МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Понятие личности в психологии

    проявлений личности. [16]

    Американский психолог В.Джеймс писал, что личность «в наиболее широком

    смысле – есть общий итог того, что человек может назвать своим, т.е. не

    только

    собственное тело и собственные психические силы, но и принадлежащие ему

    дом, жену, детей, предков, друзей, свою добрую славу и творческие

    произведения, поземельную собственность, лошадей, яхту и текущий счёт.

    Отсюда, по Джемсу, потеря хотя бы части собственности рассматривается как

    умаление достоинств самой личности. При потере накопленного золота, при

    потере имущества, пишет Джеймс, не только возникает «чувство умаления нашей

    личности, превращение части нас в ничто… Через это мы сразу отождествляемся

    с беднягами, к которым доселе относились презрительно, отделяемся больше,

    чем прежде, от счастливцев, которые властвуют над сушей,

    и морями, и людьми, наслаждаясь тем, что может дать богатство и власть».

    Согласно З. Фрейду, личность есть замкнутая в себе биологическая индивидуа-

    льность, живущая в обществе и испытывающая его влияния, но противостоящая

    ему. Оказывается, что источником активности личности являются

    подсознательные влечения: сексуальные и влечения к смерти, проявляющиеся

    роковым образом. Соответственно смысл жизни состоит в удовлетворении этих

    изначальных биологических влечений. Общественное развитие, цивилизация с её

    многочисленными моральными запретами, по Фрейду, оказывается, вредят

    нормальному развитию человеческой личности являются источниками её

    неврозов. Отсюда и прямо и косвенно оправдываются

    разнузданная сексуальность и войны, насилие как средство удовлетворения

    влечения к смерти. Концепция Фрейда, таким образом, является заострённой

    концепцией биологического индивидуализма личности.

    Неофрейдисты (Хорни, Фромм) пытаются сгладить биологическое понимание

    личности, данное Фрейдом. Они стремятся обновить фрейдизм за счёт умале-

    ния значения сексуальности в жизни человека, признания положительной роли

    культуры (Хорни) и общественных условий в целом (Фромм). По Фромму,

    общественное развитие приводит ко все большей индивидуализации и свободе

    личности. Фромм различает позитивную и негативную свободу: первая – это

    власть человека над природой; вторая – это одиночество человека вследствие

    борьбы людей друг с другом. Таким образом, фрейдизм и неофрейдизм остаётся

    реакционной, ненаучной концепцией личности, служащей делу оправдания

    существующего капиталистического строя, тяжёлого положения личности в нём.

    Фрейдизм уводит личность от решения социальных проблем в мир таинственных

    психологических явлений и внутренних душевных конфликтов, он рекомендует

    искать избавления от страданий путём самоанали-

    за с помощью психоанализа. [6]

    Личность, по Юнгу, включает три основные системы: Эго, личное бессознатель

    ное и коллективное бессознательное.

    Эго – это центр сознания, представляющий собой часть души (личности),

    включающей чувства, ощущения, воспоминания, мысли и всё то, что позволяет

    человеку чувствовать свою целостность и осознавать свою идентичность.

    Личное бессознательное – это структура, включающая в себя, как и у Фрейда,

    вытесненные воспоминания, чувства, переживания. Однако по представлениям

    Юнга в личное бессознательное входят также и комплексы (например, материн-

    ский комплекс, комплекс власти и др.). При этом комплекс может захватить

    контроль над личностью и управлять её поведением.

    Коллективное бессознательное – по Юнгу, представлено архетипами,

    являющимися универсальными общечеловеческими моделями восприятия,

    содержащими значительный эмоциональный элемент.

    Юнг впервые предложил две психологические установки, или ориентации

    личности: экстраверсия и интроверсия.У каждого человека присутствуют обе

    установки, но одна из них является доминирующей.

    Экстраверсия – направленность вовне, к внешнему миру, к другим людям.

    Интроверсия – направленность внутрь себя, в свой внутренний мир.

    Развитие личности, или индивидуация, по Юнгу – это процесс интеграции

    многих внутриличностных функций и тенденций. В своей конечной реализации

    процесс индивидуации предполагает выведение архетипа Самости в центр

    личности. В процессе индивидуации может произойти, по Юнгу, самореализа-

    ция, но, к сожалению, она доступна далеко не всем людям, а лишь высоко-

    образованным и высоконравственным.

    При развитии личности реализуются:

    Принцип каузальности (причинности) ставит развитие личности в зависимость

    от прошлого опыта.

    Принцип телеологии (целеположения) ставит развитие личности в зависимость

    от прогнозируемой цели, т.е. в данном случае развитие определяется не

    только прошлым, но и будущим.

    Принцип синхронии применим к событиям, происходящим одновременно, но не

    связанным причинно – следственными отношениями.

    Принцип наследования, по Юнгу, заключается в том, что наследственность

    включает не только биологические инстинкты, но и родовые «переживания» в

    Форме архетипов – расовых воспоминаний, благодаря повторению их во

    множестве поколений.

    Принцип прогрессии основывается на поступательном развитии, направленном

    вперёд, в сторону усовершенствования.

    Принцип регрессии основывается на прекращении развития, на переключении

    энергии в сторону более ранних стадий развития, что также может носить

    приспособительный характер. [2]

    1.1индивидуальные проявления и особенности личности

    1. основные подходы к проблеме соотношения биологического и социального в

    личности

    В ИСТОРИИ НАУКИ БЫЛИ ПЕРЕБРАНЫ ПРАКТИчЕСКИ ВСЕ ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМАЛЬНО –

    ЛОГИчЕСКИЕ СВяЗИ МЕЖДУ ПОНяТИяМИ ПСИХИчЕСКОЕ, СОЦИАЛЬНОЕ, БИОЛОГИчЕСКОЕ.

    Психическое развитие трактовалось как полностью спонтанный процесс, неза-

    висимый ни от биологического, ни от социального; и как производный только

    от биологического, или только от социального развития, либо как результат

    их

    параллельного действия на индивида или взаимодействия. В концепциях

    спонтанного психического развития оно рассматривается как полностью детер-

    менируемое своими внутренними законами. Вопрос о биологическом и социальном

    для этих концепций просто не существует: человеческому организ-

    му здесь, в лучшем случае, отводится роль некоего «вместилища» психической

    деятельности, внешнего по отношению к ней. В Биологизаторских концепциях

    психическое развитие рассматривается как линейная функция развития организ

    ма, как нечто, однозначно следующее за этим развитием; все особенности пси-

    хических процессов, состояний и свойств человека здесь пытаются вывести из

    биологических законов. При этом нередко используются законы, открытые при

    изучении животных, которые не учитывают специфику развития человеческого

    организма. Часто в этих концепциях для объяснения психического развития

    привлекается основной биогенетический закон (рекапитуляции), согласно

    которому в развитии индивида воспроизводится в главных чертах эволюция

    вида, к которому этот индивид принадлежит; пытаются найти в психическом

    развитии индивида повторение ступеней эволюционного процесса в целом или

    хотя бы основных этапов развития вида.

    Видный отечественный психолог Б.Ф.Ломов развивая системный подход к

    пониманию сущности личности, пытается вскрыть всю сложность и неодназнач

    ность решения проблемы соотношения социального и биологического в личнос

    ти. Его взгляды на эту проблему сводятся к следующим основным положениям.

    Исследуя развитие индивида, психология, конечно не ограничивается анализом

    только отдельных психических функций и состояний. Её прежде всего интере-

    сует формирование и развитие личности человека. В этой связи проблема соот-

    ношений биологического и социального выступает преимущественно как проблема

    организм и личность. Одно из этих понятий сформировалось в контексте

    биологических, другое – социальных наук, но и то и другое относит-

    ся к индивиду как представителю вида «человек разумный» и как члену общест

    ва. Вместе с тем в каждом из этих понятий фиксируются разные системы

    свойств человека: в понятии организм – структура человеческого индивида как

    биологической системы, в понятии личность – его включённость в жизнь

    общества. Как уже отмечалось, исследуя формирование и развитие личности,

    отечественная психология исходит из марксистского положения о личности как

    социальном качестве индивида. Вне общества это качество индивида не сущест

    вует, а потому вне анализа отношений индивид – общество не может быть и

    понято. Объективным же основанием личностных свойств индивида является

    система общественных отношений, в котором он живёт и развивается.

    В глобальном плане формирование и развитие личности можно рассматривать как

    усвоение ею социальных программ, сложившихся в данном обществе на данной

    исторической ступени.

    Из всего сказанного можно сделать вывод: детерминация развития индивида

    имеет системный характер и отличается высокой динамичностью. Она необходимо

    включает как социальные, так и биологические детерминанты.

    Социогенетическая концепция рассматривает развитие личности как результат

    прямых воздействий окружающей социальной среды. Социогенетики отводят

    человеку пассивную роль существа, приспособляющегося к окружающей

    обстановке.

    1.1.2 структура личности

    В отечественной психологии существует ряд попыток представить

    структуру личности (А.Г.Ковалёв, В.С.Мерлин, К.К.Платонов, В.А.Крутец-

    кий, А.И.Щербаков). Наиболее обоснованную и развёрнутую структуру личности

    предложил К.К.Платонов. В предложенной им динамической функциональной

    структуре личности содержится как координационный (взаимосвязи между

    подструктурами личности на одном иерархическом уровне), так и

    субординационный (взаимосвязи между подструктурами личности,

    представленными на разных уровнях ) принципы построения. На

    основе критерия соотношения социального и биологического в качествах лич

    ности в её структуре выделены четыре иерархически соотносящиеся подструк-

    туры: 1) – направленность личности;

    2)- опыт;

    3)- индивидуальные особенности психических процессов;

    4)- включает биопсихические свойства.

    Кроме того, в структуре личности выделены две общие интегративные

    подструктуры (характер и способности), которые, в отличие от иерархических

    подструктур, пронизывают все четыре уровня иерархии, вбирая в себя качества

    из подструктур каждого выделенного уровня. В то же время каждая из общих

    подструктур отражает определённый аспект изучения поведения личности:

    устойчивость проявления черт в различных видах деятельности (тогда речь

    идёт о характере личности) или в каком - то конкретном виде деятельности

    (речь идёт о способностях личности к данному виду деятельности);

    1) подструктура личности, названная «направленность личности», объединяет

    качества направленности и отношения личности, проявляющиеся как моральные

    черты. Черты личности, входящие в эту подструктуру, в своём подавляющем

    большинстве не имеют непосредственных врождённых задатков

    (исключая влечения и склонности), а отражают индивидуально преломленное

    общественное сознание. Направленность личности включает в себя такие её

    формы, как влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения,

    мировоззрение. В этих формах направленности личности проявляются и

    отношения и моральные качества личности, и различные потребности. Эта

    подструктура формируется путём воспитания.

    2) подструктура личности, названная «опыт» объединяет знания, навыки,

    умения, привычки, приобретённые в личном опыте путём обучения, но уже с

    заметным влиянием и биологически и даже генетически обусловленных свойств

    личности. Эту подструктуру иногда называют индивидуальной культурой, или

    подготовленностью.

    3) подструктура личности, названная «особенности психических процессов»,

    объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или

    психических функций, понимаемых как формы психического отражения: памяти,

    эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли.

    4) подструктура личности, названная «биопсихические свойства», объединяет

    свойства темперамента, возрастные свойства личности и её патологические.

    Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят

    От физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только

    субординируют и компенсируют. Активность этой подструктуры определяется

    основными свойствами нервной системы.

    А.В.Петровский и В.А.Петровский понимали структуру личности, когда она

    рассматривается как «сверхчувственное» системное качество индивида.

    Рассматривая личность в системе субъективных отношений, они выделяют три

    типа атрибуции (приписывания, наделения) личностного бытия индивида (или

    три аспекта трактовки личности).Первый аспект рассмотрения-интраиндивид-

    ная личностная атрибуция : личность трактуется как свойство,присущее само-

    му субъекту: личностная оказывается погруженным во внутреннее пространс-

    тво бытия индивида.

    Второй аспект – интериндивидная личностная атрибуция как способ понима-

    ния личности, когда сферой её определения и существования становится «про-

    странство межиндивидных связей».

    Третий аспект рассмотрения –метаиндивидная личностная атрибуция. Здесь

    обращается внимание на воздействие , которое вольно или невольно индивид

    оказывает своей деятельностью (индивидуальной и совместной) на других лю-

    дей. Личность воспринимается уже под новым углом зрения:её важнейшие ха-

    рактеристики, которые пытались усматривать в качестве индивида, предлагает-

    ся искать не только в нём самом, но и в других людях. В этом случае

    личность

    выступает в качестве идеальной представленности индивида в других людях,

    его инобытия в них его персонализации .Сущность этой идеальной представлен

    ности –в тех реальных действенных изменениях интеллектуальной и аффектив-

    но-потребностной сферы другого человека,которые производит деятельность

    субьекта или его участие в совместной деятельности . «Инобытие» индивида в

    других людях –не статичный отпечаток .Речь идёт об активном процессе , о

    своего рода продолжении себя в другом , вследствие которого личность

    обретает вторую жизнь в других людях . Продолжаясь в других людях , со

    смертью индивида личность полностью не умирает.Индивид как носитель лич-

    ности уходит из жизни , но персонализированный в других людях,продолжает

    жить. В словах «он живёт в нас и после смерти» нет мистики ,ни метафоричнос-

    ти, это констатация факта идеальной представленности индивида после его

    материального исчезновения. Таким образом, личность может быть характери-

    зуема только в единстве всех трёх предложенных аспектов рассмотрения. [21]

    1.1.3 Направленность личности

    Несмотря на различие трактовок личности,существующее в отечественной пси-

    хологии ,во всех подходах в качестве её ведущей характеристики выделяется

    её направленность.В разных концепциях эта характеристика раскрывается по

    разному: как «динамическая тенденция» ( С.Л.Рубинштейн ), «смыслообразую-

    щий мотив» ( А.Н.Леонтьев ), «доминирующее отношение» ( В.Н.Мясищев ),

    «основная жизненная направленность»( Б.Г.Ананьев ),динамическая организа-

    ция сущностных сил человека» (А.С. Прангишвили ). Она так или иначе

    выявляется в изучении всей системы психических свойств и состояний

    личности: потребностей, интересов, склонностей, мотивационной сферы,

    идеалов, ценностных ориентаций, убеждений.

    Таким образом, направленность выступает как системообразующее свойство

    личности, определяющее её психологический склад.

    Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и

    относительно независимых от наличных ситуаций, называется направлен-

    ностью личности человека.

    Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путём

    воспитания. Направленность- это установки, ставшие свойствами личности.

    Направленность включает несколько связанных иерархически форм: влечение,

    желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение.

    Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами её

    деятельности.

    Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности:

    1) влечение – малодифференцированное, смутное стремление направленное на

    какой- либо предмет или действие вследствие той или иной маловыраженной

    потребности. Для влечения характерно отсутствие чётко понимаемой, осознан-

    ной цели;

    2) желание - более высокая форма направленности, при которой человек

    осознаёт то, к чему он стремится, т. е. цель своего стремления;

    3) стремление - возникает при включении в структуру желания волевого

    компонента;

    4) интерес – ещё более высокая и осознанная форма направленности на

    предмет, однако являющаяся только стремлением к его познанию;

    5) склонность – стремление к определённой деятельности. На основе интересов

    и склонностей формируются идеалы;

    6) идеал – форма направленности, воплощённая в определённом, конкретном

    образе, на который человек, имеющий данный идеал, хочет походить;

    7) мировоззрение – это система взглядов, представлений и понятий о мире,

    его

    закономерностях, об окружающих человека явлениях, природе и обществе;

    8) убеждение – высшая форма направленности личности – это система мотивов

    личности, побуждающих её поступать в соответствии со своими взглядами,

    принципами, мировоззрением. [5]

    Мотивы могут быть в большей или меньшей мере осознанными или совсем не

    осознаваемыми. Основная роль направленности личности принадлежит осознанным

    мотивам.

    Потребностно – мотивационная сфера характеризует направленность личности

    лишь частично, является как бы исходным её звеном, фундаментом. На этом

    фундаменте формируются жизненные цели личности. Следует различать цель

    деятельности и жизненную цель. Человеку приходится выполнять в течении

    жизни множество разнообразных деятельностей, в каждой из которых

    реализуется определённая цель. Но цель любой отдельной деятельности

    раскрывает лишь какую – то одну сторону направленности личности, проявляю

    щуюся в данной деятельности. Жизненная цель выступает в качестве общего

    интегратора всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями.

    Реализация каждой из них есть вместе с тем частичная реализация общей

    жизненной цели личности. С жизненными целями связан уровень достижений

    личности. В жизненных целях личности находит выражение сознаваемая ею

    «концепция собственного будущего». Осознание человеком не только цели, но и

    реальности её осуществления рассматривается как перспектива личности.

    Состояние расстройства, подавленности, противоположное переживаниям,

    свойственным человеку, осознающему перспективу, называется фрустрацией. Она

    возникает в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели

    сталкивается с реально непреодолимыми препятствиями, барьерами, или когда

    они воспринимаются как таковые. Необходимыми признаками фрустрирующей

    ситуации является ярко выраженная мотивированность достижения цели

    (удовлетворения потребности) и возникновение преграды, препятствующей этому

    достижению. В подобной ситуации человек может преодолевать значительные

    трудности, не впадая в состояние фрустрации. Но в критические моменты,

    когда трудности непреодолимы, возникает состояние фрустрации, которое в

    определённой мере деформирует целеполагающее поведение человека.

    Ф.Е.Василюк выделяет следующие виды фрустрационного поведения:

    1) двигательное возбуждение – бесцельное и неупорядоченные реакции;

    2) апатия;

    3) агрессия и деструкция;

    4) стереотипия – тенденция к слепому повторению фиксированного поведения;

    5) регрессия, которая понимается либо «как обращение к поведенческим

    моделям, доминированным в более ранние периоды жизни индивида», либо как

    «примитивиация» поведения, проявляющаяся в падении «конструктивности»

    поведения. [21]

    Глава 2 Развитие психологии личности в России

    Психология личности в России развивалась в четыре периода:

    Первый период – последнее десятилетие 19 века – 20 – е годы 20 века.

    Для него характерным и существенным было появление самой идеи личности.

    Превращение человека в личность рассматривалось как идеальная модель, как

    социально желаемый итог его развития. Идея личности постепен

    но трансформируется в идею всесторонне развитой личности, но пути и

    средства её формирования только намечаются. Проблематика личности на

    данном этапе ещё только прорисовывается и не имеет не только феноменоло

    гического, но и семантического пространства. В этой связи есть основания

    думать, что для первого периода развития психологии личности характерны:

    общефилософский подход, недифференцированность теоретических подхо-

    дов, начало экспериментального изучения, невостребованность психологи-

    ческих знаний о личности социальной практикой.

    Второй период – 30 – е – середина 60 – х годов 20 века.

    Проблема личности начинает занимать устойчивое положение, приобретает

    дисциплинарный характер. Осуществляется попытка обозначить дефиницию, и

    раскрыть личность как психологическую категорию.

    Намечаются более чёткие феноменологические области исследования личности:

    воля, активность, характер, темперамент, сознание, бессознательное,

    развитие личности. Происходила простая подмена слова

    «человек» «личностью», что служило почти гарантом его духовной и

    социальной состоятельности. Тенденция ограничиться только словесными

    декларациями о социальности личности долго ещё сохранялось в советской

    психологии.

    Третий период – середина 60 – х – конец 80 – х годов 20 века.

    Это период создания концепций «нового советского человека». Психология

    личности как бы эксплицируется вовне, обнаруживая свои возможности и

    оттесняя другую психологическую проблематику. Идея личности трансфор-

    мируется в личностный принцип. Личностная феноменология пополняется

    статусом, социальными ролями, уровнями притязаний, установками, рефе-

    рентностью, направленностью. Делается попытка построить структуру

    личности, иерархизировать её подструктуры, дать новое, более обобщённое

    понятие о личности. Вновь смешиваются психологический и социологичес-

    кий уровни исследования личности. Усиливается внимание к методам ис-

    следования личности. Идёт поиск механизмов формирования и развития

    личности.

    Четвёртый период – конец 80 – х – 90 – е годы 20 века.

    В этот период сохраняются многие особенности третьего периода, но при

    этом усиливается внимание к методологическим аспектам. Феноменологические

    аспекты личности становятся господствующими в её проблематике.

    Открываются «новые» грани личности: персонализация, субъектность,

    неадаптивная активность. Объявляется создание теории личности. Личность

    объявляется системным качеством. Идёт попытка применения системного

    подхода к изучению личности, называются её подсистемы. Внутри каждого из

    названных периодов развития психологии личности были вычленены и обобщены

    те научные направления и школы которые реализовали различные

    исследовательские задачи, но были объединены фактором «общего времени», и

    фактором общего социального контекста. [9]

    Заключение

    Если обобщить определения понятия «личность», существующие в рамках

    различных психологических теорий и школ (К.Юнг, Г.Олпорт, Э.Кречмер,

    К.Левин, Ж.Нюттек, Дж.Гилфорд, Г.Айзенк, А.Маслоу и других), то можно

    сказать, что личность традиционно понимается как «… синтез всех характерис-

    тик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в

    результате адаптации к постоянно меняющейся среде» и «… в значительной мере

    формируется реакциями окружающих на поведение данного индивида».

    Итак, можно сказать, что личность человека это социальное по своей

    природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологичес-

    кое образование, представляющее собой систему мотивационно – потребност-

    ных отношений, опосредующих взаимодействия субъекта и объекта.

    Такое определение личности вполне соответствует её пониманию в частности в

    отечественной психологии, ориентировавшейся на марксизм (Л.С.Выготский,

    С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович).

    Во – первых личность является атрибутивной характеристикой каждого челове

    ческого субъекта, но не самим этим субъектом.

    И во – вторых, что личность является такой психологической характеристикой

    субъекта, которая регулирует его отношения с объективной действительностью

    Таким образом, личность это система мотивационных отношений, которую имеет

    субъект.

    А также, во – первых быть личностью значит быть субъектом собственной

    жизнедеятельности, строить свои витальные (в широком смысле контакты с

    миром). Психологические исследования личности как субъекта витальности –

    это изучение биологических предпосылок поддержания человеком своих

    взаимоотношений с миром. Уровень личности как «авторствования» человека

    применительно к построению им собственной жизни может быть зафиксирован в

    термине индивидуум или индивидуальный субъект.

    Во – вторых, быть личностью – это значит быть субъектом предметной

    деятельности. Последняя может быть раскрыта как производство человеком

    предметов духовной и материальной культуры и представлена в виде процессов

    опредмечивания и распредмечивания человеческих «сущностных сил».

    (Г.С.Батищев, В.В.Давыдов, Э.В.Ильенков, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Трубников,

    Э.Г.Юдин).Психологические исследования личности как субъекта предметной

    деятельности посвящены: зависимости протекания психических процессов

    человека от того места, которое он им придаёт в организации собственной

    деятельности (А.Н.Леонтьев, П.И.Зинченко, А.В.Запорожец, А.А.Смирнов,

    В.Я.Ляудис). Смысловой детерменированности психических процессов

    (Н.А.Леонтьев,С.Л.Рубинштейн, Д.Н.Узнадзе), «ценности» как фактора

    отношений субъекта с миром (Н.И.Непомнящая), «смысловой установки», шире –

    «смысловым образованием» (А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь, Е.В.Суб-

    ботский, А.У.Хараш, Д.А.Леонтьев), «активности образа мира» (С.Д.Смирнов),

    общим механизмом саморегуляции как «особого контура» организации

    информационных процессов, регулирующих деятельность (О.А.Конопкин,

    Ю.А.Миславский, В.И.Степанский, и др.) В работах этого направления личность

    выступает в значении «деятель».

    В – третьих, быть личностью – это быть субъектом деятельности общения.

    Необходимо различать собственно общение и коммуникацию.Общение же – это

    производство индивидами их общего (В.А.Петровский), что предполагает

    достижение взаимной идеальной представленности взаимодействующих сторон (в

    отличие от коммуникации, которая может иметь чисто инструментальный

    характер. Психологические исследования личности как субъекта общения

    представлены работами в области символического интеракционизма (базирую-

    щегося на работах Дж.Мида), трансактного анализа (Э.Берн и его школа),

    социальной перцепции(А.А.Бодалёв, Г.М.Андреева, А.У.Харош, и др.)

    социального влияния и власти (Картрайт, Танненбаум, Тибо, Келли и др.),

    деятельностного опосредования межличностных отношений (А.В.Петровский и его

    сотрудники), а также исследованиями диалогичности сознания (М.М.Бах-

    тин, В.С.Библер, А.У.Хараш и др.) Строго говоря, быть личностью, как

    субъектом общения невозможно без той или иной степени идеальной репрезен-

    тированности (отражённости) человека в жизни других людей.

    А также следует отметить, что в принципе верная идея о том что «личностью

    не

    рождаются», что личностью человек становится, «выделывается» послужила в

    отечественной психологии основанием для совершенно неверной, на наш взгляд,

    точки зрения, что не каждый человек – личность.

    Библиографический список использованной литературы

    1 Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник .-М: Изд-во МГУ, 1990-367с.

    2 Алейникова Т.В. Психоанализ: Учеб.пособие.- Ростов н/Д: Феникс,2000.-

    352с.

    3 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М: «Черо», 1998,336с.

    4 Елисеев О.П. Практикум по психологии личности – СПб: «Питер», 2000,560с.:

    ил( серия «Практикум по психологии»)

    5 Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология, учебник для индустр. пед.

    техникумов – М: «Высшая школа» 1989, 383с.

    6. Ковалёв А.Г. Психология личности. изд 3 переработ. и доп. М.;

    «Просвещение», 1969, 391с.

    7. Коломинский Я.Л. Человек: психология. М. «Просвещение» 1986. 223с.

    8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,1975

    9. Котова И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. – Ростов

    н/Д

    Издательство Ростовского педагогического университета, 1994- 294с.

    10. Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии. Учеб. пособие для студентов

    пед. ин- тов. М; «Просвещение» 1977. 528с.

    11. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика: Учеб.

    пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Гуманитарно изд. центр

    ВЛАДОС, 2001-192с.

    12. Олпорт Гордон В. Личность в психологии «КСП+», М.: «Ювента», СПб(При

    участии психологического центра «Ленато», СПб) 1998.345с.

    13. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с

    англ. М.С.Жамкочьян под ред. В.С.Магуна – М.: «Аспект Пресс»,2000 – 607с.

    14. Петровский А.В. Быть личностью, М. «Педагогика» 1990. 112с. ил ( Б-чка

    Детской энциклопедии «Учёные- школьнику»).

    Оглавление

    Введение.

    Стр. 4-6

    Глава 1. Определение понятия личности в отечественной и зарубежной

    психологии

    Стр. 6-15

    1.1. Индивидуальные проявления и особенности личности

    Стр. 15

    1.1.1. Основные подходы к проблеме соотношения биологического и социального

    в личности

    Стр.15-17

    1.1.2. Структура личности

    Стр.17-20

    1.1.3. Направленность личности

    Стр. 20-22

    Глава 2. Развитие психологии личности в России

    Стр.22-24

    Заключение.

    Стр.24-26

    Библиографический список использованной литературы.

    Стр.27-28

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.