МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Проблема эмоциональных состояний в психологии

    определениями получается, что их изменение влияет на работоспособность и

    эффективность деятельности человека. Но разве есть прямая связь между

    уровнем выраженности этих показателей и работоспособностью человека? Разве

    частота сердечных сокращений и работоспособность не зависят от других

    факторов, в частности — от возникшей эмоции, от волевой регуляции, от

    энергетического баланса в организме? Очевидна подмена определения сущности

    состояния описанием сдвигов, происходящих при возникновении состояния.

    Вторая половина анализируемой схемы тоже не безупречна с точки зрения

    понимания сущности состояний. Во-первых, почему состояние нужно непременно

    характеризовать через изменение работоспособности? Разве без этого критерия

    мы не можем судить о возникшем состоянии (например, о радости, о страхе)?

    Во-вторых, многие состояния появляются раньше, чем изменяется (в частности,

    снижается) работоспособность человека. Следовательно, изменение

    работоспособности — явление вторичное и не отражает прямо сущность

    состояния. Например, во многих руководствах по физиологии и психологии

    утомление характеризуется как временное снижение работоспособности в

    результате деятельности человека. В действительности же состояние утомления

    появляется раньше, чем начнет снижаться работоспособность (Мызан, 1975;

    Шабунин, 1969; Hoffmann, Clark, Brawn, 1946). Не случайно теоретики спорта

    выделяют в работе на выносливость фазы компенсированного и

    некомпенсированного утомления. В первой фазе возникающие в работе

    затруднения компенсируются за счет волевого усилия.

    Более того, например, при состоянии монотонии (скуке) на первых этапах ее

    развития физическая работоспособность даже увеличивается, что выражается в

    повышении темпа рабочих движений, увеличении мышечной силы, сокращении

    времени простой сенсомоторной реакции.

    Итак, хотя изменение работоспособности и может являться характеристикой

    ряда состояний, возникающих под влиянием физических, умственных и

    эмоциональных нагрузок, эта характеристика изменчива и неоднозначна. Кроме

    того, определение состояния как фактора, влияющего на работоспособность, не

    раскрывает сущности состояний. Поэтому вряд ли целесообразно факт изменения

    работоспособности ставить во главу угла при определении состояний.

    Имеются и другие подходы к определению состояний. Например,

    состояния сводятся к системе личностных характеристик человека. Так, по

    мнению А. Ц. Пуни, «состояние... можно представить как уравновешенную,

    относительно устойчивую систему личностных характеристик спортсменов, на

    фоне которых развертывается динамика психических процессов» (1969, с. 29).

    При таком подходе к состояниям становится непонятным, что же тогда сама

    личность?

    Таким образом, существующие определения состояния в лучшем случае

    указывают, как можно выявить состояние (поскольку описываются последствия

    его возникновения), но не что такое состояние.

    С моей точки зрения, состояние в самом широком понимании — это реакция

    функциональных систем на внешние и внутренние воздействия, направленная на

    получение полезного для организма результата. Во многих случаях полезный

    результат выражается в сохранении целостности организма и обеспечении его

    нормальной жизнедеятельности в данных условиях. Однако, как указывал П. К.

    Анохин, было бы совершенно непрогрессивным для живой природы, если бы

    «система "стремилась" найти лишь устойчивое состояние» (1972, с. 31). Он

    пишет далее, что «система "стремится" получить запрограммированный

    результат и ради результата может пойти на самые большие возмущения во

    взаимодействиях своих компонентов... Именно результат при затрудненном его

    получении, может привести всю систему в крайне беспокойное и отнюдь не

    устойчивое состояние» (Там же). Отсюда можно сделать вывод, что состояние —

    это реакция функциональной системы не только для сохранения ее

    устойчивости, но и для ее изменения с целью адаптации к новым условиям

    существования.

    Следует отметить, что представление о состоянии как о реакции на

    воздействия иногда проскальзывают в некоторых публикациях (Марищук, 1974),

    но не закладываются в основу определения понятия «состояние».

    Я определяю психофизиологическое состояние как целостную реакцию человека

    на внешние и внутренние стимулы, направленную на достижение полезного

    результата. Следует подчеркнуть, что полезный результат для функциональной

    системы может не совпадать с ожидаемым человеком полезным эффектом.

    Поэтому, говоря о полезном эффекте, являющемся следствием развития

    определенного состояния, нужно иметь в виду, прежде всего биологическую

    целесообразность возникновения состояния. Например, возникновение состояния

    страха неблагоприятно для человека, но является целесообразной и полезной

    реакцией организма на угрожающую ситуацию. Конечно, я далек от мысли, чтобы

    доказывать, что все состояния обеспечивают достижение такого полезного

    результата, который вступает в противоречие с целью поведения человека и с

    задачами, стоящими перед ним. Достаточно упомянуть, что человек может

    вызвать ряд состояний произвольно (самовнушением) или внушением извне и тем

    самым направить реакцию функциональной системы в направлении, нужном для

    эффективности его деятельности.

    Данное определение психофизиологического состояния предполагает, что оно

    — причинно обусловленное явление, реакция не отдельной системы или органа,

    а личности в целом, с включением в реагирование как физиологических, так и

    психических уровней (субсистем) управления и регулирования, относящихся к

    подструктурам и сторонам личности. Вследствие этого, как правильно указывал

    Н. Д. Левитов (1964), всякое состояние является как переживанием субъекта,

    так и деятельностью различных его функциональных систем. Оно имеет внешнее

    выражение не только по ряду психофизиологических показателей, но и в

    поведении человека.

    В общих чертах функциональную систему, отражением реакции которой

    являются психофизиологические состояния, можно представить как

    многоуровневую, вклю- чающую психический уровень (в том числе переживания

    человека), физиологичес-

    кий (центральная нервная система, вегетативная система) и поведенческий

    уровень

    (психомоторные реакции, мимика, пантомимика). В любом психофизиологическом

    состоянии все эти уровни должны быть так или иначе представлены, и только

    по со-

    вокупности показателей, отражающих каждый из этих уровней, можно делать

    заключе-

    ние об имеющемся у человека состоянии. Состояние характеризует синдром, т.

    е. со-

    вокупность симптомов, а не отдельный симптом, даже очень важный с точки

    зрения

    диагностики.

    Итак, эмоциональная сторона состояний находит отражение в виде

    эмоциональных переживаний (усталости, апатии, скуки, отвращения к

    деятельности, страха, радости достижения успеха и т. д.), а физиологическая

    сторона — в изменении ряда функций, и в первую очередь вегетативных и

    двигательных. И переживания, и физиологические изменения неотделимы друг от

    друга, т. е. всегда сопутствуют друг другу. В этом единстве психических и

    физиологических признаков состояний причинным фактором может быть каждый из

    них. Например, при развитии состояния монотонии причиной усиления

    парасимпатических влияний может быть чувство апатии и скуки, а при развитии

    состояния утомления причиной появления чувства усталости могут быть

    возникающие физиологические изменения в двигательных нервных центрах или

    мышцах и связанные с этим ощущения.

    Психические состояния оказывают влияние на протекание деятельности. Этому

    соответствует и представление об эмоциональном состоянии, как о фоне, на

    котором развивается и психическая, и практическая деятельность человека.

    Надо, однако, помнить и другое: во многих случаях именно через деятельность

    (умственную, сенсорную, физическую) развивается то или иное состояние.

    Поэтому оно во многих случаях является продуктом деятельности. В то же

    время, как это ни парадоксально звучит, в ряде случаев состояния бывают

    результатом бездеятельности человека, поэтому, говоря о них, следует всегда

    рассматривать конкретные ситуации, в которых они возникают.

    В заключение следует отметить, что все состояния «метятся» знаком и

    модальностью эмоциональных переживаний. Это служит еще одним

    доказательством неразрывности эмоций и состояний. Но из этого не следует,

    что «...в эмоциональных состояниях непосредственно... реализуются

    переживаемые человеком эмоции» (Витт, 1986, с. 54). С моей точки зрения, Н.

    В. Витт допустила здесь две неточности. Во-первых, говорить о переживаемых

    эмоциях некорректно: чуть выше автор определила эмоцию как специфическую

    форму переживания (получается — переживаемые переживания). Во-вторых, и это

    самое главное, переживаемая эмоция, по Витт, реализуется через

    эмоциональное состояние. Выходит, что эмоция — это одно, а эмоциональное

    состояние — это нечто другое, производное от эмоции.

    3. Эмоциогенные ситуации

    Есть ли раздражители, объекты, ситуации, которые сами по себе являются для

    человека эмоциогенными, т. е. вызывающими ту или иную эмоцию?

    П. Фресс (1975) утверждает, что эмоциогенной ситуации как таковой не

    бывает, она зависит от отношения между мотивацией и возможностями человека.

    Эту точку зрения разделяют и другие психологи, в частности, Ю. Я. Киселев

    (1983). Однако что значит ситуация для человека? Это не просто объективно

    сложившаяся совокупность обстоятельств, но также ее оценка человеком,

    отношение к ней человека в связи с имеющимися у него потребностями, целями.

    Это оценка складывающейся для него обстановки, которая препятствует, не

    мешает или благоприятствует удовлетворению его потребностей, достижению

    целей.

    Именно оценка является первым шагом на пути создания эмоциогенности

    ситуации, а не сами по себе обстоятельства. Обстоятельства являются лишь

    предпосылкой возникновения эмоциогенной ситуации, а эмоциогенными

    становятся только те ситуации, которые оцениваются человеком как значимые.

    Каждая ситуация для человека субъективна (плохая, хорошая или нейтральная,

    опасная или не опасная, выгодная или невыгодная, задевающая его интересы

    или нет, и т. д.). Н. В. Боровикова и др. (1998) отчетливо

    продемонстрировали это на эмоциональности беременных женщин, которая

    приобретает эгоцентрический характер. У них наблюдается сужение диапазона

    источников эмоциональных переживаний. Наибольшую значимость для большинства

    из них приобретают лично значимые события — все, что относится к самой

    женщине или ожидаемому ребенку. Социально значимые события, общественные

    процессы отходят на второй план. Ни одна из обследованных женщин не

    отмечала значительные, государственного масштаба, общественные и

    экономические явления в качестве источников эмоциональных переживаний.

    Беременную женщину радует, прежде всего, ожидание рождения ребенка,

    ощущение его активности внутри себя. В то же время она болезненно реагирует

    на критические замечания в свой адрес, на шутки, касающиеся ее внешнего

    вида.

    Признавая роль значимости ситуации для возникновения эмоционального

    реагирования, можно, однако, задать вопрос: всякие ли значимые явления,

    события, объекты способны вызвать эмоциональное реагирование? На этот счет

    мнения разных авторов не совпадают. По В. Вундту и Н. Гроту, любое

    воспринимаемое событие является значимым и вызывает эмоциональный отклик.

    Р. Лазарус (Lazarus, 1968) же считает, что эмоции возникают в тех

    исключительных случаях, когда на основе когнитивных процессов делается

    заключение о наличии угрозы и невозможности ее избежать. Таким образом, по

    Лазарусу, эмоциогенными являются только экстремальные ситуации, которые

    оцениваются как таковые вследствие каузальной атрибуции.

    Большую роль в возникновении эмоций отводит каузальной атрибуции Б.

    Вейнер (Weiner, 1985). Действительно, наблюдая за поведением человека,

    прежде чем эмоционально отреагировать на его поступок, мы сначала либо

    приписываем, либо не приписываем его поступку цель, которая противоречит

    нашим интересам, достоинству и т. п. Если, например, нас кто-то толкнул, то

    оценив, обстоятельства, мы можем либо возмутиться (если припишем человеку

    сознательное намерение), либо оставить это без внимания (если подумаем, что

    виной всему были независящие от человека обстоятельства).

    Эмоциональное реагирование может быть и при оценке виртуальной

    ситуации, например зрители, плачущие в кино или на спектаклях при

    трогательных сценах. Именно в этом случае, пожалуй, можно говорить не о

    значимой ситуации, а о собственно эмоциогенной ситуации, которая по

    механизму эмпатии и заражения вызывает эмоциональную реакцию зрителей,

    Оценка значимости ситуации может быть не только на осознаваемом уровне,

    но и на неосознаваемом. Эмоциональная реакция, возникающая по механизму

    безусловного рефлекса — это реакция на закрепленную в генетической памяти

    значимую ситуацию, проявление инстинкта.

    П. Фресс (1975) дает следующую классификацию эмоциогенных ситуаций:

    1. Недостаточность приспособительных возможностей. Человек не может или не

    умеет дать адекватный ответ на стимуляцию при:

    а) новизне ситуации,

    б) необычности ситуации,

    в) внезапности ситуации.

    2. Избыточная мотивация:

    а) не находящая применения,

    б) при фрустрации,

    в) при присутствии других лиц,

    г) при конфликтах.

    Ограниченность этой классификации очевидна, так как она касается только

    случаев появления негативных эмоций.

    4. Эмоциональный тон ощущений

    Эмоциональный тон ощущений является филогенетически наиболее древней

    эмоци-ональной реакцией. Он связан с переживанием удовольствия или

    неудовольствия в процессе ощущения. Поэтому Н. Н. Ланге относил их к

    элементарным физическим чувствам. Он писал, что «...чувство удовольствия и

    страдания является показателем лишь наличного в данный момент соответствия

    между впечатлением и требованием организма. Оно есть свидетель, а не

    пророк» (1996, с. 268-269). Следовательно, как подчеркивает П. В. Симонов,

    это контактный вид эмоционального реагирования. Именно это отличает, по его

    мнению, эмоциональный тон ощущений от других эмоциональных реакций. При

    отвращении, страдании, удовольствии взаимодействие всегда уже имеет место.

    Его не удалось предотвратить, поэтому его можно только ослабить, прекратить

    или усилить.

    Для эмоционального тона ощущений характерно реагирование на отдельные

    свойства объектов или явлений: приятный или неприятный запах химических

    веществ или вкус продуктов; приятный или неприятный звук, раздражающее или

    радующее глаз сочетание цветов и т. д.

    Выделение в конце XIX — начале XX века эмоционального тона ощущений из

    ощущений было существенным шагом вперед в изучении эмоциональной сферы

    человека и животных. Ведь в это время наличие эмоционального тона

    («чувства») как особого вида психических явлений (В. Вунд, О. Кюльпе)

    оспаривалось многими психологами. Немецкий психолог Т. Циген (1909)

    полагал, что «чувство» является одним из свойств ощущения, наряду с

    качеством и интенсивностью. Польский психолог В. Витвицкий (Witwicki, 1946)

    утверждал, что эмоциональный тон — это особый вид психического ощущения. Н.

    Н. Ланге (1996) писал, что «обычная речь и даже недостаточно точное

    психологическое наблюдение... постоянно смешивают эти два ряда явлений. Их

    различение оказывается особенно трудным в случае органических ощущений и

    кожных. Если чувство приятности или неприятности цвета или запаха

    сравнительно легко отличается нами от самого цвета или запаха, то в кожной

    боли, в щекотке, а особенно в органических ощущениях пищеварительного

    тракта и вообще физическом самочувствии ощущения тесно сливаются для

    наблюдателя с соответствующими чувствами. Поэтому даже некоторые психологи,

    например К. Штумпф, говорят в этом случае о чувствах — ощущениях

    (Gefulsempfindung), а это ведет их затем к резкому противоположению таких

    низших чувств высшим, как совершенно от первых отличным. Но именно это-то

    следствие и является для нас показателем неприемлемости смешения чувств с

    ощущениями. Тот, кто видит, что высшие чувства по существу подобны

    физическим (эмоциональному тону ощущений), будет остерегаться по этому

    самому отождествлять эти последние с соответственными ощущениями. Если бы

    физические чувства были ощущениями, то высшие должны бы оказаться таковыми

    же, что, однако, уже явно неприемлемо. Очевидно, следовательно, и при

    органических ощущениях должно провести границу между собственно ощущениями

    и вызываемыми ими физическими удовольствием и страданием, хотя это не

    всегда легко» (1996, с. 267-268). В связи с этим Н. Н. Ланге провел

    сравнительный анализ характеристик ощущений и эмоционального тона ощущений

    (табл.).

    К двум последним пунктам этой таблицы нужно сделать поправку: на уровне

    переживаний эмоциональный тон ощущений выражается в удовольствии или

    неудовольствии (отвращении).

    Несмотря на разведение ощущений и эмоционального тона ощущений, до сих

    пор встречаются отголоски старых представлений. Так, в разряд эмоций

    заносится боль, хотя ее нельзя отнести даже к эмоциональному тону ощущений.

    Боль – это ощущение, а возникающий под ее воздействием эмоциональный тон

    ощущений называется страданием.

    Функции эмоционального тона ощущений. Первая функция эмоционального тона

    ощущений, на которую в основном указывают многие авторы — ориентировочная,

    которая состоит в сообщении организму, опасно или нет то или иное

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.