МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Предмет и задачи психологии как науки

    Предмет и задачи психологии как науки

    Министерство образования РФ

    [pic]

    Институт подготовки научных и научно-педагогических кадров

    Кафедра социологии и связей с общественностью

    Реферат

    на тему:

    «Предмет и задачи психологии как науки»

    Москва

    2004

    Содержание

    Ведение 3

    Что такое психология 4

    Возникновение психологии 6

    Предмет психологии 9

    Задачи структура и методы современной психологии 13

    Место психологии в системе наук 18

    Заключение 20

    Литература 21

    Ведение

    На протяжении веков человек является предметом изучения многих и

    многих поколений ученых. Человечество познает собственную историю,

    происхождение, биологическую природу, языки и обычаи, и в этом познании

    психологии принадлежит совершенно особое место.

    Так, С.Л. Рубинштейн в книге «Основы общей психологии» (1940) писал:

    «Специфический круг явлений, который изучает психология, выделяется

    отчетливо и ясно – это наши восприятия, чувства, мысли, стремления, желания

    и т.п., – то есть все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни

    и что в качестве переживания как будто непосредственно нам дано…».

    Еще древний мудрец сказал, что нет для человека интереснее объекта,

    чем другой человек, и он не ошибся. В основе развития психологии лежит

    постоянно усиливающийся интерес к природе человеческого бытия, условиям его

    развития и формирования в человеческом обществе, особенностям его

    взаимодействия с другими людьми.

    В настоящее время невозможно осуществление многих видов деятельности

    на производстве, в науке, медицине, искусстве, преподавании, в игре и

    спорте без знания и понимания психологических закономерностей. Система

    научных знаний о законах развития человека, его потенциальных возможностях

    необходима для всего общественного развития.

    Что такое психология

    Что же представляет собой психология как наука? Ответ на этот вопрос

    не так прост, как кажется на первый взгляд. Чтобы ответить на него,

    необходимо обратиться к истории психологической науки, к вопросу о том, как

    на каждом этапе ее развития трансформировалось представление о предмете

    научного знания в психологии. Психология очень старая и совсем молодая

    наука. Имея тысячелетнее прошлое, она, тем не менее, вся еще в будущем.

    Само название предмета в переводе с древнегреческого означает, что

    психология – наука о душе («психе» - душа, «логос» - учение, наука).

    Слово «психология» многозначно. В обыденном языке слово «психология»

    используется для характеристики психологического склада личности,

    особенностей того или иного человека, группы людей: « у него (у них) такая

    психология». [2, 5]

    Другое значение слова «психология», которое зафиксировано в его

    этимологии: психология – учение о психике.

    Отечественный психолог М.С. Роговин утверждал, что можно выделить три

    этапа становления психологии как науки. Это этапы донаучной психологии,

    философской психологии и, наконец, научной психологии. [2, 8]

    Донаучная психология – это познание другого человека и самого себя

    непосредственно в процессах деятельности и взаимного общения людей. Здесь

    деятельность и знание слиты воедино, обусловленные необходимостью понимать

    другого человека и предвидеть его поступки. Источником знаний о психике в

    донаучной психологии выступают:

    . личный опыт, возникающий из наблюдения за другими людьми и самим

    собой;

    . общественный опыт, который представляет собой традиции, обычаи,

    представления, передаваемые из поколения в поколение.

    Такое знание не систематизировано, неотрефлексировано, поэтому часто

    вообще не осознается как знание.

    Философская психология – знание о психике, полученное с помощью

    умозрительных рассуждений. Знания о психике либо выводятся из общих

    философских принципов, либо являются результатом размышления по аналогии.

    На уровне философской психологии первоначально смутное, целостное понятие

    души подвергается анализу и мысленному расчленению с последующим

    объединением. По сравнению с донаучной психологией, которая ей предшествует

    и, особенно на ранних этапах, оказывает на нее большое влияние, для

    философской психологии характерным является не только поиск некоторого

    объяснительного принципа для психического, но и стремление установить общие

    законы, которым душа должна подчиняться так же, как подчиняются им и все

    природные стихии.

    Научная психология возникла относительно недавно – во второй половине

    XIX века. Обычно ее появление ассоциируется с использованием в психологии

    экспериментального метода. Некоторые основания для этого, несомненно, есть:

    «создатель» научной психологии В. Вундт писал, что если определять

    разработанную им физиологическую психологию по методу, то ее можно

    охарактеризовать как «экспериментальную». Однако, сам Вундт неоднократно

    подчеркивал, что экспериментальная психология — это далеко не вся

    психология, а лишь ее часть.

    Знание в научной психологии имеет эмпирическую, фактологическую

    основу. Факты добываются в специально проводимом исследовании, которое

    использует для этого специальные процедуры (методы), главными среди которых

    являются целенаправленное систематическое наблюдение и эксперимент. Теории,

    конструируемые научной психологией, имеют эмпирическую основу, подвергаются

    (в идеале) всесторонней проверке.

    Возникновение психологии

    В своем развитии психология прошла несколько этапов. Донаучный период

    заканчивается примерно в VII-VI веках до н.э., то есть до начала

    объективных, научных исследований психики, ее содержания и функций. В этот

    период представления о душе основывались на многочисленных мифах и

    легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих

    душу с определенными живыми существами (тотемами). Второй, научный период

    начинается на рубеже VII-VI веков до н.э. Психология в этот период

    развивалась в рамках философии, а потому он получил условное название

    философского периода. Также несколько условно устанавливается и его

    длительность - до определения собственно психологической терминологии,

    отличающейся от принятой в философии или естествознании. [1, 15]

    В связи с условностью периодизации развития психологии, естественной

    практически для любого исторического исследования, возникают некоторые

    разночтения при установлении временных границ отдельных этапов. Иногда

    появление самостоятельной психологической науки связывают со школой В.

    Вундта, то есть с началом развития экспериментальной психологии. Однако

    психологическая наука определилась как самостоятельная значительно раньше,

    с осознания независимости своего предмета, уникальности своего положения в

    системе наук - как науки и гуманитарной и естественной одновременно,

    изучающей и внутренние и внешние (поведенческие) проявления психики. Такое

    самостоятельное положение психологии было зафиксировано и с появлением ее

    как предмета изучения в университетах уже в конце XVIII - начале XIX веков.

    Таким образом, правильнее говорить о появлении психологии как

    самостоятельной науки именно с этого периода, относя к середине XIX века

    становление экспериментальной психологии.

    Но в любом случае необходимо признать, что время существования

    психологии как самостоятельной науки значительно меньше, чем период ее

    развития в русле философии. На протяжении более чем 20 веков

    психологическая наука претерпела существенные изменения. Изменялись и

    предмет психологии, и содержание психологических исследований, и

    взаимоотношение психологии с другими науками.

    Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII-VI веков до н.э.

    было связано с необходимостью становления объективной науки о человеке,

    рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов, легенд, а с использованием

    тех объективных знаний (математических, медицинских, философских), которые

    возникли в тот период. В то время психология входила в науку, изучавшую

    общие закономерности общества, природы и человека. Эта наука получила

    название натурфилософии (философии). От философии психология взяла важное

    для любой науки положение о необходимости строить свои теории на основе

    знания, а не веры. Стремление избежать сакральности, то есть соединения

    веры со знанием, а не с разумом, стремление доказать правильность

    высказанных взглядов и было самым важным отличием научной, философской

    психологии от донаучной.

    Первые представления о душе, возникшие на основе мифов и ранних

    религиозных представлений, выделили некоторые функции души, прежде всего,

    энергетическую, побуждающую тело к активности. Эти представления и легли в

    основу исследований первых психологов. Уже первые работы показали, что душа

    не только побуждает к действию, но и регулирует активность индивида, а

    также является главным орудием в познании мира. Эти суждения о свойствах

    души и стали ведущими в последующие годы. Таким образом, важнейшим для

    психологии в античный период было изучение того, как душа придает

    активность телу, как она регулирует поведение человека и каким образом

    познает мир. Анализ закономерностей развития природы привел мыслителей того

    времени к идее о том, что душа материальна, то есть состоит из тех же

    частиц, что и окружающий мир. [3, 19]

    Душа не только дает энергию для активности, но и направляет ее, то есть

    именно душа руководит поведением человека. Постепенно к функциям души

    добавилось познание, и, таким образом, к исследованию активности

    прибавилось изучение этапов познания, которое в скором времени стало одной

    из важнейших проблем психологической науки. Сначала в процессе познания

    выделялось всего две ступени - ощущение (восприятие) и мышление. При этом

    для психологов того времени не существовало разницы между ощущением и

    восприятием, выделение отдельных качеств предмета и его образа в целом

    считалось единым процессом. Постепенно изучение процесса познания мира

    становилось все более значимым для психологов, а в самом процессе познания

    выделялось уже несколько этапов. Платон впервые выделил память как

    отдельный психический процесс, подчеркнув ее значение как хранилища всех

    наших знаний. Аристотель, а вслед за ним и стоики, выделили еще и такие

    познавательные процессы, как воображение и речь. Таким образом, к концу

    античного периода представления о структуре процесса познания были близки к

    современным, хотя мнения о содержании этих процессов, конечно, существенно

    различались.

    В это время ученые впервые стали задумываться над тем, как же

    происходит построение образа мира, какой процесс - ощущение или разум -

    является ведущим и насколько построенная человеком картина мира совпадает с

    реальной. Иначе говоря, многие вопросы, которые и сегодня остаются ведущими

    для когнитивной психологии, были поставлены именно в то время. [1, 16]

    Начало нового этапа в развитии психологии было связано с фактическим

    изменением ее предмета, так как официальной наукой о душе стало богословие.

    Поэтому психология должна была либо полностью уступить богословию

    исследование психики, либо найти себе некоторую нишу для исследования.

    Именно в связи с поисками возможности для изучения единого предмета в

    разных его аспектах происходили основные изменения во взаимоотношениях

    богословия и психологии.

    При появлении христианства ему было необходимо доказать свою

    уникальность и оттеснить другие религии, не совместимые с ним. С этим

    связана и нетерпимость к греческой мифологии, так же как и к

    психологическим и философским концепциям, которые были тесно связаны с

    языческой религией и мифами. Поэтому большинство известных психологических

    школ (Ликей, Академия, Сад Эпикура и др.) были закрыты к VI веку, а ученые,

    хранившие знания об античной науке, переехали в Малую Азию, открыв в

    греческих колониях новые школы. Ислам, распространенный на Востоке, не был

    столь нетерпим к инаковерию, как христианство в III-VI веках, а потому

    психологические школы там свободно развивались. Позднее, к IX-Х векам,

    когда гонение на античную науку, особенно на теории Платона и Аристотеля,

    закончилось, многие концепции вернулись в Европу, некоторые уже в обратном

    переводе с арабского.

    Такое положение просуществовало несколько веков, однако уже к XII-XIII

    векам оно начало изменяться.

    Именно в это время и зародилась схоластика, которая в этот момент была

    достаточно прогрессивным явлением, так как предполагала не только пассивное

    усвоение старого, но и активное разъяснение и модификацию готового знания,

    развивала умение логически мыслить, приводить систему доказательств и

    строить свою речь. Тот факт, что это знание уже готовое, то есть схоластика

    связана с использованием репродуктивного, а не творческого мышления, тогда

    мало настораживал, так как даже репродуктивное мышление направлено на

    получение и доказательство знания. Однако со временем схоластика начала

    тормозить развитие новых знаний, приобрела догматический характер и

    превратилась в набор силлогизмов, которые не позволяли опровергнуть старые,

    неправильные или неверные в новой ситуации положения.

    После начального этапа развития психология начала стремиться к тому,

    чтобы найти свое место в исследовании души, определить тот круг вопросов,

    который может быть ей отдан богословием. Естественно, что это привело

    частично к пересмотру предмета психологии - в содержании души была выделена

    особая категория, подлежащая научному исследованию. Необходимость

    выделиться из богословия привела к появлению теории двух истин, которая

    утверждала, что истина знания и истина веры не совпадают между собой и не

    противоречат друг другу, как две параллельные прямые, эта теория была

    сформулирована в IX-Х веках арабским ученым Ибн Синой и вскоре получила

    широкое распространение в Европе. Несколько позже, в XII-XIII веках, в

    психологии возникло направление, получившее название деизм, которое

    утверждало, что существуют две души - духовная (ее изучает богословие) и

    телесная, которую изучает психология. Таким образом, появился предмет для

    научного изучения. [6, 23]

    Одним из первых термин «душа» в своих философских рассуждениях стал

    использовать Гераклит Эфесский. Ему принадлежит знаменитое высказывание,

    справедливость которого очевидна и сегодня: «Границ души тебе не отыскать,

    по какому бы пути ты ни пошел: столь глубока ее мера». В этом афоризме

    зафиксирована сложность предмета психологии. Современная наука по-прежнему

    далека от постижения тайны человеческой души, несмотря на все накопленные

    знания о психическом мире человека.

    Первым специальным психологическим трудом можно считать трактат

    греческого философа Аристотеля «О душе».

    Сам термин «психология» появляется значительно позднее. Первые попытки

    ввести термин «психология» могут быть датированы концом XV века. В названии

    сочинений (тексты которых не дошли до наших дней) далматинского поэта и

    гуманиста М. Марулича впервые, насколько можно судить, употребляется слово

    «психология», Авторство термина часто приписывают Ф. Меланхтону, немецкому

    протестантскому богослову и педагогу, сподвижнику Мартина Лютера.

    Лексикография приписывает образование этого слова Меланхтону, который

    написал его на латыни (psychologia). Но ни один историк, ни один

    лексикограф не нашел точной ссылки на это слово в его произведениях». [2,

    9] В 1590 году вышла книга Рудольфа Геккеля (Гоклениуса), в названии

    которой на греческом языке также используется это слово. Название труда

    Геккеля, в котором собраны высказывания многих авторов о душе, «Психология,

    то есть о совершенстве человека, о душе и, прежде всего, о возникновении

    ее...». Но общепризнанным термин «психология» становится лишь в XVIII веке

    после появления работ X. Вольфа. Лейбниц в XVII веке использовал термин

    «пневматология». Кстати, работы самого Вольфа «Эмпирическая психология»

    (1732) и «Рациональная психология» (1734) принято считать первыми

    учебниками по психологии, а по истории психологии — труд талантливого

    философа, последователя И. Канта и Ф.Г. Якоби, Ф.А. Каруса.

    Предмет психологии

    В буквальном смысле слова психология — это учение о психике. Психея,

    или Психе, в греческой мифологии олицетворение души, дыхания. Психе

    отождествлялась с живым существом. Дыхание ассоциировалось с ветром,

    дуновением, полетом, вихрем, поэтому душа обычно изображалась порхающей

    бабочкой или летящей птицей. По Аристотелю, Психе и есть «душа» и

    «бабочка». На основе различных мифов о Психее римский писатель Апулей

    создал книгу «Метаморфозы», в которой в поэтической форме представил

    странствия человеческой души в поисках любви.

    Важно отметить, что понятие «душа» у всех «племен и народов»

    ассоциируется с внутренним миром человека — его сновидениями,

    переживаниями, воспоминаниями, мыслями, чувствами, желаниями. М.С. Роговин

    отмечает, что понятие души возникает у всех народов как обобщение и

    сведение к некоторому наглядному образу того, что мог охватить ум древнего

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.