МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Проблема эмоциональных состояний в психологии

    чего, с какой целью некто переживает эмоции, как это имеет место у Л. М.

    Аболина (1987). Такие вопросы правомерны в отношении сознательно ставящихся

    целей. Эмоции же возникают чаще всего непроизвольно. Поэтому по отношению к

    ним можно поставить только вопрос: какая польза или вред может быть

    человеку от возникновения той или иной эмоции (исходя из предназначенных им

    природой функций)?

    Отвечая на этот вопрос, следует учитывать, что положительная роль эмоций

    не связывается прямо с «положительными» эмоциями, а отрицательная роль — с

    «отрицательными». Последние могут служить стимулом для

    самосовершенствования человека, а первые — явиться поводом для благодушия.

    Многое зависит от целеустремленности человека и условий его воспитания.

    Мнения ученых о значении эмоций и выполняемых ими функциях расходятся.

    Однако несомненна главная функция эмоций — их участие в управлении

    поведением человека и животных.

    8. Характеристика эмоций

    а) Характеристика эмоции интереса

    Интерес — позитивная эмоция, она переживается человеком чаще, чем прочие

    эмоции. Интерес играет исключительно важную мотивационную роль в

    формировании и развитии навыков, умений и интеллекта. Интерес —

    единственная мотивация, которая обеспечивает работоспособность человека.

    Кроме того, он насущно необходим для творчества.

    Следует различать эмоцию интереса и ориентировочный рефлекс. Если к щеке

    голодного младенца прикасается сосок материнской груди, ребенок рефлекторно

    потянется к нему губами. Слуховые раздражители вызывают ориентировочную

    реакцию у младенцев уже в 1-5-й дни жизни (Sameroff, 1971). Если же

    говорить о зрительной системе, то любой яркий объект обычно вызывает

    ориентировочную реакцию как у ребенка, так и у взрослого. Существуют также

    непроизвольные ориентировочные рефлексы на слуховые и тактильные

    раздражители, Все эти рефлексы могут запускать эмоцию интереса и

    способствовать ей. Интерес в сочетании с ориентировочными рефлексами

    «позволяет индивиду удерживать внимание на сложных объектах» (Tomkins,

    1962, р. 338).

    Уже в первые недели и месяцы жизни ребенок реагирует на человеческие лица и

    на человеческий голос, и этот интерес, по-видимому, имеет врожденную

    природу. Человеческое лицо, даже незнакомое, вызывает у двухмесячного

    ребенка больший интерес, чем лицо искусно сделанного манекена, но он дольше

    задержит взгляд на лице манекена, чем на любом другом неживом объекте, не

    имеющем лица, и этот факт свидетельствует о том, что человеческое лицо

    пробуждает в ребенке зачаточный интерес (Langsdorf, Нard, Rayias, Hembree,

    1983).

    Таким образом, интерес — это нечто иное или нечто большее, чем внимание.

    В некоторых случаях ориентировочный рефлекс инициируется эмоцией

    интереса, роль которого в этом случае сводится к тому, чтобы побудить

    ребенка повернуть голову или направить взгляд на объект, вызвавший интерес.

    Но эмоция интереса отличается от ориентировочного рефлекса хотя бы тем, что

    она может активироваться процессами воображения и памяти, которые не

    зависят от внешней стимуляции. Кроме того, интенсивная эмоция интереса

    может вызывать даже обратную реакцию — иногда она заставляет человека

    отвести взгляд от заинтересовавшего его объекта, так как зрительная

    информация мешает представлять объект и осмыслять его (Meskin, Singer,

    1974). И наконец, интерес человека к идее может и не сопровождаться

    специфическими поворотами головы.

    Не следует путать эмоцию интереса с реакцией удивления и изумления, хотя

    внешние проявления удивления сходны с проявлениями интереса: человек

    кажется всецело поглощенным объектом, мгновенно реагирует на него,

    стремится познать его.

    Эмоция интереса, как и другие фундаментальные эмоции, усиливается

    неспецифическими влияниями ретикулярной формации ствола мозга. Для

    понимания интереса (и любой другой базовой эмоции) нужно научиться отличать

    эмоцию от факторов, способствующих ее появлению и усилению, то есть

    отличать эмоцию от активации центральной нервной системы (arousal).

    В тех случаях, когда эмоция интереса задействует зрительную систему,

    взгляд человека либо фиксируется на объекте, либо быстро перемещается,

    исследуя объект. Фиксация взгляда указывает на то, что человек всецело

    поглощен, заворожен объектом, а взгляд, быстро оглядывающий объект,

    свидетельствует о том, что человек активно работает, стремясь понять и

    прочувствовать объект (Tomkins, 1962, р. 340). В принципе, такая же

    закономерность справедлива и для других сенсорных систем, задействованных

    эмоцией интереса.

    Эту селективность восприятия и внимания ни в коем случае нельзя

    рассматривать как достояние исключительно младенческого возраста. Влияние

    эмоции интереса на нашу жизнь огромно. Чтобы понять это, достаточно

    представить, как по-разному могут увидеть и воспринять происходящие события

    хотя бы два человека, сидящие на одной скамейке в городском саду. Интерес в

    буквальном смысле определяет наши мысли и воспоминания, ибо он в

    значительной степени обусловливает содержание нашего восприятия, внимания и

    памяти.

    Основное различие между эмоцией интереса и когнитивными процессами

    внимания и обработки информации станет наиболее очевидным, если вспомнить

    ранее сформулированное нами определение эмоции. Мы говорили о том, что

    эмоция складывается из трех компонентов — физиологического процесса,

    экспрессивного поведения и переживания. Когда вы увлечены интересной

    книгой, разговором с приятным человеком или присутствуете на совещании, от

    решений которого зависит ваше будущее, вы обязательно переживете эмоцию

    интереса и, возможно, даже осознаете свое переживание. И напротив, те

    процессы восприятия и внимания, которые связаны с объектами или событиями,

    не имеющими особого значения или эмоционально не важными для вас,

    характеризуются минимальным переживательным компонентом. Именно поэтому

    когнитивные психологи, исследуя в лабораторных условиях различные аспекты

    восприятия, используют в качестве стимульного материала разнообразные

    геометрические формы или отдельные буквы алфавита, стараясь таким образом

    если не исключить вовсе, то по крайней мере минимизировать возможность

    эмоциональных переживаний. Испытуемый, принимающий участие в таких

    экспериментах, наверное, должен испытывать некоторый интерес к

    происходящему, — иначе он плохо справится с заданием. Но в данном случае

    интерес к сотрудничеству искусственно подогревается экспериментатором или

    экспериментальным заданием, но не стимульным материалом как таковым.

    Интерес как стабилизирующий фактор сексуальных и семейных отношений

    Рассматривая эволюционное значение эмоции интереса, необходимо отметить,

    что интерес не только повышает сексуальное удовольствие, но также играет

    важную роль в поддержании длительных отношений между представителями

    противоположных полов. Только те супруги и сексуальные партнеры, которые не

    утрачивают интерес друг к другу как к человеческим существам, будут

    счастливыми в браке, окажутся в состоянии получать удовольствие от общения

    друг с другом.

    Интерес и развитие интеллекта

    К этой теме мы вернемся при рассмотрении роли эмоций в творчестве, но,

    обозревая эволюционную перспективу, следует отметить, что именно эмоция

    интереса заставляет индивида в течение продолжительного времени заниматься

    определенным видом деятельности или выработкой определенного навыка.

    Приобретенные знания и навыки пополняют резервные фонды интеллекта. Эмоция

    интереса также заставляет индивида дифференцировать и описывать те аспекты

    мира, которые он хотел бы познать и исследовать

    Функции эмоции интереса.

    Биологические функции интереса

    Наверное, правомерно будет сказать, что эмоции служат источником энергии

    для поведения. Конечно, сами по себе эмоции не вырабатывают энергию,

    человека снабжают энергией процессы пищеварения и метаболизма. Но эмоции

    организуют и направляют выработанную энергию, создают специфические и

    вполне определенные тенденции к действию, и именно поэтому мы вправе

    рассматривать эмоции в качестве источника энергии для поведения.

    Это управление энергией осуществляется прежде всего на биологическом

    уровне. Так, например, одни эмоции по сравнению с другими обеспечивают

    большее кровоснабжение мышц, задействованных в инструментальной активности.

    Исследование с предъявлением новорожденным детям человеческих лиц

    обнаружило, что ориентировочная реакция ребенка сопровождается снижением

    частоты сердечных сокращений. Брадикардия отмечается и у взрослого человека

    при смещении внимания, вызванном необходимостью сбора информации из

    окружающей среды (Lacey, Lacey, 1970). По-видимому, замедление сердечного

    ритма создает оптимальные условия для приема сенсорной информации. Так, у

    младенцев падение частоты сердечных сокращений является своего рода

    успокаивающим фактором. Этот относительный физиологический покой необходим

    новорожденному ребенку для оптимального приема и обработки информации и

    адекватной реакции на нее. Умеренный уровень интереса необходим для

    энергетического обеспечения поведения, продолжительной деятельности.

    Работая над долгосрочным проектом, человек должен постоянно испытывать

    интерес нему, в противном случае работа будет вызывать у него негативные

    эмоции и он плохо справится с ней.

    б) характеристика эмоции радости

    В последние десятилетия было проведено несколько эмпирических

    исследований позитивной эмоциональности как личностной черты, и результаты

    этих исследований подтвердили предположение о существовании индивидуальных

    различий в количестве и частоте переживания людьми позитивных эмоций. Было

    обнаружено, что способность к переживанию позитивных эмоций не подвержена

    изменениям на протяжении всей человеческой жизни. Кроме того, эти

    исследования показали, что позитивная эмоциональность как личностная черта

    относительно независима от негативной эмоциональности как личностной черты.

    Человек может иметь высокие или низкие показатели как по одной из них, так

    и по обеим (Diener, Emmons,1984; Tellegen,1982). Так, например, было

    выявлено, что именно позитивная, а не негативная эмоциональность помогает

    дифференцировать тревогу и депрессию — два синдрома, которые имеют ряд

    общих характеристик (Blumberg, Izard, 1986; Watson, Clark, Carey, 1988).

    Концепция позитивной эмоциональности, несомненно, включает в себя такие

    эмоции, как интерес и радость. Мы располагаем результатами нескольких

    экспериментальных исследований, изучавших главным образом эмоцию радости.

    Последние разработки могут значительно облегчить эмпирическое изучение

    эмоции удовольствия—радости. По крайней мере одна из методик, разработанных

    для изучения темперамента у новорожденных детей, включает в себя такой

    параметр, как предрасположенность к улыбке и смеху (Rothbart, 1973), есть

    также методы для объективного измерения улыбки у новорожденных и маленьких

    детей (например, Izard, 1978). Результаты отдельных исследований с

    применением этих методов позволяют предположить, что способы выражения

    радости у младенцев относительно постоянны. Однако было бы преждевременно

    интерпретировать эти данные как аргумент в пользу утверждения, что уже в

    раннем развитии индивида радость выступает в качестве индивидуальной черты.

    РАЗВИТИЕ ЭМОЦИИ РАДОСТИ У РЕБЕНКА

    Поскольку радость не может быть непосредственным результатом волевого

    усилия или целью деятельности, процесс развития эмоции радости у ребенка

    протекает несколько иначе, чем процесс развития эмоции

    интереса—возбуждения. Родители не могут «обучить» ребенка радости, не могут

    выстроить для него модель поведения, гарантированно ведущую его к счастью.

    Они могут лишь развлекать и забавлять ребенка, вовлекать его в игры,

    способствующие пробуждению эмоции радости. Подобные переживания радости

    очень важны для нормального развития ребенка, но они кратковременны и

    зависят от душевной щедрости окружающих его людей. Родители могут и должны

    делиться своей радостью с ребенком, позволяя ему переживать эту эмоцию

    косвенно, но в конечном итоге человек должен сам открыть для себя радость —

    только тогда она станет частью его жизненного стиля.

    в) характеристика эмоции печали

    Печаль обычно относят к негативным переживаниям, однако нужно отметить,

    что это очень специфическая эмоция. Деление эмоций на «позитивные» и

    «негативные» — вопрос удобства; подобная классификация не может адекватно

    передать всех характеристик дискретных эмоций. Мы уже отмечали, что такая

    позитивная эмоция, как радость—возбуждение, может не только вызывать

    бессонницу, но и имеет отношение к маниакальным нарушениям.

    Выражение, переживание и функции печали.

    Эмоция печали может играть положительную роль в жизни человека.

    Представьте только, какибыл бы наш мир без этой важнейшей человеческой

    эмоции. Разве были бы мы способны к формирова-

    нию крепких, устойчивых связей с людьми, разве дорожили бы ими, если бы

    возможность разрыва

    этих связей не вызывала у нас печали? И насколько «человечными» были бы мы,

    если бы не умели скорбеть о смерти любимого человека или сопереживать его

    горю?

    Причины печали

    Уже отмечалось, что любая базовая эмоция имеет под собой естественные

    основания. Говоря о естественных причинах эмоции, имеются в виду такие

    причины, которые являются общими для всех людей, независимо от их

    национальности, культурных и социально-экономических условий жизни, уровня

    образования. Так, новизна и перемены являются универсальными активаторами

    эмоции интереса. В определенных обстоятельствах лицо знакомого человека

    может стать источником радости, и этот фактор радости преодолевает

    культурные и этнические ограничения. Точно так же эмоция печали имеет свои

    универсальные активаторы.

    Разлука, или отделение, как физическое, так и психологическое, является

    одним из основных и наиболее распространенных активаторов печали.

    Вынужденная разлука с семьей или близким другом вызывает у нас печаль, но

    человек может ощущать одиночество, испытывать печаль, даже находясь в

    толпе. Психологическая изоляция может принимать самые разные формы, это

    может быть неспособность к общению, к искреннему выражению своих чувств,

    неумение завоевать симпатию окружающих. У человека при этом отсутствует

    чувство принадлежности, он чувствует себя одиноким, покинутым людьми.

    Пожалуй, самую глубокую печаль у нас вызывает смерть. Смерть близкого

    друга или члена семьи — это невосполнимая утрата. Мы теряем человека, с

    которым были связаны долгими и прочными узами, которому посвятили многие

    часы своей жизни, с которым делили свои радости и беды. Подобная утрата

    дружеских, любовных отношений вызывает у нас горе.

    Другой универсальной причиной печали является разочарование, особенно

    когда оно вызвано крушением надежд. Подобно разлуке, разочарование иногда

    приводит к чувству психологической изоляции, одиночества, утраты. Так,

    человек чувствует себя одиноким, когда ему долгое время не звонит близкий

    друг, когда любимый человек забывает поздравить его с днем рождения, не

    приходит на назначенное свидание или не считает нужным поделиться с ним

    своей радостью. Хотя в подобных случаях человек испытывает множество

    эмоций, одной из них непременно будет эмоция печали.

    Неудача в достижении поставленной цели также может вызывать у человека

    печаль. Однако нужно помнить о том, что установки и стремления людей очень

    различны. Так, например, один студент будет счастлив, получив на экзамене

    «хорошо» или даже «удовлетворительно», тогда как для другого эти же оценки

    будут означать провал.

    Бек (Beck, 1967), один из выдающийся психиатров, выдвинул убедительные

    доводы в пользу когнитивных механизмов формирования депрессии. Говоря об

    эмоциях, в данном случае об эмоции печали, нужно всегда учитывать, как

    индивид воспринимает и оценивает себя, каким он видит этот мир и свое

    будущее в нем. Если ребенок часто оказывается в ситуациях, с которыми

    объективно не способен совладать, если часто переживает неудачи, то в конце

    концов он может начать винить в этом самого себя, может утвердиться в мысли

    о своей несостоятельности. В таких случаях большое значение имеет реакция

    родителей и старших детей в семье. Если отец ругает себя за то, что потерял

    работу, хотя истинной причиной его увольнения была общая экономическая

    ситуация в стране, то его сын, усвоив это отношение к неудачам, может

    винить себя за любое случившееся с ним несчастье.

    Предрасположенность к печали. Индивидуальные различия

    Как и в случае с любой другой эмоцией, предрасположенность к печальным

    переживаниям индивидуальна и зависит от двух факторов — биологического и

    социального. Нейрофизиологические исследования выявили отдельные нейронные,

    химические и физиологические механизмы, участвующие в процессе

    эмоциональной регуляции (Puig-Antich, 1986). Мы располагаем также данными,

    свидетельствующими о том, что депрессия — психическое расстройство, в

    котором ключевую роль играет эмоция печали, — может иметь наследственную

    природу. Но предрасположенность к печали детерминирована не только

    биологическими предпосылками, но и уникальным жизненным опытом индивида.

    Есть множество ситуаций, которыми мы не состоянии управлять и которые

    вызывают у нас печаль. Так, вы можете быть хорошим работником, но вас могут

    уволить в связи со сложившейся экономической ситуацией. Болезнь близкого

    человека — еще один пример печальной ситуации, над которой мы почти не

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.