Проблема доминирования в семье (главенство ролей)
В семьях, где «по всем вопросам – равноправие», происходит более
гибкое разделение главенства в сферах семейной жизни. Относительно
устойчивое преобладание одного из супругов Н.Ф.Федотова наблюдала лишь в
трех сферах: материальном обеспечении (мужа), распределении доходов и
воспитании детей. Ситуацию в других сферах хорошо описывают А.Добрович и
О.Ясицкая /1998, с.75/: «В одних вопросах … главой… является муж, а в
других – жена. В нужные моменты они меняются лидерством, и никаких трений в
связи с этим не возникает». Т.е. персональное главенство супруга строится
как свободное самоуправление, сходное с процессами лидерства в
неофициальных малых группах.
Для таких семей свойственны: примерно одинаковый уровень оценок
личностных свойств мужа и жены и высокая удовлетворенность семейной жизнью.
С некоторыми результатами Н.Ф.Федотовой может поспорить
А.К.Дмитриенко, который констатирует, что сельские мужья «ригидны в своей
жизни», а женщины не хотят выполнять роль жены, матери, хозяйки, но
стремятся самосовершенствоваться в деятельности вне семьи /Дмитриенко А.К.,
1989, с.79/. Но это отражает специфику скорее сельской, нежели городской
семьи.
Резюме. Исходя из анализа литературы по вопросам семейной ролевой
структуры и социального доминирования, мы приходим мнению, что какая-либо
конкретная форма ролевой структуры (РС) не является объективно «лучшей» по
сравнению с другими. Это согласуется с утверждением Ю.Е.Алешиной, что
традиционализация отношений в «переходные» периоды (стаж брака 6-18 лет)
способствует более эффективному решению стоящих перед семьей задач и
поэтому «выгодна» семье и положительно связана с удовлетворенностью браком.
В «стабильные» же периоды (стаж брака 1-6 и 18 лет) традиционализация не
оправдана и должна отрицательно влиять на удовлетворенность браком /Алешина
Ю.Е.. 1995/. С одной стороны, такое положение почти аннулирует
необходимость изучения ролевой структуры семьи (известно, какие ее типы
влияют положительно на какие периоды семейной жизни).
С другой стороны, взгляды супругов на ролевую структуру семьи и
главенство исследовались, в основном, как выработанные супругами в процессе
переговоров и совместной жизни под влиянием их собственных уникальных
представлений.
Нам же интересно, как на становление ролевой структуры и главенства в
семье влияет православное учение, отраженное в индивидуальных
представлениях супругов.
Глава 2. Особенности православной семьи
1. Наука и религия
Перед тем, как рассмотреть понятия, важные в свете нашей темы, мы
хотим подчеркнуть противоречивый характер мнений относительно совместимости
науки и религии.
Так, западная академическая наука считает материалистический мир
единственной реальностью, а любую форму духовных убеждений – отражением
недостатка образования, примитивного суеверия или возвратом к инфантильным
моделям. При этом «официальная психиатрия не делает различий между
мистическими и психотическими переживаниями, считая и то, и другое
проявлением психоза /Гроф С., 2001, с.227/.
Похожие мнения можно встретить и в трудах атеистически ориентированных
психологов и философов, которые для преодоления веры рекомендуют обращать
внимание на удовлетворение потребностей индивида, особенно, потребности в
общении /Угринович Д.М., 1986, с.32/. Например, философ Л.Фейербах считает,
что христианская любовь призрачно любит человека, а на самом деле – только
Бога /там же, с.144/. В целом, эти и подобные им взгляды отражают
идеологическую закалку приверженцев тоталитарного режима.
С другой стороны, следует помнить, что атеизм и тоталитаризм подавляют
волю человека и развивают противоречивые тенденции его поведения, причем
смысл жизни без веры сводится к потребительству /Дымнова Т.И., 1996/.
Освещая проблему соотношения науки и религии, следует вспомнить мнение
А.Эйнштейна, писавшего на многие темы помимо физики (от развития языка до
вопросов мира на планете). Он считал, что функции религии (убеждения и
ценности) и науки (знания и технические способности) расположены на
совершенно разных уровнях, поэтому они не могут конфликтовать до тех пор,
пока эти уровни ошибочно не смешают. К похожим выводам приходят К.Уилбер /
Гроф С., 2001, с.210-211/ и Н.Мэлони /Шоховцова Л.Ф., 1997, с.149/.
Разделяя сферы религии и науки, А.Эйнштейн видит, все же, их
взаимосвязь: «Если прерогатива религии – определение цели, то средствам ее
достижения – в широком смысле этого слова – религия научилась у науки.
Наука, в свою очередь, создается теми, кто вдохновлен стремлением к истине
и пониманию» /Дилтс Р., 1998, с.22/
Результатом такого понимания является процесс интеграции психологии и
христианства.
2. Эпистемология православия
Под термином «эпистемология» понимается теория, система познания, из
которой проистекают остальные знания /Словарь…, 1998, с.589/. Тогда в нашем
случае эпистемологией православия будет являться система фундаментальных
предположений, отличающих православие от других конфессиональных течений и
влияющих на уникальный характер православной семьи.
Раскрыть функции православной семьи и брака нам поможет рассмотрение
антропологической модели.
Согласно архимандриту Киприану (Керну), православное учение о человеке
исходит «… из трех источников: Священное писание, непосредственные
мистические прозрения и самостоятельные домыслы богословствующего разума»
/Психотерапевтическая …, 1999, с.367/. Эти источники руководствуются,
бесспорно, трехчастным пониманием человека, душа которого служит источником
духовной жизни: разума, воли и чувства. Дух же выступает как побудитель
связи с Богом, как центр богопознания. Т.е. после грехопадения в человеке
произошел раскол между душой и телом, душой и духом, между чувством, умом и
волей.
Различные виды психотерапии преодолевают расколы: психоанализ,
гештальт-терапия – раскол ума и сердца, бихевиоризм – ума и воли. Но эти
виды психотерапии не занимаются духовными аспектами, считает Дж.Стренгс.
Это происходит, согласно Ф.Е.Василюку, потому что светская психотерапия
работает с чувством (например, вины), а христианская – с грехом, т.е.
осознанным и оцененным поступком, который и вызывает чувство вины
/Шоховцова Л.Ф., 1997, с.149-150/.
Другой способ преодоления раскола – законное православное супружество,
которое выполняет три главные задачи:
1. достижение ценности плоти и духа, разобщенных грехом;
2. умножение числа спасенных душ через чадородие;
3. упорядочение сексуальной жизни /Михайлов Ю.П., 2000, с.60-62/
Психотерапевтическая функция семьи также предусматривается
православием: «В идеальном христианском браке муж и жена должны ежевечерне
исповедоваться друг перед другом и быть совестью друг друга /Христианская…,
1992, с.40/. То же относится и к детям. Фактически, эта функция
способствует реализации первой задачи, хотя существуют и другие обязанности
супругов, согласно святому Апостолу Павлу:
1) «Мужие любите своя жены, якоже и Христос возлюби Церковь и себе
предаде за ню» (любовь должна проявляться в кротком, ласковом, не
жестоком обращении мужа с женой).
2) «Жены своим мужем повинуйтеся, яко же Господу: зане муж есть глава
жены, якоже и Христос глава Церкве» (повиновение должно быть с
полной готовностью и любовью, а не с прекословием) /там же, с.5-
6/.
В силу каноничности православия, среди его последователей не
существует разногласий по поводу прерогативы мужчины быть способным
принимать решения, обеспечивать семью материально, быть арбитром во всех
спорах, т.е. быть главой семьи.
С другой стороны, Е.В.Перевозникова, ссылаясь на С.Л.Франкла, считает,
что надо учить видеть себя частью «субстанциального Мы». Это согласуется с
заповедью «возлюби ближнего своего» – никакого преимущества «Я» перед «Ты»,
неравенство сохраняется только перед Богом /Перевозникова Е.В., 2000,
с.65/. Значит ли это, что православие приветствует эгалитарную ролевую
структуру семьи? Скорее речь идет о предупреждении желания партнеров
считать себя собственниками того, кого любят.
Тем не менее, православие приписывает роль главы мужчине, не унижая
при этом женщину. «Женщина по своему происхождению вторична…. А по
достоинству – равна мужу», – говорит Б.В.Ничипоров /1991, с.108/.
В.Н.Дружинин же описывает отношение к женщине в христианстве как
противоречивое: женщина занимает субдоминантную позицию по отношению к
обоим мужчинам (Отцу и Сыну), но и причастна им. Т.е. женщина является
причиной грехопадения мужчины, но при этом Богородица (архетипический образ
женского начала) воспитала сына, имеющего божественную миссию. Здесь
взгляды западного и восточного христианства совпадают. Однако, в отличие от
католической церкви, выделяющей такую ипостась Девы Марии, сексуальная
основа которой очевидна, православная традиция возвышает материнское
отношение над любовным. Это подтверждается тем, что в нашей культуре
эротические отношения между супругами не отрицались, но им и не
приписывалась большая значимость /Дружинин В.Н., 2000, с.62-74/. Хотя одним
из препятствий для совершения таинства брака в православии является
неспособность партнера (-ов) к половому сожитию и чадородию /О
православном…, 2000, с.14/.
Следует отметить, что хотя Богородица не влияет сама на ход земных и
небесных дел, она – посредница между Богом и людьми, а также находится
ближе к последним ввиду своей меньшей причастности к божественной сущности.
При этом Иисус Христос выполняет схожую функцию, но находится
иерархически ближе к Богу-отцу, а психологически – ближе к Богородице и
поэтому, как и она, способен слышать и заступаться за страждущих и
просящих.
Отношения Отца и Сына в христианстве также уникальны в своем роде.
«Существует роковой … ареал в отношениях отца и сына. Следуя ему до
конца, сын обязательно должен или убить отца или противопоставиться отцу»
/Ничипоров Б.В., 1991, с.106/. Этот сценарий известен психологии как Эдипов
комплекс. «Но… Фрейд, будучи неоязычником, в своей приверженности к
эллинической мифологеме, намеренно не заметил, что Сын Божий – Иисус
Христос препобеждает эти роковые отношения» /там же, с.107/. Христос
уничтожает расхождения между отцами и сыновьями. Недаром приводится две
родословные Христа у евангелистов Матфея и Луки. У первого он назван Сыном
Давидовым и Сыном Авраамовым, а у второго – Сыном Адамовым, Божьим. Т.е.
люди, следуя за Христом, «должны отказаться от своей «локальной»
родословной и включить себя в состав родового древа человеческого рода,
стать сыновьями Адама и тем самым сыновьями Бога…» /Пигалев А.И., 2000,
с.28/.
Таким образом, можно возразить на тезис Л.Фейербаха об иллюзорности
христианской любви к людям – разве не любовью ко всем людям должны быть
движимы индивиды, идентифицируясь со всем родом человеческим?!
3. Психологические особенности православной семьи
Среди атеистически ориентированных авторов /Угринович Д.М.,
1986/ встречаются свидетельства преимущественно негативного влияния религии
на разные сферы жизнедеятельности индивида. Мы не вправе считать валидными
эти данные ввиду нескольких их особенностей:
1) рассматриваются последователи баптизма, чуждого православию,
представители тоталитарных сект и реже – православные;
2) данные приводятся и интегрируются в целях пропаганды. А главная
заповедь пропагандиста, согласно П.Лайнбарджеру, говорит о том,
что факт – не пропаганда, пропаганда – это интерпретация факта
/Горин С.А., 2000, с.464/. Под таким девизом, имея лишь один
факт, можно доказать все.
В отечественной психологии эмпирические исследования последовательных
приверженцев православной церкви на данный момент локализуются в области
изучения детей. Например, изучением особенностей самосознания детей из
семей православной и атеистической ориентации занимались Ю.В.Тищенко /2001,
с.18-23/ и Е.В.Перевозникова /2000, с.146-151/. Первый автор изучал детей
младшего школьного возраста, а второй – подростков. В целом, авторы
отмечают в поведении обследуемых (вне зависимости от ориентации семьи)
возрастающие с возрастом признаки общей социализации и способности
отстаивать свою позицию.
Так, детям из воцерковленных православных семей (ВПС) 5-8 лет
свойственны в меньшей степени, чем детям из невоцерковленных семей (НПС)
такие негативные симптомокомплексы, как враждебность и трудности общения, а
так же конфликтность и депрессивность; тревожность свойственна обеим
группам.
Подростки же из православной семьи (которая еще не является
воцерковленной!) направлены на духовное развитие и смирение, согласно
Е.В.Перевозниковой. Им свойственна меньшая выраженность различных видов
агрессии, раздражения, негативизма, а также высокий уровень самообвинения и
невысокий – самопринятия, связанный с сильным желанием соответствовать
идеальным представлениям о себе. Подростки из семей атеистической
ориентации направлены на широкий диапазон ценностей, в том числе, на
достижения в сфере общения. В конфликтных ситуациях они склонны больше к
соперничеству.
В.Н.Дружинин /2000, с.68/ приходит к выводу, что разделение образа
Отца на земного и небесного приводит к отсутствию идентификации с отцом-
воспитателем. Следствием этого являются: повышенный уровень притязаний и
условия для развития креативности, но также и опасность невротических
нарушений.
Мы не претендуем на полное перечисление исследований в этой весьма
узкой области. Однако этих данных достаточно, чтобы сделать выводы по нашей
теме.
4. Выводы
Функции семьи, выделяемые православным вероучением и психологией,
находятся в состоянии соответствия и непротиворечия.
Выделяют «земную» и идеальную модели православной семьи. В первой
отца олицетворяет Иосиф Обручник, а во второй – Бог. Богословы подчеркивают
значение семейных отношений власти, ответственности (в том числе за
воспитание детей), любови. Исходя из этого «земная» модель представляет
собой детоцентристскую семью. На шкале ответственности члены такой семьи
располагаются в следующем иерархическом порядке: отец, мать, сын. На шкале
доминирования – сын, мать, отец. В идеальной же семье иерархия
ответственности следующая: отец, мать, сын. А по шкале доминирования –
отец, сын, мать. Т.е. отец является субъектом власти, а часть
ответственности лежит на жене.
«Земная» и идеальная модели кардинально отличаются по способу
распределения власти. Поэтому православная психология /Михайлов Ю.П., 2000/
рекомендует делегировать мужу власть. А если конкретной семье это не
свойственно, постепенно «приучить» его к статусу главы семьи, приближаясь,
таким образом, к идеальной модели. Наивная психология /Волкова И.А.,
Музыченко В.П., 1993, с.113-114/ согласна с необходимостью таких
преобразований, но выделяет формальную форму главенства (мужа) и
фактическую (жены). Подобные взгляды приветствуют скорее эгалитарный брак,
основа которого – эмансипация женщин.
Переходя к обоснованию гипотез, мы хотим вспомнить, что человеку,
следующему православному вероучению, свойственна социальная потребность
«жить для других», а также чуткость в различении добра и зла, искание
социальной справедливости, любовь ко всем людям и пр. Строя взаимоотношения
на этих принципах, муж из воцерковленной православной семьи не сможет
«вписываться» в патриархальную модель и оставаться в стороне от участия в
традиционно женских делах в семье. Значит, основанием признания его
главенства будет его участие в материальном обеспечении семьи,
профессиональной деятельности и помощь жене в выполнении остальных ролей.
В семьях же невоцерковленных православных могут встречаться различные
варианты ролевой структуры ввиду неглубокого усвоения православных
принципов или их превратного понимания. Так, согласно Е.Т.Дубовой /2000,
с.31/, в сознании многих, считающих себя православными, христианские идеи
уживаются с дохристианскими верованиями. Например, греки со своим культурно-
нравственным потенциалом, ознакомившись с Библией, стали почитать змея и
осуждать сотворившего мир и осудившего за прикосновение к плодам древа
познания /Гумилев Л.Н., 2001, с.185/.
Поэтому главенство мужа в невоцерковленной православной семьи может не
сочетаться с альтруистическими тенденциями. Значит, если полагать, что
главенство схоже с процессами доминирования в трудовом коллективе, то его
основаниями может быть стремление быть над всеми, упорность, доминантность
и т.д. вплоть до деспотизма.
Это обоснует наши гипотезы.
Глава 3. Эмпирическое исследование характера главенства и распределения
ролей в ВПС и НПС
3.1.Программа исследования
Цель исследования: изучить влияние фактора воцерковленности на
особенности ролевой структуры ВПС и НПС.
Задачи исследования:
1. На основе осуществленного ранее литературного анализа
сформулировать гипотезы относительно возможного влияния фактора
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|