МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Проблема готовности Ребенка к школьному образованию

    только голова и ноги. Каракули.

    ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ

    Фамилия, имя

    Уровень выполнения

    Возраст

    знания .....................

    Детское учреждение

    Группа

    Дата

    6.2. СРИСОВЫВАНИЕ ПРОПИСНЫХ БУКВ

    ИНСТРУКЦИЯ ОБСЛЕДУЕМОМУ: посмотри и напиши ниже то, что здесь написано.

    Постарайся написать так же.

    ОЦЕНКА выполнения задания:

    I уровень - хорошо, разборчиво скопирован образец. Размер букв превышает

    размер букв образца не более, чем в 2 раза. Первая буква по высоте

    соответствует прописной букве. Буквы четко связаны в два слова,

    скопированная фраза отклоняется от горизонтали не более, чем на 30

    градусов.

    II уровень - разборчиво скопирован образец, однако размер букв и соблюдение

    горизонтальной линии не учитывается.

    III уровень - явная разбивка на две части; можно понять хотя бы 4 буквы

    образца.

    IV уровень - с образцом совпадают 2 буквы; соблюдена строка надписи.

    V уровень - каракули.

    ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ

    Фамилия, имя

    Уровень выполнения

    Возраст

    знания .....................

    Детское учреждение

    Группа

    Дата

    6.3. СРИСОВЫВАНИЕ ГРУППЫ ТОЧЕК

    ИНСТРУКЦИЯ ОБСЛЕДУЕМОМУ: здесь нарисованы точки. Нарисуй их так же справа.

    ОЦЕНКА результатов выполнения задания:

    I уровень - точки правильно скопированы. Допускается незначительное

    отклонение одной точки от строки или колонки; уменьшение образца и

    увеличение его не более чем вдвое. Рисунок должен быть параллельным

    образцу.

    II уровень - число и расположение точек соответствует образцу. Можно не

    учитывать отклонение не более трех точек на половину величины зазора между

    строками.

    III уровень - рисунок в целом соответствует образцу, не превышая его по

    ширине и высоте более чем вдвое. Число точек может не соответствовать

    образцу, но их не должно быть более 20 и меньше 7. Допускается любой

    разворот, даже на 180 градусов.

    IV уровень - контур рисунка не соответствует образцу, но состоит из точек.

    Размеры образца и число точек не соблюдены.

    V уровень - каракули.

    ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ

    Фамилия, имя

    Уровень выполнения

    Возраст

    знания .....................

    Детское учреждение

    Группа

    Дата

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБЩИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И УМЕНИЙ

    |Задания |VII.1 |VII.2 |VII.3 |

    |Уровни | | | |

    |Уровень сформированности |VII.1 + VII.2 +VII.3 |

    |общих представлений и умений |3 |

    7.1. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

    ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

    (Диагностическая беседа)

    ОБОРУДОВАНИЕ: бланк протокола-теста

    - Как тебя зовут?

    - Назови свою фамилию.

    - Ой, какой ты взрослый!

    - Скоро пойдешь в школу?!

    СОДЕРЖАНИЕ БЕСЕДЫ:

    1. Ты хочешь учиться?

    2. Почему (хочешь, не хочешь)?

    3. Где ты хочешь учиться?

    4. Когда ты пойдешь в школу?

    5. Как ты готовишься к школе? Расскажи.

    6. Кто тебя будет учить?

    7. Чему тебя научит учительница?

    8. Чем ты будешь заниматься дома, когда станешь школьником?

    9. Кто тебе будет помогать в учебе дома?

    10. Кому ты будешь помогать в школе?

    11. Ты любишь, когда тебя хвалят?

    12. Кто тебя будет хвалить, когда ты станешь школьником?

    13. Что тебе нужно будет делать, чтобы тебя похвалили?

    14. Как ты хочешь учиться?

    15. Как ты будешь вести себя в школе? Расскажи.

    Для интерпретации результатов предлагается следующая таблица:

    4. СВЕДЕНИЯ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ СОСТОЯНИЯ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К

    ШКОЛЕ

    По итогам обследования необходимо отметить:

    - основные нарушения в психическом развитии ребенка;

    - основные сохраненные стержневые особенности личности ребенка;

    - своеобразие психического развития личности ребенка и его индивидуальные

    возможности;

    -ведущие коррекционно-оздоровительные условия для развития сохранно психо-

    физиологических функций;

    - перспективные психолого-педагогические возможности социальной коррекции и

    интеграции личности ребенка.

    Нарушения речи фиксируются в процессе обследования ребенка.

    По результатам диагностики готовности к обучению в школе можно

    рекомендовать следующее:

    а) записать ребенка в первый класс;

    б) отсрочить начало обучения на один год;

    в) перевести ребенка в специальную группу детского сада или школьный

    класс выравнивания;

    г) направить на методико-педагогическую комиссию;

    д) осуществлять индивидуальный подход к ребенку с учетом тех или

    иных выявленных особенностей его подготовки.

    ГЛАВА 2

    ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

    2.1 Организация и проведение диагностического обследования на предмет

    готовности к школе

    Диагностика готовности к школе проводилась нами на базе детского сада

    "Ромашка" села Малые Ягуры в октябре 1998 года.

    Нами было обследовано 20 детей подготовительной группы по системе

    методик для проведения обследования готовности ребенка к школьному

    обучению, описанных нами выше.

    До начала психологической диагностики мы тщательно ознакомились с

    характеристикой на каждого ребенка, продуктами деятельности детей.

    В результате диагностики мы получили следующие результаты: общий

    уровень готовности обследованных детей - средний - 55 %, высокий уровень

    готовности к школьному обучению на момент обследования показала только одна

    девочка - Пустовит Снежана, это благодаря тому, что ей уделялось внимание

    дома, с ней занималась бабушка и родители. Детский сад был открыт только в

    сентябре после длительного ремонта. У Снежаны средний уровень памяти,

    фонематического слуха и эмоций, уровень мышления, воли, представлений и

    умений, а так же мотивационная готовность высокая. Очень низкий уровень

    готовности к школьному обучению у двух детей: Дубовик Виктора и Ткаченко

    Ивана. Обоим мальчикам по пять лет. Очень низкий уровень готовности связан

    также с тем, что дома эти дети принадлежат сами себе, оба этих мальчика из

    неблагополучных семей (родители страдают алкоголизмом) они не получают

    никакого внимания со стороны взрослых. У Ткаченко Вани все, без исключения

    показатели очень низкие. Когда проводилось обследование, он не проявлял

    никакого интереса, очень трудно было удержать его внимание, он постоянно

    отвлекался к играющим детям. Низкий уровень готовности показали 6 человек:

    - Жданова Алина (низкий уровень развития памяти, фонематического слуха,

    эмоционального статуса, представлений и умений, а также мотивации);

    - Зубченко Виталий ( очень низкий уровень фонематического слуха);

    - Ламонос Роман ( низкий уровень мышления, воли, представлений, умений и

    мотивационной сферы);

    - Нерсисян Наира (низкий уровень мышления, памяти, фонематического слуха,

    воли, представлений и умений, мотивации), это связано с возрастом, ей

    только 5 лет, а также с тем, что она мало общалась с русскими детьми и

    сейчас ей приходится трудно, хотя воспитатели и помогают, она плохо говорит

    по-русски;

    - Петренко Евгений был предоставлен сам себе, дома с ним никто не

    занимался, родители заняты "добыванием денег";

    - Хлопоня Алексей ( низкий уровень развития мышления, фонематического

    слуха, а также мотивационной готовности).

    Общий уровень мышления, памяти, фонематического слуха, эмоций -

    средний; воли, представлений и умений, мотивации - низкий. [ смотри карту

    готовности]

    Уровень готовности к школьному обучению можно увидеть на диаграмме.

    2.2 Психокоррекционные мероприятия для детей, имеющих средний и низкий

    уровень развития

    После проведения диагностического обследования на предмет готовности

    к обучению в школе мы руководствовались комплексом коррекционных

    мероприятий для детей, имеющих средний и низкий уровни развития. Предлагаем

    методические рекомендации родителям и педагогам, направленные на развитие

    памяти, мышления, речи, произвольной сферы и внимания. Эти же задания могут

    быть использованы и для первичной диагностики уровня развития детей.

    Наша задача состоит не в том, чтобы удалить, устранить нежелательные

    недостатки, а в том, чтобы выявить и устранить их причину. Корректировать

    надо не следствие, а причину - это главный принцип, который должен

    регулировать практическую работу с ребенком.

    РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ.

    Специалисты различают кратковременную и долговременную память, а

    также виды памяти в зависимости от характера запоминания материала:

    моторную, зрительную, вербальную и логическую. Однако выделить их в чистом

    виде довольно сложно и возможно только в искусственных условиях, т.к. в

    реальной деятельности, в том числе и в учебной, они выступают в единстве

    или в определенных сочетаниях, например: для развития зрительно-моторной и

    зрительной памяти необходимо организовать работу ребенка по образцу,

    которую следует осуществлять по следующим этапам: сначала ребенок работает

    с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания

    образца постепенно сокращается по 15-20 секунд, в зависимости от сложности

    предлагаемой работы, но так, чтобы ребенок успел рассмотреть и запечатлеть

    образец. [5]. Эти виды упражнений целесообразно проводить на таких видах

    деятельности: рисование, лепка, списывание с доски, работа с конструктором,

    рисование узоров по клеточкам. Кроме того, дети всегда с удовольствием

    выполняют задания следующего типа: им предъявляется на определенное время

    какая-либо сюжетная картинка, содержание которой они должны детально

    изучить и потом воспроизвести по памяти. Затем предъявляется похожая

    картинка , в которой не достает каких-либо деталей или напротив, появляются

    лишние изображения. Эти отличия и должны уловить дети.

    Для развития вербально-моторной памяти целесообразно использовать

    упражнения, приведенные выше для зрительно-моторной памяти, с применением

    вместо наглядного образца словесного описания или инструкции предлагаемой

    деятельности. Например, Вы просите ребенка выполнить с помощью конструктора

    предложенное задание без обращения к образцу, а по памяти: воспроизвести

    какой-либо рисунок по словесному описанию и т.д.

    Для развития логической памяти рекомендуется использовать следующие

    задания и упражнения:

    Вы читаете ребенку набор слов (10-15), которые можно разбить на

    группы по различным признакам (посуда, одежда, животные и т.д.), а затем

    попросить назвать слова, которые он запомнил. [17]

    Характер воспроизведения будет свидетельствовать о том, насколько

    сформированы у ребенка механизмы обобщения, являющиеся базой для развития

    логической памяти.

    Усложняя задание, можно предложить детям для запоминания какой-либо

    рассказ с четко выделенными смысловыми блоками.

    Как уже отмечалось выше, для детей 6-7 лет более естественно

    запоминание такого материала, который включен в игровую деятельность.

    Поэтому, работая с предложенными выше заданиями, желательно использовать

    игровые приемы, например включая сюжетные игры про разведчиков,

    космонавтов, бизнесменов и др.

    РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ.

    К моменту поступления в школу у ребенка 6-7 лет уже должно быть

    сформировано наглядно-действенное мышление, которое является необходимым

    базисным образованием для развития мышления наглядно-образного,

    составляющего основу успешного обучения в начальной школе. Кроме того, у

    детей этого возраста должны существовать элементы логического мышления.

    Таким образом, на этом возрастном этапе у ребенка развиваются разные виды

    мышления, способствующие успешному овладению учебной программой.

    Для развития наглядно-действенного мышления самым эффективным

    способом является предметно-орудийная деятельность, которая наиболее полно

    воплощается в деятельности конструирования.

    Развитию наглядно-образного мышления способствуют следующие виды

    заданий: вышеописанная работа с конструкторами, но уже не по наглядному

    образцу, а по словесной инструкции, а также по собственному замыслу

    ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем

    самостоятельно его реализовать.

    Развитие этого же вида мышления достигается с помощью включения детей

    в разнообразные сюжетно-ролевые и режиссерские игры, в которых ребенок сам

    придумывает сюжет и самостоятельно воплощает его.

    Неоценимую помощь в развитии логического мышления окажут такие

    упражнения:

    а) "Четвертый лишний": задание предполагает исключение одного

    предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных трех.

    б) придумывание недостающих частей рассказа, когда одна из них

    пропущена (начало события, середина или конец). Наряду с развитием

    логического мышления составление рассказов имеет чрезвычайно важное

    значение и для развития речи ребенка, обогащение его словарного запаса,

    стимулирует воображение и фантазию.

    Упражнения со спичками или палочками (выложить фигуру из

    определенного числа спичек, перенести одну из них с тем, чтобы получилось

    другое изображение: соединить несколько точек одной линией, не отрывая

    руки) помогают также развитию пространственного мышления.

    РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ.

    Как показывает практика, дети 6-7 лет, приходящие в школу, к

    сожалению, имеют крайне низкий уровень развития моторных навыков, что очень

    ярко проявляется в неумении начертить прямую линию, написать печатную букву

    по образцу, вырезать из бумаги и аккуратно вклеить, рисовать. Нередко

    оказывается, что у детей этого возраста не сформирована координация и

    точность движений, многие дети не владеют своим телом.

    Многочисленные психологические исследования показывают, что

    существует прямая зависимость между развитием этих навыков и уровнем общего

    психического и интеллектуального развития ребенка.

    В качестве упражнений на развитие моторики можно предложить следующие

    задания:

    а) нарисовать простой узор (рисунок 1)

    б) поиграть в игру "трудные виражи". Игра начинается с того, что Вы

    рисуете дорожки разной формы, в одном конце которых - машина, а в другом -

    дом (рисунок 2). Потом говорите ребенку: "Ты - водитель и тебе надо

    провести свою машину к дому. Дорога, по которой ты поедешь, не простая.

    Поэтому будь внимательным и осторожным". Ребенок должен карандашом, не

    отрывая руки, "проехать" по изгибам дорожек.[27]

    Для развития такой моторики существует множество разнообразных

    упражнений и игр. Это прежде всего работа с конструкторами, рисование,

    лепка, выкладывание мозаик, аппликация, вырезывание.

    С целью развития общей координации и точности движений можно

    предложить детям следующие игры и соревнования:

    а) игра "Съедобное-несъедобное", а также любые игры и упражнения с

    мячом;

    б) игра "Зеркало": ребенку предлагается быть зеркалом и повторять все

    движения взрослого (как отдельные движения, так и их последовательность);

    роль ведущего может быть передана ребенку, который сам придумывает

    движения;

    в) игра в "Тир": попадание в цель различными предметами (мячом,

    стрелами, кольцами и др.). Это упражнение способствует развитию не только

    координации движений и их точности, но и глазомера.

    РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

    Развитый фонематический слух является необходимой предпосылкой для

    успешного овладения ребенком чтением, письмом и в целом служит неприменным

    условием обучения грамоте. Поэтому ранняя диагностика сформированности

    фонематического слуха является необходимой для своевременного устранения

    возможных его дефектов.

    Как правило, эту функцию диагностики выполняет логопед. Поэтому при

    выявлении каких-либо нарушений фонематического слуха у ребенка вся

    последующая коррекционная работа должна проводиться в тесном сотрудничестве

    со специалистами этого профиля.

    РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ.

    Одним из основных показателей готовности ребенка к школе является

    развитие у него произвольности, что обеспечивает полноценное

    функционирование всех психических функций и поведения в целом.

    Дети с недостаточно сформированной произвольностью хуже включаются в

    процессе обучения, и даже при нормальном уровне интеллектуального развития

    такие школьники могут попасть в группу неуспевающих. Поэтому развитию

    произвольности целесообразно уделять особое внимание.

    Развитие произвольности - многокомпонентный процесс, требующий

    обязательного формирования целостной системы осознанной саморегуляции.

    Наиболее эффективной деятельностью по развитию произвольности служит

    продуктивная деятельность, в первую очередь - конструирование.

    Первым этапом формирования произвольности является обучение работе по

    образцу. Приступая к работе, нужно сначала попросить ребенка внимательно

    рассмотреть, изучить дом, который ему надлежит собрать из кубиков

    самостоятельно. После этого взрослый процент ребенка приступить к

    строительству и наблюдает за характером и последовательностью этой работы.

    Если ребенок допускает ошибки при сборки, то с ним нужно

    проанализировать причины, которые привели к ошибкам конструирования и после

    этого попросить ребенка внести необходимые коррективы.

    Конструирование по наглядному образцу - первый этап формирования

    произвольности. Дальнейшее совершенствование произвольной саморегуляции

    осуществляется путем целенаправленного усложнения условий деятельности. На

    следующем этапе ребенку предлагается аналогичная работа, в которой образцом

    будет служить не реальная постройка, а рисунок дома. При этом возможны два

    варианта изображения:

    а) полное, когда на схематическом рисунке представлены все образующие

    постройку детали;

    б) контурное - без детализации.

    Последующее усложнение предполагает конструирование по словесному

    описанию, а затем и по собственному замыслу. В последнем случае ребенок

    перед началом работы должен подробно описать особенности задуманной

    постройки.

    Одним из распространенных упражнений по развитию произвольности,

    максимально приближенных к условию учебной деятельности, служит

    "Графический диктант", который предполагает два условия выполнения задания:

    1) ребенку предлагается образец геометрического узора, выполненный на

    бумаге в клетку; ребенка просят воспроизвести предложенный образец и

    самостоятельно продолжить точно такой же рисунок (рисунок 3)

    2) аналогичная работа предлагается для выполнения на слух, когда

    взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и

    их направления (вправо влево, вверх - вниз)

    При недостаточном запасе знаний очень важно стимулировать интерес

    ребенка к окружающему, фиксировать его внимание на том, что он видит на

    прогулке, во время экскурсий. Надо приучать его рассказывать о своих

    представлениях, такие рассказы необходимо заинтересованно выслушивать, даже

    если они односложны и сбивчивы. Полезно задавать дополнительные вопросы,

    стараться получать более подробный и развернутый рассказ. Родителям мы

    советуем почаще читать ребенку детские книги, водить в кино, обсуждать с

    ним прочитанное и увиденное.

    При несформированности положительного отношения к школе необходимо

    уделить ребенку как можно больше внимания. Общение с ним должно строиться

    не в школьной, а в дошкольной форме. Оно должно быть непосредственным,

    эмоциональным. От такого ученика нельзя строго требовать соблюдения правил

    школьной жизни, нельзя ругать и наказывать его за их нарушения. Это может

    привести к проявлению стойкого отрицательного отношения к школе, учителю,

    учению. Необходимо дождаться пока ребенок сам, наблюдая за другими детьми,

    придет к правильному осознанию своего положения и вытекающих из него

    требований к поведению.

    - Для повышения уровня развития мышления и речи очень большое

    значение имеет участие ребенка в коллективных играх во внеурочное время.

    Нужно чаще поручать ему выполнение ролей, требующих принятие каких-либо

    решений, активного речевого общения с другими детьми.

    - Не надо стараться "натренировать" ребенка на выполнение в понимание

    заданий типа тех, которые приведены в методиках. Это даст лишь видимость

    успеха, а при столкновении с любым новым для него заданием он окажется

    также бесполноценным, как раньше.

    - При "низком" уровне развития мышления и речи необходимо с самого

    начала обучения дополнительные индивидуальные задания, направленные на

    более полное усвоение учебной программы. В дальнейшем ликвидировать

    образовавшиеся пробелы будет труднее. Полезно увеличить объем

    пропедевтических знаний (особенно по математике). При этом не нужно

    торопиться с выработкой навыков: работать над пониманием материала, а не

    над скоростью, точностью и безошибочностью ответов на вопросы или

    выполнения каких-либо действий.

    - Недостаточный уровень развития образных представлений - одна из

    частых причин трудностей в учебе не только 6-7 летний детей, но и

    значительно позже (вплоть до старших классов). Вместе с тем, период их

    наиболее интенсивного формирования приходится на дошкольный и начало

    младшего школьного возраста.

    Поэтому, если у ребенка, поступающего в школу, имеются недостатки в

    этой области, то их надо постараться как можно скорее компенсировать.

    - Для развития образных представлений чрезвычайно большое значение

    имеет изобразительная и конструктивная деятельность. Нужно во внеурочное

    время стимулировать занятия рисованием, лепкой, аппликацией,

    конструированием из строительного материала и различных конструкций.

    Полезно давать аналогичные домашние задания: нарисовать картинку, собрать

    простую модель для конструктора и т.п. В подборе заданий можно опираться на

    "Программу воспитания в детском саду".

    - Очень важно привить ребенку веру в свои силы, не допустить

    возникновения заниженной самооценки. Для этого надо почаще хвалить его, не

    в коем случае не ругать за допущенные ошибки, а только показывать как их

    исправить, чтобы улучшить результат.

    - При недостаточном уровне развития мелких движений полезны те же

    виды деятельности, что и для развития образных представлений

    (изобразительная, конструктивная). Можно нанизывать бусы, застегивать и

    расстегивать пуговицы, кнопки, крючки (эти действия охотно совершаются

    детьми в процессе игры с куклой: ее раздеванием перед "укладыванием спать",

    одеванием для "прогулки" и т.п.)

    - Для развития крупных движений важно добиваться повышения

    двигательной активности. Не нужно привлекать ребенка к участию в спортивных

    соревнованиях - неудачи могут окончательно отпугнуть его от физкультуры. В

    этом случае гораздо полезнее занятия не содержащие соревновательных

    элементов: физкультурная зарядка, шуточные игры типа "Каравай", "Баба сеяла

    горох" и т.п. Родителям следует почаще играть с ребенком в мяч, вместе

    кататься на лыжах и т.п. Очень полезны занятия плаванием.

    2.3. Результаты повторной диагностики

    Повторное обследование готовности к школе было проведено в апреле

    1999 года. Были получены следующие результаты:

    очень высокий результат готовности к школьному обучению получила

    Пустовит Снежана. При первичной диагностике у нее был средний уровень

    развития памяти, фонематического слуха и эмоций; при повторной диагностике

    у нее выявился очень высокий уровень памяти, высокий уровень

    фонематического слуха, высокий уровень эмоций.

    По диаграмме [см. приложение ] видно, что половина детей

    подготовительной группы имеет высокий уровень готовности к обучению в

    школе.

    35 % детей подготовительной группы имеют средний уровень готовности к

    школе.

    И два человека (10 %) имеют низкий уровень готовности к школьному

    обучению. Но по сравнению с результатами первичной диагностики их общий

    уровень повысился.

    СРАВНИ:

    Дубовик Виктор показал низкий уровень мышления и остальные показатели

    были очень низкие. После проведения коррекционной программы, благодаря

    педагогам и воспитателям общий уровень мышления, памяти, эмоций у него

    средний.

    У Ткаченко Ивана все показатели были очень низкие, после коррекции -

    низкие.

    Родителям этих двух детей мы посоветовали отложить поступление в

    школу на один год. За этот год дети окрепнут физически, а педагоги,

    воспитатели, будут заниматься с ними, психолог возьмет их под свой

    контроль.

    В результате проведения коррекционной работы мы получили следующие

    результаты в обследуемой группе:

    - повысилась сформированность мотивационной сферы (сравни: низкий -

    высокий). Это говорит о том, что дети идут в школу не только с желанием, но

    и осознанию.

    - повысился уровень интеллектуальной сферы (сравни: средний -

    высокий). У детей повысился уровень развития познавательных способностей и

    сформировались необходимые навыки для учебной деятельности.

    - в результате диагностики, проведенной в октябре был обнаружен

    низкий уровень развития речи и представлений и умений, плохо бала развита

    мелкая моторика рук. Поэтому в процессе коррекционной работы особое

    внимание уделялось развитию речи и мелкой моторики рук. Уровень развития

    при повторной диагностике повысился.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Проблема готовности детей к обучению в школе - это не только научная,

    но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача,

    еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит

    многое, в конечном счете судьба детей, их настоящее и будущее.

    Критерии готовности или неготовности к школьному обучению связаны с

    психологическим возрастом ребенка, который отсчитывается не по часам

    физического времени, а по шкале психологического развития. Эту шкалу тоже

    надо уметь читать: понимать принципы ее составления, знать точки отсчета,

    размерность.

    В своей работе мы ставили цель- выявить уровень готовности

    дошкольников к обучению и провести коррекционно-развивающие мероприятия по

    повышению уровня развития.

    Была использована комплексная программа диагностики детей дошкольного

    возраста к школьному обучению. Готовность определилась по следующим

    параметрам:

    - мотивационный;

    - интеллектуальный;

    - языковой;

    - социальный.

    На основании полученных результатов возникла необходимость в создании

    коррекционно-развивающих мероприятий для повышения уровня готовности к

    школьному обучению. Основной целью явилось целенаправленное использование

    игровой деятельности, формирующей необходимые предпосылки для комплексной

    подготовки к обучению детей в школе.

    В результате проделанной работы мы увидели, что к концу учебного года

    общий уровень готовности детей экспериментальной группы повысился. Такие

    результаты мы смогли получить при совместной работе с педагогами,

    воспитателями и родителями.

    Работая по этой программе мы пришли к выводам:

    - во-первых, обследование детей необходимо для школы и для детей, для их

    успешного обучения;

    - во-вторых, обследование детей необходимо начинать раньше, тогда эта

    работа будет более эффективной, потому что, мало констатировать

    неготовность ребенка к обучению в школе, необходимо еще брать на учет и в

    течение года наблюдать и контролировать его развитие.

    В дальнейшей своей работе мы планируем углубить и расширить

    коррекционно-развивающие мероприятия, с использованием элементов

    психодраммы и проведение совместных занятий с родителями.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    1. Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб. науч.

    трудов./Редкол.: Н.Н.Педъяков и др. - М: АПН СССР, 1985г.

    2. Белова Е. Размышления перед школой: (Советы родителям) // Дошкольное

    воспитание, - 1994 г., - №8, стр. 80-83.

    3. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное

    воспитание, - 1995, - №8, стр. 66-74.

    4. Говорова Р., Дьяченко О, Цеханская Л. Игры и упражнения для развития

    умственных способностей у детей//Дошкольное воспитание, 1988, №5, стр.17-

    25.

    5. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция

    его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного

    психолога. / Под ред. В.В.Слободчикова, вып.2,-Томск, 1992г.

    6. Гуцалюк Л.Б.Занятия по подготовке детей к школе.//Начальная школа,

    1994г., №4, стр.11-13

    7. Детская картина мира: программа обучения и воспитания детей 6-7 лет//

    Дошкольное воспитание, 1994г.,№6, стр.27-31.

    8. Дьяченко О, Варенцова Н. Основные направления работы по программе

    "Развитие" для детей подготовительной к школе группы (седьмой год жизни)

    // Дошкольное воспитание, 1994г.,№10,стр. 38-46.

    9. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в

    школе. М, Педагогика, 1991г.

    10. Кравцова Е., Кравцов Г. Готовность к школе // Дошкольное воспитание,

    1991, №7, стр. 81-84.

    11. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая

    готовность к школе. - М, Знание, 1987г.

    12. Кузнецова А., Алиева А., Заушницкая А. Подготовка детей к обучению в

    школе// Дошкольное воспитание, 1989г., №8, стр. 50-54.

    13. Мухина В. Что такое готовность к учению? // Семья и школа., 1987г, №4,

    стр.25-27.

    14. Немов Р.С. Психология. - М, Просвещение, 1995г., т.2.

    15. Немов Р.С. Психология. - М, Просвещение, 1995г.,т.3.

    16. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред.

    Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. - М, "Педагогика", 1988г.

    17. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании - М,

    "Владос", 1995г.

    18. Рыбина Э. Готов ли ребенок к школьному обучению? //Дошкольное

    воспитание. 1995г, №8, стр.25-28.

    19. Свеженцова Г.М. Подготовка детей к школе// Начальная школа, 1994г., №5,

    стр. 67-69.

    20. Ульенкова У. Формирование общей способности к учению у шестилетних

    детей.// Дошкольное воспитание, 1989г, №3, стр.53-57.

    21. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы

    исследования - К., Освита, 1992г.

    22. Эльконин Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7

    лет)- М: Учпедгиз, 1960г.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.