МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Профориентация и профессиональный отбор персонала

    Большинство нанимателей пытаются отбирать работников, во многом, судя

    о них по полученному ими образованию. Однако критерий образованности должен

    непременно сравниваться с требованиями работы.

    Одной из важнейших персональных характеристик работника является его

    социальный статус. Некоторые работодатели предпочитают работников с высоким

    положением, “степенных”, другие –тех, кого интересует суть работы, а

    название должности для них не имеет значения.

    Важной характеристикой также является возраст кандидата и его

    личностные особенности. Работодатели могут предпочитать общительных

    кандидатов замкнутым, и – наоборот. Для решения определенных задач

    требуются те или иные личностные особенности.

    Часто руководители затрудняются с формулировкой критериев.

    Специалисты по персоналу уточняют их, проговаривая особенности, элементы,

    ключевые моменты деятельности с руководителями. Бывает, что критерии не

    соответствуют друг другу или даже взаимно исключаемы. Это может осложнить

    отбор и даже сделать его невозможным. Задача специалиста по персоналу - с

    самого начала указать на рассогласования в требованиях и вместе с

    руководителем привести их к "единому знаменателю".

    Одним из способов уяснить, окажется ли претендент соответствующим

    всем требованиям, и выбрать наиболее подходящего из группы кандидатов

    является тестирование претендентов в условиях, максимально приближенных к

    рабочим.

    Методы тестирования должны быть надежными, достоверными.

    Достоверность метода отбора характеризует его неподверженность

    систематическим ошибкам при измерениях, то есть его состоятельность при

    различных условиях. На практике достоверность при вынесении суждений

    достигается сравнением результатов двух или более аналогичных тестов.

    Другой путь повышения достоверности – сравнение результатов нескольких

    альтернативных методов отбора (например, тест и беседа). Если результаты

    одинаковые или сходные, можно считать результат достоверным.

    Кроме этого, необходимо учитывать обоснованность принятых критериев

    отбора. Под обоснованностью понимается то, с какой степенью точности данный

    результат, метод или критерий прогнозирует возможный потенциал кандидата.

    Наилучший результат достигается тогда, когда методы отбора

    комбинируются, т.е. важно правильно организовать весь процесс.

    Процесс отбора обычно состоит из нескольких ступеней, которые следует

    пройти “кандидатам”. На каждой ступени часть их отсеивается по разным

    причинам.

    Предварительная беседа проводится обычно по телефону. Цель ее -

    познакомиться с кандидатом, выяснить подробнее об его образовании, опыте

    работы, коммуникативных навыках. От того, насколько профессионально

    проведена первая ступень, зависит дальнейшая успешность работы с

    кандидатом.

    Затем наступает этап заполнения специального бланка-анкеты. Обычно в

    анкету включены вопросы личного характера (дата рождения, место рождения,

    адрес, социальный статус и т.д.), относящиеся к прошлым местам работы,

    образованию, хобби. Часто присутствуют вопросы, направленные на определение

    уровня самооценки, отношения к разным явлениям социальной жизни.

    Следующий этап - интервью, в той или иной степени структурированное и

    формализованное. Результаты его могут быть получены как устно, так и в

    письменной форме.

    Только при положительном результате всех предыдущих этапов

    претенденту предлагает пройти этап тестирования. Тестирование может быть

    психологическим, профессиональным, психофизиологическим, интеллектуальным.

    В каждом конкретном случае разрабатывается специальная программа

    тестирования, т.н. батарея тестов, соответствующая запросу данной вакансии.

    Тестирование может проводиться в один день или несколько дней,

    индивидуально или с группой. Важно, чтобы батарея тестов была правильно

    сформирована и тест измерял именно те качества, которые являются важными

    для той или иной должности.

    Наконец последний этап - проверка рекомендаций. Практика показывает,

    что, разговаривая с предыдущим руководителем, с коллегами кандидата, можно

    не только выяснить о нем какую-либо информацию, но и получить интересные

    рекомендации относительно того, в чем этот человек силен, какие с ним могут

    быть проблемы, что ему удается хорошо, что не очень. При сопоставлении

    этого с результатами исследований и интервью, картина становится почти

    законченной и ясной.

    Мероприятия по подбору специалиста заканчиваются принятием решения о

    рекомендации на работу тех или иных кандидатов и представлением претендента

    работодателю.

    Итак, подбор персонала – это отдельная задача, целый процесс, который

    начинается с анализа деятельности и заканчивается приемом специалиста на

    работу. Успешность подбора зависит от многих причин, знаний, навыков,

    умений специалистов, занимающихся этими проблемами.

    Далее в своей работе я хочу более детально рассмотреть принципы

    отбора персонала.

    Процесс отбора и найма персонала в целом включает в себя следующие

    аспекты:

    1. Определение кадровой стратегии на основе общей стратегии

    предприятия на ближайшие несколько лет.

    Эффективное развитие любого предприятия невозможно без определения

    базовых ценностей фирмы относительно наемного персонала. Основная цель

    кадровой политики - наметить стратегическое направление в сфере управления

    персоналом на ближайшие несколько лет.

    Задачи кадровой стратегии:

    - поднятие престижа предприятия;

    - исследование и улучшение атмосферы внутри предприятия;

    - анализ перспективы развития потенциалов человеческих ресурсов;

    - обобщение и предупреждение причин текучести кадров;

    Основные стратегические цели:

    - сформировать оптимальную социально - профессиональную структуру

    персонала, способную обеспечить достижение поставленных стратегических

    целей предприятия;

    - создать систему работы с персоналом, обеспечивающую формирование у

    каждого работника профессионально-производственного поведения, адекватного

    стратегическим целям предприятия;

    Базовые принципы управления персоналом:

    - взаимосвязь принятых подходов работы с персоналом с результатами

    финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

    - рациональный баланс между экономической и социальной эффективностью

    использования трудовых ресурсов;

    - обязательность для исполнения работниками любого уровня принципов

    кадровой работы, закрепленных во внутренних нормативных документах;

    - доступность и открытость положений Кадровой политики;

    - ответственность руководителей всех уровней за развитие трудового

    потенциала подчиненных;

    - вознаграждение в зависимости от результатов работы;

    - предоставление каждому работнику возможности для реализации своих

    способностей;

    - гибкость кадровой стратегии и политики, самостоятельность и одновременная

    интеграция системы управления персоналом предприятия.

    Направления работы с персоналом:

    - кадровое планирование и определение потребностей в персонале;

    - привлечение, отбор и оценка в персонале;

    - профессиональное обучение и повышение квалификации персонала;

    - система продвижения и использования персонала;

    - система стимулирования и компенсаций персонала (политика заработной

    платы);

    - высвобождение персонала.

    2. Составление перспективной органиграммы (кадровой структуры

    предприятия, всех его подразделений).

    Органиграмма предприятия - организационная схема всех отделов, служб,

    цехов, подразделений, групп и т.д. и должностных лиц - их руководителей

    (Пример органиграммы приведен в Приложении 1).

    3. Определение задач и должностных обязанностей по каждой должности

    в органиграмме, описание требуемых результатов и критериев оценки

    эффективности (успешности).

    Традиционно в основе этого процесса лежит подготовка должностной

    инструкции, т.е. документа описывающего основные функции сотрудника,

    занимающего данное рабочее место. Как правило, должностная инструкция

    подготавливается отделом человеческих ресурсов совместно с руководителем

    подразделения, в котором существует вакантная должность: специалисты по

    человеческим ресурсам привносят свое знание процесса создания должностной

    инструкции, руководитель – требования к конкретному рабочему месту.

    Должностная инструкция является описанием основных функций, которые должен

    выполнять работник, занимающий данную должность. Поэтому при использовании

    должностной инструкции для оценки кандидатов на замещения вакантной

    должности специалист должен определить, насколько данный кандидат способен

    выполнять эти функции. Сделать это довольно сложно, в особенности для

    человека, незнакомого со спецификой работы на вакантной должности. Чтобы

    облегчить процесс подбора кандидатов, многие организации стали создавать

    документы, описывающие основные характеристики, которыми должен обладать

    сотрудник для успешной работы в данной должности – квалификационные карты и

    карты компетенции (портреты или профили идеальных сотрудников).

    Квалификационная карта, подготавливаемая совместно руководителем

    подразделения и специалистами по человеческим ресурсам на основе

    должностной инструкции, представляет собой набор квалификационных

    характеристик (общее образование, специальное образование, специальные

    навыки – знание иностранного языка, владение компьютером и т.д.), которыми

    должен обладать «идеальный» сотрудник, занимающий эту должность. Поскольку

    в ходе отбора определить наличие квалификационных характеристик значительно

    легче, чем наличие способностей выполнять определенные функции,

    квалификационная карта является инструментом, облегчающим процесс отбора

    кандидатов. Использование квалификационной карты дает так же возможность

    структурирования оценки кандидатов (по каждой характеристике) и сравнения

    кандидатов между собой. Вместе с тем, этот метод сосредотачивается на

    технических, в большой мере формальных характеристиках кандидата (его

    прошлом), оставляя в стороне личностные характеристики и потенциал

    профессионального развития.

    4. Учет возможного карьерного роста уже имеющихся сотрудников. Здесь

    необходимо отметить, что эти сотрудники оказались в непростой

    ситуации выбора – остаться в прежней должности или попытаться

    заняться чем-то другим. Те, кто находил в свое время возможность

    расти профессионально, имел шанс занять новую, более интересную

    для него должность. С такими сотрудниками проводилось обсуждение

    индивидуальных задач и перспективы, определялись критерии оценки

    для карьерного продвижения и его предположительные сроки. В

    случае открытия вакансии на новую должность эти сотрудники

    участвовали в конкурсе наряду с кандидатами со стороны, и не все

    смогли такой конкурс выдержать. Некоторые сотрудники могли

    поменять сферу деятельности, оставив «за собой» только один вид

    деятельности (например, сотрудник, отвечавший раньше за продажи и

    таможню, стал менеджером по продажам, а таможенные задачи перешли

    к другому сотруднику). C сотрудниками, которые не захотели

    остаться в прежней должности, а другой должности не

    соответствовали, пришлось расстаться.

    5. Составление «профессионального портрета» по каждой вакантной должности.

    Зная основные требования к кандидату, необходимо до начала поиска

    составить конкретный профессиональный портрет будущего сотрудника. Такой

    портрет составляется кадровой службой совместно с руководителем

    соответствующего подразделения. В нем содержатся следующие сведения:

    образовательный и профессиональный уровень, профессиональные навыки,

    наличие дополнительных знаний, опыт работы, в какой компании приобретен,

    уровень решаемых на прежнем месте работы задач и степень ответственности на

    прежнем месте работы, личностные качества, способность к обучению,

    развитию, трудовая мотивация, инициативность и т.п. характеристики. Здесь

    же указываются и другие критерии, по которым будет отобран специалист: пол,

    возраст, наличие водительских прав и т.п.

    Профессиональный портрет создается на основе не только полной информации о

    должности, об основных и дополнительных обязанностях и предполагаемых

    результатах этой деятельности, но и людях, с которыми специалист будет

    взаимодействовать, языке (языках) взаимодействия.

    6. Определение способов поиска кандидата.

    . использование банка данных;

    Очень часто кадровики компаний в поиске нужной кандидатуры, прежде

    всего, просматривают свой банк данных. Это имеет как свои достоинства, так

    и недостатки. Во-первых, кандидат мог уже найти работу, во-вторых,

    неизвестно, насколько описание кандидата соответствует действительности, в-

    третьих, проверка достоверности дипломов, сертификатов и т.п. потребует

    значительных усилий.

    . публикация объявлений в средствах массовой информации, интернет, радио,

    телевидение;

    . обращение в районные центры занятости;

    В районных центрах занятости окажут содействие в профессиональном

    подборе квалифицированных специалистов, занесенных в банк данных по

    предварительной заявке работодателя; в организации подготовки,

    переподготовки и повышении квалификации кадров и высвобождаемых работников;

    разместят сведения о потребности предприятия в кадрах, в некоторых

    средствах массовой информации.

    . обращение в рекрутинговые компании;

    Опыт работы с кадровыми агентствами позволил вывести одну

    закономерность: важными являются не имя фирмы, ее известность или обороты,

    а добросовестность и профессионализм менеджеров, которые работают в

    рекрутинговой фирме. Очень важно, чтобы сотрудники кадровых агентств имели

    свои «приемы» выяснения потребностей клиента, так как иногда заказчик сам

    не очень хорошо представляет, что он хочет. Следует отметить, что в разных

    случаях нужно прибегать к услугам разных агентств, так как одни «сильны» в

    поиске менеджерских или секретарских кандидатур, другие – в технических

    специальностях и т.п. Сильные и слабые стороны агентств выясняются обычно в

    процессе сотрудничества, и таким опытом менеджеры по персоналу компаний

    обмениваются между собой. Для правильной постановки задачи агентству

    необходимо дать подробный профессиональный портрет нужного специалиста и

    обязательно рассказать про корпоративную культуру предприятия,

    психологический климат, стиль руководства и тех сотрудников, с которыми

    будет ежедневно общаться будущий специалист. Агентство обычно интересуется

    карьерной перспективой кандидата и пакетом социальных благ, полагающихся

    помимо зарплаты, а также выясняет особенности деятельности предприятия в

    России и его перспективы.

    Далее очень важно расставить приоритеты в своих требованиях к

    кандидату: предположим, отличное знание иностранного языка является

    обязательным условием, а возрастные ограничения могут быть пересмотрены.

    Таким образом, элементы профессионального портрета ранжируются по степени

    важности и выявляется «инвариантное» ядро требований. Необходимо также

    договориться с агентством о форме и содержании резюме кандидатов, которые

    они будут высылать Вам для первичной оценки, а также определить способы

    выявления тех или иных качеств.

    . распространение объявлений о вакансиях по почтовым ящикам и на улицах;

    . заявки на выпускников учебных заведений;

    Некоторые компании предпочитают выращивать свои кадры из выпускников

    вузов, инвестируя в них много сил и средств. Это очень часто оправдывает

    себя, так как молодые люди более гибки по восприятию новой для них

    корпоративной культуры, более энергичны, работоспособны и креативны, и из

    них можно вырастить очень хороших специалистов. Но может быть и неудача,

    если способность к обучению и развитию кандидата недостаточно точно

    спрогнозирована. Бывают и неудачи другого рода: Вы вырастили замечательного

    профессионала, затратив на его обучение большие средства, но он от Вас

    ушел, потому что на фирме-конкуренте ему предложили зарплату больше и

    потому, что он не впитал в полной мере корпоративную культуру Вашей

    компании и не лоялен к ней.

    . информирование знакомых о существующих вакансиях;

    Имеет и свои минусы, и плюсы. Минус - в ограниченности выбора, так

    как вряд ли у каждого из нас есть много безработных или ищущих работу

    знакомых, к тому же хороших профессионалов в нужной области. Плюс

    заключается в том, что о человеке можно получить рекомендации «из первых

    рук», и получить достаточно много нужной информации.

    . лизинг персонала;

    Некоторые компании стараются использовать различные методы для

    сокращения издержек на персонал, стремясь при этом обеспечить себе

    максимально высокое качество работающих сотрудников. Как следствие,

    рекрутинговые компании предложили рынку новую услугу - "лизинг персонала".

    Строго юридически этот термин некорректен, и может быть использован

    лишь как профессиональный жаргон. В этой статье мы условно будем называть

    так правоотношения, которые возникают, когда рекрутинговое агентство

    заключает трудовой договор с работником от своего имени, а потом направляет

    его на работу в какую-либо компанию. При этом такие отношения могут

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.