МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Проблема эмоциональных состояний в психологии

    воздействие, желательно ли оно или от него надо избавиться. «Чувство

    удовольствия влечет за собой повышение жизнедеятельности и движения,

    направленные на сохранение и усиление приятного впечатления, а

    неудовольствие и страдание, обратно, понижают жизнедеятельность и вызывают

    движения оттягивания, обороны, самозащиты», — писал Н. Н. Ланге (1996, с.

    268). Наличие эмоционального тона ощущений дает организму при встрече с

    незнакомым объектом возможность сразу принимать хотя и предварительное, но

    зато быстрое решение вместо сопоставления нового объекта с бесчисленными

    типами других известных объектов. Как пишет П. К. Анохин, благодаря

    эмоциональному тону «...организм оказывается чрезвычайно выгодно

    приспособленным к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя

    форму, тип, механизм и другие параметры тех или иных воздействий, может со

    спасительной быстротой отреагировать на них с помощью определенного

    качества эмоционального состояния, сведя их, так сказать, к общему

    биологическому знаменателю: полезно или вредно для него данное воздействие»

    (1964, с. 341).

    Сравнительные характеристики ощущения и эмоционального тона (По Н. Н.

    Ланге)

    | | |

    |Ощущение |Эмоциональный тон |

    |Нейтрально, безразлично |Эмоционально окрашен: |

    | |приятно— неприятно |

    |Зависит от строения |Однороден, независим от |

    |периферического органа |строения органа ощущения |

    |ощущения | |

    |Имеет объективный характер |Имеет субъективный характер: |

    |(сладкое для любого |то, что одному приятно, |

    |человека сладкое) |другому противно |

    |Является первичным и |Не возникает самостоятельно, |

    |самостоятельным феноменом |а в его основе лежит |

    | |ощущение, представление, |

    | |вспоминание |

    |Становится отчетливее и |Присуща неясность и |

    |яснее, когда на него |расплывчатость, |

    |обращают внимание |а при обращении на него |

    | |внимания делается не яснее, а|

    | |слабее и даже совсем исчезает|

    | | |

    Правда, как отмечает П. В. Симонов (1966), это приспособительное значение

    эмоционального тона нельзя преувеличивать. Вкусовые свойства некоторых

    вредных веществ могут вызывать ощущение удовольствия, а неприятный на вид и

    вкус продукт может быть полезным для организма. Но это лишь исключение из

    правила, согласно которому эмоциональный тон аккумулирует в себе наиболее

    общие и часто встречающиеся признаки полезных и вредных факторов, устойчиво

    сохранявшиеся на протяжении миллионов лет естественного отбора и ставшие,

    по выражению П. К. Анохина (1964), «пеленгами».

    В. Витвицки показал, что наиболее сильное переживание приятного или

    неприятного появляется не при первой, а при повторной встрече с

    эмоциональным раздражителем. Очевидно, не всякий контактный раздражитель

    способен «с ходу» вызывать отчетливый эмоциональный тон ощущений,

    определяющий полезность или вредность его организму. «Вызревание»

    эмоционального тона ощущений происходит постепенно.

    С другой стороны, этот же автор обнаружил явление адаптации к

    эмоциональным раздражителям. Длительное действие раздражителя приятного

    характера приводит к снижению, притуплению ощущения приятного. Если же

    раздражитель сменить или временно прервать его действие, ощущение приятного

    возникает с прежней силой. Происходит адаптация и к неприятному тону

    ощущений, если он не резко выражен. Вопрос, однако, в том, является ли эта

    адаптация действительно эмоциональной, независимой от адаптации, имеющей

    место в отношении физических ощущений, или же она является следствием

    последней, т. е. восприятия длительно действующего раздражителя одной и той

    же интенсивности как более слабого.

    Второй функцией эмоционального тона ощущений является обеспечение

    обратной связи, задача которой — сообщать человеку и животным, что

    имевшаяся биологическая потребность удовлетворена (и тогда возникает

    положительный эмоциональный тон — удовольствие) или не удовлетворена (и

    тогда возникает отрицательный эмоциональный тон — неудовольствие).

    Третья функция эмоционального тона ощущений, на которую обычно не

    обращают внимания и которая вытекает из второй функции, связана с

    необходимостью проявлять определенные виды поведения до тех пор, пока не

    будет достигнут нужный организму результат. В самом деле, очевидно не

    случайно, как отмечает П. В. Симонов (1966), в эволюции сформировался

    механизм, по которому извержение семени при половом акте происходит не при

    определенном количестве фрикционных движений или через определенное время

    после начала акта, а при оргазме, т. е при получении человеком

    максимального удовольствия от полового акта. А это заставляет животное и

    человека добиваться оргазма для удовлетворения потребности в приятном

    ощущении. Такую же роль играет ощущение сытости, появляющееся во время еды,

    положительный тон при исчезновении ощущения жажды и т. д.

    То же происходит и при торможении определенного поведения, если организму

    оно нежелательно и вредно в данный момент; тогда возникает ощущение

    отвращения к объекту, ранее вызывавшему удовольствие. Воспользуюсь для

    пояснения этого примером, приведенным П. В. Симоновым. В случае

    расстройства деятельности желудочно-кишечного тракта требуется на время

    прекратить употребление пищи. Для этого патологические процессы во

    внутренних органах возбуждают нервные структуры "центра отвращения". Теперь

    любое раздражение, адресованное к пищевому центру, от непосредственного

    контакта с пищей до ее вида, запаха лишь усиливает отвращение и тем самым

    предотвращает попадание пищи в желудочно-кишечный тракт, способствуя

    течению восстановительных процессов. В этом случае животное или человек

    тоже вынужден вести себя определенным образом до тех пор, пока отвращение к

    пище не исчезнет и организмом не будет достигнут нужный ему результат, т.

    е. пока не произойдет выздоровление.

    Механизмы возникновения эмоционального тона ощущений. Как отмечает В. К.

    Вилюнас (1979), «факт эмоционального восприятия субъектом безусловных

    раздражителей долгое время оставался без должного внимания... Между тем

    есть основания утверждать, что к ответной реакции побуждает субъекта не

    вызывающее боль воздействие, а сама боль, не пищевое подкрепление, а

    положительное эмоциональное его восприятие, то есть не сам по себе

    раздражитель, а то эмоциональное состояние, которое он вызывает» (с. 13).

    Это эмоциональное состояние, возникающее по механизму безусловного

    рефлекса, и есть эмоциональный тон ощущений.

    У животных и человека в головном мозге имеются «центры удовольствия» и

    «центры неудовольствия» (особенно много тех и других в подбугорной

    (гипоталамической) области, в миндалевидном ядре, зоне перегородки),

    возбуждение которых и дает соответствующие переживания. Физиологи Дж. Олдс

    и П. Милнер (Olds, Milner, 1954) вживили в мозг крысы электрод, с помощью

    которого они раздражали нервный центр удовольствия. Затем они научили крысу

    самораздражать этот центр, для чего она должна была нажимать лапкой на

    рычажок, замыкая, таким образом, электрическую сеть. Испытываемое при этом

    крысой удовольствие приводило к тому, что она нажимала на рычажок несколько

    тысяч раз подряд. Опыты с самораздражением затем были воспроизведены и на

    других животных, в том числе на обезьянах.

    Сходные явления наблюдались и в клинике нервных болезней, когда по

    медицинским показаниям больным людям вживляли в мозг на длительное время

    электроды, стимулируя через них определенные участки мозга. Возбуждение с

    терапевтической целью участка мозга, вызывающего чувство удовольствия,

    приводило к тому, что после сеанса больной ходил за врачом и просил:

    «Доктор, пораздражайте меня еще» (из рассказа В. М. Смирнова, сотрудника Н.

    П. Бехтеревой).

    Имеются данные, что «зоны удовольствия» и «зоны неудовольствия»

    располагаются около центров органических потребностей. Так, «центры

    удовольствия» нередко локализуются в нервных структурах, связанных с

    пищевой и половой активностью, а «центры неудовольствия» совпадают с

    центром оборонительного рефлекса, зонами болевой чувствительности, голода и

    жажды.

    Генезис эмоционального тона ощущений. О целесообразности наличия

    эмоционального тона ощущений, а проще — удовольствия или неудовольствия

    (отвращения), получаемого от ощущений, писали еще Аристотель, Спиноза и др.

    Г. Спенсер полагал, что соответствие удовольствия полезным для организма

    раздражениям, а неудовольствия — вредным выработалось постепенно в долгой

    эволюции. Поэтому Н. Н. Ланге пишет, что появление чувственного тона

    ощущений нам задано природой и не зависит от нашей воли. По П. В. Симонову

    (1970), эмоциональный тон ощущений в некоторых случаях является

    своеобразным эффектом видовой памяти. Так, наследственно обусловленным

    является неприятный эмоциональный тон болевого ощущения и приятный

    эмоциональный тон ощущений типа оргазма. По его мнению, эмоциональный тон

    аккумулирует в себе наиболее общие и часто встречающиеся признаки полезных

    и вредных факторов, устойчиво сохранявшиеся на протяжении миллионов лет

    естественного отбора. Этим, безусловно, можно объяснить воздействие на

    животных и человека запахов пищи, одни из которых аппетитны, а другие

    вызывают рвоту.

    Однако ряд случаев, связанных с появлением положительного эмоционального

    тона ощущений (в частности, при восприятии различных по качеству цветов),

    трудно оценить с точки зрения полезности или вредности действующего

    раздражителя. Еще Леман отмечал, что желтый цвет вызывает веселое

    настроение (а Н. Н. Ланге добавляет сюда и красный с оранжевым), голубой

    цвет приятен, но холоден, зеленый цвет успокаивает, а фиолетовый вызывает

    меланхолию. Н. Н. Ланге писал, что цвета чистые и яркие нравятся, а цвета

    бледные и «грязные», т. е. смешанные и темные, не нравятся, вызывают

    неудовольствие. Так же и звуки: высокие тоны имеют веселый характер, а

    низкие — серьезный и торжественный. Кроме того, биологическое значение

    удовольствия—неудовольствия у человека может полностью извращаться. То, что

    для ребенка является крайне неприятным ощущением (лук, горчица, перец), для

    взрослого является предметом наслаждения, поскольку у него формируется

    потребность в острых вкусовых ощущениях.

    Наконец, появление удовольствия—неудовольствия определяется не только

    качеством раздражителя, но и его силой. Известно, что раздражитель,

    вызывавший приятное ощущение, при его большой силе становится неприятным и

    даже вызывает боль. Следовательно, природа должна была предусмотреть и

    другой параметр раздражителей — не только их качество, но и оптимальную

    зону их интенсивности. Очень интенсивное удовольствие называется экстазом,

    а очень сильное неудовольствие — страданием. В связи с этим нельзя не

    упомянуть предложенный П. В. Симоновым (1970) принцип относительности

    положительных эмоциональных оценок. Автор отмечает, что многократное

    повторение «приятных» воздействий ведет к нейтрализации положительных

    оценок, а нередко и превращению их в отрицательные. Поэтому стимулов

    однозначно и стабильно «приятных» нет.

    Следовательно, привязка удовольствия—неудовольствия к полезности или

    вредно-

    сти раздражителя для организма должна учитывать не только качество раздражи

    теля, но и его интенсивность. Кроме того, неудовольствие возникает и при

    отсутствии

    раздражителя.

    Эмоциональный тон впечатлений

    Эмоциональный тон удовольствия или неудовольствия, наслаждения или

    отвращения может сопровождать не только ощущения, но и впечатления человека

    от процесса восприятия, представления, интеллектуальной деятельности,

    общения, испытываемых эмоций. Еще Платон (цит. по Н. Я. Гроту, 1879-1880)

    говорил об умственном наслаждении, удовольствии, которое он относил к

    высшим удовольствиям, не имеющим ничего общего с низшими удовольствиями и

    страданиями. Они связаны, отмечал Платон, с интеллектуальным созерцанием.

    Возникновение духовных радостей, писал он, связано с сознательной оценкой

    абсолютных достоинств вещей.

    Н. Н. Ланге писал, что в эмоциях есть особое элементарное чувство

    удовольствия и страдания, которое несводимо к органическим и

    кинестетическим ощущениям. Поэтому я «полагаю, что целесообразно выделить

    еще один вид эмоционального тона — эмоциональный тон впечатлений. Если

    эмоциональный тон ощущений — это физическое удовольствие—неудовольствие, то

    эмоциональный тон впечатлений — эстетическое удовольствие—неудовольствие.

    Важно подчеркнуть, что, с точки зрения Ланге (совершенно справедливой),

    эмоциональный тон впечатлений входит составной частью в эмоции. Именно это

    обстоятельство и дает основание делить эмоции на положительные (связанные с

    удовольствием) и отрицательные (связанные с неудовольствием), т. е. метить

    их знаком. Поэтому можно сказать, что эмоциональный тон впечатлений — это

    знак эмоции.

    Следовательно, эмоциональный тон впечатлений не сводим к конкретной

    эмоции.

    Например, страх может вызывать не только отрицательные переживания, но и

    поло-

    жительные: в определенной ситуации человек может получать удовольствие от

    пе-

    реживания страха. Можно получать удовольствие и от грусти. Таким образом,

    эмо-

    ция одна, а эмоциональный тон разный. Поэтому отнесение К. Изардом

    удовольствия

    и отвращения к эмоциям представляется неоправданным.

    Эмоциональный тон впечатлений обладает свойством обобщенности. Чтобы

    продемонстрировать это свойство эмоционального тона, я пойду от противного

    и приведу высказывание одного специалиста по кулинарии, который сказал: «Я

    не понимаю, что такое невкусно. Я понимаю конкретные вещи: горько, кисло,

    сладко, подгорело, пережарено и т. д.». Можно только пожалеть такого

    кулинара, у которого органолептическое восприятие пищи происходит на уровне

    отдельных ощущений, а не на уровне эмоционального восприятия — вкусно или

    невкусно. Можно пожалеть и человека, который воспринимает в музее картину

    не как красивое или некрасивое произведение искусства, т. е. на уровне

    эстетического наслаждения, а как сочетание отдельных красок.

    Эмоциональный тон впечатлений, в отличие от эмоционального тона ощущений,

    может быть бесконтактным, т. е. не связанным с прямым воздействием

    химического или химического раздражителя, а являться следствием

    представления (воспоминание о приятно проведенном отпуске, о победе любимой

    команды, о своем удачном выступлении и т. д.).

    Очевидно, этот эмоциональный тон тоже связан с центрами «удовольствия» и

    «неудовольствия», только их возбуждение идет не через афферентные пути, а

    более сложным путем — через корковые отделы, связанные с психической

    деятельностью человека: слушанием музыки, чтением книги, восприятием

    картины. Поэтому можно говорить о том, что эмоциональный тон впечатлений

    имеет социализированный характер. К. Изард пишет по этому поводу: «В раннем

    младенчестве реакция отвращения может быть активизирована только химическим

    раздражителем — горькой или испорченной пищей. Однако по мере взросления и

    социализации человек научается испытывать отвращение к самым разнообразным

    объектам окружающего мира и даже к самому себе. Понятие "отвратительно"

    используется нами в самых разных ситуациях и по отношению к самым разным

    вещам. С его помощью мы можем охарактеризовать запах испорченной пищи,

    характер и поступки человека или неприятное событие» (2000, с. 270). И

    действительно, учителя, например, часто говорят учащимся: «Ты ведешь себя

    отвратительно». При этом важно не то, что они это говорят, а то, что в этот

    момент они действительно испытывают к учащемуся отвращение.

    Эмоциональный тон впечатлений может сопровождаться эмоциональным тоном

    ощущений и, следовательно, физиологическими изменениями в организме

    человека (отражаются интероцептивные и проприорецептивные ощущения). Это

    особенно наглядно проявляется при катании людей на американских горках или

    спуске на лыжах с крутого склона, когда от страха замирает сердце,

    перехватывает дыхание и т. д. Здесь удовольствие возникает не только от

    переживания страха и сознания его безопасности, но и от физических

    ощущений.

    Испытывая удовольствие или неудовольствие по поводу воспринимаемого

    объекта, человек часто не может объяснить, что именно привлекает или

    отталкивает его в них. Самое интересное заключается в том, что такой анализ

    и не требуется, а подчас он только мешал бы. И. М. Сеченов заметил, что

    «анализ убивает наслаждение», а П. В. Симонов пишет в связи с этим, что

    «если бы человек при выборе спутника жизни вел себя как вычислительная

    машина, он никогда бы не смог жениться» (1966, с. 29).

    Итак, можно отметить следующее.

    Эмоциональный тон ощущений — это низший уровень врожденного (безусловно-

    рефлекторного) эмоционального реагирования, выполняющий функцию

    биологической оценки воздействующих на организм человека и животных

    раздражителей через возникновение удовольствия или неудовольствия.

    Эмоциональный тон ощущений является следствием уже возникшего

    физиологического процесса (ощущения). Поэтому для возникновения

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.