МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Проблема доминирования в семье (главенство ролей)

    В семьях, где «по всем вопросам – равноправие», происходит более

    гибкое разделение главенства в сферах семейной жизни. Относительно

    устойчивое преобладание одного из супругов Н.Ф.Федотова наблюдала лишь в

    трех сферах: материальном обеспечении (мужа), распределении доходов и

    воспитании детей. Ситуацию в других сферах хорошо описывают А.Добрович и

    О.Ясицкая /1998, с.75/: «В одних вопросах … главой… является муж, а в

    других – жена. В нужные моменты они меняются лидерством, и никаких трений в

    связи с этим не возникает». Т.е. персональное главенство супруга строится

    как свободное самоуправление, сходное с процессами лидерства в

    неофициальных малых группах.

    Для таких семей свойственны: примерно одинаковый уровень оценок

    личностных свойств мужа и жены и высокая удовлетворенность семейной жизнью.

    С некоторыми результатами Н.Ф.Федотовой может поспорить

    А.К.Дмитриенко, который констатирует, что сельские мужья «ригидны в своей

    жизни», а женщины не хотят выполнять роль жены, матери, хозяйки, но

    стремятся самосовершенствоваться в деятельности вне семьи /Дмитриенко А.К.,

    1989, с.79/. Но это отражает специфику скорее сельской, нежели городской

    семьи.

    Резюме. Исходя из анализа литературы по вопросам семейной ролевой

    структуры и социального доминирования, мы приходим мнению, что какая-либо

    конкретная форма ролевой структуры (РС) не является объективно «лучшей» по

    сравнению с другими. Это согласуется с утверждением Ю.Е.Алешиной, что

    традиционализация отношений в «переходные» периоды (стаж брака 6-18 лет)

    способствует более эффективному решению стоящих перед семьей задач и

    поэтому «выгодна» семье и положительно связана с удовлетворенностью браком.

    В «стабильные» же периоды (стаж брака 1-6 и 18 лет) традиционализация не

    оправдана и должна отрицательно влиять на удовлетворенность браком /Алешина

    Ю.Е.. 1995/. С одной стороны, такое положение почти аннулирует

    необходимость изучения ролевой структуры семьи (известно, какие ее типы

    влияют положительно на какие периоды семейной жизни).

    С другой стороны, взгляды супругов на ролевую структуру семьи и

    главенство исследовались, в основном, как выработанные супругами в процессе

    переговоров и совместной жизни под влиянием их собственных уникальных

    представлений.

    Нам же интересно, как на становление ролевой структуры и главенства в

    семье влияет православное учение, отраженное в индивидуальных

    представлениях супругов.

    Глава 2. Особенности православной семьи

    1. Наука и религия

    Перед тем, как рассмотреть понятия, важные в свете нашей темы, мы

    хотим подчеркнуть противоречивый характер мнений относительно совместимости

    науки и религии.

    Так, западная академическая наука считает материалистический мир

    единственной реальностью, а любую форму духовных убеждений – отражением

    недостатка образования, примитивного суеверия или возвратом к инфантильным

    моделям. При этом «официальная психиатрия не делает различий между

    мистическими и психотическими переживаниями, считая и то, и другое

    проявлением психоза /Гроф С., 2001, с.227/.

    Похожие мнения можно встретить и в трудах атеистически ориентированных

    психологов и философов, которые для преодоления веры рекомендуют обращать

    внимание на удовлетворение потребностей индивида, особенно, потребности в

    общении /Угринович Д.М., 1986, с.32/. Например, философ Л.Фейербах считает,

    что христианская любовь призрачно любит человека, а на самом деле – только

    Бога /там же, с.144/. В целом, эти и подобные им взгляды отражают

    идеологическую закалку приверженцев тоталитарного режима.

    С другой стороны, следует помнить, что атеизм и тоталитаризм подавляют

    волю человека и развивают противоречивые тенденции его поведения, причем

    смысл жизни без веры сводится к потребительству /Дымнова Т.И., 1996/.

    Освещая проблему соотношения науки и религии, следует вспомнить мнение

    А.Эйнштейна, писавшего на многие темы помимо физики (от развития языка до

    вопросов мира на планете). Он считал, что функции религии (убеждения и

    ценности) и науки (знания и технические способности) расположены на

    совершенно разных уровнях, поэтому они не могут конфликтовать до тех пор,

    пока эти уровни ошибочно не смешают. К похожим выводам приходят К.Уилбер /

    Гроф С., 2001, с.210-211/ и Н.Мэлони /Шоховцова Л.Ф., 1997, с.149/.

    Разделяя сферы религии и науки, А.Эйнштейн видит, все же, их

    взаимосвязь: «Если прерогатива религии – определение цели, то средствам ее

    достижения – в широком смысле этого слова – религия научилась у науки.

    Наука, в свою очередь, создается теми, кто вдохновлен стремлением к истине

    и пониманию» /Дилтс Р., 1998, с.22/

    Результатом такого понимания является процесс интеграции психологии и

    христианства.

    2. Эпистемология православия

    Под термином «эпистемология» понимается теория, система познания, из

    которой проистекают остальные знания /Словарь…, 1998, с.589/. Тогда в нашем

    случае эпистемологией православия будет являться система фундаментальных

    предположений, отличающих православие от других конфессиональных течений и

    влияющих на уникальный характер православной семьи.

    Раскрыть функции православной семьи и брака нам поможет рассмотрение

    антропологической модели.

    Согласно архимандриту Киприану (Керну), православное учение о человеке

    исходит «… из трех источников: Священное писание, непосредственные

    мистические прозрения и самостоятельные домыслы богословствующего разума»

    /Психотерапевтическая …, 1999, с.367/. Эти источники руководствуются,

    бесспорно, трехчастным пониманием человека, душа которого служит источником

    духовной жизни: разума, воли и чувства. Дух же выступает как побудитель

    связи с Богом, как центр богопознания. Т.е. после грехопадения в человеке

    произошел раскол между душой и телом, душой и духом, между чувством, умом и

    волей.

    Различные виды психотерапии преодолевают расколы: психоанализ,

    гештальт-терапия – раскол ума и сердца, бихевиоризм – ума и воли. Но эти

    виды психотерапии не занимаются духовными аспектами, считает Дж.Стренгс.

    Это происходит, согласно Ф.Е.Василюку, потому что светская психотерапия

    работает с чувством (например, вины), а христианская – с грехом, т.е.

    осознанным и оцененным поступком, который и вызывает чувство вины

    /Шоховцова Л.Ф., 1997, с.149-150/.

    Другой способ преодоления раскола – законное православное супружество,

    которое выполняет три главные задачи:

    1. достижение ценности плоти и духа, разобщенных грехом;

    2. умножение числа спасенных душ через чадородие;

    3. упорядочение сексуальной жизни /Михайлов Ю.П., 2000, с.60-62/

    Психотерапевтическая функция семьи также предусматривается

    православием: «В идеальном христианском браке муж и жена должны ежевечерне

    исповедоваться друг перед другом и быть совестью друг друга /Христианская…,

    1992, с.40/. То же относится и к детям. Фактически, эта функция

    способствует реализации первой задачи, хотя существуют и другие обязанности

    супругов, согласно святому Апостолу Павлу:

    1) «Мужие любите своя жены, якоже и Христос возлюби Церковь и себе

    предаде за ню» (любовь должна проявляться в кротком, ласковом, не

    жестоком обращении мужа с женой).

    2) «Жены своим мужем повинуйтеся, яко же Господу: зане муж есть глава

    жены, якоже и Христос глава Церкве» (повиновение должно быть с

    полной готовностью и любовью, а не с прекословием) /там же, с.5-

    6/.

    В силу каноничности православия, среди его последователей не

    существует разногласий по поводу прерогативы мужчины быть способным

    принимать решения, обеспечивать семью материально, быть арбитром во всех

    спорах, т.е. быть главой семьи.

    С другой стороны, Е.В.Перевозникова, ссылаясь на С.Л.Франкла, считает,

    что надо учить видеть себя частью «субстанциального Мы». Это согласуется с

    заповедью «возлюби ближнего своего» – никакого преимущества «Я» перед «Ты»,

    неравенство сохраняется только перед Богом /Перевозникова Е.В., 2000,

    с.65/. Значит ли это, что православие приветствует эгалитарную ролевую

    структуру семьи? Скорее речь идет о предупреждении желания партнеров

    считать себя собственниками того, кого любят.

    Тем не менее, православие приписывает роль главы мужчине, не унижая

    при этом женщину. «Женщина по своему происхождению вторична…. А по

    достоинству – равна мужу», – говорит Б.В.Ничипоров /1991, с.108/.

    В.Н.Дружинин же описывает отношение к женщине в христианстве как

    противоречивое: женщина занимает субдоминантную позицию по отношению к

    обоим мужчинам (Отцу и Сыну), но и причастна им. Т.е. женщина является

    причиной грехопадения мужчины, но при этом Богородица (архетипический образ

    женского начала) воспитала сына, имеющего божественную миссию. Здесь

    взгляды западного и восточного христианства совпадают. Однако, в отличие от

    католической церкви, выделяющей такую ипостась Девы Марии, сексуальная

    основа которой очевидна, православная традиция возвышает материнское

    отношение над любовным. Это подтверждается тем, что в нашей культуре

    эротические отношения между супругами не отрицались, но им и не

    приписывалась большая значимость /Дружинин В.Н., 2000, с.62-74/. Хотя одним

    из препятствий для совершения таинства брака в православии является

    неспособность партнера (-ов) к половому сожитию и чадородию /О

    православном…, 2000, с.14/.

    Следует отметить, что хотя Богородица не влияет сама на ход земных и

    небесных дел, она – посредница между Богом и людьми, а также находится

    ближе к последним ввиду своей меньшей причастности к божественной сущности.

    При этом Иисус Христос выполняет схожую функцию, но находится

    иерархически ближе к Богу-отцу, а психологически – ближе к Богородице и

    поэтому, как и она, способен слышать и заступаться за страждущих и

    просящих.

    Отношения Отца и Сына в христианстве также уникальны в своем роде.

    «Существует роковой … ареал в отношениях отца и сына. Следуя ему до

    конца, сын обязательно должен или убить отца или противопоставиться отцу»

    /Ничипоров Б.В., 1991, с.106/. Этот сценарий известен психологии как Эдипов

    комплекс. «Но… Фрейд, будучи неоязычником, в своей приверженности к

    эллинической мифологеме, намеренно не заметил, что Сын Божий – Иисус

    Христос препобеждает эти роковые отношения» /там же, с.107/. Христос

    уничтожает расхождения между отцами и сыновьями. Недаром приводится две

    родословные Христа у евангелистов Матфея и Луки. У первого он назван Сыном

    Давидовым и Сыном Авраамовым, а у второго – Сыном Адамовым, Божьим. Т.е.

    люди, следуя за Христом, «должны отказаться от своей «локальной»

    родословной и включить себя в состав родового древа человеческого рода,

    стать сыновьями Адама и тем самым сыновьями Бога…» /Пигалев А.И., 2000,

    с.28/.

    Таким образом, можно возразить на тезис Л.Фейербаха об иллюзорности

    христианской любви к людям – разве не любовью ко всем людям должны быть

    движимы индивиды, идентифицируясь со всем родом человеческим?!

    3. Психологические особенности православной семьи

    Среди атеистически ориентированных авторов /Угринович Д.М.,

    1986/ встречаются свидетельства преимущественно негативного влияния религии

    на разные сферы жизнедеятельности индивида. Мы не вправе считать валидными

    эти данные ввиду нескольких их особенностей:

    1) рассматриваются последователи баптизма, чуждого православию,

    представители тоталитарных сект и реже – православные;

    2) данные приводятся и интегрируются в целях пропаганды. А главная

    заповедь пропагандиста, согласно П.Лайнбарджеру, говорит о том,

    что факт – не пропаганда, пропаганда – это интерпретация факта

    /Горин С.А., 2000, с.464/. Под таким девизом, имея лишь один

    факт, можно доказать все.

    В отечественной психологии эмпирические исследования последовательных

    приверженцев православной церкви на данный момент локализуются в области

    изучения детей. Например, изучением особенностей самосознания детей из

    семей православной и атеистической ориентации занимались Ю.В.Тищенко /2001,

    с.18-23/ и Е.В.Перевозникова /2000, с.146-151/. Первый автор изучал детей

    младшего школьного возраста, а второй – подростков. В целом, авторы

    отмечают в поведении обследуемых (вне зависимости от ориентации семьи)

    возрастающие с возрастом признаки общей социализации и способности

    отстаивать свою позицию.

    Так, детям из воцерковленных православных семей (ВПС) 5-8 лет

    свойственны в меньшей степени, чем детям из невоцерковленных семей (НПС)

    такие негативные симптомокомплексы, как враждебность и трудности общения, а

    так же конфликтность и депрессивность; тревожность свойственна обеим

    группам.

    Подростки же из православной семьи (которая еще не является

    воцерковленной!) направлены на духовное развитие и смирение, согласно

    Е.В.Перевозниковой. Им свойственна меньшая выраженность различных видов

    агрессии, раздражения, негативизма, а также высокий уровень самообвинения и

    невысокий – самопринятия, связанный с сильным желанием соответствовать

    идеальным представлениям о себе. Подростки из семей атеистической

    ориентации направлены на широкий диапазон ценностей, в том числе, на

    достижения в сфере общения. В конфликтных ситуациях они склонны больше к

    соперничеству.

    В.Н.Дружинин /2000, с.68/ приходит к выводу, что разделение образа

    Отца на земного и небесного приводит к отсутствию идентификации с отцом-

    воспитателем. Следствием этого являются: повышенный уровень притязаний и

    условия для развития креативности, но также и опасность невротических

    нарушений.

    Мы не претендуем на полное перечисление исследований в этой весьма

    узкой области. Однако этих данных достаточно, чтобы сделать выводы по нашей

    теме.

    4. Выводы

    Функции семьи, выделяемые православным вероучением и психологией,

    находятся в состоянии соответствия и непротиворечия.

    Выделяют «земную» и идеальную модели православной семьи. В первой

    отца олицетворяет Иосиф Обручник, а во второй – Бог. Богословы подчеркивают

    значение семейных отношений власти, ответственности (в том числе за

    воспитание детей), любови. Исходя из этого «земная» модель представляет

    собой детоцентристскую семью. На шкале ответственности члены такой семьи

    располагаются в следующем иерархическом порядке: отец, мать, сын. На шкале

    доминирования – сын, мать, отец. В идеальной же семье иерархия

    ответственности следующая: отец, мать, сын. А по шкале доминирования –

    отец, сын, мать. Т.е. отец является субъектом власти, а часть

    ответственности лежит на жене.

    «Земная» и идеальная модели кардинально отличаются по способу

    распределения власти. Поэтому православная психология /Михайлов Ю.П., 2000/

    рекомендует делегировать мужу власть. А если конкретной семье это не

    свойственно, постепенно «приучить» его к статусу главы семьи, приближаясь,

    таким образом, к идеальной модели. Наивная психология /Волкова И.А.,

    Музыченко В.П., 1993, с.113-114/ согласна с необходимостью таких

    преобразований, но выделяет формальную форму главенства (мужа) и

    фактическую (жены). Подобные взгляды приветствуют скорее эгалитарный брак,

    основа которого – эмансипация женщин.

    Переходя к обоснованию гипотез, мы хотим вспомнить, что человеку,

    следующему православному вероучению, свойственна социальная потребность

    «жить для других», а также чуткость в различении добра и зла, искание

    социальной справедливости, любовь ко всем людям и пр. Строя взаимоотношения

    на этих принципах, муж из воцерковленной православной семьи не сможет

    «вписываться» в патриархальную модель и оставаться в стороне от участия в

    традиционно женских делах в семье. Значит, основанием признания его

    главенства будет его участие в материальном обеспечении семьи,

    профессиональной деятельности и помощь жене в выполнении остальных ролей.

    В семьях же невоцерковленных православных могут встречаться различные

    варианты ролевой структуры ввиду неглубокого усвоения православных

    принципов или их превратного понимания. Так, согласно Е.Т.Дубовой /2000,

    с.31/, в сознании многих, считающих себя православными, христианские идеи

    уживаются с дохристианскими верованиями. Например, греки со своим культурно-

    нравственным потенциалом, ознакомившись с Библией, стали почитать змея и

    осуждать сотворившего мир и осудившего за прикосновение к плодам древа

    познания /Гумилев Л.Н., 2001, с.185/.

    Поэтому главенство мужа в невоцерковленной православной семьи может не

    сочетаться с альтруистическими тенденциями. Значит, если полагать, что

    главенство схоже с процессами доминирования в трудовом коллективе, то его

    основаниями может быть стремление быть над всеми, упорность, доминантность

    и т.д. вплоть до деспотизма.

    Это обоснует наши гипотезы.

    Глава 3. Эмпирическое исследование характера главенства и распределения

    ролей в ВПС и НПС

    3.1.Программа исследования

    Цель исследования: изучить влияние фактора воцерковленности на

    особенности ролевой структуры ВПС и НПС.

    Задачи исследования:

    1. На основе осуществленного ранее литературного анализа

    сформулировать гипотезы относительно возможного влияния фактора

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.