МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Профессиональные и личностные качества телефонных консультантов

    ориентации США, Комитет по надзору и подготовки консультантов в США,

    Генеральная ассамблей IFOTES и т.д. выделяют и утверждают требования к

    личности телефонного консультанта.

    Изучение отечественными исследователями профессиональных и личностных

    качеств относится, прежде всего, к профессии психолога; они разработаны

    применительно к нашей российской действительности. (Приложение. Таблица

    №3). Все выделенные качества во многом совпадают по значению и дополняют

    друг друга.

    Требования, предъявляемые к профессиональным и личностным качествам

    консультанта Телефона доверия такие же, как и у психолога, поскольку

    принципы консультативной работы одинаковы – они основаны на теориях

    личности.

    Кроме того, осознанное последовательное применение психологом

    целостной теоретико-практической концепции, является одной из гарантий

    профессионализма оказываемой психологической помощи.

    В психологическом консультировании роль карты выполняет теория

    личности, открывающая широкую перспективу понимания проблем клиента и

    эффективной работы с ним. [Кочюнас Р., 2000]. Каждая теория обобщает

    накопленную информацию, делает более понятными сложные явления,

    предсказывает последствия разных обстоятельств, способствует поиску новых

    фактов [цитата Р.Кочюнасом George, Cristiani, 1990]. Каждый консультант

    волен выбрать ту или иную концепцию как основу практики в зависимости от

    особенностей своей личности, мировоззрения, теоретико-психологических

    симпатий. Решающее значение имеет не столько сама теория, сколько зрелость

    личности консультанта и его профессиональная подготовка, подразумевающая

    высокую интеграцию теоретических познаний и практических навыков.

    На этом основании возникает необходимость рассмотреть в данной главе

    некоторые теоретические принципы современных психологических направлений, а

    также личностные особенности эффективного специалиста, оказывающего

    психологическое воздействие в рамках различных зарубежных и отечественных

    подходов.

    1.1. Представление об эффективном специалисте,

    оказывающем психологическое воздействие в

    различных зарубежных подходах

    Анализ зарубежной литературы по теории психологического

    консультирования показывает, что исторически оно развилось из теории и

    практики психотерапии, поэтому в современных периодических изданиях по

    этому вопросу можно обнаружить самые различные виды консультирования.

    Основными школами большинство теоретиков считают психодинамическое,

    бихевиоральное и гуманистическое.

    1.1.1. Психоаналитическое направление З.Фрейда

    Психоаналитический подход был разработан в начале ХХ столетия

    З.Фрейдом как метод восстановления психического здоровья человека. Он

    также используется как средство общего развития личности и способ оказания

    психологической помощи. Цель психоанализа – гармоничное развитие личности с

    целью установления хороший отношений с собой и другими людьми. Психоанализ

    заключается в поиске скрытых болезненных очагов в пространстве

    бессознательного и психологической помощи человеку в осознании и переоценке

    тревожащих его переживаний.

    В основе психоаналитической коррекции лежит представление о том, что

    аномальное поведение человека является следствием неадекватной

    интерпретации им своих чувств, потребностей и побуждений.

    Психологическое консультирование в ключе психоанализа строится по

    следующим основным стадиям:

    1. Поиск болезненного очага или осознавание неосознаваемого

    (мотивов, фиксаций, защитных механизмов, способов поведения) и

    принятие адекватной и реалистической интерпретации.

    2. Вскрытие очага возбуждения, вербализация – человек

    выговаривается, рассказывает о своих переживаниях и их

    источника.

    3. Переоценка значимости событий, сокрытых в болезненном очаге.

    На этой стадии очень важны внимательное и заботливое отношение

    психолога, его помощь в изменении системы установок.

    4. Эмоциональная окраска новой системы установок

    (положительная, спокойная).

    5. Усиление Эго для построения более реалистичного поведения.

    Консультант интерпретирует поставляемый клиентом материал и стремится

    научить клиента увязывать свое настоящее поведение с событиями прошлого.

    Психоанализ включает в себя следующие техники: конфронтацию,

    прояснение, интерпретацию, проработку, а также 5 базисных техник: метод

    свободных ассоциаций, толкования (интерпретация) сновидений, интерпретация,

    анализ сопротивления, анализ переноса.

    При психоаналитическом консультировании на Телефоне Доверия возможно

    использование таких техник, как «Свободные ассоциации», «Интерпретация»,

    «Молчание»

    и всех вышеописанных процедур в контексте проблемной ситуации, определяющей

    психическое состояние абонента.

    Роль и позиция консультанта достаточно фиксирована. Основные

    требования к нему: невмешательство, отстраненность, нейтралитет и

    личностная закрытость (анонимность), чтобы клиент мог свободно проецировать

    на него свои чувства; умение и способность выдержать «перенос» и работать с

    «контрпереносом»; тонкая наблюдательность и способность к адекватным

    интерпретациям.

    Одним из важнейших требований к психоаналитику выступает осознание

    собственных проблем, реакций и их возможного влияния на клиента. А так же:

    аутентичность, эмоциональная стабильность и объективность,

    проницательность.

    Р.Мэй, говоря о качествах практического психолога, ссылается на

    Фрейда, считавшего самым важным качеством практического психолога

    «прирожденную способность проникать в душу человека - и в первую очередь, в

    подсознательные уровни собственной души — и учиться на практике». Умение

    «учиться на практике» означает способность отказаться от тенденции

    руководствоваться в своей работе более или менее устойчивыми стереотипами,

    не поддаваться влиянию «симпатий и антипатий нашего ego».

    1.1.2. Аналитическая психология К.Юнга

    Аналитическая психология основывается на главном принципе

    психодинамической психотерапии – сделать осознанным бессознательное

    содержание.

    Цель психологической помощи формулируется в терминах обучения

    постижению собственного внутреннего мира и самопознания посредством

    переживания всей полноты бытия, что в перспективе ведет к индивидуации -

    углублению полноты гармоничного бытия.

    Основным средством работы является интерпретация, при помощи которой

    можно достичь инсайта.

    Для достижения инсайта Юнг использовал майевтику (метод Сократа).

    Используя этот метод, Юнг подчеркивал необходимость совместного поиска

    участниками

    психотерапевтического процесса. Поиск индивидуальной истины клиента – путь

    самореализации, способ выражения уникальной сущности.

    В психотерапии клиент должен отдифференцировать свои потребности,

    переживания от социальных норм и ожиданий, найти свой способ взаимодействия

    (а не зависимости) с внешним миром. Чтобы стать полной личностью, человек

    должен преодолеть односторонность. Для реализации этой цели Юнг выделил две

    стратегии:

    1. Создание символа, благодаря которому человек ассимилирует

    содержание бессознательного;

    2. Словесная конфронтация и диалог с персонифицированной

    бессознательной частью личности (тенью) – депотенциализация.

    Человек должен осознать тот травматический опыт, который

    находится в ядре комплекса, столкнуться с болезненным

    переживанием, чтобы понять односторонность, принять другую

    полярность и вернуть личности полноту.

    Позиция психолога-консультанта состоит:

    1. В принятии клиента и в специфике работы с его внутренним

    миром;

    2. В использовании переноса и контрпереноса.

    3. В помощи в разделении осознаваемых и неосознаваемых инстанций

    и установлении коммуникации между ними.

    К.Юнг предъявлял особые требования к личности аналитика:

    1. Психотерапевт должен быть гармоничной личностью, в которой

    сбалансированы сознательное и бессознательное, в центре

    которой прорастает Самость.

    2. Психотерапевт для клиента является моделью оптимально

    функционирующей личности, двигающейся в направлении

    самореализации.

    3. Проявление глубокого интереса к людям;

    4. Позиция принятия клиента;

    5. Оказание поддержки клиенту, забота о нем;

    6. Уважение ценностей клиента;

    7. Безоценочный подход.

    1.1.3. Индивидуальная психогия А.Адлера

    Общие положения краткосрочной психотерапии были разработаны школой

    Адлера в противоборстве с классическим психоанализом. Они заключались в

    следующем:

    1. Начиная с первой встречи с клиентом, психотерапевт устанавливает

    лимит времени работы (как правило, от 5 до 20 сессий-встреч) с последующей

    совместной оценкой их результативности - временной фактор;

    2. Наличие кризисной ситуации, с которой сам клиент не в состоянии

    справиться, в сочетании с субъективной оценкой этой ситуации, например,

    тяжелая болезнь, неразделенная любовь, потеря значимого человека и т. д. -

    экзогенный фактор;

    3. Фокусированное интервью - ориентирование клиента на основную, самую

    значимую для него проблему как истинную причину обращения к психотерапевту.

    Здесь задаются вопросы типа: «Что привело Вас к нам именно сейчас?» Таким

    образом, выясняются ожидания клиента от сеанса и цели прихода к терапевту.

    Если инициатива визита подростка исходит от его родителей, то выясняются

    проблемы самого подростка, при этом осуществляется коррекция отношения

    подростка к процедуре консультирования;

    4. Анализ симптоматики в связи с психотравмирующей ситуацией;

    5. Важность первого интервью - психотерапевт сразу вступает с клиентом

    в содержательные партнерские отношения. В конце первой же встречи

    обратившемуся за

    помощью дается объяснение симптоматики. Диагностика здесь неотделима от

    лечения, выступая в качестве терапевтической процедуры;

    6. Отношения с клиентом устанавливаются дружеские, обнадеживающие

    человека в его работе над своими проблемами.

    4. Гуманистическое направление в психологии

    К гуманистическому направлению относят экзистенциальный подход,

    логотерапию, клиент-центрированную психотерапию, гештальт-терапию и ряд

    других методов.

    Представители гуманистического направления видят человека существом

    прирожденно активным, борющимся, самоутверждающимся, повышающим свои

    возможности, с почти безграничной возможностью к позитивному росту. Поэтому

    психологическое воздействие направлено на личностный рост клиента, а не на

    лечение болезни. Целью психотерапии является достижение максимальной

    осведомленности или более высокого состояния сознания, при котором,

    согласно мнения Мay R. «быть осведомленным о своем предназначении в мире в

    то же самое время означает быть предназначенным для этого».

    Mаslow A. полагает, что «здоровье располагается на континууме: кем

    человек стремится быть – кем он может стать».

    Исследуя проблему мотивации человека Maslow A. выявил и описал

    следующие принципы:

    1. Иерархичность структуры мотивов;

    2. Чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются

    соответствующие потребности, тем дольше можно задержать их

    реализацию;

    3. Пока не удовлетворены нижние потребности, высшие остаются

    сравнительно неинтересными. С момента выполнения низшие потребности

    перестают быть потребностями, т.е. они теряют мотивирующую силу;

    4. С повышением потребностей повышается готовность к большей

    активности. Таким образом, возможность к удовлетворению высших

    потребностей является большим стимулом активности, чем

    удовлетворение низших.

    Maslow A. отмечает, что нехватка благ, блокада базовых и

    физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому,

    что эти потребности могут стать для обычного человека ведущими. Но если

    базовые, первичные потребности удовлетворены, то у человека могут

    проявляться высшие потребности, метамотивация (потребности к развитию, к

    пониманию своей жизни, к поиску смысла жизни).

    Автор выделяет следующие качества, присущие личности:

    - самоактуализация: полное принятие реальности и комфортное

    отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать и

    понимать ее); принятие других и себя; профессиональная

    увлеченность, ориентация на дело; автономность,

    независимость от социальной среды, самостоятельность

    суждений; способность к пониманию других людей, внимание,

    доброжелательность к людям; постоянная новизна, свежесть

    оценок, открытость опыту; спонтанность, естественность

    поведения; юмор; саморазвитие, проявление способностей,

    потенциальных возможностей, самоактуализирующее

    творчество в работе, любви, жизни; готовность к решению

    новых проблем, к осознанию проблем и трудностей, к

    осознанию своего опыта, к подлинному пониманию своих

    возможностей, к повышению конгруэнтности; потребности к

    развитию, к пониманию своей жизни, к поиску смысла жизни.

    Согласно взглядам Франкла стремление человека к поиску и реализации

    смысла жизни является врожденной мотивационной тенденцией.

    Логотерапия Франкла ориентирована на инсайт и основная цель этого подхода

    заключается в том, чтобы помощь человеку найти смысл в своих действиях,

    своей жизни и своем страдании; осознать личностную свободу и

    ответственность и открыть свои способности как личности в полноценном

    общении.

    Ролло Мэй считает, что основной целью психотерапевтического

    вмешательства должна быть помощь клиенту научиться брать на себя

    ответственность за совершаемый им выбор, научиться управлять своей свободой

    и, в конечном счете, преодолеть бессмысленность своего бытия и научиться

    жить аутентично.

    Основные положения экзистенциалистской философии Сартра включают

    учение о свободе, подлинности и неподлинности человеческого существования.

    Свобода по мысли Сартра выражается в возможности выбора отношения к данной

    ситуации. Объективная ситуация не сама по себе ограничивает или подавляет

    свободу, а лишь в той мере, в какой она переживается как ограничение.

    Задача заключается не в том, чтобы изменить мир, а в том, чтобы изменить

    свое отношение к нему.

    Одним из основных качеств личности Сартр выделяет аутентичность, т.е.

    соответствие сознания человека именно его собственному, «подлинному»

    сознанию – «пользуясь своей свободой, будь самим собой…». Аутентичность

    означает свободное становление, спонтанный выход за собственные пределы,

    полноту ответственности за свои действия. «Подлинное существование»

    понимается как результат осознания индивидуумом своей жизненной ситуации и

    ответственного к ней отношения.

    Позиция психолога в данной психотерапии состоит в понимании клиента, в

    терминах его собственного жизненного мира, образа себя и действительности.

    Основное внимание психолог уделяет текущему, сиюминутному моменту жизни

    клиента и тому, что он сейчас переживает.

    Задача экзистенциального консультирования – безусловное признание

    личности клиента и его судьбы важнейшим, уникальным и, безусловно,

    заслуживающим признания «жизненным миром».

    Взаимоотношения между психологом и клиентом в экзистенциальной

    психотерапии представляют особую ценность, поскольку эти отношения

    самоценны. Их личностный оттенок, смысл, гамма переживаний в связи с

    общением с человеком как со значимым другим – источник могучих воздействий

    и личностных изменений; уважение, доверие и вера к клиенту; самораскрытие и

    честность по отношению к себе; безусловное признание личности клиента и его

    судьбы, способность психолога «быть в мире».

    Согласно гештальт-терапии Ф.Перлза человек находится в равновесии с

    самим собой и окружающим его миром. Быть самим собой, осуществлять свое

    «я», реализовать свои потребности, склонности – это путь гармоничной

    здоровой личности. По мнению Ф.Перлза, психические нарушения у людей

    обусловлены тем, что их личность не составляет единого целого, т.е.

    гештальта. В основе всех нарушений лежат ограничения способности индивида к

    поддержанию оптимального равновесия со средой, нарушение процесса

    саморегуляции.

    Цель психологической помощи – помочь человеку в полной реализации его

    потенциала: увеличить осознанность пациента, его чувство активности и

    ответственности, т.е. уверенности в правильности своей натуры. По мысли

    Перлза принятие того, какие мы здесь и сейчас придает ответственность за

    наше истинное бытие.

    Перлз утверждал, что быть психотерапевтом – значит быть собой, и

    наоборот. «Быть», по его мнению, означало быть сейчас и здесь, сознавать и

    нести ответственность, т.е. постоянно находиться за своими собственными

    действиями и чувствами. 3 понятия: своевременность, осознанность и

    ответственность составляют суть отношения гештальт-терапевта. «Быть

    ответственным – означает быть в настоящем, быть в настоящем – значит

    осознавать, осознавать – это реальность».

    Согласно феноменологической позиции личности Роджерса поведение людей

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.