Профессиональные и личностные качества телефонных консультантов
эмоции. Существуют обращения с целью манипулирования консультантом, в том
числе: розыгрыши, телефонная копролалия – болезненное пристрастие к
сквернословию по телефону в отношении незнакомых лиц, мастурбация «на
голос», обращения по поводу актуальных сенсаций, использование ТД как
помощи в текущих делах просьбы организовать знакомство, просьбы повлиять на
родителей, детей и друзей, обращение со скуки, обращения в состоянии
алкогольного или наркотического опьянения и т.д.
На каждом ТД есть постоянные абоненты. Обычно это те, кто пережил
психическую травму и нуждается в длительной поддержке: одинокие люди,
инвалиды, душевнобольные и т.д. Поэтому эмоциональная устойчивость для
консультанта ТД - одно из необходимых профессиональных качеств.
Исследования психологов и физиологов указывают на взаимосвязь
эмоциональной устойчивости и свойств нервной высшей деятельности.
П.К.Анохин говорит о том, что эмоциональные ощущения, закрепились как
своеобразный инструмент, удерживающий жизненный процесс в его оптимальных
границах. Я.Стреляу полагает, что эмоциональная устойчивость зависит от
свойства «реактивности личности». В данном случае «реактивность»
характеризует высоту порога чувствительности и порога работоспособности:
чем ниже порог чувствительности, тем ниже порог работоспособности. Лица, у
которых реактивность к стимулам высока, в значительной степени ухудшают
качество деятельности в стрессовых ситуациях.
Таким образом, по мнению В.Д.Небылицына, проблема свойств нервной
системы «переводится в план проблемы факторов оперативной надежности
человека, сталкивающегося с экстремальной ситуацией и решающего в условиях
значительной напряженности достаточно сложные и ответственные задачи.
Согласно Аналитической психологии К.Г.Юнга, индивидуально-
психологические различия человека соответствуют направленности личности
либо на мир внешних объектов, либо на явления его собственного
субъективного мира. Для работы на ТД предпочтительно преобладание
экстравертивного типа, поскольку в отличие от интровертивного ему
свойственна социальная адаптивность, общительность, гибкость поведения.
Таким образом, мы считаем, основными особенностями темперамента в
эффективном телефонном консультировании являются:
- хорошая адаптация, эмоциональная устойчивость,
работоспособность.
Основными особенностями мотивации являются:
- психологическая установка, потребности, интересы,
склонности, убеждения – мировоззрение личности.
В рамках телефонного консультирования в раздел
профессиональных и личностных особенностей межличностного
общения и коммуникации личности входят:
- условия жизни и высокая степень адаптации,
- аффилиация, интерес к людям, доброжелательность, альтруизм;
- доступность, открытость (общительность), дипломатичность,
гибкость;
- умение оказывать психологической воздействие на окружающих;
- конгруэнтность, самоконтроль.
К познавательным способностям консультанта ТД относятся:
- высокий интеллектуальный уровень, социальная информированность;
- большой объем оперативной слуховой памяти;
- способность к распределению, переключению и концентрации внимания;
- креативность, воображение, интуиция;
- речевые способности – грамотная речь, чувство языка, эмоциональная
выразительность.
Важнейшей особенностью консультанта ТД является эмпатия. Эмпатия – это
понимание эмоционального состояния другого человека посредством
сопереживания, проникновения в его субъективный мир [27, с.696]. Самое
раннее определение эмпатии содержится в работах З.Фрейда: «Мы учитываем
психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся
понять его, сравнивая его со своим собственным» [З.Фрейд «Остроумие и его
отношение к бессознательному», 1905]. Эмпатия в триаде Роджерса при клиент-
центрированной психотерапии является важным условием для конструктивных
изменений личности. А.Бодалев, Т.Каштанова считают, что эмпатия включает
чувства и мысли, сопутствует процессу взаимоотношений «психотерапевт-
пациент» или консультант-абонент, т.е. приносит успех в телефонном
консультировании.
Эмпатическое понимание зависит от доступности и богатства жизненного
опыта консультанта, точности восприятия, умения настроиться, слушая
абонента, на одну с ним эмоциональную волну.
Основными особенностями эмпатического понимания являются:
- отражение;
- рефлексивное слушание (активное слушание), невербальная
экспрессивность, аудиальная чувствительность, умение выслушать,
отзывчивость, проникновение, безусловное безоценочное отношение к
людям;
- «вчувствование» в другого, принятие чувств, сочувствие,
терпимость, принятие уникальности ценностей абонента, идентификация
(отождествление), проникновение;
- доброжелательность, уважение, доверие, вера в способности абонента,
искренность, забота, чуткость, тактичность, теплота, и т.п.
Профессионализм – одно из высших показателей эффективности в
деятельности консультанта ТД. Профессиональное искусство включает в себя,
прежде всего мотивацию и активность к познавательной деятельности,
психологическое или какое-либо другое высшее образование, специальную
подготовку для работы на ТД.
Профессиональную подготовку будущий консультант ТД получает в
результате специального обучения в групповых тренингах, где проводится
практическая наработка необходимых профессиональных качеств и освоение
знаний подходов и техник воздействия для работы на ТД. Профессиональное
психологическое образование, супервизии, постоянное повышение своей
квалификации, участие в учебных и личностных тренингах, на лекциях,
конференциях, семинарах дают консультанту больше шансов стать эффективным в
работе, поскольку тем самым «работает» активность, расширяется опыт и
кругозор, человек познает окружающий мир и себя в этом мире снова и снова.
Ролло Мэй, описывая личность консультанта [22, с.110], отдает
предпочтение ее полноте и целостности и, ссылаясь на Адлера, говорит, что
«метод лечения должен быть в самих терапевтах».
На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод:
В данной модели нами обобщен опыт отечественных и зарубежных
психологов.
Профессиональные и личностные качества эффективного консультанта ТД
сочетаются друг с другом. Несмотря на то, что эти качества различны – одни
рождаются вместе с личностью, другие приобретаются ею, слияние их дает
мощный толчок к успешной творческой деятельности консультанта на ТД.
В разработанной нами модели личности эффективного консультанта ТД
основными являются первичные качества. К этим качествам мы отнесли:
аутентичность, самоактуализацию, жизненную активность, эмпатию и
профессиональное искусство.
В эмпирической части данного исследования мы изучим особенности
активности и самоактуализации личности консультантов ТД, так как «жизненная
активность и самоактуализация личности выступают важнейшими свойствами
личности, определяющими ее способности развиваться, саморазвиваться. В
процессе развития приобретаются новые уровни, изменяются содержание и
структура активности, как свойства системы Человек». [38, с.402].
Глава 2
Эмпирическое исследование
профессиональных и личностных качеств
телефонных консультантов
2.1. Программа исследования
Цель исследования: выявить и описать профессиональные и личностные
качества, способствующие эффективной работе в качестве консультанта на
Телефоне доверия.
Объект исследования – профессиональные и личностные качества
консультантов Телефона доверия.
Предмет исследования – профессиональные и личностные качества
консультантов ТД, находящиеся во взаимосвязи с эффективной профессиональной
деятельностью.
Гипотезы исследования:
Основная гипотеза:
1. Чем выше у телефонного консультанта направленность на
самоактуализацию, тем эффективнее его профессиональная деятельность.
Гипотеза-следствие:
Основными качествами самоактуализации личности консультантов ТД
являются:
- способность жить настоящим;
- независимость в поступках;
- способность быстро реагировать на изменяющиеся аспекты ситуации;
- аутентичность;
- самоуважение, самопринятие.
Чем выше уровень выраженности данных качеств, тем эффективнее
консультант ТД.
Основная гипотеза:
2. Чем активнее телефонный консультант, тем более он эффективен в
профессиональной деятельности.
Гипотеза-следствие:
Основными качествами активности личности консультантов ТД являются:
- высокий уровень развития интеллекта;
- открытость к общению;
- доброжелательность;
- конгруэнтность;
- самостоятельность;
- направленность на экстраверсию.
Чем выше уровень выраженности данных качеств, тем эффективнее
консультант ТД.
Задачи исследования:
1. Проанализировать исследования профессиональных и личностных
особенностей эффективного психолога-консультанта в отечественной и
зарубежной психологии.
2. Изучить особенности консультативной деятельности телефонного
консультанта.
3. На основе теоретического анализа существующих исследований в области
телефонного консультирования построить гипотетическую модель личности
эффективного консультанта Телефона доверия.
4. Провести анализ результатов, полученных в процессе исследования
профессиональных и личностных качеств консультантов ТД.
Испытуемые
Исследование проводилось среди консультантов Москвы и Московской
области (гг.Ивантеевка, Химки, Щелково). Испытуемые (20 человек: 19 женщин
и 1 мужчина) - консультанты служб Телефонов доверия.
Анкетные данные по выборке
|№ |Возраст|Пол | Образование |Стаж работы на|
|испыт.| | | |Телефоне |
| | | | |довер. |
|1 |38 |ж |Высшее психологическое|7 лет |
|2 |34 |ж |Высшее психологическое|5.5 лет |
|3 |42 |ж |Высшее |5 лет |
| | | |психологическое | |
|4 |28 |ж |Высшее психологическое|5 лет |
|5 |40 |ж |Высшее психологическое|5 лет |
|6 |46 |ж |Высшее психологическое|4 года |
|7 |46 |ж |Высшее медицинское |4,2 года |
|8 |36 |ж |Высшее психологическое|3 года |
|9 |48 |ж |среднее спец. |3 года |
| | | |техническое | |
|10 |40 |ж |педагогич., |2 года |
| | | |4к.псих.фак-та | |
|11 |45 |ж |Высшее пед, соц., |2 года |
| | | |психол. | |
|12 |44 |ж |Высшее педагогическое |2 года |
|13 |23 |ж |2 Высш. психологическ.|2 год |
|14 |23 |ж |Высшее психологическое|1 год |
|15 |23 |ж |Н./в. психологическое |1 год |
|16 |30 |ж |Н/в. психологическое |1 год |
|17 |22 |ж |Н./в. психологическое |5 мес. |
|18 |30 |ж |Н./в. психологическое |5 мес. |
|19 |23 |м |Н./в. психологическое |1 мес. |
|20 |28 |ж |Н./в. психологическое |5 мес. |
Консультанты ТД: психологи (с первым высшим, вторым высшим
образованием, обучающиеся в вузе по специальности «практический психолог»)
и волонтеры (добровольные консультанты ТД, которые прошли спец.обучение по
программе «Телефонное консультирование», имеют непсихологическое высшее,
сред.специальное образование).
Консультанты ТД имеют стаж работы больше 1 г. или меньше 1 г.;
принадлежат к разновозрастным группам.
2.2. Методологический инструментарий
2.2.1. Используемые методики
1. 16-факторный личностный опросник Р.Б.Кеттелла (16-FPQ-187-А):
. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Ред-сост.
Д.Я.Райгородский. – Самара: «Бахрах», 1998. - 672 с.
. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2000 –
560 с.
2. Самоактуализированный тест (САТ).
. Е.Ю.Алешина, П.Я.Гозман, Е.М.Дубовская. Социально-психологические
методы исследования супружеских отношений. Спец.практикум по
соц.психологии. – М.: Изд.московского университета, 1987. – 120 с.
3. Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности
и настроения (САН).
. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Ред-сост.
Д.Я.Райгородский. – Самара: «Бахрах», 1998. - 672 с.
4.Экспертная оценка эффективности
. Л.Ф.Бурлачук, С.М.Морозов. Словарь-справочник по
психодиагностике. – СПб.: Питер, 2001. – 528 с.
5. Краткий социологический опрос в форме анкеты.
2.2.2. Процедура проведения эксперимента
1. Тест Р.Кеттелла (16PF-опросник) был использован для проверки
гипотезы №1: чем активнее телефонный консультант, тем более он эффективен
в профессиональной деятельности.
С помощью данного теста необходимо выявить личностные качества,
присущие активному консультанту ТД, а именно:
- высокий интеллектуальный уровень;
- коммуникативные и межличностные свойства: открытость к общению,
конгруэнтность, способность самостоятельно принимать решения,
доброжелательность;
- экстравертивная направленность: эмоциональная устойчивость, высокая
адаптация, работоспособность, общительность.
Тест Кеттелла предназначен для измерения шестнадцати факторов личности
и дает многогранную информацию о личностных чертах, которые называют
конституционными факторами. Опросник содержит 187 вопросов (форма А), на
которые предлагается ответить обследуемым. Испытуемому предлагают занести в
регистрационный бланк один из вариантов ответа на вопрос «да», «нет», «не
знаю» (или «a», «b», «c»). Обработка полученных данных производилась с
помощью «ключа». Совпадение ответов обследуемого с «ключом» оценивается в 2
балла для ответов «а» и «с», совпадение ответа «в» - в один балл. Сумма
баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение
фактора. Полученное значение каждого фактора переводится в стены с помощью
таблиц с учетом пола и возраста. Стены распределяются по биполярной шкале с
крайними значениями в 1 и 10 баллов. Из имеющихся показателей по всем 16
факторам строится, так называемый «профиль личности». При интерпретации
внимание уделяется в первую очередь «пикам» профиля (1-3 и 8-10).
Анализируется также совокупность факторов в их взаимосвязях в таких,
например, блоках: интеллектуальные особенности (В,М,Q1); эмоционально-
волевые особенности (C,G,I,O,Q3,Q4); Коммуникативные свойства и особенности
межличностного взаимодействия (A,H,F,E,Q2,N,L).
2. Самоактуализированный тест (САТ). Самоактуализированный тест был
использован для проверки гипотезы №2: чем выше у телефонного консультанта
направленность на самоактуализацию, тем эффективнее его консультативная
деятельность.
САТ разработан на основе опросника личностных ориентаций Э.Шострем
(POI) и создан авторами не только в целях научного анализа феномена
самоактуализации, но и для проведения прикладных психодиагностических
обследований при измерении эффективности психотерапевтической и
коррекционной работы. САТ состоит из 126 пунктов, каждый из которых
включает два суждения ценностного или поведенческого характера. Испытуемому
предлагается выбрать то из них, которое в большей степени отвечает его
представлениям или привычному способу поведения.
САТ измеряет самоактуализацию по двум базовым и ряду дополнительных
шкал. Базовыми являются шкала компетентности во времени и шкала поддержки.
Двенадцать дополнительных шкал разбиты на 6 блоков – по две в каждом: шкала
ценностной ориентации, шкала гибкости поведения; шкала сензитивности, шкала
спонтанности; шкала
самоуважения, шкала самопринятия; шкала представлений о природе человека,
шкала синергичности; шкала принятия агрессии, шкала контактности; шкала
познавательных потребностей и шкала креативности.
Каждая шкала имеет свой масштаб. Для каждой шкалы вычислены средние
и стандартные отклонения и осуществлен перевод «сырых» результатов в Т-
баллы, которые являются основой для составления профильных бланков. При
использовании САТ в качестве исследовательской методики авторы рекомендуют
использовать «сырые баллы», Т-баллы необходимы лишь для применения САТ как
инструмента индивидуальной диагностики. В зависимости от целей исследования
тест может быть интерпретирован полностью или частично.
Тест подвергался авторами на устойчивость (по пунктам опросника и
интегральным показателям по базовым и дополнительным шкалам). Результаты
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|