МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Природа способностей

    Природа способностей

    Способности

    В самом общем виде способности - это индивидуально-психологические

    особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и

    легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям,

    умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их

    быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

    Успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системой

    различных способностей, при этом они могут взаимокомпенсироваться.

    Существует целый ряд классификаций способностей. Воспроизведем одну из

    них, наиболее значимую:

    1) Природные (или естественные) способности в основе своей биологически

    обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе,

    при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа

    условно-рефлекторных связей);

    2) Специфические человеческие способности, имеющие общественно-

    историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной

    среде (общие и специальные высшие интеллектуальные способности, в основе

    которых лежит пользование речью, логикой, теоретические и практические,

    учебные и творческие). Специфические человеческие способности в свою

    очередь подразделяются на:

    общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах

    деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь,

    точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные, определяющие

    успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы

    особого рода задатки и их развитие (способности математические,

    технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие,

    спортивные и т. д.). Эти способности, как правило, могут дополнять и

    обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру;

    теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-

    логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к

    конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно

    лишь разносторонне одаренным людям;

    учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия,

    усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности,

    и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной

    и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.

    Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а

    высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении)

    — талантом;

    способности к общению, взаимодействию с людьми, а именно, речь человека

    как средство общения, способности восприятия и оценки людей, социально-

    психологической приспособляемости к различной обстановке, вхождения в

    контакт с различными людьми, расположения их к себе и т. д., и

    предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с

    природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

    Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения,

    обладает общей одаренностью, то есть единством общих способностей,

    обусловливающим диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и

    своеобразие деятельности и общения.

    Способности и индивидуальные различия людей

    У человека есть два вида задатков: врожденные и приобретенные. Первые

    иногда называют природными, а вторые социальными. Всякие способности в

    процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая

    способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень,

    необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне.

    Этот последний по отношению к более высокому уровню развития выступает в

    виде своеобразного задатка. Например, для того чтобы хорошо усвоить высшую

    математику, надо обязательно знать элементарную, и эти знания по отношению

    к высшим математическим способностям выступают в качестве задатка. Знание

    задатков важно потому, что они обусловливают некоторые индивидуальные

    особенности процесса формирования способностей, его конечного результата.

    Зависимость развития способностей от задатков, их своеобразное сочетание у

    одних и тех же людей изучает психология индивидуальных различии. Откуда

    берутся индивидуальные психологические различия людей? Как они возникают?

    Один из ответов на данные вопросы предлагает А. Анастази: «Индивидуальные

    различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между

    наследственностью индивида и его средой... Наследственность допускает очень

    широкие границы поведения. Внутри же этих границ результат процесса

    развития зависит от его внешней среды».

    Человек с рождения обладает многими такими свойствами, которые впоследствии

    сказываются на его индивидуальности, могут облегчать или затруднять

    формирование у него других личностных свойств.

    Проведенные исследования и полученные в них результаты позволяют считать

    влияние среды на психическое и поведенческое развитие индивида более

    сильным, чем воздействие его наследственности.

    При исследованиях, касающихся связи свойств нервной системы человека с

    решением задач (мышлением), В. М. Русалов пришел к выводу о том, что лишь

    формально-динамические характеристики психической активности человека

    детерминируются преимущественно (но тоже не исключительно!) биологическими

    факторами.

    Таким образом, свойства нервной системы не предопределяют психические

    качества и формы поведения человека, и их поэтому нельзя рассматривать как

    задатки к развитию способностей. Вместе с тем, как писал Б. М. Теплов, они

    «образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее

    — другие».

    Поскольку основные свойства нервной системы человека довольно устойчивы, то

    практическая задача их изучения в связи с проблемой индивидуальных различий

    заключается не в поиске их изменения, а в нахождении наилучшего для каждого

    типа нервной системы пути и метода обучения людей с данным типом нервной

    системы.

    Развивая в этом плане идеи Б. М. Теплова, В. Д. Небылицын высказал мысль о

    том, что особое сочетание основных свойств нервной системы, т.е. каждый ее

    тип, имеет свои достоинства и недостатки. В условиях, например, монотонной

    работы лучшие результаты показывают люди со слабым типом нервной системы, а

    при переходе к работе, связанной с большими и неожиданными нагрузками,

    напротив, люди с сильной нервной системой.

    Имеющийся у человека комплекс индивидуально-типологических свойств его

    нервной системы в первую очередь определяет темперамент, от которого далее

    зависит индивидуальный стиль деятельности.

    В результатах исследований, которые были направлены на выявление

    наследственной обусловленности интеллекта, много противоречивого. В одних

    случаях связь интеллектуальных способностей с наследственностью

    обнаруживается, в других — нет.

    Таким образом, психологических свойств, которые с уверенностью можно было

    бы считать наследственно обусловленными, не так уж много. Среди

    характеристик, которые имеют явную генотипическую предпосылку, находится,

    например, темп работы человека, от которого в свою очередь зависит

    темперамент. Особенно большое влияние генотипа обнаруживается при изучении

    некоторых физиологических показателей, к примеру, электроэнцефалограммы.

    Однако — и это очень важный факт — ни одно из известных свойств нервной

    системы не является исключительно зависимым от генотипа, поскольку на него

    самого в определенной степени оказывает влияние среда.

    Приведенные данные позволяют сделать вполне определенный вывод об

    отсутствии выраженной биологической и о наличии отчетливой социальной

    обусловленности задатков, в данном случае основных свойств нервной системы

    человека, но не снимают другой важный вопрос и предполагают его специальное

    обсуждение. Это вопрос о генотипической обусловленности межполовых

    психологических и поведенческих различий. Бытует мнение, что они в

    значительной степени обусловлены именно генотипом, половой биологической

    принадлежностью человека.

    Что касается личностных черт, то каких-либо заметных различий у детей

    разного пола в дошкольном возрасте не наблюдается. Межполовые различия на

    ранних стадиях онтогенеза проявляются только в связи с одной чертой —

    внешней агрессивностью поведения. У мальчиков она более выражена, чем у

    девочек, начиная с двух-, трехлетнего возраста. Однако это, скорее,

    является результатом межполовых различий в практике воспитания, чем

    следствием биологических факторов.

    Таким образом, генотипическая обусловленность поведения и психологии людей

    не подтверждается и в отношении межполовых различий. Они напрямую зависят

    от обучения и воспитания, которые в условиях большинства существующих на

    Земле культур с самого рождения ребенка и в течение всего его детства

    являются совершенно различными, причем настолько, что скорее должно у нас

    вызывать удивление то общее, что есть в психологии и поведении мужчин и

    женщин, а не их различия.

    С возрастом, однако, в силу влияния жизненного опыта и профессиональной

    деятельности некоторые межполовые различия могут возрастать. Данные

    проведенных исследований показывают, что в среднем взрослые мужчины,

    занятые физическими видами труда, могут превосходить женщин по координации

    движений, ориентации в пространстве, пониманию механических технических

    соединений, математическим рассуждениям. Женщины в свою очередь могут

    опережать мужчин в отношении ловкости рук, скорости восприятия, счета,

    памяти, беглости речи и других способностей, включающих владение речью.

    Примечательным является и такой факт. Житейский опыт предполагает, что

    занятия женщин традиционно мужскими, а мужчин женскими видами

    профессионального труда будто бы формируют у них психологические

    особенности, характерные для людей противоположного пола, то есть ведут к

    маскулинизации женщин и феминизации мужчин. Такое предположение

    подтверждается фактами лишь частично. Действительно, виды деятельности,

    традиционно свойственные людям противоположного пола, способствуют

    формированию и развитию черт, связанных с данными видами деятельности, но

    это на самом деле профессионально обусловленные черты, а не те, которые

    можно было бы считать связанными с полом. На изменение же собственно поло-

    ролевых форм поведения такие занятия, как выяснилось, не особенно влияют.

    Исследования, проведенные в специальных, строго контролируемых

    экспериментальных условиях, дают основание для вывода о том, что социально-

    культурные факторы, связанные с развитием способностей, оказывают на них

    гораздо более сильное влияние, чем биологические. Средние различия между

    группами людей, выросшими в разных культурах, чаще всего намного больше

    тех, которые имеются между людьми разного пола.

    Заключение

    Таким образом, индивидуальные (индивидуально-психологические) различия —

    это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств),

    отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия, природной

    предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга,

    создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под

    влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с

    окружающим миром в самом широком значении этого слова. Индивидуальные

    различия являются предметом изучения дифференциальной психологии.

    Список литературы:

    Р. С. Немов, «Психология и педагогика».

    А. Анастази «Дифференциальная психология».

    Б. М. Теплов «Способности и одарённость».


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.