МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Профессиональные и личностные качества телефонных консультантов

    эмоции. Существуют обращения с целью манипулирования консультантом, в том

    числе: розыгрыши, телефонная копролалия – болезненное пристрастие к

    сквернословию по телефону в отношении незнакомых лиц, мастурбация «на

    голос», обращения по поводу актуальных сенсаций, использование ТД как

    помощи в текущих делах просьбы организовать знакомство, просьбы повлиять на

    родителей, детей и друзей, обращение со скуки, обращения в состоянии

    алкогольного или наркотического опьянения и т.д.

    На каждом ТД есть постоянные абоненты. Обычно это те, кто пережил

    психическую травму и нуждается в длительной поддержке: одинокие люди,

    инвалиды, душевнобольные и т.д. Поэтому эмоциональная устойчивость для

    консультанта ТД - одно из необходимых профессиональных качеств.

    Исследования психологов и физиологов указывают на взаимосвязь

    эмоциональной устойчивости и свойств нервной высшей деятельности.

    П.К.Анохин говорит о том, что эмоциональные ощущения, закрепились как

    своеобразный инструмент, удерживающий жизненный процесс в его оптимальных

    границах. Я.Стреляу полагает, что эмоциональная устойчивость зависит от

    свойства «реактивности личности». В данном случае «реактивность»

    характеризует высоту порога чувствительности и порога работоспособности:

    чем ниже порог чувствительности, тем ниже порог работоспособности. Лица, у

    которых реактивность к стимулам высока, в значительной степени ухудшают

    качество деятельности в стрессовых ситуациях.

    Таким образом, по мнению В.Д.Небылицына, проблема свойств нервной

    системы «переводится в план проблемы факторов оперативной надежности

    человека, сталкивающегося с экстремальной ситуацией и решающего в условиях

    значительной напряженности достаточно сложные и ответственные задачи.

    Согласно Аналитической психологии К.Г.Юнга, индивидуально-

    психологические различия человека соответствуют направленности личности

    либо на мир внешних объектов, либо на явления его собственного

    субъективного мира. Для работы на ТД предпочтительно преобладание

    экстравертивного типа, поскольку в отличие от интровертивного ему

    свойственна социальная адаптивность, общительность, гибкость поведения.

    Таким образом, мы считаем, основными особенностями темперамента в

    эффективном телефонном консультировании являются:

    - хорошая адаптация, эмоциональная устойчивость,

    работоспособность.

    Основными особенностями мотивации являются:

    - психологическая установка, потребности, интересы,

    склонности, убеждения – мировоззрение личности.

    В рамках телефонного консультирования в раздел

    профессиональных и личностных особенностей межличностного

    общения и коммуникации личности входят:

    - условия жизни и высокая степень адаптации,

    - аффилиация, интерес к людям, доброжелательность, альтруизм;

    - доступность, открытость (общительность), дипломатичность,

    гибкость;

    - умение оказывать психологической воздействие на окружающих;

    - конгруэнтность, самоконтроль.

    К познавательным способностям консультанта ТД относятся:

    - высокий интеллектуальный уровень, социальная информированность;

    - большой объем оперативной слуховой памяти;

    - способность к распределению, переключению и концентрации внимания;

    - креативность, воображение, интуиция;

    - речевые способности – грамотная речь, чувство языка, эмоциональная

    выразительность.

    Важнейшей особенностью консультанта ТД является эмпатия. Эмпатия – это

    понимание эмоционального состояния другого человека посредством

    сопереживания, проникновения в его субъективный мир [27, с.696]. Самое

    раннее определение эмпатии содержится в работах З.Фрейда: «Мы учитываем

    психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся

    понять его, сравнивая его со своим собственным» [З.Фрейд «Остроумие и его

    отношение к бессознательному», 1905]. Эмпатия в триаде Роджерса при клиент-

    центрированной психотерапии является важным условием для конструктивных

    изменений личности. А.Бодалев, Т.Каштанова считают, что эмпатия включает

    чувства и мысли, сопутствует процессу взаимоотношений «психотерапевт-

    пациент» или консультант-абонент, т.е. приносит успех в телефонном

    консультировании.

    Эмпатическое понимание зависит от доступности и богатства жизненного

    опыта консультанта, точности восприятия, умения настроиться, слушая

    абонента, на одну с ним эмоциональную волну.

    Основными особенностями эмпатического понимания являются:

    - отражение;

    - рефлексивное слушание (активное слушание), невербальная

    экспрессивность, аудиальная чувствительность, умение выслушать,

    отзывчивость, проникновение, безусловное безоценочное отношение к

    людям;

    - «вчувствование» в другого, принятие чувств, сочувствие,

    терпимость, принятие уникальности ценностей абонента, идентификация

    (отождествление), проникновение;

    - доброжелательность, уважение, доверие, вера в способности абонента,

    искренность, забота, чуткость, тактичность, теплота, и т.п.

    Профессионализм – одно из высших показателей эффективности в

    деятельности консультанта ТД. Профессиональное искусство включает в себя,

    прежде всего мотивацию и активность к познавательной деятельности,

    психологическое или какое-либо другое высшее образование, специальную

    подготовку для работы на ТД.

    Профессиональную подготовку будущий консультант ТД получает в

    результате специального обучения в групповых тренингах, где проводится

    практическая наработка необходимых профессиональных качеств и освоение

    знаний подходов и техник воздействия для работы на ТД. Профессиональное

    психологическое образование, супервизии, постоянное повышение своей

    квалификации, участие в учебных и личностных тренингах, на лекциях,

    конференциях, семинарах дают консультанту больше шансов стать эффективным в

    работе, поскольку тем самым «работает» активность, расширяется опыт и

    кругозор, человек познает окружающий мир и себя в этом мире снова и снова.

    Ролло Мэй, описывая личность консультанта [22, с.110], отдает

    предпочтение ее полноте и целостности и, ссылаясь на Адлера, говорит, что

    «метод лечения должен быть в самих терапевтах».

    На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод:

    В данной модели нами обобщен опыт отечественных и зарубежных

    психологов.

    Профессиональные и личностные качества эффективного консультанта ТД

    сочетаются друг с другом. Несмотря на то, что эти качества различны – одни

    рождаются вместе с личностью, другие приобретаются ею, слияние их дает

    мощный толчок к успешной творческой деятельности консультанта на ТД.

    В разработанной нами модели личности эффективного консультанта ТД

    основными являются первичные качества. К этим качествам мы отнесли:

    аутентичность, самоактуализацию, жизненную активность, эмпатию и

    профессиональное искусство.

    В эмпирической части данного исследования мы изучим особенности

    активности и самоактуализации личности консультантов ТД, так как «жизненная

    активность и самоактуализация личности выступают важнейшими свойствами

    личности, определяющими ее способности развиваться, саморазвиваться. В

    процессе развития приобретаются новые уровни, изменяются содержание и

    структура активности, как свойства системы Человек». [38, с.402].

    Глава 2

    Эмпирическое исследование

    профессиональных и личностных качеств

    телефонных консультантов

    2.1. Программа исследования

    Цель исследования: выявить и описать профессиональные и личностные

    качества, способствующие эффективной работе в качестве консультанта на

    Телефоне доверия.

    Объект исследования – профессиональные и личностные качества

    консультантов Телефона доверия.

    Предмет исследования – профессиональные и личностные качества

    консультантов ТД, находящиеся во взаимосвязи с эффективной профессиональной

    деятельностью.

    Гипотезы исследования:

    Основная гипотеза:

    1. Чем выше у телефонного консультанта направленность на

    самоактуализацию, тем эффективнее его профессиональная деятельность.

    Гипотеза-следствие:

    Основными качествами самоактуализации личности консультантов ТД

    являются:

    - способность жить настоящим;

    - независимость в поступках;

    - способность быстро реагировать на изменяющиеся аспекты ситуации;

    - аутентичность;

    - самоуважение, самопринятие.

    Чем выше уровень выраженности данных качеств, тем эффективнее

    консультант ТД.

    Основная гипотеза:

    2. Чем активнее телефонный консультант, тем более он эффективен в

    профессиональной деятельности.

    Гипотеза-следствие:

    Основными качествами активности личности консультантов ТД являются:

    - высокий уровень развития интеллекта;

    - открытость к общению;

    - доброжелательность;

    - конгруэнтность;

    - самостоятельность;

    - направленность на экстраверсию.

    Чем выше уровень выраженности данных качеств, тем эффективнее

    консультант ТД.

    Задачи исследования:

    1. Проанализировать исследования профессиональных и личностных

    особенностей эффективного психолога-консультанта в отечественной и

    зарубежной психологии.

    2. Изучить особенности консультативной деятельности телефонного

    консультанта.

    3. На основе теоретического анализа существующих исследований в области

    телефонного консультирования построить гипотетическую модель личности

    эффективного консультанта Телефона доверия.

    4. Провести анализ результатов, полученных в процессе исследования

    профессиональных и личностных качеств консультантов ТД.

    Испытуемые

    Исследование проводилось среди консультантов Москвы и Московской

    области (гг.Ивантеевка, Химки, Щелково). Испытуемые (20 человек: 19 женщин

    и 1 мужчина) - консультанты служб Телефонов доверия.

    Анкетные данные по выборке

    |№ |Возраст|Пол | Образование |Стаж работы на|

    |испыт.| | | |Телефоне |

    | | | | |довер. |

    |1 |38 |ж |Высшее психологическое|7 лет |

    |2 |34 |ж |Высшее психологическое|5.5 лет |

    |3 |42 |ж |Высшее |5 лет |

    | | | |психологическое | |

    |4 |28 |ж |Высшее психологическое|5 лет |

    |5 |40 |ж |Высшее психологическое|5 лет |

    |6 |46 |ж |Высшее психологическое|4 года |

    |7 |46 |ж |Высшее медицинское |4,2 года |

    |8 |36 |ж |Высшее психологическое|3 года |

    |9 |48 |ж |среднее спец. |3 года |

    | | | |техническое | |

    |10 |40 |ж |педагогич., |2 года |

    | | | |4к.псих.фак-та | |

    |11 |45 |ж |Высшее пед, соц., |2 года |

    | | | |психол. | |

    |12 |44 |ж |Высшее педагогическое |2 года |

    |13 |23 |ж |2 Высш. психологическ.|2 год |

    |14 |23 |ж |Высшее психологическое|1 год |

    |15 |23 |ж |Н./в. психологическое |1 год |

    |16 |30 |ж |Н/в. психологическое |1 год |

    |17 |22 |ж |Н./в. психологическое |5 мес. |

    |18 |30 |ж |Н./в. психологическое |5 мес. |

    |19 |23 |м |Н./в. психологическое |1 мес. |

    |20 |28 |ж |Н./в. психологическое |5 мес. |

    Консультанты ТД: психологи (с первым высшим, вторым высшим

    образованием, обучающиеся в вузе по специальности «практический психолог»)

    и волонтеры (добровольные консультанты ТД, которые прошли спец.обучение по

    программе «Телефонное консультирование», имеют непсихологическое высшее,

    сред.специальное образование).

    Консультанты ТД имеют стаж работы больше 1 г. или меньше 1 г.;

    принадлежат к разновозрастным группам.

    2.2. Методологический инструментарий

    2.2.1. Используемые методики

    1. 16-факторный личностный опросник Р.Б.Кеттелла (16-FPQ-187-А):

    . Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Ред-сост.

    Д.Я.Райгородский. – Самара: «Бахрах», 1998. - 672 с.

    . Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2000 –

    560 с.

    2. Самоактуализированный тест (САТ).

    . Е.Ю.Алешина, П.Я.Гозман, Е.М.Дубовская. Социально-психологические

    методы исследования супружеских отношений. Спец.практикум по

    соц.психологии. – М.: Изд.московского университета, 1987. – 120 с.

    3. Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности

    и настроения (САН).

    . Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Ред-сост.

    Д.Я.Райгородский. – Самара: «Бахрах», 1998. - 672 с.

    4.Экспертная оценка эффективности

    . Л.Ф.Бурлачук, С.М.Морозов. Словарь-справочник по

    психодиагностике. – СПб.: Питер, 2001. – 528 с.

    5. Краткий социологический опрос в форме анкеты.

    2.2.2. Процедура проведения эксперимента

    1. Тест Р.Кеттелла (16PF-опросник) был использован для проверки

    гипотезы №1: чем активнее телефонный консультант, тем более он эффективен

    в профессиональной деятельности.

    С помощью данного теста необходимо выявить личностные качества,

    присущие активному консультанту ТД, а именно:

    - высокий интеллектуальный уровень;

    - коммуникативные и межличностные свойства: открытость к общению,

    конгруэнтность, способность самостоятельно принимать решения,

    доброжелательность;

    - экстравертивная направленность: эмоциональная устойчивость, высокая

    адаптация, работоспособность, общительность.

    Тест Кеттелла предназначен для измерения шестнадцати факторов личности

    и дает многогранную информацию о личностных чертах, которые называют

    конституционными факторами. Опросник содержит 187 вопросов (форма А), на

    которые предлагается ответить обследуемым. Испытуемому предлагают занести в

    регистрационный бланк один из вариантов ответа на вопрос «да», «нет», «не

    знаю» (или «a», «b», «c»). Обработка полученных данных производилась с

    помощью «ключа». Совпадение ответов обследуемого с «ключом» оценивается в 2

    балла для ответов «а» и «с», совпадение ответа «в» - в один балл. Сумма

    баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение

    фактора. Полученное значение каждого фактора переводится в стены с помощью

    таблиц с учетом пола и возраста. Стены распределяются по биполярной шкале с

    крайними значениями в 1 и 10 баллов. Из имеющихся показателей по всем 16

    факторам строится, так называемый «профиль личности». При интерпретации

    внимание уделяется в первую очередь «пикам» профиля (1-3 и 8-10).

    Анализируется также совокупность факторов в их взаимосвязях в таких,

    например, блоках: интеллектуальные особенности (В,М,Q1); эмоционально-

    волевые особенности (C,G,I,O,Q3,Q4); Коммуникативные свойства и особенности

    межличностного взаимодействия (A,H,F,E,Q2,N,L).

    2. Самоактуализированный тест (САТ). Самоактуализированный тест был

    использован для проверки гипотезы №2: чем выше у телефонного консультанта

    направленность на самоактуализацию, тем эффективнее его консультативная

    деятельность.

    САТ разработан на основе опросника личностных ориентаций Э.Шострем

    (POI) и создан авторами не только в целях научного анализа феномена

    самоактуализации, но и для проведения прикладных психодиагностических

    обследований при измерении эффективности психотерапевтической и

    коррекционной работы. САТ состоит из 126 пунктов, каждый из которых

    включает два суждения ценностного или поведенческого характера. Испытуемому

    предлагается выбрать то из них, которое в большей степени отвечает его

    представлениям или привычному способу поведения.

    САТ измеряет самоактуализацию по двум базовым и ряду дополнительных

    шкал. Базовыми являются шкала компетентности во времени и шкала поддержки.

    Двенадцать дополнительных шкал разбиты на 6 блоков – по две в каждом: шкала

    ценностной ориентации, шкала гибкости поведения; шкала сензитивности, шкала

    спонтанности; шкала

    самоуважения, шкала самопринятия; шкала представлений о природе человека,

    шкала синергичности; шкала принятия агрессии, шкала контактности; шкала

    познавательных потребностей и шкала креативности.

    Каждая шкала имеет свой масштаб. Для каждой шкалы вычислены средние

    и стандартные отклонения и осуществлен перевод «сырых» результатов в Т-

    баллы, которые являются основой для составления профильных бланков. При

    использовании САТ в качестве исследовательской методики авторы рекомендуют

    использовать «сырые баллы», Т-баллы необходимы лишь для применения САТ как

    инструмента индивидуальной диагностики. В зависимости от целей исследования

    тест может быть интерпретирован полностью или частично.

    Тест подвергался авторами на устойчивость (по пунктам опросника и

    интегральным показателям по базовым и дополнительным шкалам). Результаты

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.