МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Педагогическая антропология

    В данном случае в понятие интерпретации включается:

    - идентификация проблем, релевантных для педагогики, в частности

    обнаружение источников интерпретации

    - модификация в педагогических целях хорошо зарекомендовавших себя в

    других науках о человеке методов приобретения, проверки и

    использования знаний

    - дедукция педагогических норм из законов индивидуального и группового

    развития.

    Этот принцип предполагает широкое использование дедуктивного метода.

    Интерпретация служит педагогическому синтезу человековедения во всем его

    многообразии.

    Очень важны в педагогической антропологии сравнительные методы. Это

    сравнительно – исторический, сравнительно – эволюционный, сравнительно –

    этнографический, биографический, казусный.

    Сравнительно – исторический незаменим при изучении взаимодействия

    человека и общества. Сравнительно – эволюционный необходим для выявления

    родовой специфик человека. Сравнительно – этнографический применяется при

    исследовании народных моделей поведения. Биографический наужен для изучения

    развития личности в единстве с социальной историей. Казусный полезен при

    изучении нетипичных и типичных конкретных случаев, взятых из клинической

    практики.

    Указанные теоретические методы исследования получают свое

    эвристическое значение в сочетании с опытными и экспериментальными.

    В ходе непосредственного изучения педантропологом своего объекта

    особое значение приобретают наблюдения. Как массовые, так и одиночные, как

    с применением опросных листов, так и без них. Применяются также

    составление характеристик, психограмм, и т.п. Изучение дневников и

    продуктов творчества, интроспекция и анализ воспоминаний.

    Экспериментальные исследования в области педагогической антропологии

    тесно связаны с инновационными проектами. Среди них наиболее актуальны

    модели модернизированного содержания образования, модели воспитывающей и

    обучающей среды, а также системы профилактики и коррекции отклоняющегося

    поведения.

    Статистика – математический аппарат педагогико – антропологических

    исследований отличается повышенной строгостью требований к планированию

    эксперимента, сбору данных и их корректной обработке.

    Существенное требование к педагогической антропологии – разработка

    методологических принципов многоуровневого рассмотрения духовной жизни

    личности, например, симультанного изучения врожденных программ развития и

    приобретенного его содержания.

    6. ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ОБЩЕСТВОМ.

    В фундаменте жизни покоятся чувство и мысль, ценность и мотив. За ними

    должно следовать деяние. Осознанные и неосознаваемые потребности, волнения

    и ожидания отдельного человека, сообразные его природе – то, что создает

    историю. Из них развиваются события, разнообразные группы, социальные

    институции. Важнейшие из этих потребностей, ценностей и знаний передаются

    человеку обществом. Они детерминированы исторически накопленной культурой.

    Каждый раз они преломляются через призму нашего воспитания в детстве и

    юности.

    Следовательно, история движется воспитанием и обучением. Все

    позитивное задано хорошим образованием, все негативное – его

    недостаточностью и дурным качеством.

    Спасение человечества только в правильном, природосообразном,

    образовании. Одно оно способно подарить человечеству сознательные цели

    совместной деятельности. Это – всемирно-историческая задача.

    Просвещение предстает перед нами как единственная альтернатива

    насилию, разрушению, деградации.

    Из всех существующих и принципиально мыслимых классификаций

    исторических типов обществ для педагогических наук важнее всех одна. А

    именно то, что делит общества на свободные (правовые, демократические,

    республиканские) и авторитарные (тиранические, деспотические,

    тоталитарные). В обществах первого типа практикуются различные формы

    самоуправления. Авторитарные общества самоуправление подавляют. Для

    правового общества нужна самоуправляемая личность, а для тоталитарного –

    управляемая. Отсюда – диаметрально противоположные задачи воспитания.

    Но человек никогда не является чисто коллективистическим существом,

    точно так же, как он никогда не является существом истинно индивидуальным.

    Поэтому здесь речь идет только о переходах от преобладания одного к

    преобладанию другого в ходе развития личности. И это развитие может иметь

    различные стадии, которые имеют характерные последствия для воспитания.

    Правовое общество – такая форма ассоциации, которая защищала бы и

    охраняла совокупной общей силой личность и имущество каждого участника и в

    которой каждый, соединяясь со всеми, повиновался бы, однако, только самому

    себе и оставался бы таким же свободным, каким он был раньше. Деспотизм,

    напротив, неразрывно связан с нивелированием личности как таковой.

    Нивелирование масс является, по общему правилу, коррелятом тоталитаризма.

    Главный совокупный показатель степени совершенства общества – его

    отношение к отдельному своему члену как к высшей ценности. Разумеется,

    оздоровление общества, его интеллектуализация, его нравственная санация –

    дело воспитания, обучения, образования. Рост и богатства индивида и

    общества, представляет собой функцию от более равномерного распространения

    качественных знаний. Распределение и приращение знаний есть дело

    образовательно-воспитательной системы общества.

    Древнейшее из всех обществ и единственно естественное – это семья. Но

    и в семье дети остаются привязанными к отцу только до тех пор, пока они

    нуждаются в нем для самосохранения. Это – следствие человеческой природы.

    Ее первый закон – забота о самосохранении, ее первые заботы – те, которые

    человек обязан иметь по отношению к самому себе. Как только человек

    достигает разумного возраста, он становится своим собственным господином,

    будучи единственным судьей тех средств. Которые пригодны для его

    самосохранения.

    Семья, есть, таким образом, первый образец политических обществ:

    начальник походит на отца, а народ на детей, и все, рожденные равными и

    свободными, отчуждают свою свободу только для своей личной пользы.

    В благополучной семье должны разрешаться естественные противоречия

    между поколениями. Молодежь склонна рассматривать старшее поколение как

    чужой псевдовид, и это не может не вызывать глубокого беспокойства.

    Мотивация странных, даже причудливых способов поведения остается у дурно

    воспитанных молодых людей неосознанной. У расстройств, ведущих к ненависти

    и войне между поколениями, причины двоякого рода:

    1. Приспособительные изменения, требуемые при передаче

    культурного наследия, становятся от поколения к поколению все

    больше.

    2. На молодежь ложится основная тяжесть безработицы, как и бремя

    устройства в жизни – обретение ее смысла.

    Условием прогресса человечества является развитие личности. Развитие

    личности в умственном отношении лишь тогда прочно, когда личность

    выработала в себе потребность критического взгляда на все ей

    представляющееся, и уверенность в неизменности законов, управляющих

    явлениями. Развитие личности в нравственном отношении лишь тогда вероятно,

    когда общественная среда позволяет и поощряет в личностях развитие

    самостоятельного убеждения. Когда личность имеет возможность отстаивать

    свои убеждения и тем самым вынуждена уважать свободу чужого убеждения.

    Когда личность осознала, что ее достоинство заключено в ее убеждении и что

    без уважения достоинства чужой личности нет уважения собственного

    достоинства.

    От культурного состояния народных масс зависит, какая политическая

    организация, какие политические идеи и способы действий окажутся наиболее

    влиятельными и могущественными. Получающийся общий политический итог всегда

    определен взаимодействием содержания и уровня общественного сознания масс и

    направлением идей руководящего меньшинства.

    В воспитании необходимо сознание зависимости всякой власти от

    духовного и культурного уровня общества, и, следовательно, ответственности

    общества за свою власть.

    Каким должно быть воспитание отдельного человека, чтобы состоящее из

    тих людей общество никогда не могло быть охвачено энтузиазмом разрушения,

    самоуничтожения и т.д.? Это – профилактическое, упреждающее дисгармонию

    воспитание, вбирающее в себя способность предвидеть и ответственность перед

    собой и миром. Это – воспитание к правильно понимаемому личному интересу.

    Это и терапевтическое воспитание активности воли, прочности,

    сопротивляемости. Проявления и следы нравственного и духовного прошлого

    народа могут изменяться и развиваться лишь через воспитание и внутреннее

    совершенствование народной воли и мысли.

    7. ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ.

    По сравнению со всеми известными нам существами человек появляется на

    свет в наибольшей степени свободным от инстинктов. Поведение новорожденного

    запрограммировано в недостаточной для его выживания степени. Условные

    рефлексы развиваются во взаимодействии с окружающей средой только при

    достаточном уходе. Человек рождается беспомощным и нуждается в воспитании,

    чтобы выжить.

    Судьба человека тоже почти целиком зависит от воспитания. Оно

    спасительно, но в нем таятся и серьезные угрозы для настоящего и будущего

    ребенка.

    Сообразное природе человека воспитание опирается на доверие и заботу.

    Наказания укореняют в людях изворотливость и бесстыдство. В воспитании

    запрещено внушение, индоктринация, прозелитизм. Разрешено увлечение,

    истолкование, приглашение. В личности необходимо взращивать чувство

    собственного достоинства, а для этого, в частности, нельзя ни при каких

    обстоятельствах унижать достоинство ребенка. Воспитание обязано

    освободиться от малейшего призвука угнетения. Эксплуатации и тиранства.

    Природосообразному воспитанию приходится исходить из чувств

    воспитуемых. Чувственные ощущения, склонности и страсти проявляются в

    человеке в самой сильной степени. Там, где культура не привнесла в них

    известную тонкость, они разрушительны. И там исчезает всякая сила, и ничего

    доброе и ценное произойти не может. Жестокость страстей является следствием

    привычек, которые передаются в ходе воспитания. Результатом незнания

    средств, помогающих сопротивляться их первичным движениям, обуздывать их,

    отвращать и направлять их действие.

    Воспитание подчиняется жестким законам, они проистекают из природы

    человека. Закон единства, целостности, неразрывности воспитания отражает в

    себе системность личности. Невозможно человеку развиваться по частям.

    Просвещение рассудка не дает еще нравственности. Речь идет об

    уравновешенном развитии эмоциональной, умственной, ценностной, волевой и

    физической сторон личности. Это – закон укрепления человека в лучшем и

    преодоления худшего в своей природе. Для включения личности в социально

    ценную активность и обеспечения эффективного самообразования.

    Педагогический закон «золотой середины» говорит о том, что любая

    крайность, любое преувеличение какого бы то ни было качества или количества

    в отношениях между человеком воспитывающим и человеком воспитуемым опасны

    или даже губительны. В частности, он значит: не ломай воли ребенка, иначе

    он станет рабом, бунтующим или не бунтующим, но рабом. Дай ему понимание

    наших мотивов и дай ему здоровый материал для тренировки воли. Материал

    посильных и понятных ему, принятых им трудностей, вытекающих из общей жизни

    семьи или замещающего ее коллектива. Идеал – не послушание нашей воле, а

    послушание необходимости. Всегда послушный нам ребенок – или забитый или

    притворяющийся. Правильно развивающийся человек должен понимать – обсуждать

    их.

    Весьма значительно и оптимальное соотношение воспитывающего

    вмешательства в жизнь ребенка с его активностью. Этот закон требует

    соответствия воспитания стихийному становлению и развитию личности.

    Соблюдение этого закона обеспечивает принятие воспитания воспитуемыми. Это

    закон золотого совпадения. Воспитание невозможно без вмешательства в

    жизнедеятельность воспитанников в форме ее организации. Но принудительное

    управление развитием ребенка без включенности в него самоуправления

    воспитуемых или бесполезно или вредно. Благотворно движение всех участников

    воспитательного процесса к совместно принятым, разделенным, целям. Орудия

    такого законосообразного воспитания это – и договоренность, и разъяснение,

    и подсказка. Поощрение усилий, педагогический оптимизм.

    В любом воспитании присутствует самовоспитание. Без принятия учащимся

    активного участия в воспитательном процессе научить его ничему невозможно.

    Очень полезна объективная обратная связь – зеркально четкая информация о

    промежуточных и конечных результатах действия, его успешности. Постепенно

    помощь со стороны воспитателя уменьшается и, наконец, прекращается, когда

    воспитанники успешно обходятся без нее.

    Закон воспитания трудностями, через трудности, благодаря трудностям.

    Здесь речь идет об увлечении воспитуемых системой посильных и нарастающих

    трудностей в усвоении культуры и привязки ее содержания к их наличным

    интересам и знаниям об окружающем мире – закон оптимального закаливания.

    Воспитать – значит обеспечить опытом преодоления посильных и все

    увеличивающихся трудностей. В их число входят: ограничение времени на

    выполнение работ, требование все более строгой последовательности в ее

    выполнении, повышение ответственности за сбои. Полезно также постепенно

    увеличивать число условий в задаче. Необходимы строгие доказательства

    правильности решений и действий.

    Рост трудностей, если он не чрезмерен, сопровождает совершенствование

    ребенка и даже ведет его за собой: бросает вызов и дает надежду на

    достойный ответ .Т.е. создает ближайшую зону развития, по Выготскому.

    Однако, и этот закон подчиняется правилу золотой середины в дозировке.

    Закон должной мотивации. Он обязывает воспитателя привязывать

    содержание усваиваемой культуры к наличному знанию питомцев о себе и об

    окружающем их мире. Вредно принуждение учащихся к усвоению информации,

    смысл и личностное значение которой ускользает от их чувств и сознания.

    Закон должной мотивации еще раз обнаруживает всеопределяющую роль

    чувств в образовании. Без них невозможно познание добра. Без них нет

    правильной мысли. Самое надежное средство развить силу мышления – это

    укоренение любви к истине.

    Цель общего образования – развитие общих способностей личности,

    универсальных способов деятельности, генеральной человеческой способности –

    трудоспособности, а также способности к постоянному совершенствованию.

    Нравственных и эстетических эмоций, внимания. Воображения, памяти,

    мышления, речи.

    Общее образование призвано ввести людей в общечеловеческую и

    национальную культуру. Вместе с тем оно является базой любой последующей

    или сопровождающей его специализации, т.е. углубленного развития

    специальных способностей – к отдельным видам деятельности. Овладение общими

    способами деятельности выступает одной из важнейших предпосылок приращения

    знаний. Общее образование призвано научить мыслить конкретно. Его цель –

    ввести в искусство разыскания истины, отличения истины от лжи.

    Человек, овладевший методом научного познания и применяющий его в

    обыденной и профессиональной деятельности, минимизирует свои неизбежные в

    любой сфере жизнедеятельности ошибки. От ограниченности, узкой

    сверхпрофессионализации есть профилактическое средство: развивать

    склонность и способность к переносу наличных знаний. Умений и навыков в

    новые ситуации, к применению их в решении новых задач.

    Эффективность образования определяется его результатами в

    сопоставлении их с целями и средствами достижения: вкладом в создание

    материальных и духовных ценностей, в обучение новых поколений искусству

    правильно жить не только в будущем, но и в сегодняшней действительности.

    Содержание образования отбирается по критериям природы и сущности

    личности, полноты и системности видов деятельности, необходимых для

    развития ее способностей. Содержание общего образования определяется

    особой, так называемой общей культурой. Ядро ее – культура умственного,

    духовного, практико– ориентированного труда. Общее образование включает в

    себя и естественнонаучный компонент. Гуманитарное образование не

    противостоит натуралистскому.

    Содержание образования призвано служить предотвращению, с одной

    стороны, робости и лености духа, а с другой – агрессивной нетерпимости –

    прародительницы междоусобиц любого типа.

    Основное содержание образования - знание о переживаемом бытии

    личности.

    Антропологическая культура – это постижение человека как продукта

    собственной деятельности. Она включает в себя культурную антропологию, или

    этнографию.

    Мощным общеобразовательным зарядом обладает философская культура,

    понимаемая предельно широко и включающая в себя прексеологию, науковедение,

    натурфилософию, семиотику.

    Логика – тесно увязанный с философией пласт культуры – обязательна для

    развития критичности мышления. Культуры мысли. Как противоядие от

    манипуляции сознанием людей. Она необходима для распознавания софизмов,

    вызванных к жизни самолюбием, личными интересами, страстями, преступными

    замыслами.

    Идеи и язык этики и эстетики также составляют важные компоненты

    воспитания.

    Другим важнейшим компонентом общего образования является

    филологическая культура с ее лингвистической и литературоведческой

    составляющими. Здесь и владение основными знаковыми системами,

    естественными языками, и представление об информационно – коммуникативных и

    символических структурах и связях, и знание принципов риторики и, конечно

    же, мировой художественной культуры.

    Также стоит перечислить гуманитарное образование, которое нуждается в

    элементах классического; математическая культура, философия математики и ее

    главы, без которых не обходится ни одна из наук. Экологическая культура –

    целостно-системное видение мира и человека в нем.

    По мере роста развивающейся личности расширяется круг обозрения

    окружающего ее мира и углубляется проникновение в свой внутренний мир.

    Сбалансированность составных частей учебно-воспитательной деятельности

    школы вносит вклад в приобретение необходимых качеств воспитывающей,

    обучающей и развивающей среды – среды активной, творческой, в которой

    развиваются и крепнут склонности, способности и дарования ребят.

    Итак, описанное выше содержание образования акцентирует не запоминание

    информации, а изучение действительности, применение присваиваемой культуры

    к решению текущих задач окружающей его и личной жизни.

    8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    Воспитание человека человеком изучается целостно, системно – как

    педагогико-антропологическая наука. Педагогическая антропология не просто

    изучает человека как воспитателя и воспитуемого, но и сама воспитывает

    того, кто систематически и серьезно изучает ее.

    Чтобы присваивать опыт человечества, надо хотеть этого и необходимо

    располагать условиями, в частности временем, помощниками (учителями,

    воспитателями), учебными материалами, а так же нужно уметь это сделать.

    Любая по характеру и содержанию культура, которую впитал тот или иной

    человек и которая сделала его тем или иным человеком, представляет собой

    историческое образование. Она создавалась настолько издавна, что

    спрессовала в себе опыт мириад породивших нас людей.

    Антропологическое течение сознательно и преднамеренно предпосылает

    себе педагогическую антропологию. Оно строит свои основоположения в ходе

    органического синтеза педагогического человековедение. Оно отличается

    многофакторным подходом к истокам и движущим силам развития личности. Как и

    к педагогическому вмешательству в этот процесс. Педагоги-атропологи

    исследуют действие биологических, и социальных, и духовных факторов в

    структуре воспитывающегося и воспитывающего человека.

    Итак, педагогическая антропология представляет собой фундамент,

    основание педагогики. Она изучает природу ребенка, детей, их групп, а также

    среды, в которой взрослеют дети. В ней решаются вопросы о сущности человека

    как воспитуемого и воспитателя. Ею исследуется сущность воспитания,

    обучения, образования, взятых в их взаимодействии с окружающим их миром.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    1. Б.М.Бим-Бад «Педагогическая антропология» М.,УРАО 1998

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.