МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Проблемы психологической саморегуляции

    сознание при быстром скольжении? Не ставьте перед собой задачу

    разобраться в деталях. Понять, что текст посвящен НЛП, а не проблемам

    свиноводства достаточно, но вы уже заметили гораздо больше!

    Теперь переверните текст вверх ногами. Читайте не по слогам, а

    словами, предложениями. Мозг приспособится очень быстро. Дайте ему

    команду по-прежнему увеличивать скорость к концу текста и делать 2-3

    фиксации. Когда вы почувствуете, что он перестает замечать, в каком

    виде текст ему "подсунули", не давайте ему расслабляться. Переверните

    в обычное положение и максимально увеличьте скорость скольжения! Чтоб

    не показалось сахаром ? . И опять переверните! И так далее!

    Теперь последнее усилие. Вы читаете последний раз, максимально быстро

    скользя и улавливая суть текста. К концу чтения увеличьте скорость,

    насколько это только возможно!

    А теперь, не делая паузы, ПОЗВОЛЬТЕ своему мозгу перейти в обычный

    режим. Читайте, как хотите.

    Как он себя чувствует? А Вы?

    Похвалите себя! И его! МОЛОДЕЦ!

    Это важная часть упражнения. Сейчас, когда Вы потрудились, я хочу

    рассказать Вам, как Грегори Бейтсон наблюдал за дрессировщиком

    дельфинов. Тот обучал дельфина находить новые трюки. За каждый новый

    трюк дельфин получал рыбку. На следующий день, когда дельфин исполнял

    вчерашнее движение, рыбки не было. Дельфин начинал нервничать, часто

    от досады выкидывал новый переворот, и тут же получал рыбку. И так изо

    дня в день: ни одной рыбки за старый трюк, только за что-то новое.

    Дельфину хватило 14 дней, чтобы понять правила игры. Он стал буквально

    неуправляем и счастлив, за один день продемонстрировал целых восемь

    самых неожиданных "коленец". "Поднялся на новый качественный уровень

    обучения", - как сказали бы психологи.

    И вот важный момент, очень важный. В течение этих 14 дней дрессировщик

    кормил дельфина рыбой в неучебное время. На вопрос Бейтсона он

    ответил: "Я делаю это для того, чтобы поддерживать хорошие отношения с

    дельфином. Иначе он вообще не захочет учиться".

    Мы должны поддерживать хорошие отношения с самими собой! Поощрять

    себя, хотя бы отмечать свои достижения и хвалить себя за них! Иначе

    зачем нам вообще учиться? Только для собственного счастья, которое

    формирует наша компетентность."

    Я думаю, использованные в данных упражнениях техники НЛП достаточно

    прозрачны для читателя, поэтому отдельно поделюсь с вами своими новыми

    разработками.

    Стратегия работы с новой информацией на основе принципа мультипликации

    Диснея и стратегии запоминания Леонардо

    [pic]

    Любая новая информация маркируется нашим сознанием с помощью индивидуальных

    механизмов восприятия. Прежде чем мы переходим к подробному разбору

    способов работы с новым объектом через активное использование

    субмодальностей (упражнение "Игры с новой информацией"), я даю ученикам

    модель компактной стратегии запоминания 15 графических объектов. На первом

    этапе упражнения для этой цели используется карточка с 15 словами, имеющими

    разную степень сложности, различных по шрифту и расположению на поле.

    Проводится обычное тестирование на запоминание - за 30 секунд, как правило,

    запоминается около 7 слов. Затем предлагается другая карточка и подробная

    инструкция по стратегии запоминания. Те же 30 секунд разбиваются на

    интервалы по 5 секунд, в течение которых последовательно внедряется сама

    стратегия.

    Ориентируясь на чисто визуальное, "фотографическое" восприятие в течение

    первых 5 секунд вы воспринимаете карточку. Затем поднимаете глаза вверх

    (Vr) и вспоминаете слова. На первом занятии чаще всего удается вспомнить

    около 4-5 слов.

    1. Следующие 7-8 секунд вы смотрите на карточку, обращая внимание ТОЛЬКО

    на те слова, которые вы еще не запомнили (процесс "раскадровки").

    Отмечаете для себя особенности сопутствующих им субмодальностей

    (величина, цвет и особенности шрифта, длина слов, расположение и

    смысловые особенности). Поднимаете взгляд вверх и вспоминаете

    зафиксированные объекты.

    2. Повторяете этот шаг на интервале в 5 секунд. Мысленно возвращаетесь к

    первому уровню разбивки и калибруете особенности объектов на каждом из

    них.

    3. Следующие 7-8 секунд смотрите на карточку, охватывая вниманием ВСЕ

    слова, попутно отмечая ускользнувшие от вашего анализа на предыдущем

    шаге.

    4. Мысленно рисуете максимально полную картину запоминаемого поля слов

    (соединяете отдельные "кадры" в единую "сцену").

    5. В течение 5 секунд калибруете различия между вашим интернальным

    образом и непосредственно воспринимаемой информацией. Восполняете

    детали своего внутреннего представления.

    6. Воспроизводите в воображении всю карточку целиком и сверяете

    результат. Крайне редко вам удастся запомнить менее всех 15 слов ? .

    Естественно, для "чистоты эксперимента" нужно воспользоваться услугами

    товарища, который будет для вас отмечать время выполнения. Даже мимолетное

    отвлечение от процесса прохождения стратегии, например, для взгляда на

    часы, дезорганизует внимание. Если упражнение выполняется самостоятельно,

    лучше просто "на глаз" определять для себя интервалы около 5 секунд (это

    продемонстрирует вам и особенности вашего субъективного восприятия

    времени). По мере тренировки, стратегия станет для вас рабочей и будет

    включаться автоматически, требуя для своей реализации все меньших и меньших

    временных промежутков.

    Вторая ступень упражнения включает в себя отработку стратегии на карточке с

    15 фотографиями различных групп предметов, натюрмортов, интерьеров. Вы

    обращаете внимание на характеристики (включая субмодальные и смысловые)

    объектов, "проскальзывающих" через ваши фильтры восприятия на первом и

    втором шаге.

    Третья ступень отрабатывается на фотографиях отдельных людей, групп и каких-

    либо социальных действий (демонстрация, развлекательное шоу, спортивные

    соревнования, совместная учеба и т.д.). Откалибровав наиболее тяжело

    воспринимаемые группы

    объектов, вы можете сделать для себя некоторые выводы по поводу своих

    неосознанных социальных ограничений.

    Завершается упражнение анализом ресурсов, к которым мы получили доступ во

    время его выполнения. При работе с новым текстом, трудным для понимания и

    запоминания, вы применяете ту же стратегию в соответствующем временном

    режиме. Единственное требование - продолжительность шагов упражнения

    необходимо контролировать, чтобы сохранять ресурс максимальной собранности

    в условиях дефицита времени. Постепенно вы приобретете навык "раскадровки"

    любой воспринимаемой информации на блоки, требующие вашего особого

    внимания. Очень хорошо, если вы найдете другие контексты применения этой

    стратегии в своей деятельности, не ограничивая себя в их выборе. Она

    слишком хороша, чтобы быть использованной только в процессе запоминания.

    Субмодальности, которые мы любим

    Разукрупняя и делая все более полным наш опыт работы с субмодальностями при

    восприятии новой информации, мы подходим к решению для себя вопроса о том,

    какие субмодальности могут рассматриваться как общересурсные. В ходе

    выполнения групповых упражнений на развитие восприятия (упражнение "Игры с

    новыми объектами") постепенно сложился общий паттерн использования

    субмодальностей. Я замечаю, что инструкции по его применению дают стойкий

    эффект. Например, при восприятии и запоминании абсолютно нового

    иностранного слова я использую субмодальности, связанные с объемным,

    максимально "живым" восприятием объекта. Одновременно выстраиваются и

    личные смысловые и образные ассоциации. Например, можно предложить для

    запоминания греческие слова

    ? ? ? ? ? s ("каллос" - красота), ? ? ? ? s (зов, глас), ? ? ? ? ? ?

    ("семейо" -семья, знамя, символ - не правда ли, какая метафоричная

    семантика), ? ? ? ? ? ("эйкво" - образ, икона, лик), ? ? ? ? s ("эйдос" -

    зримый, оформленный образ, лицо).

    Выбор этих слов и понятий обусловлен содержанием теоретической части курса.

    С каждым словом мы работаем по схеме упражнения "Игры с новым

    объектом"(приложение 1), особое внимание обращая на представление нового

    слова объемным, переливающимся цветом разной интенсивности и оттенков,

    расположенным в пространстве, наполненном светом (наиболее ресурсными

    являются золотые, солнечные оттенки света или оттенки голубовато-изумрудной

    гаммы). Звучание слова должно быть тоже стереофоничным. Важен подбор голоса

    (его тембра, модуляций, высоты, громкости, мелодичности) внутри и его

    отражения ("эха") снаружи, распространение звукового образа в пространстве.

    В восприятии обязательно должны присутствовать субмодальности движения,

    ритмичности, расширения, свободного распространения во внешнюю среду,

    легкости. В этом случае по отношению к новому объекту выстраиваются

    позитивные смысловые и эмоциональные ассоциации. "В каждом слове бездна

    пространства": Я наблюдаю также и эффект возникновения общих ресурсных

    состояний при использовании подобных субмодальностей. Работа с объемными

    ("магическими") картинками закрепляет полученный опыт.

    Предлагаю вашему вниманию упражнение с "магической" картинкой, от которого,

    я надеюсь, вы получите истинное удовольствие.

    Трехмерные картинки созданы по системе изображения, известной как "Точка

    Салитского", когда трехмерное изображение запечатлевается на двухмерной

    поверхности. С появлением компьютерного метода Дэниэла Дикмана "магические

    картинки" получили большое распространение. Кроме удовольствия, которое

    доставляет их рассматривание, они являются и хорошей моделью некоторых

    ресурсных состояний. Само физиологическое состояние, позволяющее увидеть

    трехмерное изображение, является для нас опытом, расширяющим пространство

    решений проблем.

    Несколько дополнительных рекомендаций перед рассмотрением картинки (для

    тех, кто еще их не видит или прикладывает при этом много усилий):

    1. Посмотрите на картину и расслабьтесь.

    2. Чуть "скосите" взгляд к носу, чтобы изображение было

    недостаточно ясным (сперва можно посмотреть на свой палец,

    сфокусировав глаза так, чтобы он "раздвоился", и зафиксировать

    подобное положение ваших глаз). Сфокусируйте глаза так, будто вы

    смотрите на какой-то далекий объект, расположенный за картинкой

    - за листом бумаги, за монитором. Вы заметите некоторую

    "зыбкость", легкое движение картинки. Продолжайте держать взгляд

    сфокусированным, не рассматривайте детали! Ждите, когда из этого

    зыбкого хаоса сами материализуются объемные объекты.

    3. Часто бывает так, что изображение появляется тогда, когда вы уже

    отчаялись и "махнули рукой". Это происходит из-за того, что вы

    наконец-то достигли нужного состояния расслабленности и

    отрешенности, перестали "стараться". Глядя НА картину, вы

    никогда не увидите изображения. Вы должны смотреть СКВОЗЬ нее -

    в глубокое космическое пространство за пределами вашей комнаты.

    Наши проблемы часто не находят быстрого и качественного разрешения именно

    потому, что мы слишком старательно всматриваемся в них, а не в окружающий

    мир. Мы не можем расслабиться и сфокусировать свое внимание на более

    дальних, широких перспективах. Забываем о "звездном небе над нами и о

    нравственном законе внутри нас". Часто наша проблема решается сама собой,

    когда мы отрешаемся от своих переживаний по ее поводу, от своего узкого

    взгляда только в направлении проблемы - и переносим наше внимание на другие

    измерения и уровни сознания, обретаем глубину и перспективность восприятия.

    Расслабьтесь и посмотрите.

    Предлагаю вашему вниманию некоторый мыслительный эксперимент.

    1. Подумайте о проблеме, с которой вы столкнулись, особенно если

    это проблема, связанная с общением.

    2. Расслабьтесь и посмотрите на наиболее понравившуюся вам

    картинку. Смотрите открыто, спокойно, пока не увидите трехмерное

    изображение и оно не станет достаточно четким.

    3. Наслаждайтесь этим изображением и тем, что вы удерживаете его

    сколь угодно долго. Вы же знаете - даже если оно ненадолго

    исчезнет, вам легко будет увидеть его снова. Рассматривая этот

    новый уровень изображения, не теряя его, просто подумайте о

    своей проблеме, расслаблено и спокойно.

    4. Заметьте изменения в вашем восприятии проблемы, своего отношения

    к ней. Пусть она обретет новые перспективы, делающие ее

    "достойной вечности".

    5. Поблагодарите : кого хотите: себя, Бога, человека, подарившего

    Вам новый опыт благодаря этой проблеме: Главное - БЛАГОДАРНОСТЬ!

    Переход к объемному восприятию любого образа, понятия, блока информации

    становится инструментом рефрейминга. Трехпозиционное описание своего

    взаимодействия с моделью является ярким примером такого ресурса.

    Цели и результаты

    Рамки этой статьи не позволяют мне более подробно остановиться на таких

    интересных приложениях НЛП в моем курсе динамического обучения, как

    стратегии работы с нашей бессознательной частью, как использование паттерна

    взмаха при подавлении внутреннего проговаривания, работа со смысловыми

    структурами с использованием логических уровней или стратегии сжатия

    информации. Каждая из этих тем требует подробного освещения. Остановлюсь на

    самом ценном, на мой взгляд, результате обучения. Это модель когнитивных

    процессов и индивидуального поведения при работе с информацией, которая для

    студентов курса становится частью их метакарты. Формирование этой модели на

    основе личностного своеобразия и является целью моих тренингов.

    В процессе обучения происходит ряд мощных рефреймингов на разных уровнях

    когнитивной деятельности. Р.Дилтс отмечал, что рефрейминг "включает в себя

    добавление по крайней мере трех новых возможностей выбора, которые отвечают

    позитивному намерению" убеждений, в исходных контекстах применения

    рассматривавшихся как ограничивающие. "Возможность выбора включает в себя

    наличие способностей и контекстуальных ключей для того, чтобы человек мог

    внутри себя выбрать наиболее подходящую альтернативу". Хочется отметить

    один важный аспект работы нашего сознания. По мере овладения новыми

    навыками, стратегиями динамичного взаимодействия с информацией, с

    выработкой физиологических навыков этих стратегий (расширение

    периферического зрения, развитие траекторий движения глаз, упражнения на

    концентрацию на основе физиологии), происходит их автоматическая

    актуализация в соответствующем контексте. Наше сознание всегда избирает

    наиболее экономную стратегию, конечно, если она уже сформирована. Я

    предоставляю все возможные альтернативы техник работы с информацией,

    осознанное их использование превращает эти техники в новые возможности, а

    дальше наш мудрый мозг сам делает выбор в каждом конкретном случае. Очень

    точно это ощущение по поводу нового опыта выразила одна моя ученица:

    "Мне лениво читать и запоминать по-старому" ? . Экономность и

    энергетическая целесообразность - ценности, которые поддерживают нас на

    всех уровнях взаимодействия с информацией. Но вступают в действие эти

    механизмы только после приобретения опыта осознанного регулирования учебной

    деятельности.

    Ниже я привожу модель четырехпозиционного описания когнитивной деятельности

    ученика при чтении, которая спонтанно используется и в любых других

    контекстах работы с информацией. Формирование этой модели является целью и

    результатом моей работы. Метапозиция Ученика обеспечивает формирование

    метапрограмм и метастратегий обучения.

    [pic]

    Мне хотелось бы закончить разговор с вами моим личным представлением о

    четвертой позиции - позиции Ученика. Это мой ориентир, мой идеал, к

    которому я стремлюсь и как учитель, и как вечный ученик. Я учусь у своих

    учеников продвижению к цели и надеюсь, что этот ориентир будет им полезен в

    пути.

    Что изучает Ученик? Себя и свое взаимодействие и миром. Учиться можно у

    дерева, у камня, у животного, у человека, у книги и у самого себя.

    Что делает Ученик? Он учится учиться. Интегрировать свои ресурсы. Управлять

    процессом учебы.

    Как он это делает? Гибко и конгруэнтно. Быстро и спонтанно. Легко и

    радостно.

    Зачем он это делает? Ради полноты самовыражения. Ради гармонии с миром и с

    самим собой.

    Кто он, мой Ученик? Один из них сказал: "Я - Хозяин своей мечты".

    Список используемой литературы:

    1. Ричард Бендлер. Используйте свой мозг для изменений.

    2. К.Бессер-Зигмунд Магические слова.

    3. Милтон Эриксон. Мой голос останется с вами.

    4. Елена Шугалей, Сергей Михайлов. Статья «Скорочтение»

    Тупоров Виктор Викторович viktori@atrus.ru

    -----------------------

    [pic]

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.