МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Половозрастные различия и динамика представлений подростков о конфликтах

    контент-анализа представлений о конфликте. В третьей части выявлялись

    семантические поля явлений и состояний, сопровождающие межличностный

    конфликт (с помощью указанного выше метода).

    Предполагалось, что подростки, в целом, адекватно воспринимают

    категорию «конфликт»; понимая под конфликтом, предположительно, «спор»,

    «драку», «ссору».

    Для первой части первой серии исследования были разработаны следующие

    открытые вопросы:

    1. Что такое конфликт?

    2. Как проявляются конфликты?

    3. Какие способы мести Вы знаете?

    Первые два вопроса были направлены на выявление семантического поля

    категории «конфликт». Последний – для выявления перечня наиболее известных

    подросткам способов мести. Необходимо было прояснить, какие способы мести

    используют подростки, и насколько они являются деструктивными.

    В качестве инструкции предлагался следующий текст: «Ответьте,

    пожалуйста, на предложенные вопросы. Старайтесь отвечать так, как Вы

    думаете. Отвечайте, пожалуйста, самостоятельно – нам важно знать Ваше

    собственное мнение по предложенным вопросам. Все, что Вы напишете, никто из

    Ваших друзей, знакомых, родителей или учителей не узнает». Кроме того,

    анонимность ответов была обеспечена отсутствием требования указывать

    фамилию и имя респондентом. Последних просили указать только номер школы,

    номер класса, возраст и пол.

    Исследование было проведено на 199 учащихся пятых, седьмых и девятых

    классов Юго-восточного и Южного административных округов г. Москвы (школа №

    641, гимназия № 1579, УВК № 1647), в том числе 95 мальчиков, 104 девочки.

    Среди них: 68 учащихся пятых классов (10-11 лет) (34 мальчика, 34 девочек),

    67 учащихся седьмых классов (12-13 лет) (31 мальчик, 36 девочек), 64

    учащихся девятых классов (14-15 лет) (30 мальчиков, 34 девочки).

    Первичный анализ отмеченных подростками вариантов ответов на первые два

    вопроса позволила выделить 162 позиции, наиболее распространенными среди

    которых являются следующие: «ссора» (103 выбора), «спор» (48), «драка»

    (42), «разногласия» (25), «непонимание» (21), «ругань» (19), «проблема»

    (12), «несогласие» (8), «война», «кричат друг на друга», «плохое поведение»

    (по 6 выборов), «разборка», «не разговаривают», «обзывание», «оскорбление»,

    «расхождение мнений» (по 4 выбора), «агрессивное поведение», «крики»,

    «месть», «обида», «перестрелка», «плохие отношения», «раздор», «стычка»,

    «шум» (по 3 выбора) и т.д. (приложение 1)

    Один из испытуемых (мальчик 9 класса) дал на оба вопроса первой части

    исследования («Что такое конфликт?», «Как проявляются конфликты?») ответ

    «не знаю».

    Таким образом, видно, что подростки представляют категорию «конфликт»

    достаточно адекватно, хотя встречаются и такие варианты ответов, как:

    «Конфликт – это дружба», «Конфликт проявляется в хорошем поведении»,

    «Конфликт – это психическая болезнь» (ответы разных респондентов). Вместе с

    тем, как и предполагалось, основными разновидностями конфликтов, в

    представлениях подростков, являются «ссора», «спор», «драка».

    Для уточнения полученных данных в дальнейшем была проведена вторая

    часть исследования, в которой производилось уточнение понятия «конфликт». В

    этой части исследования респондентам предлагался один вопрос закрытого

    типа. В качестве предлагаемых вариантов ответа были выбраны 5 первых

    наиболее часто употребляемых респондентами категорий в первой части

    исследования, понимаемые как конфликт. Таковыми оказались «ссора», «спор»,

    «драка», «разногласия» и «непонимание». Категории «ссора», «спор» и «драка»

    были включены как непротиворечащие понятию «конфликт». Категории

    «разногласия» и «непонимание» были включены как входящие в понятие

    «конфликтная ситуация».

    Также задачей исследования являлось выявление степени соответствия

    понятию «конфликт» каждой из предложенных подростками категорий. Для этого

    респондентам было предложено оценить по шестибалльной шкале каждую из

    категорий, в какой мере она является конфликтом, где «0» баллов

    соответствовало невыделению категории в качестве конфликта, а от «1» до «5»

    баллов – степени соответствия конфликту (по возрастанию).

    Таким образом, был сформулирован вопрос второй части первой серии

    исследования:

    «В какой мере являются конфликтом:

    a) ссора,

    b) спор,

    c) драка,

    d) разногласия,

    e) непонимание.

    Оцените каждое понятие по шкале от «0» до «5» баллов, где «0» баллов –

    понятие конфликтом не является, «5» баллов – понятие является конфликтом в

    высшей степени».

    Респондентам предлагалась инструкция, аналогичная инструкции в первой

    части первой серии исследования: «Ответьте, пожалуйста, на предложенный

    вопрос. Старайтесь отвечать так, как Вы думаете. Отвечайте, пожалуйста,

    самостоятельно – нам важно знать Ваше собственное мнение по данному

    вопросу. Все, что Вы напишете, никто из Ваших друзей, знакомых, учителей

    или родителей не узнает». Кроме того, как и в первой части первой серии

    исследования, анонимность ответов была обеспечена отсутствием требования

    указывать фамилию и имя респондентом. Последних просили указать только

    номер школы, класса, возраст и пол.

    Во второй части первой серии исследования приняли участие 200 учащихся

    пятых, седьмых и девятых классов указанных выше школ г. Москвы, в том числе

    94 мальчика, 104 девочки. Среди них: 70 учащихся пятых классов (10-11 лет)

    (32 мальчика, 38 девочек), 68 учащихся седьмых классов 12-13 лет) (32

    мальчика, 36 девочек), 62 учащихся девятых классов (14-15 лет) (30

    мальчиков, 32 девочки).

    Обработка этой части исследования состояла в вычислении среднего балла,

    медианы и моды по каждой категории для выявления степени понимаемых

    подростками категорий как конфликт, а также подсчет количества выборов-

    невыборов по каждой категории с целью определения наиболее адекватно

    понимаемых категорий подростками в качестве конфликта.

    В результате, были получены следующие данные (приложение 2):

    1. По шкале «выбор-невыбор» были получены следующие данные:

    - ссору конфликтом считают 95,5% респондентов (191 подросток), в том числе

    92,55% мальчиков и 98,11% девочек;

    - драку конфликтом считают 91% респондентов (182 подростков), в том числе

    89,36% мальчиков и 92,45% девочек;

    - спор конфликтом считают 84,5% респондентов (169 подростков), в том числе

    82,98% мальчиков и 85,85% девочек;

    - разногласия конфликтом считают также 84,5% респондентов (169 подростков),

    в том числе 84,04% мальчиков и 84,91% девочек;

    - непонимание конфликтом считают 66% респондентов (132 подростков), в том

    числе 62,77% мальчиков и 68,87% девочек.

    Больших различий между мальчиками и девочками здесь не наблюдается.

    Гораздо интереснее возрастная динамика ответов подростков о категориях,

    понимаемых как «конфликт» (рис. 1).

    Так, представление пятиклассников (10-11 лет) о драке как о конфликте

    сильно отличается от представлений семиклассников (12-13 лет) и

    девятиклассников (14-15 лет) по этому вопросу. Только 78,57% пятиклассников

    (75% мальчиков и 81,58% девочек) считают драку конфликтом. Для них гораздо

    значимее ситуация ссоры и разногласий. Ссору как конфликт выделяют 92,86%

    пятиклассников, из них 84,38% мальчиков и 100% девочек. Разногласия как

    конфликт выделяют 87,14% пятиклассников, из них 84,38% мальчиков и 89,47%

    девочек.

    У семиклассников и девятиклассников, в отличии от пятиклассников, драка

    столь же значима в качестве конфликта, как и ссора. Среди семиклассников,

    драку считают конфликтом 97,06% учащихся, а ссору – 95,59% учащихся. Среди

    девятиклассников наблюдается подобная тенденция: 98,39% учащихся этих

    классов считают драку и ссору конфликтом. Различий в представлениях

    мальчиков и девочек не выявлено.

    Кроме того, семи- и девятиклассники спор считают конфликтом в 85,29% и

    93,55% случаях, тогда как пятиклассники – в 75,71% случаев. Разногласия у

    семи- и девятиклассников конфликтом являются чуть в меньшей степени: 77,94%

    и 88,71% случаев соответственно, а у пятиклассников в чуть высшей степени

    (87,14% случаев), как уже было отмечено.

    Непонимание все учащиеся поставили на последнее место. Конфликтом его

    считают 66% респондентов. Заметных различий по классам в целом не

    обнаружено. Однако присутствует некоторое колебание в представлении о

    непонимании как конфликта у мальчиков и девочек пятых, седьмых и девятых

    классов. В пятых классах мальчики непонимание считают конфликтом в 62,5%

    случаев, а девочки – в 71,05% случаев. В седьмых классах картина несколько

    меняется – разрыв слегка увеличивается: мальчики считают непонимание

    конфликтом в 53,12% случаев, а девочки – в 72,22% случаев. В девятых

    классах мальчики с девочками меняются местами: 73,33% мальчиков и 62,5%

    девочек считают конфликтом непонимание.

    2. Анализ балльной шкалы дал следующие результаты:

    - по среднему баллу мера конфликтогенности каждого понятия в представлениях

    респондентов носит следующий характер (приложение 2):

    . драка – 3,92 балла, из них у мальчиков – 3,95 балла, у девочек – 3,89

    балла;

    . ссора – 3,63 балла, из них у мальчиков – 3,67 балла, у девочек – 3,59

    балла;

    . спор – 2,46 балла, из них у мальчиков – 2,48 балла, у девочек – 2,43

    балла;

    . разногласия – 2,34 балла, из них у мальчиков – 2,5 балла, у девочек –

    2,2 балла;

    . непонимание – 1,83 балла, из них у мальчиков – 1,43 балла, у девочек –

    2,19 балла;

    - по медиане: драка (5 баллов), ссора (4), спор (3), разногласия (2),

    непонимание (1);

    - по моде: ссора, драка (по 5 баллов), спор (3), разногласия (2),

    непонимание (0).

    Здесь обнаружены аналогичные шкале «выбор-невыбор» возрастные различия

    (рис. 2). Значимость драки как конфликта у пятиклассников (10-11 лет)

    несколько ниже, чем у семиклассников (12-13 лет) и девятиклассников (14-15

    лет), в том числе и по сравнению со значимостью ссоры как конфликта. Драке

    по степени конфликтогенности пятиклассники дают в среднем 3,17 балла

    (мальчики – 3,03 балла, девочки – 3,29 балла), ссоре – 3,51 балла (мальчики

    – 3,38 балла, девочки – 3,63 балла).

    В целом, картина напоминает полученную картину по шкале «выбор-невыбор»

    с небольшими отличиями. Так, в отличие от дихотомичной шкалы «выбора-

    невыбора», здесь драка как конфликт выделилась сильнее на общем фоне (рис.

    2), что естественным образом соответствует представлению о драке как

    наиболее остром протекании конфликта из предложенных вариантов. Приведем в

    качестве примера некоторые цифры: 3,92 балла в среднем дали респонденты

    драке по степени конфликтогенности. Если посмотреть на средние баллы

    отдельно по классам, то можно отметить небольшую тенденцию возрастания

    приписывания степени конфликтогенности драке: в пятом классе – 3,17 средних

    баллов, в седьмом – 4,29 баллов, в девятом – 4,34 балла.

    |Таблица 1 |

    |Сравнение средних значений ([pic]) ответов подростков |

    |о категориях, синонимичных категории «конфликт» |

    | | |Возраст, лет;|Пол; [pic] |t-крит|

    | | |[pic] | |ерий |

    |Оцениваемые |Категории подростков |12-13 |10-11 |Мальчи|Девочк| |

    |категории |сравниваемых групп | | |ки |и | |

    |Драка |Подростки, n=138 |4,29 |3,17 | | |3,83**|

    | |Мальчики, n=64 |4,31 |3,03 | | |2,82**|

    | |Девочки, n=74 |4,28 |3,29 | | |2,57* |

    |Разногласия |Подростки, n=138 |2,09 |2,76 | | |-2,50*|

    | |Девочки, n=74 |1,75 |2,74 | | |-2,96*|

    | | | | | | |* |

    |Непонимание |Подростки в целом, | | |1,43 |2,19 |-3,10*|

    | |n=200 | | | | |* |

    | |Подростки 12-13 лет, | | |1,31 |2,53 |-2,69*|

    | |n=68 | | | | |* |

    |* – p<0.05 | | | | | | |

    |** – p<0.01 | | | | | | |

    Таким образом, динамика ответов подростков о категориях, понимаемых ими

    как конфликт («драка», «разногласия»), характеризуется значимыми

    изменениями представлений у подростков при взрослении от 10-11 к 12-13

    годам (таблица 1) и незначимыми – от 12-13 к 14-15 годам.

    Отмечается также различие представлений о категории «непонимание», как

    конфликте: мальчики менее склонны считать, что непонимание является

    конфликтом (таблица 1), тогда как по шкале «выбор-невыбор» наблюдался

    обратный процесс (приложение 2): мальчики несколько чаще девочек считали

    непонимание конфликтом.

    Таким образом, полученные данные подтвердили наше предположение, что

    основными разновидностями конфликтов в подростковом возрасте являются

    драка, ссора, спор.

    Полученные данные свидетельствуют о том, что однозначно под конфликтом

    подростки понимают ссору и драку. К достаточно распространенному можно

    отнести представление спора как конфликта и, в чуть меньшей степени,

    разногласия. Непонимание к конфликту, с точки зрения подростков, можно

    отнести с определенной осторожностью. Подобное обыденное представление

    подростков о конфликте соотносится с большинством определений категории

    «конфликт» (т.е. с научным понятием), где под конфликтом понимается не

    просто наличие разногласий и противоречий, но их столкновение.

    Соотнеся полученные данные с научным понятием о конфликте, нами из

    предложенного списка были отбракованы категории «непонимание» и

    «разногласия», как не соответствующие понятию «конфликт», т.к. в конфликте

    в качестве одной из составляющих, необходимо наличие активности [43].

    Категории «непонимание» и «разногласие» активности не содержат. Указанные

    категории отнесены нами к понятию «конфликтная ситуация», и в таком

    понимании включены в дальнейшем в опросник.

    Остальные три выделенные категории конфликта («ссора», «спор», «драка»)

    вставлены в вопросы разрабатываемого опросника в качестве разновидностей

    понятия «конфликт», что также дает нам возможность дифференцированного

    подхода к рассмотрению представлений о конфликтном поведении с точки зрения

    силы эмоционального содержания конфликта.

    В третьей части исследования выявлялись семантические поля

    сопровождающих межличностный конфликт явлений и состояний (с помощью метода

    «Свободного семантического описания» (В.А. Лабунская [99]). Выявлялись

    причины конфликта, цель конфликта, переживаемые в процессе и после

    окончания конфликта чувства, предпочитаемый и не предпочитаемый образ себя

    в конфликте, позитивные и негативные функции конфликта в представлении

    подростков. На основании поставленных задач были сформулированы следующие

    вопросы:

    1. Как бы Вы не хотели выглядеть в конфликте?

    2. Как бы Вы хотели выглядеть в конфликте?

    3. Что Вы чувствуете во время конфликта и после него?

    4. Ради чего люди конфликтуют?

    5. Есть ли польза от конфликта, и в чем?

    6. Почему конфликтовать вредно?

    7. Из-за чего возникают конфликты?

    В качестве инструкции предлагался аналогичный первым двум частям первой

    серии исследования текст: «Ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы.

    Старайтесь отвечать так, как Вы думаете. Отвечайте, пожалуйста,

    самостоятельно – нам важно знать Ваше собственное мнение по предложенным

    вопросам. Все, что Вы напишете, никто из Ваших друзей, знакомых, родителей

    или учителей не узнает». Кроме того, анонимность ответов была обеспечена

    отсутствием требования указывать фамилии и имена респондентами. Последних

    просили указать только номер школы, номер класса, возраст и пол.

    Выборка составила 197 учащихся пятых, седьмых и девятых классов

    указанных выше московских школ, в том числе 95 мальчиков и 102 девочки.

    Среди них: 68 пятиклассников (10-11 лет) (35 мальчиков, 33 девочки), 64

    семиклассника (12-13 лет) (30 мальчиков, 34 девочки), 65 девятиклассников

    (14-15 лет) (30 мальчиков, 35 девочек).

    Первичная обработка данных не привела к выявлению категорий,

    предпочитаемых подростками по каждому вопросу. Были получены списки,

    состоящие из 57 – 120 вариантов ответов (приложение 3). При этом наиболее

    распространенные ответы не превышали в большинстве случаев 10 – 15% от

    общего числа ответов опрошенных.

    Исключением можно считать только вопрос, где требовалось ответить, есть

    ли польза от конфликта, и в чем она проявляется. Большинство опрошенных на

    данный вопрос ответило отрицательно, т.е. пользы от конфликта, по их

    мнению, нет. Так считают 106 респондентов (54,08%). Видят пользу от

    конфликтов в том или ином виде 86 респондентов (43,88%). 4 респондента

    (2,04%) затруднились ответить на этот вопрос. Таким образом, большинство

    опрошенных считают конфликт негативным явлением.

    Для уточнения данных проведен контент-анализ ответов по всем вопросам,

    предложенным в третьей серии пилотажного исследования.

    В результате, были выделены следующие категории:

    1. на первый вопрос «Как бы Вы не хотели выглядеть в конфликте?»:

    1. «слабый»,

    2. «глупый»,

    3. «смешной»,

    4. «виновный»,

    5. «проигравший»;

    2. на второй вопрос «Как бы Вы хотели выглядеть в конфликте?»:

    1. «сильный»,

    2. «умный»,

    3. «серьезный»,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.