МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психоаналитическое исследование Э.Фромма в работе Бегство от свободы

    Психоаналитическое исследование Э.Фромма в работе Бегство от свободы

    Министерство общего и профессионального образования

    Ижевский государственный технический университет

    Реферат

    на тему: “Психоаналитическое исследование Э. Фромма в работе ”Бегство от

    свободы””

    Исполнитель: аспирант Монаков А.В.

    Ижевск 1999

    Оглавление

    1 Исторический обзор психоаналитической философии 3

    1.1 Зигмунд Фрейд, психоанализ и фрейдизм 3

    1.2 Фрейдо-марксизм 6

    1.3 Неофрейдизм и его основные представители 7

    1.3.1 Альфред Адлер 9

    1.3.2 Карл Густав Юнг 10

    1.3.3 Карен Хорни 11

    1.3.4 Эрих Фромм 12

    2 Проблема свободы человека в работе Фромма "Бегство от свободы" 13

    2.1 Введение в проблематику работы 13

    2.2 Двойственность свободы 13

    2.3 Психологизм проблемы свободы 14

    2.4 Свобода в эпоху Реформации 15

    2.5 Современные аспекты свободы 17

    2.6 Механизмы бегства от свободы 18

    2.7 Психология нацизма 21

    2.8 Свобода в условиях демократии 22

    2.9 Теоретические основы психоанализа Фромма 26

    Цитируемая литература 29

    1 Исторический обзор психоаналитической философии

    1.1 Зигмунд Фрейд, психоанализ и фрейдизм

    ФРЕЙД ЗИГМУНД (1856--1939) -- австралийский психолог и невролог,

    основатель психоанализа. К концептуальному ядру теории Фрейда относятся

    концепция психоневроза и учение о психическом аппарате, базирующиеся на

    идее бессознательного. Бессознательное ("Оно") представляет собой ту часть

    психики, где сосредоточены инстинктивные импульсы (желания) и вытесненные

    из сознания идеи. От сознания бессознательное отгорожено областью

    предсознательного (разумное "Я" человека, память, мышление). Оно

    осуществляет цензуру желаний бессознательного и представляющих их идей,

    сообразуясь с реальностью внешнего мира, сопротивляется их попыткам

    проникнуть в сознание. А неразряженные желания, сохраняющие активность,

    находят окольные пути проникновения в сознание. К числу таких путей

    относятся сновидения, обмолвки, юмор, а также явления психической

    патологии. Другим краеугольным камнем теории Фрейда явилось учение о либидо

    и детской сексуальности. С точки зрения учения о либидо процесс

    психического развития человека есть в своей сущности биологически

    детерминированный процесс превращений его сексуального инстинкта. Учение

    Фрейда, не будучи строго философским, имеет значительный мировоззренческий

    потенциал. Он связан прежде всего со специфическим осмыслением человека и

    культуры. В основе его лежало убеждение Фрейда в антагонизме природного

    начала в человеке, сексуальных и агрессивных импульсов бессознательного, с

    одной стороны, и, с другой стороны, культуры. Причиной этого антагонизма на

    внутрипсихическом уровне является культура с ее идеалами, нормами,

    требованиями. Культура, по Фрейду, основана на отказе от удовлетворения

    желаний бессознательного и существует за счет сублимированной энергии

    либидо.

    Следствием такого понимания культуры стала романтическая критика ее.

    Фрейд приходит к заключению, что прогресс культуры ведет к уменьшению

    человеческого счастья и усилению чувства вины из-за растущих ограничений

    для реализации природных желаний.

    При объяснении происхождения и сущности инстинктов культуры Фрейд

    исходил из убежденности в подобии индивидуальных и коллективных

    психологических закономерностей, а также в одинаковости механизмов

    формирования нормальных и патологических явлений психики. Это позволило

    ему, усмотрев сходство между симптомами невроза навязчивости и религиозными

    обрядами, объявить религию "коллективным неврозом", а наличие в психике

    человека типических форм реагирования (Эдипов комплекс) и коллективных

    символов указывает, по мнению Фрейда, на реальные события в истории

    человечества, памятью о которых выступают данные психические феномены.

    С этих же позиций Фрейд подступается к проблеме лидерства. Он считает,

    что связь людей в группе имеет либидную основу. Эта либидная связь есть

    идентификация индивидов с лидером, который становится внутрипсихическим

    идеалом для каждого. Усваивая это идеал, человек отказывается от части

    собственного "Я" (идеал "Я") и объясняется с другими через общий всем

    групповой идеал -- вождя.

    Психологические и социологические взгляды Фрейда оказали значительное

    влияние на искусство, социологию, этнографию, психологию и психиатрию

    первой половины ХХ в [1, с. 345-346].

    ФРЕЙДИЗМ -- в расширительном понимании подразумевается классический

    (ортодоксальный) психоанализ, в отличие от неофрейдизма, аналитической

    психологии Юнга и индивидуальной психологии Адлера. В более строгом и

    точном смысле данный термин обозначает учение З. Фрейда в том виде, в каком

    оно было создано им в период с 1900 по 1938 гг. Фрейдизм, таким образом,

    выступает в качестве теоретической основы психоанализа как

    психотерапевтического метода, а также в качестве теоретического источника

    современных психоаналитических концепций. Представители классического

    психоанализа и поныне сохраняют приверженность основным положениям

    фрейдизма, в отличие от представителей неофрейдизма, частично отбросивших,

    частично переосмысливших многие из них [1, с. 346].

    ПСИХОАНАЛИЗ -- 1) в узком смысле слова -- психотерапевтический метод,

    разработанный З. Фрейдом в конце 90-х гг. XIX столетия для лечения

    психоневрозов. Психоанализ как метод терапии состоит в выявлении, затем

    доведении до сознания и переживания бессознательных травмирующих идей,

    впечатлений, психических комплексов. 2) В широком смысле слова

    психоанализом называют различные школы динамической психотерапии. Причем

    речь может идти не только о теоретических платформах этих школ, но и об

    институционализированном движении, которое осуществляется на их базе.

    Психоанализ как движение ведет свое начало с кружка сторонников З. Фрейда,

    объединившихся вокруг него в 1902 г. и основавших в 1908 г. Венское

    психоаналитическое общество. Современные преемники и подражатели этого

    движения относятся к так называемому "классическому", или "ортодоксальному"

    психоанализу -- наиболее многочисленному, мощному и влиятельному

    направлению его.

    В теоретическом плане классический психоанализ представляет собой

    фрейдизм, в некоторых вопросах уточненный и реформированный в 30--50-е гг.

    А. Фрейдом, Х. Хартманном, Д. Рапапортом и др. Изменения, внесенные ими,

    касались главным образом функций "Я". Их исследования привели к разработке

    нового теоретического аспекта, получившего наименование "эго-психологии". В

    отличие от Фрейда, главное внимание уделявшего бессознательным механизмам

    "ОНО", в современном классическом психоанализе большое значение придают

    предсознательным механизмам "Я", направленным на адаптацию к социальной

    среде. Весьма примечательной является также попытка формализованного

    изложения психоанализа Д. Рапапортом, стремившимся при этом также перевести

    понятия психоанализа в термины поведения, которыми пользовалась в 40--50-е

    гг. бихэвиористски ориентированная экспериментальная психология -- основной

    соперник психоанализа. Д. Рапапорт старался приблизить психоанализ к

    канонам научности, которые диктовались пост-позитивистской философией

    науки.

    Другие направления (школы) психоанализа, значительно менее

    институционализированные и влиятельные, были основаны отделившимися от

    Фрейда учениками -- А. Адлером, О. Ранком, а также К.-Г. Юнгом, который

    лишь на короткое время сблизился с ним и с Венским обществом.

    Возникший в 30--40-е гг. неофрейдизм в медицине и патопсихологии

    укоренился незначительно, однако оказал большое влияние благодаря

    популярности философских и социально-психологических работ Э. Фромма,

    теоретического лидера этого направления [1, с. 252-253].

    Концепции Зигмунда Фрейда и его последователей, касающиеся проблем

    поведения человека, культуры и развития общества, относятся к так

    называемой социобиологии, заявившей о себе почти полным игнорированием

    социальных факторов функционирования и развития общества. Игнорируется,

    прежде всего, роль социальных связей и отношений в поведении и деятельности

    людей. Каждый индивид рассматривается сам по себе; движущие силы его

    поведения усматриваются в его биологических потребностях и инстинктах.

    Особое значение Фрейд придает психосексуальному развитию человека,

    влиянию его инстинктивной сексуально-биологической энергии (либидо) на

    "жизнь его чувств" [4, с. 102] и поведение. Сексуальное самопознание

    ребенка означает, по Фрейду, "первый шаг к его самостоятельной ориентировке

    в мире" [4, с. 167]. В дальнейшем поведение ребенка, а затем юноши и

    взрослого человека во многом определяется его сексуальной энергией. Более

    того, сексуально- биологическая энергия объявляется основой развития

    человеческой культуры.

    В работе "Три очерка по теории сексуальности" Фрейд пишет, что энергия

    сексуальных побуждений, будучи достаточно сильной, находит "выход и

    применение в других областях". Получается "значительное повышение

    психической работоспособности" [5, с. 196], что оказывает влияние на все

    виды деятельности людей, развивает в них творческие начала. Эта идея

    развивается во многих работах Фрейда.

    В дальнейшем Фрейд расширил область исследования психобиологических

    инстинктов. Наряду с инстинктами жизни и самосохранения, половыми

    инстинктами он выделяет инстинкты разрушения, агрессии и смерти. Борьба

    этих инстинктов проявляется, по Фрейду, в поведении человека и его

    деятельности -- производственной и политической, творчески созидательной и

    деструктивно-разрушительной. В конечном счете борьба инстинктов жизни и

    смерти, Эроса и Танатоса, определяет, по Фрейду, ход развития человека,

    общества и его культуры.

    Под культурой Фрейд понимал совокупность социальных свойств людей, их

    знания и умения к различным видам деятельности, нормы поведения,

    совокупность материальных и духовных ценностей, политических и

    государственно-правовых институтов и т.д. Он говорил о репрессивной функции

    культуры, которая заключалась, по его мнению, в том, что социальные нормы и

    ценности, моральные и политические установки поведения людей подавляют их

    естественные инстинкты и влечения и в этом смысле лишают их свободы,

    возможности наслаждения и счастья. В своей работе "Неудовлетворенность

    культурой" Фрейд приходит к выводу, что "большую долю вины за наши

    несчастья несет так называемая культура" [6, с. 277]. По его мнению, люди

    были бы гораздо счастливее, если бы отказались от современной культуры и

    цивилизации [2, с. 353-354].

    С вопросами биологического и социального, сущности и существования

    тесно связана и проблема бессознательного и сознательного в философской

    антропологии, отражающая важную сторону существования человека.

    Длительное время в философии доминировал принцип антропологического

    рационализма, человек, его мотивы поведения и само бытие рассматривались

    только как проявление сознательной жизни. Этот взгляд нашел свое яркое

    воплощение в знаменитом картезианском тезисе "cogito ergo sum" ("мыслю,

    следовательно, существую"). Человек в этом плане выступал как "человек

    разумный". Но, начиная с Нового времени, в философской антропологии все

    большее место занимает проблема бессознательного. Лейбниц, Кант, Кьеркегор,

    Гартман, Шопенгауэр, Ницше с разных сторон и позиций начинают

    анализировать роль и значение психических процессов, не осознающихся

    человеком.

    Но определяющее влияние на разработку этой проблемы сделал З. Фрейд,

    открывший целое направление в философской антропологии и утвердивший

    бессознательное как важнейший фактор человеческого измерения и

    существования. Он представил бессознательное как могущественную силу,

    которая противостоит сознанию. Согласно его концепции, психика человека

    состоит из трех пластов. Самый нижний и самый мощный слой -- "Оно" (Id)

    находится за пределами сознания. По своему объему он сравним с подводной

    частью айсберга. В нем сосредоточены различные биологические влечения и

    страсти, прежде всего сексуального характера, и вытесненные из сознания

    идеи. Затем следует сравнительно небольшой слой сознательного -- это "Я"

    (Ego) человека. Верхний пласт человеческого духа -- "Сверх-Я" (Super Ego) --

    это идеалы и нормы общества, сфера долженствования и моральная цензура. По

    Фрейду, личность, человеческое "Я" вынуждено постоянно терзаться и

    разрываться между Сциллой и Харбидой -- неосознанными осуждаемыми "Оно" и

    нравственно-культурной цензурой "Сверх-Я". Таким образом, оказывается, что

    собственное "Я" -- сознание человека не является "хозяином в собственном

    доме". Именно сфера "Оно", всецело подчиненная принципу удовольствия и

    наслаждения, оказывает, по Фрейду, решающее влияние на мысли, чувства и

    поступки человека. Человек -- это прежде всего существо, управляемое и

    движимое сексуальными устремлениями и сексуальной энергией (либидо).

    Драматизм человеческого существования усиливается у Фрейда тем, что

    среди бессознательных влечений имеется и врожденная склонность к разрушению

    и агрессии, которая находит свое предельное выражение в "инстинкте смерти",

    противостоящем "инстинкту жизни". Внутренний мир человека оказался,

    следовательно, еще и ареной борьбы между двумя этими влечениями. В конце

    концов, Эрос и Танатос рассматриваются им как две наиболее могущественные

    силы, определяющие поведение человека.

    Таким образом, фрейдовский человек оказался сотканным из целого ряда

    противоречий между биологическими влечениями и сознательными социальными

    нормами, сознательным и бессознательным, инстинктом жизни и инстинктом

    смерти. Но в итоге биологическое бессознательное начало оказывается у него

    определяющим. Человек, по Фрейду, -- это прежде всего эротическое существо,

    управляемое бессознательными инстинктами [2, с. 532-534].

    Иррационалистические тенденции "философии жизни" продолжает и

    углубляет психоаналитическая философия. Эмпирической базой

    психоаналитической философии является психоанализ. Он возник в рамках

    психиатрии как своеобразный подход к лечению неврозов методом катарсиса или

    самоочищения. Постепенно из медицинской методики он вырос до уровня

    философского течения, стремящегося объяснить личностные, культурные и

    социальные явления.

    Основоположник психоанализа австрийский врач -- психопатолог и

    психиатр Зигмунд Фрейд (1856--1939). Основные идеи психоанализа изложены в

    его работах: "По ту сторону принципа удовольствия" (1920 г.), "Массовая

    психология и анализ человеческого "Я"" (1921 г.), ""Я" и "Оно"" (1923 г.) и

    др. Классическая психология до Фрейда изучала явления сознания, как они

    проявлялись у здорового человека. Фрейд, как психопатолог, исследуя

    характер и причины неврозов, натолкнулся на ту область человеческой

    психики, которая раньше никак не изучалась, но которая имела большое

    значение для жизнедеятельности человека -- бессознательное.

    Открытие бессознательного, исследование его структуры, влияния на

    индивидуальную и общественную жизнь было главной заслугой З. Фрейда.

    Бессознательны, по Фрейду, многие наши желания и побуждения. Довольно часто

    прорывается бессознательное наружу в гипнотических состояниях, сновидениях,

    в каких-либо фактах нашего поведения: оговорках, описках, неправильных

    движениях и т.д. Согласно Фрейду, психика человека представляет собой

    взаимодействие трех уровней: бессознательного, подсознательного и

    сознательного. Бессознательное он считал центральным компонентом,

    соответствующим сути человеческой психики, а сознательное -- лишь особой

    интуицией, надстраивающейся над бессознательным. Созданная Фрейдом модель

    личности предстает как комбинация трех элементов. "Оно" -- глубинный слой

    подсознательного влечения -- психическая самость, основа деятельности

    индивидов, "Я" -- сфера сознательного, посредник между "Оно" и "внешним

    миром", в том числе, природными и социальными институтами. "Сверх-Я" (super-

    ego) -- внутриличностная совесть, которая возникает как посредник между

    "Оно" и "Я" в силу постоянно возникающего конфликта между ними. "Сверх-Я"

    является как бы высшим существом в человеке. Это внутренне усвоенные

    интериоризированные индивидом социально значимые нормы и заповеди,

    социальные запреты власти родителей и авторитетов.

    Глубинный слой человеческой психики, по мысли Фрейда, функционирует на

    основе природных инстинктов, "первичных влечений", с целью получения

    наибольшего удовольствия. В качестве основы первичных влечений Фрейд

    сначала рассматривал чисто сексуальные влечения. Позднее он заменяет их

    более общим понятием "либидо", которое охватывает уже всю сферу

    человеческой любви, включая родительскую любовь, дружбу и даже любовь к

    Родине. В конечном счете он выдвигает гипотезу, что деятельность человека

    обусловлена наличием как биологических, так и социальных влечений, где

    главную роль играют так называемые "инстинкт жизни" -- эрос и "инстинкт

    смерти" -- танатос.

    Поскольку в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с

    внешней реальностью, которая противостоит в виде "Оно", в нем выделяется

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.