Половозрастные различия и динамика представлений подростков о конфликтах
положение доказывается различными исследованиями, проведенными независимо
друг от друга [4, 77 и др.]. Так, моральные представления преобладают над
правовыми (М.И. Воловикова, О.П. Николаева) и преобладают в политических
представлениях (Г.Э Белицкая, О.П. Николаева); в иерархии ценностей
сознания на первом месте оказывается совесть, как альтернатива оппозиции
власти (Н.И. Лапин); справедливость у россиян связана с готовностью
добиваться ее своими силами, в том числе с помощью лжи и не полагаясь на
правосудие, и не связана с абстрактной истиной (В.В. Знаков) и др. [4, с.
300-301]. В целом, результаты исследований, проведенных под руководством
К.А. Абульхановой-Славской, позволяют сделать вывод, что «специфика
целостности социальных представлений в российском сознании, менталитете
состоит в: 1) преобладании моральных регуляторов, представлений, их
вплетенности в ряде случаев в другие социальные представления; 2)
существовании некоторого синкрета сознания личности, непосредственно
соотносящей представление о себе, своем «Я» с обществом» [4, с. 306].
Другое исследование, проведенное С.Г. Губиной, посвящено динамике
социальных представлений учащейся молодежи в условиях социально-
экономического кризиса. По результатам данного исследования автор
констатирует, что «изменения социальных представлений молодежи
свидетельствуют о тенденции к преобладающей направленности на саморегуляцию
– конформное поведение в системе общественных отношений, снижение
стремления к саморазвитию и самосовершенствованию, снижение социальной
активности, в основе которой лежит стремление личности к социальной
адаптации в тяжелых социально-экономических условиях – молодежь осознает
себя объектом социального взаимодействия» [49, с. 16-17].
Теория социальных представлений оказывается полезной и при изучении и
анализе организаций и организационной культуры [21, 104 и др.]. Так, С.А.
Липатов занимался исследованиями в области «организационного социального
познания» [104, с. 108], что представляет собой систему мыслей и
представлений членов организации. В рамках «организационного социального
познания» изучается организационная культура, интерпретируемая как
результат восприятия и понимания членами организации своего окружения, его
норм, ценностей, установок, форм общения и процессов, протекающих в рамках
организации. При помощи характеристик организационной культуры,
складывается образ организации у ее членов, который начинает играть
регулятивную роль. «Коль скоро образ организации воплощается в
характеристиках организационной культуры, последняя как бы формирует у всех
членов организации некое единое мнение по поводу значения своей
деятельности, ее смысла» [11, с. 214]. Г.М. Андреева делает вывод, что
данная трактовка организационной культуры позволяет анализировать ее в
терминах социальных представлений [11, с. 213-214].
Таким образом, социальные представления являются актуальной
проблематикой в социальной психологии, по которой производится достаточно
много исследований, в том числе направленных на выявление их содержания,
как в отечественной, так и в зарубежной социально-психологической науке.
Вместе с тем, недостаточно разработана проблематика социальных
представлений о конфликтах вообще, и межличностных конфликтах, в том числе
среди подростков, в частности.
1.3. Специфика изучения социальных представлений о конфликтах в
подростковом возрасте
Прежде всего необходимо определиться с границами подросткового
возраста, так как существуют различные традиции в его определении.
Например, американские исследователи, обозначают начало подросткового
возраста с тринадцати лет, называя подростков тинэйджерами, что основано на
особенностях грамматики английского языка. Отечественные ученые начало
подросткового возраста относили к двенадцати годам [109 и др.], но
современные источники [110, 138, 144, 162, 173 и др.] – к десяти. Т.о., в
настоящее время отмечается тенденция к его «омоложению». Г.А. Цукерман
пишет, что «граница, разделяющая младший школьный и подростковый возраст,
должна быть размытой, не укладывающейся в точную цифру» [173, с. 18]. Т.В.
Драгунова подчеркивает, что «границы подросткового возраста примерно
совпадают с обучением детей в 5 – 8 классах современной школы» [61, с. 98].
Следовательно, подростковый возраст охватывает период от 10 – 11 до 14 – 15
лет. Данной периодизацией мы и будем пользоваться в своем исследовании.
Подростковый возраст является одним из важнейших периодов в
человеческом развитии. Этот возраст, как назвал его Ст. Холл – период «бури
и натиска», – характерен амбивалентностью и парадоксальностью. Подростковый
возраст насыщен стрессами и конфликтами, в нем доминирует нестабильность,
энтузиазм и смятение [125, с. 278].
Особенностью современного общества является безразличное отношение к
подросткам. Несмотря на многочисленные исследования, новации, несмотря на
«гуманизацию» педагогического процесса, можно сделать неутешительный вывод,
что подростки сегодня, в основном, мало кому нужны. Затрагивая данную
проблему, необходимо отметить, что отсутствие каких-либо идеалов и
социально одобряемых ценностей у современных подростков, нестабильное
экономическое положение в нашей стране, требующей уделять процессу
обеспечения семьи всем необходимым (материально) все время, не оставляя на
духовную заботу о детях практически ничего, дает сильный негативный эффект.
Подростки иногда теряют смысл жизни, ища его в алкоголе и наркомании, а не
найдя, пытаются покончить жизнь самоубийством.
Факт «ненужности» подростков отмечает и Д. И. Фельдштейн: «Налицо
серьезный дефицит внимания, уважения к ребенку. При этом резко обострилось
противоречие между усиливающейся с возрастом потребностью ребенка во
внимании и непрерывным ослаблением, а затем и отсутствием необходимого
внимания со стороны взрослых, в том числе родных людей. Проявляя повышенную
заботу об одежде, питании, культурных развлечениях своих детей, они не
реализуют возможности общения с ними – в результате у многих ребят
развивается чувство одиночества, доходящее порой до отчаяния, растет
цинизм, проявляющийся в более открытых (и потому более страшных), чем у
взрослых формах, нивелируется уважение к важнейшим человеческим ценностям –
честности, порядочности и пр.» [161, с. 33-34].
Подростковый возраст характеризуется резкими изменениями, которые
затрагивают все стороны развития ребенка. Одним из наиболее значимых
моментов психофизиологического развития является половое созревание и
связанная с этим процессом половая идентификация.
Интенсивный рост сопровождается отставанием в развитии органов
кровообращения и дыхания, что является причиной резкого перепада настроения
и активности, быстрой утомляемости.
Кроме вышеуказанных составляющих, психофизиологическое развитие
характеризуется сменой ведущей роли коры больших полушарий головного мозга,
оказывающей тормозное влияние на подкорковые структуры, подкорковой
активностью (которая при правильном стиле общения с подростком,
преодолевается им самим), что характеризуется повышенной нервозностью,
неустойчивостью эмоциональных реакций [100, с. 32].
Изменения в интеллектуальной сфере не менее важны, чем в
физиологической. В подростковом возрасте развивается логическая память.
Запоминание становится произвольным и опосредованным, механическая память
замедляет свое развитие (результат более частого использования логической
памяти). Внимание, как и память, приобретает произвольность.
В этом возрасте наблюдается переход к абстрактному мышлению, происходит
становление аналитико-синтетической деятельности. Процесс мышления
характеризуется также усложнением суждений подростков.
Подростковый возраст представляется наиболее ответственным периодом,
так как в это время складываются основы нравственности, формируются
социальные представления о сложных явлениях и феноменах, социальные
установки, отношение к себе, отношение к людям, к обществу. У подростков
стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения,
формируются главные мотивационные линии этого возраста – самопознание,
самовыражение, самоутверждение.
Наиболее важным новообразованием этого возраста является становление
нового уровня самосознания, изменение Я-концепции. Развивается рефлексия, с
помощью которой подростки стремятся понять себя, свои возможности,
особенности, свою личную ответственность за совершенные действия; оценить
свои поступки и поступки других людей; понять, что их объединяет с другими
людьми, и чем они отличаются от других людей, что их делает уникальными.
Сравнения с другими людьми предопределяет неустойчивость их самооценки.
Активное формирование самосознания подростка характеризуется усилением
социальной ответственности, ответственности за общественное дело. В рамках
вышеизложенного определяются ведущие потребности детей этого возраста. Ими
являются самоутверждение и общение со сверстниками.
Д. Б. Эльконин [182] общение со сверстниками считает ведущей
деятельностью. Другая версия, которую выдвинул Д. И. Фельдштейн [162],
предполагает в качестве ведущей деятельности просоциальную активность, то
есть потребность ребенка занять определенное место в обществе и оценить
самого себя в системе «я – общество».
Вторая ведущая потребность подростков – самоутверждение – проявляется в
стремлении утвердить свое Я в системе более общих связей и отношений
общества. Самоутверждение, по мнению Д. И. Фельдштейна, неразрывно связано
с двуединым процессом социализации-индивидуализации, подростковый этап
которого отличается «наиболее выраженной реальной индивидуализацией,
проявляемой в структурируемой самодетерминации, самоуправлении растущего
человека, при ярко выраженной тенденции субъекта к индивидуальному
проявлению на социально значимом уровне» [161, с. 129].
С социализацией непосредственно связана проблема общности подростков и
их подчинение групповым нормам и правилам. Подростков рассматривают как
особую социально-психологическую группу со своими нормами, установками,
ценностями, со своей субкультурой. Чувство принадлежности к какой-либо
группе имеет существенное значение для развития личности подростка. Нормы и
ценности группы интериоризируются подростком. Они становятся как-бы его
собственными, влияющими на нравственное развитие. Существующее расхождение
между нормами группы подростков и нормами взрослых выражает одну из
важнейших потребностей подростка – в самостоятельности, в личной автономии.
Подростковый возраст характеризуется появлением в самосознании нового
чувства – так называемого «чувства взрослости». Это выражается в стремлении
быть и считаться взрослым. Одним из способов проявления чувства взрослости
является протест и неподчинение, негативизм к требованиям взрослого. С
помощью этих средств подросток пытается добиться равного положения по
отношению к взрослым, пытается вырваться из-под их опеки [56, 105 и др.].
В силу указанных выше противоречивых факторов (отношения с взрослыми) и
практически полной подчиненности нормам группы, в подростковом возрасте
существует опасность возникновения различных форм девиантного и
противоправного поведения.
Личность формируется под влиянием множества факторов, важнейшими из
которых являются социальная и семейная среда, воспитание и обучение,
самовоспитание и деятельность. Движущей силой развития являются
противоречия, к каковым непосредственно относятся конфликты. И удачно
разрешенное противоречие (конфликт) приводит к очередному скачку (или
плавному развитию) личности.
Общение оказывает огромное влияние на формировании личности. Оно
опосредует связь отдельного человека с обществом, являясь одним из путей
усвоения социального опыта. В детстве межличностное общение стимулирует
психическое развитие и облегчает социальную приспособляемость индивида [79,
с. 7]. «Именно в общении, и прежде всего в непосредственном общении со
значимыми другими (родителями, педагогами, сверстниками и т. д.),
происходит становление человеческой личности, формирование важнейших ее
свойств, нравственной сферы, мировоззрения» [126, с. 3].
По мнению Я.Л. Коломинского, общение – «это информационное и предметное
взаимодействие, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются
межличностные взаимоотношения» [86].
В подростковом возрасте на развитие личности оказывают влияние
групповые и общественно выработанные нормы и правила, такие психологические
механизмы, как интериоризация и экстериоризация.
Принцип действия интериоризации заключается в превращении внешних
предметных действий, норм, способов поведения во внутренние процессы,
психические образования. Экстериоризация, напротив, предполагает переход
внутренних состояний во внешние, практические действия, формы поведения. С
каждым переходом внутреннего во внешнее происходит совершенствование
поведения человека. Таким образом, взаимные переходы внешнего во внутреннее
и внутреннего во внешнее обеспечивают развитие личности человека [78, с.
41].
На развитие личности человека оказывают влияние и другие
психологические механизмы. Это подражание и идентификация, внутригрупповая
внушаемость, которая проявляется в некритичном принятии мнений и позиций
референтной группы (младшие школьники и подростки), а также самоконтроль и
самоанализ, то есть механизм рефлексии (свойственен старшим подросткам и
старшим школьникам).
Следующим своеобразием социализации является обусловленность развития
ребенка не только актуальными, но и предшествующими влияниями, которые
отражены в его идеалах, мечтах, целях и других психических образованиях.
Важным, но мало изученным фактором развития личности, является
перестройка личностных образований в процессе воспитания [78, с. 43].
Этот список факторов, влияющих на развитие личности далеко не полон.
Многие факторы развития личности реализуются в определенных педагогических
условиях.
Остановимся подробнее на межличностном общении.
Общение играет огромную роль в жизни общества, выступая необходимым
условием формирования не только отдельной личности, но и психологической
средой развития основных психических и социальных качеств человека [76, с.
4]. Без межличностного общения невозможно полноценное формирование
психических функций человека, его психических свойств и всей личности в
целом [126, с. 8].
Из вышесказанного можно сделать вывод: нарушение общения вызовет
нарушения в процессе формирования личности, процессе формирования
психических функций, процессе присвоения социальных норм и ценностей и, в
целом, социализации. Неразрешенный конфликт с деструктивным уклоном
неминуемо нарушает общение с оппонентом. Если в качестве оппонента
выступает группа или, что гораздо плачевней, все общество в целом, то
возможны глобальные нарушения всей личности индивида. Однако конфликт может
быть не только деструктивным, но и конструктивным (см. пункт 1.1).
Конфликт, отмечает М.В. Шугуров, является атрибутом бытия личности, и
устранение конфликта одновременно означает устранение самого личностного
бытия – самоосуществления. «В тоже время само бытие личности – конфликт,
причина которого – сущностная свобода личности, обусловленная ее
причастностью к должному, к подлинному, неотчужденному бытию.… Конфликт –
мера личности, открывающая возможность для проявления ее свободы» [180, с.
14].
Роль конфликтов в подростковом возрасте достаточно велика. Как и в
любом другом возрасте, конфликты подростков носят как позитивный, так и
негативный варианты исхода. Выше мы привели некоторые примеры позитивной и
негативной роли конфликтов в развитии подростков, которые рассмотрим более
подробно.
Неблагополучие в отношениях подростков между собой, разрыв отношений
друг с другом имеет для подростка многосторонние отрицательные последствия
как в плане возникновения тяжелых переживаний, так и формирования его
личности в целом.
С усложнением системы общественных отношений, с включением индивида в
разнообразные общности, потребность в принадлежности к какой-либо группе
удовлетворяется только при подчинении разнообразным общественным нормам и
предписаниям, удовлетворяя при этом социальные ожидания окружающих.
Постепенно на этой основе вырабатывается потребность следовать нормам,
обычаям, традициям группы, поскольку в противном случае личность неизбежно
вступает в постоянный устойчивый конфликт с окружающими и в конечном счете
будет отторгнута группами, к которым она принадлежит [76, с.81].
Многие подростки испытывают затруднения в контактах со сверстниками и
переживают свое одиночество болезненно. Любые трудности в социальной сфере
приводят к нарушению деятельности, отношений, порождают негативные эмоции и
переживания, вызывают чувство дискомфорта. Всё это может иметь
неблагоприятные последствия для развития личности ребенка.
Кроме межличностного на развитие личности подростка оказывает большое
влияние внутриличностный конфликт, который, безусловно, тесно связан с
первым: причиной внутриличностного конфликта может стать межличностный, а
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|