МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Половозрастные различия и динамика представлений подростков о конфликтах

    4. «невиновный»,

    5. «победитель»;

    3. на третий вопрос «Что Вы чувствуете во время конфликта и после него?»:

    1. «обида»,

    2. «злость»,

    3. «страх»,

    4. «разочарование»,

    5. «радость»,

    6. «облегчение»;

    4. на четвертый вопрос «Ради чего люди конфликтуют?»:

    1. «деньги»,

    2. «выяснение отношений»,

    3. «доказательство правды»,

    4. «любовь»,

    5. «дружба»,

    6. «справедливость»;

    5. на пятый вопрос «Есть ли польза от конфликта, и в чем?» крупных

    категорий выделено не было, поэтому мы остановились на трех вариантах

    ответов («да», «нет», «иногда»);

    6. на шестой вопрос «Почему конфликтовать вредно?», были выделены следующие

    категории:

    1. «ухудшаются отношения»,

    2. «вредно для здоровья»,

    3. «не вредно»;

    7. на седьмой вопрос «Из-за чего возникают конфликты?»:

    1. «сложности в отношениях с другим человеком»,

    2. «несогласие с мнением другого человека»,

    3. «невозможность что-либо поделить»,

    4. «затронуты чьи-либо интересы»,

    5. «личные качества людей».

    В рамках рассмотрения проблемы понимания подростками категории

    «конфликт» стоит привести некоторые данные, полученные при ответе

    респондентами на вопрос «Из-за чего возникают конфликты?» В списке ответов

    на первых местах стоят практически все (при этом присутствуют все – см.

    приложения 1, 3) основные категории, выделяемые подростками как синонимы

    категории «конфликт»: «спор» (23 выбора), «ссора» (20),… «непонимание» (8),

    «разногласия» (7), «драка» (5)… Это может говорить о том, что подростки не

    умеют дифференцировать понятия «конфликт» и «причина конфликта».

    По результатам первой серии исследования была выявлена динамика сложных

    суждений подростков (рис. 3). Сложные суждения, в отличие от простых,

    характеризовались развернутостью и сложноподчиненностью ответов

    респондентов.

    Количество сложных суждений подростков подсчитывалось по результатам

    ответов респондентов в первой и третьей частях первой серии исследования,

    после чего производился подсчет (в процентах) респондентов, использовавших

    в своих ответах сложные суждения.

    По мере взросления подростков (как мальчиков, так и девочек),

    возрастает процент респондентов (в 3 раза), использующих сложные суждения

    (рис. 3). У девочек данная динамика проявляется сильнее (в 3,8 раза), чем у

    мальчиков (в 2,2 раза), что может говорить о большей когнитивной простоте

    мальчиков.

    2.2. разработка опросника «Подростки в конфликтах»

    В процессе создания опросника, используя полученные результаты первой

    серии исследования, были выделены вопросы (приложение 4), по следующим

    основаниям.

    Во-первых, вопросы направленные на выявление информации о компонентах

    структуры конфликта: представления о конфликтной ситуации, участниках

    конфликта, цели и причинах конфликта. При составлении вопросов, мы

    опирались на представления о структуре конфликтов в научной литературе [15,

    43, 132 и др.], а также на результаты первой серии исследования.

    Во-вторых, вопросы, направленные на выявление информации о процессе

    протекания конфликта: представления о возникновении и осознании конфликтной

    ситуации, об инициаторах конфликта (инциденте), эскалации, завершении

    конфликта, постконфликтной стадии. При составлении вопросов, мы опирались

    на представления о динамике конфликтов в научной литературе [15, 43, 132 и

    др.], а также на результаты первой серии исследования.

    В-третьих, вопросы, направленные на выявление информации о состояниях,

    переживаниях человека в конфликте и установки на отношение к конфликтам: об

    агрессии, проявляемой в следующих видах: физическая, вербальная, косвенная;

    о чувствах, испытываемых во время и после конфликта; о пользе и вреде

    конфликта. При составлении вопросов, мы опирались на результаты первой

    серии исследования. Пре составлении вопросов об агрессивных состояниях,

    использовался опросник Басса-Дарки [141, с. 169-171].

    В-четвертых, вопросы, направленные на выявление информации об

    индивидуальных особенностях поведения людей: о применимости мести, об

    используемых способах мести, о стратегиях поведения в конфликтном

    взаимодействии; о склонности к мирному решению; о желании определенным

    образом выглядеть в конфликте, об обращении к посреднику для разрешения

    конфликтов, о победителях конфликтов. При составлении вопросов,

    использовались результаты первой серии исследования. При составлении

    вопросов о стратегиях поведения [215] использовался опросник К. Томаса

    [141, с. 289-291].

    Первоначальный вариант вопросов, содержащий понятие «конфликт» было

    заменен на вопросы, содержащие понятия «ссора», «спор», «драка». В целях

    унификации вариантов ответов и для выявления межполовых взаимоотношений,

    каждый из вопросов был разбит на несколько вариантов, выявляющих

    особенности взаимоотношений с мальчиками и девочками отдельно.

    В процессе разработки анкеты ко всем вопросам добавлен вариант ответа

    «не знаю» или «затрудняюсь оценить» для возможности ухода от ответа

    испытуемыми при необходимости в соответствии с требованиями, предъявляемыми

    для создания опросника, и для повышения достоверности опросника [80, с.

    81].

    Анкета состоит из 118 вопросов, разбитых на 2 несамостоятельные части

    по 59 вопросов в каждой. Разбиение произведено для удобства проведения

    опроса.

    Каждая из частей включает в себя по 33 вопроса с однотипными вариантами

    ответов («девочки»; «мальчики»; «мамы»; «папы»; «учителя-женщины»; «учителя-

    мужчины»; «никто»; «все в равной степени»; «не знаю»). Это вопросы,

    направленные на выявление представлений об участниках конфликтных ситуаций

    и конфликтов в целом, об осознании конфликтных ситуаций, инциденте,

    эскалации, завершении конфликтов, постконфликтном взаимодействии,

    применимости мести, агрессивном поведении, склонности к мирному решению

    конфликтов, выигрывающей стороне конфликтов. Также каждая часть включает в

    себя 14 вопросов с различными вариантами ответов, направленных на выявление

    представлений о используемых стратегиях поведения в конфликтах, обращении к

    посреднику, пользе и вреде конфликтов, целях, причинах конфликтного

    взаимодействия, используемых способах мести. Во всех вопросах, направленных

    на выявление представлений о вышеперечисленных явлениях и процессах,

    испытуемыми выбирался один вариант ответа.

    Также каждая часть анкеты включает в себя 12 оценочных вопросов,

    направленных на выявление представлений о предпочитаемом и непредпочитаемом

    образе сторон в конфликтном взаимодействии, чувствах, испытываемых во время

    и после конфликта. В подобных вопросах необходимо было оценить каждый из

    предложенных вариантов ответов по шестибалльной шкале от «0» до «5» баллов,

    где «0» баллов – признак не имеет значения, «1» – «5» баллов – степень

    выраженности того или иного признака.

    Анкета состоит из нескольких блоков.

    Первый блок направлен на выявление представлений подростков о

    конфликтных ситуациях, проявляющихся в разногласиях и непонимании.

    На выявление представления о возникновении конфликтных ситуаций между

    людьми направлены следующие вопросы (см. приложение 4): 2.3 (анкета №

    2.вопрос № 3), 2.31, 1.13, 1.7. В указанных вопросах выявляются

    представления о разногласиях и непонимании во взаимоотношениях с девочками

    и с мальчиками.

    На выявление представления об осознании конфликтных ситуаций

    участниками направлены вопросы 2.8, 1.2,.1.19, 2.18. В указанных вопросах

    выявляются представления об осознании наличия разногласий и непонимания во

    взаимоотношениях с девочками и с мальчиками.

    Следующий блок вопросов посвящен непосредственному конфликтному

    взаимодействию, проявляющемуся в ссорах, спорах и драках.

    На выявление представления подростков об участниках конфликтов

    направлены вопросы 2.23, 1.21, 1.26, 1.6, 2.30, 2.19. Указанные вопросы

    выявляют представления подростков об участниках ссор, споров, драк в

    ситуациях взаимодействия с девочками и с мальчиками.

    На выявление представлений об инициаторах конфликтов (инциденте)

    направлены вопросы 2.6, 1.33, 1.10, 1.22, 2.16, 2.24. Вопросы выявляют

    представления подростков об инициаторах ссор, споров, драк в ситуациях

    взаимодействия с девочками и с мальчиками.

    На выявление представлений подростков об эскалации конфликтов

    направлены вопросы 1.28, 2.33, 1.4, 2.22, 1.18, 2.12. Вопросы направлены на

    выявление представлений подростков об инициаторах эскалации ссор, споров,

    драк в ситуациях взаимодействия с девочками и с мальчиками.

    На выявление представлений о завершении конфликтов направлены вопросы

    1.30, 2.11, 1.14, 1.8, 2.25, 1.23. Вопросы выявляют представления

    подростков об инициаторах завершения ссор, споров, драк в ситуациях

    взаимодействия с девочками и с мальчиками.

    Представлению о постконфликтной стадии посвящено 2 группы вопросов.

    Первая группа направлена на выявление представлений о явлении, называемом в

    обыденном общении людей «отходчивостью», проявляющемся в ситуациях ссор,

    споров, драк при взаимодействии с девочками и с мальчиками. Это вопросы

    2.2, 1.11, 2.32, 1.1, 1.27, 2.21. Вторая группа вопросов направлена на

    выявление представлений о явлении, называемом в бытовом общении людей

    «злопамятностью», проявляющемся в ситуациях ссор, споров, драк при

    взаимодействии с девочками и с мальчиками. Это вопросы 1.3, 2.17, 2.26,

    1.16, 2.5, 1.31.

    На выявление представлений подростков о применимости мести в конфликтах

    (в ситуациях ссор, споров, драк) людьми при взаимодействии с девочками и с

    мальчиками направлены вопросы 1.9, 2.27, 1.15, 1.24, 1.5, 2.7. (Проблема

    применимости мести в представлении подростков выявляется также в вопросах

    1.41, 1.42, направленных на выявление представлений подростков о способах

    мести, применяемых девочками и мальчиками.)

    Представлению об использовании в конфликтах агрессии посвящено 3 группы

    вопросов. На выявление представлений об использовании физической агрессии в

    ситуациях ссор или споров при взаимодействиях с девочками и с мальчиками

    направлена первая группа вопросов, состоящая из вопросов 2.28, 2.9. На

    выявление представлений об использовании вербальной агрессии в ситуациях

    ссор или споров при взаимодействиях с девочками и с мальчиками направлена

    вторая группа вопросов, состоящая из вопросов 2.15, 1.25. Третья группа

    вопросов, направленная на выявление представлений об использовании

    косвенной агрессии в ситуациях ссор или споров при взаимодействиях с

    девочками и с мальчиками состоит из вопросов 1.29, 2.13. При составлении

    данных вопросов нами была использована методика Басса-Дарки [141, с. 168-

    171]. Ситуация драки в данных 3 группах вопросов исключена с целью

    унификации вопросов, направленных на выявление представлений подростков об

    использовании агрессии. Драка является одним из крайних способов

    реагирования в конфликте, в котором однозначно применяется физическая

    агрессия, в меньшей степени вербальная и совсем не применяется косвенная. С

    той же целью (унификации вопросов, направленных на выявление различных

    видов агрессивного проявления реакций людей) ситуации ссоры и спора не

    разделяются.

    На выявление представлений подростков о склонности к мирному решению

    конфликтов (ссор, споров) в ситуациях взаимодействия с девочками и с

    мальчиками направлены вопросы 2.4, 1.17, 2.14, 1.20. Ситуация драки не

    выделяется в отдельный вопрос по причине сложности разрешения подобного

    вида конфликтов мирным путем, т.к. люди, вступившие в драку не склонны

    решать этот конфликт каким-либо другим путем, исключая силовой.

    На выявление представлений подростков о победителях в конфликтном

    взаимодействии направлены вопросы 2.20, 1.32, 2.1, 2.29, 1.12, 2.10.

    Указанные вопросы направлены на выявление представлений подростков о том,

    кто обычно является победителем, выигрывает в ситуациях ссор, споров, драк

    во взаимодействиях с девочками и с мальчиками.

    На все вопросы двух первых блоков выделены единые варианты ответов: 1)

    «девочки», 2) «мальчики», 3) «мамы», 4) «папы», 5) «учителя-женщины», 6)

    «учителя-мужчины», 7) «никто», 8) «все в равной степени», 9) «не знаю».

    Следующий блок вопросов направлен на выявление представлений подростков

    о следующих явлениях и процессах:

    - Об использовании услуг посредника в ситуациях ссор, споров девочками и

    мальчиками. Это вопросы 1.34, 2.34, 2.35, 1.35. Категория «драка»

    исключена по причине отсутствия возможности обращения к посреднику в

    процессе драки – в данной ситуации посредник может вмешаться

    самостоятельно. Варианты ответов: 1) «да», 2) «нет», 3) «иногда», 4) «не

    знаю», представленные в виде трехбалльной шкалы: 0 баллов – «нет», 1 балл

    – «иногда», «не знаю», 2 балла – «да».

    - О пользе конфликтов (ссор, споров, драк). Это вопросы 2.36, 2.37, 1.36.

    Данные вопросы не разбивались на ситуации взаимодействия с девочками и с

    мальчиками. Варианты ответов: 1) «да», 2) «нет», 3) «иногда», 4) «не

    знаю», представленные в виде трехбалльной шкалы: 0 баллов – «нет», 1 балл

    – «иногда», «не знаю», 2 балла – «да».

    - О вреде конфликтного взаимодействия (ссор, споров, драк). Это вопросы

    1.37, 1.38, 2.38. Данные вопросы также не разбивались на ситуации

    взаимодействия с девочками и с мальчиками. Варианты ответов: 1)

    «ухудшаются отношения», 2) «вредно для здоровья», 3) «не вредно», 4) «не

    знаю». Варианты ответов выделены вследствие проведенной третьей части

    первой серии исследования.

    - О цели, мотивах конфликтов (ссор, споров, драки) девочек и мальчиков. Это

    вопросы 1.39, 2.41, 2.42, 2.39, 2.40, 1.40. Варианты ответов: ради 1)

    «денег», 2) «выяснения отношений», 3) «доказательства правды», 4)

    «любви», 5) «дружбы», 6) «справедливости», 7) «не знаю». Варианты ответов

    выделены вследствие проведенной третьей части первой серии исследования.

    - О способах мести, применяемых девочками и мальчиками. Это вопросы 1.41,

    1.42. Вопросы не подразделялись на варианты конфликтного взаимодействия.

    Варианты ответов: 1) «побить обидчика», 2) «оскорбить обидчика», 3) «не

    разговаривать с обидчиком», 4) «оклеветать обидчика», 5) «не знаю».

    Варианты ответов выделены вследствие проведенной первой части первой

    серии исследования. Представления подростков о применимости мести

    выявляются также в описанных выше вопросах 1.9, 2.27, 1.15, 1.24, 1.5,

    2.7.

    - О применяемых в конфликтах (ссорах, спорах) стратегий реагирования

    девочками и мальчиками. Это вопросы 2.43, 1.43, 1.44, 2.44. Ситуация

    драки не включена в вопросы по причине невозможности применять

    определенные виды стратегий взаимодействия в данной ситуации. Варианты

    ответов: 1) «достичь своего во что бы то ни стало», 2) «достичь всех

    интересов обеих сторон», 3) «предложить среднее решение», 4)

    «приспособиться под решение другого», 5) «уйти от взаимодействия», 6) «не

    знаю». При составлении этой группы вопросов была использована методика К.

    Томаса [141, с. 289-291].

    - О причинах конфликтного взаимодействия (ссор, споров, драк) девочек и

    мальчиков. Это вопросы 2.46, 1.45, 1.47, 2.47, 1.46, 2.45. Варианты

    ответов: 1) «из-за сложностей в отношениях в другим человеком», 2) «из-за

    несогласия с мнением другого человека», 3) «из-за невозможности что-либо

    поделить», 4) «из-за того, что затронуты чьи-то чувства», 5) «из-за

    личных качеств людей», 6) «не знаю». Варианты ответов выделены вследствие

    проведенной третьей части первой серии исследования.

    Следующих 2 блока вопросов – оценочные (предлагалось оценить варианты

    ответов по шкале от «0» до «5» баллов).

    Первый блок посвящен выявлению представлений подростков о желаемом /

    нежелаемом образе в конфликтном взаимодействии (ссоре, споре, драке)

    девочек и мальчиков.

    Представления о нежелаемом образе выявлялся с помощью вопросов 1.48,

    2.48, 1.50, 2.49, 2.50, 1.49. Предлагалось оценить по силе нежелательности

    следующие варианты: 1) «слабый», 2) «глупый», 3) «смешной», 4) «виновный»,

    5) «проигравший», а также оставлена специальная строка (6) – «затрудняюсь

    оценить» – с целью дать возможность испытуемому уклониться от ответа при

    необходимости.

    Представления о желаемом образе выявлялся с помощью вопросов 1.52,

    2.51, 2.53, 1.51, 1.53, 2.52. В качестве вариантов предлагалось оценить по

    силе желательности следующие образы: 1) «сильный», 2) «умный», 3)

    «серьезный», 4) «невиновный», 5) «победитель», а также оставлена строка (6)

    – «затрудняюсь оценить».

    Варианты ответов этого блока, которые необходимо было оценить

    респондентам, были выделены в результате проведенной третьей части первой

    серии исследования.

    Второй блок направлен на выявление представлений о чувствах,

    переживаемых во время и после конфликтов (ссор, споров, драк) девочками и

    мальчиками. Представления о чувствах, переживаемых во время конфликтов,

    выявляются вопросами 1.54, 2.56, 1.56, 2.54, 2.55, 1.55. Представления о

    чувствах, переживаемых после конфликтов, выявляются вопросами 2.59, 2.58,

    2.57, 1.57, 1.58, 1.59. И в том, и в другом случаях предлагалось оценить

    следующие чувства по силе переживания: 1) «обида», 2) «злость», 3) «страх»,

    4) «разочарование», 5) «радость», 6) «облегчение», а также оставлена

    специальная строка (7) – «затрудняюсь оценить». Варианты ответов,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.