы к

    умственному расстройству и увеличению страданий. Поэтому должны

    существовать психические инстанции, препятствующие вытеснению и требующие

    принимать страдания, как должное. Это – «Я» («эго») и «Сверх-Я» («Супер-

    эго»). В отличие от «Оно» («Ид»), которое действует по принципу

    удовольствия (хочу – не хочу), «Я» и «Сверх-Я» должны удерживать в памяти

    материал, безотносительно к его «эмоциональной окраске».

    Предлагаемая Фрейдом модель личности («Я» - «Оно» - «Сверх-Я») вместе с

    теорией вытеснения объясняет избирательность и направленность запоминания.

    Легкость и прочность запоминания зависят от значимости информации для

    человека. Память разрушается под влиянием рег4улярно испытываемых,

    постыдных, конфликтных переживаний.

    Анализ забываний и других аномалий обыденной жизни – несомненная заслуга

    Фрейда. Но его концепция не бесспорна. Главное возражение против нее в том,

    что процессы концентрации и рассеивания информации, а, следовательно,

    процессы припоминания и забывания, синтез и распад продуктов психической

    жизни, по крайней мере, равновероятны, равновозможны. Способность помнить и

    способность забывать – необходимые компоненты душевного здоровья. Иногда

    усилия необходимы, чтобы вспомнить, а иногда - чтобы забыть.

    Анализируя оговорки, Фрейд обнаруживает и здесь механизмы смещения,

    сгущение, символизации, действующие через посредство смысловых ассоциаций,

    игры слов.

    Несчастные случаи, связанные с самокалечением и приводящие иногда к

    гибели человека, Фрейд рассматривает, как проявление карающей функции

    «Сверх-Я», совести.

    Душевное здоровье состоит в уравновешенности и сбалансированности

    психических процессов, и основных структурных элементов психики: сознание и

    бессознательного, «Я», «Оно» и «Сверх-Я». Здоровый человек владеет своим

    психологическим аппаратом. Он способен удерживать механизмы защиты под

    контролем сознания. Важный компонент психического здоровья, по Фрейду, -

    способность к сознательной переработке впечатлений, то есть доминирование

    «Я» над «Оно».

    Из психоаналитического метода следует признание известных прав

    бессознательного и прав «Оно», которые не должны ущемляться сознанием «Я» и

    «Сверх-Я». Человек должен стараться быть в хороших отношениях со своим

    бессознанием.

    7.2. Три структуры психического развития:

    - «супер-эго» (я – идеал) в совокупности. (Например: совесть,

    нравственные понятия…, социопаты не имеют «супер-эго» (вор));

    регулирует и «эго» и «ид»;

    - «эго» сознание. Удерживает импульсы «ид» и в тоже время контролирует

    «супер-эго». Основы функции «эго» - функция контроля и инстинкта т.е.

    функция контроля «ид». Способность различать все это у ребенка слаба.

    Наличие опыта зависит от воспитания, родителями…(например: это можно –

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.