МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Проблема гуманизации человеческой деятельности. Развитие альтруистического поведения как одно из направлений гуманизации

    . Альтруистическое поведение возникает чаще после предварительного

    возбуждения приятных эмоций (например после воспоминаний о самом приятном

    событии в жизни).

    Ряд других экспериментов, позволил выделить некоторые субъект-объектные

    детерминанты альтруизма:

    . альтруизм возрастает если субъект получает признание своей высокой

    компетентности в какой-то области, а также тогда, когда помощь

    оказывается добровольно;

    . больший альтруизм проявляется в отношении к человеку который зависим от

    субъекта альтруистического поведения по сравнению с независимым

    (аналогично для приятного и неприятного, привлекательного и

    непривлекательного, знакомого и т.п.);

    Было также выявлено тормозное влияние группы на проявление

    альтруистического поведения: чем больше свидетелей события, требующего

    такого поведения, тем меньше вероятность его проявления. Это связано с

    «распределением ответственности» между членами группы, которое ослабляет

    стыд и страх невмешательства. Однако если группа, от которой требуется

    проявление альтруизма, объединена, то имеет место обратное - «кумуляция

    ответственности». Проведенные эксперименты показали, что группа,

    объединенная общей задачей, чаще приходит на помощь в экстремальной

    ситуации, чем разобщенная.

    В развитии гуманного поведения у детей большую роль играет отношение

    родителей к ним. Сочувствие и альтруистическое поведение свойственно детям,

    родители которых разъясняли им нравственных нормы, а не прививали их

    строгими мерами. Воспитание гуманных чувств и усвоение нравственных правил

    - разные стороны единого процесса воспитания, основанного на уважении к

    ребенку, поэтому при формировании альтруизма в детстве большое значение

    имеет понимание родителями чувств детей и их участие в делах детей. Другой

    стороной процесса этого воспитания является собственная нравственная

    позиция родителей и ее стабильность. Как и было показано выше, дети хорошо

    «считывают» последовательность поведения родителей. Декларативный гуманизм

    и противоположное реальное поведения родителей не могут служить базой для

    воспитания альтруистического поведения. Ряд других педагогических аспектов,

    влияющих на формирование помогающего поведения у детей будет рассмотрен

    ниже.

    Гуманизация некоторых видов человеческой деятельности:

    общие направления и конкретные рекомендации

    Из сказанного в начале этой работы, можно сделать вывод, что одной из

    основных проблем человека в современном обществе является потеря веры в

    себя. Отсутствие веры приводит к безразличию как к себе, так и к другим

    людям. При этом ценностные ориентиры Современного Человека основываются на

    идеологии консюмеризма. Поэтому не случайно с середины ХХ века, с начала

    эпохи Потребителя, в области человекознания появилось множество работ,

    авторы которых предлагали разные пути гуманизации человеческой

    деятельности. К ним можно отнести работы в области экзистенциальной

    философии и гуманистической психологии; появление групп, способствующих

    личностному росту; появление смежных наук, составные элементы которых

    считались ранее несовместимыми - христианской психологии, а также

    интеграция западного представления о человеке с восточными духовными

    практиками и др.

    Одним из представителей этого направления является Э. Фромм. Основной

    проблемой человека сегодня, по его мнению, является безразличие к себе и

    ориентация на обладание (в противоположность ориентации на Бытие[2]).

    Рассматривая любовь как одну из возможных основ существования человека,

    Фромм выделяет братскую любовь, которая составляет основу всех других видов

    любви. Под ней он понимается ответственность, забота и уважение, знание

    другого человеческого существа, желание продлить его жизнь (Возлюби

    ближнего своего, как себя самого). Эта любовь есть любовь ко всем

    человеческим существам, при полном отсутствии предпочтения. В ней

    наличествует переживание единства со всеми людьми. Различия в чем бы то ни

    было здесь не имеют никакого значения - главное здесь - идентичность

    человеческой сущности, общей всем людям. Как люди, пишет Фромм, мы все

    нуждаемся в помощи. Однако, потребность в ней не означает, что один

    беспомощен, а другой всесилен. Беспомощность - временное состояние, а

    способность обходиться собственными силами - постоянное. В связи с этим,

    Фромм выделяет несколько компонентов, необходимых для развития любви, как

    основы гуманизации человеческих взаимоотношений. Кроме дисциплины и

    терпения, большое внимание должно быть уделено воспитанию

    сосредоточенности. Для того, чтобы развить сосредоточенность человек

    должен:

    . научиться оставаться наедине с собой, без чтения. слушания радио и т.п.

    (например с помощью медитативных практик); научиться быть

    сосредоточенным во всем, чтобы ни делалось: то, что делается в данный

    момент, должно быть единственной вещью, которой следует отдаваться

    целиком. Это связано с тем, что нельзя научиться чувствовать другого, не

    умея анализировать себя. Так например, можно отдавать себе отчет в

    чувстве усталости или депрессии, но вместо того, чтобы предаваться им и

    поддерживать себя в угнетенном состоянии, надо спросить себя почему я

    подавлен. Быть сосредоточенным в отношениях с другими значит, в первую

    очередь, быть в состоянии слушать;

    . достичь смирения как способности быть объективным, пользоваться

    собственным разумом при достижении установки на смирение, при избавлении

    от мечтаний о всезнании и всемогуществе;

    . быть способным освободиться от нарцисстической привязанности к матери и

    клану. Это поможет нам развивать собственную созидательную ориентацию;

    . процесс освобождения от этой привязанности требует веры, причем веры не

    во что-то, а определенность и стойкость, свойственная нашим убеждениям;

    . для веры нужна отвага, способность идти на риск, готовность принять даже

    муки и разочарование. Тот, кто дорожит своей безопасностью и

    спокойствием, как первостепенными условиями жизни, тот не может верить.

    Для начала человек должен заметить где и когда вера была утрачена,

    исследовать объяснения, которые используются, чтобы скрыть эту утрату

    веры, осознать где ты действовал трусливо и понять как эта трусость

    объясняется.

    Как и говорилось выше, человек ориентирующийся на Обладание (в

    противоположность Бытию) является Манипулятором. Э. Шостром, считает, что

    обязательным условием для тех, кто хочет изжить в себе манипулятора -

    осознать где и как он проявляет частичные эмоции, определить - какие

    именно, и разобраться реальные чувства, которые за этим спрятаны. А далее

    не бояться выразить их. Другим компонентом является принятие себя. Это

    связанно с тем, что манипуляторы часто односторонни в своем поведении -

    они стремятся вытравить в себе «слабых и зависимых Я».

    Манипулятивность может проявляться также и в воспитании ребенка.

    Поскольку, одной из тем данной работы является рассмотрение конкретных

    рекомендаций по гуманизации общения (в том числе и общения родителей с

    детьми), приведу лишь некоторые из таких рекомендаций, данных Э. Шостромом:

    . при конфликтах отделяйте чувства от действий;

    . отвечайте на чувства ребенка - дайте ему выпустить пар;

    . если необходимо наказание, пусть его выберет сам ребенок;

    . наказывая ребенка, убедитесь, что он понимает за что; что он винит себя в

    этом, а не тех, кто его наказывает;

    . сделайте так, чтобы проблемы дисциплины стали ваши общими, а не только

    ребенка. Это поможет как вам самим отделиться от проблемы, так и отделить

    ее от ребенка. Тогда вы сможете поместить ее на некоторое отдаление и

    вместе исследовать и работать над ней. Поняв, что у проблемы есть внешняя

    точка отсчета, ребенок не станет превращать дисциплинарную проблему в

    межличностный конфликт.

    Общим направлением общения неманипулятивного родителя является ориентация

    на то, что есть, а не на то, что должно быть, что следует. Такой родитель

    принимает своего ребенка таким, какой он есть и помогает ему расти; он не

    делит мир на две половинки - детский и взрослый. Для него мир един - и

    каждый имеет право удовлетворять свои потребности.

    Следующими компонентами, способствующими гуманизации человеческой

    деятельности и общения, в частности, являются открытость, доверие и

    эмпатия. Открытость - это умение поделиться своими впечатлениями о

    ситуации, чтобы помочь партнеру лучше понять лучше понять другого. Чем

    более мы открыты, тем больше информации доступно и тем вероятнее, что

    общение будет полноценным и глубоким. Одним из позитивных аспектов

    открытости является получение обратной связи. Ее цель - помочь окружающим в

    лучшем осознании того, как мы воспринимаем их поступки, какие чувства они

    вызывают у нас. E. Мелибруа предлагает следующие приемы для повышения

    эффективности обратной связи :

    . в своих замечаниях затрагивайте прежде всего особенности поведения

    партнера, а не его личности;

    . говорите о своих наблюдениях, а не о заключениях к которым вы пришли;

    . высказывайтесь в форме описаний, чем в форме оценок;

    . при описании поведения другого человека, пользуйтесь категориями типа «в

    большей степени и т.п.», чем «ты всегда ...»;

    . сосредотачивайте внимание на конкретных поступках, в ситуациях недавнего

    прошлого, чем на расплывчатых историях, произошедших давно;

    . давайте как можно меньше советов, а лучше высказывайте собственные

    соображения;

    . давая обратную связь, старайтесь подчеркнуть то, что может быть ценным

    для вашего партнера, а не то, что может принести удовлетворение лично

    вам;

    . внимательно выслушивайте собеседника до конца, а затем перескажите своими

    словами, то что услышали;

    Готовность партнеров по общению к взаимной открытости тесно связанна с

    уровнем доверия между ними. Когда человек решается на проявление доверия,

    нужно понимать, что оно может обернуться и против него.

    Эмпатия - способность понимать мир другого человека или способность

    приобщаться к эмоциональной жизни другого, разделяя его переживания.

    Эмпатия основана на способности с помощью воображения прочувствовать

    жизненную ситуацию другого, а также «исполняемые» им роли. Способность

    человека к эмпатии тесно связано с богатством и разнообразием представления

    о других и степенью гибкости, с которой он этим пользуется. Т.о., понимание

    других тесно связанно с пониманием себя. Стараясь познать себя, причины

    своих поступков и потребностей, человек прибегает к тем же способам,

    которыми он использует при познании других. В этических системах Смита,

    Спенсера и Шопенгауэра эмпатия (или, как она раньше понималась, симпатия)

    понимается как свойство человеческой души и рассматривается в качестве

    регулятора взаимоотношений между людьми в обществе, основы совести и

    альтруизма.

    Развитие этих и ряда других качеств, способствующих гуманизации

    поведения осуществляется не только в рамках воспитания (как педагогической

    деятельности, так и саморазвития), но с помощью психотерапевтических и

    психотехнических средств. К ним, в частности относят индивидуальное

    консультирование, группы встреч (личностного роста) и перцептивно-

    ориентированных группы.

    Перцептивно-ориетированные группы дают участникам опыт переживания,

    который становиться важной эмоциональной компонентой целого ряда эффектов:

    децентрации, проявляющейся в большей обращенности к партнерам по общению;

    развитии гуманистической установки на них и др. Постоянная экспликация

    обратных связей эмоциональных состояний партнеров по группе делает более

    точной диагностики его участниками своих социально-перцептивных

    образований. Вся работа группы оказывается погруженной в насыщенную

    эмоциональную среду, активно влияющую на интенсификацию подачи и принятия

    обратной связи, рост ее коммуникативной адекватности и информативности.

    Основными принципами работы этих группы являются:

    . общение по типу «здесь и сейчас» (в противоположность тенденции ухода в

    область общих рассуждений и отвлеченных аналогий);

    . персонификация высказываний или отказ от безличных речевых форм,

    помогающих скрывать собственную позицию или же избегать прямого

    адресования в нежелательных случаях;

    . акцентирование языка чувств;

    . доверительное общение и соблюдение конфиденциальности.

    Основными принципами работы групп личностного роста являются:

    . самораскрытие: избегая его, мы создаем у других впечатление о своем

    благополучии и успехе, но ценой этому становиться невозможность

    построения значимых отношений с окружающими. Самораскрытие связано с

    экзистенциальным понятием аутентичности, как умением быть в согласии с

    реальным течением жизненных событий. Отчужденная личность не имеет

    четкого ощущения своей самоидентичности и считает себя существом,

    играющим социальные роли и имеющим биологические потребности.

    . осознание самого себя: выражая личностно значимые мысли и чувства и

    получая обратную связь, члены группы получают возможность исследовать

    себя со стороны. Рост осознания себя сопровождается тем, что члены группы

    больше принимают себя и становятся более склонными к изменению в

    личностных установках и поведении, приближающимся к идеалу их «Я».

    . ответственность: участник группы должен отвечать за поведение, которое он

    демонстрирует или отказывается показывать.

    . внимание к чувствам как достижение более высокого уровня осознания

    членами группы своего аффективного потенциала. Прежде чем, начать

    действовать, люди должны научиться постоянно и всегда осознавать

    собственные чувства. Акцентируя чувства и ощущения, участники групп

    создают противовес интеллектуализированному образу жизни и создают

    возможность восстановления ценности эмоциональной выразительности как

    наиболее тонкой формы человеческих отношений.

    . здесь-и-теперь.

    Группы личностного роста основаны на теории К. Роджерса. Суть его

    теории заключается в том, что люди свой используют опыт для определения

    себя. Это достигается за счет тенденции к самоактуализации (как стремления

    становиться автономным и зрелыми способным настолько, насколько это

    возможно биологически) и психологического роста (как способности пережить и

    осознать свою неправильную приспособляемость). Самоакуализировашийся (или

    полностью функционирующий) человек, наиболее полно осознающий свою самость

    (представление человека о себе). Для него характерна открытость опыту,

    чувствам и переживания; жизнь в настоящем, полная реализация текущего

    момента и доверие собственным внутренним побуждениям и интуитивным

    суждениям.

    На этих же принципах основана и клиенто-центрированная терапия, целью

    которой высвобождение уже «наличной способности в потенциально

    компетентном индивиде, а не квалифицированная манипуляция более или менее

    пассивной личностью». Суть этих отношения между терапевтом и клиентом можно

    точно передать словами Лао Цзы: «Если я удерживаюсь от того, чтобы

    приставать к людям, они сами заботятся ос себе. Если я удерживаюсь от того,

    чтобы приказывать людям, они сами ведут себя правильно. Если я удерживаюсь

    от проповедования людям, они сами улучшают себя. Если я ничего не навязываю

    людям, они становятся сами собой».

    Здесь было бы уместным упомянуть о двух моделях оказания помощи (в

    широком смысле этого слова) выделенных Е. Мелибруда. Первая основывается на

    идее давать другому то, в чем он нуждается и тогда, когда он этого

    заслужил. Здесь первостепенное значение имеют добрая воля помогающего и

    средства, которыми он располагает. Помощь здесь оказывается в форме готовых

    рецептов решения проблемы, добрых советов, попыток уменьшить остроту

    переживания, путем внушения или поддержки. Второй тип, связан с тем, что

    помогающий прежде всего должен активизировать внутренние процессы, того

    кому он помогает, чтобы он сам справился со своими проблемами. Главное

    здесь то, что помогающий не стремиться ликвидировать трудности другого, не

    выдает ему готовых рецептов, а старается усилить его веру в себя. Человек

    приобретает стойкость не того, когда вытесняет или устраняет свои

    переживания, а когда осознает, что способен вынести еще более тяжкие

    переживания. Клиенто-центрированная терапия «использует» второй тип

    оказания помощи.

    Личностный рост клиента, и, следовательно, гуманизация его деятельности

    возможно при соблюдении терапевтом следующих условий работы:

    . конгруэнтности как умения быть собой;

    . эмпатии как понимании внутреннего мира другого человека;

    . бескорыстной доброжелательность и теплота;

    . безусловном принятии переживаний другого человека.

    Личность терапевта играет значительную роль в созданию этих условий. По

    Роджерсу, терапевт должен:

    . вести себя так, чтобы клиент понял, что он искренен, правдив и достоин

    доверия с его стороны;

    . быть способным испытывать теплые чувства по отношению к человеку,

    которому помогаешь, проявлять симпатию, уважение;

    . быть способным чувствовать себя независимым от того, кому помогаешь (т.е.

    не идентифицироваться с ним);

    . уметь не претендовать на свободу и независимость другого человека;

    . быть способным полностью проникать во внутренний мир чувств и переживаний

    клиента и уметь видеть его таким, какой он есть и показать ему это

    принятие;

    . способность поддерживать с этим человеком, отношения в которых он не

    будет чувствовать угрозы;

    . способность воспринимать другого человека как постоянно изменяющегося и

    развивающегося.

    Терапевт также должен обладать способностью к необусловленному

    позитивному вниманию. Это похоже на названную А. Маслоу «любовь дао»,

    которая «не предполагает, не ограничивает, не определяет». Однако здесь

    важно не только принятие. Позитивное внимание должно также включать и

    эмпатическое понимание, которое позволяет чувствовать мир клиента как свой

    собственный, но при этом оставаясь собой. Третьим критерием хорошего

    терапевта является способность передать это понимание клиенту.

    Отдельно стоит упомянуть эмпатичный способ общения, поскольку он имеет

    отношение не только к процессу консультирования, но и может быть

    использован как средство гуманизации общения. Для него характерно:

    . вхождение в мир другого и пребывание в нем «как дома», сочетающееся с

    постоянной чувствительностью к меняющимся переживания другого;

    . временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания

    и осуждения; при этом важно не касаться совершенно неосознаваемых

    чувства, поскольку они могут оказаться травмирующими;

    . сообщение ваши впечатлений о внутреннем мире другого; это дает

    возможность спокойно смотреть на моменты, которые волнуют или пугают

    вашего собеседника;

    . частное обращение к другому для проверки своих впечатлений и внимательное

    прислушивание к получаем ответам;

    . способность оставить на некоторое время свои точки зрения и ценности, что

    позволяет войти в мир другого без предвзятости.

    В западных странах, а в последнее время и в нашей стране, давно

    приобрели популярность «книги-поучения». Советы по решению разных житейских

    (а иногда и полуфилософских) проблем отличаются лаконизмом, конкретностью,

    доходчивостью, но достаточно часто страдают примитивизмом. Особое место

    среди них занимают книги Д. Карнеги, характеризующиеся неоднозначностью и

    противоречивостью. Несмотря на порой справедливые обвинения в том, что его

    рекомендации способствуют формированию манипулятивной ориентации, среди них

    есть ряд «советов», помогающих установлению гуманных отношений. К ним,

    например, можно отнести следующие:

    . не критикуйте, а начните изменения с себя перед тем как вы начнете

    изменять других;

    . перестаньте думать о собственных достижениях и желаниях, попытайтесь

    оценить положительные качества других людей;

    . забудьте о лести - честно и искренне высказывайте свое одобрение;

    . секрет успеха заключается в умении понять точку зрения другого человека и

    смотреть на вещи и с его и со своей точек зрения.

    Является ли утопичным стремление гуманистов изменить людей, так, чтобы

    сделать их добрыми, отзывчивыми, способными безвозмездно жертвовать и т.п.?

    Или же т.н. «зло» имманентно человеку и все попытки гуманистически

    настроенных философов, психологов и педагогов бесполезны? На этот вопрос

    вряд ли можно ответить однозначно. Это прежде всего связано с тем, что

    категории Добра и Зла по-разному понимаются в разных культурах и в разных

    мировоззренческих системах. Так, например, то, как понимается «Я», личность

    на Западе прямо противоположно взгляду Востока. Тем не менее, выделенная в

    начале работы общая черта основных религий (преодоление собственного

    эгоизма) может, как мне кажется, говорить о наличии одного из общих смыслов

    существования человека.

    За историю человечества было предпринято множество попыток создать

    идеальное общество, основанное на уважении и братстве, в котором человек

    смог бы полностью реализовать свой потенциал, т.е. общество, стремлением к

    появлению которого служило желание сделать человека и его жизнь лучше. При

    этом выбирались самые разные формы реализации этого стремления: от

    масштабных революций и объединений стран до сект и благотворительных

    организаций. Некоторые из этих «проектов» прекратили свое существование

    (например построение коммунистического «рая» на всей Земле), другие

    находятся в развитии (Объединенная Европа), третьи - успешно функционируют

    уже много лет (Армия Спасения). И если задуматься над тем, почему последние

    два из указанных «проектов» до сих пор существуют, то можно предположить,

    что основной причиной является их гуманистическая ориентация. На мой

    взгляд, эти «общества» выжили не столько за счет высоконравственных

    лидеров, а сколько за счет их поддержки рядовыми членами. Именно здесь и

    возникает вопрос, о гуманизации общества вообще, а не только отдельных его

    членов, наличии заинтересованности в этом и поддержки на уровне

    правительства. И от того, как скоро эта ориентация станет значимой при

    создании правительственных программ и принятии политических решений,

    зависит то, когда мир станет человечным (от слова «гуманный»).

    Тем не менее, осознавая некоторую утопичность этого ожидания, каждый

    заинтересованный в этих изменениях человек должен понять, что помимо таких

    масштабных задач, вокруг него существуют множество людей которым требуется

    помощь. И, возможно, если таких понимающих и делающих людей станет много,

    то эти изменения могут произойти, поскольку они станут не «психологией

    меньшинства», а ценностями этого общества.

    Литература:

    1. Абраменкова В.В. Совместная деятельность дошкольника как условие

    формирования гуманного отношения к сверстникам // Вопросы психологии,

    1980, №5

    2. Бубер М. Два образа веры. М. 1995

    3. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М. 1984

    4. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. // Вопросы

    психологии. 1975 №2

    5. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М. 1989

    6. Кон И.С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры

    // Социальная психологии личности. М. 1979

    7. Мелибруда Е. Я - Ты - Мы: Психологические возможности улучшения общения.

    М. 1986

    8. Мень А.В. История религия: В поисках Пути, Истины и Жизни. М. 1991

    9. Насиновская Е.Е. Методы изучения мотивации личности. М. 1988

    10. Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический

    трейнинг. М. 1989

    11. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В.

    Запорожца и др. М. 1986

    12. Роджерс К. Эмпатия //Психология эмоций. Тексты. М. 1984

    13. Рудестам К. Групповая психотерапия. М. 1990

    14. Субботинский Е.В. Исследование проблем взаимопомощи и альтруизма в

    зарубежной психологии // Вопросы психологии, 1977. №1

    15. Фейдимен Дж. Личность и личностный рост. Вып. 4, М. 1992

    16. Фромм Э. Искусство любви: исследование природы любви. М. 1990

    17. Фромм Э. Иметь или быть. Минск. 1997

    18. Чудновский В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности

    от «внешнего» и «внутреннего» // «Психология личности в трудах

    отечественных психологов», под ред. Куликова Л.В. СПб. 2000

    19. Шостром Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор. Минск. 1992

    -----------------------

    [1] под универсальностью здесь понимается независимость направленности

    этого смысла от религиозных и научных взглядов.

    [2] это созвучно представлению М. Бубера, который разделял два типа

    отношений: «Я-Ты» и «Я-Оно». «Между Я и Ты» - пишет он - «нет никакой цели,

    никакого вожделения... Человек не есть вещь среди вещей и не состоит из

    вещей... Я-Ты может быть сказано только всем существом. Сосредоточение и

    сплавление в целостное существо не может осуществиться ни через меня, ни

    без меня; Я становлюсь Я, соотнося себя с Ты».

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.