МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Проблема формирования личности

    Проблема формирования личности

    МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

    (СТУ)

    филиал в г. Смоленске

    РЕФЕРАТ ПО ПСИХОЛОГИИ

    НА ТЕМУ: Проблемы формирования личности.

    Преподаватель

    Студент гр. ВМ1-97

    Вальков К.Г.

    СМОЛЕНСК, 1999г.

    ПЛАН

    ВВЕДЕНИЕ

    РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

    СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ

    СТАДИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ С НИМИ СВЯЗАННЫЕ

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ.

    Из всех проблем, с которыми сталкиваются люди в ходе истории человечества,

    вероятно, наиболее запутанной является загадка природы самого человека.

    Астрология, теология, философия, литература и социальные науки – вот лишь

    некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю

    сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Сегодня

    проблема стоит остро как никогда, поскольку большинство серьезных недугов

    человечества – стремительный рост численности населения, глобальное

    потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм,

    наркомания, расовые предрассудки, нищета – являются следствием поведения

    людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само

    существование человеческой цивилизации будут зависеть от того, насколько мы

    продвинемся в понимании себя и других.

    РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ.

    Личностное развитие происходит на протяжении всей жизни. Соответственно

    некоторые теоретики предложили стадийную модель для понимания фаз роста и

    развития в жизни человека. Теория Фрейда, в которой формирование личности

    представлено в виде последовательности стадий психосексуального развития,

    является одним из примеров этого подхода. В качестве другого примера можно

    назвать концепцию восьми стадий развитей эго, сформулированную Эриксоном. В

    противоположность упомянутым авторам, многие ученые-теоретики подчеркивают

    роль взаимоотношений между родителем и ребенком как значимого фактора в

    понимании проблемы развития. Карл Роджерс, например, придавал особое

    значение тому, как формируется Я-концепция индивидуума – и в ракурсе

    познания, и в эмоциональном отношении – под влиянием родительских установок

    и поведения на этапе формирования личности.

    Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних детерминант. К

    внешним, или детерминантам окружения, относятся : принадлежность

    индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и

    уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние

    детерминанты включают генетические, биологические и физические факторы.

    Дальнейшее описание множества изменений, сопровождающих наше развитие –

    физических, социальных, интеллектуальных, эмоциональных, моральных и т.д.,

    - показывает, какой сложной является проблема развития человека.

    СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ.

    Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в

    определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального

    опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные

    ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те

    нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы

    поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами,

    которые приняты в данном обществе. Например, в нашем обществе плюнуть на

    кого-то – это символ презрения, а у представителей племени Масаи – это

    выражение любви и благословения. Или в странах Азии принято ждать от гостя

    отрыжки после еды в знак того, что он вполне удовлетворен, а в нашем

    обществе – это некультурно, т.е. правила поведения, приличия, нормы морали

    неодинаковы в разных обществах и соответственно поведение людей,

    воспитанных под влиянием различных обществ, будет различаться.

    Выделяют следующие стадии социализации :

    Первичная социализация или стадия адаптации ( от рождения до подросткового

    периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется,

    приспосабливается, подражает).

    Стадия индивидуализации ( появляется желание выделить себя среди других,

    критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом

    возрасте стадия индивидуализации, самоопределения « мир и я »

    характеризуется как промежуточная социализация, т.к. все еще неустойчиво в

    мировоззрении и характере подростка.

    Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная

    социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

    Стадия интеграции ( появляется желание найти свое место в

    обществе , «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно,

    если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются,

    возможны следующие исходы :

    Сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (

    взаимоотношений ) с людьми и обществом.

    Изменение себя, «стать как все».

    Конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

    Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь

    период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает

    социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия

    человека на среду через свою деятельность.

    Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как

    возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в

    процесс передачи его новым поколениям.

    Более детальный анализ процесса формирования личности возможен на основе

    выделения для каждого возраста той ведущей деятельности, которая

    обуславливает главные изменения в психических процессах и особенностях

    личности ребенка на данной стадии его развития.

    Таблица 2.1

    |Период |Ведущая деятельность |Ведущая сторона |

    | | |Социализации |

    |1 |2 |3 |

    |Младенчество |Эмоциональное общение|А – освоение норм |

    |(0-1г.) – этап |со взрослыми |отношения между |

    |«доверия к миру» | |людьми |

    |1 |2 |3 |

    |2. Раннее детство |Предметная |Б – усвоение |

    |(1-3 г.) – этап |деятельность |общественно |

    |«самостоятель-ности» | |выработанных способов|

    | | |деятельности с |

    | | |предметами |

    |3. Дошкольное детство|Игра |А – освоение |

    |(3-6-7 лет) – этап | |социальных ролей, |

    |«выбора инициативы» | |взаимоотношений между|

    | | |людьми |

    |4. Младший школьный |Учебная деятельность |Б – освоение знаний, |

    |возраст (6-11 лет) – | |развитие |

    |этап «мастерства» | |интелектуально-познав|

    | | |ательной сферы |

    | | |личности |

    |5. Подростковый |Общение со |А – освоение норм |

    |(11-14 лет) |сверстниками |отношений между |

    | | |людьми |

    |6. Юношеский (14-18 |Учебно-профессиональн|Б – освоение |

    |лет) – этап |ая деятельность |профессиональных |

    |самоопределения «мир | |знаний, умений. |

    |и я» | | |

    |7. Поздняя юность |Трудовая |А,Б – освоение норм |

    |(18-25 лет) – этап |деятельность, |отношений между |

    |«человеческой |профессиональная |людьми и |

    |близости» |учеба |профессионально- |

    | | |трудовых умений |

    |8. Этап человеческой | | |

    |зрелости | | |

    Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он

    определяется тем, что ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего

    развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается.

    Психосоциальная концепция развития личности (рис.2.2) разработанная

    известным психологом Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и

    характера общества, в котором он живет. Эриксон ввел понятие «групповая

    идентичность» , которая формируется с первых дней жизни, ребенок

    ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает

    понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и

    «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я».

    Формирование эгоидентичности – длительный процесс, включает ряд стадий

    развития личности.

    На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она

    кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка

    формируется базовое доверие к миру.

    2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и

    независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при

    выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к

    аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки». Социальное

    неодобрение открывает глаза ребенка внутрь, он чувствует возможность

    наказания, формируется чувство стыда. В конце стадии должно быть равновесие

    «автономии» и «стыда». Это соотношение будет положительно благоприятным для

    развития ребенка, если родители не будут подавлять желание ребенка, не

    будут бить за провинности. В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже

    убежден, что он личность, т.к. он бегает, умеет говорить, расширяет область

    овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости,

    инициативы, которое закладывается в игре ребенка. Игра очень важна для

    развития ребенка, т.е. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает

    отношения между людьми посредством игры, развивает свои психические

    возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют

    ребенка, не уделяют внимания играм ребенка, то это отрицательно влияет на

    развитие ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности,

    чувству вины. В младшем школьном возрасте ( 4-я стадия) ребенок уже

    исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает

    ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос

    культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он

    верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к

    появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в

    свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе. При неполноценности ребенок

    как бы снова возвращается в семью, она для него убежище, если родители с

    пониманием стараются помочь ребенку преодолеть трудности в учебе. В случае,

    если родители лишь ругают и наказывают за плохие оценки, чувство

    неполноценности у ребенка закрепляется порой на всю его жизнь. В

    подростковом возрасте ( 5-я стадия) формируется центральная форма

    эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание,

    озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое

    профессиональное призвание, способности, умения – вот вопросы, которые

    встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о

    самоопределении. На этой стадии заново встают все критические прошедшие

    моменты. Если на ранних стадиях у ребенка сформировалась автономия,

    инициатива, доверие к миру, уверенность в своей полноценности, значимости,

    то подросток успешно создает целостную форму эгоидентичности, находит свое

    «Я», признания себя со стороны окружающих. В противном случае происходит

    диффузия идентичности, подросток не может найти свое «Я», не осознает своих

    целей и желаний, происходит возврат, регрессия к инфантильным, детским ,

    иждивенческим реакциям, появляется смутное, но устойчивое чувство тревоги,

    чувство одиночества, опустошенности , появляется постоянное ожидание чего-

    то такого, что может изменить жизнь, но сам человек активно ничего не

    предпринимает , появляется страх перед личным общением и неспособность

    эмоционально воздействовать на лиц противоположного пола, враждебность,

    презрение к окружающему обществу, чувство «не признания себя» со стороны

    окружающих людей. Если человек нашел себя, то идентификация облегчается.

    На 6-й стадии ( молодость) для человека актуальным становится поиск

    спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление со своей

    социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою

    идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства,

    сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако, если диффузия

    идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется

    изоляция одиночество. 7-я – центральная стадия – взрослый этап развития

    личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны

    других людей, особенно детей, они подтверждают, что ты им нужен.

    Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший,

    любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью. Если не на

    кого излить свое «Я» ( нет любимой работы, семьи, детей), то человек

    опустошается, намечается застой, косность, психологический и

    физиологический регресс. Как правило, такие отрицательные симптомы сильно

    выражены, если личность была подготовлена к этому всем ходом своего

    развития , если всегда были отрицательные выборы на этапах развития.

    После 50 лет ( 8-я стадия) происходит создание завершенной формы

    эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек

    переосмысливает всю свою жизнь, осознается свое «Я» в духовных раздумьях о

    прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь – это неповторимая

    судьба, которую не надо переделывать, человек «принимает» себя и свою

    жизнь, осознается необходимость в логическом завершении жизни, проявляется

    мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. Если «принятия

    себя и жизни» не произошло, то человек чувствует разочарование, теряет вкус

    к жизни, чувствует, что жизнь прошла неверно, зря. Стадии и положительные –

    отрицательные выходы из каждой стадии приведены на рис.3.

    |+ окончательная форма эгоидентичности |

    |Стадия 8 |

    |«принятие себя, жизни», мудрость |

    |старость |

    |- разочарование в жизни |

    |после 50 лет |

    |+ творчество, любимая работа, |

    |Стадия 7 |

    |воспитание детей, забота о детях, |

    |зрелость до |

    |удовлетворенность жизнью |

    |50 лет |

    |- опустошенность, застой, регрессия |

    |+ чувство близости, интимности, |

    |Стадия 6 |

    |единство с людьми, любовь |

    |молодость от |

    |- изоляция, одиночество |

    |20 до 25 лет |

    |+ цельная форма эгоидентичности, |

    |находит свое «Я», верность себе, |

    |Стадия 5 |

    |признание себя людьми |

    |юношеский от |

    |диффузия идентичности, тревога, |

    |11 до 20 лет |

    |одиночество, инфантилизм, не нашел |

    |свое «Я», непризнание людьми, |

    |«путаница ролей», враждебность |

    |+ уверенность в себе, компетентность |

    |Стадия 4 |

    |- неполноценность, неверие в свои силы |

    |школьный от 6 до 11 лет |

    |+ инициативность, целеустремленность, |

    |Стадия 3 |

    |активность, предприимчивость, |

    |дошкольный |

    |самостоятельность |

    |возраст - пассивность, подражание образцам, |

    |вина от 3 до 6 лет |

    |+ автономия, самостоятельность, |

    |Стадия 2 |

    |опрятность, воля |

    |ранний возраст |

    |сомнение, стыд, зависимость от |

    |от 1 до 3 лет |

    |других |

    |+ базальное доверие к миру, оптимизм, |

    |Стадия 1 |

    |стремление к жизни |

    |младенчество |

    |базальное недоверие к миру, пессимизм, |

    |стремление к смерти |

    Встает вопрос, почему стадии изображены по диагонали? Эриксон отвечает :

    «Чтобы показать, что то, как на 1-ой стадии, то так будет решено и на

    последней». Понять жизнь можно только к концу, а прожить надо сначала».

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    Переход от одного периода к другому – это изменение сознания и отношений

    ребенка к окружающей действительности и ведущей деятельности, это

    критические, переходные возрасты, когда происходит ломка прежних социальных

    взаимоотношений ребенка и окружающих. Ребенок натыкается на окружающий мир,

    как скоростной поезд, который наткнувшись начинает замедлять свой ход,

    остановившись в конце пути- жизни, он уже пожилой человек осознает весь

    смысл жизни. В период критической фазы дети трудновоспитуемы, проявляют

    упрямство, негативизм, непослушание, строптивость.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ» Л.Д. Столяров, Ростов-на-Дону, «феникс», 1996 г.

    «ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ» Л.Хьелл,

    Д.Зиглер «Питер» Санкт-Петербург , 1997 г.


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.