МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Половозрастные различия и динамика представлений подростков о конфликтах

    предлагаемых оценить респондентам, выделены с помощью проведенной третьей

    части первой серии исследования.

    В процессе создания опросника была проведена экспертная оценка на

    способность вопросов опросника выявлять те или иные представления

    подростков и на возможность с помощью вопросов выявить различия в

    представлениях.

    В качестве экспертов выступали специалисты в области социальной

    психологи (научные работники и практические психологи с опытом работы более

    5 лет). Количество экспертов – 7 человек.

    В результате оценочной работы экспертов было оставлено 118 из 228

    первоначально созданных вопросов, наиболее соответствующих целям

    исследования. Были исключены вопросы, имеющие незначительные различия с

    другими вопросами анкеты по мнению экспертов. Были скорректированы

    следующие вопросы и варианты ответов:

    - Исключены вопросы, направленные на выявление представлений подростков о

    конфликтах, где в качестве конфликтов были названы непонимание и

    разногласия в связи с несоответствием понятию «конфликт».

    - Акцент в вопросах по возможности смещен с активной позиции на пассивную

    (например, формулировка вопроса «Мальчики чаще всего ссорятся с:…»

    заменена на «С мальчиками чаще всего ссорятся…») с целью повышения

    надежности, т.к. это облегчает идентификацию респондентов с персонажами

    вопросов.

    - Вопросы, направленные на выявление представлений об агрессивном поведении

    унифицированы, оставлено по одному варианту вопросов о поведении девочек

    и мальчиков. Исключена ситуация драки, в которой не применима косвенная

    агрессия, а вопрос о частоте применения физической силы в драке вообще

    теряет смысл, т.к. в драке не может не применятся физическая сила, и,

    соответственно, физическая агрессия. Ситуации ссоры и спора в вопросах о

    представлениях подростков о вербальной и физической агрессии объединены с

    целью унификации с вопросом о косвенной агрессии.

    - В вопросах о способах мести исключены различия в проявлениях конфликтов

    (ссор, споров, драк), как незначительные, по мнению экспертов. Также

    исключено само упоминание категории «конфликт» и ее синонимов в вопросах,

    т.к. месть уже является проявлением конфликтного поведения. Данные

    вопросы объединены в 2 варианта: направленные на выявление представлений

    подростков об используемых способах мести девочками и мальчиками.

    К вариантам ответов вопросов первых двух блоков (по 33 первых вопроса в

    каждой части) были добавлены варианты: «никто», «все в равной степени» для

    повышения надежности результатов, по мнению экспертов.

    Опросник был апробирован на выборке из 33 человек. Результаты апробации

    позволяют применить опросник на большой выборке и не имеют различий с

    результатами проведенной второй серии исследования.

    Выводы по второй главе

    1. В ходе первой части первой серии исследования выявлялось содержание

    информации представлений подростков о конфликте методом «Свободного

    семантического описания» (В.А. Лабунская, 1984). В результате первой

    серии было выявлено 162 категории, раскрывающие поле представлений

    подростков о конфликте. Наиболее распространенным являлось понимание

    конфликта как «ссоры», «драки», «спора», «разногласия», «непонимания».

    2. Подростки адекватно понимают категорию «конфликт», что подтверждено во

    второй части первой серии исследования. Они однозначно считают драку (91%

    респондентов считают драку конфликтом, [pic]=3,92, Ме=5, Мо=5 по

    шестибалльной шкале: от «0» до «5» баллов), ссору (95%, [pic]=3,63, Ме=4,

    Мо=5) и спор (84,5%, [pic]=2,46, Ме=3, Мо=3) конфликтом. К категориям

    «драка», «ссора», «спор» близки оказались «разногласия» (84,5%,

    [pic]=2,34, Ме=2, Мо=2) и «непонимание» (66%, [pic]=1,83, Ме=1, Мо=0),

    отнесенные нами к конфликтной ситуации.

    3. Динамика ответов подростков о категориях, синонимичных в их

    представлениях категории «конфликт» («драка», «разногласия»)

    характеризуется значимыми изменениями представлений у подростков при

    взрослении от 10-11 к 12-13 годам (p<0.05) и незначимыми – от 12-13 к 14-

    15 годам.

    4. В третьей части первой серии исследования выявлялись семантические поля

    сопровождающих межличностный конфликт явлений и состояний методом

    «Свободного семантического описания» (В.А. Лабунская, 1984). В результате

    был выявлен перечень причин, целей межличностных конфликтов, испытываемых

    чувств, желательных и нежелательных образов в конфликтах, способов мести,

    негативных последствий конфликтов.

    5. По результатам первой серии исследования была выявлена динамика сложных

    суждений подростков. Суждения о межличностных конфликтах по мере

    взросления подростков (как мальчиков, так и девочек) усложняются. Более

    старшие подростки при описании конфликтов и их сопровождения дают более

    развернутые и сложноподчиненные ответы. Сложность суждений подростков от

    10-11 лет к 14-15 годам возрастает в 3 раза (с 22,06% до 66,67%), причем

    у девочек более интенсивно (в 3,8 раза), чем у мальчиков (в 2,2 раза).

    6. На основе данной серии исследования были сформулированы закрытые

    вопросы, направленные на выявление представлений подростков о причинах,

    целях межличностных конфликтов, пользе и вреде конфликтов, способах

    мести, желательном и нежелательном образах в конфликтах, переживаемых

    чувствах во время и после конфликтов. Понятие «конфликт» было заменено на

    более доступные подросткам «драку», «ссору», «спор», понятие «конфликтная

    ситуация» – на «разногласия» и «непонимание» с целью повышения надежности

    опросника. Эти вопросы стали основой разрабатываемого нами опросника

    «Подростки в конфликтах».

    7. При составлении опросника использовался метод экспертной оценки.

    Специалисты в области социальной психологии (научные работники и

    практические психологи в количестве 7 человек) проанализировали

    выделенные вопросы. В результате, был создан опросник, состоящий из 118

    вопросов, поделенных на две равных части для удобства проведения.

    8. Опросник «Подростки в конфликтах» включает в себя четыре блока вопросов:

    1) вопросы, направленные на выявление информации о компонентах структуры

    конфликта: представления о конфликтной ситуации, участниках конфликта,

    цели и причинах конфликта; 2) вопросы, направленные на выявление

    информации о процессе протекания конфликта: представления о возникновении

    и осознании конфликтной ситуации, инициаторах конфликта (инциденте),

    эскалации, завершении конфликта, постконфликтной стадии; 3) вопросы,

    направленные на выявление информации о состояниях, переживаниях человека

    в конфликтах и установки на отношение к конфликтам: представления об

    агрессии, проявляемой в следующих видах: физическая, вербальная,

    косвенная; о чувствах, испытываемых во время и после конфликтов, пользе и

    вреде конфликтов; 4) вопросы, направленные на выявление информации об

    индивидуальных особенностях поведения людей: представления о применимости

    мести, используемых способах мести, стратегиях поведения в конфликтных

    взаимодействиях, склонности к мирному решению, желании определенным

    образом выглядеть в конфликтах, обращении к посреднику для разрешения

    конфликтов, победителях конфликтов.

    Глава 3. Изучение представлений подростков разного возраста и пола о

    межличностных конфликтах и поведении людей в них

    (с помощью опросника

    «Подростки в конфликтах»)

    Вторая серия исследования проводилась с помощью метода «Подростки в

    конфликтах» (А. В. Семенов, 2001). Текст опросника представлен в приложении

    4.

    Инструкция к опроснику прилагалась к вопросам (приложение 4), а также

    зачитывалась. Раздавались специально разработанные бланки ответов

    (приложение 4). Во время письменных ответов испытуемых при необходимости

    пояснялись те или иные вопросы опросника или процедура ответов. Процедура

    ответов испытуемых строго соблюдалась, в случае пропусков респондентом

    одного или нескольких вопросов, бланк ответов отбраковывался и уничтожался.

    Исследование проводилось в г. Москве в 2001 – 2002 гг. на базе школ №

    641, № 1304, гимназии № 1579, УВК № 1647 Южного и Юго-восточного

    административных округов. Во второй серии исследования приняли участие 389

    подростков пятых – девятых классов, в том числе 173 мальчика, 216 девочек.

    Среди них: 76 пятиклассников (10-11 лет) (34 мальчика, 42 девочки), 84

    шестиклассника (11-12 лет) (41 мальчик, 43 девочки), 81 семиклассник (12-13

    лет) (33 мальчика, 48 девочек), 67 восьмиклассников (13-14 лет) (30

    мальчиков, 37 девочек), 81 девятиклассник (14-15 лет) (35 мальчиков, 46

    девочек).

    Полученные данные подробно представлены в приложении 5.

    3.1. Представления подростков о структуре межличностного конфликта

    На этом этапе исследования анализировались особенности представлений и

    различия в представлениях подростков о структурных компонентах конфликта.

    Нами рассматривались следующие структурные компоненты конфликта, выделяемые

    в литературе [15, 43, 132 и др.]: конфликтная ситуация, участники

    конфликта, цель и причина конфликта. Представления подростков об указанных

    структурных компонентах конфликта выявлялись с помощью вопросов опросника

    1.6, 1.7, 1.13, 1.21, 1.26, 1.39, 1.40, 1.45, 1.46, 1.47, 2.3, 2.19, 2.23,

    2.30, 2.31, 2.39, 2.40, 2.41, 2.42, 2.45, 2.46, 2.47 (приложение 4).

    Обработка полученных результатов проводилась следующим образом:

    - проводился процентный подсчет количества данных ответов на каждый вопрос;

    - использовался t-критерий Стьюдента для выявления различий между

    выборками;

    3.1.1. Образ конфликтов (структурных компонентов) в представлениях

    подростков

    Участниками конфликтных ситуаций чаще всего являются подростки, как

    мальчики, так и девочки (рис. 4). При этом, среди подростков, более

    конфликтогенными считаются ситуации взаимодействия разнополых сверстников

    (77,59% ответов), в том числе, ситуации непонимания (89,59%), разногласия

    (70,59%).

    Участниками конфликтов, как и конфликтных ситуаций, чаще всего являются

    подростки, как мальчики, так и девочки (рис. 5). При этом, среди подростков

    конфликты во взаимодействии разнополых сверстников (52,52%) возникают чуть

    чаще, чем во взаимодействии однополых сверстников (47,48%). При более

    подробном анализе ответов подростков об участниках конфликтов,

    обнаруживаются различия. Так, споры (64,86%) и ссоры (61,23%) чаще

    возникают во взаимодействии разнополых сверстников, а драки (63,66%) – во

    взаимодействии однополых сверстников.

    Целями конфликтов чаще всего являются «выяснения отношений»,

    «доказательство правды» (рис. 6), однако здесь существуют некоторые

    различия (рис. 7): мальчики, по мнению подростков (как мальчиков, так и

    девочек), конфликтую чаще ради выяснения отношений (51,76%); целями

    девочек, в одинаковой степени являются «выяснения отношений» (27,81%) и

    «доказательство правды» (26,49%), при этом, мальчики более склонны считать,

    что целями конфликтов девочек являются «выяснения отношений» (28,55%), а

    девочки – «доказательство правды» (30,65%). Кроме того, в отличие от

    мальчиков, девочкам, по мнению сверстников, более свойственно стремление к

    справедливости, что наиболее ярко проявляется в ситуациях ссор, где

    «справедливость», как цель конфликта, по мнению самих девочек, занимает

    одно из ведущих мест (27,14%) наряду с «доказательством правды» (27,52%) и

    «выяснением отношений» (23,47%).

    Причинами конфликтов чаще всего являются несогласие с мнением другого,

    сложности в отношениях с другим (рис. 8). В представлениях подростков о

    причинах конфликтов мальчиков и девочек наблюдается определенное различие

    (рис. 9): девочкам больше приписывается, вслед за «несогласием с мнением

    другого», «затронутые чувства», как причина конфликтов, что наиболее ярко

    проявляется в ситуации драки (26,37%), мальчикам (вслед за «несогласием с

    мнением другого») – «сложности в отношениях с другим», что наиболее ярко

    проявляется также в ситуации драки (25,49%).

    3.1.2 Динамика представлений подростков о структуре конфликтов

    Становясь старше, подростки (как мальчики, так и девочки) менее склонны

    считать, что конфликтные ситуации и конфликты (таблица 2[1]) возникают

    между разнополыми сверстниками, и более склонны считать, что конфликтные

    ситуации и конфликты (таблица 3) возникают между однополыми сверстниками.

    |Таблица 2 |

    |Сравнение средних значений ([pic]) ответов подростков (N=389) пяти |

    |возрастных групп по отдельным шкалам опросника |

    |(о конфликтогенности взаимодействия разнополых сверстников) |

    |Шкалы | |Возраст, лет; [pic] |t-критерий Стьюдента |

    |Шкалы | |Возраст, лет; [pic] |t-критерий Стьюдента |

    |Анализируемые параметры |М., |Д., |t-крит|

    | |[pic]|[pic]|. |

    |Участники конфликтных |1) Мальчики |0,35 |0,28 |2,86**|

    |ситуаций | | | | |

    | |2) Мамы |0,05 |0,11 |-3,43*|

    | | | | |* |

    |Цели конфликтов |1) Доказательство правды |0,20 |0,24 |-2,49*|

    | |2) Стремление к |0,11 |0,14 |-2,02*|

    | |справедливости | | | |

    | |3) Затрудняются ответить |0,12 |0,07 |2,80**|

    |Причины конфликтов |1) Сложности в отношениях |0,21 |0,17 |2,01* |

    | |2) Несогласие с мнением |0,27 |0,33 |-2,87*|

    | |другого | | |* |

    3.2. подростки о процессе протекания конфликта

    На этом этапе исследования анализировались особенности представлений и

    различия в представлениях подростков о процессе протекания конфликта. Нами

    рассматривались следующие динамические процессы конфликта, выделяемые в

    литературе [15, 43, 132 и др.]: возникновение и осознание конфликтной

    ситуации, инцидент (инициаторы конфликта), эскалация конфликта, завершение

    конфликта, постконфликтная стадия, рассматриваемая нами с позиций

    «отходчивости» и «злопамятности» людей. Представления подростков о процессе

    протекания конфликта выявлялись с помощью вопросов опросника 1.1, 1.2, 1.3,

    1.4, 1.7, 1.8, 1.10, 1.11, 1.13, 1.14, 1.16, 1.18, 1.19, 1.22, 1.23, 1.27,

    1.28, 1.30, 1.31, 1.33, 2.2, 2.3, 2.5, 2.6, 2.8, 2.11, 2.12, 2.16, 2.17,

    2.18, 2.21, 2.22, 2.24, 2.25, 2.26, 2.31, 2.32, 2.33 (Приложение № 4).

    Обработка полученных результатов проводилась следующим образом:

    - проводился процентный подсчет количества данных ответов на каждый вопрос;

    - использовался t-критерий Стьюдента для выявления различий между

    выборками;

    3.2.1. Анализ представлений подростков о динамике конфликтов

    Конфликтные ситуации чаще всего возникают среди подростков, участниками

    которых являются как мальчики, так и девочки (рис. 4 на с. 82). При этом,

    среди подростков, более конфликтогенными считаются ситуации взаимодействия

    разнополых сверстников (77,59% ответов), в том числе, ситуации непонимания

    (89,59%), разногласия (70,59%).

    К осознанию конфликтной ситуации (рис. 12) чаще всего первыми приходят

    девочки (38,41%), затем – мальчики (23,77%). Среди сверстников, наличие

    конфликтной ситуации, по мнению подростков, первыми осознают девочки

    (61,77%) (мальчики – 38,23%): мальчики меньше склонны приписывать этот

    процесс девочкам (51,14%) (мальчикам – 48,86%), девочки – напротив – более

    склонны считать, что первичность осознания конфликтной ситуации принадлежит

    девочкам (71,34%) (мальчикам – 28,66%).

    При этом, здесь подростками (как мальчиками, так и девочками) также,

    как и при наличии конфликтной ситуации, более конфликтогенными считаются

    взаимоотношения разнополых сверстников (69,49%), чем однополых (30,51%).

    Более подробно различия в представлениях мальчиков и девочек об

    осознании конфликтной ситуации показаны на рис. 13.

    Инициаторами конфликтов (рис. 14) чаще всего являются мальчики

    (47,59%), затем – девочки (37,97%). Среди сверстников, по мнению

    подростков, к инциденту чаще прибегают мальчики (55,62%) (девочки –

    44,38%): мальчики считают инициаторами конфликтов как мальчиков (50,60%),

    так и девочек (49,40%), девочки в первую очередь инициаторами считают

    мальчиков (59,59%), а затем уже девочек (40,41%).

    Различные виды конфликтов, по мнению подростков, инициируют среди

    сверстников разные люди: споры инициируют как мальчики (51,40%), так и

    девочки (48,60%), инициаторами ссор также являются как мальчики (50,92%),

    так и девочки (49,08%), инциденты в драках провоцируют чаще мальчики

    (63,88%), и лишь затем – девочки (36,12%).

    При этом межполовым конфликтным взаимодействиям отводится также ведущая

    роль: инициаторами конфликтов чаще являются оппоненты-сверстники

    противоположного пола (67,55%), чем однополые (25,87%). При более детальном

    анализе, обнаруживаются некоторые различия в представлениях подростков о

    различных ситуациях конфликтов. Так, споры (66,16%) и ссоры (63,75%) чаще

    возникают во взаимодействии разнополых сверстников, а драки (59,04%) – во

    взаимодействии однополых сверстников.

    Различия в представлениях мальчиков и девочек показаны на рис. 15.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.