МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Понятие и психологическое содержание обыска. Морально - этические аспекты производства обыска

    преодолеть возникающие трудности и т. д.

    Конфликтные отношения в результате воздействия следователя и включения

    обыскиваемых в деятельность по осмотру отдельных объектов (открытие ящиков

    и шкафов, перенос по просьбе следователя белья и т. д.) частично снимаются.

    В ряде случаев снятие конфликтных отношений достигается разъяснением цели и

    необходимости обыска в связи с определенными прошлыми действиями самого

    обыскиваемого.

    В случае возникновения остроконфликтных ситуаций в процессе обыска

    может применяться метод воздействия как внушение в форме приказа, что даст

    возможность резко изменить поведение обыскиваемого, вывести психическое

    отношение из состояния резкого конфликта.

    Вторая задача в деятельности следователя — это установление речевого

    контакта с обыскиваемым в процессе обыска. Речевой контакт позволяет решать

    несколько задач: осуществлять убеждение, наблюдать за реакциями

    обыскиваемого, выяснять взаимосвязь обнаруженных объектов с другими, их

    значение для обыскиваемого и т. д.

    При производстве обыска надо как можно шире включать обыскиваемого в

    беседу, практиковать постановку вопросов о назначении тех или иных

    предметов и т. д. Его речь свидетельствует о его внутреннем состоянии, о

    его отношении к действиям следователя или к отдельным предметам. Тембр

    голоса, манера говорить могут скорее выдать действительное отношение

    человека, чем другая внешняя реакция.

    Речевое общение в процессе производства обыска использовано для

    разработки специфического приема воздействия, который был назван словесной

    разведкой'. Суть его в том, что следователь спрашивает обыскиваемого о

    расположении помещений, назначении тех или иных предметов, принадлежности

    определенных вещей и т. п. и при этом наблюдает за его состоянием,

    психофизиологическими реакциями. При этом в действие вступает новый

    дополнительный раздражитель — словесный, который еще более усиливает

    процессы эмоционального возбуждения обыскиваемого, усложняет возможности

    контроля за собственным поведением и реакциями. Словесный раздражитель

    усиливается, если задаваемые вопросы исходят из ситуации обыска. Еще

    большее значение имеет наблюдение за поведенческими актами обыскиваемого.

    Такого рода поведенческие акты можно классифицировать как попытки, во-

    первых, отвлечь внимание участников обыска от осмотра определенных участков

    и предметов; во-вторых, сорвать обыск или приостановить его; в-третьих,

    замаскировать или закрыть доступ к каким-либо участкам помещения,

    определенным предметам; в-четвертых внушить представление о

    нецелесообразности поисков на определенных участках помещения, о

    несушественности, незначительности каких-либо объектов (например, на вопрос

    следователя: «Что находится в чулане?» — жена обвиняемого отвечает, что там

    всякий хлам, что участники обыска зря потеряют время на осмотр и т.п.).

    Целеустремленность и волевое поведение следователя при производстве

    обыска могут оказаться решающими для достижения успеха. Здесь нельзя

    рассчитывать на легкий успех. Не следует опускать руки при первых неудачах.

    Нередко искомые предметы удается обнаружить в самый последний момент.

    Поэтому важно сохранить «творческий подъем» до конца обыска. Неверие в

    успех крайне отрицательно сказывается на поисковой деятельности. Потеряв

    надежду, следователь ищет поверхностно, без энергии, формально.

    Существенное значение для обеспечения эффективности обыска имеет и

    проявление следователем такого волевого качества, как настойчивость,

    которая предполагает способность в течение длительного времени стремиться к

    достижению поставленной цели, преодолевая возникшие трудности.

    Для успешного осуществления обыска важным условием является проявление

    следователем бдительности. Сложная психологическая атмосфера обыска,

    серьезные неблагоприятные последствия, могущие наступить для обвиняемого в

    случае обнаружения у него орудий преступления, предметов и ценностей,

    добытых преступным путем, могут подтолкнуть обыскиваемого, членов его семьи

    к противодействию, применению различного рода хитростей, уловок, к

    провокациям. Отсутствие у следователя необходимой бдительности, ослабление

    контроля за поведением обвиняемого, членов его семьи могут привести к

    весьма нежелательным последствиям.

    Не должен следователь в течение всего времени обыска забывать и о

    нравственно-этических принципах. С начала и до конца обыска следователь

    обязан проявлять вежливость, корректность, не допуская грубости,

    оскорблений, каких-либо угроз. Следователь может испытывать чувства гнева,

    возмущения, осуждения по отношению к лицу, у которого производится обыск,

    однако все это не избавляет его от необходимости быть сдержанным, особенно

    к членам семьи обыскиваемого. Большое чувство такта требуется от

    следователя при изучении во время обыска документов, свидетельств личной,

    интимной жизни обыскиваемых, переписки, фотографий, дневников.

    Этическая сторона производства обыска настолько значима, что ряд

    нравственных требований к этому следственному действию предусмотрен законом

    (ст. 168—172 УПК РСФСР). Следователь не имеет права прибегать к действиям,

    унижающим достоинство личности обыскиваемого, он обязан обеспечить

    неразглашаемость обстоятельств интимной жизни обыскиваемых лиц. Личный

    обыск может производиться только лицом того же пола и в присутствии понятых

    того же пола. Обыск, как правило, не может быть проведен в ночное время.

    Ряд требований к поведению следователя обусловлен нормами морали:

    тактичность, избежание грубых выпадов, конфликтных ситуаций,

    пренебрежительного отношения к обыскиваемым.

    При необходимости произвести обыск малолетнего необходимо привлечь

    педагога и исследовать одежду малолетнего в условиях подходящего детского

    учреждения. Обследование местонахождения и одежды больного лица необходимо

    осуществлять с помощью врача. Врач осуществляет и осмотр полостей

    человеческого тела. С места обыска должны быть удалены дети. Во время

    обыска не должны оглашаться документы и письма, не относящиеся к делу.

    Необходимо воздерживаться от каких бы то ни было замечаний, оценок в связи

    с укладом жизни и поведением обыскиваемого лица и членов его семьи. На

    месте обыска не должен создаваться беспорядок. Следователь обязан бережно

    относиться к имуществу обыскиваемого.

    Результаты обыска имеют не только доказательственное значение, но и

    выступают как обстоятельства, используемые в тактических целях при

    производстве других следственных действий.

    Длительность и трудоемкость обыска делают также весьма желательным

    наличие у следователя психологической и физической выносливости.

    Вопросы психологического характера, как правило, возникают уже в самом

    начале производства обыска, когда нужно решить вопрос о способе

    проникновения в квартиру обвиняемого таким образом, чтобы исключить с его

    стороны возможность сопротивления, уничтожения или перепрятывания орудий

    преступления, ценностей, важнейших доказательств по делу. Можно, например,

    организовать какое-либо «происшествие» на лестничной площадке:

    воспользоваться приходом к обвиняемому знакомых; зная распорядок жизни

    членов семьи обвиняемого, войти в квартиру в момент возвращения с работы

    одного из них и т. д. Обыскиваемый, его соучастники, члены их семей и

    посторонние лица не должны знать о предстоящем обыске.

    При проведении обыска нужно учитывать образование, культурный уровень,

    профессию, знания, интеллектуальные способности обыскиваемого, что имеет

    немалое значение при выборе места и способа укрытия. Так, например, анализ

    уголовных дел о хищениях промышленного золота, нарушениях правил разработки

    недр и сдачи золота государству, спекуляции валютными ценностями показал,

    что расхитители, валютчики, используя знание физико-химических свойств

    драгоценного металла, для укрытия золота рассыпают его на определенном

    участке земли. Обнаружить таким образом спрятанное золото при обыске

    довольно трудно. Преступники же в случае необходимости могут легко извлечь

    его путем промывания земли водой. Ориентируясь в основных психологических

    закономерностях, преступник понимает, что у следователя выработана

    психологическая установка на обязательный поиск, притуплено внимание к

    тому, что лежит на виду, и этим старается воспользоваться.

    Культурный и образовательный уровень человека, его профессия, интересы

    в значительной степени определяют условия жизни, характер обстановки в

    квартире и тем самым объективно обусловливают специфику объектов,

    предметов, подлежащих изучению при обыске. Поэтому все эти социально-

    психологические особенности личности обвиняемого требуют своего анализа при

    производстве обыска.

    0быск в помещении, как правило, сопровождается проведением личного

    обыска, так как искомые предметы могут находиться непосредственно при

    обвиняемом, у отдельных членов его семьи. Следует отметить, что личный

    обыск с целью изъятия оружия является одним из необходимых средств

    обеспечения безопасности участников обыска и всех присутствующих, а потому

    его следует провести безотлагательно перед началом следственного действия.

    Что же касается более тщательного личного обыска обвиняемого, членов его

    семьи с целью обнаружения предметов и документов, могущих иметь значение

    для дела, то его целесообразнее провести на заключительном этапе. При этом

    продолжают оставаться в силе уже рассмотренные ранее основные нравственно-

    этические принципы, призванные гарантировать безопасность, здоровье и

    личное достоинство обыскиваемых.

    Обнаружение в ходе обыска изобличающих обвиняемого предметов ставит его

    в трудное психологическое положение, приводя к дезорганизации многих

    психических процессов, ослаблению волевых установок, направленных на

    сокрытие причастности к совершению преступления. Учитывая это,

    целесообразно сразу после обыска произвести допрос и очную ставку, чтобы

    закрепить при обыске сведения новыми данными.

    В большинстве случаев обыск и задержание — одновременно осуществляемые

    следственные действия, поскольку обыск в помещении преследует и цель

    обнаружения и задержания разыскиваемых лиц, а задержание обязательно

    сопровождается личным обыском.

    В психологическом плане обыск и задержание, несмотря на ряд различий,

    имеют немало сходных особенностей.

    По сравнению с другими следственными действиями задержание в наибольшей

    степени носит стрессовый характер. Он выражается в реальной опасности для

    жизни и здоровья участников данного следственного действия, окружающих, во

    внезапно меняющихся ситуациях задержания, необходимости глубокого и

    всестороннего анализа обстановки и т. д. В связи с этим при наличии

    названных выше факторов совсем иначе протекают многие психические процессы

    у сотрудников, задействованных в задержании. Определенная их

    дезорганизованность, нарушение последовательности мышления, чувство страха,

    тревоги, опасности, уменьшение объема внимания — все это требует учета,

    системы психической и физической подготовки, определенных тренировок.

    Поэтому далеко не каждый следователь или работник дознания может успешно

    провести задержание.

    В процессе планирования и осуществления задержания большая роль

    принадлежит рефлексивному управлению следователя, которое заключается в

    умении провести это мероприятие с учетом особенностей личности

    подозреваемого, сложившейся ситуации, вероятного поведения лица, чтобы

    лишить его возможности скрыться, вынудить добровольно сдаться и т. д.

    Мы уже отмечали, что психологические аспекты подготовки к задержанию и

    обыску во многом схожи. Они включают в себя изучение личности

    подозреваемого, обстановки предполагаемого места задержания. Данная

    информация необходима для решения вопроса о времени, месте и способе

    задержания. Всегда следует иметь в виду, что даже при наличии данных,

    положительно характеризующих подозреваемого, нельзя исключить вероятность

    сопротивления, в том числе и вооруженного. Вот почему столь необходимо в

    каждом случае сделать все для обеспечения безопасности всех участников

    задержания.

    Вероятность сопротивления при задержании особенно часто встречается у

    рецидивистов, которых характеризуют стойкая антиобщественная

    направленность, злобность, агрессивность, стремление к насилию,

    психопатические черты характера; крайние формы эгоизма, враждебное

    отношение к работникам органов внутренних дел.

    В стрессовых ситуациях задержания поведение подозреваемого в

    значительной степени определяется его эмоционально-волевыми особенностями.

    Агрессивность, злобность, несдержанность, неумение владеть собой,

    развязность, истеричность, склонность к аффектным вспышкам — все эти

    качества подозреваемого увеличивают возможность оказания им сопротивления.

    Психологического анализа требует и выбор момента задержания. В практике

    встречаются ситуации, когда задержание приходится проводить без какой-либо

    предварительной подготовки, к этому вынуждают обстоятельства. Однако во

    многих случаях есть возможность выбора оптимального варианта задержания, к

    чему и следует стремиться. В ситуациях, когда преступник лишен возможности

    скрыться, причинить вред окружающим, но при этом находится в состоянии

    сильного возбуждения, вызванного страхом, отчаянием, ненавистью,

    алкогольным опьянением, наркотическими веществами, утратил способность к

    самоконтролю, — не следует спешить с захватом. Разумнее дать преступнику

    возможность прийти в себя.

    Эффективным средством психологического воздействия является убеждение

    преступника в целесообразности добровольной сдачи. Здесь переговоры,

    однако, могут принести пользу только при условии знания психологических

    особенностей личности задерживаемого и умелого их использования. Для

    участия в таких переговорах имеет смысл пригласить людей, к которым

    задерживаемый питает добрые чувства, мнением которых он дорожит: его

    родителей, детей, родственников, друзей.

    Большие психологические сложности возникают в тех редких случаях, когда

    окруженный преступник (или группа) отказывается сдаться, угрожая расправой

    с заложниками. В подобных случаях задача оперативно-следственной группы в

    значительной мере осложняется необходимостью обеспечить безопасность

    заложников.

    Пример: В течение 1954 – 1956 г.г. по подозрению в хищении

    социалистической собственности и в иных преступлениях в отношении Эмиля Ш.

    трижды проводились расследования, но ни в одном случае не удавалось его

    изобличить. 24 января 1958 г. Эмиль Ш. пытался в своей квартире совершить

    самоубийство через повешение. Однако жена его спасла. При выяснении причин

    к самоубийству он заявил, что сделал это из-за семейного разлада.

    В это время в его кассе была проведена ревизия, причем выявлена лишь

    небольшая недостача (3,65 кроны). 7 июля 1958 г. у Эмиля Щ. была проведена

    новая внезапная ревизия. В кассе ревизионные органы установили на этот раз

    излишек в сумме 169,95 кроны. Кроме того, при описании кассовой наличности

    обнаружено расхождение в 12 234 кроны, которое произошло потому, что в ходе

    ревизии Эмиль Ш. отправил без ведома ревизоров в центральную кассу три

    воинских требования на кредитные перевозки. Это обстоятельство вызвало у

    ревизоров подозрение. Кассу опечатали и предложили отстранить Эмиля Ш. от

    обязанностей кассира.

    Однако в ночь на 23 июля 1958 г. был совершен взлом опечатанной кассы

    Эмиля Ш.. Новая ревизия установила, что преступник похитил несколько пачек

    картонных проездных билетов общей стоимостью 56 717,11 кроны.

    Установленные расследованием обстоятельства свидетельствовали, что

    взлом произвел Эмиль Ш.. На этом основании следователь заключил Эмиля Ш.

    под стражу и одновременно произвел обыск на его квартире. При обыске

    следователь нашел два новых, еще не использованных картонных проездных

    билета: один находился в кухонном буфете, другой – в ящике кухонного стола.

    Сначала следователь не придал этим билетам большого значения, счел

    мелочью, однако изъял их и отразил в протоколе обыска. Он исходил из того,

    что они могут иметь значение не только для изобличения Эмиля Ш. во взломе,

    но и для выяснения метода хищения денег.

    Были проведены и другие следственные действия, как и обширные

    оперативно-розыскные мероприятия. Но ничего, что могло бы изобличить Эмиля

    Ш. во взломе кассы, установлено не было. И следователь приступил к допросу

    обвиняемого.

    В ходе допроса следователь предъявил Эмилю Ш. два проездных билета,

    найденных при обыске, и потребовал объяснить их появление, указав при этом,

    что искреннее признание повлияет на меру наказания. Эмиль Ш., убежденный,

    что проездные билеты, которые следователь вынул из своего портфеля, именно

    те, что он спрятал в сарае у отца своей жены Павла О., признался и описал

    всю свою преступную деятельность.

    Итак на первый взгляд мелочь – два неиспользованных картонных проездных

    билета – привела в конце концов к разоблачению и изобличению крупного

    расхитителя денежных средств.[8]

    Заключение.

    В заключение отметим, что успех обыска в значительной мере зависит от

    интеллектуально-волевых качеств следователя: от гибкости его

    интеллектуальной деятельности, развитости воссоздающего воображения,

    выдержки, настойчивости, профессионализма, самообладания, способности к

    длительному напряжению в преодолении трудностей. Отдельные из этих качеств

    могут быть хорошо развиты, другие — недостаточно. При подборе участников

    обыска следователю необходимо учитывать свои психические особенности,

    компенсировать свои слабо развитые качества в системе групповой

    деятельности.

    Слушатель:

    Список использованной литературы.

    1. Васильев В.Л., «Юридическая психология». – М.: 1991 г.

    2. Глоточкин А.Д., Пирожков В.Ф., «Исправительно – трудовая психология», -

    М.: 1974 г.

    3. Яковлев А.М., «Преступность и социальная психология». - М.: 1971 г.

    4. Энциклопедия преступлений и катастроф, «Ограбления и кражи»: Литература,

    1996 г.

    5. Еникеев М.И., «Основы общей и юридической психологии». Учебник для

    вузов. – М.: Юрист, 1996. – 631с.

    6. Чуфаровский Ю.В., «Юридическая психология».Учебное пособие для

    юридических вузов. – М.: Право и Закон, 1997. – 320с.

    -----------------------

    [1] Еникеев М.И., «Основы общей и юридической психологии». Учебник для

    вузов. – М.: Юрист, 1996 г..

    [2] Чуфаровский Ю.В., «Юридическая психология». Учебное пособие для

    юридических вузов. – М.: Право и Закон, 1997 г .

    [3] Еникеев М.И., «Основы общей и юридической психологии». Учебник для

    вузов. – М.: Юрист, 1996 г.

    [4] Яковлев А.М., «Преступность и социальная психология». - М.: 1971 г.

    [5] Васильев В.Л., «Юридическая психология». – М.: 1991 г.

    [6] Яковлев А.М., «Преступность и социальная психология». - М.: 1971 г.

    [7] Чуфаровский Ю.В., «Юридическая психология».Учебное пособие для

    юридических вузов. – М.: Право и Закон, 1997 г..

    [8] Энциклопедия преступлений и катастроф, «Ограбления и кражи»:

    Литература, 1996 г.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.