МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Проективные методики в психодиагностике

    Проективные методики в психодиагностике

    Кубанский государственный Университет

    Факультет Управления специальность психология

    Краснодар 2000

    содержание

    стр.

    1. Проективные методики

    3

    2. Природа проективных методик

    3

    3. Методика чернильных пятен по Хольцману

    4

    4. Методика чернильных пятен Г. Роршаха 5

    4.1. Описание методики и схема эксперимента

    5

    4.2. Опрос 6

    4.3. Определение пределов чувствительности

    6

    4.4. Основные приемы шифровки отвтов

    7

    4.5. Основные детерминанты ответов

    7

    4.6. Шифровка содержания ответов 7

    4.7. Популярность— оригинальность ответов

    7

    4.8. Психологический смысл локализационных показателей

    8

    4.9. Кинестетические показатели (М. FM, m)

    8

    4.10. Содержание 9

    4.11. Интерпретация результатов теста

    10

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11

    Список литературы

    12

    1. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ

    Число имеющихся проективных методик достаточно велико и продолжает

    расти. В этой главе мы рассмотрим основные типы подобных методик и

    проиллюстрируем их некоторыми хорошо известными примерами. За исключением

    спорных моментов, присущих конкретным методикам, никакой критической оценки

    индивидуальным тестам даваться не будет. Вместо этою общая оценка

    проективных методов с точки зрения основных методологических проблем.будет

    дана в специальном разделе. Проективные методики являют пример любопытного

    расхождения теоретического исследования и практики: оцениваемые как

    психометрические инструменты, они в подавляющем большинстве выглядят жалко,

    но такая оценка тем не менее никак не сказывается на их популярности в

    клиническом использовании. Природа и суть этого несоответствия будут

    рассмотрены в последнем разделе главы.

    2. ПРИРОДА ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДИК

    Главную особенность проективных методик можно обозначить как

    относительно неструктурированная задача, т, е. задача, допускающая почти

    неограниченное разнообразие возможных ответов. Для того чтобы фантазия

    индивида могла свободно разыграться, даются только краткие, общие

    инструкции. По этой же причине тестовые счимулы обычно расплывчаты или

    неоднозначны. Гипотеза, на которой строятся подобные задания, состоит в

    том, чго способ восприятия и интерпретации индивидом тестового материала

    или «структур» ситуации должен отражать фундаментальные аспекты

    функционирования его психики. Другими словами, предполагается, что тестовый

    материал должен сработать как некоторого рода экран, на котором отвечающий

    «проецирует» характерные для него мыслительные процессы, потребности,

    тревожность и конфликты.

    Обычно проективные методики являются также методиками

    замаскированного тестирования, поскольку обследуемый редко подозревает о

    типе психологической интерпретации, которая будет дана его ответам.

    Проективные методики характеризуются также глобальным подходом к

    оценке личности. Внимание фокусируется на общей картине личности как

    таковой, а не на измерении отдельных ее свойств. Наконец, проективные

    методики рассматриваются их сторонниками как наиболее эффективные процедуры

    для обнаружения скрытых, завуалированных или неосознаваемых сторон

    личности. Более того, утверждается, что чем менее структурирован тест, тем

    более он чувствителен к подобному завуалированному материалу. Это следует

    из предположения, что чем менее структурированы и однозначны стимулы, тем

    менее вероятно, что они вызовут у воспринимающего защитные реакции.

    Проективные методы возникли в клинических условиях и остаются в

    основном инструментом клинициста. Некоторые из них развились из

    терапевтических методов (например, лечение с помощью произведений

    искусства), применявшихся к психически больным. На теоретических

    построениях проективных методик сказывается влияние психоаналитических

    концепций. Существуют также разрозненные попытки положить в основу

    проективных методик теорию восприятия и перцептивные теории личности.

    Следует, конечно, отметить, что нет необходимости оценивать конкретные

    методики с точки зрения их теоретической направленности или истории

    происхождения. Методика может оказаться практически полезной, или

    эмпирически ценной, по другим причинам, нежели те, которые выдвигались для

    оправдания ее введения для использования специалистами.

    В соответствии со свойственным проективным методикам глобальным

    подходом затрагиваются не только эмоциональные, мотива-ционные и

    межличностные характеристики личности, но также и некоторые

    интеллектуальные аспекты поведения, К последним можно отнести общий

    интеллектуальный уровень, оригинальность и стиль решения проблемных

    ситуаций. Отдельные адаптации проективных методик специально

    предназначаются для измерения установок, и тем самым они как бы дополняют

    методики. Можно добавить, что любой психологический тест, независимо от

    предназначения, может выполнить роль проективной методики. Например,

    некоторые клиницисты используют таким образом тесты интеллекта.

    3. Методика чернильных пятен по Хольцману.

    В отличие от большинства проективных методов методика чернильных

    пятен Хольцмана (Н1Т) представляет собой реальную попытку построить тест в

    соответствии с требованиями, предъявляемыми к стандартным психо метрическим

    средствам. Разработанному по типу теста Роршаха, тесту Хольцмана в меньшей

    мере присущи основные методические недостатки его прототипа. Изменения в

    стимульных материалах и методике достаточно широки, но не настолько, чтобы

    считать тест Хольцмана новым тестом и оценивать его безотносительно к теоре

    тическим и эмпирическим характеристикам теста Роршаха, Методика Хольцмана

    предусматривает две параллельные серии карточек, по 45 карточек каждая. По

    каждой карточке дается только один ответ. Имеют ся как серо-белые, так и

    цветные 'карточки; несколько чернильных пятен заметно асимметричны.

    Карточки предварительно отбирались из доста точно большого числа различных,

    пятен нр трем эмпирическим критериям: 1) степень различия группы студентов

    колледжа, добровольно принимавших участие в исследовании, и группы

    находящихся на излечении психических больных; 2) «привлекательность» пятна

    для получения ответов, определяемая по таким обычным для теста Роршаха

    переменным, как локализация, цвет, оттенок и движение, и 3) показатели

    надежности испытуемых.

    Применение и определение показателей НIТ неплохо стандартизованы и

    ясно описаны. Показатели даются по 22 типам ответов, различающихся по

    большей части на основании переменных, используемых в тесте Роршаха, и

    таких дополнительных переменных, как патогномиче ская вербализация,

    тревожность и враждебность. По каждой переменной приводятся процент ильные

    показатели, полученные на нескольких выборках нормальных испытуемых от 5-

    летних детей до взрослых, а также на ряде групп: взрослые люди, страдающие

    такими заболеваниями, как шизофрения, умственная отсталость; дети с

    эмоциональными нарушениями; правонарушители-подростки; алкоголики. Хотя эти

    нормы получены почти на 2000 человек, число участников в большинстве групп

    невелико.

    Показатели надежности весьма удовлетворительны. Надежность,

    определенная методом расщепления и методом взаимозаменяемых форм, была

    тщательно изучена, результаты оказались обнадеживающими. Групповая форма

    этого теста с использованием слайдов дает по большинству показателей

    результаты, близкие к результатам, получаемым при индивидуальном проведении

    теста. Короткая, состоящая из 30 заданий групповая форма теста дает сходные

    результаты. К групповой форме применима машинная обработка показателей

    теста, кроме того, продолжается работа по усовершенствованию программы для

    компьютерной системы интерпретации показателей.

    Ясно, что НIТ с психометрической точки зрения во многом опередил тест

    Роршаха. Наличие параллельных форм позволяет не только определить

    надежность при помощи повторного тестирования, но также проводить

    катамнестические исследования. Сведение ответов до одного на каждую

    карточку делает продуктивность ответов (К) постоянной для каждого

    испытуемого, что позволяет избежать многих недостатков традиционного

    определения показателей в тесте Роршаха. Нужно отметить, однако, что длина

    ответа (количество слов) в этом тесте, в отличие от теста Роршаха, не

    контролируется и, как доказано, заметно связана с некоторыми показателями

    НIТ, особенно с частотой ответов на движение.

    Для НIТ получены основательные данные по валидности. Исследования по

    валидности связаны с различными подходами, в том числе с изучением

    тенденций развития, межкультурных различий, корреляции с другими тестами и

    с поведенческими проявлениями личностных характеристик, а также со

    сравнением результатов таких групп, как группы нормальных и больных

    испытуемых. Полученные результаты перспективны, но нуждаются в обосновании

    диагностической значимости различных показателей и конструктной валидности

    оцениваемых этой методикой личностных факторов. Подготовленный Э. Хиллом

    справочник особенно полезен для клинического использования НIТ, Объединяя

    данные исследований НIТ с полученными результатами по тесту Роршаха, Э.

    Хилл создает руководство по интерпретации протоколов НIТ на двух уровнях.

    Первый уровень относится к 22 количественным показателям переменных

    факторов и их взаимосвязи. Второй является более глубоким уровнем

    интерпретации, осуществляемой на основе более широких и более общих

    личностных факторов. При этом используются 3 основные категории описания:

    познавательное функционирование (интеллектуальный уровень и нарушение

    мышления), аффективное функционирование (уровни зрелости, формы

    тревожности, защитные механизмы) и представление о себе (в том числе

    некоторые формы полового отождествления). В справочнике приводятся также 5

    подробных описаний обследования заболеваний с помощью этого теста.

    4. Методика чернильных пятен Г. Роршаха

    Тест чернильных пятен — одна из наиболее популярных проективных

    методик — создан швейцарским психиатром Германом Роршахом в 1921 г. Есть

    сведения, что чернильные пятна использовались еще Леонардо да Винчи и

    Ботичелли для «возбуждения фантазии»; в психологию их ввел А. Вине,

    исследуя с их помощью некоторые особенности интеллекта. Роршах одним из

    первых отметил связь между фантазио-подобной продукцией и типом личности. В

    ходе клинического и экспериментального исследования групп здоровых и

    психически больных испытуемых, путем сопоставления клинических

    характеристик и особенностей ответов Роршах выделил два типа восприятия:

    «В-тип» и «Fb-тип», т. е. «двигательный» и «цветовой» тип. Оказалось, что

    одни испытуемые склонны воспринимать пятна в движении, в продуцируемых ими

    образах людей, животных или предметов акцентируется прежде всего

    динамический аспект; другие испытуемые, напротив, фиксируют в своих ответах

    цве товой аспект. Тип восприятия или «тип переживания», по Роршаху,

    характеризует преимущественно интраверсивные или экстратенсивные тенденции

    личности. Проводя аналогию с типологией Юнга, Роршах подчеркивает тем не

    менее и отличие соответствующих терминов. Согласно его воззрениям, экстра-

    и интраверсия — не противоположные и взаимоисключающие свойства личности,

    а тенденции, в большей или меньшей степени присущие любому человеку. Они

    указывают не столько на степень эффективности адаптации, сколько на

    реализующие ее индивидуальные механизмы. Неправомерно также

    противопоставление интра- и экстраверта как «мыслительнего» и

    «чувствующего» типа личности, поскольку адекватная адаптация предполагает

    участие как аффективных, так и познавательных процессов. Если нормально

    интраверсивный тип характеризуется лишь преобладанием кинестических ответов

    над цветовыми, то патологически интраверсивный тип — полным отсутствием

    цветовых. Точно так же различают нормально и патологически экстратенсивный

    тип. Кроме перечисленных двух типов личности Роршах выделяет еще

    «суженный», для которого характерно малое количество ответов, связанных с

    движением и цветом или полное их отсутствие, и «амбиэквальный», связанный с

    большим, но равным количеством и цветовых и кинестетических ответов.

    Указанные типы переживаний коррелируют с определенными компонентами

    интеллекта, аффективной динамикой, чертами характера и видом психической

    патологии.

    Роршах разработал основные принципы анализа и интерпретации ответов,

    в последующие годы работа велась главным образом в направлении уточнения

    значения тех или иных показателей, разработки все более тонких способов

    шифровки, поиска патогномоничных показателей, а также попыток

    теоретического обоснования методики. В настоящее время наиболее популярным

    является подход, сформировавшийся под влиянием исследований «Эгопсихологии»

    и экспериментов Мелу Look. Перцептивный ответ рассматривается как продукт

    взаимодействия двух факторов: объективных свойств пятна и субъективных

    потребностей, конфликтов и механизмов их регуляции. В свете этого подхода

    тест Роршаха направлен на диагностику, главным образом, экспрессивного

    аспекта поведения или присущего личности индивидуального стиля.

    4.1. Описание методики и схема эксперимента

    Материал теста состоит из 10 стандартных таблиц, выполненных в черно-

    белых, черно-красных и пастельных тонах. Каждая таблица представляет собой

    копию с оригинала, полученного при складывании пополам листа бумаги с

    нанесенным на нее чернильным пятном. Хотя рисунок пятна произволен и не

    поддается однозначной интерпретации, опыт работы с методикой показывает,

    что отдельные таблицы неравнозначны в отношении эмоционального воздействия

    на человека. Например, таблицы 1, 4, 6 чаще всего ассоциируются со страхом

    и тревогой, а таблицы 9, 10, напротив, вызывают ощущения радости,

    праздника. Красные плоскости таблиц, напоминая кровь или огонь, вызывают

    беспокойство; это относится и к восприятию мелких деталей, расположенных

    вокруг вертикальной оси, часто ассоциирующихся с образами сексуального

    содержания.

    Никаких предварительных сведений о цели эксперимента сообщать не

    рекомендуется, вместе с тем важно, чтобы испытуемый чувствовал себя как

    можно более непринужденно. Иногда это достигается рассказом о том, как

    получено изображение таблиц; можно связать это объяснение с известной

    детской игрой «в кляксы» и тем самым несколько разрядить обстановку.

    Целесообразно также подчеркнуть, что при выполнении задания испытуемый

    может давать любые ответы, ни один из которых не будет оцениваться как

    правильный или ошибочный. Таблицы предъявляются последовательно с 1 по 10 в

    стандартном положении, указанном на обороте таблицы. Предъявление первой

    таблицы сопровождается инструкцией: «Что это такое, на что это может быть

    похоже? В дальнейшем инструкция не повторяется, и испытуемому

    предоставляется полная самостсятельность. После окончания спонтанных

    высказываний испытуемому можно задавать стимулирующие вопросы типа «Что Вы

    можете добавить?», «Это все?» и т. д. У робких испытуемых и невротиков

    возможны значительные расхождения между объемом спонтанной и дополнительной

    продукции. Ответы, полученные во время опроса, не включаются в расчетные

    формулы или подсчитываются с учетом коэффициентов.

    Как правило, исследование включает собственно выполнение теста и

    опрос; Клопфер считает необходимым в ряде случаев дополнять процедуру

    эксперимента фазой «определения границ чувствительности».

    4.2. Опрос

    В этой фазе исследования выясняется, как субъект пришел к

    формулировке того или иного ответа, т. е. опрос всегда ориентирован на

    уточнение локализации образа и его детерминант. Экспериментатор обязан

    избегать прямых или наводящих вопросов и вместе с тем его задача — получить

    подробные сведения, облегчающие последующую шифровку ответов. Для выявления

    локализации ответа на таблице можно задать вопросы типа: «Где

    находится...?» или «Покажите мне...». Во многих руководствах по тесту

    Роршаха для облегчения этой части опроса используют специальные карты, с

    нанесенными на них и обозначенными наиболее часто интерпретируемыми

    участками пятна. Б отдельных случаях испытуемому предлагают сделать

    зарисовку фигуры на отдельном листе бумаги. Для уточнения детерминант

    ответа иногда бывает достаточно простых вопросов: «Что Вас заставляет

    думать и...?», «Опишите подробнее то, как Вы видите...» и т. д. Полезно

    использовать следующий методический прием: субъекту предлагается

    альтернативный образ, отличающийся от фактически выбранного по одной или

    нескольким невыясненным детерминантам. Например, еслн испытуемый видит

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.