МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Проблема готовности Ребенка к школьному образованию

    Проблема готовности Ребенка к школьному образованию

    ВВЕДЕНИЕ.

    Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача

    дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми

    дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного

    решения этой задачи от психолога требуется умение определить уровень

    психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на

    этой основе намечать пути коррекционной работы. Изучение уровня развития

    психики детей является основой как организации всей последующей

    воспитательной и учебной работы, так и оценки эффективности содержания

    процесса воспитания в условиях детского сада.

    Большинство отечественных и зарубежных ученых считают, что отбор

    детей в школу необходимо проводить за полгода - год до школы. Это позволяет

    определить готовность к системному школьному обучению детей и при

    необходимости, провести комплекс коррекционных занятий.

    По данным Л.А.Венгера, В.В.Холмовской, Л.Л.Коломинского,

    Е.Е.Кравцовой и других в структуре психологической готовности принято

    выделять следующие компоненты:

    1. Личностная готовность, которая включает формирование у ребенка

    готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника,

    имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит

    определение уровня развития мотивационной сферы.

    2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент

    готовности предполагает наличие у ребенка кругозора и развития

    познавательных процессов.

    3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот

    компонент включает в себя формирование у детей нравственных и

    коммуникативных способностей.

    4. Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если

    ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий и

    принимать усилие к его реализации. [ 25 ]

    С проблемой диагностики психологической готовности детей к школьному

    обучению сталкиваются практические психологи. Применяемые методы

    диагностики психологической готовности должны показать развитие ребенка во

    всех сферах.

    При этом следует помнить, что при изучении детей в переходный период

    от дошкольника к младшему школьному возрасту диагностическая схема должна

    включать в себя диагностику как новообразований дошкольного возраста, так и

    начальных форм деятельности следующего периода.

    Готовность, которая измеряется тестированием, в сущности сводится к

    овладению знаниями, умениями, способностями и мотивацией, необходимыми для

    оптимального освоения школьной программы.

    "Готовность к обучению" - показатель комплексный, каждый из тестов

    дает представление лишь об определенной стороне готовности ребенка к школе.

    Любая методика тестирования дает субъективную оценку. В выполнении каждого

    из заданий зависит во многом от состояния ребенка в данный момент, от

    правильности инструкции, от условий проведения теста. Все это приходится

    учитывать психологу при проведении обследования. [12]

    Результаты тестирования могут помочь во время заметить нарушения в

    психическом развитии дошкольника и правильно составить коррекционную

    программу.

    Таким образом, основная цель нашей работы - выявление уровня

    готовности дошкольника к обучению в школе и проведение коррекционно-

    развивающих мероприятий по развитию у ребенка необходимых умений, навыков

    для успешного усвоения учебного материала.

    В связи с поставленной целью нами была выдвинута гипотеза: выявление

    уровня готовности позволит организовать коррекционную работу с детьми,

    имеющими низкий и средний уровень готовности, что позволит развить у

    ребенка необходимые умения и навыки успешного усвоения учебного материала.

    В своей работе мы ставим следующие задачи:

    1. Изучение и анализ психологической литературы по теме.

    2. Подбор методик и разработка комплексной психолого-педагогической

    программы диагностики детей дошкольного возраста к обучению в школе.

    3. Изучение базисных характеристик детей для определения уровня

    готовности к школьному обучению.

    4. Разработка программ и проведение психо-коррекционной работы для

    развития у ребенка навыков, необходимых для успешного усвоения учебного

    материала.

    Объектом исследования явились дети подготовительной группы

    дошкольного образовательного учреждения "Ромашка" детский сад №4 села Малые

    Ягуры.

    Предмет исследования - уровень психологической готовности

    дошкольников к школьному обучению.

    Методы исследования:

    - обзорно-аналитический

    - математико-статистический

    - наблюдение и беседа

    - тестирование.

    ГЛАВА 1

    ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

    1.1. Понятие психологической готовности к школьному обучению

    В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению

    занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической

    науки.

    Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение

    эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во

    многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень

    подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии, к

    сожалению, пока не существует единого и четкого определения понятия

    "готовности", или "школьной зрелости". [11]

    А.Анастази трактует понятие школьной зрелости как "овладение

    умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для

    оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими

    характеристиками". [23]

    И.Шванцара более емко определяет школьную зрелость, как достижение

    такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать

    участие в школьном обучении". В качестве компонентов готовности к обучению

    в школе И.Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный

    компоненты. [30]

    Л.И.Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в

    школе складывается из определенного уровня развития мыслительной

    деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции

    своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.

    Аналогичные взгляды развивал А.И.Запорожец, отмечал, что готовность к

    обучению в школе "представляет собой целостную систему взаимосвязанных

    качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития

    познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень

    сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д." [6]

    На сегодняшний день практически общепризнано, что готовность к

    школьному обучению - многокомплексное образование, которое требует

    комплексных психологических исследований. В структуре психологической

    готовности принято выделять следующие компоненты (по данным Л.А.Венгер,

    А.Л.Венгер, В.В.Холмовской, Я.Я.Коломинского, Е.А.Пашко и др.)

    1. Личностная готовность. Включает формирование у ребенка готовности

    к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг

    прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении

    ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В

    личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной

    сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа

    привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель,

    учебники, тетради), а возможность получать новые знания, что предполагает

    развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо

    произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что

    становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов.

    Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией.

    Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития

    эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна

    быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне

    которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.

    2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент

    готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных

    знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием,

    элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными

    формами мышления и основными логическими операциями, смысловым

    запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным,

    опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями.

    Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка

    начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение

    выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель

    деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной

    готовности к обучению в школе предполагает:

    - дифференцированное восприятие;

    - аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и

    связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

    - рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

    - логическое запоминание;

    - интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных

    усилий;

    - овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и

    применению символов;

    - развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

    3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот

    компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств,

    благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями.

    Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему

    необходимо обладать достаточно гибкими способами установления

    взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское

    общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться.

    Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в

    общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы,

    развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации

    школьного обучения.

    Кроме выше указанных составляющих психологической готовности к школе

    мы выделим еще и физическую, речевую и эмоционально-волевую готовность.

    Под физической готовностью подразумевается общее физическое развитие:

    нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный

    покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков

    и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно

    мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка:

    степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее

    состояние здоровья.

    Под речевой готовность понимается сформированность звуковой стороны

    речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правильность.

    [14]

    Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если

    ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий,

    принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, у него

    формируется произвольность психологических процессов.

    Иногда различные аспекты, касающиеся развития психических процессов,

    в том числе мотивационную готовность, объединяют термином психологическая

    готовность, в отличии от нравственной и физической.

    1.2. Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу

    Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического

    развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех

    сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая

    возникновением сложных личностных новообразований. [13]

    В сфере ощущений отмечается существенное снижение порогов всех видов

    чувствительности. Повышается дифференцированность восприятия. Особую роль в

    развитии восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от

    использования предметных образов к сенсорным эталонам - общепринятым

    представлениям об основных видах каждого свойства. К 6-летнему возрасту

    развивается четкая избирательность восприятия по отношению к социальным

    объектам.

    В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер.

    Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, с

    эмоциональным отношением к ней. При этом содержательные особенности внешних

    впечатлений, обеспечивающие это в повышение, с возрастом изменяются.

    Существенное повышение устойчивости внимания отмечается в исследованиях, в

    которых детям предлагается рассматривать картинки, описывать их содержание,

    слушать рассказ. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что

    дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и

    удерживая его на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник

    использует определенные способы, которые он перенимает у взрослых. Таким

    образом, возможности этой новой формы внимания - произвольного внимания - к

    6-7 годам уже достаточно велики.

    В значительной степени этому способствует совершенствование

    планирующей функции речи, которая является "универсальным средством

    организации внимания". Речь дает возможность заранее, словесно выделить

    значимые для определенной задачи предметы, организовать внимание, учитывая

    характер предстоящей деятельности. Несмотря на существенные сдвиги в

    развитии внимания, преобладающим на протяжении всего дошкольного периода,

    остается непроизвольное внимание. Даже старшим дошкольникам еще трудно

    сосредоточиться на чем-то однообразном. А вот в процессе интересной для них

    игры внимание может быть достаточно устойчивым.

    Подобные возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития

    памяти. Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер.

    Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес,

    дает наилучшие впечатления. Таким образом, объем фиксированного материала

    во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или

    явлению. По сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом

    относительная роль непроизвольного запоминания у детей 6-7 лет несколько

    снижается, вместе с тем прочность запоминания возрастает. "В старшем

    дошкольном возрасте ребенок в состоянии воспроизвести полученные

    впечатления через достаточно длительный срок". [24]

    Одним из основных достижений старшего дошкольника является развитие

    произвольного запоминания. Некоторые формы этого запоминания можно отметить

    у детей в возрасте 4-5 лет, однако значительного развития оно достигает к

    6-7 годам. Во многом этому способствует игровая деятельность, в которой

    умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения является

    одним из условий достижения успеха. Важной особенностью этого возраста

    является то обстоятельство, что перед ребенком 6-7 лет может быть

    поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала.

    Наличие такой возможности связано с тем, что ребенок начинает использовать

    различные приемы специально предназначенные для повышения эффективности

    запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала.

    [22]

    Таким образом, к 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные

    изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм

    запоминания и припоминания. Непроизвольная память, не связанная с активным

    отношением к текущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя в

    целом она сохраняет господствующее положение.

    Подобное соотношение произвольной и непроизвольной форм памяти

    отмечается в отношении такой психической функции, как воображение. Большой

    скачок в его развитии обеспечивает игра, необходимым условием которой

    является наличие замещающей деятельности и предметов-заместителей. В

    старшем дошкольном возрасте замещение становится чисто символическим и

    постепенно начинается переход к действиям с воображаемыми предметами.

    Формирование воображения находится в непосредственной зависимости от

    развития речи ребенка. "Воображение в этом возрасте расширяет возможности

    ребенка во взаимодействии с внешней средой, способствует ее усвоению,

    служит вместе с мышлением средством познания действительности". [17]

    Развитие пространственных представлений ребенка к 6-7 годам достигает

    высокого уровня. Для детей этого возраста характерны попытки провести

    анализ пространственных ситуаций. Хотя результаты не всегда хорошие, анализ

    деятельности детей указывает на расчлененность образа пространства с

    отражением не только предметов, но и их взаимного расположения.

    "Развитие представлений во многом характеризует процесс формирования

    мышления, становление которого в этом возрасте в значительной степени

    связано с совершенствованием возможности оперировать представлениями на

    произвольном уровне." [21] Эта возможность существенно повышается к шести

    годам, в связи с усвоением новых способов умственных действий. Формирование

    новых способов умственных действий в значительной степени опирается на

    основание определенных действий с внешними предметами, которыми ребенок

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.