МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Половозрастные различия и динамика представлений подростков о конфликтах

    положение доказывается различными исследованиями, проведенными независимо

    друг от друга [4, 77 и др.]. Так, моральные представления преобладают над

    правовыми (М.И. Воловикова, О.П. Николаева) и преобладают в политических

    представлениях (Г.Э Белицкая, О.П. Николаева); в иерархии ценностей

    сознания на первом месте оказывается совесть, как альтернатива оппозиции

    власти (Н.И. Лапин); справедливость у россиян связана с готовностью

    добиваться ее своими силами, в том числе с помощью лжи и не полагаясь на

    правосудие, и не связана с абстрактной истиной (В.В. Знаков) и др. [4, с.

    300-301]. В целом, результаты исследований, проведенных под руководством

    К.А. Абульхановой-Славской, позволяют сделать вывод, что «специфика

    целостности социальных представлений в российском сознании, менталитете

    состоит в: 1) преобладании моральных регуляторов, представлений, их

    вплетенности в ряде случаев в другие социальные представления; 2)

    существовании некоторого синкрета сознания личности, непосредственно

    соотносящей представление о себе, своем «Я» с обществом» [4, с. 306].

    Другое исследование, проведенное С.Г. Губиной, посвящено динамике

    социальных представлений учащейся молодежи в условиях социально-

    экономического кризиса. По результатам данного исследования автор

    констатирует, что «изменения социальных представлений молодежи

    свидетельствуют о тенденции к преобладающей направленности на саморегуляцию

    – конформное поведение в системе общественных отношений, снижение

    стремления к саморазвитию и самосовершенствованию, снижение социальной

    активности, в основе которой лежит стремление личности к социальной

    адаптации в тяжелых социально-экономических условиях – молодежь осознает

    себя объектом социального взаимодействия» [49, с. 16-17].

    Теория социальных представлений оказывается полезной и при изучении и

    анализе организаций и организационной культуры [21, 104 и др.]. Так, С.А.

    Липатов занимался исследованиями в области «организационного социального

    познания» [104, с. 108], что представляет собой систему мыслей и

    представлений членов организации. В рамках «организационного социального

    познания» изучается организационная культура, интерпретируемая как

    результат восприятия и понимания членами организации своего окружения, его

    норм, ценностей, установок, форм общения и процессов, протекающих в рамках

    организации. При помощи характеристик организационной культуры,

    складывается образ организации у ее членов, который начинает играть

    регулятивную роль. «Коль скоро образ организации воплощается в

    характеристиках организационной культуры, последняя как бы формирует у всех

    членов организации некое единое мнение по поводу значения своей

    деятельности, ее смысла» [11, с. 214]. Г.М. Андреева делает вывод, что

    данная трактовка организационной культуры позволяет анализировать ее в

    терминах социальных представлений [11, с. 213-214].

    Таким образом, социальные представления являются актуальной

    проблематикой в социальной психологии, по которой производится достаточно

    много исследований, в том числе направленных на выявление их содержания,

    как в отечественной, так и в зарубежной социально-психологической науке.

    Вместе с тем, недостаточно разработана проблематика социальных

    представлений о конфликтах вообще, и межличностных конфликтах, в том числе

    среди подростков, в частности.

    1.3. Специфика изучения социальных представлений о конфликтах в

    подростковом возрасте

    Прежде всего необходимо определиться с границами подросткового

    возраста, так как существуют различные традиции в его определении.

    Например, американские исследователи, обозначают начало подросткового

    возраста с тринадцати лет, называя подростков тинэйджерами, что основано на

    особенностях грамматики английского языка. Отечественные ученые начало

    подросткового возраста относили к двенадцати годам [109 и др.], но

    современные источники [110, 138, 144, 162, 173 и др.] – к десяти. Т.о., в

    настоящее время отмечается тенденция к его «омоложению». Г.А. Цукерман

    пишет, что «граница, разделяющая младший школьный и подростковый возраст,

    должна быть размытой, не укладывающейся в точную цифру» [173, с. 18]. Т.В.

    Драгунова подчеркивает, что «границы подросткового возраста примерно

    совпадают с обучением детей в 5 – 8 классах современной школы» [61, с. 98].

    Следовательно, подростковый возраст охватывает период от 10 – 11 до 14 – 15

    лет. Данной периодизацией мы и будем пользоваться в своем исследовании.

    Подростковый возраст является одним из важнейших периодов в

    человеческом развитии. Этот возраст, как назвал его Ст. Холл – период «бури

    и натиска», – характерен амбивалентностью и парадоксальностью. Подростковый

    возраст насыщен стрессами и конфликтами, в нем доминирует нестабильность,

    энтузиазм и смятение [125, с. 278].

    Особенностью современного общества является безразличное отношение к

    подросткам. Несмотря на многочисленные исследования, новации, несмотря на

    «гуманизацию» педагогического процесса, можно сделать неутешительный вывод,

    что подростки сегодня, в основном, мало кому нужны. Затрагивая данную

    проблему, необходимо отметить, что отсутствие каких-либо идеалов и

    социально одобряемых ценностей у современных подростков, нестабильное

    экономическое положение в нашей стране, требующей уделять процессу

    обеспечения семьи всем необходимым (материально) все время, не оставляя на

    духовную заботу о детях практически ничего, дает сильный негативный эффект.

    Подростки иногда теряют смысл жизни, ища его в алкоголе и наркомании, а не

    найдя, пытаются покончить жизнь самоубийством.

    Факт «ненужности» подростков отмечает и Д. И. Фельдштейн: «Налицо

    серьезный дефицит внимания, уважения к ребенку. При этом резко обострилось

    противоречие между усиливающейся с возрастом потребностью ребенка во

    внимании и непрерывным ослаблением, а затем и отсутствием необходимого

    внимания со стороны взрослых, в том числе родных людей. Проявляя повышенную

    заботу об одежде, питании, культурных развлечениях своих детей, они не

    реализуют возможности общения с ними – в результате у многих ребят

    развивается чувство одиночества, доходящее порой до отчаяния, растет

    цинизм, проявляющийся в более открытых (и потому более страшных), чем у

    взрослых формах, нивелируется уважение к важнейшим человеческим ценностям –

    честности, порядочности и пр.» [161, с. 33-34].

    Подростковый возраст характеризуется резкими изменениями, которые

    затрагивают все стороны развития ребенка. Одним из наиболее значимых

    моментов психофизиологического развития является половое созревание и

    связанная с этим процессом половая идентификация.

    Интенсивный рост сопровождается отставанием в развитии органов

    кровообращения и дыхания, что является причиной резкого перепада настроения

    и активности, быстрой утомляемости.

    Кроме вышеуказанных составляющих, психофизиологическое развитие

    характеризуется сменой ведущей роли коры больших полушарий головного мозга,

    оказывающей тормозное влияние на подкорковые структуры, подкорковой

    активностью (которая при правильном стиле общения с подростком,

    преодолевается им самим), что характеризуется повышенной нервозностью,

    неустойчивостью эмоциональных реакций [100, с. 32].

    Изменения в интеллектуальной сфере не менее важны, чем в

    физиологической. В подростковом возрасте развивается логическая память.

    Запоминание становится произвольным и опосредованным, механическая память

    замедляет свое развитие (результат более частого использования логической

    памяти). Внимание, как и память, приобретает произвольность.

    В этом возрасте наблюдается переход к абстрактному мышлению, происходит

    становление аналитико-синтетической деятельности. Процесс мышления

    характеризуется также усложнением суждений подростков.

    Подростковый возраст представляется наиболее ответственным периодом,

    так как в это время складываются основы нравственности, формируются

    социальные представления о сложных явлениях и феноменах, социальные

    установки, отношение к себе, отношение к людям, к обществу. У подростков

    стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения,

    формируются главные мотивационные линии этого возраста – самопознание,

    самовыражение, самоутверждение.

    Наиболее важным новообразованием этого возраста является становление

    нового уровня самосознания, изменение Я-концепции. Развивается рефлексия, с

    помощью которой подростки стремятся понять себя, свои возможности,

    особенности, свою личную ответственность за совершенные действия; оценить

    свои поступки и поступки других людей; понять, что их объединяет с другими

    людьми, и чем они отличаются от других людей, что их делает уникальными.

    Сравнения с другими людьми предопределяет неустойчивость их самооценки.

    Активное формирование самосознания подростка характеризуется усилением

    социальной ответственности, ответственности за общественное дело. В рамках

    вышеизложенного определяются ведущие потребности детей этого возраста. Ими

    являются самоутверждение и общение со сверстниками.

    Д. Б. Эльконин [182] общение со сверстниками считает ведущей

    деятельностью. Другая версия, которую выдвинул Д. И. Фельдштейн [162],

    предполагает в качестве ведущей деятельности просоциальную активность, то

    есть потребность ребенка занять определенное место в обществе и оценить

    самого себя в системе «я – общество».

    Вторая ведущая потребность подростков – самоутверждение – проявляется в

    стремлении утвердить свое Я в системе более общих связей и отношений

    общества. Самоутверждение, по мнению Д. И. Фельдштейна, неразрывно связано

    с двуединым процессом социализации-индивидуализации, подростковый этап

    которого отличается «наиболее выраженной реальной индивидуализацией,

    проявляемой в структурируемой самодетерминации, самоуправлении растущего

    человека, при ярко выраженной тенденции субъекта к индивидуальному

    проявлению на социально значимом уровне» [161, с. 129].

    С социализацией непосредственно связана проблема общности подростков и

    их подчинение групповым нормам и правилам. Подростков рассматривают как

    особую социально-психологическую группу со своими нормами, установками,

    ценностями, со своей субкультурой. Чувство принадлежности к какой-либо

    группе имеет существенное значение для развития личности подростка. Нормы и

    ценности группы интериоризируются подростком. Они становятся как-бы его

    собственными, влияющими на нравственное развитие. Существующее расхождение

    между нормами группы подростков и нормами взрослых выражает одну из

    важнейших потребностей подростка – в самостоятельности, в личной автономии.

    Подростковый возраст характеризуется появлением в самосознании нового

    чувства – так называемого «чувства взрослости». Это выражается в стремлении

    быть и считаться взрослым. Одним из способов проявления чувства взрослости

    является протест и неподчинение, негативизм к требованиям взрослого. С

    помощью этих средств подросток пытается добиться равного положения по

    отношению к взрослым, пытается вырваться из-под их опеки [56, 105 и др.].

    В силу указанных выше противоречивых факторов (отношения с взрослыми) и

    практически полной подчиненности нормам группы, в подростковом возрасте

    существует опасность возникновения различных форм девиантного и

    противоправного поведения.

    Личность формируется под влиянием множества факторов, важнейшими из

    которых являются социальная и семейная среда, воспитание и обучение,

    самовоспитание и деятельность. Движущей силой развития являются

    противоречия, к каковым непосредственно относятся конфликты. И удачно

    разрешенное противоречие (конфликт) приводит к очередному скачку (или

    плавному развитию) личности.

    Общение оказывает огромное влияние на формировании личности. Оно

    опосредует связь отдельного человека с обществом, являясь одним из путей

    усвоения социального опыта. В детстве межличностное общение стимулирует

    психическое развитие и облегчает социальную приспособляемость индивида [79,

    с. 7]. «Именно в общении, и прежде всего в непосредственном общении со

    значимыми другими (родителями, педагогами, сверстниками и т. д.),

    происходит становление человеческой личности, формирование важнейших ее

    свойств, нравственной сферы, мировоззрения» [126, с. 3].

    По мнению Я.Л. Коломинского, общение – «это информационное и предметное

    взаимодействие, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются

    межличностные взаимоотношения» [86].

    В подростковом возрасте на развитие личности оказывают влияние

    групповые и общественно выработанные нормы и правила, такие психологические

    механизмы, как интериоризация и экстериоризация.

    Принцип действия интериоризации заключается в превращении внешних

    предметных действий, норм, способов поведения во внутренние процессы,

    психические образования. Экстериоризация, напротив, предполагает переход

    внутренних состояний во внешние, практические действия, формы поведения. С

    каждым переходом внутреннего во внешнее происходит совершенствование

    поведения человека. Таким образом, взаимные переходы внешнего во внутреннее

    и внутреннего во внешнее обеспечивают развитие личности человека [78, с.

    41].

    На развитие личности человека оказывают влияние и другие

    психологические механизмы. Это подражание и идентификация, внутригрупповая

    внушаемость, которая проявляется в некритичном принятии мнений и позиций

    референтной группы (младшие школьники и подростки), а также самоконтроль и

    самоанализ, то есть механизм рефлексии (свойственен старшим подросткам и

    старшим школьникам).

    Следующим своеобразием социализации является обусловленность развития

    ребенка не только актуальными, но и предшествующими влияниями, которые

    отражены в его идеалах, мечтах, целях и других психических образованиях.

    Важным, но мало изученным фактором развития личности, является

    перестройка личностных образований в процессе воспитания [78, с. 43].

    Этот список факторов, влияющих на развитие личности далеко не полон.

    Многие факторы развития личности реализуются в определенных педагогических

    условиях.

    Остановимся подробнее на межличностном общении.

    Общение играет огромную роль в жизни общества, выступая необходимым

    условием формирования не только отдельной личности, но и психологической

    средой развития основных психических и социальных качеств человека [76, с.

    4]. Без межличностного общения невозможно полноценное формирование

    психических функций человека, его психических свойств и всей личности в

    целом [126, с. 8].

    Из вышесказанного можно сделать вывод: нарушение общения вызовет

    нарушения в процессе формирования личности, процессе формирования

    психических функций, процессе присвоения социальных норм и ценностей и, в

    целом, социализации. Неразрешенный конфликт с деструктивным уклоном

    неминуемо нарушает общение с оппонентом. Если в качестве оппонента

    выступает группа или, что гораздо плачевней, все общество в целом, то

    возможны глобальные нарушения всей личности индивида. Однако конфликт может

    быть не только деструктивным, но и конструктивным (см. пункт 1.1).

    Конфликт, отмечает М.В. Шугуров, является атрибутом бытия личности, и

    устранение конфликта одновременно означает устранение самого личностного

    бытия – самоосуществления. «В тоже время само бытие личности – конфликт,

    причина которого – сущностная свобода личности, обусловленная ее

    причастностью к должному, к подлинному, неотчужденному бытию.… Конфликт –

    мера личности, открывающая возможность для проявления ее свободы» [180, с.

    14].

    Роль конфликтов в подростковом возрасте достаточно велика. Как и в

    любом другом возрасте, конфликты подростков носят как позитивный, так и

    негативный варианты исхода. Выше мы привели некоторые примеры позитивной и

    негативной роли конфликтов в развитии подростков, которые рассмотрим более

    подробно.

    Неблагополучие в отношениях подростков между собой, разрыв отношений

    друг с другом имеет для подростка многосторонние отрицательные последствия

    как в плане возникновения тяжелых переживаний, так и формирования его

    личности в целом.

    С усложнением системы общественных отношений, с включением индивида в

    разнообразные общности, потребность в принадлежности к какой-либо группе

    удовлетворяется только при подчинении разнообразным общественным нормам и

    предписаниям, удовлетворяя при этом социальные ожидания окружающих.

    Постепенно на этой основе вырабатывается потребность следовать нормам,

    обычаям, традициям группы, поскольку в противном случае личность неизбежно

    вступает в постоянный устойчивый конфликт с окружающими и в конечном счете

    будет отторгнута группами, к которым она принадлежит [76, с.81].

    Многие подростки испытывают затруднения в контактах со сверстниками и

    переживают свое одиночество болезненно. Любые трудности в социальной сфере

    приводят к нарушению деятельности, отношений, порождают негативные эмоции и

    переживания, вызывают чувство дискомфорта. Всё это может иметь

    неблагоприятные последствия для развития личности ребенка.

    Кроме межличностного на развитие личности подростка оказывает большое

    влияние внутриличностный конфликт, который, безусловно, тесно связан с

    первым: причиной внутриличностного конфликта может стать межличностный, а

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.