МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Перцептивная сторона общения

    Перцептивная сторона общения

    Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

    Государственный Университет Управления

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    по дисциплине: социальная психология

    на тему : “Перцептивная сторона общения”

    Выполнила : студентка ИС и УП

    группа Социология II-1

    Маренич Катарина

    Проверил : Утлик Э. П

    Москва, 1999 год.

    Содержание :

    Понятие социальной перцепции и

    межличностного восприятия.................................................1

    Содержание межличностного восприятия ....................4

    Каузальная

    атрибуция.....................................................5

    Ошибки атрибуции

    ......................................................9

    Принципы определения причинности ............................10

    Роль установки при восприятии человека человеком .....13

    Формирование первого впечатления о человеке .............15

    Механизмы и “эффекты” межличностного восприятия....17

    Идентификация, эмпатия и рефлексия в процессе

    межличностного восприятия .....................................18

    “Эффекты” межличностного восприятия ....................20

    Явление стереотипизации в межличностном восприятии..22

    Межличностная аттракция .....................................25

    Место общения в жизни человека .............................29

    Список использованной литературы .........................30

    Понятия социальной перцепции и

    межличностного восприятия.

    Известно множество различных интерпретаций того факта, что человек ищет

    общество себе подобных. У человека поиск контактов с другими людьми связан

    с возникающей потребностью в общении. В отличие от животных у человека

    потребность в общении, контакте, является вполне самостоятельным внутренним

    стимулом, независимым от других потребностей ( в пище, в одежде и т. д. ) .

    Она возникает у человека чуть ли не с рождения и наиболее отчетливо

    проявляется в полтора - два месяца. В процессе общения должно

    присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса, поэтому

    большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению,

    иными словами процесс восприятия одним человеком другого является

    обязательной составной частью общения и условно может быть назван

    перцептивной стороной общения.

    Рассмотрим на примере, как в общем виде разворачивается процесс

    восприятия одним человеком (наблюдателем) другого (наблюдаемого). В

    наблюдаемом нам доступны лишь внешние признаки, среди которых наиболее

    информативными является внешний облик (физические качества плюс оформление

    внешности) и поведение (совершаемые действия и экспрессивные реакции).

    Воспринимая эти качества наблюдатель определенным образом оценивает их и

    делает некоторые умозаключения (часто бессознательно) о внутренних

    психологических свойствах партнера по общению. Сумма свойств, приписываемая

    наблюдаемому, в свою очередь, дает человеку возможность сформировать

    определенное отношение к нему (это отношение чаще всего носит эмоциональный

    характер и располагается в пределах континуума “нравится - не нравится”).

    Перечисленные выше феномены принято относить к социальной перцепции.

    Социальной перцепцией называют процесс восприятия так называемых

    социальных объектов, под которыми подразумеваются другие люди, социальные

    группы, большие социальные общности. Таким образом восприятие человеком

    человека относится к области социальной перцепции, но не исчерпывает ее.

    Если говорить о проблеме взаимопонимания партнеров по общению, то более

    уместным будет термин “межличностная перцепция”, или межличностное

    восприятие. Восприятие социальных объектов обладает такими многочисленными

    специфическими чертами что даже употребление самого слова “восприятие”

    кажется не совсем точным, так как ряд феноменов, имеющих место при

    формировании представления о другом человеке , не укладывается в

    традиционное определение перцептивного процесса. В этом случае в качестве

    синонима “восприятию другого человека” употребляют выражение “познание

    другого человека”.

    Это более широкое понимание термина обусловлено специфическими чертами

    восприятия другого человека, к которым относится не только восприятие

    физических характеристик объекта, но и его поведенческих характеристик,

    формирование представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях,

    установках и т. д. Подход к проблемам восприятия, связанный с так

    называемой транзактной (трансактной) психологией, особенно подчеркивает

    мысль о том, что активное участие субъекта восприятия в транзакции

    предполагает учет роли ожиданий, желаний, намерений, прошлого опыта

    субъекта как специфических детерминант перцептивной ситуации.

    В целом в ходе межличностной перцепции осуществляется : эмоциональная

    оценка другого, попытка понять причины его поступков и прогнозировать его

    поведение, построение собственной стратегии поведения.

    Выделяют четыре основных функции межличностной перцепции :

    . познание себя

    . познание партнера по общению

    . организация совместной деятельности

    . установление эмоциональных отношений

    Структура межличностного восприятия обычно описывается как

    трёхкомпонентная. Она включает в себя: субъект межличностного восприятия,

    объект межличностного восприятия и сам процесс межличностного восприятия. В

    связи с этим все исследования в области межличностной перцепции можно

    разделить на две группы. Исследования в области межличностной перцепции

    ориентируются на изучение содержательной (характеристики субъекта и объекта

    восприятия, их свойств и т. п.) и процессуальной (анализ механизмов и

    эффектов восприятия) составляющих. В первом случае исследуются приписывания

    (атрибуции) друг другу различных черт, причин поведения (каузальная

    атрибуция) партнеров по общению, роль установки при формировании первого

    впечатления и т. п. Во втором - механизмы познания и различные эффекты,

    возникающие при восприятии людьми друг друга. Например эффекты ореола,

    эффект новизны и эффект первичности, а также явление стереотипизации.

    Содержание межличностного восприятия.

    Относительно субъекта и объекта межличностного восприятия в

    традиционных исследованиях установлено более или менее полное согласие в

    том плане, какие характеристики их должны учитываться при исследованиях

    межличностного восприятия. Для субъекта восприятия все характеристики

    разделяются на два класса: физические и социальные. В свою очередь

    социальные характеристики включают в себя внешние (формальные ролевые

    характеристики и межличностные ролевые характеристики) и внутренние

    (система диспозиций личности, структура мотивов и т. д.). Соответственно

    такие же характеристики фиксируются и у объекта межличностного восприятия.

    Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как

    субъекта, так и объекта восприятия потому, что они включены в определенное

    взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение

    каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего

    присутствия. Интерпретация поведения другого человека может основываться на

    знании причин этого поведения. Но в обыденной жизни люди не всегда знают

    действительные причины поведения другого человека. Тогда, в условиях

    дефицита информации, они начинают приписывать друг другу как причины

    поведения, так и какие-то общин характеристики. Предположение о том, что

    специфика восприятия человека человеком заключается во включении момента

    причинной интерпретации поведения другого человека, привело к построению

    целого ряда схем, претендующих на раскрытие механизма такой интерпретации.

    Совокупность теоретических построений и экспериментальных исследований,

    посвящённым этим вопросам, получила название области каузальной атрибуции.

    Каузальная атрибуция.

    Исследования каузальной атрибуции в широком смысле слова

    рассматриваются как изучение попыток “рядового человека”, “человека с

    улицы” понять причину и следствие тех событий, свидетелем которых он

    является.

    Иными словами, акцент делается на так называемой “наивной психологии”,

    на её интерпретациях “своего” и “чужого” поведения, что и выступает

    составной частью межличностного восприятия. Родоначальником исследований

    по каузальной атрибуции является

    Ф. Хайдер, впервые сформулировавший и саму идею каузальной атрибуции и

    давший систематическое описание различных схем, которыми пользуется человек

    при построении причинного объяснения поведения другого человека. Из других

    авторов, работающих в этой области, наиболее значительные исследования

    проводили Э. Джонс и К. Дэвис, а также Г. Келли. По мере развития идей

    каузальной атрибуции изменялось первоначальное содержание концепции. Если

    ранее речь шла лишь о способах приписывания причин поведения, то теперь

    исследуют способы приписывания более широкого класса характеристик:

    интенций, чувств, качеств личности. Действительно, мы часто приходим к

    выводу, что намерения и диспозиции других людей соответствуют их поступкам.

    Если мы видим что объект А отпускает саркастические замечания, издевается

    над объектом Б, то скорее всего мы подумаем, что А - недружелюбный человек.

    “ Теория соответствующих предположений “ Джоунса и Девиса уточняет условия,

    при которых такие атрибуции наиболее вероятны. Однако основной тезис

    остаётся неизменным: люди, познавая друг друга, стремятся к познанию причин

    поведения и вообще причинных зависимостей, окружающего их мира. При этом

    они, естественно, опираются на ту информацию, которую могут получить об

    этих явлениях. Однако, поскольку сплошь и рядом этой информации оказывается

    недостаточно, а потребность сделать причинный вывод остаётся, человек в

    такой ситуации начинает не столько искать истинные причины, сколько

    приписывает их интересующему его социальному объекту.

    Таким образом, содержанием процесса познания другого человека

    становится процесс этого приписывания, т. е. каузальная атрибуция. Сегодня

    среди исследователей межличностного восприятия существует мнение, что

    открытие явления каузальной атрибуции означает важнейший шаг по пути

    развития знаний о процессах межличностного восприятия.

    Когда поведение объекта восприятия демонстрирует мало “резонов”,

    субъект восприятия вынужден в большей степени апеллировать к интенциям и

    диспозициям воспринимаемого, а это и порождает простор для различных форм

    приписывания. Сразу следует оговориться, что дальнейшие исследования

    показали, что мера соответствия вывода и наблюдаемого относительно чьего-то

    поведения зависит не только от двух названных характеристик, но и от других

    факторов, в частности от различного вида атрибуции: “личной” или

    “безличной”. В первом случае имеется в виду преобладающее стремление

    приписать причины каких-либо событий действиям определённых личностей, в то

    время как во втором случае причины приписываются преимущественно действиям

    обстоятельств.

    Более полное развитие эта идея получила в работах Гарольда Келли,

    который предпринял попытку построения теории каузальной атрибуции. Основная

    задача Келли состояла в том, чтобы показать, как осуществляется человеком

    поиск причин для объяснения поведения другого человека. Согласно Келли при

    попытках понять причину поведения другого человека мы пользуемся тремя

    критериями : мы стараемся определить, является ли данное поведение

    постоянным (критерий постоянства), отличающимся ( критерий

    исключительности) и обычным ( критерий консенсуса ) или нет. Если в сходных

    условиях поведение наблюдаемого однотипно, то его считают постоянным. Оно

    будет отличающимся, если в других случаях проявляется иначе, и наконец,

    поведение считается обычным, если в сходных обстоятельствах свойственно

    большинству людей. Если в похожих обстоятельствах человек ведет себя всегда

    одинаково ( постоянное поведение ), если он ведет себя так же и в других

    ситуациях ( не отличающееся поведение ) и если в сходных ситуациях так же

    ведут себя лишь немногие люди ( необычное поведение ), то мы склонны

    приписывать поведение внутренним факторам. Напротив, если человек в похожих

    ситуациях ведет себя так же ( постоянное поведение ) , если в других

    случаях он ведет себя иначе ( отличающееся поведение ) и если в сходных

    ситуациях такое же поведение сходно большинству людей ( обычное поведение

    ). Мы объясняем его действие внешними причинами. В общем виде ответ звучит

    так: всякому человеку присущи некоторые априорные каузальные представления

    и каузальные ожидания. Иными словами, каждый человек обладает системой схем

    причинности, и всякий раз поиск причин, объясняющих “чужое” поведение, так

    или иначе вписывается в одну из таких существующих схем. Репертуар

    каузальных схем, которыми владеет каждая личность, довольно обширен. Вопрос

    заключается в том, которая из каузальных схем включается в каждом

    конкретном случае. “Каузальная схема” – это своеобразная общая концепция

    данного человека о возможных взаимодействиях различных причин, о том, какие

    действия в принципе эти причины производят. Для упорядочивания всех

    возможных каузальных схем Келли выделяет в своих построениях две части:

    “модель анализа вариаций” и “схемы причинности”.

    Модель анализа вариаций описывает структуру каждого акта каузальной

    атрибуции. Элементами этой структуры являются те же самые элементы, которые

    обычно описываются как элементы процесса межличностного восприятия:

    субъект, объект и ситуация. Соответственно этому приписывание причин может

    осуществляться по трём линиям: причины могут быть “адресованы” субъекту,

    объекту и ситуации. Для удобства изображения этих трех направлений

    атрибутивного процесса, которые составляют “каузальное пространство”

    индивида, Келли предлагает использовать куб, каждое измерение которого

    обозначает определённое направление приписываемых причин. Приписывание

    причин субъекту действия даёт “личностную атрибуцию”, объекту действия –

    “стимульную атрибуцию”, ситуации – “обстоятельную атрибуцию”. Довольно

    распространённым вариантом является также смешанный тип “личностно-

    стимульной атрибуции”. Выбор преобладающего типа атрибуции обусловлен

    индивидуальными характеристиками субъекта восприятия. То есть можно

    говорить о типе личности со стимульной , обстоятельственной или личностной

    атрибуцией.

    Ошибки атрибуции.

    В экспериментах было установлено, что различные люди демонстрируют по

    преимуществу совершенно различные виды атрибуции, т. е. разную степень

    “правильности” приписываемых причин. Для того чтобы определить степень этой

    правильности, вводятся три категории:

    1) подобия, т. е. согласия с мнением других людей

    2) различия, т. е. отличия от мнения других людей

    3) соответствия, т. е. постоянства действия причины во времени и

    пространстве.

    Установлены точные соотношения, при которых конкретные комбинации

    проявления каждого из трёх критериев должны давать личностную, стимульную

    или обстоятельственную атрибуцию. В одном из экспериментов был предложен

    особый “ключ”, с которым следует каждый раз сопоставлять ответы испытуемых:

    если ответ совпадает с тем оптимумом, который дан в “ключе”, то причина

    приписана правильно; если наблюдается расхождение, можно установить, какого

    рода “сдвиги” характерны для каждого человека в выборе преимущественно

    приписываемых им причин. Сопоставления ответов испытуемых с предложенными

    эталонами помогли на экспериментальном уровне зафиксировать ту истину, что

    люди далеко не всегда приписывают причину “правильно”, даже с точки зрения

    весьма облегчённых критериев: многие склонны злоупотреблять либо личностной

    и стимульной, либо обстоятельственной атрибуцией. Так, в частности, было

    установлено различие в позициях наблюдателя и участника событий. В

    эксперименте Э Джонсона и Р. Нисбета было показано, что участник событий,

    как правило приписывает причину обстоятельствам, в то время как наблюдатель

    - личности деятеля.

    Кроме ошибок, возникающих из-за различной позиции субъекта восприятия,

    выявлен еще целый ряд достаточно типичных ошибок атрибуции. Келли

    суммировал их следующим образом : 1-й класс - мотивационные ошибки,

    включающий в себя различного рода “защиты”: пристрастия, асимметрия

    позитивных и негативных результатов ( успех - себе, неуспех -

    обстоятельствам ); 2-й класс - фундаментальные ошибки ( свойственные всем

    людям ), включающие в себя случаи переоценки личностных факторов и

    недооценки ситуационных. Более конкретно фундаментальные ошибки проявляются

    в ошибках “ложного согласия”, когда “нормальной” интерпретацией считается

    такая, которая совпадает с “моим” мнением и под него подгоняется); ошибках,

    связанных с неравными возможностями ролевого поведения ( когда в

    определенных ролях гораздо “легче” проявить собственные позитивные

    качества, и интерпретация осуществляется при помощи апелляции к ним );

    ошибках, возникающих из-за большого доверия конкретным фактам, чем к общим

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.