МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Природа социального конфликта

    Природа социального конфликта

    Государственная Академия Управления

    имени Серго Орджоникидзе

    Кафедра социологии и психологии управления

    Реферат на тему

    ПРИРОДА СОЦИАЛЬНОГО

    КОНФЛИКТА

    Выполнил :

    Проверила : Тихонова Е.В.

    Москва 1996

    Содержание

    Содержание..................................................................

    ..............1

    Введение....................................................................

    .................2

    Для чего изучать

    конфликты...............................................2

    Что значит изучать конфликты и как это следует делать...4

    Глава 1. Природа

    конфликта......................................................6

    Происхождение

    конфликтов................................................7

    Природа человека и социальный конфликт........................7

    Глава 2 . Движущие силы и мотивация конфликта....................9

    Аналитическая схема исследования конфликтов................9

    Конфликт

    потребностей......................................................12

    Конфликт

    интересов............................................................17

    Ценностный

    конфликт........................................................20

    Заключение..................................................................

    ...............22

    Используемая

    литература............................................................23

    В В Е Д Е Н И Е

    Для чего изучать конфликты

    Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с

    конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается

    трудно достигаемой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас

    людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие - будь то

    родственники или те, с кем вы вместе работаете, полагают, что вы сами

    виноваты в собственной неудаче. Либо цель была вами неверно сформулирована,

    либо средства ее достижения выбраны неудачно, либо вы не смогли оценить

    верно сложившуюся ситуацию и обстоятельства вам помешали. Возникает

    взаимное непонимание, которое постепенно перерастает в недовольство,

    создается обстановка неудовлетворенности, социально-психологического

    напряжения и конфликта.

    Как выйти из сложившейся ситуации? Надо ли предпринимать какие-либо

    специальные усилия для того,чтобы преодолеть ее и вновь завоевать

    расположение окружающих вас людей? Или же не нужно этого делать; просто не

    следует обращать внимание на то, как к вам относятся другие?

    Чтобы найти правильное решение этой дилеммы весьма полезно знать, что

    такое конфликт, как он разворачивается, через какие фазы проходит и как

    разрешается. В этом смысл изучения конфликтов.

    Другой пример пояснит конфликтную ситуацию несколько иного рода; и вы, и

    ваш коллега претендуете на определенное благо, но это благо может

    принадлежать лишь одному человеку. Такая ситуация называется ситуацией

    конкуренции, соревнования, соперничества. На основе ее складываются весьма

    естественно и просто конфликтные отношения. Кто будет в выигрыше? Будет ли

    компенсация тому, кто окажется в проигрыше? Как будут развиваться отношения

    между людьми в момент состязания или конкурса и каков будет характер этих

    отношений впоследствии?

    На эти вопросы можно ответить лишь тогда, когда знаешь кое-что о

    конфликтах, о том, что такое конфликт.

    Третий пример приведем из отношений между большими группами людей. Открыто

    крупное месторождение газа. Освоение его даст существенный экономический

    выигрыш и вместе с тем нанесет огромный ущерб окружающей местности,

    экологическому равновесию, приведет к разрушению традиционного образа жизни

    местного населения. Как правило, в такого рода ситуациях мнения людей

    разделяются. Одни стоят за первый вариант и апеллируют к прогрессу и

    экономическим интересам, другие - к экологическому равновесию и к

    необходимости защищать обычаи и культуру малочисленных народов. Расхождение

    во мнениях легко превращается в групповой и личностный конфликт, который в

    конце концов получает какое-то разрешение.

    Чтобы найти оптимальное решение, нужно обладать не только знанием

    экономических расчетов, но и знанием того, как развиваются такого рода

    конфликты. Ведь такого рода ситуации возникают повсеместно. Столкновение

    точек зрения, мнений, позиций - очень частое явление производственной и

    общественной жизни. Можно сказать, что такого рода конфликты существуют

    всюду - в семье, на работе, в школе. Чтобы выработать верную линию

    поведения в различных конфликтных ситуациях, очень полезно знать, что такое

    конфликты и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает

    культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и

    более устойчивой в психологическом отношении.

    Наиболее важные конфликты между людьми и социальными группами

    концентрируются в сфере политики.

    Политика есть не что иное, как сфера деятельности по разрешению и

    воспроизводству конфликтов. Не случайно долгое время в истории любого

    человеческого сообщества наблюдается соединение в одном лице функций

    правителя и судьи. Князь в древнерусском государстве не только военный

    защитник и сборщик дани, но и судья. Он определяет, кто прав и кто

    виноват в конфликтах, возникающих между заимодавцем и должником, продавцом

    и покупателем, претендентами на наследство, выросшими детьми, желающими

    отделиться от своих родителей вопреки их воле, и в массе других

    повседневных ситуаций.

    Вместе с тем политика не только область примирения конфликтующих сторон.

    Очень часто она оказывается средством провоцирования конфликтов. Политика

    сопряжена с властью. К власти стремятся не все, но очень многие, в

    особенности социально активные люди. Но число властных позиций в обществе

    ограничено. Если эти властные позиции не определяются нормами наследования,

    как это имеет место при монархическом политическом устройстве, то

    обязательно возникает конфликт между теми, кто имеет некоторые шансы и

    возможности

    занимать те или иные властные позиции. Борьба за та кого рода позиции

    весьма распространена во всяком обществе. Характер ее зависит от

    политического режима, который существует в данном обществе в данный момент.

    Собственно, суть любого политического режима заключается именно в том, что

    он определяет формы политического конфликта в борьбе за властные

    полномочия. Он определяет те способы, пользуясь которыми участники

    политической борьбы или конкуренции добиваются своих целей, главная из

    которых - победа над своим противником, оппонентом, соперником.

    Изучать конфликты нужно для того, чтобы научиться понимать политическую

    жизнь общества, чтобы не оказаться пешкой в политических играх, чтобы

    разбираться в хаосе политических действий и направлений и участвовать в

    политической жизни, даже если это участие ограничивается выборами в

    Государственную думу - вполне сознательно, отдавая себе отчет в том, что

    идеальных правителей быть не может, что все избираемые или назначаемые на

    государственные посты люди - обычные смертные. Их качества и политические,

    и человеческие во многом определяются тем, как они ведут себя в

    политических конфликтах, какие стороны их личности раскрываются в

    конфликтных ситуациях.

    Следовательно, задачи изучения конфликтов многогранны. Каждый извлекает из

    этого изучения пользу для себя. Предприниматель получает сведения о том,

    как развивается конкуренция в условиях рынка, профсоюзный деятель узнает о

    методах защиты интересов своей профессиональной группы. Политический

    деятель и юрист получают сведения о прецедентах, имеющих для представителей

    этих родов деятельности особое значение. Они получают здесь и теоретические

    знания, поскольку конфликты в обществе развиваются не только на бытовом

    уровне, они пронизывают отношения как внутри государства, так и между

    государствами.

    А «простому человеку» изучение конфликтов нужно для того, чтобы избавиться

    от своей «простоты» и получить те сведения, без которых невозможно быть

    гражданином своей страны, своего отечества и действовать сообразно

    принципам гражданственности в различных, подчас весьма сложных общественно-

    политических ситуациях.

    Что значит изучать конфликты и как это следует делать?

    Сложность ответа на этот вопрос заключается в том, что на первый взгляд

    здесь вообще нет предмета для какого-либо особого изучения. Всем известно,

    что есть конфликты и есть согласие между людьми, что жизнь в согласии

    лучше, чем бесконечные споры, препирательства, и тем более, чем

    враждебность людей друг к другу.

    Русская пословица гласит: «худой мир лучше доброй ссоры», а наш

    практический разум и обыденное сознание говорят о том, что конфликтных

    ситуаций лучше избегать, тогда твой жизненный путь будет более

    благоприятным.

    Однако дело в том, что при всеобщем понимании высказанных выше истин люди

    не могут жить без конфликтов. Исторический опыт свидетельствует, что

    многие народы прошли через разрушительные войны. Жизнь в мире была скорее

    исключением, чем правилом.

    При этом сами войны были результатом конфликтов между народами, странами

    и государствами. Особенный ущерб народам приносили гражданские войны, когда

    «брат шел на брата, а сын на отца». И эти войны возникали в результате

    конфликтов. Накануне военных столкновений и в ходе их всегда находились

    люди, призывавшие к миру, к тому, чтобы не прибегать к насилию. Но голос

    этих людей не был услышан правителями, революционерами, полководцами.

    Конфликты не угасали, а разрастались, сами примирители попадали в такую

    ситуацию, когда их примиренческие высказывания рассматривались как

    пособничество врагу, измена государственным и национальным интересам.

    Факты свидетельствуют о том, что конфликты играют в жизни людей, народов

    и стран гораздо большую роль, чем хотелось бы самим людям: все хотят мира,

    но каждый стремится к нему по-своему и в результате этого «по-своему»

    возникает война.

    Эта ситуация была замечена еще древними историками и мыслителями. Каждый

    крупный конфликт не оставался бесследным. Войны описывались и

    анализировались в исторической литературе и многие историки выделяли в

    качестве причин военных столкновений несовпадение интересов враждующих

    сторон, стремление одних захватить территорию и покорить население и

    стремление других защититься, отстоять свое право на жизнь и независимость.

    Но не только историки описывали и изучали причины конфликтов и

    вооруженных столкновений. В Х1Х и ХХвв. проблема конфликтов стала

    предметом изучения социологов. По сути дела в рамках социологии сложилось

    специальное направление, которое ныне обозначается как «социология

    конфликта». Изучение конфликтов означает в первую очередь ознакомление с

    весьма богатой и многообразной литературой по этой проблематике, усвоение

    теоретических и практических знаний, накопленных в рамках данного

    направления социологической мысли. Разумеется, и в других областях

    обществоведения на капливались знания о конфликтах. Речь идет о психологии,

    политической науке, истории, об экономических теориях, об этнологии.. Но в

    первую очередь надо обратить внимание на социологию конфликта, в рамках

    которой разрабатываются, с одной стороны, общетеоретические проблемы

    конфликта, а с другой - практические методы анализа и разрешения конфликтов

    разного рода.

    Практические методы социологического анализа конфликтов заключаются прежде

    всего в том, чтобы выяснить, как сами конфликтующие стороны воспринимают

    конфликт и как они его оценивают. В этих целях используется метод

    экспертного интервью как с теми людьми, которые хорошо знают историю

    вопроса, так и с лидерами и рядовыми участниками конфликтующих направлений.

    Это очень трудоемкая и деликатная работа, так как далеко не всегда мотивы

    конфликта лежат на поверхности и адекватно осознаются участниками конфликта

    с той и другой стороны. Сбор материала на месте конфликта предполагает

    опрос свидетелей столкновений, ознакомление с масштабом ущерба, нанесенного

    сторонами друг другу. Необходимо также выяснить, были ли

    попытки примирения в конфликте и чем они закончились, на какой стадии

    находится переговорный процесс, кто в нем участвует, каков статус

    посредников и лиц, участвующих в ведении и организации переговоров: могут

    ли они обеспечить выполнение тех решений, к которым придут конфликтующие

    стороны? Практически социолог, исследуя конфликтную ситуацию на месте,

    может пользоваться всей совокупностью традиционных и не традиционных

    методов. Надо при этом заметить, что именно в разработке проблематики

    конфликта особенно важны гибкие методы. Опросы статистического характера

    здесь не дадут больших результатов, другое дело - изучение менталитета

    противостоящих сторон с помощью интервью, включая подчас и повторные

    обращения к респонденту. По поводу обнаружения пристрастий со стороны

    исследователя среди социологов, изучающих конфликты, нет единой точки

    зрения. Одни считают, что он не должен их обнаруживать, так как это

    отразится

    на достоверности информации и на возможности получения материалов от обеих

    сторон конфликта. Другие - опирающиеся на так называемую активистскую

    социологию, разрабатываемую французским социологом Аланом Турэном и его

    школой, полагают, что социолог должен непосредственно участвовать на

    стороне той силы, которую он считает прогрессивной, и содействовать тому,

    чтобы участники конфликта постоянно рефлексировали по поводу своих действий

    и высказываний, отдавали себе отчет в том, как они формулируют цели своего

    движения и какими средствами они собираются пользоваться и пользуются на

    самом деле. Среди российских социологов к направлению Турэна принадлежит

    группа, возглавляемая Л.А. Гордоном, подготовившая целый ряд публикаций по

    современному демократическому и рабочему движению в России. Что касается

    сбора первичного материала по национальным конфликтам, то наилучшие

    результаты дает метод участия в переговорных процессах. Применительно к

    конфликтам производственного характера следует обратить внимание на методы

    инновационных и деловых игр. Успешная разработка таких методов

    осуществляется В С. Дудченко и Л.А. Дудченко.

    Глава 1.

    ПРИРОДА КОНФЛИКТА

    В современной литературе по истории социологии сложившиеся социологические

    направления подразделяются на две большие группы в зависимости от того

    какое место в теоретических построениях занимает проблема социального

    конфликта. Такое подразделение мы находим прежде всего у весьма

    авторитетного историка социологии Джеффри Александера. Теории Маркса

    ,Вебера ,Парето , а из ныне живущих - Дарендорфа с этой точки зрения

    рассматриваются как те , в которых проблематика конфликта занимает

    доминирующее место при объяснении социальных процессов и изменений.

    Дюркгейм , Парсонс , Смелсер преимущественное внимание уделяют проблеме

    стабильности и устойчивости . Их теории ориентированы не сколько на

    изучение конфликта , сколько на обоснование консенсуса.

    Это деление направлений социологических теорий можно признать верным лишь

    с определенной долей условности. Главным образом оно основывается на

    противопоставлении функционализма и социологии конфликта ,

    сформулированным Ральфом Дарендорфом.

    Итак , конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе ,

    своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между

    потенциальными или актуальными субъектами социального действия мотивация

    которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами , интересами и

    потребностями . Существенная сторона социального конфликта состоит в том

    что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей

    , которая модифицируется(укрепляется или разрушается) под воздействием

    конфликта.

    Каждая сторона воспринимает конфликтную ситуацию в виде некоторой

    проблемы в разрешении которой преобладающее значение имеют три главных

    момента :

    во-первых, степень значимости более широкой системы связей ,

    преимущества и потери , вытекающие из предшествующего состояния и его

    дестабилизации - все это может быть обозначено как оценка доконфликтной

    ситуации;

    во-вторых, степень осознания собственных интересов и готовность пойти на

    риск ради их осуществления;

    в-третьих, восприятие противостоящими сторонами друг друга , способность

    учитывать интересы оппонента.

    Таким образом , основные этапы или фазы конфликта могут быть обозначены

    следующим образом :

    1. Исходное положение дел; интересы сторон ,участвующих в конфликте ;

    степень их взаимопонимания.

    2. Инициирующая сторона - причины и характер ее действий.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.